Особенности подготовки руководящих кадров для гражданской авиации и нежелательные эффекты в системе обучения
Иванова М.О.1, Иванова В.С.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы подготовки руководящих кадров для гражданской авиации. На основе анализа применяемого в научных исследованиях понятий и терминов, касающихся руководящего состава и управленческого звена организаций, делается заключение о сложившемся традиционном подходе к использованию термина «руководящие кадры» вместо более популярных «кадры управления» и «управленческий персонал». В статье анализируются особенности подготовки руководящего состава, используемые модели, отражающие процесс формирования кадров управления, и делается вывод, что система подготовки руководящих кадров для гражданской авиации должна осуществляться в системе непрерывного профессионального образования. Авторами актуализирован и дополнен список нежелательных эффектов в обучении руководящих кадров применительно к подготовке для авиационной отрасли.
Ключевые слова: подготовка руководящих кадров, управленческий персонал, гражданская авиация, система непрерывного профессионального образования
JEL-классификация: M10, M12, M19
Введение
В настоящее время наблюдается «кадровый голод», выражающихся как в количественной нехватке рабочей силы, так и в качественном выражении − недостаточностью квалифицированных кадров во всех отраслях народного хозяйства, а также быстрым «устареванием» персонала, ростом среднего возраста задействованных человеческих ресурсов. Особенно остро данная проблема стоит перед технически сложными отраслями, где подготовка персонала занимает значительное время и требует существенных затрат. Тенденция, связанная с нехваткой квалифицированных кадров, проявляется и в обеспечении различных организаций подготовленным руководящим составом, способным эффективно решать как стратегические, так и оперативные задачи. Подготовка руководящих кадров имеет важное значение для отраслей народного хозяйства, поскольку именно от результативности деятельности руководящего состава и «управленцев» различного уровня в большей степени зависит эффективность организаций и предприятий.
В гражданской авиации кадровые проблемы, связанные с нехваткой квалифицированного персонала, в том числе, руководящего уровня, наблюдаются как в региональных организациях различной направленности − авиакомпаниях, аэропортах, центрах организации воздушного движения и др., так и в компаниях и организациях, расположенных в г. Москва и г. Санкт-Петербурге (но в крупных городах данная проблема имеет менее выраженный характер). Нужно осуществлять подготовку руководящих кадров для отрасли на системной основе. В связи с этим исследование, направленное на выявление проблем в области подготовки управленческих кадров, приобретает особую актуальность.
В научной литературе вопросы, связанные с системой подготовки руководящих кадров, нашли свое отражение в трудах таких авторов, как: М.М. Кудаева [8], В. В. Лихолетов [10], В.Ф. Петров [9], А.С. Подяконова [10], Ю.А. Розенбаум [13], Л.Н. Свирина [14], Б.Г. Туренко [15] и др.
Отдельные аспекты, связанные с подготовкой кадров для гражданской авиации рассмотрены в работах Банникова С.А. [5], Иванова Е.Д. [4; 6], Ивановой М.О. [5; 6] и др.
Понятийный аппарат, используемый в данной работе, описан в трудах А.Н. Азрилияна [1], А.В. Дайнека [2], А.П. Егоршина [3], А.Я. Кибанова [7], Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой [11] и др.
Тем не менее, требует отдельного рассмотрения особенности подготовки руководящих кадров для гражданской авиации и выявление проблем в этой области.
Цель исследования заключается в определении нежелательных эффектов в подготовке управленческих кадров для гражданской авиации на основе анализа особенностей подготовки руководящего состава.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и последовательно решены следующие задачи:
− привести толкование понятий, связанных с осуществлением персоналом функций управления и внести определенность в применяемый понятийный аппарат;
− рассмотрение особенностей подготовки управленческих кадров;
− анализ нежелательный эффектов в подготовке руководящего состава и актуализация данного списка применительно к гражданской авиации.
Научная новизна: дополнен перечень нежелательных эффектов, то есть недопустимых отклонений, в подготовке управленческих кадров с учетом отраслевой специфики.
Толкование понятия руководящих кадров
Понятие руководящих кадров имеет различное толкование. В научной литературе встречаются термины, обозначающие персонал, так или иначе связанный с выполнением функции управления и занимающий руководящие должности (табл.). Для целей настоящего исследования важно внести ясность в понятийный аппарат, имеющий весьма высокое разнообразие применяемых терминов и понятий.
Таблица – Понятийный аппарат, характеризующий руководящие кадры
Автор
|
Понятие
|
Азрилиян А.Н. и др. [1]
|
Кадры управления
– работники (служащие), профессиональная деятельность которых полностью и преимущественно
связана с выполнением функций по управлению производством. В составе
управленческих кадров выделяют следующие категории работников: руководители,
специалисты и вспомогательный аппарат. Введение этих категорий связано с их
ролью в главном управленческом процессе, процессе принятия и реализации
решений. Руководители имеют право и обязаны принимать решения, руководить их
реализацией. Специалисты готовят варианты решений и участвуют в их
реализации. Вспомогательный персонал занимается сбором и подготовкой
документов, информации и др. для руководителей и специалистов.
|
Дейнека, А. В.
[2]
|
Управленческий персонал —
часть персонала организации, выполняющая общие функции управления:
планирование, организацию, мотивацию и контроль.
|
Райзберг, Б. А.
[11]
|
Руководители высшего звена
– высший организационный уровень, наиболее малочисленный в системе управления
предприятием, компанией. Руководители высшего звена отвечают за принятие
важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.
Руководители среднего звена – координируют и контролируют работу младших начальников. Этот организационный уровень - наиболее многочисленный в системе управления, иногда возникает необходимость разделить данную группу на два уровня: верхний средний и низший средний. Характер работы руководителей среднего уровня в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. В основном руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Руководители низового звена – организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Руководители низового звена в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного получения непосредственной информации о правильности выполнения этих заданий, а также отвечают за использование выделенных им ресурсов, таких, как сырье и оборудование. |
Егоршин, А.П.
[3, C. 54]
|
Управленческие кадры
– это специалисты, профессионально занимающиеся управленческой деятельностью
в конкретной области функционирования предприятия, и несущие ответственность
за достижение конечных результатов деятельности предприятия.
|
Розенбаум, Ю. А.
[13, C. 14]
|
Быть управленческими кадрами –
значит разделять ответственность и за успехи, и за просчеты предприятия.
Человек, от которого нельзя ожидать такой ответственности, - не является
управленческим кадром. Управленческие кадры отличаются от других специалистов
именно этой ответственностью за работу всего предприятия.
|
Петров, В. Ф.
[9]
|
К кадрам управления в системе
народного хозяйства относятся работники, осуществляющие функции управления
или способствующие их осуществлению, т. е. работники, профессионально
участвующие в процессе управления и входящие в аппарат управления.
|
Кибанов, А.Я.
[7]
|
Под управленческим трудом будем
понимать вид трудовой деятельности функций управления в организации,
назначением которого является обеспечение целенаправленной и
скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед
ним задач.
|
Кудаева, М. М.
[8]
|
Управленческий персонал
является стратегически наиболее значимым ресурсом организации, от него
зависит общая результативность, реализация стратегии и текущих целей.
|
В контексте гражданской авиации исторически сложилось, что при описании руководящего звена чаще используется термин «руководящие кадры». Однако все исследователи сходятся во мнении, что руководящие кадры – это персонал, занимающий в компании управленческие должности различного уровня (от линейных руководителей до топ-менеджеров компании).
Для целей настоящего исследования понятия «руководящие кадры», «управленческий персонал», «кадры управления» и близкие к ним будут использоваться как тождественные в связи с тем, что исследование направлено выявление проблем в подготовке всех должностных лиц, задействованных в управленческом процессе организаций воздушного транспорта.
Особенности подготовки руководящих кадров
Подготовка руководящего состава имеет свои особенности, поскольку требует не только внимания к формированию профессиональных компетенций, но и к формированию большого количества гибких навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей (среди них можно отметить лидерские качества, умение убеждать, пользоваться аргументацией, владеть приемами риторики и навыками публичных выступлений и т.д.).
В диссертационном исследовании Б.Г. Туренко [15] предлагает рассматривать формирование профессиональных кадров управления как социально организационное явление, представляющее собой процесс создания и становления профессиональных руководителей. Он выделяет специфику данного понятия в двух аспектах: социально-экономическом и организационно-техническом. Первый из них он рассматривает как некую потребность общества в руководителях различных организаций (без уточнений их направленности), обладающих высокой квалификацией и способных решать поставленные задачи, то есть с определенным уровнем компетенций. Второй – определение организационных форм процесса создания профессиональных кадров управления, то есть руководителей, способных осуществлять управленческие процессы, а также других специалистов в управленческой сфере. Соглашаясь с Б.Г. Туренко по сути предложенных аспектов в контексте рассматриваемого понятийного аппарата, следует заметить, что подход, направленный на изучение формирования профессиональных кадров управления (то есть профессиональных руководителей) носит очень размытый и не явный характер. Остается не конкретизированным, что именно автор понимает под «формированием». Представляется, что в это понятие входит, в том числе, и подготовка профессиональных кадров управления, поскольку, на наш взгляд, сформировать руководящий состав, обладающих высокой квалификацией, невозможно вне системы непрерывного профессионального образования, включающей в том числе и систему высшего образования.
В этой связи представляется интересным предложенный Б.Г. Туренко комплекс моделей, отражающий процесс формирования кадров управления. Эти модели представлены им как некая цепочка последовательных процессов – модель должности, квалификационная модель, модель учебного процесса, модель рационального служебного пути. Каждый из этих процессов представляет интерес в решении задачи подготовки и использования трудового потенциала руководителей (составной частью которого является управленческий потенциал). Однако, на наш взгляд, все они могут быть сосредоточены в системе непрерывного профессионального образования и последующего использования трудового потенциала работников на выходе из системы, при этом сохраняется возможность возвращения в систему в любой момент жизненного пути, что сочетается с предложенной Б.Г. Туренко моделью рационального служебного пути. Таким образом, основываясь на предложенных моделях и возможностях их расширенного толкования и применения в рамках системы непрерывного профессионального образования, можно сделать вывод, что система подготовки руководящих кадров для гражданской авиации должна осуществляться, в первую очередь, в системе высшего образования, а также с использованием программ дополнительного профессионального образования.
Подготовка руководящих кадров является сложным процессом, который сталкивается с множеством проблем. На протяжении ряда лет в начале ХХI века подготовка управленцев занимала значительную долю в системе высшего образования (по некоторым данным она составляла около трети всех выпускников) [10], однако это не решило проблему нехватки руководителей, обладающих высоким квалификационным уровнем. В связи с чем, представляется интересным выявление проблем, возникающих при подготовке руководящих кадров и нежелательных эффектов в обучении будущих управленцев.
Нежелательные эффекты в обучении руководящих кадров
В своем исследовании А.С. Подяконова и В.В. Лихолетов [10] предлагают следующий список нежелательных эффектов, то есть недопустимых отклонений от нормативного или желательного состояния в системе обучения:
– недостаточная системность обучения;
– жесткость существующих учебных планов и программ;
– отсутствие ориентации выпускника на будущую работу;
– недостаточный уровень компетенций выпускников;
– «путаница» у управленцев в технологиях, теориях и принципах, системах управления;
– отсутствие у управленцев навыков целеполагания и структурирования целей;
– недостаточная самостоятельность управленцев;
– доминирование пассивных методов обучения;
– сокращение аудиторной нагрузки в пользу самостоятельной работы студентов;
− недостаточное обеспечение студентов современными учебными пособиями;
− «знаниевый» подход в обучении;
− недостаточное взаимодействие вузов с промышленностью, организациями.
Данные проблемы характеры для системы образования в целом, без привязки к отраслевым особенностям. Однако в свете настоящего исследования представляется целесообразным дополнить данный список нежелательных эффектов теми, которые характерны для гражданской авиации. Выявление специфических авиационных нежелательных эффектов в подготовке руководящих кадров стало возможным в результате анализа концепции подготовки кадров для транспортного комплекса [12] (далее – Концепция), содержащей, как современные тенденции и перспективы развития образования и ключевые тренды, так и инструменты развития отраслевого образования. В качестве дополнительных нежелательных эффектов можно обозначить: устаревание материально-технической базы (требующей серьезного обновления, в том числе для профильных авиационных направлений подготовки и специальностей); снижение численности и квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава, что в настоящее время является общей тенденцией для образовательной системы Российской Федерации [4]; отсутствие в массе своей внедренной модели «цифрового университета», позволяющей оптимизировать управление образовательной организацией, в целом, и образовательным процессом, в частности.
Выводы
В результате проведенного исследования были обозначены особенности подготовки руководящих кадров для организаций воздушного транспорта и сделан акцент на подготовку в рамках системы непрерывного профессионального образования.
В работе актуализирован и дополнен список нежелательных эффектов в системе подготовки руководящих кадров для гражданской авиации, в частности это касалось вопросов использования устаревающей материально-технической базы, снижение качественных показателей, характеризующих профессорско-преподавательский состав учебных заведения, а также недостаточную цифровизацию в университетской среде.
Представляется важным и своевременных устранение данных нежелательных эффектов в системе образования и акцентирование внимания на совершенствовании программ подготовки руководящих кадров для технически-сложных отраслей народного хозяйства, к которым относится также и гражданская авиация.
В качестве перспективных направлений для исследования можно обозначить необходимость разработки модели подготовки руководящих кадров для гражданской авиации, учитывающей выявленные в настоящем исследовании особенности подготовки управленческих кадров и устранение большинства ее нежелательных эффектов.
Источники:
2. Дейнека А.В. Управление персоналом. / Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 292 c.
3. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1997. – 54 c.
4. Иванов Е.Д. Развитие кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений Российской Федерации // Экономика труда. – 2023. – № 8. – c. 1237-1252. – doi: 10.18334/et.10.8.118918.
5. Иванова М.О., Банников С.А. Подготовка кадров в системе многоуровневого профессионального образования в гражданской авиации // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2903-2914. – doi: 10.18334/epp.11.12.113945.
6. Иванова М.О., Иванов Е.Д. Конкурентное положение реализуемых в вузах гражданской авиации направлений подготовки и специальностей // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 5255-5270. – doi: 10.18334/epp.13.11.119713.
7. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. / Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 512 c.
8. Кудаева М.М. Современный подход к развитию управленческого персонала // Дискуссия. – 2012. – № 7. – c. 54-58.
9. Петров В.Ф. Кадры управления производством задачи, классификация, подбор, расстановка и их подготовка // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2006. – c. 43-58.
10. Подяконова А.С., Лихолетов В.В. Проблемы подготовки управленческих кадров // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2011. – № 24(241). – c. 84-89.
11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. / 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2022. – 512 c.
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 года № 255-р От утверждении Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года. Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400210182/ (дата обращения: 19.03.2024).
13. Розенбаум Ю.А. Подготовка управленческих кадров. - М.: Наука, 1981. – 14 c.
14. Свирина Л.Н. Анализ реализации в России образовательных программ подготовки управленческих кадров // Лидерство и менеджмент. – 2017. – № 2. – c. 55-66. – doi: 10.18334/lim.4.2.38154.
15. Туренко Б.Г. Формирование кадров руководителей и специалистов управления. / Автореферат дис.,.. доктора экономических наук: 08.00.05. - Иркутск, 2007. – 37 c.
Страница обновлена: 19.12.2024 в 12:54:42