Актуальные вопросы нормативно-методического и информационно-аналитического обеспечения денежного содержания, материального стимулирования и материальной поддержки государственных служащих

Чекин М.А.1, Воскресенская О.А.1
1 «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 12 (Декабрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50084977

Аннотация:
Вопросы управления системой мотивации гражданских служащих занимают одно из центральных мест в реализации кадровой политики в системе государственной службы, как непосредственно взаимосвязанные с эффективностью государственных органов. Представленное в статье исследование сфокусировано на аспектах материального стимулирования и касаются нормативно-методического и информационного-аналитического обеспечения данного процесса. Поставленная перед авторами цель по определению областей совершенствования процесса достигается за счет последовательного анализа, в первую очередь, существующей нормативной правовой базы, затем, реализованного функционала единой системы управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ. В качестве основного метода исследования использован анализ документов. Результаты исследования подтвердили предложенную авторами гипотезу о наличии существенного потенциала к развитию кадрового процесса материальной мотивации за счет реализации мер по доработке процессов, реализуемых на базе ЕИСУКС

Ключевые слова: мотивация гражданских служащих, денежное содержание, материальное стимулирование, материальная поддержка, государственная гражданская служба



ВВЕДЕНИЕ

Эффективность государственного управления в конечном счете определяется эффективностью государственных служащих, их способностью реализовывать стоящие перед органами власти задачи. Зачастую препятствием на пути достижения поставленной цели может стать ощущение тщетности усилий, неудовлетворенность текущей деятельностью и работодателем. Как правило, это приводит к снижению мотивации, а значит, и снижению производительности сотрудников. Управление мотивацией является одной из важных составляющих управленческого цикла наряду с планированием, организацией и контролем деятельности. Создание оптимальной системы мотивации государственных служащих, включающей эффективные методы материального и нематериального стимулирования труда, а также механизмы анализа работы данной системы, напрямую влияет на повышение качества деятельности органа власти в целом и является одной из важнейших задач кадровой политики.

Теоретическую основу вопросов мотивации в системе управления персоналом составляют работы таких исследователей, как Ф. Тейлор [1] (Teylor, 1991), Д. Макклеланд [2] (Makklelland, 2007), А. Маслоу [3] (Maslou, 2013), Ф. Херцберг [4] (Khertsberg, 2006), О.С. Виханский [5] (Vikhanskiy, Naumov, 2003), В.И. Герчиков [6] (Gerchikov, 2005), А.П. Егоршин [7] (Egorshin, 2013), А.Я. Кибанов [8] (Kibanov, Batkaeva, Mitrofanova, 2016), C.А. Шапиро [9] (Shapiro, 2020) и многих других; процессно-ориентированного управления, управления качеством процессов – Р. Аккофа [10] (Akoff, 2002), С. Бира [11] (Bir, 1965), Э. Деминга [12] (Deming, 2009), Д. Джурана [13] (Dzhurana, 2004) и других.

Данное исследование лежит в области управления материальным стимулированием государственных служащих и фокусируется на вопросах нормативно-методического регулирования и информационно-аналитического обеспечения в данной области.

Информационной базой исследования явились законы и подзаконные акты Российской Федерации в соответствующей области, а также методические материалы для пользователей единой системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – ЕИСУКС, единая система) по процессу материальной мотивации.

Цель исследования – оценка состояния нормативно-методического регулирования и информационно-аналитического обеспечения процессов денежного содержания, материального стимулирования и материальной поддержки (далее – материальная мотивация) государственных служащих государственных органов как на федеральном, так и региональном уровне для определения направлений и объема необходимого совершенствования процесса управления мотивацией государственных служащих.

В качестве методов исследования были использованы: анализ документов; статистические методы обработки и представления информации: табличный метод.

Научная новизна заключается в развитии практических рекомендаций по совершенствованию процессов материальной мотивации на базе ЕИСУКС для повышения качества управления эффективностью деятельности госслужащих и органов власти в целом.

Авторская гипотеза – качество реализации процесса материальной мотивации государственных гражданских служащих имеет существенный потенциал к улучшению за счет реализации мер по доработке процессов, осуществляемых на базе ЕИСУКС.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ нормативной правовой базы проводился в отношении нормативных правовых актов федерального законодательства: федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, локальных решений отдельных федеральных государственных органов, а также в отношении региональных нормативных правовых актов ряда субъектов Российской Федерации (по одному представителю от каждого федерального административного округа России, а именно Владимирская, Псковская, Ульяновская, Курганская, Магаданская области, Краснодарский и Алтайский края, Республика Северная Осетия – Алания) – законы субъектов Российской Федерации, указы и иные решения руководителя (главы) региона, постановления Правительства региона и иные нормативные правовые акты. Кроме того, были проанализированы материалы проводимого в течение ряда лет Всероссийского конкурса лучших кадровых практик и решений субъектов Российской Федерации об участии в этом конкурсе, а также экспертные высказывания специалистов по данной тематике [14–24].

Для обеспечения сопоставимости положений нормативных правовых актов при анализе был разработан специальный инструмент в виде аналитической сравнительной таблицы, разбитой на ячейки с перечислением 26 предметов исследования, разделенных по четырем подпроцессам (планирование, организация, оценка результативности, автоматизация деятельности), рассматриваемых на различных уровнях управления – федеральном, региональном, ведомственном.

Дополнительно были проанализированы возможности единой системы управления кадровым составом государственной службы Российской Федерации по реализации процессов материальной мотивации на основании методической документации для пользователей системы [25].

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ

Анализ федеральных нормативных правовых актов, регламентирующих указанные выше предметы исследования, выявил, что на текущий момент действует 9 федеральных законов, принятых за период с 1993 по 2013 год, которые вплоть до 2021 года претерпевали дополнения и изменения. Так, Федеральным законом от 24 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 30 декабря 2021 года) из 26 предметов исследования регулируется непосредственно 17 и совместно с другими федеральными законами – еще 2.

Положения представленных нормативных правовых актов определяют размеры и условия выплаты денежного содержания, компенсаций и иных выплат государственных гражданских служащих, а также устанавливают правовые нормы пенсионного и социального обеспечения, основных и дополнительных гарантий, материального стимулирования и нематериальной мотивации этих служащих.

Сопоставление норм федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по одним и тем же вопросам на различных уровнях управления свидетельствует в большинстве случаев о соответствии законов и иных нормативных правовых актов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, о чем говорится в пункте а) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, посвященной вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В то же время, как показали исследования, имеются отдельные разночтения и несоответствия в подходах и механизмах по некоторым правовым нормам, что может затруднять (или делать невозможной) стандартизацию и дальнейшую автоматизацию части подпроцессов или операций ЕИСУКС.

Денежное содержание государственных гражданских служащих. Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 50) определен круг выплат, входящих в состав денежного содержания. Кроме того, пунктом 10 предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами. При этом в законе отсутствует запись, что указанные другие выплаты включаются в состав денежного содержания. Не отвечает на этот вопрос и постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. № 554 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего сохранение среднемесячного денежного содержания в различных случаях».

В этих условиях включение в состав денежного содержания государственных гражданских служащих Псковской области надбавки за научную степень или почетное звание Российской Федерации; единовременного поощрения за безупречную службу; ежемесячной надбавки гражданских служащих главной группы должностей категории «руководители» за эффективность и результативность в отдельных государственных органах (закон Псковской области от 15 июля 2019 г. № 1965-ОЗ), т.е. тех выплат, которые не предусмотрены в составе денежного содержания федеральных гражданских служащих, представляется неоднозначным.

Должностные оклады государственных гражданских служащих. Анализ практики установления должностных окладов гражданских служащих государственных органов субъектов Российской Федерации, решение о величине размера которых субъекты принимают самостоятельно, свидетельствует о различных подходах в этой работе.

Так, в Корякском автономном округе размеры должностных окладов гражданских служащих устанавливаются в виде «вилки» окладов в пределах от минимальной до максимальной величины. В Курганской, Омской и Орловской областях за базовый оклад принят должностной оклад по низшей должности младшей группы – специалиста II категории. Все остальные оклады по должностям гражданской службы этих областей устанавливаются дифференцированно по каждой должности в кратном размере к базовому окладу. В Псковской области должностные оклады государственных гражданских служащих установлены в качестве базовых в процентном отношении к денежному вознаграждению губернатора области. При этом должностные оклады федеральным гражданским служащим устанавливаются в размере фиксированной суммы в зависимости от замещаемой должности, вида государственного органа и утвержденных схем должностных окладов без их разбивки на минимальные и максимальные.

Месячный оклад за классный чин государственных гражданских служащих. В субъектах Российской Федерации применяются два основных подхода к установлению размера месячного оклада за классный чин – в фиксированной сумме, как и на федеральном уровне, и в процентах к должностному окладу или другой величине. В большинстве субъектов Российской Федерации месячные оклады за классный чин устанавливаются в фиксированной сумме. В Псковской области месячные оклады за классный чин устанавливаются дифференцированно в процентном отношении к базовому должностному окладу, размер которого рассчитан в зависимости от денежного вознаграждения губернатора области. В Мурманской области оплата за классный чин гражданским служащим устанавливается напрямую в процентах к денежному вознаграждению губернатора области. В Липецкой области и Алтайском крае размер месячного оклада за классный чин зависит в процентном отношении от размера должностного оклада гражданского служащего. В Орловской области месячные оклады за классный чин определены в зависимости от МРОТ, установленного в Российской Федерации, от одного размера МРОТ по должностям младшей группы до пяти размеров МРОТ по должностям высшей группы.

Ежемесячное денежное поощрение государственных гражданских служащих. В субъектах Российской Федерации картина с установлением ежемесячного денежного поощрения резко отличается от федерального уровня. Так, законом Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2007 г. «Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)» ежемесячное денежное поощрение установлено дифференцированно в зависимости от группы должностей в размере от 8 до 16 должностных окладов. В законе Ивановской области от 4 декабря 2006 г. размер ежемесячного денежного поощрения установлен в зависимости от должности гражданской службы Ивановской области в пределах от 1 до 10,5 должностных окладов. В Республике Адыгея и Магаданской области всем государственным гражданским служащим установлен единый размер ежемесячного денежного поощрения, равный одному должностному окладу. В Тамбовской области ежемесячное денежное поощрение установлено дифференцированно в зависимости от категории должностей и не превышает 1,8 должностного оклада. Законом Тверской области от 21 июня 2005 г. № 89-ЗО указанное поощрение также зависит от категории должности и установлено в следующих размерах: обеспечивающие специалисты – от 25 до 35% должностного оклада, специалисты – от 35 до 45% должностного оклада, помощники (советники) – от 45 до 55% должностного оклада и руководители – от 55 до 65% оклада. В законодательстве Ульяновской области установлены основания и размеры снижения ежемесячного денежного поощрения за упущения в работе (постановление Губернатора области от 2 мая 2012 г. № 42). Федеральным законодательством предусмотрена выплата ежемесячного денежного содержания в размерах, кратных должностному окладу. При этом снижение размера поощрения или лишение гражданского служащего ежемесячного денежного поощрения не предусмотрено. Это позволяет говорить о многообразии условий и размеров установления рассматриваемого поощрения на практике.

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих. В законах Республики Северная Осетия – Алания и Курганской области о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих этих регионов утверждены правовые нормы установления гражданским служащим доплаты к пенсии, в то время как федеральное законодательство и законодательство большинства других субъектов Российской Федерации начиная с 2013 года применяет нормы пенсии за выслугу лет.

Поощрения и награждения за гражданскую службу. Как правило, законодательство субъектов Российской Федерации имеет два перечня оснований для поощрения и награждения государственных гражданских служащих региона – в законах имеется ссылка на статью 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о поощрениях и награждениях за гражданскую службу. Кроме того, в каждом регионе принят закон субъекта Российской Федерации «О государственных наградах» данного региона. При этом не во всех регионах в нормативных правовых актах имеется ссылка на статью 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» – Республика Северная Осетия – Алания, Псковская область.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную практику введения выплат, не входящих в состав денежного содержания. Так, в законе от 25 января 2005 г. «О государственной гражданской службе города Москвы» установлены выплаты следующих единовременных поощрений:

- при достижении гражданским служащим г. Москвы 50 лет и за каждые последующие 5 лет;

- при достижении гражданским служащим г. Москвы 20-летнего стажа государственной гражданской службы и за каждые последующие пять лет такого стажа. Размер единовременного поощрения в этих случаях составляет не более двух месячных денежных содержаний по замещаемой должности;

- при выходе гражданского служащего г. Москвы на государственную пенсию за выслугу лет. Размер единовременного поощрения в этом случае устанавливается за каждый год стажа гражданской службы, но не более 10 месячных денежных содержаний по замещаемой должности.

Также имеет место практика принятия решений об утверждении некоторых выплат, не входящих с состав денежного содержания, которые устанавливались на определенный срок, что также отсутствует в виде положений норм федерального законодательства.

Имеются и другие непринципиальные или малозначимые разночтения и несоответствия в законодательстве субъектов Российской Федерации в сравнении с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности касающиеся условий предоставления субсидий на жилье, возмещения расходов на использование служебного транспорта, или отсутствия в нормативно-правовых актах регионов отдельных правовых норм, имеющих место в федеральном законодательстве.

Для определения значимости представленных разночтений и определения соответствия правовых норм, имеющих место в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и федеральным законам, подготовки соответствующих выводов и предложений, как нам представляется, требуется дополнительная правовая экспертиза этих актов, которая может быть осуществлена, в частности, Министерством юстиции Российской Федерации.

С принятием Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 437-ФЗ «О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и указов Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 749 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих» и № 751 «О формировании фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории «Сириус» и территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус» условия оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих кардинально изменились с 1 января 2022 года. Исключение составили территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, где вышеназванные федеральный закон и указы Президента Российской Федерации вступают в силу с 1 января 2023 года.

Утвержденные федеральный закон и указы Президента Российской Федерации становятся основой для дальнейшего совершенствования заработной платы государственных гражданских служащих и образования фондов оплаты труда как в федеральных государственных органах, так и в государственных органах субъектов Российской Федерации.

В чем заключаются основные нововведения федерального законодательства.

Так, Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» расширил число выплат, составляющих денежное содержание государственных гражданских служащих, включив кроме премий за выполнение особо важных заданий и все иные премии. Кроме того, законом признано целесообразным при формировании фонда оплаты труда государственных органов наравне с иными ранее утвержденными выплатами предусматривать также средства для финансового обеспечения:

1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно;

2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно;

3) иных выплат, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.

Тем самым размер компенсаций в случаях сохранения среднемесячного денежного содержания, а также размер пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим могут быть увеличены за счет различных премий, кроме премий за выполнение особо важных и сложных заданий, которые ранее не входили в состав денежного содержания, в частности материального стимулирования федеральных гражданских служащих, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Более того, увеличивается фонд оплаты государственных гражданских служащих государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и других территориях, приравненных к районам Крайнего Севера, в которых предусмотрена выплата районного коэффициента (коэффициента), отдельных государственных органов, в которых введена выплата повышенного денежного содержания, и в иных случаях.

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих» одновременно с изменением размеров должностных окладов федеральным государственным служащим федеральных государственных органов всех ветвей власти в сторону увеличения пересмотрены размеры ежемесячного денежного поощрения в сторону уменьшения.

В связи с вышеназванным указом Президента размер ежемесячного денежного поощрения федеральных государственных гражданских служащих пересмотрен в сторону уменьшения и установлен с 1 января 2022 года в федеральных министерствах от 0,9 до 3,5 вместо 2,5 до 10,5 должностных окладов и с 1 января 2023 года в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти – в пределах от 0,3 до 0,7 вместо 1,0 должностного оклада в месяц.

Следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 года «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих» размеры надбавки за особые условия федеральной государственной гражданской службы пересмотрены.

Так, с 1 января 2022 года размер этих надбавок установлен в следующих размерах:

а) по высшей группе должностей гражданской службы – от 50 до 70% должностного оклада вместо действовавших 150–200%;

б) по главной группе должностей гражданской службы – от 40 до 50% должностного оклада вместо 120–150%;

в) по ведущей группе должностей гражданской службы – от 30 до 40% должностного оклада вместо 90–120%;

г) по старшей группе должностей гражданской службы – от 20 до 30% должностного оклада вместо 60–90%;

д) по младшей группе должностей гражданской службы – до 20% должностного оклада вместо до 60%.

Таким образом, размеры надбавки за особые условия федеральной государственной гражданской службы с 1 января 2022 года против ранее действовавших уменьшены в следующих размерах: по высшей группе должностей гражданской службы – от 2,85 до 3,0 раз; по главной, ведущей, старшей и младшей группе должностей гражданской службы – в 3,0 раза.

Исследования показали, что гражданским служащим большинства субъектов Российской Федерации ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы до 2021 года была установлена практически в таких же размерах, как и федеральным. В то же время в законе Алтайского края, например, гражданским служащим высшей группы такие надбавки до последнего времени были установлены в размере до 190 процентов должностного оклада, гражданским служащим главной группы должностей – в размере до 150 процентов, ведущей группы – до 120 процентов, старшей группы – 90 процентов и младшей группы – до 60 процентов. В Республике Ингушетия всем гражданским служащим ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы установлена в размере до 50 процентов.

Правоприменительная практика в субъектах Российской Федерации свидетельствует, что с принятием новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации положения законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации, касающиеся оплаты труда гражданских служащих и формирования фондов оплаты труда государственных органов, подлежат пересмотру. Учитывая, что в процессе подготовительной работы потребуется изыскание дополнительных финансовых средств, пересмотр системы и структуры государственных органов, введение организационных и при необходимости управленческих мероприятий, все это займет определенное время.

Вместе с тем, как показал анализ состояния нормативных правовых актов в исследуемых регионах России, после принятия вышеуказанных федерального закона и указов Президента Российской Федерации некоторые субъекты Российской Федерации начиная уже с апреля 2022 года приступили к внесению изменений в законодательство о государственной гражданской службе своих регионов.

Следует отметить, что анализ правоприменительной практики является значимой частью управления качеством процессов на государственной гражданской службе. Даже частичная автоматизация процессов мониторинга и анализа позволяет существенно снизить трудозатраты и повысить качество подготовки решений для совершенствования процессов, в частности рассматриваемого процесса материальной мотивации.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА БАЗЕ ЕИСУКС

Как было отмечено, в рамках исследования проводился также анализ функциональных возможностей ЕИСУКС по обеспечению кадрового процесса материальной мотивации гражданских служащих. По состоянию на 1 ноября 2022 г. органам государственной власти Российской Федерации в закрытом контуре ЕИСУКС обеспечивается доступ пользователей к кадровым процедурам (в объеме прав доступа, назначенных пользователю), относящимся к процессу «Денежное содержание, материальное и социальное обеспечение государственных гражданских служащих» [1] в рамках подпроцессов:

1. Установление денежного содержания, осуществление материального стимулирования государственных гражданских служащих и работников государственных органов.

2. Организация пенсионного и социального обеспечения государственных гражданских служащих, учет транспортного обслуживания.

3. Организация работы по предоставлению субсидии на приобретение жилого помещения.

Сравнение существующих подпроцессов ЕИСУКС и предложенного авторами перечня процессов в рамках материальной мотивации представлено в таблице 1.

Таблица 1 Сопоставление стандартизированных процессов второго уровня и существующих аналогичных процессов в ЕИСУКС в рамках кадрового процесса «Денежное содержание, материальное стимулирование и социальное обеспечение государственных гражданских служащих»


Процессы второго уровня стандартизированного (целевого) процесса «Материальное стимулирование (в т.ч. оплата труда)»
Процесс в ЕИСУКС, отписанный в «Общем руководстве пользователя по эксплуатации ЕИСУ КС» в версии от 18 октября 2022 г
1
Планирование деятельности по материальному стимулированию, в том числе методические мероприятия по разработке и утверждению и оценке показателей результативности служащих
Нет функционала
2
Организация работы по месячному денежному содержанию (в соответствии с замещаемой должностью и присвоенным классным чином)
Функционал описан. Установление денежного содержания государственных гражданских служащих и работников государственных органов, отражено в разделах «Денежное содержание (оплата труда)» и «Материальное стимулирование и социальная поддержка» электронного личного дела (далее – ЭЛД)
3
Организация работы по дополнительным выплатам (ежемесячным надбавкам за выслугу лет, за особые условия, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, денежным поощрениям, выплатам за отпуск и материальной помощи, премиям)
Функционал описан. Осуществление материального стимулирования государственных гражданских служащих и работников государственных органов отражено в разделах «Денежное содержание (оплата труда)» и «Материальное стимулирование и социальная поддержка» ЭЛД
Организация пенсионного и социального обеспечения государственных гражданских служащих, учет транспортного обслуживания (отражены в разделах «Пенсионное обеспечение», «Предоставление социальных льгот» и «Транспортное обслуживание» ЭЛД)
Организация работы по предоставлению субсидии на приобретение жилого помещения, работа с разделом «Сведения о субсидиях» ЭЛД
4
Организация, проведение работы и оценка результатов достижения ключевых показателей эффективности
для премирования
Нет функционала в части «привязки» премий к результатам по заранее установленным ключевым показателям эффективности
5
Анализ системы материальной мотивации и результативности процессов, правоприменительной практики в области материального стимулирования, подготовка предложений по совершенствованию материального стимулирования по органу власти в целом и отдельным структурным подразделениям
Функционал осуществляется в части существующего перечня данных:
1. Список приказов об установлении денежного содержания.
2. Справка о денежном содержании сотрудников.
3. Сведения о штатной расстановке.
4. Отчет о материальном стимулировании сотрудников.
5. Оценка эффективности материального стимулирования и нематериальной мотивации кадров.
6. Использование некорректных видов мат. стимулирования (раздел «Статистика и анализ/ Оперативные нерегламентированные отчеты)
6
Анализ и актуализация нормативных правовых актов по оплате труда / денежному вознаграждению
Нет функционала

Как следует из таблицы, ряд подпроцессов не обеспечиваются единой системой, что снижает качество управления материальной мотивацией на всех уровнях государственной гражданской службы. Практически отсутствует функциональный блок, касающийся вопросов планирования и управления качеством данного процесса. В настоящее время не представлен подпроцесс «Планирование деятельности по материальному стимулированию, в том числе методические мероприятия по разработке и утверждению и оценке показателей результативности служащих», отсутствует функционал в подпроцессе в части «привязки» премий к результатам по заранее установленным показателям; процесс «Анализ системы материальной мотивации и результативности процессов, подготовка предложений по совершенствованию материального стимулирования по органу власти в целом и отдельным структурным подразделениям» носит усеченный характер и ограничен возможностью формирования отчетов по нескольким заданным шаблонам, а процесс «Организация работы по материальному стимулированию, в том числе премированию на основе показателей результативности» не имеет функционала, обеспечивающего связь с управлением эффективностью (выполнения КПЭ).

Отдельно стоит остановиться на подпроцессе «Анализ системы материальной мотивации и результативности процессов, правоприменительной практики в области материального стимулирования, подготовка предложений по совершенствованию материального стимулирования по органу власти в целом и отдельным структурным подразделениям» (далее – Анализ системы материальной мотивации), предшествующем подпроцессу «Анализ правоприменительной практики и актуализация нормативных правовых актов по оплате труда / денежному вознаграждению», реализуемому вне ЕИСУКС.

Данный аналитический процесс носит важный, не только оперативный, но и стратегический характер, поскольку предоставляет возможность системно выстроить работу с персоналом на государственной службе, обеспечить ее взаимосвязь со стратегией и за счет этого повысить эффективность деятельности всего органа власти. К сожалению, текущий функционал ЕИСУКС не обеспечивает потребностей различных целевых аудиторий органов власти в своевременной и эффективной аналитике. Ряд формирующихся отчетов в данной области (см. табл. 1) носят статистический характер с усеченным набором формирующихся в них данных, не имеют визуализации и динамического представления результатов в режиме реального времени (дашбордов).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании результатов исследования можно свидетельствовать о том, что, с одной стороны, рассматриваемый процесс имеет множественный ряд специфических характеристик ФОИВ и субъектов РФ, которые учитываются в нормативных правовых актах ФОИВ и в региональном законодательстве соответственно. Это может ограничивать стандартизацию подпроцессов и, как следствие, функциональные возможности такой федеральной информационной системы, как ЕИСУКС, с точки зрения единообразия использования на федеральном и региональном уровнях. Тем не менее данная система способна обеспечивать общую логику и соответствующие алгоритмы установления вознаграждения, стимулирующих и социальных выплат.

Анализ существующих процессов и нормативно-правовой базы позволил предположить, что формирование функциональных требований к данному процессу в рамках его совершенствования в ЕИСУКС целесообразно после введения в практику дополнительных регулирующих документов. Одним из способов внедрения выверенных и непротиворечивых нормативных правовых актов в такой сложной и чувствительной области, какой является область оплаты труда и мотивации государственных гражданских служащих, является использование методов и технологий «экспериментального нормативного регулирования» [26] (Degtyarev, 2021). В законодательный эксперимент при решении регулятора (Минтруда России) могут быть включены законодательные акты, направленные на балансировку федерального и регионального законодательства через использование данных и аналитики в ЕИСУКС.

Также следует отметить, что в целом процесс управления мотивацией кадрового состава может быть значительно улучшен за счет совершенствования процессов в ЕИСУКС, из которых большим потенциалом, как нам представляется, обладает аналитический блок – функционал процесса «Анализ системы мотивации».

Кроме того, целесообразно обеспечить в рамках информационной системы взаимосвязь кадровых процессов мотивации гражданских служащих с процессами установления и оценки ключевых показателей эффективности и результативности, имеющих высокую ценность для повышения эффективности работы органов власти в целом.

[1] Название процесса представлено в формулировке, содержащейся в Общем руководстве пользователя ЕИСУКС [29].


Источники:

1. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. - М. : Журн. "Контроллинг" Изд-во стандартов, 1991. – 104 c.
2. Макклелланд Д. Мотивация человека. / науч. ред. пер. Е. П. Ильина; [пер. с англ. А. Богачев и др.]. - Москва [и др.]. - СПб. : Печатный двор им. А. М. Горького, 2007. – 669 c.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. / 3-е изд. - Москва. - СПб.: Питер, 2013. – 351 c.
4. Херцберг Ф. Мотивация к работе. - Москва : Вершина, 2006. – 238 c.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2003. – 528 c.
6. Герчиков В. И. Типологическая концепция трудовой мотивации Часть 1 // Мотивация и оплата труда. – 2005. – № 2. – c. 53-62.
7. Егоршин А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. / Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2013. – 378 c.
8. Кибанов А.Я., Баткаева И. А., Митрофанова Е. А. Управление персоналом: теория и практика. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. / Учебно-практическое пособие. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Проспект", 2016. – 64 c.
9. Шапиро С. А. Основы трудовой мотивации. / 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2020. – 268 c.
10. Акофф Р. Акофф о менеджменте. - Питер, 2002. – 447 c.
11. Бир С. Кибернетика и управление производством. / Перевод с англ. В. Я. Алтаева ; Под ред. А. Б. Челюсткина ; С предисл. А. И. Берга. - 2-е изд., доп. - Москва : Наука, 1965.
12. Деминг Э. Выход из кризиса : новая парадигма управления людьми, системами и процессами. / перевод с английского / Эдвардс Деминг. - 2-е изд. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2009. – 418 c.
13. Дж. Джурана Качество в истории цивилизации : эволюция, тенденции и перспективы упр. качеством. - Москва : Стандарты и качество, 2004.
14. Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской : Федерации Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, ст. 5. : [принят Государственной думой 7 июля 2004 года : одобрен Советом Федерации 15 июля 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/fe2618bd6c89e2bfb5f4a5c2d2cb44aa5329482b/ (дата обращения: 10.05.2022).
15. Российская Федерация. Подзаконные акты. Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. № 554. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204050018 (дата обращения: 02.10.2022).
16. Российская Федерация. Региональные законы. Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Псковской области, должности государственной гражданской службы Псковской области. Закон Псковской области от 15.07.2019 № 1965-ОЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6000201907170001 (дата обращения: 02.10.2022).
17. Российская Федерация. Региональные законы. Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)Закон Республики Саха (Якутия) от 12.07.2007 494-З N 1003-III [принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 12.07.2007 З N 1004-III]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW249&n=12839#p1nWUMTaUL03DeDG (дата обращения: 01.10.2022).
18. Российская Федерация. Региональные законы. О государственной гражданской службе Тверской области. Закон Тверской области от 21 июня 2005 года N 89-ЗО. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/936009329 (дата обращения: 01.10.2022).
19. Российская Федерация. Региональные законы. О государственной гражданской службе города Москвы. Закон города Москвы от 26 января 2005 года N 3. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/files/5794/ZakongorodaMoskviot260120053OgosydarstvennoigrajdanskoislyjbegorodaMoskvi_Tekst.pdf (дата обращения: 01.10.2022).
20. Российская Федерация. Подзаконные акты. Об особом порядке оплаты труда государственных гражданских служащих Ульяновской области. Постановление Губернатора Ульяновской области от 2 декабря 2013 года № 215. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=158140982&backlink=1&&nd=158030537&rdk=1&refoid=158140983 (дата обращения: 01.10.2022).
21. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 437-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112300005 (дата обращения: 01.10.2022).
22. Российская Федерация. Подзаконные акты. О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 749. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310129?rangeSize=Все (дата обращения: 01.10.2022).
23. Российская Федерация. Подзаконные акты. О формировании фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории "Сириус" и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус". Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г.№ 751. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310128 (дата обращения: 01.10.2022).
24. База данных «Лучшие кадровые практики в системе государственного и муниципального управления» (2015-2019 годы). Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/17/1 (дата обращения: 12.08.2021).
25. Общее руководство пользователя ЕИСУКС. [Электронный ресурс]. URL: https://files.gossluzhba.gov.ru/49309a89-3c66-408c-805a-2d42b28e89c9/download/e3faaf6a-c7cf-4c1d-8657-c43aa8d18d7b (дата обращения: 20.10.2022).
26. Дегтярев М.В. Экспериментальное законодательство: некоторые концептуальные подходы к объяснению // Государственная служба. – 2021. – № 2 (130). – c. 16-23.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:11:46