Развитие регионального агропромышленного кластера на основе государственного и частного партнерства

Савина С.А.1, Калашников Д.В.2, Земскова О.М.3
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» - Волгоградский филиал, Россия, Волгоград
2 Волгоградский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»,, Россия, Волгоград
3 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный аграрный университет», Россия, Волгоград

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 5 (Май 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45849452
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена исследованию актуальности вопроса кластеризации агропромышленного комплекса регионов России. Сформулированы основные проблемы сельхозтоваропроизводителей, возникшие в связи с иррациональностью использования производственных ресурсов и введенными экономическими санкциями. Обоснована стратегия развития региона с использованием авторской модели регионального агропромышленного кластера Сахалинской области на основе государственно-частного партнерства. Так же представлен механизм реализации проекта, который может быть осуществим инициатором и управляющим звеном создаваемого агропромышленного кластера Сахалинского региона (представители Правительства). При этом частный сектор (концессионер), как и местный орган регионального управления предлагается рассматривать равноправными партнерами в рамках ГЧП. Реализация разработанного кластерного механизма будет привлекательна для частного бизнеса, рассматривающего перспективы своего развития в сферах агропромышленного комплекса, а реализация кластерной стратегии Сахалинской области в составе общей региональной стратегии развития даст возможность обеспечить продовольственную безопасности посредством стратегического управления экономикой аграрного сектора и рынка продовольственных товаров, повысить конкурентоспособность региона и вывести его на новую модель экономического роста.

Ключевые слова: агропромышленный кластер, продовольственная безопасность, сельскохозяйственное производство, государственно-частное партнерство, региональное развитие экономики, цифровая трансформация агробизнеса

JEL-классификация: L32, Q13, Q15, Q18



Введение. Одним из важнейших условий продовольственной безопасности является устойчивое и гарантированное обеспечение региона продовольствием.

Сельскогохозяйственное производство выполняет функцию важнейшего источника доходов для абсолютного большинства его производителей. Готовая продукция сельского хозяйства составляет большую долю сырья предприятий перерабатывающей промышленности, тем самым в значительной степени формируя межотраслевые пропорции не только в АПК, но и во всем экономическом пространстве региона [6] (Vysochkina, 2007).

Современное развитие экономики России в условиях постоянно усиливающейся конкуренции и все более ужесточающихся санкций диктует необходимость поиска и внедрения более инновационных форм и технологий взаимодействия и управления. Важным моментом является тот факт, что высокая степень насыщенности отраслевых рынков уже не позволяет приоритетного развития конкуренции в рамках производственных технологий [11] (Shutkov, 2020).

Одним из возможных направлений развития в последние годы называют долгосрочные партнерские отношения в рамках производственно-сбытовых связей поставщиков и потребителей ресурсов. Именно данный вариант отношений позволяет снизить издержки предприятий, а также ведет к повышению уровня их конкурентоспособности. Формирование таких связей практикуется и с привлечением государственного капитала, что приводит к созданию государственно-частного партнерства (ГЧП). Участие представителей власти в подобных объединениях позволяет говорить о производственных кластерах, цель которых заключается в повышении конкурентоспособности его участников как на внешних, так и на внутренних рынках.

Именно практика подобного взаимодействия участников позволяет повысить уровень их профессиональных компетенций в рамках внутрикластерного распределения ресурсов. Таким образом, кластеризация и сетевой подход создают условия реализации концепции конструктивного взаимовыгодного диалога власти, бизнеса и институтов [2].

Цель исследования – разработка механизма формирования регионального кластера Сахалинской области на основе государственно-частного партнерства и обоснование приоритетных направлений развития III сферы АПК и продовольственного рынка в условиях цифровой трансформации агробизнеса.

Объектом исследования являются участники агропромышленного кластера, субъекты экономики и управления региона, участвующие в процессе принятия и реализации инвестиционных решений на мезоэкономическом уровне. Предметом исследования выступают организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе создания и развития регионального агропромышленного кластера.

Область применения результатов – обеспечение продовольственной безопасности Сахалинской области посредством стратегического управления экономикой аграрного сектора и рынка продовольственных товаров.

Научная новизна: предлагаемый механизм реализации проекта основан на государственно-частном партнерстве посредством заключения концессионного соглашения. Предложено в рамках ГЧП рассматривать инициатором проекта создания агропромышленного кластера региона непосредственно местный орган регионального управления. При этом не исключена возможность инициативы и со стороны частного сектора, однако управление проектом остается функцией представителей Правительства.

Сахалинская область – единственный регион в России, расположенный на островах. В ее состав входят: остров Сахалин – первый по величине остров в России и Курильские острова, которые образуют две параллельные гряды. Большая Курильская гряда, протянувшаяся на 1200 км, включает около 30 островов, и Малая Курильская гряда протяженностью около 100 км.

В области функционируют 32 сельскохозяйственных предприятия различных форм собственности, включая пять предприятий с долей государственного участия, 648 крестьянских (фермерских) хозяйств, 26 599 личных подсобных хозяйств. При этом Сахалинская область – единственный российский регион, где в управлении хозяйством осталась форма совместного хозяйства (совхозы).

Произведенная сельскохозяйственная продукция подвергается дальнейшей переработке на существующих предприятиях пищевой промышленности Сахалинской области. Наибольший объем переработки в сфере агропромышленного комплекса области занимает рыбопереработка – 73%, на долю пищевых продуктов приходится всего 9%. Таким образом, потребительский рынок региона находится в постоянной зависимости от поставок большей части продовольствия с материка, следствием чего является удорожание продуктов питания для конечного потребителя – жителей Сахалинской области.

В основной массе производимая в регионе продукция реализуется на внутреннем региональном рынке, что в значительной мере способствует достижению стратегической цели продовольственной безопасности (рис. 1) в обеспечении населения региона необходимой сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, а также наличии необходимых запасов и резервов.

Рисунок 1. Продовольственная безопасность Сахалинской области

Источник: составлено авторами.

Продукты питания на о. Сахалин доставляются из Приморского и Камчатского края. Регион обеспечивает бесперебойные поставки всего спектра продовольствия на Курильские острова, в том числе свежей продукции регионального агросектора (яйцо, молочная продукция, овощная и мясная продукция). На объектах торговли созданы запасы продовольствия, позволяющие осуществлять бесперебойную торговлю периодом до 3 месяцев в зависимости от товарной номенклатуры.

Поэтому к одной из основных задач правительства региона можно отнести обеспечение продовольственной безопасности за счет производства качественных продовольственных товаров на территории острова, что существенно снизит зависимость области от материка и избавит от громадных транспортных расходов.

К основным экономическим факторам продовольственной безопасности региона Сергеева Н.В. в своей исследовательской работе относит узкий перечень [10] (Sergeeva, 2011).

уровень «удобства» продовольствия

территориальная доступность продуктов

степень регионального межхозяйственного взаимодействия





уровень и структура цен на продовольственные товары


Экономические факторы

уровень доходов
местного населения






развитость и устойчивость внутрирегиональных и межрегиональных связей в рамках разделения труда

Рисунок 2. Основные экономические факторы продовольственной безопасности региона

Источник: составлено авторами.

Основная цель Доктрины продовольственной безопасности – повышение качества жизни граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения [3] (Altukhov, 2019).

Отметим, что реализация основной цели и всех промежуточных задач Доктрины рассматривалась как стратегическое направление по обеспечению реальной потребительской продовольственной корзины. Данный вид потребительской корзины включает более широкий ассортимент товаров, чем предполагает минимальная потребительская корзина. К ее составу относят хлебобулочные изделия, молочную и мясную продукцию, яйцо, сахар, соль, а также овощи и фрукты. Формирование корзины осуществляется в соответствии с разработанными рациональными нормами потребления продуктов питания человека, предусматривающими достаточно высокий уровень удовлетворения разумных его потребностей [1].

Обеспечением потребительской продовольственной корзины в Сахалинской области занимаются местные товаропроизводители различных организационно-правовых форм хозяйствования и собственности, в том числе сельскохозяйственные предприятия с государственной долей участия.

На данный момент ими производится овощная и мясная продукция, яйцо, молоко и продукты его переработки. В основной массе продукция реализуется на внутреннем региональном рынке, что в определенной мере способствует достижению стратегической цели продовольственной безопасности в обеспечении населения региона безопасной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, а также наличии необходимых резервов и запасов. Но период обеспеченности запасами основных видов продовольствия на предприятиях оптовой торговли Сахалинской области составляет всего от 18 до 115 дней в зависимости от товарной номенклатуры.

При этом регион должен обеспечивать бесперебойные поставки продовольствия на Курильские острова, в том числе свежей продукции регионального аграрного сектора (яйца, молочной продукции, овощей открытого и закрытого грунта и мясопродукции). С этой целью в объектах торговли создаются запасы продовольствия, позволяющие осуществлять бесперебойную торговлю периодом до трех месяцев в зависимости от товарной номенклатуры. Продукты питания доставляются в основном с о. Сахалин, а также из Приморского края и Камчатского края.

Глубокий анализ финансово-экономических показателей деятельности крупнейших предприятий области, получающих от государства субсидиарную помощь, позволил сформулировать ключевые проблемы аграрного сектора Сахалинского региона. Развитию второй сферы АПК (сельского хозяйства) препятствуют указанные ниже негативы:

v выбор экстенсивного пути развития производства продукции;

v неразвитость системы обеспечения основного производства стратегически важными видами сырья и материалов (корма, удобрения и др.);

v использование большого количества ручного труда в производственном процессе;

v не отлажена внутрихозяйственная система хранения готовой продукции предприятий сельского хозяйства;

v отсутствие высококвалифицированных кадров, особенно менеджеров по продажам, специалистов по складской логистике;

v практически не решается вопрос утилизации отходов всех типов и классов, начиная с потерявшей товарный вид продукции сельского хозяйства и заканчивая отходами производственного цикла;

v отсутствие глубокой переработки излишков и остатков производства продукции на предприятиях (заморозки, консервации, сублимации);

v практически полностью отсутствует межхозяйственная система логистики, включающая собственную розничную сеть.

Условием развития агропромышленного комплекса острова является выход ключевых предприятий острова на ведущие позиции в региональном продовольственном рынке. В настоящих реалиях среди достаточно высокой конкуренции каждому предприятию по отдельности такую задачу выполнить сложно.

С нашей точки зрения, решением проблемы круглогодичного самообеспечения региона качественными и доступными продуктами питания станет создание единого регионального агропромышленного кластера, основу которого будут составлять сельскохозяйственные товаропроизводители области, уверенные в гарантированном сбыте производимой ими продукции по среднерыночным ценам, покрывающим затраты, связанные с их производством.

При этом следует отметить, что для построения и реализации системы продовольственной безопасности промышленного региона (каковым является Сахалинская область) следует придерживаться основных принципов реализации системы продовольственной безопасности [4] (Anishchenko, 2013):

ü экономическая и физическая доступность продовольствия населению;

ü обеспечение рационального и сбалансированного развития отраслей сельского хозяйства;

ü сбалансированность специализации и концентрации сельскохозяйственного производства с учетом принципов кооперации и интеграции;

ü повышение конкурентоспособности российской продукции;

ü регулирование импорта поставок продовольствия с учетом развития отечественного производства;

ü модернизация материально-технической базы;

ü рациональное использование ограниченных ресурсов;

ü адаптация системы планирования и ценообразования к условиям стимулирования собственных товаропроизводителей;

ü внедрение инновационных технологий, природоохранных мероприятий, достижений науки и передового опыта [10] (Sergeeva, 2011);

ü совершенствование внутрихозяйственных экономических отношений;

ü оптимизация управления в сельском хозяйстве.

По нашему мнению, вышеперечисленным принципам обеспечения продовольственной безопасности региона в целом и решением вышеизложенных проблем, с которыми постоянно сталкиваются сельхозтоваропроизводители области, станет создание на территории Сахалинской области агропромышленного кластера – полноценными агентами которого станут предприятия, принадлежащие правительству региона, и предприятия, функционирующие на условиях ГЧП (государственного и частного партнерства).

В современной экономике уже окончательно сформирован многоэтапный организационно-экономический механизм построения региональных агропромышленных кластеров с подетальным функциональным подразделением промежуточных задач на государственном и частном уровнях.

Рисунок 3. Обоснование стратегии развития региона путем создания агропромышленного кластера

Источник: составлено авторами.

Важно, что этот механизм обозревается дискретно по организационным и экономическим элементам. Совокупность элементов обозначает не только сам процесс формирования кластера, но и его внутреннюю детализацию, в том числе финансовое обеспечение формирования и достижения целевых показателей [5] (Bataeva, 2016).

Создаваемый организационно-экономический механизм как региональный кластер четко отражает роли государственных и частных структур, указывая их функции и полномочия в экономике региона [9] (Karkh, Katochkov, Morozova, 2017).

Основными задачами, решаемыми со стороны органов управления АПК при формировании кластера, будут являться:

· пропаганда преимуществ кластера и вовлечение в него предприятий;

· разработка региональной программы формирования агропромышленного кластера с вариантами его финансирования и инвестирования (через ГЧП, концессионные соглашения, совместное акционирование и др.);

· создание рабочей группы по реализации кластерной политики;

· расчетное проектирование основных блоков потенциального кластера, их структуры, порядка формирования и экономическое обоснование такой формы интеграции;

· административная и финансовая поддержка подготовительных мероприятий;

· стимулирование развития созданных кластеров, субсидирование его участников.

Агропромышленный кластер Сахалинской области представляет собой объединенную группу взаимодействующих и географически соседствующих предприятий, а также связанные с ними организации, чья деятельность призвана обеспечить достижение общих целей. Данная производственная структура характеризуется чертами явного и неявного сотрудничества, что отражает формальное и неформальное взаимовлияние, взаимодополнение и взаимовыручка, совокупность которых формирует эффекты конкурентных преимуществ [8] (Kalashnikov, Savina, Vysochkina, 2012).

По нашему мнению, ядром данного кластера должен стать агропромышленный парк Сахалинской области, предпосылки создания которого уже долго муссируются в центре управления региона (рис. 4). Основой построения бизнеса в современных условиях является готовность агропредпринимателей к кардинальному изменению отношения к потребителю продукции и партнерам по бизнесу, а также совершенствование создаваемой цифровой платформы взаимодействия всех субъектов агробизнеса (преобразования системы бизнес-связей производителей, поставщиков и потребителей во взаимосвязанную систему гибких, так называемых сетей, которые снижают затраты на взаимодействие компаний между собой и с конечным потребителем). Создание цифровой инфраструктуры позволит превратить информацию в ресурс для экономического роста, положительно отразится на экономической безопасности предприятий, позволит приобрести конкурентные преимущества.

Управляющая компания
Центр
финансов
Центр
Менеджмента качества
Центр маркетинга
и цифровой логистики

Подпись: Предприятия региона 
II и III сфер АПК

Подпись: Региональный рынок

Рисунок 4. Агропромышленный кластер Сахалинской области


- сфера цифровых технологий
Источник: составлено авторами.

Данная структура должна объединить в себе высокотехнологичные и новационные процессы, которые обеспечат замкнутый цикл глубокой переработки всех видов производимой в регионе сельскохозяйственной продукции, а также помогут решить проблему утилизации отходов (особенно органических) – экологический сектор, путем их вторичной переработки, где конечным продуктом будет являться экструдированный комбикорм, себестоимость которого минимум в два раза меньше закупаемых в настоящее время кормов предприятиями области. Владение цифровыми активами даст предпринимательским структурам АПК дополнительное конкурентное преимущество, так как уровень конкурентоспособности агропредприятий определяется уровнем их цифровизации [7] (Zemskova, Litvinova, Serebryakova, 2020).

Основными преимуществами создания агропромышленного кластера области для региона будут являться следующие аспекты:

1. Стабилизация цен на продукцию как для сельхозтоваропроизводителей, которые формируют блок поставщиков сырья для агропромышленного парка, так и для блока покупателей, включающих в себя не только торговые сети, но и предприятия общественного питания, а также организации социальной сферы, такие как ДДУ (детские дошкольные учреждения), общеобразовательные учреждения, объекты здравоохранения и другие государственные структуры.

2. Эффективное внутрирегиональное и межрегиональное перераспределение продукции.

3. Повышение эффективности мер государственной поддержки.

4. Увеличение числа занятых, создание новых рабочих мест.

5. Легализация теневого оборота сельскохозяйственной продукции.

6. Устойчивое развитие сельской местности.

7. Создание единой технологии хранения, распределения, переработки пищевой продукции, включающей в себя единую систему логистики товарооборота, а также создание необходимого оборудования и компонентов.

8. Рост налоговых отчислений.

9. Решение проблемы утилизации органических отходов (особенно актуальной для Сахалинской области в силу ее островного месторасположения).

10. Создание единой информационной системы учета потоков сельскохозяйственной продукции и прогнозирования.

11. Цифровая трансформация агробизнеса Сахалинской области в целом.

Агенты агропромышленного кластера – сельскохозяйственные предприятия области – также получат ряд преимуществ, являясь его участниками:

1. Гарантированный сбыт не ниже среднерегиональных закупочных цен.

2. Адаптация производства под особенности потребительского рынка региона.

3. Возможность прогнозирования объемов производства под потребности рынка.

4. Снижение себестоимости продукции животноводства за счет снижения стоимости кормовой базы.

5. Снижение расходов, связанных с утилизацией органических отходов путем их вторичной переработки.

6. Снижение транспортных издержек за счет централизованной логистики.

7. Внедрение цифровых инструментов в АПК за счет комплексных программных решений и привлечения специалистов в области IT-технологий.

Заключение. Таким образом, без государственной поддержки через систему субсидирования производства, целевого финансирования, а также отсутствие частного инвестирования сельскохозяйственным предприятиям Сахалинской области сложно осуществлять эффективную хозяйственную деятельность, которая в полной мере позволила бы им быть полноценными агентами продовольственного рынка – регионального и межрегионального – основной задачей которых является обеспечение продовольственной безопасности региона в частности и страны в целом.

Следовательно, предлагаемый агропромышленный кластер Сахалинской области позволит решить насущные проблемы сельхозтоваропроизводителей области через создание здоровой конкурентной среды; а региону в целом – решить проблему продовольственной безопасности через создание стратегических круглогодичных запасов продуктов питания собственного производства высокого качества с доступной ценовой политикой для конечного потребителя.


Источники:

1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20. Спс гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425 (дата обращения: 18.04.2021).
2. Постановление Правительства Сахалинской области от 24 марта 2017 года №133 об утверждении государственной программы Сахалинской области «Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/446180734 (дата обращения: 18.04.2021).
3. Алтухов А.И. Парадигма продовольственной безопасности России. - М.: «Фонд кадрового резерва», 2019. – 684 c.
4. Анищенко А.Н. Оценка продовольственной безопасности региона // Проблемы развития территорий. – 2013. – № 4 (66). – c. 30-39.
5. Батаева П.С. Организационно-экономический механизм формирования и развития рынка органической продукции (на материалах Чеченской Республики). / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Пятигорск, 2016.
6. Высочкина, С.А. Развитие рынка зерна в российском регионе. / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Волгоград, 2007.
7. Земскова О.М., Литвинова Т.Н., Серебрякова М.Ф. Логистический менеджмент как инструмент конкурентоспособности предприятий АПК // Оптимизация сельскохозяйственного землепользования и усиление экспортного потенциала АПК РФ на основе конвергентных технологий: Материалы Международной научно-практической конференции, проведенной в рамках Международного научно-практического форума, посвященного 75-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. 2020. – c. 236-242.
8. Калашников Д.В., Савина С.А., Высочкина С.А. Кластеризация как инструмент повышения конкурентоспособности экономики региона // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2012. – № 2 (19).
9. Карх Д.А., Каточков В.М., Морозова М.П. Создание логистических интегрированных распределительных центров сельскохозяйственной продукции на основе государственно/муниципально-частного партнерств // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». – 2017. – № 3. – c. 168–179.
10. Сергеева Н.В. Обеспечение продовольственной безопасности региона в условиях инновационной экономики. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Чебоксары, 2011.
11. Шутьков А.А. Ресурсно-инновационная стратегия роста агропромышленного производства: новые подходы к формированию и реализации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2020. – № 3. – c. 2-9.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:40