Внешнеэкономическая стратегия Испании как элемент экономической дипломатии
Аникина А.М.1
1 Торговое представительство Российской Федерации в Королевстве Испания
Скачать PDF | Загрузок: 17 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44491639
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Испания - страна полностью интегрированная в ЕС, обладающая развитой экономикой, в последнее десятилетие уделяет особое внимание развитию внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и углублению интернационализации своей экономики. В статье представлена стратегия Испании в области развития ВЭД, направленная на достижение целей экономической дипломатии в условиях глобализации. Автор проанализировал документы в области интернационализации национальной экономики, разработанные в Испании в последнее десятилетие, а также динамику развития внешнеэкономических отношений. Был сделан вывод о том, что в стране последовательно и успешно реализуется национальная внешнеэкономическая стратегия, отраженная в институциональных документах, которая, являясь одним из ключевых элементов экономической дипломатии, способствует результативности ее реализации, о чем свидетельствуют данные динамики внешней торговли, притока ПИИ и пр. экономические индикаторы.
Полагаем, что представленная информация может быть интересна для представителей институциональной среды и бизнес-сообщества, участвующих во внешнеэкономических связях, а также для преподавателей ВУЗов и студентов, обучающихся по специальности «мировая экономика»
Ключевые слова: Испания, внешнеэкономическая стратегия, экономическая дипломатия, интернационализация экономики, мировая экономика
JEL-классификация: F14, F15, P52
Введение
В современном международном контексте в рамках усиления интенсивной международной конкуренции экономическая дипломатия приобретает все большее значение, учитывая то, что в XXI веке роль международных торгово-экономических отношений еще более возросла и они фактически стали одним из центральных элементов внешней политики государств. Как отмечает министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, экономика, взаимоотношения по линии бизнес-сообщества играют ключевую роль в формировании базы межгосударственных отношений, придающей им устойчивость, снижающей их подверженность политической конъюнктуре» [9, с. 1–11] (Lavrov, 2009, р. 1–11).
Общепризнанным является тот факт, что геополитические интересы стран на современном этапе включают в себя международное торгово-экономическое взаимовыгодное сотрудничество, а при принятии тех или иных политических решений государствами преимущественно учитываются экономические приоритеты. Кроме того, даже в период отсутствия политического диалога возможно экономическое сотрудничество. Ярким примером служит тот факт, что торгово-экономические отношения между Испанией и СССР были официально формализованы за пять лет до восстановления дипломатических отношений [8, с. 34–41] (Korchagin, Rubinchik, 2012, р. 34–41).
Занимая одно из ведущих мест в мировой экономике и политике, Испания традиционно находится в фокусе профессиональных исследований по разным научным дисциплинам. При этом полагаем, что из наиболее референтных работ, посвященных Испании, которые затрагивают экономическую проблематику и были изданы в последнее время в России, в первую очередь следует выделить монографию П.П. Яковлева [15] (Yakovlev, 2011) и коллективную монографию под ред. А.В. Кузнецова [11].
Учитывая то, что в последние десятилетие мы можем наблюдать в Испании интенсификацию деятельности в области развития ВЭД, цель данного исследования автор видит в анализе одного из основных компонентов экономической дипломатии, а именно стратегии развития внешнеэкономической деятельности Испании, полагая, что ее поступательная реализация способствует достижению целей экономической дипломатии.
Научная новизна работы заключается в комплексном анализе вопроса формирования национальной внешнеэкономической стратегии как компонента экономической дипломатии. Во главу исследования поставлена проблема вклада наличия выверенной в целях и задачах стратегии в эффективность реализации страной экономической дипломатии и, соответственно, укрепления национальной конкурентоспособности и в целом экономического развития страны.
Гипотеза автора заключается в положении о том, что стратегия развития ВЭД в Испании формировалась поступательно и находила свое отражение в документах, направленных на углубление интернационализации национальной экономики. Считаем, что опыт Испании в данном направлении весьма успешен, о чем свидетельствует положительная динамика внешнеторговой деятельности, географическая диверсификация экспортных операций, приток иностранных инвестиций. Поскольку, как правило, экономическая дипломатия любого государства обладает в известной мере уникальными механизмами, автором сделано предположение, что национальная стратегия развития ВЭД является одним из эффективных механизмов экономической дипломатии Испании.
Методологическую основу исследования составили методы диалектического познания, такие как анализ и синтез, дедукция и индукция, системный и междисциплинарный подход при работе с разнообразными научными и практическими материалами (в том числе: законодательством Испании, ежегодными отчетами и статистическими данными национальных органов государственной власти, аналитическими обзорами международных экономических организаций), экономический и статистический анализ.
Устойчивые международные экономические отношения, динамичное развитие внешнеэкономической деятельности, в том числе посредством содействия интернационализации национальной экономики, направленной на увеличение объемов экспорта, привлечение иностранных инвестиций и туристов, является важным фактором стабильности, роста национальной экономики и создания рабочих мест.
При этом в условиях углубления интеграционных процессов, наблюдаемых в последние десятилетия, наряду с расширением либерализации и глобализации, вопросы повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке, усиления вклада внешнего сектора в экономику каждой конкретной страны, и в первую очередь, в целом, продвижение национальных экономических интересов при соблюдении баланса интересов в современном мире приобретают все большее значение, что находит свое отражение в возрастающем использовании понятия «экономическая дипломатия», основной целью которой и является защита и продвижение экономических интересов страны.
Неслучайно именно в начале XXI века тема экономической дипломатии наиболее активно анализируется в научных работах российских и западных ученых, в том числе к данной теме обращается Дегтярев Д.А. [4] (Degtyarev, 2010), Иванов И.Д. [6] (Ivanov, 2001), Лихачев А.Е. [10] (Likhachev, 2006), Щетинин В.Д. [14] (Shchetinin, 2001), Вулкок С. [27] (Woolcock, 2012), Карье Ги К. [7] (Karron de la Karrer, 2003), Занер Р. [26], Юйи Л. [26] и др.
Следует отметить, что единое определение данного понятия отсутствует, как в отечественной, так и в западной научной традиции, поскольку каждый из исследователей предлагает свое уточняющее определение, которые, как правило, не исключают, а дополняют друг друга исходя из ключевого элемента экономической дипломатии для каждого из вышеперечисленных ученых.
Автор полагает целесообразным исходить из определения понятия «экономическая дипломатия», данного доктором экономических наук Лихачевым А.Е., которую он определяет как «совместную деятельность государства, общественных и деловых кругов по реализации национальных экономических интересов в системе мирового хозяйства, использующую инструментарий традиционной и современной дипломатии, комплекс отечественных внешнеэкономических институтов, региональных и многосторонних структур и ставящую своей целью повышение международной конкурентоспособности страны» [10, с. 55] (Likhachev, 2006, р. 55).
При этом общепризнанным является тот факт, что для достижения целей экономической дипломатии необходимо выстраивание многокомпонентной системы интернационализации национальных экономик, направленной на продвижение национальных экономических интересов и развития внешнеэкономической деятельности, одними из ключевых компонентов которой являются национальная внешнеэкономическая стратегия и развитая система институтов, задействованных в интернационализации экономики, которая в Испании состоит из государственных учреждений, и подведомственных им организаций, в том числе расположенных за рубежом, а также финансовых институтов и инструментов. Деятельностью основных из них, в том числе торгово-экономическими представительствами Испании в иностранных государствах, государственной компанией «ICEX España Exportación e Inversores» (ICEX), Фондом интернационализации компаний (FIEM) непосредственно руководит Государственный секретариат по торговле [1] (Anikina, 2020).
Особенностью Испании является и тот факт, что, как весьма справедливо отмечает доктор экономических наук П.П. Яковлев, и во внешнеполитическом курсе Испания уделяет доминирующее внимание именно национальным торгово-экономическим интересам, которые выходят на передний план. «В связи с «экономизацией» международной политики можно смело утверждать, что национальная стратегия Испании, находящая свое практическое воплощение во внешнеполитическом курсе, буквально пронизана экономическими началами и в решающей степени связана не с военно-политическими, а торгово-экономическими и финансовыми задачами» [15, с. 352] (Yakovlev, 2011, р. 352).
В настоящее время одно из ведущих мест в мировой экономике принадлежит Испании. По данным Европейской комиссии, страна находится на 5-м месте среди государств – членов ЕС по объему ВВП, на долю которой приходится 7,6% от ВВП стран ЕС (включая Великобританию) [18]. Одновременно, по данным Всемирного экономического форума, Испания занимает 15-е место среди всех экономик мира [29], а по индексу глобальной конкурентоспособности находится на 26-м месте среди стран мира [30].
По данным Национального Института статистики, ВВП Испании с 2014 года увеличивался быстрыми темпами (в 2015 г. темп роста ВВП составил 3,8%, в 2016 г. – 3,0%), после значительного сокращения, вызванного кризисом 2008 года, с максимальным сокращением в 2008 г. в размере -3,8% [20].
Таблица 1
ВВП Испании 2010–2019 гг.
2010
г.
|
2011
г.
|
2012
г.
|
2013
г.
|
2014
г.
|
2015
г.
|
2016
г.
|
2017
г.
|
2018
г.
|
2019
г.
|
0,2%
|
-0,8%
|
-3,0%
|
-1,4%
|
1,4%
|
3,8%
|
3,0%
|
3,0%
|
2,4%
|
2,0%
|
По данным Всемирного Банка, ВВП Испании в текущих ценах в 2018 г. составил 1419,74 млрд долл. США, при этом, по данным за 2018 год, сельскохозяйственное производство внесло 3% в ВВП, промышленность – 20%, экспорт товаров и услуг – 35%, увеличившись с 26% в 2010 г. Инфляция в 2018 г. составила 1,1% [28].
Вклад экспорта товаров и услуг в экономику Испании весьма значителен, а последовательное увеличение объемов экспортных операций выступает одним из основных локомотивов роста национального хозяйства.
Внешняя торговля Испании за последние десять лет характеризуется уверенным ростом товарооборота и положительной динамикой экспортных операций, за исключением кризисного 2009 года.
По итогам 2019 года, по данным Министерства промышленности, торговли и туризма Испании, товарооборот Испании достиг 612 млрд евро. Экспорт товаров вырос на 1,7% по сравнению с 2018 г. и достиг 290 млрд евро, в то время как импорт увеличился на 1% до 322 млрд евро. Таким образом, отрицательное сальдо торгового баланса страны сократилось до 32 млрд евро [23]. Необходимо отметить, что проблемным аспектом для внешней торговли Испании является сохраняющееся отрицательное сальдо торгового баланса, во многом в связи с высокой зависимостью страны от энергетических товаров.
Рисунок 1. Динамика экспорта и импорта Испании в 2008–2019 гг. в млн евро
Источник: составлено автором по данным Министерства промышленности, торговли и туризма Испании [Электронный ресурс]. URL: https://comercio.gob.es/ImportacionExportacion/Informes_Estadisticas/Paginas/Historico-boletinesdatos-me.aspx (дата обращения: 20.09.2020).
Как мы видим, только за период с 2008 по 2019 год объемы испанского экспорта товарами увеличились на 53%.
Таким образом, положительная динамика внешнеторговых операций, значительное увеличение экспортных поставок свидетельствуют в том числе и об успешной реализации страной стратегии развития внешнеэкономической деятельности, что способствует продвижению национальных экономических интересов и повышению международной конкурентоспособности Испании. Действительно, в условиях динамично протекающих процессов глобализации мировой экономики внешнеэкономические связи являются важнейшим фактором экономического развития всех государств [5, с. 23] (Dolgov, Savinov, 2017, р. 23).
Правительство Испании на протяжении последних десятилетий последовательно реализовывает национальную стратегию развития ВЭД, разработка и реализация которой относится к компетенции Государственного секретариата по торговле Министерства промышленности, торговли и туризма Испании (до 2018 г. входящего в состав Министерства экономики, промышленности и конкурентоспособности), адаптируя ее к изменяющимся условиями.
В качестве первого шага в данном направлении можно выделить 2004 год, когда Государственный секретариат по торговле совместно с Испанской конфедерацией предпринимательских организаций (СЕОЕ) разработал «Интегральные планы развития рынков» (PIDM).
Был проведен анализ разнообразных экономических показателей первоначально взятых 93 государств, а также учтены как экспортный потенциал испанских компаний, так и инвестиционная привлекательность стран. Исходя из данного анализа, в целях завоевания новых экспортных и инвестиционных рынков, а также сохранения конкурентных позиций на традиционных, наряду с увеличением внешнеторгового оборота и использования открывающихся возможностей в новых областях, в качестве стран с наибольшим потенциалом для интернационализации испанского бизнеса изначально были определены следующие страны: США, Бразилия, Мексика, Марокко, Алжир, Россия, Китай, Индия и Япония. В последующие годы перечень стран увеличивался, так, в 2007 г. были добавлены Турция и Южная Корея, в последующие годы – ряд иных стран и регионов. К 2014 г. количество стран и географических зон достигло 16: Алжир, Австралия, Бразилия, Китай, страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, Южная Корея, США, Индия, Индонезия, Япония, Марокко, Мексика, Россия, Сингапур, Южная Африка и Турция.
«Интегральные планы развития рынков» (PIDM) были предназначены для содействия укреплению присутствия испанских компаний на данных рынках; координации и оптимального использования существующих инструментов поддержки интернационализации национального бизнеса, а также в качестве документа, направленного на развитие двусторонних торгово-экономических отношений.
Таким образом, фактически десятилетие данные Планы являлись своего рода институциональной основой развития ВЭД; ориентиром для бизнес-сообщества страны.
Следует отметить, что Испания перенесла крайне тяжело длительный экономический кризис (2008–2012 гг.), поскольку одним из наиболее ощутимых его последствий для страны явился крайне высокий уровень безработицы, а также падение внутреннего спроса. В этот период рост испанской экономики во многом осуществлялся за счет внешнего спроса, который компенсировал падение внутреннего. В момент кризисных лет очевидным представился факт необходимости структурных реформ.
Для решения данных задач в 2013 году в Испании был принят Закон о поддержке предпринимателей и интернационализации бизнеса, где нашла свое отражение концепция интернационализации как комплекс действий, осуществляемых государством совместно с частным сектором для усиления интернационализации испанской экономики и содействия внешнеэкономической деятельности испанских компаний, расширения их присутствия на международных рынках. Закон также определил модернизацию государственной системы поддержки экспорта и содействия интернационализации.
Одновременно в целях дальнейшего повышения конкурентоспособности национальной экономики, согласно данному закону, в 2014 году был принят Первый двухлетний «Стратегический план интернационализации испанской экономики на 2014–2015 гг.» (далее – «План»), где были четко сформулированы конкретные цели в области интернационализации, среди которых: увеличение экспорта, диверсификация экспортных рынков, повышение инвестиционной привлекательности Испании.
Структурно «План» состоял из шести основных направлений, таких как улучшение делового климата и деловой среды; улучшение доступа на рынки; улучшение доступа к финансированию для испанских компаний; продвижение торговли и поддержка компаний; стимулирование культуры интернационализации и человеческого капитала; развитие инноваций.
В рамках данных направлений было предусмотрено 41 конкретное действие, в том числе: создание механизма консультаций с частным сектором; обнаружение и устранения барьеров, связанных с излишним регулированием на национальном уровне; позиционирование Испании как перспективной платформы для ведения бизнеса и инвестиций, в первую очередь с ориентацией на ТНК; содействие дальнейшему открытию рынков третьих стран и подписанию торговых соглашений Европейского союза с третьими странами, а также устранение торговых барьеров; разработка программы управления инструментами ЕС в сфере развития ВЭД для испанских компаний.
Отражена необходимость адекватного участия испанских компаний в портфеле проектов по линии Европейского союза; увеличение числа испанских компаний, получающих доступ к финансовым инструментам поддержки экспорта и интернационализации бизнеса; усиление поддержки дипломатическими представительствами испанских компаний в их деятельности за рубежом; укрепление сети торгово-экономических представительств Испании в зарубежных государствах; углубление процесса интеграции представительств автономных сообществ Испании в сеть торгово-экономических представительств Испании в зарубежных государствах (с 2013 г. 14 автономных сообществ имеют своих представителей).
Кроме того, в качестве основных элементов «Плана», необходимых для его успешной реализации, были отмечены: слаженность и координация действий органов государственной власти и взаимодействие с частным сектором; следование конкретным планам действий, разработанным для институтов, вовлеченных в процесс интернационализации.
Отдельно в «Плане» также были выделены географические приоритеты, а именно 16 стран и географических зон (Алжир, Австралия, Бразилия, Китай, страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, Южная Корея, США, Индия, Индонезия, Япония, Марокко, Мексика, Россия, Сингапур, Южная Африка и Турция), т.е. фактически в план были включены механизм разработанных ранее «Интегральных планов развития рынков» (PIDM).
Помимо географических приоритетов в «Плане» были выделены и секторальные, а именно: фармацевтическая и химическая отрасль, сельскохозяйственное и промышленное оборудование, электрические машины, продукты питания и легкая промышленность. Кроме того, в качестве перспективных отдельно отмечены традиционные экспортные испанские продукты: керамические и деревянные изделия, а также сектор услуг.
В документе была отражена и методика оценки его реализации, которая осуществлялась Межведомственной группой поддержки интернационализации испанского бизнеса под председательством Государственного секретаря по торговле. В рамках работы данной Межведомственной группы было создано 8 рабочих групп (РГ), 4 из которых секторальные: РГ по интернационализации оборонного сектора; РГ по интернационализации инфраструктурного сектора: РГ по интернационализации сектора окружающей среды и РГ по интернационализации агропродовольствия; а также РГ по выявлению барьеров, препятствующих интернационализации; РГ по коммерческим спорам испанских компаний в третьих странах; РГ по международным тендерам; РГ по визам, видам на жительство и разрешениям на работу.
«Стратегический план интернационализации испанской экономики на 2014–2015 гг.» предусматривал также активное межведомственное взаимодействие, так, например, основные направления деятельности Министерства иностранных дел и сотрудничества Испании в системе официальной поддержки интернационализации и меры, которые оно предпринимает, кратко изложены в следующих направлениях: поддержка испанских компаний, особенно МСП, дипломатическими миссиями в странах, где нет торгово-экономических представительств, а также общее стимулирование интереса компаний из зарубежных стран к инвестированию в Испанию; обеспечение соответствующей институциональной основы для развития деятельности испанских компаний за рубежом; укрепление позиций и имиджа Испании в международных организациях.
Успешное развитие внешнеэкономической деятельности Испании, наблюдаемое на протяжении указанных лет, а также анализ эффективности существования «Плана» подчеркнули тот факт, что наличие документа, служащего ориентиром развития интернационализации национальной экономики, как для частного бизнеса, так и на институциональном уровне, является преимуществом, и более того, для дальнейшего успешного развития деятельности в данном направлении необходим документ среднесрочного планирования, который бы отражал государственную политику в области ВЭД.
И вместо Плана на 2016–2017 гг. в 2017 году Правительством Испании был принят комплексный документ – десятилетняя «Стратегия интернационализации испанской экономики на 2017–2027 гг.» (далее – «Стратегия») [17], также разработанная Госсекретариатом по торговле при участии заинтересованных организаций в рамках работы межминистерской группы по содействию интернационализации на основе анализа текущей ситуации в испанской экономике с точки зрения ее интернационализации.
При проведении данного анализа на национальном уровне были выявлены «сильные стороны», «слабые стороны», «возможности» и «угрозы» и, соответственно, определены цели и приоритетные направления действий.
К «сильным сторонам» в первую очередь были отнесены: поступательное увеличение экспорта товаров и услуг; увеличение доли страны в мировом экспорте; рост экспорта на рынки стран, не входящих в ЕС; увеличение экспорта высокотехнологичных товаров; повышение уровня культуры интернационализации у испанских компаний; наличие широкой гаммы инструментов и организаций по поддержке экспорта.
В качестве «слабых сторон» в «Стратегии» выделены те факты, что ограниченное число испанских компаний осуществляют экспортные операции на регулярной основе; МСП плохо вовлечены в экспорт; экспортные рынки слабо диверсифицированы. Одновременно был отмечен стабильно несбалансированный товарооборот с рядом стран; слабая цифровизация предприятий и недостаточные знания компаний в вопросе интернационализации. Помимо вышеперечисленного в качестве «слабой стороны» испанской экономики было отражено, что значительную долю в испанском экспорте занимает Великобритания, и следовательно, ярко выражены риски выхода Великобритании из ЕС (Brexit).
Основными «возможностями» являются рост мировой торговли; дальнейшее подписание торговых соглашений между ЕС и прочими странами и рост мировых инвестиций.
В свою очередь, «угрозами» выступают возрастающая конкуренция со стороны развивающихся стран в мировой торговле товарами и услугами; усиление протекционизма в мире; недостаточная информированность компаний о возможностях, вытекающих из подписанных торговых соглашений; а также возрастающая конкуренция среди стран за иностранные инвестиции.
Целями реализации «Стратегии» являются: увеличение объемов экспорта, а также количества компаний, регулярно осуществляющих экспортные операции; диверсификация рынков для испанского экспорта и инвестиций; увеличение доли высокой добавленной стоимости в испанском экспорте; увеличение притока иностранных инвестиций.
При этом в «Стратегии интернационализации на 2017–2027 годы» непосредственно прописаны ключевые показатели, которые должны быть достигнуты к 2027 году:
• Объем экспорта товаров в стоимостном выражении должен составить 400 000 миллионов евро.
• Количество испанских компаний, которые экспортируют на регулярной основе, должно составить 60 000.
• Испанские компании должны получить за период реализации «Стратегии» 650 000 миллионов евро от участия в международных тендерах.
• Накопленный объем (сток) прямых иностранных инвестиций должен достичь 500 000 миллионов евро.
В документе были определены шесть основных направлений действия, или осей ее реализации. В первую очередь это оказание содействия интернационализации путем предоставления компаниям поддержки, адаптированной к их потребностям и профилю деятельности. Второй осью является внедрение в процессе интернационализации инновации, технологии, развитие брендинга и цифровизации. Далее следуют такие направления, как развитие человеческого капитала для целей интернационализации; использование возможностей, существующих в рамках единой торговой политики ЕС, и возможностей международных финансовых институтов и многосторонних соглашений; содействие привлечению иностранных инвестиций с высокой добавленной стоимостью; усиление координации действий и углубление взаимодополняемости всех участников ВЭД.
Для достижения данных целей отдельно прописаны промежуточные задачи, среди которых в первую очередь можно выделить следующие: облегчение доступа МСП к информации относительно внешней торговли и международных рынков; содействие увеличению размеров компаний для облегчения их внешнеэкономической деятельности, а также содействие объединению маленьких компаний; развитие человеческого капитала путем обучения профессионалов в сфере ВЭД и привлечения талантов; улучшение финансовых инструментов поддержки интернационализации; способствование созданию и развитию компаниями собственных брендов, а также улучшение имиджа страны в целом как коллективного бренда; усиление встраивания национальных экспортеров в глобальные производственные цепочки; улучшение конкурентоспособности испанских экспортных продуктов через технологические инновации и цифровизацию; усиление международной технологической кооперации; увеличение участия испанских компаний в международных тендерах и конкурсах; улучшение нормативно-правовой базы.
Принимая во внимание, что для Испании крайне актуальной задачей является географическая диверсификация экспорта, учитывая то, что основная часть продукции (более 70%) традиционно поставляется на рынки стран ЕС, одним из ключевых элементов «Стратегии» является определение географических и секторальных приоритетов, т.е. выделение стратегических стран и секторов в данных странах в сфере развития ВЭД, которые являются наиболее перспективными для развития двусторонних торгово-экономических отношений и наилучшим образом соответствуют испанскому экспортному потенциалу, а также где испанские компании имеют наибольшие возможности для консолидации своего присутствия.
С этой целью в «Стратегию» был включен раздел «Страновые планы действий в стратегических отраслях» (Países con Actuación Sectorial Estratégica, PASE) [24], в который вошли страны и секторы экономики в данных странах, отобранные на основе ряда критериев, с целью сосредоточить государственную поддержку на тех областях, в которых испанские компании имеют высокий экспортный потенциал.
Данные планы пришли на смену «Интегральным планам развития рынков» (PIDM).
В качестве стран, в отношении которых разработаны «Страновые планы действий в стратегических отраслях», были выбраны следующие: Бразилия, Индия, Канада, Китай, Марокко, Мексика, Россия, Сингапур, США, Турция, ЮАР и Япония как рынки со значительным экономико-коммерческим потенциалом, на которых присутствие испанских компаний и инвестиций не соответствует указанному потенциалу.
Крайне значимым представляется тот факт, что непосредственно в тексте документа есть тезис о том, что «Стратегия» отражает государственную политику в области развития внешнеэкономической деятельности, независимо от политической ориентации правительства [17, с. 2]. В ее реализацию вовлечены все профильные испанские министерства и учреждения в соответствии со своими компетенциями.
Таким образом, в целом «Стратегия» представляет собой комплекс действий, осуществляемых государством совместно с частным бизнесом с целью развития ВЭД Испании и усиления присутствия национальных компаний на международных рынках, и охватывает широкий круг сфер деятельности и участников, а также географические области и секторы экономики, обладающие наибольшим потенциалом для экспансии и расширения внешнего присутствия испанского бизнеса.
Документ реализуется согласно двухлетним среднесрочным Планам, первый из которых на 2017–2019 гг. был интегрирован непосредственно в «Стратегию», а второй на 2019–2020 гг. действует в настоящее время.
«Второй план действий по интернационализации испанской экономики на 2019–2020 гг.» (далее – «План 2019–2020 гг.») [25] был принят в марте 2019 г. В нем нашли отражения все основные направления «Стратегии» с некоторыми уточнениями, как например, необходимость реализовывать прогрессивную и инклюзивную торговую политику в соответствии с целями устойчивого развития ООН и в соответствии со стратегией, принятой Европейской комиссией «trade for all»; ICEX в своей работе еще более должен быть ориентирован на клиента, предоставляя всесторонние, персонализированные информационные и маркетинговые услуги, оценивая свои программы и инструменты поддержки и анализируя их эффективность, а также степень удовлетворенности пользователей; необходимость активнее продвигать имидж Испании в качестве глобальной платформы для бизнеса и инвестиций и пр.
Двухлетний «План 2019–2020 гг.» также будет реализовываться по 6 осям, отраженным в «Стратегии», и на основе проведенного анализа слабых и сильных сторон, которые преимущественно не претерпели изменений.
В «Плане 2019–2020 гг.» на основе глубокого анализа ряда объективных показателей о потенциале зарубежных рынков для испанских компаний были подробнее проработаны «Страновые планы действий в стратегических отраслях» (PASE). При анализе учитывались размер рынка, перспективы его развития и роста, степень открытости экономики, а также интерес, выраженный испанскими компаниями к развитию внешнеэкономической деятельности в той или иной стране. Затем был проведен анализ экспортного потенциала различных секторов в каждой выбранной стране, и на основе полученной информации были определены наиболее эффективные инструменты государственного участия в поддержке развития внешнеэкономической деятельности испанских компаний.
На основе данного анализа были выбраны следующие страны: Бразилия, Канада, Китай, Корея, США, Индия, Япония, Марокко, Мексика, Россия, ЮАР и Турция. Таким образом, перечень стран, первоначально отобранных в «Стратегии», в 2017 г. претерпел изменения. Была добавлена Южная Корея и исключен Сингапур.
Для каждой из стран, в свою очередь, был выбран ряд стратегических секторов, а также прописан ряд действий, которые должны быть реализованы в 2019–2020 годах.
Необходимо отметить, что все вышеперечисленные документы размещены в свободном доступе на сайте Министерства промышленности, торговли и туризма Испании, что значительно облегчает ориентацию всех представителей испанского бизнес-сообщества в вопросах перспективы развития своей внешнеэкономической деятельности.
На протяжении всего анализируемого периода мы можем наблюдать успехи Испании в достижении заявленных стратегических целей интернационализации национальной экономики, в том числе: увеличение экспортных операций, географическую и товарную диверсификацию рынков, увеличение числа компаний-экспортеров.
Так, по статистическим данным внешней торговли Datacomex Государственного секретариата по торговле Испании, если в 2008 г. национальный экспорт в страны Европейского континента достигал 76%, то в 2019 г. он сократился до 71%, одновременно в период с 2008 г. по 2019 г. увеличилось процентное соотношение поставок в Америку на 2%, в Азию – на 3%. Таким образом, в 2019 г. экспорт распределялся следующим образом: Европа – 71%, Америка – 11%, Азия – 9%, Африка – 6%, Океания – 1%, в то время как в 2008 г. его география была следующая: Европа – 76%, Америка – 9%, Азия – 6%, Африка – 5%, Океания – 1% [19].
Таблица 3
Географическая структура испанского экспорта 2000–2019 гг. в млн евро
Страна
|
2000 г.
|
2004 г.
|
2008 г.
|
2012 г.
|
2016 г.
|
2019 г.
|
Европа
|
97 106,5
|
117 008,9
|
143
171,8
|
160
515,5
|
184
780,8
|
207
219,5
|
- страны ЕС (28)
|
91 225,0
|
109 435, 0
|
131
046,7
|
143
234,3
|
170
300, 0
|
190
720,0
|
- Россия
|
577,6
|
905,1
|
2
836,9
|
2
950, 8
|
1
597, 4
|
2
054, 1
|
Америка
|
14 189,
2
|
13595,
3
|
17
761,6
|
24
353, 2
|
26
638, 1
|
31
393, 8
|
- США
|
6 015, 7
|
5 802, 0
|
7
544,4
|
9
020,3
|
11
371, 3
|
13
739, 8
|
- страны Латинской Америки
|
7 023, 1
|
6 355, 7
|
9
144,0
|
13
816,1
|
13
534, 3
|
15
145, 5
|
Азия, включая страны Ближнего Востока
|
7 236, 8
|
8 106, 1
|
12
188,4
|
18
974,6
|
23
803, 3
|
26
791,9
|
- Китай
|
553, 5
|
1 162, 3
|
2
152,7
|
3
784,8
|
4
878, 1
|
6
800,8
|
Африка
|
4 118, 3
|
5 993, 2
|
10
157,6
|
15
189,4
|
16
560, 6
|
18
658, 8
|
Океания
|
507, 9
|
891, 7
|
1
206,7
|
2
388,9
|
1
611, 0
|
1
869, 5
|
В Испании ежегодно все больше компаний вовлекаются в экспортную деятельность. По данным Министерства промышленности, торговли и туризма Испании, в 2019 году количество зарегистрированных компаний-экспортеров достигло 209 223, увеличившись только за последние пять лет на 42%, с одновременным увеличением числа компаний, регулярно осуществляющих экспортные поставки (не менее четырех лет беспрерывно), число которых в 2019 году достигло 52 949, в то время как в 2015 году данный показатель составлял 47 768 [16, с. 89]. Тем самым их количество увеличилось на 11%.
Инвестиционная привлекательность Испании также ежегодно повышается. По данным Реестра иностранных инвестиций Государственно секретариата по торговле, приток брутто-инвестиций в Испанию в 2018 г. увеличился на 31,6% по отношению к предыдущему году, и в терминах нетто увеличение составило 54,7%, т.е. брутто-инвестиции в 2018 г. составили 52 804 млн евро, а нетто-инвестиции – 43672 млн евро. А за последние пять лет (с 2014 по 2018 г.) средний ежегодный приток брутто-инвестиций достиг 35471 млн евро и, в свою очередь, нетто-инвестиций – 26505 млн евро [22, с. 13].
Заключение
В целом, исходя из вышесказанного, мы видим, что в Испании последовательно реализуется национальная стратегия развития ВЭД в соответствии с поступательно принимаемыми документами, а именно первоначально разработанными «Интегральными планами развития рынков», затем впервые принятым двухлетним краткосрочным «Стратегическим планом интернационализации испанской экономики на 2014–2015 гг.» и далее уже окончательно сформированной десятилетней стратегией развития ВЭД- документом под названием «Стратегия интернационализации испанской экономики на 2017–2027 гг.».
При этом мы можем наблюдать успехи Испании в достижении заявленных стратегических целей интернационализации национальной экономики, в том числе: увеличения экспортных операций, географической и товарной диверсификации рынков, увеличения числа компаний-экспортеров, приток ПИИ.
Страна последовательно и успешно развивает внешнеэкономическую деятельность, правительство проводит структурную работу, направленную на дальнейшее усиление интернационализации национальной экономики, увеличение объемов экспортных операций, привлечение иностранных инвестиций и поддержку усилий испанских компаний, работающих в сфере ВЭД, по выходу на новые рынки и укреплению на них, оказывая им всестороннее содействие путем использования всех существующих инструментов для целей достижения экономической дипломатии, в том числе за счет выстраивания национальной внешнеэкономической стратегии, служащей важным ориентиром как для бизнес-сообщества страны, так и для институциональной среды и являющейся одним из ключевых компонентов многосоставной системы интернационализации национальной экономики в современном глобальном мире.
Очевидным представляется тот факт, что для Испании как развитой европейской страны вопросы продвижения национальных экономических интересов являются весьма актуальными.
Принимая во внимание, что вопрос реализации экономической дипломатии той или иной страной является многогранным, а сама система – многокомпонентной, возможным направлением дальнейшего исследования является более глубокое изучение эффективности иных компонентов экономической дипломатии Испании, а также роли деловых кругов и общественных объединений в реализации совместной с государственными структурами деятельности в целях повышения международной конкурентоспособности страны.
Источники:
2. Внешнеэкономическая деятельность как источник экономического роста / А. Ю. Кнобель, А. Н. Спартак, М. А. Баева и др. М.: Дело, 2019. -58 с.
3. Гладков И. С. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза на современном этапе// Международная торговля и торговая политика. 2017, №2 (10). С. 91–107.
4. Дегтярев Д.А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право –М.: Навона, 2010.- 174 с.
5. С.И. Долгов, Ю.А. Савинов. Глобализация: альтернативы нет//Российский внешнеэкономический вестник. 2017, № 9. С. 3-26.
6. Иванов И. Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: РОССПЭН, 2001.-317 с.
7. Каррон де ла Каррьер Г. Экономическая дипломатия: дипломат и рынок/МГИМО(У) МИД России. –М.: РОССПЭН, 2003. – 295 с.
8. Ю.П. Корчагин, А.С. Рубинчик. На пути к стратегическому партнерству// Международная жизнь, 2012, № 9. с. 34-41. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/733, дата обращения 19.09.2020.
9.С.В. Лавров. Дипломатия и бизнес//Международная жизнь, 2009, № 9. с.1-11. [Электронный ресурс]. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/4, дата обращения 29.09.2020.
10. Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России. Новые вызовы и возможности в условиях глобализации. – М.: ЗАО Издательство Экономика, 2006. – 461 с.
11. Современная Испания: проблемы и решения под ред. А.В. Кузнецова – М.: ИМЭМО РАН, 2018 г. – 101 с.
12. Спартак А.Н., Французов В.В., Хохлов А.В. Мировой и российский экспорт: тенденции и перспективы развития, системы поддержки. – М.: ВАВТ, 2015.-384 с.
13. Хесин Е.С. Экономика Европейского Союза: итоги посткризисного десятилетия// Мировая экономика и международные отношения, 2020, Т. 64, № 1. С.73-81.
14. В.Д. Щетинин. Экономическая дипломатия. Учебное пособие для вузов/ Дипломат. акад. МИД России. М.: Международные отношения, 2001. – 280 с.
15. П.П. Яковлев. «Испания в мировой политике». М.: ИЛА РАН, 2011. – 384 с.
16. «El sector exteior en 2019»//Boletín económico, 2020. № 3124, [Электронный ресурс]. URL: http://www.revistasice.com/index.php/SICE/issue/view/762, дата обращения 22.09.2020.
17. Estrategia de Internacionalización de la Economía Española, Ministerio de Industria, Comercio y Turismo de España, [Электронный ресурс]. URL: https://comercio.gob.es/es-es/estrategia_internacionalizacion/Paginas/Estrategia-Internacionalizacion-2017-2027.aspx, дата обращения 16.09.2020.
18. Eurostat [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-eurostat-news/-/DDN-20180511-1?inheritRedirect=true, дата обращения 26.09.2020.
19. Datacomex Secretaría de Estado de Comercio [Электронный ресурс]. URL: http://datacomex.comercio.es/principal_comex_es.aspx, дата обращения 22.09.2020.
20. Instituto Nacional de Estadística [Электронный ресурс]. URL: https://www.ine.es/prensa/pib_tabla_cne.htm, дата обращения 26.09.2020.
21. Icex España Exportación e Inversiones, Presentación, [Электронный ресурс]. URL: https://www.icex.es/icex/es/navegacion-principal/que-es-icex/que-es-icex/presentacion-de-icex/index.html, дата обращения 02.04.2020.
22. «Inversiones Exteriores Directas. Flujos 2018». [Электронный ресурс]. URL: https://comercio.gob.es/InversionesExteriores/Publicaciones/Histrico%20de%20boletines/Flujos%20de%20Inversion%20Directa/2018/Flujos-2018-Directas.pdf, дата обращения 22.09.2020, стр. 13
23. Ministrerio de Industria, Comercio y Turismo de España [Электронный ресурс]. URL: https://comercio.gob.es/ImportacionExportacion/Informes_Estadisticas/Paginas/Historico-boletinesdatos-me.aspx, дата обращения 20.09.2020.
24. Países con Actuación Sectorial Estratégica, Ministerio de Industria, Comercio y Turismo de España, [Электронный ресурс]. URL: https://comercio.gob.es/es-es/estrategia_internacionalizacion/Paginas/Pase.aspx, дата обращения 16.09.2020.
25. Plan de Acción para la Internacionalización de la Economía Española 2019-2020, Ministerio de Industria, Comercio y Turismo de España, [Электронный ресурс]. URL: https://comercio.gob.es/es-es/estrategia_internacionalizacion/Paginas/Plan-Accion-Internacionalizacion-2019-20.aspx, дата обращения 16.09.2020.
26. Saner R., Yiu L. International Economic Diplomacy: Mutations in Post-modern Times//Discussion Papers in Diplomacy. Netherlands Institute of International Relations "Clingendael"- 2006 [Электронный ресурс]. URL: https://www.clingendael.org/publication/international-economic-diplomacy-mutations-post-modern-times, дата обращения 16.06.2020. 37 p.
27. Woolcock S. European Union Economic Diplomacy. UK. Ashgate, 2012 - 220 p.
28. The World Bank [Электронный ресурс]. URL: https://databank.worldbank.org/views/reports/reportwidget.aspx?Report_Name=CountryProfile&Id=b450fd57&tbar=y&dd=y&inf=n&zm=n&country=ESP, дата обращения 16.06.2020.
29. World Economic Forum [Электронный ресурс]. URL: https://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2018/competitiveness-rankings/#series=GDPPPPC, дата обращения 26.09.2020.
30. World Economic Forum. Global Competitiveness Index 4.0. [Электронный ресурс]. URL: https://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2018/competitiveness-rankings, дата обращения 28.09.2020
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:11