Формирование социального партнерства предприятие-вуз в малых городах региона
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (51), Март 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15600389
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Обобщается опыт взаимодействия в рамках социального партнерства «вуз-предприятие» на примере предприятий Республики Татарстан. Предложен универсальный алгоритм формирования механизма социального партнерства, который может быть реализован в малых городах различных регионов России.
Ключевые слова: ресурсы, человеческий капитал, региональная экономика, социальное партнерство, компетенция, нормирование, управление предприятиями региона
В существующей теории и практике регионального управления социальное партнерство трактуется неоднозначно. В ряде случаев под ним понимается специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и иными структурами. В других случаях – механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями.
В третьих – особый тип социально-трудовых отношений в рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей баланс и реализацию их основных интересов.
Механизм реализации социального партнерства представляет собой согласованный порядок взаимодействия сторон в процессе обсуждения, принятия и осуществления намеченных мероприятий, а также взаимосвязь между его уровнями [2].
Под социальным партнерством будем понимать рационально организованную на взаимовыгодных условиях модель взаимодействия производственных предприятий и вузов (ссузов) для развития региона. Основными критериями в данном случае являются улучшение управления нормированием и трудоустройство выпускников учебных заведений малых городов республики на градообразующие предприятия, которая будет рассмотрена в рамках накопленного опыта партнерства в процессе подготовки специалистов в сфере нормирования.
Управление нормированием как основа развития производства в малых городах Одним из перспективных направлений формирования системы управления нормированием на производственном предприятии является подготовка специалистов завтрашнего дня, владеющих не только экономическими, техническими знаниями, но и обученными осуществлять нормирование с учетом современных технологий производства, техники и влияния рыночных факто-ров [1].
Проблема несовершенства организации нормирования ресурсов присуща большинству промышленных предприятий России, что приводит к образованию ситуации хронического дефицита либо излишков материальных ресурсов вследствие нерационального нормирования, а значит, формированию дефицита финансовых ресурсов, а также несбалансированности структуры трудовых ресурсов предприятия. На сегодняшний день данная тенденция сохраняется, что обусловливает рост спроса на специалистов, обладающих не только техническими или экономическими знаниями, но и навыками работы на конкретном производстве, а также смежными компетенциями, в том числе в сфере нормирования и рационального использования ресурсов предприятия [3].
Указанная проблема особенно актуальна для развития малых городов России, сохранение положительной поступательной динамики которых зачастую зависит от уровня привлекательности расположенных в них производственных предприятий и формирования на их базе «точек роста».
Одним из направлений ее решения является совершенствование управленческих процессов промышленных предприятий на основе управления нормированием в целях создания устойчивой основы развития данной категории предприятий, что предполагает реализацию следующих этапов в рамках социального партнерства:
Этап 1. Разработка приложений к действующим нормативным документам по определению потребности в материальных и трудовых ресурсах для изготовления промышленной продукции в современных условиях, осуществляемая в рамках социального партнерства предприятий и учебных заведений профессионального образования с привлечением к данному процессу учащихся старших курсов.
Этап 2. Формирование устойчивой основы обеспечения предприятий квалифицированными кадрами в сфере нормирования, предполагающей привлечение профессорско-преподавательского состава на предприятия для решения совместных задач; интеграцию дисциплин, формирующих компетенции в сфере нормирования, задействование специалистов технического, экономического и управленческого профиля, в том числе в формате дополнительных образовательных программ.
Этап 3. Отбор персонала с использованием блока оценки в области организации и реализации нормирования, понимание сущности которого является основой системы стимулирования на промышленном предприятии.
Указанный алгоритм был реализован в рамках организации социального партнерства филиала КГТУ им. А.Н.Туполева в г. Зеленодольске РТ и расположенных там же промышленных предприятий. О целесообразности его применения свидетельствует ежегодный заказ градообразующих предприятий на подготовку инженеров-технологов, экономистов-менеджеров и инженеров программистов (рис 1).
Рис. 1. Динамика целевого приема в разрезе промышленных предприятий
Прибыль в контексте социального партнерства: неизбежность роста
Эффективность социального партнерства подтверждается тем фактом, что, по оценкам промышленных предприятий г. Зеленодольска, соотношение затрат на целевое обучение студентов и обеспечиваемых ими финансовых результатов в части создания продукции предприятия и сокращения затрат на ее производство при сохранении объемов составляет 1:2,5.
Прогноз динамики прибыли от продаж и темпов роста рентабельности продукции ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» по фактору воздействия социального партнерства, по строенный на основе применения метода экстраполяции отраженных на рис. 1 тенденций, представлен в табл. 1.
Таблица 1
Динамика прибыли от продаж и темпов роста рентабельностипродукции ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького»по фактору воздействия социального партнерства на 2011-2015 гг. (прогноз)
Показатель | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 2 612 | 2651,27 | 2704,30 | 2758,38 | 2868,72 |
Базисный темп роста рентабельности, % | 102 | 103,53 | 105,08 | 106,66 | 108,26 |
Выводы
Данный опыт может быть применен и в других малых городах, где имеется тесная взаимосвязь предприятий и учебных заведений профессионального образования, развит феномен формирования династий на предприятии (в основном студенты имели направление от предприятий, учитывая фактор многолетней и качественной работы родителей, их профессиональной компетенции, участия в работе предприятия), что обуславливает целесообразность построения и реализации такого алгоритма социального партнерства, и оно возможно при наличии аналогичных факторов взаимодействия «вуз-предприятие».
Источники:
2. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? [Текст]. – М.: НИСП, 2005.
3. http://www.e-college.ru [Электронный ресурс].
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:19