Формирование социального партнерства предприятие-вуз в малых городах региона

Батурова Н.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (51), Март 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15600389
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Обобщается опыт взаимодействия в рамках социального партнерства «вуз-предприятие» на примере предприятий Республики Татарстан. Предложен универсальный алгоритм формирования механизма социального партнерства, который может быть реализован в малых городах различных регионов России.

Ключевые слова: ресурсы, человеческий капитал, региональная экономика, социальное партнерство, компетенция, нормирование, управление предприятиями региона



В существующей теории и практике регионального управления социальное партнерство трактуется неоднозначно. В ряде случаев под ним понимается специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и иными структурами. В других случаях – механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями.

В третьих – особый тип социально-трудовых отношений в рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей баланс и реализацию их основных интересов.

Механизм реализации социального партнерства представляет собой согласованный порядок взаимодействия сторон в процессе обсуждения, принятия и осуществления намеченных мероприятий, а также взаимосвязь между его уровнями [2].

Под социальным партнерством будем понимать рационально организованную на взаимовыгодных условиях модель взаимодействия производственных предприятий и вузов (ссузов) для развития региона. Основными критериями в данном случае являются улучшение управления нормированием и трудоустройство выпускников учебных заведений малых городов республики на градообразующие предприятия, которая будет рассмотрена в рамках накопленного опыта партнерства в процессе подготовки специалистов в сфере нормирования.

Управление нормированием как основа развития производства в малых городах Одним из перспективных направлений формирования системы управления нормированием на производственном предприятии является подготовка специалистов завтрашнего дня, владеющих не только экономическими, техническими знаниями, но и обученными осуществлять нормирование с учетом современных технологий производства, техники и влияния рыночных факто-ров [1].

Проблема несовершенства организации нормирования ресурсов присуща большинству промышленных предприятий России, что приводит к образованию ситуации хронического дефицита либо излишков материальных ресурсов вследствие нерационального нормирования, а значит, формированию дефицита финансовых ресурсов, а также несбалансированности структуры трудовых ресурсов предприятия. На сегодняшний день данная тенденция сохраняется, что обусловливает рост спроса на специалистов, обладающих не только техническими или экономическими знаниями, но и навыками работы на конкретном производстве, а также смежными компетенциями, в том числе в сфере нормирования и рационального использования ресурсов предприятия [3].

Указанная проблема особенно актуальна для развития малых городов России, сохранение положительной поступательной динамики которых зачастую зависит от уровня привлекательности расположенных в них производственных предприятий и формирования на их базе «точек роста».

Одним из направлений ее решения является совершенствование управленческих процессов промышленных предприятий на основе управления нормированием в целях создания устойчивой основы развития данной категории предприятий, что предполагает реализацию следующих этапов в рамках социального партнерства:

Этап 1. Разработка приложений к действующим нормативным документам по определению потребности в материальных и трудовых ресурсах для изготовления промышленной продукции в современных условиях, осуществляемая в рамках социального партнерства предприятий и учебных заведений профессионального образования с привлечением к данному процессу учащихся старших курсов.

Этап 2. Формирование устойчивой основы обеспечения предприятий квалифицированными кадрами в сфере нормирования, предполагающей привлечение профессорско-преподавательского состава на предприятия для решения совместных задач; интеграцию дисциплин, формирующих компетенции в сфере нормирования, задействование специалистов технического, экономического и управленческого профиля, в том числе в формате дополнительных образовательных программ.

Этап 3. Отбор персонала с использованием блока оценки в области организации и реализации нормирования, понимание сущности которого является основой системы стимулирования на промышленном предприятии.

Указанный алгоритм был реализован в рамках организации социального партнерства филиала КГТУ им. А.Н.Туполева в г. Зеленодольске РТ и расположенных там же промышленных предприятий. О целесообразности его применения свидетельствует ежегодный заказ градообразующих предприятий на подготовку инженеров-технологов, экономистов-менеджеров и инженеров программистов (рис 1).

Рис. 1. Динамика целевого приема в разрезе промышленных предприятий

Прибыль в контексте социального партнерства: неизбежность роста

Эффективность социального партнерства подтверждается тем фактом, что, по оценкам промышленных предприятий г. Зеленодольска, соотношение затрат на целевое обучение студентов и обеспечиваемых ими финансовых результатов в части создания продукции предприятия и сокращения затрат на ее производство при сохранении объемов составляет 1:2,5.

Прогноз динамики прибыли от продаж и темпов роста рентабельности продукции ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» по фактору воздействия социального партнерства, по строенный на основе применения метода экстраполяции отраженных на рис. 1 тенденций, представлен в табл. 1.

Таблица 1

Динамика прибыли от продаж и темпов роста рентабельностипродукции ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького»по фактору воздействия социального партнерства на 2011-2015 гг. (прогноз)

Показатель2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
Прибыль от продаж, тыс. руб.2 6122651,272704,302758,382868,72
Базисный темп роста рентабельности, %102103,53105,08106,66108,26

Выводы

Данный опыт может быть применен и в других малых городах, где имеется тесная взаимосвязь предприятий и учебных заведений профессионального образования, развит феномен формирования династий на предприятии (в основном студенты имели направление от предприятий, учитывая фактор многолетней и качественной работы родителей, их профессиональной компетенции, участия в работе предприятия), что обуславливает целесообразность построения и реализации такого алгоритма социального партнерства, и оно возможно при наличии аналогичных факторов взаимодействия «вуз-предприятие».


Источники:

1.Приказ Минэкономразвития России от 17 июня 2002 года №170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов РФ». – М., 2002.
2. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? [Текст]. – М.: НИСП, 2005.
3. http://www.e-college.ru [Электронный ресурс].

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:19