Современное регулирование законодательства в области охраны труда

Самарская Н.А.1, Ильин С.М.1
1 Уральский межрегиональный филиал ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика труда
Том 7, Номер 10 (Октябрь 2020)

Цитировать:
Самарская Н.А., Ильин С.М. Современное регулирование законодательства в области охраны труда // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 10. – С. 887-898. – doi: 10.18334/et.7.10.110885.

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования, подтверждающие необходимость регулирования законодательной базы в области охраны труда при применении механизма «регуляторной гильотины». Цель исследования заключается в разработке научно-методических рекомендаций по актуализации обязательных требований охраны труда, изложенных в Правилах по охране труда путем проведения сравнительного анализа нормативно-правовых актов в области безопасности и гигиены труда с целью выявления в них дублирующих требований. Определена невозможность корректного нормативного регулирования при наличии дублирующих обязательных требований, противоречащих между нормативными правовыми актами разных юридических институтов, имеющих избыточные контролирующие функции надзорных органов. По итогам исследования сформулированы рекомендации по оптимизации и приведению в соответствие с действующим законодательством государственных нормативных требований в области охраны труда и санитарного законодательства

Ключевые слова: регулирование законодательства, нормативно-правовая база, охрана труда, безопасность труда, правила по охране труда, санитарно-гигиенические нормативы, «регуляторная гильотина», государственный надзор и контроль, дублирующие нормативные требования

JEL-классификация: J81, J83, J28



Введение

Основополагающим направлением государственной политики в области охраны труда в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации [1, 2] является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Нарушение работниками и работодателями норм охраны труда неизбежно приводит к снижению производительности труда, росту производственных травм и профессиональных заболеваний. Таким образом, концептуальный подход к современному регулированию законодательства в области охраны труда состоит в профилактике и предупреждении несчастных случаев на производстве и возникновения профессиональных заболеваний, а также в устранении дублирующих функций надзорных органов в данной сфере деятельности [23, 24, 25] (Kuznetsova, 2018; Kuznetsova, 2018; Samarskaya, 2017).

Россия с недавнего времени вступила в период инвентаризации и актуализации нормативных требований в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», который впоследствии повлечет за собой реформирование всей системы контрольно-надзорной деятельности. Грядущие обновления затронут почти все виды надзора, в том числе в области трудового законодательства, промышленной безопасности и санитарного надзора.

Начиная с 1 января 2021 года, заработает новая система контрольно-надзорного законодательства, в связи с чем президент Владимир Путин подписал два ключевых закона: о государственном и муниципальном контроле и об обязательных требованиях в Российской Федерации, которые вступят в силу с 1 ноября 2020 года.

Закон о государственном и муниципальном контроле (Федеральный закон от 31. 07. 2020 г. № 248-ФЗ) [3] устанавливает базовые требования механизма «регуляторной гильотины». Реализация этого закона позволит пересмотреть всю нормативно-правовую базу и исключить избыточные, необоснованные и изжившие себя нормативные требования, тем самым перевести контрольно-надзирательную деятельность из карающего режима в упреждающий. Так, закон устанавливает принципы определения минимально необходимого количества проверок в зависимости от категории риска, к которой отнесена деятельность предприятия по каждому виду надзора.

Закон об обязательных требованиях в Российской Федерации (Федеральный закон от 31. 07. 2020 г. № 247-ФЗ) [4] запускает процесс постоянной работы с обязательными требованиями, которые должны соблюдать все подпадающие под государственный и муниципальный контроль и надзор. Вместе с тем, закон позволит запустить механизм исключения изживших себя и избыточных правовых норм и предоставит возможность законодателям определить набор правил, по которым будут разрабатываться, актуализироваться и отбираться обязательные требования, соблюдение которых будет подвергаться проверке в рамках государственного и муниципального контроля и надзора, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации и иных форм оценки и экспертизы.

Таким образом, необходимость непрерывного совершенствования и регулирования законодательства Российской Федерации в области охраны труда определяет проблематику, специфику, направленность и актуальность настоящего исследования.

Целью исследования является обоснование предложений по актуализации обязательных нормативных требований в области охраны труда и регулирования нормативно-правовой базы в процессе применения механизма «регуляторной гильотины».

Научная новизна исследования заключается в разработке практических рекомендаций по актуализации нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования в области охраны труда, способствующих регулированию современного законодательства Российской Федерации относительно безопасности и гигиены труда.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и результатов анализа нормативного обеспечения в области охраны труда при внесении изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты РФ.

Предпосылки реформирования нормативно-правовой базы в области охраны труда

Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и уполномоченных работников представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года Правительство Российской Федерации должно внедрять программы замещения рабочих мест с вредными условиями труда, обеспечивая разработку и планомерное осуществление мероприятий («дорожной карты») на период до 2020 года, направленных на улучшение условий труда на рабочих местах, организацию безопасного труда, сокращение производственного травматизма и уровня профессиональной заболеваемости с целью сохранения жизни и здоровья людей при осуществлении ими трудовой деятельности [5, 21] (Baranov, Kosinova, 2018).

Одной из основных проблем существующего нормативного обеспечения в области охраны труда является дублирование требований о нормировании опасных и вредных производственных факторов в подавляющем числе нормативно-правовых актах, в том числе и в санитарных правилах и нормативах (например, по параметрам микроклимата, по шуму и вибрации). Также следует добавить отсутствие системного подхода к формированию Правил по охране труда, в результате чего наблюдается тенденция разработки и ввода в действие Правил по охране труда как для отдельных видов работ, так и для отдельных видов экономической деятельности, в результате чего для некоторых видов экономической деятельности выпущено несколько правил по охране труда, а другие виды экономической деятельности до настоящего времени пользуются устаревшими отраслевыми стандартами безопасности труда. В связи с этим возникла необходимость реформирования существующей системы нормативно-правового регулирования в области условий и охраны труда. Изменение норм правового регулирования по вопросам охраны труда требует гармонизации с регулирующими аналогичные вопросы нормами других отраслей законодательства, исключения дублирования и обеспечения идентичности подходов в правовом регулировании условий для человека при осуществлении им трудовой деятельности [22, 25] (Grafkina, Sviridova, Glavatskaya, 2020).

Государственное регулирование в сфере охраны труда на сегодняшний день обеспечивается международными актами, Трудовым кодексом Российской Федерации и 1091 нормативно-правовым актом в сфере охраны труда. В число этих действующих документов входят:

1) нормативно-правовые акты, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации (25 документов);

2) правила по охране труда (113 документов);

3) типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ (64 документа);

4) типовые инструкции по охране труда (725 документов);

5) акты, регламентирующие гарантии и компенсации за вредные условия труда (102 документа);

6) методические рекомендации и иные нормативно-правовые акты (62 документа).

На сегодняшний день новая перспективная модель нормативного регулирования в сфере охраны труда ставит перед собой две основные цели: снижение травматизма и сохранение здоровья работников и снижение регулирующей нагрузки на работодателя.

Таким образом, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации определяет перед собой следующие задачи:

1) совершенствование требований охраны труда с учетом современного уровня технологического развития;

2) внедрение риск-ориентированного подхода с прицелом надзорных и контрольных мероприятий конкретно на организации с высоким риском травматизма;

3) устранение дублирований в нормативно-правовых актах Минтруда, Ростехнадзора и Роспортебнадзора.

До 1 января 2021 года Правительство Российской Федерации должно провести масштабную работу по пересмотру законодательной базы и отмене нормативно-правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Для этой цели используется механизм «регуляторной гильотины», который заключается в пересмотре и упрощении устаревших нормативных правовых актов.

На сегодняшний день «регуляторная гильотина» является одним из направлений проекта «улучшения условий ведения предпринимательской деятельности», которое предусматривает масштабную работу с действующим законодательством, включая его анализ, признание недействующими нормативно-правовых актов, не соответствующих современным реалиям. В соответствии с Паспортом национального проекта, срок реализации данной задачи установлен 31 декабря 2024 год [11, 19].

Необходимо отметить, что реформирование нормативных актов и иных правил должно происходить в совокупности с современными инновационными технологиями, направленными на повышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления [16] (Didikin, 2019).

Таким образом, основная задача «регуляторной гильотины» заключается в создании в сферах регулирования новой системы понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, а также снятии избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности [13, 14] (Aleksandrov, 2019; Baranov, 2020).

В результате реализации механизма «регуляторной гильотины» не только сократится перечень обязательных к исполнению нормативных требований, но и значительно упростится их применение. Так, например, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации планирует сократить количество нормативных актов в сфере охраны труда на 93 %, и вместо 1091 нормативно-правового акта будет применяться всего 73. Что касается Правил по охране труда, то вместо 113 документов будут действовать всего 48, причем, без изменений сохранятся те из них, которые были приняты в 2012–2019 гг. В частности, прекратят свое действие 39 Правил по охране труда [6, 19].

Что касается совокупности санитарных правил и норм, а также гигиенических нормативов, то в настоящее время особое внимание уделено пересмотру санитарных правил и норм по вопросам установления требований к условиям труда и гигиеническим факторам рабочей среды и трудового процесса с целью устранения существующего дублирования требований и их разграничений со сферами действия законодательства о техническом регулировании и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Следует отметить, что в настоящее время нормативно-правовая политика в области санитарного законодательства является одной из наиболее избыточно регулируемых сфер общественно-политического воздействия. Так, в системе государственного санитарно-эпидемиологического нормирования действуют 424 документа санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов [18, 19] (Martynov, 2019).

В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» к 1 января 2021 года Роспотребнадзор планирует сократить существующее количество нормативно-правовых актов до 10, содержащих санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы. Их будут дополнять методические рекомендации и иллюстрированные пособия. На данный момент активно ведется работа по актуализации санитарных правил по разделу «Гигиена», который включает в себя непосредственно раздел «Условия труда и производственные процессы». Также осуществляется оптимизация огромного массива документов (более 300), созданы проекты 8 санитарных правил [7, 8, 19].

К 2025 году предстоит актуализировать и систематизировать обязательные требования по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и по всем видам контроля и надзора. В целом деятельность контрольно-надзорных органов должна быть переориентирована на предупреждение и профилактику нарушений, а также исключение избыточных или устаревших требований [9]. Следовательно, целью применяемого механизма «регуляторной гильотины» является формирование современной, адекватной требованиям времени и технологического развития эффективной системы регулирования в области безопасности и гигиены труда, основанной на выявлении наиболее значимых общественных рисков и их снижении до приемлемого уровня, которые в наибольшей степени влияют на предотвращение негативных последствий реализации этих рисков [14, 17] (Baranov, 2020; Kozlova, 2019).

Необходимо отметить, что «регуляторная гильотина» затронет не все сферы предпринимательской деятельности, а лишь отдельные направления, в число которых входит санитарно-эпидемиологический надзор [12]. Таким образом, в рамках реализации научно-исследовательской работы, по поручению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, специалистами Уральского межрегионального филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России, проведена масштабная работа по анализу нормативного обеспечения в области санитарного законодательства и в области охраны труда с целью сопоставления и выявления дублирующих норм и требований.

В ходе проведения исследования было выявлено, что государственные нормативные требования безопасности, содержащиеся в Правилах по охране труда, имеют дублирующие положения с нормами и правилами санитарного законодательства.

По результатам проведенного анализа и выявления дублирующих норм и требований в выбранных нормативно-правовых актах в исследовании сформированы предложения по оптимизации государственных нормативных требований в области безопасности и гигиены труда. Так, в процессе актуализации Правил по охране труда необходимо учитывать, что данные нормативно-правовые акты не должны:

- противоречить действующему Трудовому кодексу Российской Федерации, в том числе с учетом возможных планируемых (известных) изменений;

- пересекаться (конфликтовать или повторяться) с требованиями иных действующих нормативных правовых актов по охране труда.

Рекомендации по модернизации законодательства в области охраны труда

В настоящее время вопросы условий и безопасности труда фактически являются предметом регулирования и контроля трех отраслей законодательства: трудового (вопросы охраны труда), санитарно-эпидемиологического (требования к условиям труда (работы) с точки зрения санитарно-эпидемиологического благополучия человека), законодательства о промышленной безопасности (безопасное ведение работ), а также находят свое отражение в правозащитной деятельности профессиональных союзов (контрольные полномочия в сфере охраны труда). Подходы к охране труда, принятые в указанных выше отраслях законодательства, недостаточно согласованы, по ряду вопросов противоречат и дублируют друг друга, что в результате приводит к излишней нагрузке на бизнес. Так, все нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в области охраны труда, разрабатываются и утверждаются сразу несколькими ведомствами: Минтрудом России, Минздравом России, Ростехнадзором (в части опасных производственных объектов), Роспотребнадзором (в части производственного контроля) [15, 18, 20] (Batyrova, 2018).

В связи с вышеизложенными положениями для бесконфликтного сопряжения требований разрабатываемых Правил по охране труда с другими нормативными правовыми актами одного уровня иерархии, содержащими правовые требования безопасности, целесообразно предложить следующее:

1) ссылки на другие нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, требования гигиены труда и производственной санитарии, включать только в самых необходимых случаях;

2) при невозможности избежать пересечения требований с другими нормативно-правовыми актами обеспечить идентификацию и отслеживание этих требований до утверждения нормативно-правового акта;

3) составить перечень конфликтов с действующими нормативно-правовыми актами и направить их в Минтруд России с обоснованием для рассмотрения и учета.

Предложения по устранению дублирующих обязательных требований в сфере обеспечения безопасных условий труда целесообразно представить в виде подходов, предусматривающих установление требований и критериев безопасности и безвредности гигиенических нормативов на рабочих местах:

1) в рамках разграничения нормотворческих полномочий между Минтрудом и Роспотребнадзором целесообразно проводить взаимное согласование федеральных норм и правил с Минтрудом России и Роспотребнадзором на предмет подтверждения отсутствия дублирования государственных нормативных требований охраны труда и гигиены труда (ПОТ и СанПиН);

2) на официальных сайтах Роструда и Роспотребнадзора целесообразно установить специальный раздел, который бы позволял заинтересованным организациям и специалистам в постоянном режиме вносить предложения по выявлению и устранению дублирующих требований Правил по охране труда и санитарно-эпидемиологических норм и правил, а также фиксировать предложения по корректировке требований и актуализации Правил по охране труда в части производственной санитарии и гигиены труда;

2) Правила по охране труда и Санитарно-эпидемиологические нормы и правила, в которых выявлены дублирующие требования, целесообразно пересмотреть и актуализировать с учетом переноса требований производственной санитарии и гигиены труда, содержащихся в СанПиН, в Правила по охране труда, сформировав в них дополнительную главу с подзаголовком «Санитарно-гигиенические требования к рабочему месту» и определить в ней необходимые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к оснащению рабочего места (освещение, микроклимат, вентиляция и кондиционирование, уровень шума и вибрации, уровень электромагнитных излучений, а также организационные вопросы: режим труда и отдыха, наличие постов с медицинскими аптечками, питьевой режим, оборудование комнат по приему пищи, отдыха и психологической реабилитации);

4) разграничить требования санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиенических норм и правил, касающиеся гигиены труда (перенести в Правила по охране труда) и норм санитарно-эпидемиологического и санитарно-гигиенического характера для потребителей продукции и организаций, производящих продукцию (оказывающих услуги).

С учетом вышеизложенного для устранения противоречий в области охраны труда необходимо четко разграничить компетенции Роструда и Роспотребнадзора, сфера надзорной деятельности которых носит дублирующий характер.

Заключение

Проведенное научное исследование позволяет расширить теоретические представления о нормативном обеспечении и правовом регулировании в сфере безопасности и гигиены труда, а также обосновать необходимость реформирования государственных нормативных требований в области охраны труда в условиях реализации механизма «регуляторной гильотины». Полученные в ходе исследования положения, выводы и рекомендации могут служить теоретической базой для совершенствования государственной политики в сфере охраны труда на федеральном уровне.

В работе был проведен комплексный анализ Правил по охране труда, зарегистрированных в Минюсте России и опубликованных в установленном порядке, в которых существует вероятность нормативного регулирования вопросов производственной санитарии и гигиены труда, то есть возможное дублирование.

Таким образом, авторами исследования предлагается установить, что Правила по охране труда являются основополагающим документом, регламентирующим требования безопасности и гигиены труда, и выступают инструментом государственного регулирования трудовых отношений между работодателем и работником. Так, работодатель должен обеспечить установление и соблюдение требований безопасности труда, которые включают в себя в том числе и санитарно-гигиенические требования. В связи с этим каждое требование Правил по охране труда, изложенное в виде правовой нормы, должно быть четко сформулировано с учетом возможной ответственности за его нарушение и не должно противоречить, пересекаться или повторяться с соответствующими исходными требованиями нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

В ходе выполнения работы были применены научные методы теоретического исследования, общелогические методы и приемы познания: анализ, синтез, аналогия, обобщение, системный подход для достижения научно обоснованного подхода к пересмотру и переосмыслению требований и норм с учетом современных реалий.

Работа имеет прикладное значение, в результате которой сформированы предложения об устранении дублирования требований санитарных норм и правил в Правилах по охране труда в отношении гигиены труда и производственной санитарии.

Новое регулирование трудовых отношений в сфере охраны труда позволит усилить профилактические и предупредительные меры в отношении безопасного труда работников, сохранить жизнь и здоровье работников, устранить устаревшие и дублирующие нормы, а также обеспечит снижение регулирующей нагрузки на сферу охраны труда.


Источники:

1. Конституция Российской Федерации. [Электрон. ресурс]. Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 07.07.2020).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 24.04.2020). [Электрон. ресурс]. Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 07.07.2020).
3. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». [Электрон. ресурс]. Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/(дата обращения: 26.08.2020).
4. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». [Электрон. ресурс]. Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358670/(дата обращения: 26.08.2020).
5. Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. [Электрон. ресурс]. Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 07.07.2020).
6. Количество нормативных актов по охране труда сократится на 93,3%. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ohranatruda.ru/news/898/588162/ (дата обращения: 01.06.2020).
7. Роспотребнадзор актуализирует санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=12630 (дата обращения: 06.04.2020).
8. Роспотребнадзор к 2021 году в 40 раз сократит количество санитарных норм и правил. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4088035 (дата обращения: 23.06.2020).
9. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/projects/selection/655/25930/ (дата обращения: 23.06.2020).
10. Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1837-р от 28.08.2017 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.03.2018 г. № 481-р. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/search/index (дата обращения: 06.04.2020).
11. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (дата обращения: 25.08.2020).
12. Механизм «регуляторной гильотины». Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/mehanizm_regulyatornoy_gilotiny/ (дата обращения: 15.05.2020).
13. Александров О.В. «Регуляторные гильотины»: международный опыт устранения препятствий для бизнеса и инвестирования // Торговая политика. – 2019. – № 1(17). С.107-119.
14. Баранов П.П. Совершенствование современной регуляторной политики России: общетеоретические и практические аспекты // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2020. – № 1. С.50-58.
15. Батырова Л.Р. Правовые основы охраны и безопасности труда на российских предприятиях // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». – 2018. – № 5(21). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.alley-scince.ru (дата обращения: 10.07.2020).
16. Дидикин А.Б. «Регуляторная гильотина» в механизме взаимодействия российского государства и общества // Академик. – 2019. – № 2.
17. Козлова Н.В. Развитие института оценки регулирующего воздействия: введение механизма «регуляторной гильотины» // Академик. – 2019. – № 2. С.16-19.
18. Мартынов А.В. Перспективы применения механизма «регуляторной гильотины» при реформировании контрольно-надзорной деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2019. – № 5. С.143-165.
19. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://government.ru (дата обращения: 01.06.2020).
20. Регуляторная гильотина: как проходит надзорная реформа. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://pravo.ru/1f/story/211528 (дата обращения: 01.06.2020).
21. Баранов Ю.В., Косинова Н.В. Оценка состояния социально-трудовых отношений в сфере охраны труда – путь к их развитию // Экономика труда. – 2018. – Том 5. – № 2. – с. 503-512.
22. Графкина М.В., Свиридова Е.Ю., Главацкая И. Влияние таксономии видов экономической деятельности на управление охраной труда // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 1. – с. 69-67.
23. Кузнецова Е.А. Результаты исследования факторов, содействующих повышению безопасности на предприятии // Экономика труда. – 2018. – Том 5. – № 1. – с. 115-130.
24. Кузнецова Е.А. «Нулевой травматизм»: история и современность // Экономика труда. – 2018. – Том 5. – № 2. – с. 521-540.
25. Самарская Н.А. Состояние условий и охраны труда в современной России // Экономика труда. – 2017. – Том 4. – № 3. – С. 209-222

Страница обновлена: 30.10.2020 в 13:28:34