Модели мониторинга конкурентоспособности авиационного вуза

Иванов Е.Д.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Иванов Е.Д. Модели мониторинга конкурентоспособности авиационного вуза // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 3. – С. 1295-1308. – doi: 10.18334/lim.11.3.121657.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=73654406

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы конкуренции между высшими учебными заведениями и применение для ее оценки механизмов мониторинга. Проводится обзор показателей по регламентированным процедурам мониторинга: мониторинга эффективности деятельности вуза и аккредитационного мониторинга. Делается вывод о необходимости расширения мониторинга на область оценки конкурентоспособности. Предложены модели мониторинга конкурентоспособности авиационного вуза, в основе которого лежат три блока: мониторинг конкурентоспособности образовательных услуг, предлагаемых вузом, мониторинг межсубъектного взаимодействия и мониторинг кадрового потенциала вуза. Модели выделяются в зависимости от участников проводимой оценки: государственная (консервативная) модель предполагает только участие вуза и государственных структур, в то время как стейкхолдерская модель расширяет список участников на бизнес (работодателей) и независимых экспертов. В статье делается вывод, что в современных условиях для системы авиационного образования предпочтение должно отдаваться стейкхолдерской модели

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, мониторинг, авиационные вузы, гражданская авиация

JEL-классификация: D40, D41, I20, I23



Введение

В условиях высокой конкуренции между высшими учебными заведениями за потребителя образовательных услуг возникает необходимость проводить мониторинг конкурентоспособности, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на изменяющиеся обстоятельства и предпринимать меры по привлечению абитуриентов.

Особенно важен такой мониторинг для отраслевых вузов, конкурентная среда которых состоит не только из учебных организаций одной ведомственной принадлежности, но и включает широкий спектр других учебных заведений, осуществляющих подготовку по профессиям, используемым в различных отраслях народного хозяйства.

Подготовку специалистов для гражданской авиации по профильным направлениям, к которым относятся программы по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки (УГСН) 25.00.00 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-технической техники», а также ряд программ по УГСН 23.00.00 «Техника и технология наземного транспорта», осуществляют в трех вертикально-интегрированных учебных комплексах гражданской, подведомственных Росавиации. Однако некоторые программы, связанные с авиационной деятельностью, реализуются и в других вузах страны, что расширяет конкурентную сферу отраслевого образования. Особенно острой является конкуренция по «непрофильным» программам, по которым осуществляется подготовка специалистов для неавиационных видов деятельности, в том числе по управленческим специальностям. Данные направления подготовки представлены в вузах различной ведомственной принадлежности, различной правовой формы и территориального размещения.

Мониторинг конкурентоспособности авиационного вуза позволяет упрочить положение учебного заведения на рынке образовательных услуг и учесть требования к образовательной деятельности, предъявляемые разными участниками. Осуществлять данный мониторинг возможно не только силами вуза, но и с привлечением других участников − государства, работодателей или независимых экспертов.

Вопросам конкурентоспособности высших учебных заведений посвящены труды российский исследователей Андреевой И.А. [2], Губиной Е.М. [4], Ивановой М.О. [6], Колчиной Н.О., Леоненко Е.А. [9], Латышевой А.С., Похолковой Ю.П., Червач М.Ю., Щадской А.Н. [11], Рубина Ю.Б. [18], Савенковой Ю.С. и Советкиной А.А. [19].

Мониторинг высших учебных заведений регламентирован в нормативных правовых документах [13; 16; 17].

Различные аспекты проведения мониторинга в системе образования рассматривают в своих работах такие авторы, как Андреев Ю.Н., Лукашева Н.А. [1], Булатова Г.А. [3], Киселева А.А., Гладких Я.Н. [8], Драгилева Л.Ю., Степулева Л.Ф. [5], Сказов А.Б. [20], Парийчук А.В. [12], Хачатурян Н.Р. [21] и др.

Мониторинг не является новым механизмом управления. Он активно используется в деятельности образовательных учреждений: ежегодный мониторинг эффективности деятельности вузов, а также аккредитационный мониторинг являются обязательными процедурами. Данные мониторинги, несомненно, имеют высокое информационное значение, однако неспособны полностью показать позицию вуза в конкурентной среде, в связи с чем представляется целесообразным проведение дополнительного мониторинга конкурентоспособности вуза.

Целью данного исследования является разработка моделей мониторинга конкурентоспособности авиационных вузов.

Научная новизна исследования заключается в анализе накопленного опыта по проведению мониторингов в деятельности вузов и разработке моделей мониторинга конкурентоспособности авиационных вузов.

Мониторинг в деятельности вузов

Образовательные организации нашей страны должны ежегодно подавать сведения по установленным для уровня образования формам в рамках проведения мониторинга эффективности деятельности [13; 16]. Результаты данного мониторинга доступны на официальном сайте [7] и носят открытый характер.

На основе методики расчета показателей мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования [16] можно выделить восемь групп показателей эффективности деятельности вуза (Таблица). Часть показателей применима ко всем вузам, в то время как другие показатели имеют привязку к отраслевой принадлежности учебного заведения. В настоящем исследовании имеют значения показатели, предназначенные для оценки транспортного вуза.

Таблица − Показатели мониторинга эффективности деятельности вуза (источник [16])

Показатель
Содержание показателя
1. Образовательная деятельность
Средний балл единого государственного экзамена (далее ‑ ЕГЭ) для студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами, балл
2. Научно-исследовательская деятельность
Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника, тыс. руб.
3. Международная деятельность
Удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент), %
4. Финансово-экономическая деятельность
Доходы образовательной организации из всех источников в расчете на одного НПР, тыс. руб.
5. Заработная плата ППС
Отношение заработной платы профессорско-преподавательского состава к средней заработной плате по экономике региона, %
6. Трудоустройство
Удельный вес выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования, %
7. Контингент студентов (показатель для филиалов)
Приведенный контингент студентов, ед.
8. Дополнительные показатели образовательных организаций
− Численность сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава (приведенных к доле ставки), имеющих ученые степени кандидата или доктора наук, в расчете на 100 студентов, ед.
− Среднегодовой контингент обучающихся по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализуемых на базе образовательных программ и направлений подготовки, отражающих специфику образовательной организации, %.

Мониторинг эффективности деятельности вуза был дополнен аккредитационным мониторингом, который проводится, начиная с 2023 года, для каждой из реализуемых в вузе образовательных программ. Показатели были приняты в 2021 году и утверждены приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. № 1094 [14]. Частично показатели двух этих мониторингов совпадают.

В ходе аккредитационного мониторинга оценке подвергаются следующие показатели:

1. Средний балл единого государственного экзамена ‑ АП1.

2. Наличие электронной информационно-образовательной среды – АП2.

3. Доля обучающихся, успешно завершивших обучение по образовательной программе высшего образования, в общей численности обучающихся, поступивших на обучение по соответствующей образовательной программе высшего образования, − АП3.

4. Доля обучающихся по договорам о целевом обучении, успешно завершивших обучение по образовательной программе высшего образования, в общей численности обучающихся по договорам о целевом обучении по соответствующей образовательной программе высшего образования – АП4.

5. Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание (в том числе богословские ученые степени и звания), и (или) лиц, приравненных к ним, в общем числе работников, реализующих образовательную программу высшего образования, − АП5.

6. Доля работников из числа руководителей и (или) работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области), в общем числе лиц, реализующих образовательную программу высшего образования, − АП6.

7. Наличие внутренней системы оценки качества образования − АП7.

8. Доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам высшего образования (не применяется для образовательных программ высшего образования − программ магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки), - АП8.

В соответствии с методикой расчета показателей мониторинга [] по каждому показателю определяется количество баллов, а затем производится расчет суммарного количества баллов – АПс ‑ по следующей формуле:


АПс = АП1 + АП2 + АП3 + АП4 + АП5 + АП6 + АП7 + АП8

(1)
Показатели аккредитационного мониторинга могут существенно отличаться для разных образовательных программ одного вуза, так как расчет ведется отдельно по каждой программе и интегральное значение для вуза не выводится. В связи с чем может возникнуть ситуация, что ряд образовательных программ будут соответствовать допустимым значениям (70 баллов для бакалавриата и специалитета, и 60 баллов для магистратуры), в то время, как другие могут быть признаны несоответствующими.

Для прохождения государственной аккредитации образовательной деятельности необходимо набирать определенное количество баллов по образовательной программе по всем показателям в совокупности.

Результаты данных мониторингов, в целом, можно признать высоко информативными, но они только частично позволяют провести оценку конкурентной среды и положения в ней вуза. Отразить с их помощью позиции вуза в конкурентной среде и их динамичные изменения в полной мере не представляется возможным.

Мониторинг конкурентоспособности вуза

Используемая в существующих на сегодняшний момент мониторингах система показателей включает в себя различные оценки, основанные на абсолютных или относительных значениях показателей. Все они привязаны к определенным временным периодами (как правило, рассматриваются за год − календарный или учебный). В силу многочисленности показателей и различий в их структуре довольно сложной представляется задача сопоставления показателей по конкурирующим вузам.

В этой связи представляется целесообразным рекомендовать к использованию как самостоятельный аналитический инструмент мониторинг конкурентоспособности вуза. Данный мониторинг должен быть согласован с методологией управления конкурентоспособностью, то есть в нем должно быть отражено состояние и динамика межсубъектных взаимодействий, которые сложились в сфере образования гражданской авиации. Это межсубъектное взаимодействие различного уровня может осуществляться между вузом и органами внешнего регулирования, между вузом и работодателями, между вузом и научными организациями. С помощью данного мониторинга может быть достигнут значительный результат в повышении конкурентоспособности вуза, поскольку этот инструмент дает возможность показать насколько эффективно авиационный вуз взаимодействует с внешним окружением, а не только ведет свою непосредственную деятельностью. Есть возможность интерпретации мониторинга межсубъектных взаимодействий в качестве составной части мониторинга конкурентоспособности, отражающей эффективность коммуникации вузов с различными акторами, напрямую связанными с авиационным и неавиационным персоналом, задействованным в гражданской авиации, подготовку которых осуществляют вузы гражданской авиации. Благодаря такому подходу вуз можно рассматривать системно, а не обособленно, что позволяет предупредить или предотвратить «оторванность» образовательного процесса от запросов, формируемых государством и отраслью.

Важнейшая особенность мониторинга конкурентоспособности вуза − проведение в его рамках наблюдения за конкурирующими объектами, а затем процедур сравнения объектов. Мониторинг, как совокупность процедур, оперирующих группой показателей и параметров, должен создать базу для определения конкурентоспособности вуза, при этом должны быть приняты сравнительные величины. Мониторинг также должен предоставить аналитический материал для разработки конкурентной стратегии и стратегии развития вуза, в целом.

Для авиационного образования требуется специализированный подходы. В этой связи можно выделить ряд особенностей проведения мониторинга конкурентоспособности авиационных вузов:

1. Особый подход к выбору объекта мониторинга. В качестве основного объекта мониторинга конкурентоспособности выступает в целом учебное заведение гражданской авиации. Однако их число ограничено тремя вертикально-интегрированными учебными комплексами и даже с учетом филиалов и колледжей, входящих в этот состав, числе учебных заведений невелико. Это, на первый взгляд, сужает возможности сопоставления, так как возникает ощущение недостаточности выборки. Но в авиационном образовании конкуренция развита не столько между учебными заведениями, сколько между конкретными образовательными программами (и в более укрупненном виде − между направлениями подготовки или специальностями). Все эти программы представлены в расширенном множестве. Конкурентные преимущества в такой ситуации концентрируются на факторах, касающихся именно программ и направлений обучения.

2. Высокая степень стандартизации механизмов регулирования. Органы государственного регулирования в виде Министерства науки и высшего образования РФ (через ФГОС ВО), а также в виде Министерства транспорта РФ (через федеральные авиационные правила, в частности ФАП № 289 [15]) влияют на авиационное образование с целью унификации образовательной деятельности.

3. Изменчивость и высокая степень неопределенности внешней среды. С точки зрения внешнего воздействия и прогноза развития отрасль гражданской авиации подпадает как под серьезное санкционное давление, так и пользуется государственной поддержкой для адаптации к изменяющимся условиям. Однако период данных условий не определен, что создает и некоторую неопределенность в конкурентных позициях вузов гражданской авиации. Специфические черты авиационного образования [6] влияют на специфику мониторинга деятельности учебных заведение, в частности, это выражается в более тесной связи между системой образования и работодателями, то есть в трудоустройстве выпускников, чем это характерно для большинства других вузов.

Выпускники вузов ГА, обучающиеся как по профильным, так и по непрофильным программам, имеют реальные перспективы получения работы по специальности, что является одним из преимуществ российского авиационного образования, в то время как в неотраслевых вузах таких перспектив с трудоустройством и высокой потребности в специалистах нет.

Модели мониторинга конкурентоспособности

В зависимости от участников и их вклада в процесс мониторинга можно выделить две модели мониторинга конкурентоспособности авиационного вуза, которые предстают в виде двух организационно-управленческих форм:

1. Государственная или консервативная модель, при которой мониторинг осуществляется как вузом, так и учредителем. В случае с авиационными вузами − это Федеральное агентство воздушного транспорта («Росавиация»). На данный момент в нашей стране реализуется именно такая модель, однако весь комплекс проводимых оценочных мероприятий нельзя назвать мониторингом в буквальном смысле. Учебные заведения гражданской авиации подают отчеты по установленной форме о результатах приема, по которым можно судить о востребованности образовательных программ. Кроме того существует процедура мониторинга эффективности деятельности вуза, где также заполняется форма, включающая четко определенные нормативными документами показатели, по данной процедуре можно оценить отдельные аспекты конкурентоспособности вуза. В частности, условия (баллы) при поступлении, трудоустройство выпускников, сохранность контингента обучающихся и другие. Преимуществом данной модели является минимизация издержек на проведение процедур оценки.

2. Стейкхолдерская модель в своей основе содержит тезис о том, что любой стейкхолдер (заинтересованная сторона) оказывает влияние на всех контрагентов при прямом взаимодействии и подвергается обратному влиянию от контрагентов. В рамках концепции стейкхолдерской модели авиационный вуз действует не только в интересах учредителя и своих собственных, но и в интересах всех участников межсубъектных взаимодейстий. Среди таких участников могут быть работодатели, научное сообщество, студенты, преподаватели и другие работники. Все заинтересованные стороны могут проводить оценку учебного заведения гражданской авиации в ходе мониторинговых процедур. Это даст более качественный, глубокий и многогранный анализ деятельности авиационного вуза.

Реализация данной модели более сложная в связи с необходимостью вовлеченности большого количества субъектов и применению различных подходов к проведению оценки, которыми они могут руководствоваться.

Мониторинг конкурентоспособности может быть осуществлен не только по инициативе государственных структур, но и по инициативе самих вузов гражданской авиации. Возможно проведение данного мониторинга в параллели с внутренней независимой оценкой качества образования.

Если же в вузе отсутствует система внутренней оценки качества образования, то возможно привлечение сторонних организаций научного или исследовательского профиля для осуществления мониторинговой деятельности. Особенно важным такой подход становится в случае отсутствия в вузе специалистов, способных осуществлять такую деятельность на высоком уровне. Кроме того, данный подход может быть применен по инициативе руководства вуза при стремлении повысить объективность аналитической деятельности, привлекая экспертов, не заинтересованных напрямую в положительном результате мониторинга.

Также, в рамках стейкхолдерской модели мониторинг конкурентоспособности авиационного вуза могут осуществлять и работодатели – прежде всего, авиакомпании, аэропорты и Госкорпорация по организации воздушного движения. Работодатели имеют определенные преимущетсва в реализации мониторинговой деятельности. Во-первых, они обладают финансовыми ресурсами, позволяющими осуществлять такую деятельность. Ключевыми работодателями в сфере гражданской авиации являются крупные компании, а не представители среднего и малого бизнеса – то есть организации, способные к среднесрочному и долгосрочному планированию, в которое входит и удовлетворение потребностей в человеческих ресурсах. Во-вторых, работники организаций воздушного транспорта – это, преимущественно, выпускники учебных заведений гражданской авиации. За счет использования их знаний, навыков, профессиональных качеств возможно проведение части мероприятий по оценке конкурентоспособности. Таким образом, часть финансовых и временных издержек организации воздушного транспорта можно сократить, используя собственных работников, а также претендентов на должности, проходящих собеседование.

Организации мониторинга конкурентоспособности вуза гражданской авиации (ГА) представлена на схеме (рисунок).

Рисунок − Схема организации мониторинга конкурентоспособности авиационного вуза (составлено автором)

На схеме показаны три возможных блока, входящих в мониторинг конкурентоспособности авиационного вуза: мониторинг конкурентоспособности образовательных услуг, мониторинг межсубъектного взаимодействия и мониторинг кадрового потенциала вуза. Также показаны связи при проведении процедур мониторинга различными участниками при государственной модели и при стейкхолдерской модели. Как видно из схемы стейкхолдерская модель представлена большим вовлечением в процесс мониторинга различных участников для проведения каждого блока. При государственной модели только сам вуз может проводить оценку по всем трем блокам, в то время как государственные структуры проводят оценку в рамках регламентированных процедур и по утвержденным показателям, которые соответствуют лишь двум блокам, исключая блок межсубъектного взаимодействия, показателей для оценки которого не предусмотрено. Участия бизнеса и независимых экспертов при данной модели не предусмотрено.

Выводы

В результате проведенного исследования мониторинговой деятельности вузов была обоснована необходимость проведения дополнительного мониторинга конкурентоспособности авиационного вуза на основе выявленных особенностей авиационного образования и положения вузов гражданской авиации в конкурентной среде.

Показано, что в мониторинг конкурентоспособности авиационного вуза включены три отдельных блока, составляющих сущность оценки: мониторинг конкурентоспособности образовательных услуг, предлагаемых вузом, мониторинг межсубъектного взаимодействия и мониторинг кадрового потенциала вуза.

Предложены две модели мониторинга конкурентоспособности, отличающиеся количеством участников, проводящих оценку по данным блокам.

В современных условиях, отличающихся высокой степень нестабильности внешней среды, необходимо отдавать предпочтение стейкхолдерской модели, поскольку оценка вуза с позиции ключевых работодателей, а также с привлечением независимых экспертов повысит объективность полученных результатов и достоверность материалов, которые в последствии лягут в основу планирования деятельности вуза, в частности, по реализации образовательных программ, открытию новых профилей подготовки или даже новых направлений (специальностей).

Применение предложенных моделей мониторинга конкурентоспособности укрепит позицию авиационных вузов, что особенно важно для непрофильных направлений, где конкурентная среда включает значительное количество учебных заведений, выходящее за рамки отраслевого образования.


Источники:

1. Андреев Ю.Н., Лукашева Н.А. Мониторинг вузов как инструмент активной инновационной политики // Инноватика и экспертиза: научные труды. – 2018. – № 1(22). – c. 22-3.
2. Андреева И.А. Конкурентоспособность вуза // Вопросы экономических наук. – 2008. – № 1(29). – c. 15-20.
3. Булатова Г.А. Мониторинг и оценка трудоустройства выпускников вузов // Экономика. Профессия. Бизнес. – 2017. – № 4. – c. 18-23.
4. Губина Е.М. Трудовые ресурсы и конкурентоспособность учебного заведения на рынке региональных образовательных услуг // Форум. – 2020. – № 1(21). – c. 16-22.
5. Драгилева Л.Ю., Степулева Л.Ф. Мониторинг трудоустройства выпускников в оценке конкурентоспособности вузов // Интеграл. – 2012. – № 6. – c. 109-111.
6. Иванова М.О. Управление системой непрерывного профессионального образования в гражданской авиации: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством. / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Санкт-Петербург, 2022. – 512 c.
7. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования. Monitoring.miccedu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения: 28.07.2024).
8. Киселева А.А., Гладких Я.Н. Мониторинг эффективности вузов как фактор, определяющий выбор высшего учебного заведения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 9. – c. 154-157.
9. Колчина Н.О., Леоненко Е.А. Многоаспектность категории «конкурентоспособность вуза», подходы и методы управления конкурентоспособностью вуза // Вопросы управления. – 2018. – № 4(53). – c. 119-131.
10. Комарова Т.В. Конкурентоспособность российских вузов в мировом образовательном пространстве: основные тенденции и перспективы // Креативная экономика. – 2016. – № 4. – c. 423-432. – doi: 10.18334/ce.10.4.35120.
11. Латышев А.С., Похолков Ю.П., Червач М.Ю., Шадская А.Н. Управление конкурентоспособностью современного российского университета: состояние, вызовы и ответы // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 5(111). – c. 6-16.
12. Парийчук А.В. Мониторинг эффективности вузов как элемент системы управления ресурсами в системе образования // Региональная специфика и российский опыт развития бизнеса и экономики: Материалы X юбилейной Международной научно-практической конференции. Астрахань, 2019. – c. 278-280.
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 января 2018 г. № 41 «Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений высшего образования и работы их руководителей, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации»
14. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. № 1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403024117/?ysclid=lxummgxvjs589477828 (дата обращения: 10.01.2024).
15. Приказ Министерства транспорта РФ от 29 сентября 2015 г. № 289 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71363792/ (дата обращения: 28.01.2024).
16. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2022 № 617 «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования в установленной сфере ведения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации». Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212050088?ysclid=lw9nntngq2299925637 (дата обращения: 16.05.2024).
17. Приказ Рособрнадзора № 660, Минпросвещения России № 306, Минобрнауки России № 448 от 24.04.2023 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации аккредитационного мониторинга системы образования». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://czentrobrazovaniya42tula-r71.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Prikaz_Rosobrnadzora_ot_24.04.pdf (дата обращения: 16.05.2024).
18. Рубин Ю.Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 5(111). – c. 1730.
19. Савенкова Ю.С., Советкина А.А. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях // Вопросы образования. – 2009. – № 4. – c. 182-199.
20. Сказов А.Б. Новый мониторинг вузов // Совет ректоров. – 2013. – № 8. – c. 26-27.
21. Хачатурян Н.Р. Мониторинг рыночных перспектив развития видов образовательных услуг вузов: региональный аспект // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2021. – № 2(74). – c. 201-206.

Страница обновлена: 25.10.2024 в 19:38:31