Зарубежный опыт выявления и предупреждения экономических преступлений в сфере АПК

Сапцына Н.А.1, Дулепинских Л.Н.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Россия, Пермь

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604814
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Агропромышленный комплекс играет важную роль в обеспечении национальной безопасности, национального суверенитета и экономической мощи. Данная статья посвящена вопросу выявления и предупреждения экономической преступности в сфере АПК. Совершенствование правовых норм об уголовной ответственности за экономические преступления в сфере АПК касается всех правовых систем. Функционирование предприятий АПК, равно как и степень его экономической безопасности, находятся в прямой зависимости от степени функциональности организационно-экономического механизма противодействия экономической преступности в рассматриваемом секторе экономики. В статье дан анализ европейского законодательства регламентирующего уголовную ответственность за экономические преступления в сфере АПК на примере Франции, Германии, Голландии, Испании и некоторых других стран. Данная статья будет интересна для работников АПК, а также для сотрудников ведомственных структур.

Ключевые слова: экономические преступления, агропромышленный комплекс (АПК), национальная безопасность, уголовное законодательство, международный опыт

JEL-классификация: K14, K20, Q13



Введение. Актуальность. Складывающаяся ситуация в области гуманизации уголовного законодательства постепенно приводит к тому, что сокращается количество регистрируемых преступлений экономической направленности в сфере АПК, но на деле экономические отношения в сфере АПК не в полной мере нормализированы, их еще необходимо «очищать» от криминальных посягательств. Деятельность АПК остается особенно уязвимой. Обусловлено это тем, что, с одной стороны, сельское хозяйство и производство сельскохозяйственных продуктов составляют важную часть национальной экономики, влияют на поддержание независимого положения страны. С другой стороны, в условиях нестабильности и негативных тенденций (вызванных политическими факторами), сфера АПК нуждается в серьезном государственном регулировании. В аспекте государственного регулирования важным направлением является своевременно выявление преступлений в исследуемой области и принятие мер по предотвращению таких преступлений. Успешный зарубежный опыт данной работы следует использовать в отечественной практике.

Литературный обзор. Проблема распространённости экономических преступлений в сфере АПК изучается авторами: А.В. Аникин [1], Л. В. Бертовский [2], Е.А. Ефремова [4], А. Маршалл [9].

К исследованию зарубежного опыта в выявлении и пресечении преступлений экономической направленности в своих работах обращаются: Д.В. Немтинов [10], Н.Е. Крылова [7], Б.М. Леонтьев [7], Р.Э. Халиева [11].

Научный пробел. Недостаточный анализ отечественными специалистами зарубежного опыта выявления и предупреждения экономических преступлений в сфере АПК.

Целью исследования является изучение структуры и содержания европейских законодательных актов в области борьбы с экономической преступностью в сфере АПК.

Новизна исследования обусловлена углубленным изучением европейских законодательных актов в области борьбы с экономической преступностью в сфере АПК.

Авторская гипотеза. Зарубежный опыт опирается на возможность обеспечения независимого регулирования преступной деятельности в сфере финансовой преступности, а не только выявления правонарушений с помощью уголовного права.

Методология. Для решения поставленных задач использовались разнообразные методологические подходы: анализ, синтез, индукция, дедукция, диалектический метод познания, системный подход, социологические методы исследования.

Современная тенденция к гуманизации уголовного права в части определения уголовной ответственности в сфере экономической деятельности привела к значительному снижению количества регистрируемых экономических преступлений в сфере АПК, но не привела к полной нормализации экономических отношений и их "очищению" от криминала. Особенно уязвимым в этом отношении представляется агропромышленный комплекс.

В странах Европы процесс смягчения законодательства в сфере экономических и финансовых преступлений начался значительно раньше, чем в России, — в конце 90-х годов. За прошедшие 20 лет он принес заметные результаты. Главным драйвером изменений стала очевидная для властей взаимосвязь между громкими уголовными преследованиями отдельных предпринимателей и отрицательной динамикой развития корпоративного сектора: чем больше бизнесменов оказывалось за решеткой по обвинению в экономических преступлениях в сфере АПК, тем сильнее лихорадило рынок. К тому же расследования правонарушений в предпринимательской сфере занимало слишком много времени и ресурсов: в таких делах крайне сложно выявить конкретных виновников среди сотрудников компании [2, с. 154].

Исследование зарубежного законодательства в области уголовного права представляет важное направление познания правовых объектов, поскольку позволяет получить представление о способах правового закрепления уголовной ответственности за схожие составы в разных государствах. Особенно интересен в данном случае опыт европейских государств, поскольку в условиях современного мира именно государства Европы формируют наиболее актуальные механизмы уголовной ответственности, достаточно оперативно реагируя на развитие общественных отношений.

Результаты исследований. Реформирование сельскохозяйственных производственных зон создает новые угрозы экономической безопасности в условиях продолжающихся правовых изменений, политических волнений и социально-экономических преобразований без жесткого государственного контроля.

При анализе ситуации в зонах сельскохозяйственного производства становится очевидным, что криминальные элементы оказывают существенное влияние не только на текущее состояние сельскохозяйственного производства, но и на перспективы их развития. Количество экономических преступлений и размер материального ущерба, нанесенного основным отраслям АПК, подтверждают активный процесс криминализации.

Изучение криминалистической и оперативно-розыскной практики позволяет выявить основные виды преступлений, совершаемых в сфере растениеводства. Наиболее распространенными являются преступления:

1. Связанные со страхованием урожая, инициаторами, которых обычно выступают страховые компании [1, с. 214]. Как правило, это нецелевое использование средств федерального (регионального) бюджета на фиктивные страховые операции, завышение посевных площадей, средней урожайности, прогнозов цен на сельскохозяйственном рынке и т.д.

2. Нецелевое использование бюджетных средств, полученных фермерами в виде различных субсидий на выполнение различных задач в аграрном секторе [4, с. 550-554]. В данном случае, как правило, речь идет о неправомерном получении субсидий на приобретение семян, индивидуальной помощи на пахотные земли и помощи на развитие садоводства.

Рассматривая правовые системы европейских стран, можно отметить следующие тенденции в отношении уголовно-правовой охраны экономических отношений:

1. Уголовное право европейских стран кодифицировано, но нормы об экономических преступлениях содержатся в законодательстве, отдельном от уголовного права. Поэтому существует несколько обособленная область уголовного права, известная как законодательство об экономических (коммерческих) преступлениях.

2. В некоторых странах (Германия, Франция) преступления против принципа честной конкуренции являются гражданскими правонарушениями, которые возбуждаются только по заявлению потерпевшего. Разбирательство может быть начато в рамках открытой (публичной) процедуры, только если это считается целесообразным в конкретных общественных интересах.

3. Преступления, основанные на мошенничестве и обмане, широко распространены в экономической деятельности. В связи с этим в некоторых иностранных уголовных законах имеются специальные статьи, касающиеся преступлений, основанных на мошенничестве. Такие преступления часто называют "преступлениями, связанными с мошенничеством" [11, с. 125-126].

Основным решением данной проблемы является введение досудебных консультаций и соглашений между сторонами и прокурорами. Предприниматель признает свою вину и соглашается выплатить определенную сумму денег в счет возмещения ущерба и выполнить ряд других условий. Затем соглашение представляется судье на утверждение [5, с. 134]. Эта практика широко используется в Великобритании, Швейцарии, Италии и Норвегии.

Кроме того, в странах Европы широко распространена корпоративная и административная ответственность за экономические преступления: обязательные общественные работы, запрет на продолжение предпринимательской деятельности, крупные денежные штрафы — самые распространенные виды наказаний.

Что касается заключения бизнесменов под стражу на время расследования, то такая мера используется крайне редко и только в строго определенных случаях: если есть весомые доказательства того, что есть состав преступления, реальный риск совершения подозреваемым других правонарушений, бегства от правосудия, фальсификации доказательств или создания препятствий для расследования [9, с. 240-243].

В результате таких ограничений количество лиц, заключенных под стражу до суда в связи с подозрением в совершении экономических преступлений в сфере АПК, в большинстве стран Европы в среднем составляет несколько сотен человек в год.

Таблица 1

Анализ численного состава заключенных

Table 1

Analysis of the numerical composition of prisoners

Страна
Кол-во заключенных за экономические преступления, чел.
Всего заключенных, чел.
Население страны, млн. чел
% от общих заключенных
% от всего населения
Финляндия
114
2800
5,5
4,07
0,21
Нидерланды
218
10500
17
2,07
0,13
Великобритания
1565
92000
66
1,7
0,24
Турция
3710
233000
80
1,59
0,46
Источник: [7, с. 230]

Таким образом, на основании данных представленных в таблице, можно прийти к выводу, что в Финляндии доля экономических преступлений в сфере АПК по отношению к общему количеству преступлений больше чем в других рассматриваемых странах. При этом в Турции количество заключенных за экономические преступления в сфере АПК по отношению к общему числу граждан страны самое наибольшее среди сравниваемой группы стран [7, с. 240].

Во Франции досудебное содержание под стражей практически не применяется в рамках дел по экономическим преступлениям и налоговому мошенничеству. Такая мера пресечения чаще избирается в делах, связанных с коррупцией, таможенными преступлениями и злоупотреблением корпоративными активами, — например, в 60% дел по легализации денежных средств.

В Германии досудебное заключение под стражу не может применяться, если такая мера пресечения не пропорциональна важности дела и ожидаемому наказанию.

В Великобритании законом о преступлениях и судах с 2013 года предусматривается использование так называемых Соглашений об отсрочке судебного преследования [2, с. 247]. Это еще одна важная форма урегулирования дел по экономическим и финансовым преступлениям с участием компаний. В соответствии с таким соглашением между прокурором и организацией, которая попала под подозрение в совершении экономического преступления в сфере АПК, компания соглашается на ряд условий, а представитель обвинения — на открытие отсроченного уголовного дела по предполагаемому преступлению, давая компании, таким образом, возможность устранить нарушения [3, с. 545]. При этом во время действия отсрочки никакой другой орган власти не может выдвигать обвинения против организации за предположительное совершение того же преступления.

Гуманизация законодательства в предпринимательской сфере в ЕС проявляется и в других показателях. Так, например, существуют законодательные ограничения срока досудебного заключения под стражу по экономическим статьям: во Франции — 4 года, Испании — 4 года, Англии — 182 дня, Германии — 6 месяцев.

Заключение. Подводя итоги исследований европейских законодательных актов в области борьбы с экономической преступностью, которые являются современной тенденцией, стоит выделить, во-первых, возможность обеспечения независимого регулирования преступной деятельности в сфере финансовой преступности, а не только выявления правонарушений с помощью уголовного права, и, во-вторых, возможность выделения налоговых преступлений в отдельную категорию правонарушений.

Внесение изменений в уголовный, уголовно-процессуальный и налоговый кодексы оказало существенное влияние на результаты выявления, предупреждения и пресечения экономических преступлений в сфере АПК и сыграло важную роль в реализации государственной политики по борьбе с экономической преступностью [8, с. 240].

Разумеется, особый вид освобождения от уголовной ответственности, возникающий в случае совершения преступлений в экономической сфере, является стимулом для позитивных действий со стороны экономических агентов, совершающих преступления. Однако их использование может привести к созданию разрешительных условий (иммунитета) для экономических субъектов, что, в свою очередь, может снизить уровень правовой дисциплины.

В системе "преимущества - недостатки - возможности - угрозы" рост экономической преступности и умножение потерь грозит нивелированием некоторых возможностей, и усугублением слабых сторон сектора в сфере АПК. В процессе совершения преступлений сокращается количество финансовых ресурсов, доступных надежным экономическим операторам [6, с. 38]. Хищение средств из бизнеса и мошенническое накопление богатства преступниками обычно включает в себя подготовку поддельных документов, сообщение о результатах бизнеса, которые на самом деле не были получены, и манипулирование целевыми показателями. Эта растущая проблема экономических преступлений в сфере АПК представляет собой реальную угрозу долгосрочному развитию сельскохозяйственного сектора и требует быстрого реагирования и дальнейших действий со стороны правоохранительных органов.


Источники:

1. Аникин А. В. Международный экономический аспект. / Издание 2-е, перераб. и доп. - Москва: Международные отношения, 2020. – 331 c.
2. Бертовский Л. В. Расследование преступлений экономической направленности. / Научно-практическое пособие. - Москва: Проспект, 2018. – 704 c.
3. Волынский А. Ф. Организация методики расследования отдельных видов экономических преступлений. - Москва: Спутник+, 2020. – 654 c.
4. Ефремова Е. А. Организация расследования преступлений экономической направленности. - Москва: Юрлитинформ, 2020. – 653 c.
5. Иванов П.И., Шегабудинов Р. Ш. Содержание понятия «организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией» // Труды Академии управления МВД России. – 2019. – № 2. – c. 132-136.
6. Кузнецова Е.И., Филатова И.В. Экономическая преступность и ее влияние на экономическую безопасность // Вестник экономической безопасности. – 2017. – № 3. – c. 201-204.
7. Крылова Н. Е., Леонтьев Б. М. Преступления в сфере экономической деятельности. / монография. - Москва : Зерцало-М, 2021. – 264 c.
8. Мацкевич И.М. Причины экономической преступности // Нижегородская академия МВД России. – 2017. – № 3. – c. 264.
9. Маршалл А. Принципы экономической науки. / монография. - Москва: Прогресс, 2020. – 636 c.
10. Немтинов Д.В. Зарубежный опыт противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности, совершенным путем обмана и (или) злоупотребления доверием // Вестник Московского университета МВД России. – 2016. – № 3. – c. 90-97.
11. Халиева Р.Э. Проблемы определения понятия экономической преступности // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 7. – c. 124-128.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:52:05