Менеджмент интеллектуальных ресурсов

Фокин Г.В.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (12), Июнь 2012

Цитировать:
Фокин Г.В. Менеджмент интеллектуальных ресурсов // Вопросы инновационной экономики. – 2012. – Том 2. – № 2. – С. 35-49.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17712751
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье раскрываются вопросы, ошибки и предлагаются рекомендации по менеджменту интеллектуальной собственности как составной части функционирования СМК предприятий, функционирующих по стандартам ИСО серии 9000.

Ключевые слова: инновации, информационные технологии, менеджмент качества, интеллектуальная собственность, управление качеством, лицензионная политика, лицензионное соглашение, менеджмент интеллектуальной собственности

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Служебная интеллектуальная собственность является частью производственных ресурсов, научно-исследовательских, проектных и опытно-конструкторских работ предприятий, результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности работников, объектом менеджмента качества наукоемкой высокотехнологичной продукции предприятий.

При организации менеджмента качества НИОКР и производства продукции принято обращать внимание на следующие вопросы:

  • аудиты качества и совершенствование СМК;
  • стандартизация процессов и метрологическое обеспечение производства;
  • контроль качества программных продуктов (программное обеспечение, базы данных, электронная картография, автоматизированные системы управления и программно-аппаратные комплексы);
  • менеджмент интеллектуальной собственности предприятия.
  • В порядке методической помощи службам менеджмента качества предприятий целесообразно кратко остановиться на первых и более обстоятельно на последнем вопросе менеджмента качества и интеллектуальных ресурсов как наиболее востребованном инновационной экономикой, наукоемкими высокотехнологичными производствами и современными условиями, мотивациями бизнеса.

    Аудиты качества и совершенствование СМК

    В целях обеспечения законности финансово-хозяйственной и повышения эффективности предпринимательской деятельности предприятий основными направлениями менеджмента качества производства и управления бизнесом принято считать:

  • аудиты и актуализацию руководящих документов СМК, поддержание сертификатов соответствия стандартам ИСО серии 9000 (как правило, их несколько) и взаимодействие с органами по сертификации СМК;
  • аудиты качества разработки, компиляции, тестирования программных средств, программной документации и программных продуктов;
  • аудиты качества разработки, сборки, проверки качества (технический контроль) программно-аппаратных комплексов и эксплуатационной документации на них;
  • аудиты производственного планирования, нормирования трудозатрат, управления ресурсами и профессиональной аттестации специалистов, должностных лиц;
  • выявление несоответствий и подготовку предложений руководству предприятий, проектов директив по их устранению;
  • корпоративный документооборот и мониторинг компетентности специалистов, должностных лиц по вопросам метрологического обеспечения, стандартизации, управления качеством и менеджмента интеллектуальной собственности;
  • метрологическую экспертизу проектной, конструкторской, эксплуатационной документации и взаимодействие с метрологическими службами заказчиков;
  • сертификацию соответствия требованиям стандартов и условиям договоров, результатов интеллектуальной деятельности и интеллектуальной собственности, наукоемкой высокотехнологичной продукции;
  • стандартизацию производственных регламентов, нормоконтроль эксплуатационной документации и методическое обеспечение управления качеством;
  • архивный фонд нормативно-технических документов, стандартов, технических регламентов и оригиналов технических условий, эксплуатационной документации на продукцию предприятия.
  • Типичные недостатки начинаются с трудовых договоров.

    Иллюстрацией служит договор одного из подрядчиков оборонного заказа, согласно которому «Работник согласен с тем, что все изобретения, нововведения, техническая информация, научно-технические и программные разработки, фирменные наименования, отчеты, знаки, товарные знаки, логотипы, а также аналогичная информация, которая относится к действующему бизнесу Работодателя, до вступления в действия в силу настоящего договора и в период его действия, в т.ч. разработанная работником лично в период его найма по настоящему договору, вместе со всеми патентными заявками, заявками на фирменное наименования и товарные знаки, авторскими правами, которые могут быть получены за любое из вышеперечисленного, принадлежат Работодателю» [1].

    Закономерно возникают вопросы:

    Почему к результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, причислены «нововведения, техническая информация, научно-технические и программные разработки, отчеты, знаки, логотипы и аналогичная информация, которая относится к действующему бизнесу Работодателя»?

    Почему работодателю принадлежат исключительные права на интеллектуальную собственность, созданную до оформления трудовых отношений (подписания трудового договора с работником)?

    Почему работодателю принадлежат авторские права, которые являются личными неотчуждаемыми интеллектуальными правами физических лиц — авторов?

    Почему патентные заявки принадлежат работодателю до отчуждения права патентования?

    Каким образом отчуждается (переходит) к работодателю исключительное право на служебную интеллектуальную собственность, созданную в порядке трудовых отношений и служебных заданий работнику?

    Является ли согласие работника о принадлежности работодателю интеллектуальной собственности, созданной до оформления трудовых отношений и оформленное подписанием такого договора, понуждением к нарушению законодательства со стороны работодателя и фактическим присвоением имущественных интеллектуальных прав на интеллектуальную собственность?

    Указанные вопросы не предмет трудового спора. Это предмет внимания прокуратуры, органов лицензирования видов деятельности и сертификации СМК предприятий. Приведено это в качестве иллюстрации небрежности юридических и некомпетентности кадровых служб, необходимости внимания со стороны проверяющих и своевременного устранения недостатков, целесообразности активизации постоянно действующих комиссий по качеству (ПДКК) и организационных, административных полномочий руководителей служб (отделов, управлений, департаментов) менеджмента качества.

    Диплом специалиста по метрологическому обеспечению, стандартизации, управлению качеством и сертификат специалиста по менеджменту интеллектуальной собственности [2] позволяют совместить несколько функций менеджмента качества, интегрировать в отдел (управление, департамент) менеджмента качества службы стандартизации, метрологического обеспечения и менеджмента интеллектуальной собственности (под службами понимается совокупность специалистов различных структурных подразделений предприятий, совместно и по единой методологии решающих прикладные задачи).

    Стандартизация и метрологическое обеспечение

    Задачи и правила стандартизации регламентирует ФЗ «О техническом регулировании», национальные стандарты серии «Стандартизация в Российской Федерации» и положения о службах стандартизации хозяйствующих субъектов. Задачи и правила метрологического обеспечения производства продукции регламентирует ФЗ «Об обеспечении единства измерений», национальные стандарты серии «ГСИ», правила по метрологии и положения о метрологических службах хозяйствующих субъектов.

    Данные виды деятельности особенно актуальны для рынка и торговых площадок единых технологий (например «СКОЛКОВО»), оборонного заказа и привлечения смежников для исполнения государственных контрактов.

    Необходимость служб стандартизации определяется порядком разработки технических условий и нормоконтроля эксплуатационной документации на продукцию предприятий. Необходимость создания метрологических служб организаций промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ, установлена Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 780 «Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности РФ».

    Стандартизация и метрологическое обеспечение производства необходимы для производства оборонной продукции и управленческих нужд предприятий, для целей сертификации СМК и лицензирования видов деятельности предприятий, являются очень специфическим и трудоемким видом деятельности, но не требуют особых ресурсов.

    Аккредитация метрологических служб нужна только в случае необходимости поверки, калибровки средств измерений и аттестации методик измерений своим силами. Она может потребоваться для проведения обязательной метрологической экспертизы по требованиям государственного заказчика и лицензирования видов деятельности предприятий.

    Для выполнения обязательных требований и организации необходимых работ предприятиям достаточно иметь службу менеджмента качества с функциями и полномочиями службы стандартизации, метрологической службы или службы главного метролога и штатного нормоконтролера и метролога (но это должны быть специалисты); не будет лишним обслуживание специализированными организациями по стандартизации или системами стандартизации и базовыми организациями метрологической службы.

    Планы по стандартизации необходимых норм, правил и технических условий на продукцию, метрологического обеспечения производства продукции должны формироваться по предложениям или заявкам основных производственных структурных подразделений предприятий и исполняться в пределах их бюджета.

    Как обязательный компонент нужна постоянная актуализация руководящих документов СМК (стандартов и методических указаний), правил стандартизации и метрологического обеспечения производства, правил разработки программных продуктов, технических условий на продукцию предприятий и совершенствование архивного фонда нормативно-технических документов, стандартов и технических регламентов, необходимых для производственных, управленческих нужд предприятий и правоприменительной практики.

    Контроль качества производства программных продуктов

    Современная наукоемкая высокотехнологичная продукция и технологии немыслимы без средств автоматизации. Контроль качества производства программных продуктов требует специализированных руководящих документов СМК, компетентности аудитора качества.

    Целесообразно использовать перекрестный контроль качества производства программных продуктов софтверными структурными подразделениями предприятий с участием службы менеджмента качества. Особое внимание необходимо уделять:

  • техническим заданиям;
  • компиляции, тестированию компонентов и сборке программных средств;
  • депонированию рабочих версий программного обеспечения;
  • наполнению интегрированных баз данных и help-справочникам;
  • созданию контрольных примеров;
  • оформлению эксплуатационной документации;
  • комплектации инсталляционных пакетов;
  • соблюдению интеллектуальных прав авторов-разработчиков и признанию имущественных прав предприятий на программы для ЭВМ, базы данных, электронную картографическую продукцию, системы навигации, радиолокации, наведения, электронных помех и т.д.
  • В целях совершенствования контроля качества производства программных продуктов целесообразно также включать руководителей софтверных структурных подразделений в состав ПДКК и заслушивать их персональные отчеты по вопросам качества производства программных продуктов, учитывать решения ПДКК при профессиональной аттестации специалистов и профессиональной пригодности должностных лиц.

    Менеджмент интеллектуальной собственности предприятия

    Менеджмент интеллектуальной собственности — практика управления ресурсами и документооборота предприятий в части имущественных (исключительных) прав с целью обеспечения законности финансово-хозяйственной, повышения эффективности предпринимательской деятельности и извлечения прибыли на условиях лицензионных договоров об использовании интеллектуальной собственности: баз данных, методических пособий и эксплуатационной документации, ноу-хау, отчетов НИОКР, программ для ЭВМ, полезных моделей в составе программно-аппаратных комплексов, рецептур, топологий интегральных микросхем, электронной картографической продукции и т.д.

    Софтверный рынок является исключительно рынком интеллектуальной собственности и сделки с базами данных, программами для ЭВМ, электронной картографической продукцией могут осуществляться только в форме:

  • отчуждения исключительного права;
  • лицензионных соглашений;
  • продаж экземпляров (коробок) в комплекте с лицензионным соглашением.
  • Заказное программирование и программное обеспечение программно-аппаратных комплексов являются только частным случаем одного из указанных способов гражданского оборота интеллектуальной собственности.

    На практике это далеко не так. Например, заключая договор автоматизации или разработки программных средств, заказчик и поставщик не удосуживаются официально признать наличие и использование интеллектуальной собственности без нарушения интеллектуальных прав, отчуждать (передавать по актам) исключительное право или оформить лицензионное соглашение об использовании интеллектуальной собственности.

    Необходимость менеджмента интеллектуальной собственности, например, в оборонной сфере определяется требованиями ГОСТ РВ 15.203 [1] (п. 4.1.2, 4.1.3, 4.3.16) и создания, формирования, оформления единых технологий за бюджетные средства — в частности, разделы отчетов ОКР «Патентные исследования», соблюдение лицензионных соглашений и прав заказчика на интеллектуальную собственность, зачет затрат по Приказу № 200 [2] Минпромэнерго РФ в части разработки конструкторской и технологической документации (затраты на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставлена правовая охрана) и т.д.

    Целесообразность и направления менеджмента интеллектуальной собственности определяются рынком и сбытом программных продуктов, лицензионной политикой и добавленной стоимостью отчуждения исключительного права или лицензионных вознаграждений в договорах предприятий. При этом имеется возможность стимулировать специалистов авторским вознаграждением и укреплять социальное партнерство работников и работодателей; компенсировать накладные расходы и обосновать добавленную стоимость от 30 до 300% стоимости разработки программных продуктов через учетную стоимость нематериальных активов и авторский надзор; наращивать оборотные средства для расширения производства и номенклатуры продукции; повысить привлекательность инвестиций, инноваций и эффективность слияний, поглощений.

    Создание служебной интеллектуальной собственности осуществляется на основании требований в трудовых договорах работников и служебных заданий, формируемых в порядке организации ОКР по ГОСТ РВ 15.203, разработки программного обеспечения и исполнения регламентов планирования, производства, отчетности. Создание и признание служебной интеллектуальной собственности работниками предприятий предусматривает документальное оформление:

  • трудовых отношений и материальной ответственности работников за использование ресурсов, интеллектуальной собственности работодателя;
  • правил интеллектуальной деятельности работников, использования ресурсов работодателя и оформления, передачи работодателю, оценки соответствия результатов интеллектуальной деятельности в трудовых договорах;
  • локальных нормативных актов предприятий по созданию (приобретению), оформлению, признанию, использованию, отчуждению и служебных заданий о создании служебной интеллектуальной собственности;
  • отчетов о результатах, оценке соответствия результатов интеллектуальной деятельности и официального признания интеллектуальной собственности;
  • затрат на создание, признание и приобретение интеллектуальной собственности;
  • использования интеллектуальной собственности, имущественных интеллектуальных прав в производстве, для управленческих нужд, в режиме ноу-хау и соблюдения авторских прав.
  • Создание результата интеллектуальной деятельности, которому может быть предоставлена правовая охрана, должно оформляться отчетом о завершении и результатах интеллектуальной деятельности работников в составе научно-технического отчета ОКР по ГОСТ РВ 15.203 и спецификацией результата интеллектуальной деятельности [3].

    Официальное признание интеллектуальной собственности осуществляется путем оформления патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и сертификатов признания интеллектуальной собственности на произведения, включая программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау.

    Регистрация программ для ЭВМ и депонирование записи их исходного кода не являются признанием интеллектуальной собственности, не отменяют необходимости официального признания наличия и использования интеллектуальной собственности без нарушения интеллектуальных прав; в случае регистрации программ для ЭВМ договоры об отчуждении исключительного права на интеллектуальную собственность подлежат регистрации в установленном порядке, без которой они являются ничтожными — типичные проблемы почти всех государственных контрактов и софтверного рынка.

    Исключительное право на служебную интеллектуальную собственность в силу правовых норм статьи 1295 и статьи 1370 ГК РФ подлежит передаче (отчуждению) от работника к работодателю в период трех лет от календарной даты ее официального признания. Исключительное право на служебную интеллектуальную собственность от работника переходит к работодателю по авторскому договору на произведение или по договору об отчуждении исключительного права на полезную модель, промышленный образец. Если этого не делать, исключительное право на интеллектуальную собственность остается у работника и с ним надо заключать лицензионное соглашение. Аналогичная проблема с отчуждением прав патентования и регистрацией топологий интегральных микросхем.

    Ниже приведен состав необходимых документов для менеджмента интеллектуальной собственности предприятий в объективной форме изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, произведений, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, ноу-хау и единых технологий включает (краткий перечень, полный перечень приведен в методических указаниях АСМК.009МУ-2012):

  • Методические указания АСМК.009МУ-2012 «Менеджмент интеллектуальной собственности. Создание, признание, учет и использование интеллектуальной собственности (публичный регламент)» или аналогичный регламент предприятия;
  • Трудовой договор работника предприятия (как правило, требуется доработка существующих трудовых договоров с учетом недостатков и прикладных задач);
  • Методические указания СМК по патентным исследованиям по ГОСТ РВ 15.203 и оформлению отчетов ОКР по оборонному заказу;
  • Служебное задание на осуществление интеллектуальной деятельности;
  • Отчет о завершении и результатах интеллектуальной деятельности;
  • Спецификация результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД);
  • Акт о передаче работодателю РИД и спецификации РИД;
  • Распоряжение о признании интеллектуальной собственности и комплектации надлежаще оформленных документов, подтверждающих наличие и использование интеллектуальной собственности без нарушений интеллектуальных прав;
  • Отчет об оценке соответствия (результатах сертификации) РИД;
  • Отчет о патентных исследованиях результатов ОКР по ГОСТ РВ 15.203;
  • Сертификат признания интеллектуальной собственности;
  • Авторский договор об отчуждении исключительного права работодателю;
  • Договор об отчуждении исключительного права (типовой для всех сделок);
  • Договор об отчуждении права патентования (типовой для всех работников);
  • Лицензионное соглашение (типовое для всех сделок);
  • Распоряжение по использованию служебной интеллектуальной собственности и учету исключительных прав на нее в составе нематериальных активов.
  • Как правило, организация документооборота по менеджменту интеллектуальной собственности должна возлагаться на руководителей структурных подразделений и службы менеджмента качества предприятий.

    К рискам предприятия-правообладателя интеллектуальной собственности относятся:

  • признание договоров и обязательств предприятия ничтожными;
  • возмещение убытков заказчиков по основаниям введения в заблуждение;
  • пересчет начисленных налогов и штрафы за прошедшие отчетные периоды;
  • нарушение правил отчуждения права патентования;
  • нарушение правил оформления и признания интеллектуальной собственности;
  • нарушение правил отчуждения и учета имущественных интеллектуальных прав;
  • искажение инвентарного учета имущественных интеллектуальных прав;
  • нарушение требований к оформлению договоров об отчуждении права патентования, авторских договоров, договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права и лицензионных соглашений (договоров);
  • непризнание и оспаривание имущественных интеллектуальных прав;
  • несанкционированное использование интеллектуальной собственности;
  • несоблюдение личных интеллектуальных прав работников и других авторов;
  • несоблюдение требований ГОСТ РВ 15.203 по интеллектуальной собственности.
  • применение льгот правообладателя по налогу на добавленную стоимость;
  • присвоение имущественных интеллектуальных прав.
  • Менеджмент интеллектуальной собственности, в частности в оборонной сфере должен быть направлен на соблюдение требований ГОСТ РВ 15.203, повышение эффективности предпринимательской и обеспечение законности финансово-хозяйственной деятельности предприятий; снижение рисков несанкционированного использования интеллектуальной собственности и присвоения интеллектуальных прав. Необходимую помощь могут оказать аккредитованные организационно-методические центры поддержки правообладателей [4], использование методических указаний АСМК.009МУ-2012 [5] и вебинары «Методические указания АСМК.009МУ-2012: внедрение и организационно-методическая поддержка правообладателей» [6].

    Коммерческая составляющая

    Опираясь на стандартизованную технологию менеджмента интеллектуальной собственности можно аккредитовать свое предприятие в качестве организационно-методического центра поддержки правообладателей для оказания услуг менеджмента интеллектуальной собственности, постановки документооборота правообладателей по менеджменту интеллектуальной собственности и исполнения функций менеджмента интеллектуальной собственности согласно правовой норме статьи 264.1.19 НК РФ.

    Это позволит привлечь денежные средства для оборотных ресурсов предприятий — до 3 млн. руб. за одну сделку, повысит ответственность должностных лиц и работников, оплачиваемых за счет накладных расходов, за обеспечение доходности предприятий.

    Менеджмент ресурсов, проектирования, разработки, управления, сбыта, рекламаций — основные направления повышения эффективности любого товарного производства. Оптимизацию соответствующих процессов обеспечивает соблюдение корпоративных, национальных и международных стандартов, в частности, стандартов ИСО серии 9000.

    Менеджмент интеллектуальной собственности дает возможности расширения продуктового ряда, формирования дилерских сетей и коммерциализации интеллектуальной собственности на условиях лицензионных соглашений, увеличения имущественного комплекса и применения льгот по НДС, управления накладными расходами и страхования рисков правообладателей. Способы менеджмента — удел специалистов, предмет лицензионной политики и корпоративных стандартов.

    Современные стандарты уделяют интеллектуальной собственности большое внимание. Например, основополагающий ГОСТ Р 1.2-2004 [3] (п.4.2.1.3, п.4.2.1.6) требует соблюдения правовых норм гражданского оборота интеллектуальной собственности. При этом, ГОСТ Р 1.0-2004 [4] (п.6.4) включает прямое нарушение законодательства РФ в части отказа от авторского права.

    Для устранения подобных несоответствий и ляпов разработаны стандарты и методические пособия серии «Интеллектуальная собственность и инновации» [7], создан и начал работe по государственной стандартизации ТК481 «Интеллектуальная собственность» (появление первых национальных стандартов РФ продекларировано в 2012 г.).

    ГОСТ РВ 15.203 (основной регламент опытно-конструкторских работ в оборонной сфере) требует проведения патентных исследований (п. 4.3.16) по ГОСТ Р 15.011. Однако результаты опытно-конструкторских работ, определяющие имущественные интеллектуальные права разработчиков, включают не только объекты промышленной собственности (опытные образцы) — произведения науки (ТЗ, эскизные проекты, технические проекты, методики, рецептуры, спецификации, базы данных), литературы (программы для ЭВМ) и ноу-хау содержатся в результатах НИОКР в больших объемах. И, как известно, реальная стоимость прав на интеллектуальную собственность несоизмеримо выше любого материального продукта и составляет основу и коммерческую значимость любой технологии (нанотехнологии, единой технологии).

    Пренебрежение объектами авторского права влечет незавершенность РНТД. Могут пострадать финансово-хозяйственная деятельность и налоговая практика предприятий, стоимость продукции будет значительно ниже трудозатрат и использованных интеллектуальных ресурсов, а рабочая конструкторская документация для серийного производства продукции будет иметь изъяны в части гражданского оборота интеллектуальной собственности — риски присвоения интеллектуальной собственности, рейдерства имущественных интеллектуальных прав и судебного запрета производства (болевая точка отечественного производства, сбыта, экспорта).

    Не мудрено — интеллектуальная собственность используется, а прав на нее подтвердить нечем. Практикуемые заявления об отсутствии интеллектуальной собственности — прямой путь к упущенной выгоде, убыткам, запретам и персональной ответственности.

    Как пример можно привести технические решения ОАО «МВЗ имени М.Л. Миля», благополучно перекочевавшие в собственность директора одного из вертолетных ремонтно-восстановительных заводов (пять учебных методических пособий и семнадцать патентов) ввиду небрежности руководства КБ МИЛЯ и его правопреемников.

    Системы менеджмента качества производства продукции, организованные по рекомендациям стандартов ИСО серии 9000, в части менеджмента ресурсов должны выявлять и исключать негативные последствия несанкционированного отчуждения имущественных интеллектуальных прав и присвоения интеллектуальной собственности, однако при отсутствии специалистов, требований и методик менеджмента интеллектуальной собственности благие пожелания позитивного эффекта не имеют.

    Выход из положения предлагает ассоциированная СМК РНТД, организованная по стандарту СТО.9001-08-2011 серии «Интеллектуальная собственность и инновации». Присоединение к ней дает дополнительные преимущества в части экономии ресурсов — не нужна подготовка к сертификации, нет выездных проверок соответствия стандартам и последующего сертификационного аудита. СМК РНТД поддерживается специалистами, включая:

  • консультирование;
  • аутсорсинг менеджмента интеллектуальной собственности согласно статье 264.1.19 НК РФ;
  • сертификацию продукции, результатов интеллектуальной деятельности и обеспечение надлежаще оформленными документами, подтверждающими наличие и использование интеллектуальной собственности без нарушений интеллектуальных прав;
  • оптимизацию учетной стоимости нематериальных активов;
  • оценку стоимости прав;
  • страхование рисков правообладателей и третейский суд.
  • Стандарты и методические пособия серии «Интеллектуальная собственность и инновации» плавно вошли на рынок. По ним можно изучать теорию и практику признания, учета, коммерциализации интеллектуальной собственности. Даже процедура аккредитации организационно-методических центров поддержки правообладателей стала условием лицензионных соглашений по использованию этих стандартов. Вопросы менеджмента интеллектуальной собственности обсуждаются на вебинаре «Методические указания АСМК.009МУ-2012: внедрение и организационно-методическая поддержка правообладателей» (сайт www.nevskylaw.ru), вопросы которого представлены на блок-схеме «Менеджмент интеллектуальной собственности» (см. приложение), а результаты зависят только от руководства предприятий и эффективности менеджмента качества.

    [1] Цитата приведена без искажений и купюр, выделения сделаны для акцентирования внимания читателей.

    [2] Оформляется по правилам системы добровольной сертификации объектов интеллектуальной собственности СДС ОИС (государственный регистрационный № РОСС RU.Ж157.04АД00) в порядке повышения квалификации специалистов по менеджменту качества, технологов и должностных лиц.

    [3] Спецификация РИД — документ с описанием интеллектуальной деятельности (предмет, цель, задачи, состав, организация, исполнители, творчество) и ее результатов (завершенность, объективная форма, назначение, воспроизведение, использование и обнародование, новизна и оригинальность, особенности, практическая ценность, эффективность и перспективность, потенциально охраноспособные технические, художественно-конструкторские, селекционные решения и ноу-хау, соблюдение интеллектуальных прав и учет нематериальных активов), предназначенный для признания интеллектуальной собственности и принадлежности интеллектуальных прав.

    [4] ОДО «Юридическое общество имени Александра Невского», аттестат аккредитации № РОСС RU.Ж157.04АД00.SMQ045, сайты — www.o-a-n.ru и www.nevskylaw.ru.

    [5] Методические указания АСМК.009МУ-2012 «Менеджмент интеллектуальной собственности. Создание (приобретение), признание, учет и использование интеллектуальной собственности (публичный регламент)» — свободно предоставляются заинтересованным лицам, можно запросить по адресу finas@finas.su.

    [6] Вопросы вебинара «Методические указания АСМК.009МУ-2012: внедрение и организационно-методическая поддержка правообладателей» представлены на сайте www.nevskylaw.ru.

    [7] Стандарты и методические пособия серии «Интеллектуальная собственность и инновации; СТО.9001-08-2011 «Ассоциированная СМК»; СТО.9002-09-2011 «Менеджмент интеллектуальной собственности. Организация производственной интеллектуальной деятельности. Требования и локальные нормативные акты»; СТО.9003-10-2011 «Система сертификации результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности, признания и паспортизации интеллектуальной собственности, ноу-хау, единых технологий и инноваций»; СТО.9004-11 «Отраслевая система стандартизации»; МИ.01/10 «Учет нематериальных активов (создание и приобретение)»; МИ.02/10 «Учет результатов интеллектуальной, научно-технической деятельности и интеллектуальной собственности без внесения в нематериальные активы»; МИ.03/10 «Паспортизация объектов нематериальных активов (модификация)»; МИ.04/11 «Оформление интеллектуальной собственности, учет и производственное использование нематериальных активов. Рекомендации»; МИ.05/11 «Лицензионная политика и управление рисками правообладателя» и т.д. — можно получить в Корпорации правообладателей «ФИНАС», сайт — www.fimas.su.


    Источники:

    1. ГОСТ РВ 15.203-2001 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения ОКР по созданию изделий и их составных частей. Основные по-ложения».
    2. Приказ Минпромэнерго РФ от 23.08.2006 № 200 «Об утверждении Порядка определения соста-ва затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государствен-ному оборонному заказу».
    3. ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Россий-ской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены».
    4. ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

    Страница обновлена: 22.03.2024 в 12:14:26