Контрабанда и ответственность за нее по российскому законодательству: практические аспекты
Маракова К. И.1
1 Южно-Российский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 17 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)
Цитировать:
Маракова К. И. Контрабанда и ответственность за нее по российскому законодательству: практические аспекты // Теневая экономика. – 2021. – Том 5. – № 3. – С. 211-222. – doi: 10.18334/tek.5.3.113426.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46551993
Цитирований: 2 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В данной статье рассмотрено понятие контрабанды, ее виды и ответственность за незаконный экспорт / импорт продукции по российскому законодательству. Рассмотрены причины контрабанды из страны определенных видов товаров и меры по борьбе с этим явлением.
Ключевые слова: контрабанда, незаконный ввоз/вывоз продукции, теневая экономика, подакцизные товары, таможенное регулирование, административная ответственность, уголовная ответственность
JEL-классификация: F13, F14, K14, K33
Введение
Контрабандой считается незаконное перемещение через таможенную границу товаров, запрещенных к ввозу в страну или сокрытых от таможенной службы. Как гласят словари, само слово произошло от итальянского contrabando (contra – против и bando – правительственный указ) [13] (Belkin).
В России такое преступление находится под пристальным контролем государства, и наказания за него постоянно ужесточаются.
Актуальность исследования заключается в том, что контрабанда наносит вред всем сферам государственной деятельности: политической, экономической и социальной. Этот вред проявляется в ухудшении отношений со странами, через которые или из которых поступает контрабандный товар, в потерях государственного бюджета, недополучении налоговых платежей, ухудшении криминальной обстановки. Кроме того, контрабанда делает более дорогостоящую продукцию добросовестных участников рынка менее конкурентоспособной. Именно поэтому борьба с контрабандой на уровне государства, а именно законодательное регулирование незаконного ввоза/вывоза продукции, имеет очень большое значение для здоровых рыночных отношений и, конечно, для здоровья и безопасности граждан.
Целью данной статьи является исследование понятия контрабанды, анализ действующего российского законодательства по борьбе с этим явлением и анализ того, как оно применяется на практике.
«Контрабанда относится к одному из тех преступлений, которые появились в законодательстве очень давно и претерпели многочисленные изменения по форме, но не по существу. За годы существования состава контрабанды его сущность сводилась к незаконному перемещению через границу определенных предметов. В зависимости от особенностей экономической и связанной с ней уголовно-правовой политики менялся круг предметов, за перемещение которых устанавливалась уголовная ответственность. Менялось и само понимание границы как конструктивного признака состава преступления» [15] (Talan, 2015).
Действующее российское законодательство не содержит в себе понятия «контрабанда», ранее оно раскрывалось в статье 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), которая утратила силу с 07 декабря 2011 г. [7]. Сейчас с понятием «контрабанда» можно соотнести действующие статьи УК РФ, а именно статьи 189, 190, 200.1, 200.2, 226.1, 226.2. Таким образом, Уголовным кодексом РФ установлено, что контрабанда порождает ответственность, о которой пойдет речь далее.
Еще одним важным документом в регулировании незаконного перемещения товаров является постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 2, в котором говорится о необходимости уделять внимание при судебных разбирательствах международным договорам и актам: «при рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам необходимо учитывать, что правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. К числу международных договоров, в частности, относится Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее – Договор и Союз соответственно) и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕврАзЭС), а также иные международные договоры, заключенные Российской Федерацией с государствами – членами Союза, другими государствами (например, Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года)» [8].
На рисунке 1 схематично представлено, какие именно действия в соответствии с законодательством будут отнесены к незаконному экспорту/импорту продукции.
Рисунок 1. Незаконный экспорт/импорт продукции
Источник: составлено автором.
Следует отметить, что противоправное перемещение товаров через границу является уголовным преступлением и регулируется следующими статьями УК РФ (рис. 2). Ответственность зависит от вида контрабандных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации.
Рисунок 2. Постатейное регулирование УК РФ контрабанды
Источник: составлено автором.
В УК РФ перечислены все товары и предметы и т.д., которые должны быть задекларированы при попытке ввоза на территорию РФ (рис. 3).
Ответственность за контрабанду наступает, как только предмет оказался на территории Российской Федерации.
Необходимо принять в расчет, что если лицо или группа лиц не понимали, что провозят запрещенные предметы, наказание к ним не может быть применено. Но в этом случае свою невиновность надо доказать.
Рисунок 3. Категории товаров и предметов для декларирования
Источник: составлено автором.
За контрабанду предусмотрена ответственность в соответствии с УК РФ (рис. 4).
Рисунок 4. Виды наказаний за контрабанду
Источник: составлено автором.
В уголовном праве существует понятие отягчающих обстоятельств, т.е. таких юридических фактов, которые требуют назначить виновному более строгое наказание.
Законодательством введен ряд отягчающих обстоятельств, основательно усиливающих наказание за контрабанду (рис. 5).
Рисунок 5. Отягчающие обстоятельства
Источник: составлено автором.
Одновременно с предметами, незаконно провезенными через границу, у злоумышленников конфискуют средство, при помощи которого была осуществлена транспортировка. Если владелец товара окажется неустановленным, то этот товар передадут в собственность государства.
Если среди конфискованных товаров окажутся запрещенные вещества или оружие, то такой товар будет передан в специальные органы и уничтожен.
Как было указано ранее, лица, не осведомленные о том, что везут товары, запрещенные к перемещению через границу, и не осознающие ответственности, не будут наказаны. Если вдруг окажется, что нелегальный товар был подброшен, и этот факт будет доказан, лицо, провезшее этот товар через границу, освобождается от наказания.
Если же нелегальный товар был заказан осознанно, покупатель оплатил его, предоставил персональные данные и получил в виде почтового отправления, ответственности не избежать.
Таким образом, противоправные перевозки различных товаров через границу Российской Федерации влекут наказания в виде штрафов и даже тюремного заключения.
Особое место на рынке нелегальных товаров занимает табачная и алкогольная продукция. Несмотря на попытки государства контролировать ситуацию, некоторые действия властей и принятые законодательные акты только усугубляют ситуацию. Так, повышение акцизов на табачную продукцию и приравнивание электронных сигарет к обычным могут спровоцировать рост контрабандной и контрафактной продукции.
По мнению журнала «Эксперт», сто миллиардов рублей может составить для российского бюджета ущерб от продажи нелегального табака в 2021 г., что оказывается на 15% больше, чем годом ранее. Резкое повышение акцизов с начала 2021 г., а также по-прежнему беспрепятственный ввоз товаров из стран ЕАЭС усложняют борьбу с контрабандой [14] (Zlobin, 2021).
Доля табака, нелегально провезенная и продающаяся на территории России, по данным аналитического агентства Kantar TNS, по результатам первого квартала 2021 г. составила 10,7%. Для сравнения: в третьем квартале 2020 г. она была равна 7% (данные аналитической компании Nielsen) [14] (Zlobin, 2021). И несмотря на то, что правительство России прилагает большие усилия по борьбе с контрабандой, основная проблема на данный момент – нелегальное проникновение на российский рынок сигарет из стран ЕАЭС.
На первом месте по незаконным поставкам стоит Республика Беларусь. Здесь важную роль играют низкие ставки по акцизам внутри страны, что дает возможность получать белорусским производителям просто огромный доход. Например, за 2020 г. доля контрабандных сигарет из Республики Беларусь выросла более чем в полтора раза. Как отмечает в своей аналитике Kantar TNS, около 22% занимают сигареты «Корона», а в общем объеме белорусские сигареты захватили 45% всего нелегального импорта в Российскую Федерацию. И конечно, главное преимущество такого товара – его стоимость, которая в розничной сети в 2–3 раза ниже, чем у пачки с маркировкой: 50/70 руб. вместо 120/130 руб. за пачку в 2021 г. [14] (Zlobin, 2021).
В итоге в период с 2014 по 2020 год бюджет не досчитал около 300 млрд руб. из-за оборота незаконных сигарет, и аналитики говорят о том, что ситуация может ухудшиться: вероятная убыль бюджета в 2021 г. может составить 130 млрд руб., а в 2022 г. – около 282 млрд руб. [14] (Zlobin, 2021).
Введенные правительством меры также оказываются не всегда эффективными. Игроков теневого рынка контролировать достаточно сложно, и чем выше цены, тем выгоднее оказывается их бизнес. К тому же современные законы, приравнивающие электронные сигареты к обычным, заставляют людей вновь переходить на употребление простого табака и сигарет, а многие офисные здания и торговые центры стали выделять зоны для курения.
По-прежнему существует проблема «прерванного транзита», или «ложного экспорта». Это случаи, когда по документам сигареты везут, например, из Белоруссии в Афганистан транзитом через Россию. По факту передвижение этого груза по стране не отслеживается, и он поступает в продажу в российских регионах, а процедура «таможенного транзита» завершается фиктивно.
Министерство финансов России подготовило проект постановления правительства о том, что за незаконный ввоз алкогольной и табачной продукции в Российскую Федерацию из стран, являющихся членами Евразийского экономического союза, будет введена уголовная ответственность в случае, если стоимость товара превысит 100 тысяч руб. [17].
18 мая 2021 года состоялось пятое заседание совета Евразийской экономической комиссии, и на нем, по инициативе Российской Федерации, обсуждался вопрос о мерах по предотвращению незаконного оборота в Российской Федерации алкогольной и табачной продукции без уплаты налогов, которая ввозится в Российскую Федерацию недобросовестными лицами, прибывающими из других государств – членов ЕАЭС, под видом того, что она предназначена для вывоза в страны, которые находятся за пределами единой таможенной территории Союза, через части границы государства Российской Федерации, расположенные рядом с таможенной границей Союза.
Проект предусматривает, что вышеуказанные товары будут отнесены к стратегически важным, и для них крупным размером является стоимость, которая превышает 100 тысяч руб. [17].
Следует отметить, что цифровой контроль со стороны государства также начинает показывать свою эффективность. Конечно, сразу победить рынок нелегальной продукции невозможно, но Россия планомерно движется к легализации черного рынка сигарет и алкоголя. Поэтому с 1 июля 2019 г. производство, импорт и оптовая продажа сигарет без маркировки была запрещена, а с 1 июля 2020 г. вступил в силу розничный запрет на сигареты без цифрового кода, завершена продажа остатков легальной немаркированной продукции [9].
Теперь каждая упаковка сигарет содержит информацию о том, где и когда она была произведена и как она попала с конвейера на блюдо. Фальсифицировать двумерный код в формате Data Matrix невозможно – он рождается на заводе и наносится непосредственно на сигаретную упаковку. Любой желающий может прочитать информацию о цифровом коде с помощью обычного смартфона и приложения «Честный знак».
Этикетка уже показала свою эффективность. По данным Минпромторга, только в первые несколько месяцев после его введения на свет вышли тени 18 производителей сигарет, которые ранее были невидимы для государства. Даже сейчас, спустя более шести месяцев после полного внедрения системы цифровой маркировки, были зарегистрированы новые организации, торгующие табачными изделиями.
Правительство видит большой потенциал в системе маркировки, которая только начала применяться. В частности, на ее основе предполагается создать государственную систему непрерывного мониторинга рынка в большинстве отраслей экономики. Это включено в правительственную Стратегию по борьбе с незаконной торговлей промышленной продукцией до 2025 г. [12].
Так, например, система «Честный знак» считается основой системы прослеживаемости законной продукции на всей территории ЕАЭС. Такой мониторинг может предоставить властям актуальную информацию о ситуации на рынке.
Позиция государства по отношению к маркировке продукции понята: необходимо уменьшить количество контрафактной продукции на рынке и контролировать акцизы. Для легального бизнеса – это хорошая возможность доказать качество своей продукции и приобрести конкурентное преимущество. Но на начальном этапе введение маркировки – достаточно сложный процесс, требующий дополнительных инвестиций в специальное оборудование и обучение персонала. Неправильно промаркированную продукцию могут конфисковать, то есть изъять в пользу государства. И не стоит забывать, что расходы предприятий на маркировку в конечном счете лягут на плечи потребителя.
Также распространителям немаркированной продукции следует помнить об ответственности за это правонарушение: с 01.12.2021 ответственность по части 1 статьи 15.12 КоАП РФ наступает за производство немаркированных товаров и продукции, а также за ввод в оборот немаркированного товара (продукции). Штрафы при этом составят от 10 000 руб. (для ИП) до 300 000 руб. (для юридических лиц) [5].
Заключение
Контрабанда – это одна из центральных частей экономики государства. Это явление означает преднамеренные действия, предпринимаемые против решений властей и связанные с незаконным ввозом или вывозом товаров без уплаты таможенных пошлин.
Ущерб от незаконного оборота продукции проявляется по нескольким направлениям: экономическому, политическому, социальному и криминальному.
Экономический ущерб заключается в прямых потерях государственного бюджета от недополучения налоговых платежей, таможенных сборов и пошлин, а также состоит в подрыве конкурентного равенства всех участников рынка.
И, наконец, контрабанда ухудшает положение с преступностью в стране, так как незаконные торговцы формируют целые сообщества организованной преступности и имеют интернациональный характер. Поэтому бороться с ними в рамках одного государства практически невозможно. Необходим ряд межгосударственных мер для борьбы с незаконным перемещением продукции через государственные границы.
Источники:
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021).
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
5. Федеральный закон от 11.06.2021 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
6. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ.
7. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.12.2011 № 420-ФЗ.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о контрабанде".
9. Постановление Правительства РФ от 25.12.2020 № 2273 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации и мониторингу оборота отдельных видов никотинсодержащей продукции".
10. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2021 г. № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
11. Постановление Правительства России от 28.02.2019 № 224 «Об утверждении правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной системы мониторинга за оборотами товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации в отношении табачной продукции».
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 г. № 256-р «Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года».
13. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://rus-criminalistics-enc.slovaronline.com/ (дата обращения: 28.08.2021).
14. Злобин А. Эксперты оценили долю нелегальных сигарет в России. Эксперт №20, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/428095-dolya-nelegalnyh-sigaret-v-rossii-vyrosla-pochti-do-11 (дата обращения: 25.08.2021).
15. Талан М. В. Виды контрабанды // Ученые записки казанского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2015. – № 157(6). – c. 250-255.
16. Справочно-правовой портал «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.08.2021).
17. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. [Электронный ресурс]. URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Materials (дата обращения: 19.08.2021).
18. Федеральная таможенная служба: Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/pressa-o-nas/document/273775 (дата обращения: 22.08.2021).
Страница обновлена: 12.08.2024 в 13:12:40