Инновационные вызовы и возможности их реализации на примере Республики Татарстан

Стрекалова Г.Р.1
1 Казанский национальный исследовательский технологический университет

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики
Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Стрекалова Г.Р. Инновационные вызовы и возможности их реализации на примере Республики Татарстан // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 793-804. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100919.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42936826

Аннотация:
Рассмотрены приоритетные направления развития инновационной экономики на региональном уровне. Установлено что доминирующим фактором стратегического развития общества в стремлении достичь экономического роста становится поток нововведений, технологическое совершенствование и продукция с высоким уровнем добавленной стоимости, а ключевыми активами инновационных преобразований и вызовов общества являются: человек как носитель капитала, саморазвивающийся и мобильный субъект глобального мира и инфраструктурные условия реализации и интеграции его потенциала в инновационные процессы. Выявлено, что сырьевая ориентация экономики Татарстана приводит к торможению развития человеческого капитала, и порождает дефицит квалифицированных кадров для инновационной экономики. Показано, что в Татарстане создана стабильно функционирующая инфраструктура, успешно реализуются федеральные и региональные программы, приоритетную основу которых составляют мероприятия, ориентированные на развитие инновационной экономики. Политика инновационных вызовов в республике включает ряд масштабных флагманских проектов затрагивающих сферы обеспечения высоких стандартов благосостояния человека, его социального благополучия, подкрепленного высоким качеством образования, развитием науки, предпринимательства и индивидуальной инициативы с целевым видением и задачами стратегического развития инновационного развития региона.

Ключевые слова: развитие, образование, человеческий капитал, инновационная экономика, инфраструктура, Республика Татарстан

JEL-классификация: O32, R58, I25, J81



Введение. Инновационная экономика как макропроект экономического развития общества, основу которого составляют поток нововведений, технологическое совершенствование, продукция с высоким уровнем добавленной стоимости, относящаяся к классу высокотехнологичной, продолжает сегодня доминировать как стратегическое направление развития общества в своем стремлении достичь таких результатов, которые бы показывали рост благосостояния людей, населяющих общество, и все те показатели, которые вносят определенный эффект и определяют главный курс общественного движения [1] (Ivashchenko, 2016).

Сами по себе инновации как форма коммерческой реализации новшеств в виде продуктов, технологий и социальных видов от Й. Шумпетера до наших дней продолжают проявляться в виде улучшающих инноваций и модифицированных, однако инновации, вносящие радикальные изменения в развитие всего общества, имеют циклическую периодичность и по Н. Кондратьеву могут проявляться во временном лаге 40–60 лет [2] (Dudin, 2017).

Полученная Ж. Алферовым в 2000 году Нобелевская премия за разработку гетероструктур полупроводникового типа и создание на этой основе наноэлектронных комплексов стала как раз итогом тех работ, которые были начаты физиками академии наук еще в 1976 году, временной отсчет от которых позволяет утверждать, что мы близки к тому, что общество ждет очередного «Кулибина», ибо с момента открытия «наночастицы» прошло уже более 40 лет [3] (Alferov et al., 1976).

Из этого следует, что ключевым активом инновационных преобразований и инновационных вызовов общества становится человек и условия реализации и интеграции его потенциала в инновационные процессы, что определяет актуальность исследований в данном направлении и рассматривается в данной работе на примере Республики Татарстан.

Основная часть. В условиях цивилизованного рынка приоритетными направлениями экономического и социального развития общества являются активизация направлений развития инновационной экономики, как на уровне России, так и на уровне ее регионов. Правительство Республики Татарстан понимает, что настало время перехода от сырьевой ресурсной модели к принципиально новой модели экономического развития, основу которой составят инновационные преобразования во всех отраслях промышленного производства и непромышленной сферы, ориентиром для создания которой станут тенденции развития мировой экономики [4] (Sivov, 2016).

Среди наметившихся на глобальном уровне тенденций с позиции нашего исследования наиболее важными являются определение человеческого капитала как фактора обеспечения долгосрочного развития будущей экономики. Человек как носитель человеческого капитала становится саморазвивающимся, мобильным субъектом-активом глобального мира [5] (Kapelyushnikov, 2013).

В этой связи одним из вызовов инновационной экономики станет создание условий для ускорения темпов реализации индивидуальных возможностей и таланта каждого человека.

Продолжающееся активное развитие нанотехнологий и их повсеместное

внедрение во все сферы, а также развитие краудсорсинга и искусственного интеллекта, информационных и когнитивных технологий, средств оперативного автоматизированного перевода информации и технологии 3D-Printer требуют повышения качества образования [6] (Lobova S.V., Dolzhenko R.A., 2016).

Однако следует отметить, что в Республике Татарстан имеются ряд проблем на системном уровне, большинство из которых моделируют проблемы, характерные и для Российской Федерации. Так, например, продолжает быть актуальной и сдерживающей развитие проблема, которая определяется как «голландская болезнь», вирус которой снижает стимулы к разработкам и продвижениям инноваций, что отражается на снижении эффективности инновационной деятельности. Кроме того, получение прибыли от использования природного сырья имеет прямую зависимость от решений на федеральном уровне, в том числе и относительно финансирования [7] (Yakovlev, Freykman, Makarov, Pogodaev, 2017).

Сырьевая ориентация развития экономики Татарстана приводит к торможению развития человеческого капитала, поскольку выпуск специалистов ориентирован на рабочие места конкретного производства, что порождает дефицит квалифицированных кадров, в большей степени инженерных, повышая тем самым риск и в будущем получения дефицита квалифицированных трудовых ресурсов для инновационной экономики [8] (Odarenko, 2015).

На процессы развития инновационной сферы оказывают влияние также такие проблемы, как несоответствие квалификации сотрудников осуществляемой профессиональной деятельности, а также затрудненная вертикальная карьерная мобильность персонала по критериям компетентности, квалификации, деловым качествам, что способствует утечке талантов и дефициту профессиональных кадров [9] (Dessler, 2015).

К перечисленным можно добавить и системные проблемы обеспечения конкурентоспособности, например, связанные с низким качеством инвестиционного портфеля, то есть низкой эффективностью инвестиций и неразвитостью финансовой инфраструктуры, особенно после оттока с финансового рынка в 2014 году прямых иностранных инвестиций [10] (Kobilev, Lachin, 2015).

В Республике Татарстан широко развиваются IT-технологии, использование которых позволяет сократить многие операции за счет того, что всем процессом можно будет управлять с пульта наблюдения за всеми процессами. Одновременно широкое использование информационных технологий потребует решения проблемы недостатка квалифицированных кадров, компетентных, владеющих цифровыми инструментами. В этой связи в Татарстане реализуется проект «Цифровая экономика», создан и успешно функционирует образовательный кластер, цель которого заключается в повышении цифровой грамотности каждого экономически активного гражданина как индивидуально, так и бизнес-активного [11] (Babkin, 2017).

В Республике Татарстан продолжаются работы по развитию инновационной инфраструктуры. Сегодня в республике действуют 71 площадка промышленного уровня муниципалитета и 14 индустриальных парков, в условиях которых свою деятельность осуществляют 1397 резидентов, создано более 26 000 рабочих мест. Объем произведенной продукции составил 98 400 млн рублей [12].

Рисунок 1. Динамика численности научных организаций по типам в Республике Татарстан

Источник: составлено автором по данным источника [13].

Как следует из рисунка 1, согласно представленной количественной динамике научных организаций в Республике Татарстан, видно, что количественно за исследуемый период не произошло существенных изменений, можно отметить только то, что в 2018 году увеличилось количество научных подразделений в организациях промышленного производства на 5 единиц, что значимо, поскольку говорит о том, что предприятия становятся ориентированными на научные разработки и инновации. Согласно уравнениям регрессии, следует, что только для учреждений высшего образования имеет место корреляция (R2 = 0,8699), то есть с годами наметилась тенденция к их сокращению. В остальных случаях корреляция слабая.

На рисунке 2 представлены данные по остепененности сотрудников организаций, сферы науки и прикладных исследований.

Рисунок 2. Динамика численности сотрудников научной сферы

Источник: составлено автором по данным источника [13].

Как следует из рисунка 2, с годами наблюдается рост количества сотрудников, имеющих степень кандидата и доктора наук, причем соотношение между ними находится в пределах 3:1 и сохраняется в течение всего исследуемого периода, и согласно коэффициенту корреляции, связь высокая [14] (Maksimova, Popova, 2018).

Данные рисунков 1 и 2 позволяют утверждать о том, что имеется высокая вероятность появления нового революционного прорыва именно в Татарстане, где для реализации этого создаются все условия.

Политика инновационных вызовов в Республике Татарстан включает ряд масштабных флагманских проектов с целевым видением и задачами стратегического развития инновационного развития региона [15].

В числе таковых в соответствии с направлением нашего исследования следует выделить флагманский проект «Обучающий регион: новой экономике – новые профессии и навыки», ключевая миссия Республика Татарстан – «регион обучения». Целевым ориентиром успешной реализации проекта является развитие непрерывного образования на системной основе, что станет главным фактором роста кадрового потенциала республики. Организационные аспекты проекта включают инфраструктурные условия обучения, обновления и приобретения на непрерывной основе профессиональных компетенций, новых знаний для профессионального и карьерного роста с ориентацией на высокотехнологичные отрасли и подготовку кадрового резерва для промышленности Татарстана, в том числе создание цифровой образовательной среды, современной и безопасной, обеспечивающей высокое качество и доступность всех видов и уровней образования [16].

В рамках проекта, связанного с организацией партнерства в высшей школе в целях повышения конкурентоспособности, следует выделить применимость для этого сетевых форм взаимодействия как инструмента, обеспечивающего подготовку кадров для региональной экономики с использованием мер субсидирования совместных передовых инновационно-образовательных методик и программ, в том числе инфраструктурное обеспечение общевузовского ресурсного центра, созданного для подготовки кадров технических направлений [17] (Varchenko, 2013).

Креативное мышление, особо актуальное для новаторов и инновационной экономики, способствовало разработке проекта «Индустрия Татарстана на креативной основе». Проект ориентирован на культурные аспекты интеллектуального развития креативной личности, которая становится элементом по праву соответствующего инновационной экономике.

Так называемая творческая индустрия в своем устойчивом развитии сможет способствовать росту инвестиционной привлекательности республики с одновременным ростом квалифицированных кадров, стимулирования инноваций и творчества, росту конкурентоспособности [18] (Kravchenko, 2013).

Целью данного проекта является интенсивное развитие творческой индустрии через сеть бизнес-инкубаторов и малых инновационных предприятий (МИПов), созданных при университетах, с реализацией той роли, которая была изначально им определена – повысить творческую активность обучения на основе практической реализации в условиях МИПов своих идей, исследований и разработок, что, по сути, и является формой бизнес-образования и определяет сущность креативной экономики. Проект позволит сохранить творческую молодежь и ускорит инновационные процессы, привлечет новые таланты [19] (Pletnev, Nikolaeva, 2014).

Проект, ориентированный на поддержку новаторов, имеет целью формирование и удержание кадров для инновационной экономики.

В рамках достижения цели следует выделить такие направления ее достижения, как разработка программ мотивации и стимулирования на принципах эффективности, самореализации специалистов-новаторов, например организация курсов повышения квалификации на условиях софинансирования в том числе и обучающих программ по иностранному языку, что особенно важно, поскольку инновационные преобразования требуют международной интеграции без языковых барьеров [20] (Pilyugina, Ivanova, 2017).

Еще одним из направлений является создание условий социализации и укоренения специалистов-новаторов на территории Татарстана, включая организацию конкурсов различного уровня и областей с поощрением участников.

Реализация подобного проекта сохранит в перспективе высококвалифицированных специалистов с привлечением молодых новаторов из других регионов [21] (Shakirova, 2016).

Пилотный проект «Татарстанская технологическая инициатива» ориентирован на создание и развитие портфеля кластеров, условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний, занимающихся разработкой, внедрением, производством и сбытом новых материалов, продукции и технологий на основе инноваций.

Заключение. Приоритетную основу федеральных и региональных программ Республики Татарстан составляют направления и мероприятия, ориентированные на развитие инновационной экономики. Практически все они затрагивают такие сферы, как обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, его социального благополучия, подкрепленного высоким качеством образования, развитием науки, предпринимательства и индивидуальной инициативы, цифровизации экономики.

В республике функционируют все инфраструктурные элементы научной деятельности, которые отличаются по видам, характеру и объему выполняемых функций, оказываемых услуг и форм поддержки деятельности, сфере инноваций. Инфраструктура инновационного развития республики представлена двумя особыми экономическими зонами производственно-промышленного и внедренческого типов: «Алабуга» и «Иннополис». Кроме особых зон с налоговыми и другими льготами в республике функционируют технополис «Химград», сеть технопарков, среди которых следует особо выделить технопарк «Идея», технопарк высоких технологий «ИТ-парк», АО «КНИАТ», Центр нанотехнологий, АО «Центр прототипирования и внедрения отечественной робототехники», Республиканский центр инжиниринга в сфере химической технологии» и другие.

Во всех перечисленных инфраструктурных образованиях трудятся люди, навыки, квалификация и профессиональный опыт которых используются в целях управления генерацией идей, ускорения разработки и практической реализации инноваций, что составляет совокупный человеческий капитал, отражающий накопленный уровень знаний, уровень образования и опыт работы.

Следовательно, можно сказать, что сверхприбыли создаются в большей степени за счет интеллектуального труда новаторов и ученых, развития информационной сферы и в меньшей степени – в материальном производстве и путем концентрации финансов.

Ключевым фактором цифровой экономики как области хозяйственной деятельности, в отличие от традиционной формы, стали данные в виде цифр, что позволяет проводить обработку их в больших объемах, а анализ и использование полученных результатов позволят существенно повысить эффективность любой производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Мир ограниченных ресурсов диктует свои требования к условиям проживания ввиду того, что ежедневное использование сырьевых компонентов для производства продукции истощает природные запасы и ориентирует на их рачительное использование, решая эту проблему на практике путем организации производственной системы на принципах бережливости. Развивать это направление не только нужно, но и важно, и главным фактором реализации данного принципа является включение в этот процесс персонала, менталитет которого ориентирован на бережливость, станет главным фактором развития инновационной экономики наряду с глобальной цифровизацией всех ее отраслей.


Источники:

1. Экономика инноваций: учебное пособие / под ред. Н.П. Иващенко. - М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016. – 310 с.
2. Дудин М.Н. Современные интерпретации теории экономических циклов Шумпетера –Кондратьева // Экономика и социум: современные модели развития. – 2017. – Том 7. – № 3. – С. 5-17.
3. Алферов Ж.И., Многопроходные гетероструктуры. П, Внешний квантовый выход излучения / Ж.И. Алферов, В.Г. Агафонов, Н.Ю. Давидюк, Д.З. Гарбузов, В.Л. Ларионов, В.Б. Халфин. - ФТП, 1976, т. Ю.№ 8, с.1479-1506.
4. Сивов М. В. Сущность и основные элементы инновационного потенциала региона // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 984-987. - URL https://moluch.ru/archive/115/30836/ (дата обращения: 29.01.2020).
5. Капелюшников Р.И. Человеческий капитал России: эволюция и структурные особенности / Р.И. Капелюшников // Вестник общественного мнения. - 2013. - № 4. - С.46-54.
6.Лобоваз С.В. Направления использования краудсорсинга для решения государственных и общественных задач в регионе /С.В. Лобоваз, Р.А. Долженком // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 2. – С.135-148.
7. Консолидация элит как предпосылка для формирования новой региональной модели экономического развития: опыт Республики Татарстан [Текст] / А.А. Яковлев, Л.М. Фрейнкман, С.А. Макаров, В.С. Погодаев. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 64 с.
8. Одаренко Т. Е. Определение факторов, влияющих на снижение качества работы персонала и пути сохранения его работоспособности / Т. Е. Одаренко // Таврический научный обозреватель. – 2015. – №. 2 (1). – С.39-41.
9. Десслер Гари Управление персоналом / Десслер Г., - 3-е изд., (эл.) - М.:БИНОМ. ЛЗ, 2015. - 802 с.: ISBN 978-5-9963-2999-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/502149
10. Кобилев А. Г. Влияние иностранных инвестиций на развитие реального сектора экономики России / А. Г. Кобилев, Ю. В. Лачин // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 3(58). С. 7 - 10.
11. Бабкин А.В. Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы: монография /А.В. Бабкин. - СПб.: Политехн. ун-та, 2017. - 807 с.
12.Об итогах деятельности Министерства экономики Республики Татарстан за 2018 год и задачах на 2019 год и на период до 2014 года http://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1766110.pdf
13. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан – Татарстанстат [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstatts/tatstat/ru/ (дата обращения: 10.02.2019).
14. Максимова Т.Г. Эконометрика: учебное пособие / Т.Г. Максимова, И.Н. Попова. – СПб.: Университет ИТМО, 2018. – 70 с.
15. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года http://tatarstan2030.ru/
16. Рейтинг эффективности национальных систем образования. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2018 (последняя редакция: 25.08.2018).URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment/info)
17. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении /Е.И. Варченко // Молодой ученый. - 2013. - №3. - С. 471-474.
18. Кравченко Е.В. Уроки освоения методик «Бережливого производства» в Татарстане / Е.В. Кравченко // Вестник Государственного и муниципального управления. – 2013 - № 2. – С. 114-117
19.Плетнев, Д. А. К вопросу о факторах успешности среднего и малого бизнеса в современной России / Д. А. Плетнев, Е. В. Николаева // Управление экономикой в стратегии развития России: матер. Межд. упр. форума. -М.: ГУУ, 2014. - С. 229-231.
20.Пилюгина Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях / Е. И. Пилюгина, М. Д. Иванова // Молодой ученый. - 2017. - №15. - С. 619-623.
21.Шакирова Г. Ш. Мотивация труда работников в сфере деятельности малого бизнеса и частного предпринимательства / Г.Ш. Шакирова // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1074-1076.

Страница обновлена: 13.07.2021 в 11:06:29