Сравнительный анализ законодательства и экономической ситуации в странах ЕАЭС для создания аффилированной компании (на примере Армении, Киргизии и Казахстана)

Колесов О.О., Петренко Е.С.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать:
Колесов О.О., Петренко Е.С. Сравнительный анализ законодательства и экономической ситуации в странах ЕАЭС для создания аффилированной компании (на примере Армении, Киргизии и Казахстана) // Экономика Центральной Азии. – 2023. – Том 7. – № 2. – С. 97-116. – doi: 10.18334/asia.7.2.118421.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54385271

Аннотация:
Авторами статьи проведем сравнительный анализ законодательства и экономической ситуации для создания компании аффилированного типа в трех странах ЕАЭС – Армении, Киргизии и Казахстане. Рассмотрены особенности использования категории «аффилированность» в законодательстве постсоветских стран. Сделан вывод о том, что различия в использовании этой категории сопряжены с отсутствием специализированного правового регулирования отношений между взаимосвязанными юридическими лицами. На примере Армении, Киргизии и Казахстана проведен анализ факторов, оказывающих влияние на процесс выбора государств для создания аффилированной компании.

Ключевые слова: аффилированность, аффилированная компания, аффилированное лицо, валовой внутренний продукт, Евразийский экономический союз

JEL-классификация: F15, F62, K15, M21



ВВЕДЕНИЕ

Значимость изучения вопроса, касающегося аффилированности юридических лиц, сопряжена с отсутствием комплексного механизма правового характера, позволяющего гарантированно разрешить конфликт интересов между аффилированными компаниями. На сегодняшний день в российском законодательстве отсутствуют четко сформулированные положения, касающиеся понятия аффилированности юридических лиц. В некоторых законодательных актах содержатся лишь отдельные и самостоятельные понятия (например, в Гражданском кодексе Российской Федерации используется понятие «аффилированность», в Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ – понятие «аффилированное лицо», а в Налоговом кодексе – понятие «взаимозависимое лицо»). В этой связи изучение вопросов, регулирующих отношения со связанными лицами, нуждается в особом внимании [1, c. 83–88] (Tychinin, Skopenko, 2019, р. 83–88).

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы на основе сравнительного анализа законодательства и экономической ситуации для создания компании аффилированного типа в трех странах ЕАЭС – Армении, Киргизии и Казахстане – выявить факторы, оказывающие влияние на процесс выбора государств для создания аффилированной компании.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В юридической сфере понятие «аффилированность» обычно относится к любому физическому или юридическому лицу, способному к оказанию воздействия на хозяйственную деятельность другого (юридического или физического) лица. Происхождение понятия исходит из латинского языка, обозначая слово «сын», позже возникло слово «аффилировать», в более поздних английских версиях получившее перевод как «связь» или «соединение». Таким образом, происхождение рассматриваемого термина происходит от английского глагола “affiliate”, при прямом переводе на русский язык обозначающего «принимать в члены» или «усыновлять» (или «вербовать»). Другими словами, аффилированность – это отношения совместной деятельности, поддержки и взаимозависимости между двумя или более субъектами.

В зарубежной юридической практике термин «аффилированное лицо» означает дочернее, то есть вторичное или подчиненное общество. В связи с этим Е.А. Суханов изучил зарубежную практику по праву отношений и пришел к выводу, что невозможно полностью раскрыть правовой статус предприятия без учета его устойчивых взаимосвязей с другими полноправными участниками имущественного оборота [2, с. 47] (Sukhanov, 2017, р. 47). В российском законодательстве данное понятие рассматривается в двух аспектах, под его признаки подпадают как аффилированные, так и связанные лица. Отношения между ними являются своего рода взаимосвязью, но на практике один из субъектов всегда важнее другого.

Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948–1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [3] и статья 53.2 Гражданского кодекса Российской Федерации [4] определяют следующий состав аффилированных по отношению к юридическому лицу лиц:

- член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член коллегиального органа управления или лицо, осуществляющее полномочия единоличного органа управления;

- любое лицо, относящееся к группе, к которой принадлежит юридическое лицо;

- лица, которым предоставлено право на распоряжение более чем 20% от совокупного числа прав голосов, закрепленных в акциях голосующего типа либо инвестициях, составляющих устав или уставный капитал соответствующего юридического лица.

- юридическое лицо, в котором юридическое лицо имеет право на распоряжение более чем 20 процентами совокупного количества прав голоса, относящихся на голосующие акции или вклады, составляющие устав или складочный капитал данного юридического лица.

Если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к аффилированным лицам также может быть отнесен совет директоров (наблюдательный совет) либо иного рода коллегиальный орган управления участника финансовой или промышленной группы, коллегиальные органы управления и лица, исполняющие полномочия единоличного органа управления участника финансово-промышленной группы.

Проведем сравнительный анализ стран для создания компании аффилированного типа – в качестве базы сравнения используем Армению, Киргизию и Казахстан.

Армения – небольшая страна с уровнем дохода выше среднего, не имеющая выхода к морю, расположенная на Южном Кавказе и граничащая с Азербайджаном, Грузией, Исламской Республикой Иран и Турцией. Армения столкнулась с трудностями при переходе к рыночной экономике, усугубившимися политической нестабильностью и закрытием границ с Азербайджаном и Турцией. Кризис в сырьевом секторе, чрезмерная зависимость от международных денежных переводов и неустойчивость государственных финансов сделали экономику уязвимой, особенно с учетом снижения инвестиций и сохраняющегося низкого уровня производительности. Обширные реформы обеспечили стабильный и неустойчивый рост валового внутреннего продукта (ВВП) по мере выхода страны из тяжелой рецессии после обретения независимости и мирового финансового кризиса. Реформы набирают обороты в таких областях, как туризм и услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако инновации будут обладать принципиальным значением для поиска путей устойчивого роста, расширяющих и максимально использующих широкомасштабные возможности, в частности, для дальнейшей экономической интеграции с Европейским союзом (ЕС) и странами бывшего Советского Союза [5].

В 2021 году произошел незначительный рост валового внутреннего продукта Армении до уровня 13,86 млрд долл. США (в текущих ценах) вместо 12,64 млрд долл. США в 2020 году (изменение составило + 1,22 млрд долларов США (+9,65%)). Полученная в 2021 году текущая величина валового внутреннего продукта выступает в качестве абсолютного максимального значения для Армении за всю историю наблюдения (самое низкое значение ВВП для Армении было достигнуто в 1993 году – 1,2 млрд долл. США) (рис. 1 (абсолютное значение), рис. 2 (процентное изменение по отношению к прошлому периоду)).

Рисунок 1. Динамика объема ВВП Армении по годам

Источник: [6].

Рисунок 2. Динамика изменения валового внутреннего продукта Армении по годам

Источник: [6].

Широкое использование категории аффилированности в законодательстве постсоветских стран сопряжено с отсутствием специализированного правового регулирования отношений между взаимосвязанными юридическими лицами (не только на уровне материнского и дочернего). В практическом плане это привело к образованию цепочек юридических лиц, связанных несколькими уровнями «родства», что привело к тому, что законодатель стал применять к ним категорию аффилированности [7]. Вместе с тем в процессе анализа законодательной базы Республики Армения не было выявлено использование термина «аффилированность».

К числу преимуществ создания компании в Республике Армения относятся:

во-первых, ускоренное оформление (например, регистрация компании в формате индивидуального предпринимателя занимает до 15 минут);

во-вторых, готовность армянских кредитных организаций к сотрудничеству с российскими предпринимателями;

в-третьих, предоставление удобного стартового пакета для релокантов из стран СНГ, включающего различного рода консультационные услуги и вебинары;

в-четвертых, стабильность национальной армянской валюты по сравнению с российским рублем.

К числу недостатков могут быть отнесены следующие моменты:

во-первых, отсутствие эффективно функционирующих приложений и сервисов кредитных организаций – для оперативного решения вопроса необходимо личное посещение банка;

во-вторых, сложность с подбором подходящего жилья при релокации в Республику Армения;

в-третьих, неустойчивый политический климат и опасность военного конфликта в Арцахе (Нагорный Карабах) [8].

После сильнейшего за последние два десятилетия спада рост реального валового внутреннего продукта Казахстана восстановился в третьем квартале 2020 года и продолжился в первом квартале 2021 года – так, реальный валовой внутренний продукт в первом квартале 2021 года незначительно возрос на 1,9% с учетом сезонных колебаний по сравнению с четвертым кварталом прошлого года. Кроме того, в первом квартале 2021 года добыча нефти в Казахстане выросла на 6% с рекордно низкого уровня в третьем квартале прошлого года на фоне ослабления квот на добычу нефти ОПЕК+ и продолжающегося восстановления мирового спроса. Краткосрочные экономические показатели также свидетельствуют о некотором улучшении внутренней экономической активности, в том числе в секторе услуг. Несмотря на улучшение экономической активности, реальный валовой внутренний продукт в первом квартале 2021 года был на 1,5% ниже, чем в первом квартале прошлого года. В 2021 году валовой внутренний продукт Казахстана, исчисленный в текущих ценах в долларах США, возрос до 197,11 млрд долл. США; в 2020 году значение того же показателя составило 171,08 млрд долл. США, то есть увеличение составило +26,03 млрд долларов США (+15,21%) по сравнению с предыдущим годом. Абсолютный максимум валового внутреннего продукта Казахстана был достигнут восемь лет назад и составил 236,63 млрд долл. США, абсолютный минимум – 16,87 млрд долл. США в 1999 году. Максимальное значение валового внутреннего продукта за последнее десятилетие составило 236,63 млрд долл. США в 2013 году, а минимальное – 13,78 млрд долл. США в 2016 году. Динамика валового внутреннего продукта Казахстана представлена на рисунках 3 и 4.

Рисунок 3. Динамика объема валового внутреннего продукта Казахстана по годам

Источник: [9].

В конце 2021 года валовой внутренний продукт Казахстана увеличился на 15,21%. Динамика изменения показателя с 2012 по 2021 год показывает разнонаправленные изменения, со средним темпом роста 1,28% в год. По отношению к предыдущему году ВВП Казахстана показал наибольший прирост в 2006 году (+41,80%, +23,88 млрд долл. США) и наибольшее снижение в 2016 году (-25,55%, -4,711 млрд долл. США). В абсолютном выражении наибольший рост был зафиксирован в 2011 году – 44,58 млрд долл. США, а наибольшее снижение – в 2016 году – 47,11 млрд долл. США.

Рисунок 4. Динамика изменений валового внутреннего продукта Казахстана по годам

Источник: [9].

К числу ключевых особенностей Казахстана относится тот факт, что данное государство является страной Центральной Азии, наиболее стремящейся к интеграции в мировые экономические отношения, что может быть объяснено тем фактом, что он выступает производителем более 60% валового внутреннего продукта Центральной Азии и сохраняет лидерство в Центральной Азии по темпам экономического роста. Казахстану отводится лидирующее место среди стран СНГ по объемам иностранных инвестиций на душу населения, также страна в значительной мере опережает другие постсоветские страны по критериям внутренней стабильности, адекватности правовой базы и созданию финансовой системы современного типа. Одновременно с этим он стремится к сохранению наибольшего пространства для маневров геополитического характера в рамках двусторонних и многосторонних отношений и международных организаций [9].

Термин «аффилированные сделки» не используется в казахстанском законодательстве. Наиболее близким по значению к «аффилированным сделкам» является термин «сделки с участием аффилированных лиц», который встречается в статье Закона РК «Об акционерных обществах». Статья 66 того же закона гласит, что для таких сделок требуются специальные процедуры и что несоблюдение этих процедур может привести к признанию сделки недействительной по иску заинтересованной стороны. Важно отметить, что Закон об акционерных обществах или другие законодательные акты не содержат специальных требований к таким сделкам. Таким образом, существуют значительные пробелы в правовом регулировании сделок с аффилированностью.

В соответствии с законодательством Казахстана категория аффилированности используется для определения:

1) лица, оказавшего влияние на принятие решений в обществах акционерного типа (статья 64 Закона «Об акционерных обществах», статья 12 (1) Закона «О товариществах с ограниченной ответственностью и товариществах с дополнительной ответственностью»);

2) заинтересованных лиц в сделках, в которых имеется заинтересованность (статья 71 Закона «Об акционерных обществах»);

3) независимого директора (статья 1.1.20 Закона «Об акционерных обществах»);

4) процедуры приобретения акций, составляющих не менее 30% прав голоса Компании (статья 25 Закона «О фондовых корпорациях»);

5) правил раскрытия информации Обществом (статья 79 Закона «О фондовых корпорациях»);

6) правил о предоставлении информации (статья 67 Закона об акционерных корпорациях и статья 12–2 Закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью).

Со стороны нерезидента для регистрации в Казахстане доступны товарищество с ограниченной ответственностью либо акционерное общество. Иностранными компаниями могут открываться либо собственное представительство (филиал), либо дочерняя компания – отдельное юридическое лицо в формате ТОО или АО.

Последовательность действий для регистрации компании в Казахстане выглядит следующим образом:

1. Избрание организационно-правовой формы компании.

2. Выбор наименования предприятия с опорой на ряд следующих правил:

- наименование не должно совпадать с уже существующим;

- обязательный дубляж наименования на латинице и на казахстанском языке;

- отсутствие взаимосвязи с государственными органами, а также с любой незаконной деятельностью (например, с казино).

3. Выбор местного юридического адреса с подтверждением права на его использование посредством договора аренды или договора намерения взять помещение в аренду, который нужно заранее заключить с его собственником.

4. Осуществление подготовки документации для регистрации компании в Казахстане, включая заявку на регистрацию, копии удостоверений личности учредителей, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), уведомление о начале предпринимательской деятельности, документ о месте нахождения (юридическом адресе в Казахстане), пакет учредительной документации, доверенность на юристов – в случае необходимости, квитанция об уплате регистрационного сбора, лицензионные сертификаты и разрешения, предусмотренные видом деятельности компании. Весь пакет документации должен быть переведен на казахский язык и пройти заверение у нотариуса.

5. Оформление электронной цифровой подписи (ЭЦП).

6. Регистрация в налоговой инспекции.

7. Открытие расчетного счета в банке Казахстана (в любой валюте – доллары или рубли).

Процесс регистрации юридического лица составляет 10–12 дней с момента, как был подготовлен пакет документации [10] (Rulkov, 2022).

Являясь страной с открытой экономикой, Кыргызская Республика также подвержена негативному влиянию глобальных процессов, при этом прогноз МВФ по росту экономики пересмотрен в сторону понижения с 5,6% до 2,8%. Экономическое развитие в 2022 году и в прогнозном периоде (2023–2027 гг.) основано на предположении, что действие внутренних, а также внешних факторов будет сохраняться.

Условия внешнего характера:

1) сокращение экономической активности в странах – основных торговых партнерах из-за повышенной геополитической напряженности;

2) волатильность на товарных и продовольственных рынках;

3) волатильность в условиях сырьевого, продовольственного рынка;

4) международная торговля продолжает снижаться. Продолжающееся снижение объемов международной торговли препятствует росту мировой экономики и, следовательно, восстановлению экономической активности;

5) ожидается снижение инвестиционных потоков в связи с ухудшением делового доверия, восстановление начнется не ранее 2023 года;

6) возможные новые вспышки заболеваемости COVID-19 также на постоянной основе будут оказывать влияние на деловую активность.

Факторы роста валового внутреннего продукта в среднесрочной перспективе включают:

- внутренняя стабильность социально-политического характера;

- восстановление потребительского спроса;

- усиление импортозамещения и развитие приоритетных отраслей с высоким экспортным потенциалом; реализация крупных национальных инвестиционных проектов в энергетическом и ирригационном секторах, в секторе автомобильного транспорта;

- активное использование Кыргызской Республики в качестве члена ЕАЭС и ВТО;

- создание доступа к инструментарию финансового характера (активизация работы Российско-Кыргызского Фонда развития (РКФР), открытого акционерного общества «Государственная Ипотечная Компания» (ГИК), Гарантийного фонда (ГФ), проекта «Финансирование сельского хозяйства» (ФСХ) и других);

- создание благоприятной деловой среды для предпринимательства;

- комплекс мер, направленных на вывод бизнеса из тени.

Экономический рост поддерживается денежно-кредитной политикой национальных банков, направленной на стабильность цен, что оказывает влияние на экономическую активность [11].

В 2021 году валовой внутренний продукт Кыргызстана немного увеличится и составит 8,54 млрд долл. США (в текущих ценах в долларах США); в 2020 году он составит 7,78 млрд долл. США, что на +7,6255 млн долл. США (+9,8%) больше, чем в предыдущем году. Абсолютный максимум валового внутреннего продукта Кыргызстана составил 8,87 млрд долл. США два года назад, а абсолютный минимум – 1,25 млрд долл. США в 1999 году. Максимальное значение валового внутреннего продукта за последнее десятилетие было достигнуто Кыргызстаном в 2019 году – 8,87 млрд долл. США, а минимальное – в 2012 году – 6,61 млрд долл. США (рис. 5).

Рисунок 5. Динамика объема валового внутреннего продукта Киргизии по годам

Источник: [12].

В 2021 году валовой внутренний продукт Кыргызстана незначительно увеличился на 9,8%, динамика валового внутреннего продукта с 2012 по 2021 год показывает в основном положительные изменения, со среднегодовым темпом роста 3,61%. Наибольшее относительное увеличение валового внутреннего продукта Кыргызстана в годовом исчислении произошло в 2008 году (+35,17%, 1,34 млрд долл. США), а наибольшее снижение – в 1999 году (-24,11%, 396,9 млн долл. США). В абсолютном выражении наибольший рост был зафиксирован в 2011 году (1,4 млрд долл. США), а наибольшее снижение – в 2020 году (1,09 млрд долл. США) (рис. 6).

Рисунок 6. Динамика изменения валового внутреннего продукта Киргизии по годам

Источник: [12].

В Кыргызской Республике согласно Закону «Об инвестиционных фондах» ассоциированным лицом физического или юридического лица является физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно, в силу договора (в том числе устного) или иной сделки, имеет право определять или влиять на принятие решений этого лица (в пределах его полномочий государственные органы, контролирующие их деятельность), а также физические или юридические лица, ассоциированные лица которого обладают такими правами. Исполнительные должностные лица, акционеры (участники) или лица, владеющие более чем 10% голосующих акций (долей или паев) юридического лица (более 5% в случае открытого акционерного общества), также признаются ассоциированными лицами юридического лица [13] (Goryanova).

Для открытия компании в Киргизии на первоначальном этапе необходимо получение так называемого ПИН-кода (персонального идентификационного номера), имеющего статус идентификационного номера налогоплательщика. Корпоративные ПИН-номера выдаются в процессе регистрации юридического лица компетентным органом – Министерством юстиции – при предоставлении следующего пакета документации:

- ходатайство от имени юридического лица;

- заверенные копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица и учредительной документации;

- оригинал и копия доверенности (с заверением печати организации);

- паспорт представителя и его копия либо паспорт иностранного гражданина.

Процесс регистрации занимает от трех дней до двух недель (последний из обозначенных сроков характерен для процесса самостоятельного получения разрешения на изготовление печати). К числу обязательных шагов, необходимых на осуществления предпринимательской деятельности, могут быть отнесены:

- процесс изготовления печати – этап является обязательным для ОсОО, возможным для индивидуального предпринимателя. Для патентной системы налогообложения его возможно пропустить;

- процесс лицензирования – реализация данного этапа зависит от выбранного вида деятельности;

- процесс постановки на учет в Социальном Фонде Кыргызской Республики посредством налоговых органов;

- процесс открытия расчетного счета в банке – этап не относится к числу обязательных и осуществляется в случае необходимости совершения расчетов безналичного характера.

Как для граждан Евразийского экономического союза, так и для прибывших из третьих стран действует единая процедура, позволяющая зарегистрировать акционерные общества, филиалы, представительства, общества с ограниченной ответственностью. Регистрацию осуществляет Министерство юстиции Кыргызской Республики посредством рассмотрения утвержденного перечня документов. Если лицо, регистрирующее организацию, не явится в налоговый орган в течение 15 дней с момента государственной регистрации и не заявит о выбранном ею режиме налогообложения, по умолчанию территориальным налоговым органом избирается общий режим налогообложения.

Для регистрации компании необходимо предоставить следующий пакет документов [14]:

1) регистрационное заявление (по специально утвержденной форме, выдаваемое при подаче документов на регистрацию);

2) решение о создании общества с ограниченной ответственностью (по форме Министерства юстиции);

3) копия паспорта учредителя (физического лица) ОсОО, содержащего засвидетельствованный нотариусом перевод на государственный или официальный язык;

4) копия свидетельства о государственной регистрации либо перерегистрации учредителя (юридического лица) – в случае, если оно выступает местным юридическим лицом;

5) легализованная выписка из государственного реестра, подтверждающая факт того, что учредитель (юридическое лицо) действует в соответствии с законодательством своей страны (в том случае, если оно относится к числу иностранных юридических лиц). Срок подачи указанной выписки не должен превышать 6 месяцев;

6) копия паспорта лица, являющегося руководителем создаваемого ОсОО, содержащая нотариально засвидетельствованный перевод на государственный либо официальный язык.

Избираемое наименование компании не должно совпадать с уже существующими, произвести проверку наименования возможно на официальном сайте Министерства Юстиции посредством поисковой системы единого государственного реестра юридических лиц и филиалов. Минимально и максимально утвержденная величина уставного капитала для компании не определена, количество участников может быть от 1 до 30. В обществе с ограниченной ответственностью невозможно иметь в качестве единственного участника иное хозяйственное общество, включающее в свой состав единственного участника. Документы, содержащие в своем составе иностранный язык, необходимо предоставить в орган, осуществляющий регистрацию, с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный либо официальный язык. Компания с иностранным участием подлежит регистрации в министерстве юстиции, без иностранного участия – в ее территориальном органе.

В таблице 1 приведен анализ факторов, оказывающих влияние на процесс выбора государств для создания аффилированной компании (на примере Армении, Киргизии и Казахстана).

Таблица 1

Влияние факторов на процесс выбора государств

Тип
Характеристика фактора
Армения
Киргизия
Казахстан
1
2
3
4
5
Факторы политического характера
Проведение выборов на любом из уровней государственной власти
Проведение досрочных парламентских выборов в Армении было осуществлено 20 июня 2021 года. Первоначальной датой проведения выборов было обозначено 9 декабря 2023 года, но в связи с политическим кризисом, войной в Нагорном Карабахе 2020 года и предполагаемой попыткой государственного переворота в феврале 2021 года были проведены ранее. Ожидаемая дата следующих парламентских выборов назначена на 2026 год. На текущий момент данный фактор для выбора места регистрации компании не значим
Внеочередные выборы в Жогорку Кенеш прошли 28 ноября 2021 года, последовав за выборами в октябре 2020 года – их результаты привели к массовым протестам, окончившимся уходом в отставку президента Сооронбая Жээнбекова и аннулированием итогов голосования. В открытых источниках информации отсутствует дата новых выборов, следовательно данный фактор следует учитывать при выборе места регистрации компании
Выборы Президента в Казахстане состоялись 20 ноября 2022 года. Их проведение в соответствии с Конституцией было запланировано не позднее 1 декабря 2024 года. Обращаясь к народу, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 1 сентября 2022 года предложил сокращение максимального количества президентских сроков с двух до одного и увеличение срока президентства с пяти до семи лет. На текущий момент данный фактор для выбора места регистрации компании не значим
Устойчивость политической власти
Внеочередные выборы 2021 года продемонстрировали незыблемость демократического процесса в Республике Армения. Это уже вторые подряд национальные выборы, получившие международное признание. Выборы получили высокую оценку международного сообщества [15]. На текущий момент данный фактор для выбора места регистрации компании не значим
В связи с массовыми протестами при очередных выборах политическую власть Киргизии нельзя считать устойчивой. Данный фактор следует принимать к учету для выбора места регистрации компании
Принимая во внимание высокий уровень эффективности системы государственного управления, а также полученный эффект от проведенных экономических реформ, следует сделать предположение об увеличении в будущем периоде устойчивости политической системы Казахстана. Препятствием к данному положению дел могут выступить
обстоятельства форс-мажорного характера, возникшие в мировой экономике, а также возникновение новых военных и политических угроз безопасности республики [16] (Gadzhiev, Semchenkov, 2021). На текущий момент данный фактор для выбора места регистрации компании не значим

Трансформация законодательной базы (налоговое, трудовое, регулирующее)
Изменения налогового законодательства государств – членов ЕАЭС, вступившие в силу с 1 января 2021 года, затронули косвенное налогообложение (НДС, акцизы), налог на доходы физических лиц, налоговое администрирование, международное налогообложение [17]. Данный фактор следует принимать к учету для выбора места регистрации компании
Налоговый режим, реализуемый правительством, направлен на создание устойчивых предпосылок для экспорта и долгосрочного экономического роста и перераспределения путем повышения инвестиционной привлекательности экономики и повышения уровня экономической активности. Он создает устойчивые предпосылки для перераспределения долгосрочного экономического роста и повышения фискальной стабильности. Совершенствование налогового режима в части реализации этих целей подчеркнет важность создания справедливой, понятной и предсказуемой среды для инвесторов. Будет проводиться комплексная политика, направленная на стимулирование увеличения безналичных платежей и снижения оборота наличных денег [18]. Данный фактор следует принимать к учету для выбора места регистрации компании
В 2022 году положения Налогового кодекса РК будут существенно изменены, что заметно отразится на физических лицах и коммерческих учреждениях. В конце ноября 2021 года поправки в Налоговый кодекс были приняты Пленарным заседанием Национальной Ассамблеи. В двух чтениях рассмотрен «Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». После рассмотрения основных положений документ был представлен Президенту Республики для последующего подписания [19]. Данный фактор следует принимать к учету для выбора места регистрации компании
Коррупционная составляющая
Коррупция в Армении остается постоянной проблемой, хотя в последнее время ее уровень значительно снизился. Несмотря на это, после армянской революции 2018 года в борьбе с коррупцией был зафиксирован значительный прогресс. Армения является членом Группы государств против коррупции Совета Европы (ГРЕКО) и Антикоррупционной сети ОЭСР, и антикоррупционные меры Армении регулярно оцениваются через их механизмы мониторинга [20]. Данный фактор следует принимать к учету для выбора места регистрации компании
На сегодняшний день в Республике Казахстан действует Закон «О борьбе с коррупцией», принятый 18 ноября 2015 года. Несмотря на то, что данный Закон призван регулировать общественные отношения в сфере борьбы с коррупцией и в первую очередь направлен на реализацию антикоррупционной политики в Казахстане, сам Закон содержит ряд коррупциогенных факторов. Закон состоит из 11 статей и содержит не менее девяти коррупциогенных факторов. Они не должны существовать априори, так как статья 6 Закона требует проведения мониторинга и анализа коррупционных рисков и выявления коррупциогенных факторов [21]. Данный фактор следует принимать к учету для выбора места регистрации компании
В ежегодном Индексе восприятия коррупции 2020 (ИВК 2020), составляемом Transparency International, Кыргызстан занял 124-е место из 180 стран. Кыргызстан набрал 31 балл из 100 и оказался в одном ряду с Кенией, Мексикой и Пакистаном [22] (Berdibaeva, 2021). Данный фактор следует принимать к учету для выбора места регистрации компании
Факторы экономического характера
Динамика валового внутреннего продукта, темп роста экономической системы
Учитывая стабильность роста валового внутреннего продукта, данный фактор не является определяющим в процессе выбора стран
Учитывая стабильность роста валового внутреннего продукта, данный фактор не является определяющим в процессе выбора стран
Учитывая стабильность роста валового внутреннего продукта, данный фактор не является определяющим в процессе выбора стран
Инфляционная составляющая
Уровень 12-месячной инфляции за третий квартал оставался высоким, составив в августе 9,1%. Он оставался высоким, достигнув 9,1% в августе. Согласно сценарию, представленному Центральным банком Армении, высокий спрос будет в значительной степени способствовать высокой инфляционной среде и инфляционным ожиданиям в ближайшем будущем. В то же время Центральный банк обеспечит последовательную стабилизацию инфляции и снизит риск нарушения инфляционных ожиданий [23]. В течение прогнозного периода риски отклонения от прогнозируемого направления инфляции примерно сбалансированы, при этом в отношении экономического роста в некоторой степени преобладают повышательные риски. С точки зрения экономического роста в некоторой степени преобладают повышательные риски. Данный фактор следует принимать к учету для выбора места регистрации компании.
Комитет по монетарной политике Национального банка принял решение сохранить базовую ставку на уровне 16,75% годовых, в диапазоне ±1 п.п. Данное решение было принято на основе анализа фактических данных и обновленных прогнозов, с учетом влияния новых факторов
Это решение было принято на основе анализа фактических данных и обновленных прогнозов с учетом влияния новых факторов. Прогнозы показывают слабость в
и баланс рисков несколько сместился в сторону дезинфляции. Повышательное давление на цены со стороны внешнего сектора
несколько смягчается снижением мировых цен на продовольствие и заметным замедлением инфляции.
Снижение цен на продовольствие и заметное замедление инфляции в странах – торговых партнерах Казахстана. Замедление роста внешних цен на фоне стабильного реального обменного курса создает благоприятные условия для замедления внутренней инфляции. В то же время внутренние факторы остаются движущей силой инфляции благодаря продолжающемуся фискальному стимулированию, высокому внутреннему спросу, высоким инфляционным ожиданиям и росту цен на ГСМ, жилье и коммунальные услуги [24]. Данный фактор следует принимать к учету для выбора места регистрации компании
Повышение уровня цен в Кыргызской Республике во втором квартале 2022 года формировалось под влиянием глобального вектора роста цен на продовольствие в связи с колебаниями на внешних товарных рынках. Геополитическая ситуация в регионе также оказала существенное влияние на рост цен. Кроме того, преобладание импортных товаров в составе индекса потребительских цен также оказало влияние на рост цен [25]. Данный фактор следует принимать к учету для выбора места регистрации компании
Источник: составлено авторами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, отметим, что каждая страна из рассмотренных нами государств для создания аффилированной компании (а именно: Армения, Киргизия и Казахстан) обладают рядом уникальных характеристик как экономико-политического характера, так и в плане законодательства относительно аффилированности и механизма регистрации компании. Для получения максимального эффекта от создания компании и ее функционирования необходимо всестороннее изучить имеющиеся особенности и лишь после этого принимать окончательное решение.


Источники:

1. Тычинин С.В., Скопенко О.Р. Аффилированность юридических лиц: реальность и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2019. – № 3(83). – c. 83-88. – doi: 10.35750/2071-8284-2019-3-83-88.
2. Суханов Е.А. О правовом статусе концернов в современной зарубежной литературе // Вестник гражданского права. – 2017. – № 4. – c. 283-295.
3. Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 13.06.2023).
5. Перспективы инновационной политики 2020: Восточная Европа и Южный Кавказ. Unece.org. [Электронный ресурс]. URL: https://unece.org/sites/default/files/2021-09/RU-Sub-regional_Innovation_Policy_Outlook_2020_ ARMENIA_CHAPTERS.pdf (дата обращения: 13.06.2023).
6. ВВП Армении. Sularu.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sularu.com/vvp/ARM?ysclid=lifbhg9rhy735354643 (дата обращения: 13.06.2023).
7. Аналитическая справка относительно введения общего понятия аффилированных сделок. Adilet.zan.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/wniobzor/spr11 (дата обращения: 13.06.2023).
8. Как открыть бизнес в Армении: опыт дизайн-студии Cedro в Ереване. Allo.tochka.com. [Электронный ресурс]. URL: https://allo.tochka.com/start-business-armenia (дата обращения: 13.06.2023).
9. ВВП Казахстана. Sularu.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sularu.com/vvp/KAZ?ysclid=lifznk6035687225654 (дата обращения: 13.06.2023).
10. Рульков А. Регистрация бизнеса в Казахстане. Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/1c-wiseadvice/guide/registraciya-biznesa-v-kazahstane/?ysclid=lig1jegrjo695514798 (дата обращения: 13.06.2023).
11. Прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2023–2027 годы. Утвержден постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 06 сентября 2022 года № 484. Eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/c72/Prognoz-KR-20232027-post-484.Pdf ?ysclid=lik7yv7nuu803034478 (дата обращения: 13.06.2023).
12. ВВП Киргизии. Sularu.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sularu.com/vvp/KGZ?ysclid=like1yhfuo590406662 (дата обращения: 13.06.2023).
13. Горянова О.В. Законодательство о защите конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Ebrd.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ebrd.com/downloads/legal/judicial/7_Compet.pdf (дата обращения: 13.06.2023).
14. Как зарегистрировать бизнес в Кыргызстане?. Mineconom.gov.kg. [Электронный ресурс]. URL: https://mineconom.gov.kg/ru/direct/385/398 (дата обращения: 13.06.2023).
15. Приложение к Постановлению Правительства Республики Армения № 1363-A от 18 августа 2021 года. Программа Правительства Республики Армения (2021–2026 гг.). Республика Армения, август 2021 г
16. Гаджиев Х.А., Семченков А.С. Устойчивость политической системы Республики Казахстан. Индексный анализ // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). – 2021. – № 4(103). – c. 115-144. – doi: 10.30570/2078-5089-2021-103-4-115-144.
17. Информация об основных изменениях налогового законодательства государств-членов ЕАЭС с 1 января 2021 года. Eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/ upload/medialibrary/a31/Izmeneniya_zakonodatelstva_EAES_2021.pdf?ysclid=lil2ljjwf6165584695 (дата обращения: 13.06.2023).
18. Основные направления фискальной политики Кыргызской Республики на 2021-2023 годы. Приложение 1 к постановлению Правительства Кыргызской Республики от 14 сентября 2020 года № 483 (с дополнениями на основании Постановления от 15 сентября 2021 года № 169 «Об основных направлениях фискальной политики Кыргызской Республики на 2022–2024 годы»)
19. Изменения в Налоговом кодексе РК в 2022 году. Rostov.1cbit.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rostov.1cbit.ru/blog/izmeneniya-v-nalogovom-kodekse-rk-v-2022-godu/?ysclid=lil2wom9vc391371864 (дата обращения: 13.06.2023).
20. Коррупция в Армении. Translated.turbopages.org. [Электронный ресурс]. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.f0c4aec0-647fec9c-4252f141-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Corruption_in_Armenia (дата обращения: 13.06.2023).
21. Айсин С.Б., Бухаева А.А. Коррупционные факторы закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» // Science & reality. – 2020. – № 2. – c. 61-66.
22. Бердибаева А. Кыргызстан занимает 124-е место в Индексе восприятия коррупции. Economist.kg. [Электронный ресурс]. URL: https://economist.kg/novosti/ekonomika/2021/01/28/kyrgyzstan-zanimaet-124-e-mesto-v-indekse-vospriyatiya-korrupcii/?ysclid=lil3pyvpkz127738505 (дата обращения: 13.06.2023).
23. Обзор инфляции. Программа денежно-кредитной политики: 3-й квартал 2022 г. Утвержден решением Совета Центрального банка Республики Армении от 27.09.2022, номер 166А. Cba.am. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cba.am/RU/pperiodicals/Monetary%20overview.III.2022.pdf (дата обращения: 13.06.2023).
24. Доклад о денежно-кредитной политике. Nationalbank.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nationalbank.kz/ru/page/obzor-inflyacii-dkp (дата обращения: 13.06.2023).
25. Отчет о денежно-кредитной политике. II квартал 2022 года. Nbkr.kg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nbkr.kg/DOC/06092022/000000000059083.pdf?fbclid=IwAR2 _Q9bTJnkS6abL-gevvZzx0K4LS7fdTILBUWUs4GuuO4TsLMPV6GPomMQ (дата обращения: 13.06.2023).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 13:31:26