Нормативно-правовые проблемы регулирования создания и деятельности агломераций на региональном уровне
Савельева Н.К.1, Созинова А.А.1, Макарова Т.В.1, Шпенглер А.В.1, Бармина Е.А.1
1 Вятский государственный университет, Россия, Киров
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 3 (Март 2023)
Цитировать:
Савельева Н.К., Созинова А.А., Макарова Т.В., Шпенглер А.В., Бармина Е.А. Нормативно-правовые проблемы регулирования создания и деятельности агломераций на региональном уровне // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 3. – С. 733-746. – doi: 10.18334/epp.13.3.117394.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50792812
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Актуальность темы исследования обусловлена значимостью агломераций для социально-экономической системы региона. На сегодняшний день агломерации становятся не только местами максимальной концентрации ресурсов, но также и точками привлечения инвестиций, полюсами территориального роста. Развитие агломераций обусловлено не только агломерационными эффектами, но и приоритетами региональной экономической политики и пространственного развития субъектов Российской Федерации. Для функционирования агломераций необходимо четкое и грамотное законодательное регламентирование их деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях. В работе проанализировано федеральное и региональное законодательство, устанавливающее процесс создания и функционирования агломераций, выявлены основные проблемы и сделаны выводы о необходимости дальнейшего развития законодательства в данном направлении. Все это подтверждает высокую актуальность и востребованность исследования. Данная статья представляет интерес для исследователей в сфере нормативно-правового и организационного процесса деятельности агломераций в РФ
Ключевые слова: агломерация, правовое регулирование, регион, региональное законодательство, территориальное развитие
JEL-классификация: R58, R12, R13
Введение
Социально-экономическое значение развития агломераций в современных реалиях трудно переоценить. Агломерации выступают драйверами развития регионов, позволяя аккумулировать различные ресурсы для экономической системы субъекта. Однако нормативно-правовое регулирование деятельности агломераций в России как на федеральном, так и на региональном уровнях не развито либо развито крайне слабо.
Возрастающая актуальность роли агломераций в социально-экономическом развитии регионов, отсутствие федерального закона и пробелы регионального нормативно-правового регулирования развития агломераций представляет насущную проблему, требующую своего решения.
В исследовании были проанализированы авторские исследования в области регионалистики и развития социально-экономических систем региона [33-37], а также значительный объем нормативно-правовых актов федерального уровня [1,3,4,5], документов стратегического развития территорий [5,6,7,8,9], а также стратегические документы и законодательство ряда субъектов Российской Федерации [10-32].
Авторская гипотеза строится на том, что агломерации представляют собой важным элемент развития региональных социально-экономических систем и требуют четкого законодательного регламентирования как на федеральном уровне, так и на уровне конкретного региона России.
Целью исследования является рассмотрение законодательного обеспечения создания и деятельности агломераций в Российской Федерации и выявление основных тенденций для дальнейшего законодательного регламентирования функционирования агломераций в регионах.
Актуальность темы исследования обусловлена значимостью и теми эффектами, которые привносит создание агломераций в субъектах Российской Федерации, которые должны функционировать в рамках четко обозначенной нормативно-правовой конструкции в целях социально-экономического развития как субъекта РФ, так и государства в целом.
Основными методами проведения исследования является монографический метод, нормативно-правовой метод, формально-юридический метод и метод сравнительного правоведения.
Научная новизна исследования заключается в выявлении актуальных тенденций развития нормативно-правового регулирования агломераций условиях регионального пространства.
Основная часть
Сегодня научная проблема создания адаптивной и устойчивой системы управления экономикой региона остается приоритетной как с точки зрения государства, так и с позиций регионального сообщества [35]. Исследование способности территории к самостоятельному развитию является объектом «внимания ученых и специалистов-практиков не одно десятилетие [37].
Развитие территорий должны активизировать человеческий капитал; совершенствовать сферу образования территорий; усиливать интеграцию образования и науки; повышать уровень квалификации занятых в промышленности [36]. Все это возможно в том числе при создании агломераций в территориальных образованиях государства.
В настоящее время очевидна актуализация научных и практических разработок, нацеленных на социально-экономическое регулирование агломерационных процессов в государстве [33]. Деятельность агломераций невозможна без четкой и актуальной нормативно-правовой базы.
Разработка и принятие нормативно-правовых актов в области развития агломераций и агломерационного эффекта несомненно выступает важнейшим направлением в области социально-экономического развития регионов.
Это обусловлено объективным процессом урбанизации территорий, концентрации промышленности в кластерные образования и важнейший фактор развития территорий [34].
На сегодняшний день отсутствует комплексный федеральный нормативно-правовой акт, посвященный агломерациям. Упоминание о законодательном понятии термина агломерации дается в ряде подзаконных нормативно-правовых актов.
Так, в Постановлении Правительства РФ от 26 ноября 2019 года № 1512 дается следующее определение агломерации [3].
«Агломерация» – совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 500 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями».
Термин городская агломерация упоминается в Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2021 года № 542 [4]: «Городская агломерация» – образуемая крупнейшим городским округом – «ядром агломерации» и муниципальными образованиями - «спутниками» многокомпонентная система с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, в частности, наличием «маятниковой» трудовой миграции населения.
Также понятие агломераций содержится в ряде норм строительной отрасли, применительно к вопросам градостроительства и организации пространства.
Анализируя документы стратегического планирования, укажем, что термин «агломерация» используется в основном в документах социально-экономического планирования, утверждаемых актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти.
Отметим, что отсутствие единого законодательного закрепления термина «агломерация» не обеспечивает единство правоприменения. Это создает определенные сложности, так как не позволяет выявить суть рассматриваемого явления и тем самым обеспечить должное функционирование данного механизма и его организационно-правовое развитие.
Необходимость создания агломераций и соответственно их правовое оформление упоминалась в ряде стратегических и программных документов.
Так, в 2008 году Правительство Российской Федерации утверждает «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», в соответствии с которой крупные городские агломерации должны стать важной частью долгосрочной стратегии развития России и сделать экономику России конкурентоспособной на мировом рынке. Впервые на уровне государственного документа пространственное развитие инфраструктуры и инвестиционной деятельности, создание новых центров экономического роста объявляются в качестве приоритета региональной политики государства, направленной на «снижение регионального неравенства и уменьшение сверх концентрации экономических ресурсов в столичных агломерациях».
Согласно Концепции инновационное и социальное долгосрочное развитие Российской Федерации базируется на научно-техническом и образовательном потенциале крупных городских агломерации, на формировании территориально-производственных кластеров в урбанизированных регионах [5].
Последующее развитие основные идеи Концепции получили в ряде проектов документов, которые официально так и не были приняты. Речь идет о проекте постановления Правительства РФ 2010 года о развитии каркаса системы расселения страны, в котором предполагалось создание 20 крупных агломераций на базе муниципальных образований-миллионников, а также о «дорожной карте» развития агломераций в России 2013 года, определявшей критерии отбора агломераций для участия в реализации социально-экономических проектов.
В Указе Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года №134 «Об основах государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года» дальнейшее развитие процесса урбанизации, в частности развитие крупных городских агломераций, рассматриваются «как необходимое условие обеспечения экономического роста, технологического развития и повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках» [3].
В утвержденном Правительством РФ 22 ноября 2018 года «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года» предусмотрены шаги по качественной трансформации структуры рабочей силы и динамики производительности труда [6]. Также следует отметить важность утверждения Правительством РФ в 2019 году «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [7]. Вопросы агломерации рассматриваются в Стратегии довольно широко как ключевой приоритет пространственного развития Российской Федерации.
Городскую агломерацию Стратегия определяет, как «совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения (500-1000 тыс. чел. – крупная агломерация или свыше 1 млн. чел. – крупнейшая агломерация), связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями» [9].
В указе Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», а также в Стратегии пространственного развития страны агломерации определяются как полюса экономического роста и воспроизводства человеческого капитала.
В нормативных актах дается понятие сельских агломераций. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 декабря 2019 № 1332, к понятию «сельских агломераций» относятся сельские территории, поселки городского типа, рабочие поселки, которые не входят в состав городских округов [8].
Однако все перечисленные выше документы не регламентируют процесс создания, оформления, организационного функционирования деятельности агломераций, а определяют только их значимость в социально-экономическом развитии.
Отметим, что попытки принятия федерального закона, регламентирующего общие положения о создании и функционировании регламентаций, принимались. Так, подготовленный в 2020 году Минэкономразвития РФ проект федерального закона «О городских агломерациях» [10] представляет значительный рынок в данном направлении. Однако до сегодняшнего дня данный нормативно-правовой акт не принят. Несомненно, данный законопроект является положительным шагом в нормативно-правовом регулировании деятельности агломераций.
К положительным сторонам законопроекта можно отнести выделение критериев городской агломерации: наличие центра, транспортной доступности, установленной средней плотности населения; разграничение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере развития городских агломераций; определение форм межмуниципального сотрудничества (соглашения, координационные советы) как условие создания агломерации.
Следует обратить внимание на то, что большинство субъектов Российской Федерации проводят свою политику в сфере агломераций и даже вышли на более высокий уровень понимания данного процесса, нежели на федеральном уровне. Можно отметить, что субъекты федерации ведут упреждающую политику в вопросах нормативно-правового регулирования деятельности агломераций. В качестве примера можно назвать Томскую область, где на региональном уровне приняты законы, регулирующие сферу агломерирования [11].
Проанализировав региональное законодательство в вопросах правового оформления деятельности агломераций можно сделать вывод о том, что существует четыре типа регулирования агломераций.
Таблица1 – Типы нормативно-правового регламентирования агломераций в РФ
Тип регламентирования
|
Особенности
регулирования агломерации в субъекте РФ
|
В каких
агломерациях предусмотрен порядок
|
Первый тип
|
В стратегии социально-экономического
развития субъекта РФ агломерации не упоминаются, или упоминается только факт
их наличия без регламентации порядка создания и деятельности агломерации.
Регулирование деятельности агломерации формальное
|
Омская агломерация
|
Второй тип
|
В стратегии
субъекта РФ приводятся границы агломераций и указываются направления их
перспективного развития. Подробно статус агломерации не прописан, не указан
порядок создания и функционирования
|
Московская
агломерация, Краснодарская агломерация, Алтайская агломерация
|
Третий тип
|
Иметься закон
субъекта, однако регламентирование создание и деятельности недостаточное.
Имеются общие указания о порядке создания и деятельности агломерации без
достаточного оформления
|
Белгородская
агломерация,
Томская агломерация, Ростовская агломерация, Кемеровская агломерация, Ханты-Мансийская агломерация |
Четвертый тип
|
Действуют или
находятся в процессе разработки и принятия закона субъекта РФ о
перераспределении полномочий между органами МСУ муниципальных образований
агломерации и органами государственной власти региона. Статус агломерации
практически не определен или определён формально
|
Челябинская
агломерация, Самарская агломерация, Саратовская агломерация
|
Как показывают данные, представленные в таблице, только в четырех регионах РФ разработаны региональные законы, определяющие процесс создания и функционирования агломераций.
Далее проанализируем в каких нормативно-правовых и стратегических документах субъекта имеется упоминание не функционирование агломерации. Для анализа бы выбраны ряд агломераций РФ.
Таблица 2 – Нормативно-правовые акты и иные документы планирования развития территории, регламентирующие статус агломераций в различных субъектах РФ
Документ,
регулирующий создание и функционирование агломерации
|
Агломерация
|
Закон субъекта РФ
|
Белгородская, Томская, Кемеровская.
Ростовская
|
Стратегия социально-экономического
развития региона
|
Челябинская. Удмуртская, Омская,
Краснодарская, Красноярская, Ханты-Мансийская, Ульяновская, Удмуртская,
Новосибирская
|
Стратегия развития агломерации
|
Ижевская
|
Концепция развития агломерации
|
Томская, Сургутская, Красноярская.
Иркутская, Нижневартовская, Самаро - Тольятинская
|
Проанализировав данные, представленные в таблице, отметим, что только в одном субъекте РФ принята стратегия развития агломерации. Данная стратегия определяет направления городского развития, развития транспортной инфраструктуры, не указывая порядок создания агломерации и управления агломерационными процессами.
Аналогично можно сказать и о концепциях развития агломерации, которые есть в ряде регионов России. В большинстве регионов России в действующих стратегиях социально-экономического развития упоминаются агломерации как необходимые драйверы роста для экономики региона. Однако отметим, что перечисленные выше документы не являются нормативно-правовыми, а определяют общие тенденции и тренды развития территорий, не определяя ключевые моменты организационного сопровождения деятельности агломерации.
Нормативные документы представлены только в четырёх субъектах РФ, где были приняты региональные законы, регламентирующие порядок создания агломераций, направления деятельности органов власти по развитию городской агломерации, вопросы функционирования агломераций, а также вопросы взаимодействия региональных и муниципальных органов власти в вопросах взаимодействия по вопросам развития агломераций в субъекте. Несомненно, принятие данных актов является положительным направлением для развития нормативно-правового оформления агломераций.
Достаточно подробно регламентируется статус агломераций на региональном уровне в Белгородской области [11]. Также на территории области действуют межмуниципальные соглашения о взаимодействии по развитию агломераций. Больший упор в данном нормативно-правовом акте был сделан на функции муниципальных образований субъекта.
Говоря о нормативно-правовом регулировании, следует коснуться вопросов межмуниципального сотрудничества муниципальных образований, входящих в состав агломерации. Отметим, что данные вопросы поверхностно отражены в Федеральном законе «Об общий принципах организации местного самоуправления» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ [1], который определяет общие направления межмуниципального сотрудничества. Однако терминологически агломерации в законе не упоминаются.
В данном нормативно-правовом акте отражена возможность региональным законодательством определять порядок наделения муниципальных образований, в границах субъекта статусом городских округов с внутригородским делением.
Также в ст. 8 и 9 данного закона определяется принципы межмуниципального сотрудничества. Конкретные формы организации межмуниципального сотрудничества для городских агломераций законодательство не раскрывает.
Следовательно, вопросы межмуниципального сотрудничества в процессе функционирования агломерации также нераскрыты.
Проведенный анализ регионального законодательства позволяет делать вывод, что законы недостаточно подробно регламентируют процесс создания агломераций, не определяют порядок взаимодействия между муниципальными образованиями, входящими в состав агломерации, не прописывают направления межведомственного взаимодействия. Так же в законах не прописан статус создаваемых для управления агломерацией органов и порядок взаимодействия между ними, а также не раскрываются вопросы межмуниципального взаимодействия. Данные пробелы создают практические проблемы в функционирования агломерации, не позволяют четко определить компетенцию органов управления. Все это говорит о недостаточном уровне нормативно-правового регулирования агломерацией как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Таким образом, несмотря на актуальность проблем правом конструкция, «агломерация» как комплексный объект управления и регулирования не сформулирована и не определен единый механизм ее функционирования.
Заключение
На сегодняшний день создание агломераций выступает важнейшим фактором социально-экономического развития региональных систем. Подводя итог вышеизложенному отметим, что в настоящее время имеется явная необходимость в нормативном закреплении понятия «агломерация» и регулировании вопросов агломерационного развития, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Прежде всего необходимо принятие федерального закона, дающего как четкое определение термина «агломерация», так и закрепление основных принципов и базовых положений по созданию и функционирования данного механизма.
В целом развитие нормативного регламентирования агломераций не может ограничиться только определением правового понятия «агломерация», комплексный характер этого социально-правового явления несомненно должен предусматривать учет территориальных процессов различными законодательными актами, в том числе разными отраслями права и законодательства.
Существенное значение в данном случае должны иметь юридически оформленные на федеральном уровне признаки агломераций.
На основе федерального закона должны разрабатываться региональные законы, конкретизирующие все актуальные опросы создания и функционирования агломераций. В заключении отметим, что правовой статус агломерации имеет принципиально важное значение.
Источники:
2. Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/ (дата обращения: 10.02.2023).
3. Постановление Правительства РФ от 26.11.2019 N 1512 «Об утверждении методики оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и налоговых льгот». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339334/ (дата обращения: 10.02.2023).
4. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2021 № 542 (ред. от 04.06.2022) «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382080/ (дата обращения: 10.02.2023).
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. (ред. от 08.08.2009). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8 033c66928fa27e527/ (дата обращения: 10.02.2023).
6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period (дата обращения: 10.02.2023).
7. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
8. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»: Постановление Правительства РФ от 17 октября 2019 г. №1332. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/125243/ (дата обращения: 10.02.2023).
9. Об утверждении стратегии развития Северо-Западной зоны Алтайского 351 края на период до 2025 г.: Постановление администрации Алтайского края от 14.10.2014 № 474. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/423852814 (дата обращения: 10.02.2023).
10. Проект Федерального закона «О городских агломерациях». (ID проекта 01/05/09-20/00107906). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc&base=PRJ&n=199079#040256900775604193 (дата обращения: 10.02.2023).
11. Закон Томской области от 10 апреля 2017 г. № 23-ОЗ «О развитии агломераций в Томской области». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/467934283 (дата обращения: 10.02.2023).
12. Закон Белгородской области от 1 марта 2016 г. № 58 «О развитии агломераций в Белгородской области». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/432897304 (дата обращения: 10.02.2023).
13. Закон Иркутской области от 10 января 2022 г. N 15-ОЗ «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года». [Электронный ресурс]. URL: https://demo.garant.ru/#/document/403353341/paragraph/4027/doclist/182/showentries/0/highlight/агломерация:3 (дата обращения: 10.02.2023).
14. Закон Томской области от 10 апреля 2017 г. № 23-ОЗ «О развитии агломераций в Томской области». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/467934283 (дата обращения: 10.02.2023).
15. Закон Кемеровской области - Кузбасса «О создании и развитии агломераций в Кемеровской области - Кузбассе» от 24.03.2022 N 28-ОЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://kemerovo-pravo.ru/zakon/2022-03-24-n-28-oz/st-11.html (дата обращения: 12.02.2023).
16. Областной закон Ростовской области от 29 июня 2022 г. N 704-ЗС «О развитии агломераций в Ростовской области». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6100202206300004 (дата обращения: 10.02.2023).
17. Стратегия пространственного развития Ижевской агломерации. [Электронный ресурс]. URL: https://izhevsk2030.ru/ (дата обращения: 10.02.2023).
18. Концепция социально-экономического и пространственно-территориального развития агломерации «Томск – Северск – Томский район». [Электронный ресурс]. URL: http://tomsk.gov.ru/uploads/ ckfinder/1/userfiles/files/Краткая пояснительная записка.docx. (дата обращения: 10.02.2023).
19. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года от 31 января 2019 г. N 1748 утверждена Законодательным собранием Челябинской области. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/553133071 (дата обращения: 10.02.2023).
20. Концепция развития Сургутской агломерации. [Электронный ресурс]. URL: http://urbanica.spb.ru/project/kontseptsiya-razvitiya-surgutskoj-aglomeratsii/ (дата обращения: 10.02.2023).
21. Стратегия социально экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года. Принята Законом Удмуртской Республики от 09.10.2009 № 40-РЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/960018555 (дата обращения: 10.02.2023).
22. Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года утверждена указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/467304053 (дата обращения: 10.02.2023).
23. Стратегия социально-экономического развития краснодарского края до 2030 года утверждена законом Краснодарского края от 21 декабря 2018 года N 3930-КЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/550301926 (дата обращения: 10.02.2023).
24. Стратегия социально экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года утверждена Правительством Новосибирской области от 19 марта 2019 года N 105-п. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/465728379 (дата обращения: 10.02.2023).
25. Стратегия социально-экономического развития красноярского края до 2030 года утверждена Правительством Красноярского края от 30 октября 2018 г. N 647-п. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/550243058 (дата обращения: 10.02.2023).
26. Концепция комплексного развития территории Красноярской агломерации. [Электронный ресурс]. URL: https://news.sfu-kras.ru/files/doklad_buharovoy_eb_oesr.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
27. Стратегия социально экономического развития Ханты Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года Утверждена Правительством Ханты-Мансийского автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/411709517 (дата обращения: 10.02.2023).
28. Стратегия социально-экономического развития ульяновской области до 2030 года Утверждена постановлением Правительства Ульяновской области от 13 июля 2015 года N 16/319-П. [Электронный ресурс]. URL: ttps://docs.cntd.ru/document/463710828 (дата обращения: 10.02.2023).
29. Стратегия социально-экономического развития ростовской области на период до 2030 года утверждена Постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2018 N 864. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/550327095 (дата обращения: 10.02.2023).
30. Концепция развития Иркутской агломерации. [Электронный ресурс]. URL: http://frrio.ru/project/?23 (дата обращения: 10.02.2023).
31. Концепция развития Нижневартовско1 агломерации. [Электронный ресурс]. URL: https://nizhnevartovsk.itpgrad.ru/aglomeration (дата обращения: 10.02.2023).
32. Концепция развития Самаро-Тольяттинской агломерации Самаро-Тольяттинская агломерация. [Электронный ресурс]. URL: https://eco nomy.samre-gion.ru (дата обращения: 10.02.2023).
33. Бухвальд Е.М. Агломерации и проблемы их законодательного регулирования // Жилищные стратегии. – 2021. – № 1. – c. 11-26.
34. Павлов Ю.В., Хмелева Г.А. Концепция региональной агломерационной политики () // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2.
35. Макарова Т.В. Теоретические подходы к типологизации регионов по уровню экономической безопасности // Общество. Наука. Инновации (НПК-2019): Сборник статей XIX Всероссийской научно-практической конференции: в 4-х томах. – c. 313-318.
36. Савельева Н.К., Созинова А.А., Палкина М.В., Караулов В.М. Оценка инновационного развития депрессивных регионов // Теоретическая экономика. – 2020. – № 11(71). – c. 42-60.
37. Сорокина Н.Ю. Оценка перспектив развития старопромышленных регионов как региональных «центров роста» российской федерации // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 639-654.
Страница обновлена: 08.08.2024 в 10:03:14