Подходы к кадровому обеспечению агропромышленного комплекса региона
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 12 (Декабрь 2024)
Введение
Социологические опросы показали, что жители Новосибирской области в качестве одной из наиболее важных сфер экономической жизни определили сельское хозяйство [14]. Это положение закреплено и в государственных, и в региональных нормативно-правовых документах [13,14,15,16]. Сельские территории определяются ключевым ресурсом РФ, в частности для развития АПК страны [16]. В свою очередь, агропромышленный комплекс формирует продовольственную и экономическую безопасность страны и отдельных регионов, трудовой потенциал сельских территорий [13].
Особенностью территориального развития НСО является разделение области на относительно благополучную Новосибирскую агломерацию и в значительной своей части существенно менее развитые сельские территории [14]. Одной из целей Государственной программы Новосибирской области по развитию сельского хозяйства предусматривается преодоление к 2030 году существующего дисбаланса между развитием агломераций и сельскими территориями [13].
Обеспечение агропромышленного комплекса НСО профессиональными кадрами в необходимом количестве для выполнения стоящих задач является существенным условием обеспечения конкурентоспособности региона, повышения производительности труда в отрасли, внедрения инноваций и устойчивости экономики предприятий, региона.
Цель настоящего исследования – определить подходы к кадровому обеспечению агропромышленного комплекса Новосибирской области для повышения инвестиционной привлекательности области и удовлетворения потребности в кадрах как действующих, так и новых организаций АПК.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных ученых и экспертов в области кадрового обеспечения региона и отрасли сельского хозяйства. Региональным аспектам развития и функционирования сельского хозяйства посвящены работы М.С. Волошиной [4] (M.S. Voloshina, 2023), Т.И. Захаровой [6] (T.I. Zaharova, 2024), О.В. Косенчука [9] (O.V. Kosenchuk, 2025), Е.В. Соколовой [17] (E.V. Sokolova, 2021) и др.; вопросы кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций представлены в работах Е.В. Вашаломидзе [1] (E.V. Vashalomidze, 2022), А.С. Волковой, Д.С. Константиновой [2] (A.S. Volkova, D.S. Konstantinova, 2024), Е.Б. Дондоковой, В.С. Баженовой, С.Н. Ивановой, Е.Н. Ванчиковой [5] (E.B. Dondokova, V.S. Bazhenova, S.N. Ivanova, E.N. Vanchikova, 2024), О.В. Косенчука [8] (O.V. Kosenchuk, 2024), Н.А. Кузнецовой, Л.В. Зинич [7] (L.A. Kuznecova, L.V. Zinich, 2023), Г.Н. Тугускиной [18] (G.N. Tuguskina, 2024) и др.
Эмпирической базой настоящего исследования выступили данные Федеральной службы государственной статистика, в частности паспорта муниципальных образований Новосибирской области [12].
Результаты исследования
Территориальный фактор оказывает существенное влияние на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса НСО. Так, на территории Новосибирской области служба государственной статистики выделяет 35 муниципальных образований (5 городских округов и 30 муниципальных районов). Каждое муниципальное образование отличается не только статусом, но и площадью, разной плотностью населения, природно-климатическими условиями, распределением производственных объектов и др.
В 2023 году объем продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах в НСО составил 131 402,2 млн рублей [11], демонстрируя среднегодовой темп прироста 7,6% за период 2012-2023гг. При этом сельское хозяйство в регионе представлено 399 сельскохозяйственными организациями, 320,4 тысячами личных подсобных хозяйств (хозяйств населения), 3898 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и 45 сельскохозяйственными потребительскими кооперативами [10]. На их долю в 2023 году пришлось соответственно, 69,2%, 20,6% и 10,2% от общего объема сельскохозяйственной продукции регионала [12].
Разные муниципальные образования показывают разные результаты сельскохозяйственной деятельности. Так, два района области (Новосибирский и Искитимский районы) приносят около 22% общего объема сельскохозяйственной продукции области; еще семь районов (Маслянинский, Черепановский, Коченевский, Ордынский, Колыванский, Краснозерский и Татарский районы) – 38% общего объема, а оставшиеся 26 муниципальных образований (74% районов области) приносят лишь около 40% от общего объема сельскохозяйственной продукции НСО.
Результаты сельскохозяйственной деятельности в НСО определяются не только природно-климатическими условиями, более или менее благоприятными в отдельных районах, но и размещением производственных объектов. Лидерами по числу действующих сельскохозяйственных организаций являются Новосибирский, Краснозерский, Ордынский, Коченевский, Тогучинский, Искитимский и Черепановский районы. Также Минэкономразвития России определило четыре муниципальных образования НСО как «новые точки роста» по их роли в реализации приоритетов пространственного развития, где планируется строительство шести сельскохозяйственных организаций до 2030 года – Искитимский, Маслянинский, Черепановский и Каргатский районы.
Подобная территориальная организация производительных сил определяет особенности кадрового обеспечения организаций и предприятий АПК НСО как в текущий момент, так и на перспективу (таблица 1).
Для удовлетворения кадровой потребности сельского хозяйства, необходимо учитывать объем трудоспособного населения муниципальных образований региона. В целом в НСО на 01.01.2024 зарегистрировано 1 606 893 человек, находящихся в трудоспособном возрасте (что составляет 57,6% от общей численности населения области) [12]. Наибольшая доля населения трудоспособного возраста (70,4%) зафиксирована в трех районах – г. Новосибирск, г. Бердск, Новосибирский район, которые обеспечивают 12,5% объема сельскохозяйственной продукции НСО (в том числе 11,2% только за счет Новосибирского района). Шесть районов области имеют средний объем населения трудоспособного возраста – Искитимский район, г. Искитим, Коченевский, Куйбышевский, Черепановский и Тогучинский районы – в совокупности около 11% от всего населения НСО, находящегося в трудоспособном возрасте. Данная группа районов дает 27,7% объема сельскохозяйственной продукции региона. На остальные 26 районов приходится всего 18,8% общей численности населения трудоспособного возраста и около 60% общего объема продукции сельского хозяйства НСО.
Таким образом, наблюдается значительная дифференциация муниципальных образований НСО по численности населения трудоспособного возраста, что усугубляет дисбаланс результатов сельскохозяйственной деятельности районов и возможностей кадрового обеспечения АПК НСО.
Таблица 1 – Дифференциация муниципальных образований НСО в 2023 году
Муниципальное образование (МО) НСО
|
Доля МО в
общем объеме продукции сельского хозяйства НСО, %
|
Доля МО в
общей численности трудоспособного населения НСО, %
|
Среднесписочная
численность работников сельского хозяйства, чел.
|
Среднемесячная
заработная плата в сельском хозяйстве, руб.
|
г. Новосибирск
|
0,92
|
60,3
|
698
|
57
187,9
|
Баганский МР
|
2,21
|
0,5
|
594
|
46
056,7
|
г. Бердск
|
0,35
|
3,8
|
-
|
36
302,7
|
Барабинский МР
|
1,3
|
1,3
|
116
|
27
795,1
|
Болотнинский МР
|
0,93
|
0,9
|
-
|
39
167,1
|
г. Искитим
|
0,15
|
2,0
|
-
|
51
421
|
г. Объ
|
0,04
|
1,2
|
-
|
-
|
Венгеровский МР
|
1,93
|
0,4
|
462
|
33
976,5
|
Доволенский МР
|
1,86
|
0,4
|
167
|
37
360,3
|
р.п. Кольцово
|
0,02
|
0,7
|
-
|
39
003,1
|
Здвинский МР
|
1,59
|
0,4
|
221
|
44
097,7
|
Искитимский МР
|
10,66
|
1,9
|
1 970
|
50
556,3
|
Карасукский МР
|
2,22
|
1,3
|
449
|
37
003
|
Каргатский МР
|
3,37
|
0,4
|
583
|
40
572,2
|
Колыванский МР
|
5,1
|
0,8
|
626
|
60
243,1
|
Коченевский МР
|
5,53
|
1,6
|
796
|
50
161,3
|
Кочковский МР
|
3,24
|
0,4
|
400
|
43
132,9
|
Краснозерский МР
|
5,0
|
0,9
|
801
|
52
563,9
|
Куйбышевский МР
|
1,48
|
1,9
|
35
|
24
649,3
|
Купинский МР
|
2,66
|
0,8
|
259
|
42
997,7
|
Кыштовский МР
|
0,5
|
0,3
|
-
|
35
550,2
|
Маслянинский МР
|
7,15
|
0,8
|
1 331
|
63
203,4
|
Мошковский МР
|
1,42
|
1,4
|
-
|
56
088,6
|
Новосибирский МР
|
11,22
|
6,3
|
1 642
|
68
717,3
|
Ордынский МР
|
5,36
|
1,1
|
761
|
65
531,3
|
Северный МР
|
0,27
|
0,2
|
-
|
21
096
|
Сузунский МР
|
2,83
|
1,1
|
1 020
|
34
022,3
|
Татарский МР
|
3,87
|
1,3
|
621
|
36
408
|
Тогучинский МР
|
3,58
|
1,8
|
589
|
36
858,6
|
Убинский МР
|
1,0
|
0,3
|
134
|
22
667
|
Усть-Таркский МР
|
1,6
|
0,4
|
416
|
34
744,5
|
Чановский МР
|
1,66
|
0,7
|
200
|
32
310,5
|
Черепановский МР
|
6,27
|
1,7
|
537
|
45
434,6
|
Чистоозерный МР
|
1,41
|
0,5
|
-
|
8 289,6
|
Чулымский МР
|
1,29
|
0,6
|
-
|
57
820,1
|
По состоянию на 01.01.2024 в целом по НСО зафиксирована среднесписочная численность работников по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (без субъектов малого предпринимательства) на уровне 15 428 человек [12], что составляет 2,5% от общего значения среднесписочной численности работников всех организаций области. В целом, отрасль сельского хозяйства в НСО не является основным работодателем.
Стоит выделить муниципальные образования области, в которых высока доля работников сельского хозяйства среди всех видов деятельности: Маслянинский район (31,7% заняты в сельском хозяйстве в общей среднесписочной численности работников района), Баганский район (20,5%), Сузунский район (20,1%), Усть-Таркский район (20,1%), Каргатский район (19,5%), Краснозерский район (19,2%), Кочковский район (18,9%), Колыванский район (17,1%) и Искитимский район (16,1%). Для представленных районов НСО сельское хозяйство является важной сферой приложения труда для населения.
При этом отдельные районы вносят небольшой вклад в общий объем сельскохозяйственной продукции (до 3,4% от общего объема НСО) и имеют низкий показатель доли трудоспособного населения (до 0,5% от НСО), но выделяются по высокому значению среднесписочной численности работников сельского хозяйства (от 16,1 до 20,5% в общей численности работников района) - Баганский, Венгеровский, Каргатский, Кочковский и Усть-Таркский районы. Следует предположить, что для данных районов сельское хозяйство является привлекательным работодателем и имеется потенциал для кадрового обеспечения отрасли.
Таким образом, в рамках муниципального образования и области в целом конкуренция за работников возникает не только внутри одного вида экономической деятельности, но и между разными отраслями. При выборе работодателя работники обращают внимание на условия труда, надежность работодателя, предоставляемые льготы, гарантии и прочее. Одним из основных видов конкуренции, который будет определять привлекательность сельского хозяйства как работодателя (среди прочих отраслей) и отдельных сельскохозяйственных организаций, является конкуренция по уровню заработной платы.
По данным Федеральной службы государственной статистики среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников отрасли «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство» в течение 2017-2023г. имеет тенденцию стабильного роста. На 01.01.2024 данный показатель составил 42 146,8 рублей [12]. Данная отрасль относится к отраслям с низким уровнем заработной платы, ниже уровень заработка по НСО только в отрасли «деятельность гостиниц и предприятий общественного питания». Стоит отметить, что среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве в 2023 году в 2,6 раза превысила минимальный размер оплаты труда и в 1,5 раза превысила минимальный потребительский бюджет для населения области в целом. Следовательно, зарплата в сельском хозяйстве НСО способна обеспечить воспроизводство рабочей силы на минимальном уровне.
Заработная плата в сельском хозяйстве составляет лишь 84% от среднемесячной заработной платой по НСО. Поскольку фактор уровня заработной платы является значимым для многих работников, то при выборе места работы отрасль сельского хозяйства будет менее привлекательной для потенциальных кандидатов при прочих равных условиях среди других видов экономической деятельности.
По данным федеральной службы государственной статистики наблюдается дифференциация уровня заработной платы в муниципальных образованиях Новосибирской области (рис. 1). Подобная дифференциация заработной платы приводит к тому, что естественным образом для сельского хозяйства появляются трудодефицитные районы области: Чистозерный, Северный, Убинский, Куйбышевский, Барабинский и т.д. Работники, имея выбор места приложения труда, стремясь к повышению уровня и качества жизни себя и своей семьи, перемещаются внутри или меж районов области для нахождения работы, которая бы максимально удовлетворяла их потребности. В результате они могут не обращать внимания на предложения работодателей из отрасли сельского хозяйства.
Рисунок 11 - Рейтинг муниципальных образований Новосибирской области по среднемесячной зарплате в сельском хозяйстве в 2023 году, руб.
Источник: составлено автором
Стратегией социально-экономического развития НСО на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства НСО от 19.03.2019 №105-П, определена кадровая потребность по виду деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» в размере 1776 человек ежегодно в 2024-2030гг. [14]. При этом в прогнозе не дифференцируется кадровая потребность в разрезе категорий работников, уровней образования и пр.
Отдел программ занятости и мониторинга рынка труда Министерства труда и социального развития Новосибирской области на основе опроса работодателей составил прогноз региональной потребности в кадрах на период 2024-2030гг по уровню образования и профессиям рабочих, должностям служащих. Суммарная кадровая потребность по виду деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» составит 11329 человек за весь период [11]. В таблице 2 представлен прогноз в разрезе уровней образования.
Таблица 2 – Прогноз кадровой потребности НСО по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» на 2024-2030 гг. по уровням образования, чел.
Уровень
образования
|
2024
|
2025
|
2026
|
2027
|
2028
|
2029
|
2030
|
2024-2030
|
Высшее
образование
|
283
|
267
|
245
|
224
|
221
|
252
|
264
|
1756
|
Среднее профессиональное образование
|
1314
|
1327
|
1282
|
1242
|
1220
|
1321
|
1267
|
8973
|
Неквалифицированные рабочие
|
82
|
83
|
79
|
82
|
80
|
95
|
99
|
600
|
Итого:
|
1679
|
1677
|
1606
|
1548
|
1521
|
1668
|
1630
|
11329
|
Ежегодная кадровая потребность сельскохозяйственных организаций в работниках находится на уровне 1521-1679 человек. Около 80% составляет потребность в работниках со средним профессиональным образованием и 16% это потребность в работниках с высшим образованием. Так, для кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций на период 2024-2030гг. основное внимание в системе подготовки квалифицированных кадров для АПК НСО следует уделить взаимодействию и совершенствованию работы со средними профессиональными образовательными учреждениями.
Итак, на кадровое обеспечение АПК НСО влияет множество факторов. Важным представляется учет территориального фактора, поскольку в разных муниципальных образованиях Новосибирской области сосредоточено разное количество сельскохозяйственных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров для отрасли [2]. Также территории отличаются разным объемом трудоспособного населения, которое потенциально может быть привлечено к работе в АПК. Достойный уровень жизни обеспечивается в первую очередь заработной платой, которая также имеет существенную территориальную дифференциацию. Все это определило типологию муниципальных образований области в части подхода к кадровому обеспечению АПК НСО (рисунок 2).
Рисунок 2 – Матрица типов муниципальных образований НСО в зависимости от численности трудоспособного населения и уровня заработной платы в сельскохозяйственных организациях
Источник: составлено автором
Представленная матрица позволяет определить подход к кадровому обеспечению определенного муниципального образования НСО с учетом двух основных факторов: численность населения района в трудоспособном возрасте и отношение средней заработной платы в сельскохозяйственных организациях района к среднему уровню заработной платы по рассматриваемому району.
Таким образом, выделено 4 типа муниципальных образований НСО. Первый тип - высокопотенциальные (24% районов НСО). К данной категории относятся Новосибирский, Искитимский, Черепановский, Коченевский, Мошковский, Ордынский, Краснозерский районы и г.Искитим. В каждом муниципальном образовании численность населения в трудоспособном возрасте зафиксирована в размере от 15110 до 103896 человек, а заработная плата в сельском хозяйстве составляет 0,84-1,31 от средней заработной платы в муниципальном образовании. В районах 1 типа сосредоточено 37,1% сельскохозяйственных организаций и производителей пищевой продукции НСО, 2 новые точки роста по классификации Минэкономразвития РФ. Стоит отметить, что в данных районах располагается только 1 образовательное учреждение, осуществляющее подготовку по агро-направлениям [2].
Второй тип - потенциальные (26% районов области). Это г.Новосибирск и г.Бердск, Куйбышевский, Тогучинский, Барабинский, Татарский, Карасукский, Сузунский и Болотнинский районы. Данные районы обладают высокой численностью населения в трудоспособном возрасте (как и районы первого типа), но уровень заработной платы в сельском хозяйстве существенно отстает и составляет 0,48-0,8 от среднего уровня заработной платы по муниципальному образованию. Это во многом влияет на то, что потенциальные работники выбирают другие отрасли для приложения своего труда. При этом в районах второго типа сосредоточено 36% сельскохозяйственных организаций и производителей пищевой продукции НСО, которые испытывают острый дефицит кадров. И даже то, что в этих районах располагается 4 образовательных учреждения, осуществляющих подготовку по агро-направлениям (в т.ч. 3 учреждения в г.Новосибирск) [2], не решает проблему дефицита кадров, поскольку молодежь отдает предпочтение организациям с конкурентоспособным уровнем заработной платы.
Третий тип - среднепотенциальные (26% районов НСО). К ним относятся Купинский, Колыванский, Маслянинский, Чулымский, Баганский, Каргатский, Здвинский, Доволенский и Кочковский районы. При низкой численности трудоспособного населения муниципальных образований (до 14 744 человек), сельскохозяйственные организации данных районов стремятся предлагать конкурентоспособный уровень заработной платы – от 0,89 до 1,24 средней заработной платы по району. Так, в конкуренции с другими видами экономической деятельности организации АПК решают проблему привлечения и закрепления персонала, в первую очередь, уровнем заработном платы. При этом в районах данного типа сосредоточено 15% сельскохозяйственных организаций и производителей пищевой продукции НСО, 2 новые точки роста по классификации Минэкономразвития РФ. Также в данных районах располагается 7 образовательных учреждений, осуществляющее подготовку по агро-направлениям [2].
Четвертый тип - низкопотенциальные (24% районов области). К данной группе относятся Чановский, Чистоозерный, Венгеровский, Усть-Таркский, Убинский, Кыштовский и Северный районы, р.п.Кольцово. В данных районах представлена самая низкая численность населения в трудоспособном возрасте – от 4 149 до 11 592 человек, а также сельскохозяйственные организации обеспечивают заработную плату лишь на уровне 0,2-0,8 от заработной платы по муниципальному образованию. При этом в районах четвертого типа сосредоточено 11,9% сельскохозяйственных организаций и производителей пищевой продукции НСО. В данных районах наблюдается самая сложная ситуация кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций: высокий уровень конкуренции за трудовые ресурсы, острый недостаток трудовых ресурсов и мало возможностей в удовлетворении потребностей потенциальных работников.
Заключение
Анализ влияния территориального фактора на возможности кадрового обеспечения АПК НСО, позволил дифференцировать муниципальные образования НСО на четыре типа: высокопотенциальные, потенциальные, средне-потенциальные и низкопотенциальные. Выбор подхода к кадровому обеспечению АПК НСО для каждого типа района будет осуществляется в зависимости от имеющихся конкурентных преимуществ: возможностей рынка труда муниципального образования (численности населения в трудоспособном возрасте) и ситуации с конкуренцией по уровню заработной платы. На рисунке 3 представлены варианты подходов к кадровому обеспечению АПК НСО.
Рисунок 1 – Подходы к кадровому обеспечению АПК НСО в зависимости от конкурентных преимуществ рынка труда муниципального образования НСО
Источник: составлено автором
Политика вовлеченности нацелена на формирование лояльности, вовлеченности кадров по отношению к занятости в сельском хозяйстве и работодателям-сельхозорганизациям. Данный подход сконцентрирован на высоких значениях удовлетворенности работой, безопасности труда, производительности труда, узнаваемости HR-бренда. Приоритетными направлениями реализации данного подхода являются формирование благоприятного имиджа сельскохозяйственной организации как работодателя и его развитие, забота о работниках и их семьях, привлечение трудовых ресурсов к участию в совершенствовании деятельности организации, формирование и поддержание отраслевых, региональных и корпоративных традиций и пр.
Политика развития основана на возможности перехода муниципального образования НСО из средне-потенциального типа в группу высокопотенциальных субъектов. Опираясь на конкурентные преимущества района области, данный подход предполагает реализацию программ привлечения трудовых ресурсов для сельскохозяйственных организаций из других районов, обеспечения необходимого уровня жизни и качества трудовой жизни для закрепления работников в необходимом районе области, управления развитием трудового потенциала сельскохозяйственных организаций.
Политика эффективности ориентирована на достижение высоких показателей деятельности сельскохозяйственных организаций за счет роста эффективности их кадрового обеспечения. Реализация данного подхода предполагает рост благосостояния работников сельскохозяйственных организаций, мониторинг эффективности труда, определение целей и задач работников во взаимосвязи «результаты труда – вознаграждение», определение категории «ядро персонала» и внедрение программ формирования, закрепления и развития данной категории.
Поддерживающая политика ориентирована на сохранение уровня занятости с учетом изменения предпочтений соискателей и работников, усиления конкуренции на рынке труда муниципального образования. Реализация данного подхода предполагает государственную и региональную поддержку сельскохозяйственных организаций НСО для повышения привлекательности рабочих мест, привлечения трудовых ресурсов в регион.
Страница обновлена: 02.12.2024 в 11:44:18