Социально-экономическая поддержка молодежи, получающей высшее образование: опыт Скандинавских стран

Карагулян Е.А.1, Тепляков Д.О.1
1 Тюменский государственный университет, Россия, Тюмень

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 8 (Август 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46451046
Цитирований: 2 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
Молодежная политика Европейских стран нацелена на обеспечение высоких социальных и экономических гарантий для молодежи, что позволяет ей реализовать свой потенциал в полной мере. Вместе с тем, несмотря на наличие единой стратегии реализации молодежной политики в ЕС, сохраняются страновые различия в социально-экономической поддержке молодежи в различных сферах. В данной статье рассмотрены и проанализированы особенности социально-экономической поддержки молодежи, получающей высшее образование в Скандинавских странах. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что уровень социально-экономической поддержки в Скандинавских странах остается одним из самых высоких, что способствует созданию условий и возможностей для молодежи реализовывать новые идеи, интеллектуальный и творческий потенциал. Рассмотренные в статье меры и инструменты социально-экономической поддержки подтверждает приверженность Скандинавских стран принципам справедливого распределения национального богатства, равенства возможностей, права на максимально возможный уровень жизни для всех граждан.

Ключевые слова: социально-экономическая поддержка студентов, учебный грант, студенческая ссуда, Скандинавские страны

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19–29–07134 “Социально-экономические гарантии реализации интеллектуального потенциала молодежи: сравнительное исследование опыта России и Скандинавских стран”.

JEL-классификация: J21, J24. J44



Введение

Создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала молодежи является одним из важнейших условий для обеспечения стабильного экономического роста страны в долгосрочной перспективе. На сегодня в странах Северной Европы накоплен обширный опыт социально-экономической поддержки молодежи, а также опыт в создании условий для реализации творческого потенциала молодых людей, их интеграции в общество, который следует учитывать при разработке отечественной молодежной политики.

В целом стратегия государственной молодежной политики Скандинавских стран нацелена на обеспечение высокого уровня социально-экономических гарантий и поддержки для молодежи [3, c. 1406; 14] (Bizin, Bizina, 2021, р. 1406). Официальные данные свидетельствуют о том, что Скандинавские страны обеспечивают молодежи уровень социально-экономической поддержки и гарантий, значительно превышающий среднеевропейский уровень.

Сложившаяся система социально-экономической поддержки молодых людей в Скандинавских странах базируется на единых принципах, принятых в рамках ЕС. При формировании стратегии развития молодежи страны ЕС подписали соглашение, в котором взяли на себя обязательство поддерживать творческий и инновационный потенциал молодежи, развивать таланты молодых людей посредством формального и неформального образования. Разработанный пакет поддержки занятости молодежи в ЕС и Европейская программа повышения квалификации направлены на укрепление способностей молодых граждан к инновациям, социальной и профессиональной интеграции.

Однако несмотря на высокий уровень поддержки молодежи, сложившаяся текущая ситуация из-за пандемии COVID-19 внесла коррективы в социальную политику большинства стран. В частности, правительства большинства стран вынуждены были в течение последних двух лет уделять больше внимания проблемам в здравоохранении, в экономике, а проблемы молодежи отчасти ушли на второй план.

Эксперты ОЭСР среди наиболее острых проблем молодежи, требующих решения со стороны государства вследствие пандемии COVID-19, выделяют, прежде всего, снижение доступности образования, рост безработицы среди молодежи, а также снижение доверия молодежи к правительству [14; c. 15]. Данные исследований свидетельствуют о том, что несмотря на созданные условия для получения дистанционного образования, только половина учащихся стран ОЭСР в условиях пандемии смогла получить полный доступ ко всей учебной программе. Кроме того, получение образования, в том числе и в дистанционном формате, требует дополнительных расходов со стороны студентов или их родителей, что в ситуации с пандемией, а также вынужденной безработицей может стать дополнительной проблемой в получении образования молодежью. По оценкам экспертов ОЭСР, один потерянный учебный год эквивалентен потере 7–10% дохода в течение жизни человека. Сложившаяся ситуация может сказаться на темпах экономического роста, производительности труда и благосостоянии будущих поколений. Все это делает тему данного исследования особо актуальной и требует от правительства стран пересмотра и корректировки существующих программ и мер социально-экономической поддержки молодежи, получающей высшее образование в условиях пандемии COVID-19, да и в целом молодежной политики.

Цель данного исследования – провести компаративный анализ существующей системы социально-экономической поддержки молодежи, получающей высшее образование в Скандинавских странах, дать оценку применимости предпринятых мер дополнительной поддержки молодежи со стороны правительства данных стран в условиях пандемии COVID-19 в России.

Опыт социально-экономической поддержки молодежи, получающей образование в Скандинавских странах

Социально-экономическая и молодежная политика ЕС направлена на обеспечение достаточно высокого уровня поддержки системы образования, обеспечение качественного образования и обучения [4, 5] (Grachev, 2016; Grachev, 2019). Правительство ЕС побуждает национальные власти стран – участниц Европейского союза придерживаться единого подхода к формированию и реализации социально-экономической поддержки молодежи, получающей образование [2, с. 125; 7, с. 135] (Amiantova, 2016, р. 125; Fedorchuk, 2010, р. 135). При этом следует отметить, что политика стран ЕС в данной области существенно различается [11; с. 518] (Schmidt, 2008, р. 518). Средний уровень расходов на образование в процентах от ВВП по всем странам ЕС составляет около 5%, но Скандинавские страны последнее десятилетие демонстрируют более высокий уровень как государственных (рис. 1), так и частных расходов на образование.

Рисунок 1. Доля расходов на образование в Скандинавских странах, в % ВВП

Источник: составлено авторами по данным Евростата [Электронный ресурс]. URL //https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/tec00023/default/table?lang=en (дата обращения: 11.07.2021).

Таблица 1

Частные расходы на образование в Скандинавских странах, в млн евро

Страна
2014
2015
2016
2017
2018
Дания
0,0
нет данных
10,0
4,8
4,8
Финляндия
0,0
0,0
0,0
1,6
4,3
Швеция
44,5
58,6
65,3
75,0
83,4
Исландия
13,1
15,0
17,5
20,4
20,1
Норвегия
177,2
195,5
194,7
232,3
225,9
Источник: составлено авторами по данным Евростата. [Электронный ресурс]. URL //https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/educ_uoe_fine03/default/table?lang=en – (дата обращения: 12.07.2021).

Скандинавские страны также демонстрируют высокий уровень расходов на социальное обеспечение граждан. При этом в последние годы наблюдается стабильный рост доли социальных пособий к ВВП страны, что также свидетельствует о выделении дополнительной помощи населению в связи с пандемией COVID-19. Уровень расходов на социальное обеспечение граждан страны представлен на рисунке 2 [12].

Рисунок 2. Социальные пособия (кроме социальных трансфертов в натуральной форме), выплачиваемые органами государственного управления, % от ВВП

Источник: составлено авторами по данным Евростата. [Электронный ресурс]. URL: //https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/tec00026/default/table?lang=en – (дата обращения: 12.07.2021).

Рассматривая практику социально-экономической поддержки молодежи, получающей образование в Скандинавских странах, следует отметить, что государство гарантирует бесплатное обучение студентов, но тем не менее определенные расходы, связанные с получением образования у студентов, остаются. Практика показывает, что в ряде европейских университетов даже при условии бесплатного обучения со студентов могу взиматься единоразовые сборы при зачислении, сдаче специализированных экзаменов. Кроме того, обучение требует оплаты проживания и питания студентов, приобретения компьютерной техники, средств связи, учебников, музыкальных инструментов и т. п. [7; c. 32] (Fedorchuk, 2010, р. 32). В целом общая сумма расходов, связанных с получением высшего образования, может достигать солидных сумм, которые для молодых людей могут быть непосильны в случае отсутствия финансовой поддержки со стороны государства или родителей. В этой связи опыт Скандинавских стран, оказывающих существенную финансовую поддержку молодым людям, получающим образование, является интересным для изучения.

В целом система социально-экономической поддержки студентов, получающих высшее образование в Скандинавских странах, имеет ряд схожих черт и ряд отличий [7; c. 32–36; 11, c. 520] (Fedorchuk, 2010, р. 32–36; Schmidt, 2008, р. 520).

Как известно, финская система школьного образования считается одной из лучших в мире. Государство оказывает всестороннюю финансовую и социальную поддержку всем, кто решил после школы продолжить свое образование. Для всех граждан ЕС обучение в государственных высших учебных заведениях Финляндии остается бесплатным. При этом следует отметить, что в Финляндии официального статуса студента-заочника не существует, нет образовательных программ высшего образования с коротким циклом обучения. Финские студенты очной формы обучения не платят никаких студенческих взносов при поступлении и обучении. Однако иностранные студенты из стран, не входящих в ЕС, оплачивают 1500 евро в случае обучения по программам бакалавриата или магистратуры по изучению иностранных языков [1, 2] (Alekseev, 2017; Amiantova, 2016).

Для финских студентов в течение 54 месяцев доступны учебные гранты, а для студентов медицинских специальностей гранты доступны в течение 64 месяцев. Получение грантов возможно при условии освоения студентом 45 кредитов за типичный девятимесячный учебный год (не менее пяти кредитов за учебный месяц). Сумма гранта, выделяемая правительством, зависит от возраста, семейного положения учащегося и от того, проживает ли учащийся с родителями.

Для студентов, проживающих отдельно от родителей, в съемном жилье, пакет помощи предполагает выплату стипендии в размере около 253 евро и студенческого кредита в 650 евро, а также типичного жилищного пособия в размере 281–416 евро в зависимости от муниципалитета проживания. При этом следует отметить, что в 2018/2019 году размер студенческого кредита составлял всего 400 евро в месяц [10; c. 78].

Финские студенты могут получать образовательные гранты, если их доход за календарный год не превышает 12 498 евро. Размер помощи уменьшается для тех, кто не имеет права на получение общего жилищного пособия из-за высокого дохода супруга, партнера или другого члена семьи. Финские студенты обычно получают образовательные гранты девять месяцев в году. Из общей суммы выданных государством грантов 50,9% приходится на программу бакалавриата и 13,2% – магистратуры [15].

Финские студенты, которые заканчивают обучение в установленный срок, могут иметь право на налоговый вычет. На сегодня для студентов, начавших обучение до 1 января 2014 года, размер налогового вычета составляет 30%, для тех, кто начал обучение после 1 января 2014 года, – 40%.

Управление социального страхования Финляндии (Kela) берет на себя выплату части студенческих ссуд. В 2019 году средняя сумма компенсации учебного кредита составила 3​​836 евро на студента. Погашение обычной образовательной ссуды студеном начинается через 1,5–2 года после окончания обучения и должно быть завершено в период, который вдвое превышает обычное время обучения. Процентные ставки и условия выплаты ссуды согласовываются со студентом и банком. В 2018–2019 годах студенческие ссуды получили 49% финских студентов бакалавриата и 13% студентов магистратуры. В целом большинство финских студентов в качестве ежегодной помощи от правительства получают около 13 000 евро, включая студенческий грант.

В отличие от ряда стран, где обучение студентов платное, в Финляндии отсутствуют налоговые льготы для родителей учащихся или семейные пособия.

В Швеции, как и в Финляндии, статуса студента-заочника также не существует. Для шведских студентов, а также всех граждан ЕС, ЕАСТ, ЕЭЗ краткосрочных программ обучения, а также бакалавриата и магистратуры, при условии, что они учатся на одной образовательной программе, плата не взимается. Однако определенные частные образовательные учреждения могут взимать плату за обучение или единоразовые взносы при поступлении. При этом высшие учебные заведения определяют размер взноса, исходя из принципа полного покрытия затрат.

Также студенты Швеции могут получать стипендию в течение 40 недель в году в размере 823 шведских крон в неделю. Стипендии доступны для всех, кто учится на дневной форме, независимо от дохода родителей в течение максимально шести лет обучения, до достижения максимального возраста 56 лет. Сумма гранта в год составляет 32920–49360 шведских крон в зависимости от наличия у учащегося детей, а также их количества [10; c. 79].

Студенты, прошедшие не менее 50% программы, могут получать гранты, пропорциональные темпам своего обучения. В 2018 году 71% всех шведских студентов воспользовались образовательными грантами. Гранты предоставляются Шведским советом студенческого финансирования (CSN), который является административным органом при Министерстве образования и науки.

Гарантированные государством образовательные ссуды в Швеции в размере 1 892 шведских крон в неделю в течение 40 недель в году доступны для всех студентов очной формы обучения (в возрасте до 56 лет) в течение шести лет. Максимальная годовая сумма обычно составляет 75 680 шведских крон. Погашение образовательных ссуд в Швеции начинается не ранее чем через шесть месяцев после того, как студент получил последнюю выплату, и должно быть завершено в течение 25 лет или до достижения 60-летнего возраста. Правительство Швеции ежегодно принимает решение о пересмотре и утверждении процентной ставки. Процентная ставка в 2020 году была установлена ​​на уровне 0,16% годовых.

Шведское правительство оказывает помощь студентам с детьми, выплачивая дополнительную стипендию. Некоторые студенты также могут получить дополнительные ссуды на обучение или иные дополнительные расходы, связанные с обучением, но уже на условиях погашения как по обычным потребительским кредитам. Это актуально, например, для студентов с дополнительными расходами на обучение при обучении за границей, связанными с необходимостью двойной оплаты жилья, путешествиями, приобретением музыкальных инструментов и т. п.

Из-за пандемии правительство Швеции приняло решение о том, что студенты в 2021 году смогут сохранить свои студенческие выплаты, если учебное заведение будет закрыто из-за пандемии коронавируса или не сможет предложить им обучение в форме очного или дистанционного обучения.

В 2020 году правительством Швеции было принято решение о том, что если студент имеет трудности с погашением кредита из-за ситуации, вызванной пандемией COVID-19, то ему будет предоставлена отсрочка платежа или снижен размер выплаты по ссуде. В Швеции, как и в Финляндии, также отсутствуют налоговые льготы для родителей учащихся или семейные пособия.

В Норвегии для студентов программ обучения бакалавриата и магистратуры, а также студентов краткосрочных программ, обучающихся в государственных образовательных учреждениях плата за обучение не взимается. Иностранные студенты в Норвегии также не платят за обучение в государственных высших учебных заведениях [9; c. 34] (Flynn, Linden Pierre Gouëdard, 2020, р. 34). Тем не менее учебные заведения могут взимать плату за обучение на определенных специализированных курсах в рамках продолжающегося и дальнейшего обучения, ориентированных на работающих граждан.

Частные высшие учебные заведения Норвегии обычно взимают плату за обучение. В 2019 году студенческие сборы в этих учебных заведениях составляли от 4 000 до 93 000 норвежских крон. В 2019 году около 16% студентов всех программ бакалавриата и магистратуры, а также краткосрочных программ обучения были зачислены в государственные или частные учебные заведения при условии полной оплаты обучения.

Правительство Норвегии оказывает всестороннюю поддержку студентам в получении образования. Норвежские студенты вне зависимости от занятости имеют право на базовую поддержку от государства, включающую ссуды и гранты. В частности, Образовательный ссудный фонд (NSELF) Норвегии оказывает максимальную базовую поддержку в 11 229 норвежских крон в месяц, которая первоначально предоставляется в виде кредита. В 2020/21 учебном году студенты очных отделений высших учебных заведений и профессиональных колледжей получают образовательную поддержку в течение 11 месяцев. Ссуда ​​доступна всем студентам до 65 лет (студенты старше 45 лет получают льготную ссуду для обеспечения погашения до 65 лет).

Норвежские студенты, которые живут далеко от родителей и сдают все экзамены в срок, могут конвертировать 40% от ссуды в «государственный образовательный грант». Однако размер гранта уменьшается, если доход студента превышает 188 509 норвежских крон на 2020 год и 195 295 норвежских крон на 2021 год или если он имеет активы, превышающие 428 861 норвежских крон на 2020 год и 444 300 норвежских крон на 2021 год. Максимальная сумма гранта в 2020/21 учебном году составляет 49 408 норвежских крон за учебный год. В 2019–2020 гг. максимальная годовая сумма гранта составляла 48 288 норвежских крон для студентов дневной формы обучения и 24 244 норвежских крон для студентов-заочников. При этом следует отметить, что большинство студентов получало именно максимальные суммы грантов [10; с. 91].

Кроме того, студенты, имеющие детей и осуществляющие уход за ними, могут получить стипендию на каждого ребенка в возрасте до 16 лет (1 750 норвежских крон в месяц), а также отпуск по уходу за ребенком на срок до 49 недель. Студенты, которые не могут учиться из-за болезни, могут получить ссуду, которая конвертируется в грант на срок до четырех с половиной месяцев в учебном году. Студенты с ограниченными физическими возможностями могут получить дополнительный грант (3 834 норвежских крон в месяц), если они не могут работать во время учебы. Студенты с ограниченными физическими возможностями могут получать базовую поддержку 12 месяцев в году.

После окончания учебы норвежский студент получает программу погашения, в которой указывается, сколько он должен заплатить и в какой срок. Проценты начисляются с первого числа месяца, следующего за датой окончания учебного заведения. Погашение в обычном режиме начинается ежемесячно через семь месяцев после окончания учебы. Сумма варьируется в зависимости от размера долга и суммы, продолжительности периода погашения. Самый распространенный срок выплаты для студентов с долгом в 300 000 норвежских крон составляет 20 лет. Налоговые льготы для родителей учащихся или семейные пособия также в стране отсутствуют.

В Дании студенты, имеющие гражданство Дании, ЕС, ЕЭС, дневных отделений краткосрочных, бакалаврских и магистерских программ дневного отделения, не платят за обучение. Для всех остальных категорий иностранных студентов обучение платное. Для студентов, обучающихся по краткосрочным программам, программам бакалавриата и магистратуры, нет официального статуса заочного отделения. Неполная занятость в рамках программы обучения существует только в сфере высшего образования для взрослых и непрерывного высшего образования, при этом данные студенты платят взносы за обучение [9] (Flynn, Linden Pierre Gouëdard, 2020).

Государственная поддержка предполагает выплаты грантов студентам дневного отделения, утвержденных правительством образовательных программ, чей доход не превышает установленную правительством в 2020 году сумму в 13 542 датских крон в месяц на момент получения гранта [9] (Flynn, Linden Pierre Gouëdard, 2020). Для студентов, проживающих с родителями, размер стипендии зависит от дохода родителей. В 2020 году для студентов, проживающих с родителями, минимальный размер стипендии составлял 970 датских крон в месяц в течение 12 месяцев, а максимальный – 2 691 датскую крону. Размер стипендии для студентов, проживающих самостоятельно, отдельно от родителей, составляет 6 243 датских кроны в месяц. Иностранные студенты (из ЕС и за пределами ЕС) должны соответствовать определенным условиям для получения государственной поддержки в сфере образования. В 2019 году около 92% студентов бакалавриата и 77% студентов программ магистратуры получили гранты.

Также государство может выделять дополнительные гранты для учащихся, которые становятся родителями, при условии, что они живут с другим получателем образования. Размер пособия составляет 2 494 датские кроны в месяц в 2020 году для полных семей и 6 243 датских кроны в месяц для родителей-одиночек. Дополнительные гранты от 5 569 до 8 880 датских крон в месяц до вычета налогов доступны для студентов с ограниченными возможностями, когда студент не может работать во время учебы.

В связи с ситуацией с COVID-19 в октябре 2020 года всем студентам, получавшим государственные гранты в апреле 2020 года, был произведен дополнительный единовременный платеж в размере 1000 датских крон. Датское правительство ежегодно пересматривает суммы грантов и пособий для студентов. Все гранты в Дании облагаются налогом, размер которого зависит от индивидуальных обстоятельств студентов.

Для всех студентов дневного отделения, имеющих право на государственную стипендию, доступны также государственные ссуды в размере до 3 194 датских крон в месяц. Дополнительные студенческие ссуды до 1 598 датских крон в месяц доступны для учащихся, являющихся родителями. «Конечная ссуда» до 8 241 датской кроны в месяц доступна для студентов, которые использовали все свои государственные стипендии и у которых осталось более 12 или 24 месяца до окончания их образовательной программы. На период обучения ставка по ссуде составляет 4% годовых. Студенты должны погашать ссуду не позднее чем через год после окончания календарного года, в котором они закончили учебное заведение. Кредит должен быть погашен в течение 15 лет. 19% студентов программ бакалавриата и 25% студентов магистратуры в 2019 году воспользовались государственными займами [10; c. 55].

В 2020 году правительство Дании приняло пакет документов, в соответствии с которым студенты при определенных условиях могут получить дополнительные займы из-за ситуации с COVID-19. Учитывая специфику системы государственной поддержки студентов, следует отметить, что в Дании также отсутствуют налоговые льготы для родителей учащихся или семейные пособия.

В Исландии в отличие от всех остальных Скандинавских стран студенты, поступающие на программы бакалавриата и магистратуры в государственные высшие учебные заведения, оплачивают административный регистрационный сбор в размере 75 000 исландских крон за академический год независимо от учебной программы. Размер пошлины определяется исландским Парламентом. Лица с ограниченными возможностями могут подать заявление на сниженную плату в размере 55 000 исландских крон за учебный год.

В Исландии также отсутствует официальный статус студента-заочника. При обучении по краткосрочным программам краткосрочного высшего образования студенты платят тот же административный регистрационный сбор в размере 75 000 исландских крон за учебный год.

Иностранные студенты приравниваются к исландским студентами и, соответственно, также платят ежегодный регистрационный взнос при поступлении в вуз в размере 75 000 исландских крон, но дополнительная плата за обучение с них не взимается.

В отличие от других Скандинавских стран в Исландии некоторые университеты могут выплачивать стипендии, размер которых зависит от достижений студента. Подобные повышенные стипендии выплачиваются только студентам дневного отделения бакалавриата, впервые получающим высшее образование.

Студенческие ссуды предоставляются студентам дневного отделения Исландским студенческим ссудным фондом для краткосрочных, бакалаврских и магистерских программ обучения. Сумма предоставляемой ссуды во многом зависит от семейных и личных обстоятельств учащихся, включая доход. Базовая индивидуальная поддержка для студента в 2019/20 учебном году составляла 177 107 исландских крон в месяц. Ссуды могут предоставляться лишь студентам, обучающимся на дневном отделении, из перечня университетов, утвержденных правительством страны. Таким образом, студенческие ссуды могут быть предоставлены для покрытия платы за обучение и в частных высших учебных заведениях, но студенческие ссуды не предоставляются на обучение на подготовительных курсах, на учебу, являющуюся частью, оплачиваемой по трудовому договору, или на программы повышения квалификации (табл. 2).

Таблица 2

Инструменты экономической поддержки молодежи в Скандинавских странах

Инструмент
Дания
Исландия
Норвегия
Финляндия
Швеция
Взносы при поступлении/зачислении/сдаче экзаменов
Нет
55 000 /75 000 исландских крон за академический год
В частных учебных заведениях в сумме от 4 000 до 93 000 NOK
Нет
Нет
Студенческие гранты:
Базовые гранты
Предоставляются базовые гранты, в том числе помощь семьям с детьми и лицам с ограниченными возможностями
Предоставляются базовые гранты, в том числе помощь семьям с детьми и лицам с ограниченными возможностями
4719 NOK
253–3033 EUR. Предоставляются базовые гранты, в том числе помощь семьям с детьми и лицам с ограниченными возможностями
3208–4811 SEK 40 недель в году
Ежегодные суммы универсального или основанного на потребностях гранта, студенты бакалавры очной формы обучения, проживающие дома с родителями,
2020/21
более 5 000 EUR
Нет
3 001–5 000 EUR
3 001–5 000 EUR
3 001–5 000 EUR
Гранты на основе заслуг
Нет
Да
нет
нет
нет
Образовательные ссуды
Предоставляются и должны быть возвращены в течение 15 лет после окончания учебы. Ставка 4% годовых
Предоставляются, часть долго может быть конвертирована в грант правительства
Предоставляются и должны быть возвращены в течение 20 лет после окончания учебы
Предоставляются и должны быть возвращены в течение срока вдвое превышающего срок обучения
Предоставляются и должны быть возвращены в течение 25 лет после окончания учебы до достижения 65 лет. Ставка процента в 2020 году 0,16% годовых
Процент студентов бакалавров дневного обучения на дому, получающих субсидируемые государством кредиты, 2019/20 год
12,3
33,0
65,5
49,0
55,0
Возрастные ограничения по видам прямой государственной финансовой поддержки в области образования
- 30 или 35 лет (в зависимости от цикла обучения): комбинированная схема предоставления грантов и займов BAföG
-36 лет (кредиты в рамках Бильдунгскредита)
Нет
65 лет (кредиты уменьшаются с 45 лет): субсидируемые государством кредиты, которые могут быть частично конвертированы в гранты
Нет
57 лет (средства уменьшаются с 47 лет, государственные гранты, субсидируемые государством кредиты)
Налоговые льготы для родителей учащихся или семейные пособия
нет
нет
нет
нет
нет
Соотношение процента студентов, выплачивающих ежегодные сборы за обучение (свыше 100 евро), и процента получателей грантов
среди студентов бакалавриата дневного обучения, проживающих дома, 2019/20
12/0
50/16
0/100
51/0
88/0

Источник: составлено авторами на основе данных источников [1, 2, 10, 15, 16] (Alekseev, 2017; Amiantova, 2016; Toledo Figueroa, Rawkins, Santiago, 2020; Williams, Toledo Figueroa, Rawkins, Santiago, 2020).

Для студентов магистерских и докторских программ в Исландии предусмотрена возможность получения грантов на проведение исследований.

Согласно новому закону о студенческой ссуде в Исландии, ежегодное погашение ссуды для тех, кто берет кредит после 2020/21 года, начинается через год после окончания учебы [8]. Полное или частичное освобождение от ежегодного погашения ссуды может быть предоставлено, если студенты учатся, что дает право на получение ссуды, а также в случае болезни, безработицы и/или нетрудоспособности из-за болезни, инвалидности, беременности, ухода за детьми и других сопоставимых обстоятельств. Новый закон также предусматривает, что студенческие ссуды могут быть частично конвертированы в безвозвратные стипендии (30% от общей суммы займа) в конце периода займа, если студенты нормально учатся и участвуют в исследованиях. Налоговые льготы для родителей учащихся или семейные пособия в Исландии также отсутствуют.

Заключение

В целом представленный анализ социально-экономической поддержки студентов Скандинавских стран позволяет сделать ряд выводов.

1. Для большинства Скандинавских стран характерна высокая доля расходов на образование в общей сумме государственных расходов. Это позволяет правительству осуществлять высокие инвестиции в образование, обеспечивая бесплатное образование как собственным гражданам, так и иностранцам. Для Швеции, Дании, Финляндии и Норвегии характерны высокая доля получателей различной прямой государственной поддержки для получения образования [5] (Grachev, 2019).

2. Суммы предоставляемых грантов, стипендий и субсидий рассчитаны с учетом текущей социально-экономической ситуации, прожиточного минимума в этих странах, а также с учетом тех жизненных ситуаций, в которых студенты могут оказаться. Такой подход обеспечивает студентам высокий уровень экономической независимости, возможности для развития творческих способностей, развития талантов.

3. В целом система государственной поддержки молодежи в области получения высшего образования Скандинавских стран предполагает предоставление равных условий для обучения местных и иностранных студентов. Уровень расходов на финансовую поддержку студентов в Скандинавских странах достаточно высокий, но тем не менее наибольший уровень финансовой поддержки на сегодня сложился в Дании. Система поддержки студентов во всех странах строится на принципах равенства и в меньшей степени зависит от уровня достижений и успеваемости студентов (за исключением Исландии).

4. Учитывая сложившуюся ситуацию из-за пандемии COVID-19, правительствами всех Скандинавских стран был принят пакет мер, направленных на дополнительную финансовую поддержку студентов. Данный пакет предполагал смягчение условий для получения и погашения образовательных ссуд, дополнительные пособия и стипендии для студентов.

5. Высокий уровень социальных пособий для студентов делает высшее образование Скандинавских стран массовым, а процент молодых людей, не завершивших обучение, достаточно низким. В целом высокие расходы государства на образование являются результатом достаточно высоких налогов в Скандинавских странах и, как следствие, высокого общественного контроля со стороны общества (налогоплательщиков). Также высокий уровень поддержки студентов вне зависимости от нужды и разнообразие программ поддержки в образовании решают многие проблемы молодежи как социальной группы: в частности, обеспечивая высокий уровень жизни молодежи, получающей образование, государство создает условия для подготовки высококвалифицированных кадров, которые внесут значительный вклад в экономическое и научно-техническое развитие Скандинавских стран. Необходимо отметить, что высокая социальная поддержка оказывается и иностранным гражданам, что в условиях низкой численности населения Скандинавских стран также является частью социально-экономической политики рассматриваемых государств.

Такие инвестиции в человеческий капитал способствуют созданию условий и возможностей для молодежи реализовывать новые идеи, творческий и интеллектуальный потенциал. Рассмотренная в статье сфера еще раз подтверждает приверженность Скандинавских стран принципам справедливого распределения национального богатства, равенства возможностей, права на максимально возможный уровень жизни для всех граждан. Опыт социальной поддержки студентов является достаточно показательным для России. Принятая в Скандинавских странах система поддержки студентов, получающих образование, позволяла в достаточно быстрые сроки создать в стране одну из прогрессивных инновационных систем развития, обеспечивать высокий экономический рост и научно-техническое развитие страны.


Источники:

1. Алексеев С. В. Молодежная политика в Европе и России (сравнительный анализ) // Проблемы постсоветского пространства. – 2017. – № 4(1). – c. 49-56. – doi: 10.24975/2313–8920-2017-4-1-49-56.
2. Амиантова И.С. Образовательная политика Европейского союза: проблемы и перспективы // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2016. – № 4 (35). – c. 124–131.
3. Бизин С.В., Бизина А.С. Региональная молодежная политика как инструмент социально-экономического развития Липецкой области // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1405–1422. – doi: 10.18334/epp.11.6.112195.
4. Грачев Е.Н. Молодежная политика в Европейском союзе // Международные процессы. – 2016. – № 4 (47). – c. 133–145.
5. Грачев Е. Н. Молодежная политика в Европейском союзе: национальный и наднациональный уровни. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. - М.: Московский государственный институт международных отношений (университет), 2019.
6. Студенческие займы: решение для Европы?. Федеральный образовательный портал - ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/univman/msg/145393.html (дата обращения: 10.07.2021).
7. Федорчук Ю. М. Инвестиции в образование: развитие образовательного кредитования в России. / Монография. - Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – 233 c.
8. Allocation rules 2020-2021 With explanations and examples Icelandic Student Loan Fund 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://island.is/en/student-loans-and-grants (дата обращения: 10.07.2021).
9. Flynn S., Linden Pierre Gouëdard R. Education Policy Outlook: Norway. Oecd 2020. [Электронный ресурс]. URL: www.oecd.org/edu/policyoutlook.htm (дата обращения: 10.07.2021).
10. National Student Fee and Support Systems in European Higher Education 2020/21. Eurydice. [Электронный ресурс]. URL: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/content/national-student-fee-and-support-systems-european-higher-education-202021_en (дата обращения: 27.07.2021).
11. Schmidt E. K. Higher Education in Scandinavia. / International Handbook of Higher Education., 2008. – 517–537 p.
12. Study to evaluate the progress on quality assurance systems in the area of higher education in the Member States and on cooperation activities at European level. Publications Office of the EU. (n.d.). [Электронный ресурс]. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/80cf98f3-1e01-11e9-8d04-01aa75ed71a1/language-en/format-PDF/source-220592509 (дата обращения: 25.07.2021).
13. Temporary legislative amendments related to COVID-19 will continue in basic education, in vocational education and training and in higher education institutions. OKM - Ministry of Education and Culture, Finland. (n.d.). [Электронный ресурс]. URL: temporary-legislative-amendments-related-to-covid-19-will-continue-in-basic-education-in-vocational-education-and-training-and-in-higher-education-institutions (дата обращения: 26.07.2021).
14. The Youth Guarantee country by country - Employment, Social Affairs & Inclusion. European Commission. (n.d.). [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/social/main.jsp?catId=1161&langId=en&intPageId=3332 (дата обращения: 25.07.2021).
15. Toledo Figueroa D., Rawkins C., Santiago P. Education Policy Outlook: Finland. Oecd 2020. [Электронный ресурс]. URL: www.oecd.org/edu/policyoutlook.htm (дата обращения: 10.07.2021).
16. Williams J., Toledo Figueroa D., Rawkins C., Santiago P. Education Policy Outlook: Denmark. Oecd 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/education/policy-outlook/country-profile-Denmark-2020.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
17. Youth-and-COVID-19-Response-Recovery-and-Resilience. OECD. (n.d.). [Электронный ресурс]. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=134_134356-ud5kox3g26&title=Youth-and-COVID-19-Response-Recovery-and-Resilience (дата обращения: 10.07.2021).

Страница обновлена: 05.11.2024 в 10:46:15