Анализ результатов контроля соблюдения контрактного законодательства на этапе исполнения контракта

Божко Е.А.1, Юсупова М.Г.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 9 (Сентябрь 2023)

Цитировать:
Божко Е.А., Юсупова М.Г. Анализ результатов контроля соблюдения контрактного законодательства на этапе исполнения контракта // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 9. – С. 3751-3760. – doi: 10.18334/epp.13.9.118897.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773571

Аннотация:
Государственные закупки представляют собой неотъемлемую часть деятельности государственных и муниципальных учреждений, необходимую для поддержания и развития экономического потенциала Российской Федерации. Более того, обеспечение организаций бюджетной сферы товарами, работами и услугами оказывает существенное влияние на исполнение приоритетных функций и задач государства. При этом эффективность закупочного процесса в первую очередь влияет на рациональное использование бюджетных средств, зависящее от качественного и добросовестного исполнения требований контракта. В статье отражены уязвимые области контрактной системы на этапе выполнения условий договора поставщиком путем исследования материалов контрольных органов о выявленных нарушениях контрактного законодательства в субъектах Российской Федерации. Полученные результаты могут быть использованы органами власти при внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие этап исполнения государственного контракта.

Ключевые слова: государственные (муниципальные) закупки, контрольные органы, исполнение контракта, бюджетные средства, контрактное законодательство, субъекты Российской Федерации

Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета на 2023 год ВТК-ГЗ-ПИ-51-23 по теме «Разработка предложений по предотвращению коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

JEL-классификация: H57, H61, H70



ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие обеспечение нужд государственных и муниципальных учреждений в Российской Федерации осуществляется посредством заключения государственных (муниципальных) контрактов на основании положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона 44-ФЗ). Процесс исполнения контракта является ключевым этапом при осуществлении государственных закупок и предоставляет необходимые ресурсы организациям бюджетной сферы с целью стабильного функционирования государственного аппарата для реализации социально значимых задач Российской Федерации. Руководствуясь ежегодным ростом споров, возникающих между участниками рынка государственных закупок и контрольными органами, возникает необходимость выявления уязвимых аспектов на этапе исполнения государственного (муниципального) контракта.

Следует отметить, что особенности заключения и исполнения государственного контракта изучали Аркин П.А. [6], Голованов Д.А. [5], Захаренко Д. С. [7]. В своих исследованиях авторы анализировали исполнение контрактного законодательства на примере сведений о заключенных контрактах бюджетными учреждениями и арбитражной практики. Однако учеными ранее не анализировались и не систематизировалась информация о результатах проверок закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, опубликованная контрольными органами в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС). Отсутствие подобного рода исследований обуславливает необходимость анализа информации о нарушениях, выявленных по итогам проверок исполнения государственных (муниципальных) контрактов, с целью использования полученных результатов при модификации законодательства Российской Федерации.

В настоящей работе использовались методы эмпирического исследования, в частности, анализ и синтез общедоступной информации об исполнении контрактного законодательства, а также методы статистического анализа данных, в том числе графического моделирования систематизированных сведений об итогах надзорных мероприятий.

В рамках проведенного исследования соблюдения норм контрактного законодательства проанализированы Решения контрольных органов, опубликованные ЕИС, по таким субъектам Российской Федерации, как г. Санкт-Петербург, Республика Бурятия, Краснодарский край.

В подтверждение гипотезы о наличии «пробелов» в отечественном законодательстве, регулирующем исполнение государственных контрактов, проанализировано 5 067 актов и предписаний, выданных надзорными органами вышеуказанных субъектов Российской Федерации за 2019-2021 гг. В частности, исследование соблюдения Закона 44-ФЗ при исполнении государственного контракта в Республике Бурятия включало в себя рассмотрение результатов 627 контрольных мероприятий, из которых большая часть ревизионных процедур приходилась на плановые проверки – 365 ед. Сформированная база данных по осуществлению закупок в Краснодарском крае состояла из 3000 отчетных документов, из которых по результатам плановой проверки составлено 1946 ед., внеплановой проверки – 559 ед. и рассмотрения жалоб – 495 ед. Также проанализирована практика осуществления закупок в г. Санкт-Петербург, а именно 1440 документов, составленных контрольными органами власти по результатам проверок, в том числе по итогам внеплановых – 981 акт, плановых – 459 ед.(таблица 1).

Таблица 1. Количество плановых и внеплановых проверок по соблюдению Закона 44-ФЗ в субъектах Российской Федерации за 2019-2021 годы

Тип контрольного мероприятия
г. Санкт-Петербург
Республика Бурятия
Краснодарский край
2019 год
2020 год
2021
год
Всего
2019 год
2020 год
2021 год
Всего
2019 год
2020 год
2021 год
Всего
Внеплановая проверка
367
384
230
981
24
38
173
235
271
174
114
559
Внеплановая проверка (жалобы)
-
-
-
-
0
0
25
25
0
0
495
495
Плановая проверка
23
35
401
459
123
123
119
365
729
826
391
1946
Итого
390
419
631
1440
149
161
317
627
1000
1000
1000
3000
Источник: составлено авторами на основе [14].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проведенный анализ выданных контрольными органами предписаний и актов о результатах проверки демонстрирует, что во всех исследуемых субъектах Российской Федерации в 2021 году наблюдается тренд роста нарушений положений Закона 44-ФЗ в среднем на 210 % (рисунок 1). Кроме того, изученные отчетные документы по итогам проведения плановых и внеплановых мероприятий свидетельствуют о комплексности и вариативности выявленных не соблюдений отечественных нормативных правовых актов в сфере закупок.

Рисунок 1. Динамика выявленных нарушений Закона 44-ФЗ контрольными органами субъектов Российской Федерации за 2019-2021 годы

Источник: составлено авторами на основе [14].

Анализируя полученные данные, выявлено, что наибольшее распространение несоблюдения норм Закона 44-ФЗ отмечается по статьям: 16, 18, 21-22, 24, 34, 93-95, 103 (рисунки 2-4). При этом значительный объем нарушений приходится на статьи, регулирующие заключение и изменение условий контракта (ст. 34), а также особенности его исполнения и обеспечения (ст.94-95). Более того, установленная тенденция наблюдается во всех трех рассматриваемых субъектах Российской Федерации вне зависимости от их численности населения и территориального расположения.

Рисунок 2. Динамика выявленных нарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг по наиболее существенным статьям в Республике Бурятия в количественном выражении за 2019–2021 гг.

Источник: составлено авторами на основе [14].

Рисунок 3. Динамика выявленных нарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг по наиболее существенным статьям в Краснодарском крае в количественном выражении за 2019–2021 гг.

Источник: составлено авторами на основе [14].

Рисунок 4. Динамика выявленных нарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг по наиболее существенным статьям в г. Санкт-Петербург в количественном выражении за 2019–2021 гг.

Источник: составлено авторами на основе [14].

К типовым нарушениям на этапе исполнения, изменения и расторжения контракта по ст. 94 Закона 44-ФЗ, выявленным контрольными органами, относятся принятие товаров, противоречащих условиям договора; отсутствие документов, подтверждающих приемку товаров, работ, услуг, а также нарушение порядка их приемки (таблица 2). Вместе с тем в нарушение ст. 95 Закона 44-ФЗ учреждения заключают дополнительные соглашения, тем самым изменяя существенные условия контракта, в том числе направленные на увеличение его цены, в то время как возможность их изменения не предусмотрена законодательством Российской Федерации, в частности, корректировки стоимости и объема ТРУ более чем на 10 %. Кроме того, встречаются случаи, предусматривающие неправомерную пролонгацию контрактов, по которым обязательства исполнены не в полном объеме, а соглашения о расторжении в части неисполненных обязательств отсутствуют, что противоречит положениям ст. 95 Закона 44-ФЗ.

Таблица 2. Динамика выявленных нарушений ключевых статьей Закона 44-ФЗ по исполнению контракта в субъектах Российской Федерации за 2019-2021 годы

Субъект Российской Федерации
Критерий выявленных нарушений
Год
Статьи Закона 44-ФЗ
34
94
95
103
Контракт
Особенности исполнения контракта
Изменение, расторжение контракта
Реестр контрактов
г. Санкт-Петербург
Кол-во, ед.
2019
241
93
21
229
2020
28
7
8
18
2021
113
59
20
316
Сумма,
тыс. руб.
2019
247 171,58
151 360,59
-
-
2020
25 479,01
17 854,10
54 027,03
-
2021
10 307,36
20 309,90
297,79
-
Республика Бурятия
Кол-во, ед.
2019
36
68
7
34
2020
62
18
10
49
2021
145
134
37
77
Сумма,
тыс. руб.
2019
426,60
16 928,24
13 212,96
-
2020
1 417,35
343,43
-
-
2021
3 816,10
12 654,22
724,36
13 002,10
Краснодар-ский край
Кол-во, ед.
2019
1023
282
41
205
2020
697
288
18
216
2021
695
156
37
466
Сумма,
тыс. руб.
2019
28 757, 97
33 875,52
128 804,23
45 997,05
2020
17 374,14
11 523,67
223,76
24 252,52
2021
8 751,93
102 156,51
2 072,81
30 752,87
Источник: составлено авторами на основе [14].

Следует отметить, что контрольные органы отмечают не исполнение положений ст. 103 Закона 44-ФЗ, с точки зрения нарушения порядка и сроков направления сведений об исполнении государственных контрактов в соответствующий реестр. При этом, органы власти, реализующие надзорные функции также отмечают взаимосвязь нарушений положений статьи 7 со статьей 103, с точки зрения непредоставления гарантийных обязательств, нарушая основополагающие принципы контрактной системы. Неполнота представленных заказчиками сведений искажает информацию о качестве исполненных условий контрактов, а также квалифицированности поставщиков, что оказывает воздействие на эффективность закупочного процесса и иллиминирует значимость Реестра недобросовестных поставщиков. Как следствие, механизм призванный обеспечить качественное исполнение государственного контракта показывает свою несостоятельность и не обеспечивает заказчиков должным уровнем сведений.

Нарушения на этапе исполнения государственного контракта, представляющие собой приемку товаров и работ (услуг) не в полном объеме или без проведения экспертизы надлежащим образом, влекут подверженность контрактной системы коррупционным рискам посредством перечисления денежных средств из бюджетной системы Российской Федерации поставщикам, не выполнившим условия контракта. Более того, отмечены случаи пренебрежения заказчиками положений Закона 44-ФЗ, о чем свидетельствует несвоевременная передача документов (или вовсе их отсутствие), подтверждающих исполнение контракта, в уполномоченные органы власти, что в конечном итоге приводит к преднамеренному сокрытию информации об осуществлении закупок и нарушению принципов открытости и прозрачности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, несмотря на регулярное совершенствование Закона 44-ФЗ, отмечена тенденция роста величины нарушений за анализируемый период, что говорит об уязвимости нормативной правовой базы, регулирующей процесс исполнения государственных (муниципальных) закупок.

В ходе исследования актов и предписаний, выданных контрольными органами выявлено, что заказчиками нарушаются ключевые статьи контрактного законодательства, влияющие на существенные условия контракта, в частности, стоимость товаров, работ, услуг и сроки выполнения контракта. Кроме того, выявлены случаи нарушения порядка внесения сведений о результатах исполнения предмета государственного контракта, оказывающих непосредственное влияние на информацию, вносимую контрольными органами в реестр недобросовестных поставщиков. Учитывая высокую значимость процесса обеспечения организаций бюджетной сферы необходимыми ресурсами, а также ограниченного объема выделенного финансирования, целесообразно оптимизировать модель осуществления государственных закупок таким образом, чтобы минимизировать риски намеренного изменения участниками контрактной системы существенных условий контракта, а также усилить контроль за их исполнением.


Источники:

1. Аналитический отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Бурятия за 2019 год. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/legalacts/search/results.html (дата обращения: 12.01.2023).
2. Аналитический отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Бурятия за 2020 год. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/legalacts/search/results.html (дата обращения: 12.01.2023).
3. Аналитический отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Бурятия за 2021 год. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/legalacts/search/results.html (дата обращения: 12.01.2023).
4. Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Краснодарского края за 2019 год. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/legalacts/search/results.html (дата обращения: 12.01.2023).
5. Алейникова М. Ю., Голованов Д. А. Методы совершенствования системы внешнего контроля заключения и исполнения государственных контрактов в российской Федерации // Управленческий учет. – 2022. – № 6-3. – c. 658-666.
6. Аркин П. А., Соусов В. Е., Аширметова О. Б. Теоретический анализ государственного регулирования исполнения государственных контрактов (контрактов) в современных условиях // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2023. – № 1. – c. 59-67.
7. Захаренко Д. С. Исполнение государственного (муниципального) контракта, заключенного по итогам публичной закупки: правоприменительные проблемы // Юридический вестник Кубанского государственного университета. – 2021. – № 1. – c. 22-28.
8. Отчет о результатах мониторинга закупок для обеспечения нужд Санкт-Петербурга за 2019 год. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/legalacts/search/results.html (дата обращения: 12.01.2023).
9. Отчет о результатах мониторинга закупок для обеспечения нужд Санкт-Петербурга за 2020 год. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/legalacts/search/results.html (дата обращения: 12.01.2023).
10. Отчет о результатах мониторинга закупок для обеспечения нужд Санкт-Петербурга за 2021 год. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/legalacts/search/results.html (дата обращения: 12.01.2023).
11. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2019 год». Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/ (дата обращения: 14.12.2022).
12. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2020 год». Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/ (дата обращения: 14.12.2022).
13. Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансового-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами в 1 полугодии 2019 года и во 2 полугодии 2019 года. Официальный сайт Казначейства России. [Электронный ресурс]. URL: https://roskazna.gov.ru/ (дата обращения: 14.12.2022).
14. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. Раздел «Результаты контроля (44-ФЗ)». [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/controlresult/search/results.html (дата обращения: 12.01.2023).
15. Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Краснодарского края в 2021 году. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/legalacts/search/results.html (дата обращения: 12.01.2023).
16. Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Краснодарского края в 2019 году. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/legalacts/search/results.html (дата обращения: 12.01.2023).
17. Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Краснодарского края в 2020 году. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/legalacts/search/results.html (дата обращения: 12.01.2023).
18. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». СПС «КонсультатПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=qBD5tlTQBtQB1EqU1&cacheid=559AB10CE8B07D7B56B4B8E01923658C&mode=splus&rnd=xRC5tlTkhA9CcP2C1&base=LAW&n=413281&dst=1000000001#UnD5tlT8B7xDWkQd (дата обращения: 12.01.2023).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:14:24