Формирование потребительского рынка в Азербайджанской Республике как фактор обеспечения продовольственной безопасности
Султанова Р.Н.1
1 Национальная Академия Наук Азербайджана, Нахичевань
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 6 (Июнь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43811693
Аннотация:
В статье рассматриваются перспективы формирования потребительского рынка, как фактор обеспечения продовольственной безопасности Азербайджанской Республики. Делается акцент на том, что в советский период продовольственная безопасность обеспечивалась на минимальном уровне. Однако, после приобретения страной независимости, и в результате проводимых экономических реформ в аграрном секторе, наметились заметные положительные тенденции в обеспечении продовольственной безопасности страны. Принятые Постановления Организацией Объединенных Наций и Азербайджанской Республикой в этой области оказывают значительную роль.
Ключевые слова: обеспечение продовольственной безопасности, продовольственный рынок, эффективность, реформы в аграрном секторе
JEL-классификация: Q13, Q17, Q18
Введение
Одной из приоритетных задач в условиях независимости современного Азербайджана является обеспечение продовольственной безопасности, которая становится не только предметом научных исследований, но и объектом пристального внимания исполнительной и законодательной власти, в целях обеспечения устойчивости и стабильности республики.
Прогнозы, разработанные на основе зависимостей, характерных для рыночных условий, свидетельствуют об усилении негативных тенденций на мировом продовольственном рынке и необходимости принятия в связи с этим упреждающих мер. В условиях ограниченности финансовых ресурсов формирование системы обеспечения продовольственной безопасности Азербайджана сопрягается с разработкой Концепции обеспечения страны продовольствием и ресурсами для увеличения их объемов. Для этого необходимо создание условий устойчивого развития агропромышленного сектора, внедрение новых технологий в производство продуктов питания и всевозможных форм взаимодействия научно-исследовательских институтов и предприятий товаропроизводителей.
Ключевым аспектом актуальности исследования является воздействие внутренних и внешних факторов на продовольственную безопасность, к особо важным относятся: состояние и динамика аграрного сектора страны и зависимость от импорта продовольствия.
Обеспечению продовольственной безопасности, в силу ее значимости, посвящено большое количество публикаций и научных исследований как отечественных, так и зарубежных ученых. Среди отечественных исследователей можно назвать: И.Х. Ибрагимова [11] (Ibragimov, 2016), А.Ф. Аббасова [1] (Abbasov, 2007), Б.Х. Аташова [2] (Atashov, 2017), Н.Х. Ахмедова [3] (Akhmedov, 2014). Также значимой для авторского исследования является научно-исследовательская работа Вартановой М.Л., Дробот Е.В. «Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности: продовольственная самодостаточность региона при эффективно функционирующем региональном продовольственном рынке» [4] (Vartanova, Drobot, 2018).
Несмотря на достаточное количество трудов по проблематике продовольственной безопасности, большая часть посвящена отдельным аспектам проблемы, при этом комплексно совокупность факторов, оказывающих влияние на продовольственную безопасность Азербайджана, исследователями не рассматривалась, в связи с чем необходимо дальнейшее изучение данной темы, осмысление накопленных знаний с точки зрения совершенствования азербайджанской аграрной политики и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Цель исследования заключается в анализе влияния внутренних и внешних факторов на обеспечение продовольственной безопасности Азербайджана для разработки и обоснования средств повышения ее уровня.
Реализация данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- проанализировать механизмы обеспечения продовольственной безопасности в развитых странах;
- определить роль многостороннего регулирования внешнеэкономических связей в обеспечении продовольственной безопасности;
- выявить совокупность ключевых факторов продовольственной безопасности Азербайджана на современном этапе;
- оценить уровень и динамику показателей, характеризующих продовольственную безопасность Азербайджана;
- обосновать предложения по адаптации механизма государственной поддержки сельского хозяйства в Азербайджане;
- выявить эффективные способы защиты потребительского рынка Азербайджана с учетом международного опыта;
- определить перспективные направления обеспечения продовольственной безопасности Азербайджана на базе взвешенного подхода к использованию внутренних механизмов государственной поддержки аграрного сектора экономики.
Объектом исследования является формирование потребительского рынка в Азербайджанской Республике как фактора обеспечения продовольственной безопасности.
Предметом исследования являются организационно-правовые отношения в процессе обеспечения продовольственной безопасности Азербайджанской Республики.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по аграрным рынкам и продовольственной безопасности.
В качестве методологической основы исследования был применен системный анализа экономической деятельности хозяйствующих субъектов, методы обобщения и группировки статистической информации, абстрактно-логического, функционального и сравнительного анализа, а также исторический подход к определению продовольственной безопасности.
Информационную базу исследования составили:
- статистические материалы Интерфакса, Министерства Экономики Азербайджанской Республики, Министерства Сельского Хозяйства Азербайджанской Республики;
- нормативно-правовые документы Азербайджанской Республики;
- международные договоры и соглашения по исследуемой теме.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- разработаны и обоснованы авторские теоретические и практические предложения по обеспечению продовольственной безопасности и формированию потребительского рынка с учетом влияния внутренних и внешних, экономических и политических, объективных и субъективных факторов;
- выявлены и исследованы перспективные направления государственной политики в сфере повышения уровня продовольственной безопасности, совмещающие принципы «разумного вмешательства» в рыночные отношения и принципы защиты национального продовольственного рынка.
***
В XX веке Азербайджанская Республика была частью Советского Союза (на протяжении 70 лет), и административно-командная система, которая существовала в этот период, создавала зависимость национальной экономики Азербайджана от союзных республик, не позволяя обеспечить национальную продовольственную безопасность в полном объеме. После распада СССР в 1991 году и восстановления национальной независимости Азербайджана возникла объективная необходимость обеспечения продовольственной безопасности.
В результате исследования было выявлено, что система продовольственной безопасности играет важную роль в повышении уровня жизни населения. Современные исследования агропродовольственной сферы подтверждают, что с каждым годом проблема обеспечения населения продовольствием становится все более значимой и зависит от возможностей самообеспечения страны продуктами питания.
Анализ показателей производства основных продуктов питания в Азербайджане показывает, что индикаторы уровня жизни населения, включающие продовольственное обеспечение и оптимальное питание, взаимосвязаны с общим уровнем социально-экономического развития страны и ее регионов. «Реализация наиболее действенных способов достижения необходимого уровня самообеспеченности регионов продуктами питания возможна при эффективно функционирующем региональном продовольственном рынке» [4, с. 406] (Vartanova, Drobot, 2018).
В целях дальнейшего углубления экономических реформ в стране, увеличения сельскохозяйственного производства и улучшения продовольственных потребностей населения была утверждена «Программа продовольственной безопасности Азербайджанской Республики». Данная программа предусматривает широкомасштабные мероприятия, осуществляемые в Азербайджанской Республике, для обеспечения более полного и устойчивого снабжения населения качественными и безопасными продовольственными продуктами. В то же время такие требования, как увеличение объемов производства и импорта/экспорта продовольственной и сельскохозяйственной продукции в стране, охраны здоровья и защиты прав потребителей, обязывают к совершенствованию системы государственного регулирования и контроля в области продовольственной безопасности.
Создана правовая социально-экономическая база для обеспечения динамичного развития сельскохозяйственного сектора. Климатический и экономический потенциал страны создают уникальные возможности для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных производственных кооперативов и семейных ферм.
Наши исследования подтверждают, что Азербайджанская Республика имеет широкий спектр возможностей для обеспечения продовольственной безопасности. В связи с чем следует отметить, что при полном и эффективном использовании существующего земельного фонда республики можно обеспечить продовольствием 10 миллионов человек, а в будущем – 10–16 миллионов. Таким образом, потребности населения в продовольствии можно удовлетворить за счет национального производства. В таблице 1 проанализирована зависимость Азербайджана от импорта продукции растениеводства.
Таблица 1
Уровень зависимости от импорта продукции растениеводства, %
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
(I квартал) |
Всего
зерна (очищенный рис не включен)
|
35,7
|
36,1
|
39,4
|
35,5
|
36,5
|
33,7
|
26,9
|
35,5
|
15,2
|
Пшеница
|
43,2
|
44,1
|
45,9
|
45,2
|
47,1
|
41,9
|
35,2
|
46,6
|
18,3
|
Ячмень
|
4,9
|
2,2
|
15,4
|
4,9
|
0,1
|
5,6
|
1,7
|
2,9
|
0,5
|
Кукуруза
|
32,7
|
40,0
|
43,3
|
45,9
|
28,9
|
29,3
|
17,3
|
18,1
|
8,4
|
Крупа
|
15,6
|
10,7
|
37,8
|
6,9
|
14,3
|
9,9
|
11,0
|
10,5
|
2,8
|
Прочие
вида зерновых
|
91,3
|
97,7
|
98,9
|
93,7
|
71,8
|
79,6
|
17,7
|
18,1
|
3,4
|
Бобовые
|
28,9
|
24,2
|
24,0
|
30,7
|
31,7
|
26,4
|
30,2
|
29,2
|
10,2
|
Картофель
|
7,8
|
7,7
|
15,7
|
14,8
|
18,1
|
16,5
|
16,0
|
27,6
|
9,3
|
Все
виды овощей
|
5,7
|
3,1
|
3,4
|
3.4
|
5,1
|
3,8
|
2,8
|
3,6
|
1,1
|
Томаты
|
2,7
|
0,8
|
0,9
|
0,7
|
5,0
|
1,4
|
1,1
|
1,3
|
0,2
|
Фрукты
и ягоды
|
10,1
|
4,9
|
3,6
|
9,6
|
12,6
|
12,7
|
16,8
|
5,4
|
1,6
|
Грецкие
орехи и фундук
|
10,1
|
8,3
|
5,1
|
11,1
|
14,0
|
13,6
|
13,8
|
13,9
|
4,3
|
Гранат
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,1
|
0,1
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Виноград
|
5,9
|
6,0
|
2,4
|
8,1
|
13,5
|
8,1
|
9,3
|
4,9
|
1,7
|
Источник: URL: http://statistika.nmr.az (дата обращения: 02.06.2020).
Как видно из таблицы 1, в течение 2012–2018 гг. уровень зависимости от импортной продукции растениеводства снизился на некоторые продукты, увеличение произошло по таким позициям, как картофель, фрукты, ягоды и др.
Таблица 2
Импорт основных видов промышленно обработанных пищевых продуктов, %
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
(I квартал) |
Очищенный
рис
|
87,3
|
85,5
|
91,7
|
90,5
|
90,0
|
76,2
|
80,6
|
82,5
|
30,8
|
Мука
(все виды)
|
6,4
|
6,5
|
5,5
|
5,1
|
4,0
|
4,2
|
4,4
|
4,6
|
1,3
|
Зерновые
(все виды)
|
83,5
|
80,8
|
81,9
|
82,1
|
83,2
|
71,0
|
73,8
|
74,1
|
24,6
|
Свежий
хлеб (без сиропа, яиц, сыра или фруктового сиропа)
|
0,02
|
0,02
|
0,01
|
0,01
|
0,01
|
0,01
|
0,01
|
0,01
|
0,01
|
Торты,
выпечка и кондитерские изделия, другие
хлебобулочные изделия с подсластителями
|
39,8
|
41,5
|
38,2
|
33,7
|
18,5
|
14,2
|
22,4
|
25,2
|
9,1
|
Производство
сухарей и печенья, долгосрочных кондитерских изделий
|
76,5
|
79,9
|
82,1
|
67,8
|
69,9
|
62,8
|
79,7
|
82,1
|
26,9
|
Какао,
шоколад и кондитерские изделия
|
93,4
|
101,0
|
98,0
|
95,4
|
79,2
|
82,3
|
80,2
|
80,5
|
29,6
|
Макаронные
изделия
|
50,2
|
65,0
|
53,4
|
52,1
|
52,8
|
55,6
|
76,0
|
76,8
|
28,7
|
Растительные
масла
|
87,3
|
86,1
|
81,2
|
73,3
|
68,9
|
69,0
|
72,7
|
73,1
|
26,3
|
Маргарин
|
1,1
|
0,5
|
0,7
|
2,4
|
0,9
|
3,7
|
6,9
|
7,2
|
2,8
|
Фруктовые
и овощные соки
|
30,2
|
19,7
|
19,8
|
22,8
|
20,3
|
17,0
|
13,0
|
12,4
|
4,2
|
Консервированные
фрукты и овощи
|
14,2
|
15,9
|
12,4
|
14,4
|
11,0
|
10,9
|
14,1
|
14,3
|
3,8
|
Молоко
и сливки 1– 6% жирности
|
1,3
|
1,4
|
1,1
|
1,0
|
0,6
|
0,9
|
1,0
|
0,8
|
0,3
|
Молоко
и сливки свыше 6% жира
|
5,9
|
5,0
|
3,7
|
3,2
|
4,7
|
3,5
|
5,7
|
5,9
|
1,6
|
Масло
|
49,6
|
49,9
|
48,2
|
31,5
|
24,7
|
30,3
|
29,4
|
30,2
|
13,6
|
Все
виды сыров
|
11,8
|
19,5
|
19,6
|
15,8
|
11,7
|
10,6
|
13,2
|
13,5
|
4,6
|
Мацони,
йогурт и другие товары
|
11,2
|
6,2
|
6,4
|
6,2
|
5,2
|
4,6
|
5,9
|
6,1
|
2,2
|
Сырье
для производства сахара
|
96,9
|
95,5
|
96,0
|
94,4
|
94,1
|
86,3
|
90,8
|
90,2
|
35,5
|
Сахар
|
34,8
|
29,9
|
27,2
|
37,2
|
15,3
|
56,3
|
37,9
|
40,8
|
16,3
|
Чай
|
77,6
|
100,7
|
83,6
|
87,6
|
60,6
|
60,0
|
62,1
|
65,2
|
25,5
|
Соль
|
50,2
|
38,8
|
37,8
|
28,8
|
23,3
|
18,3
|
26,0
|
25,1
|
10,2
|
Подслащенные
минеральные и газированные воды
|
4,0
|
5,6
|
4,6
|
4,8
|
3,7
|
4,3
|
3,8
|
4,1
|
0,5
|
Подслащенные
минеральные и газированные воды
|
8,3
|
9,2
|
11,4
|
14,6
|
18,6
|
23,0
|
22,3
|
22,5
|
9,5
|
Источник: URL: http://statistika.nmr.az (дата обращения: 02.06.2020).
Как видно из таблицы 2, уровень зависимости от импорта основных видов промышленно обработанных пищевых продуктов снижается по всем видам муки и сыров, консервированных фруктов и овощей, йогурта, чая и т.д. В перспективе страна сможет полностью обеспечить потребность населения в этих продуктах.
Происхождение большей части хлеба, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молока и молочных продуктов, яиц, сахара, фруктов и овощей, картофеля и других аналогичных продуктов, потребляемых населением Азербайджана, неизвестно, что не гарантирует их качество и безопасность потребления. То же самое можно сказать о различных напитках, винах, минеральных водах, фруктовых и овощных соках.
Исследовав статистические данные (табл. 1, 2) за период 2018 г. до I полугодия 2020 г., можно утверждать, что импортная зависимость Азербайджана от внешних рынков может быть решена за счет формирования и развития системы продовольственной безопасности. В мировой практике «продовольственная безопасность» определяется оценкой состояния внутреннего продовольственного рынка.
Меры, направленные на решение проблемы продовольственной безопасности в мире. Рост населения в мире требует соответствующего увеличения производства продовольствия. Однако темпы роста населения опережают темпы производства продуктов потребления. В настоящее время текущее состояние продовольственного обеспечения в мире значительно ухудшилось.
Если до 1960 года темпы роста сельскохозяйственного производства способствовали улучшению спроса, то в последующие годы производство сократилось до несоответствия спроса. Во многих странах мира темпы роста производства резко упали, а население продолжает расти в геометрической прогрессии, особенно в развивающихся регионах. По официальным данным, «численность населения Земли в 2019 году составила 7,7 млрд человек» [10].
Следует отметить, что проблема продовольствия в мире обсуждалась Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН в 1970-х годах. В это время был создан постоянный Международный комитет по продовольственной безопасности Food Agriculture Organization (FAO). FAO была разработана «Национальная программа продовольственной безопасности», которая реализуется в большинстве зарубежных стран. Тем не менее решение продовольственной проблемы в глобальном масштабе остается до сих пор одной из важнейших задач Организации Объединенных Наций (в 1996 году была проведена конференция на эту тему).
На конференции государства – члены ООН приняли Декларацию о всемирной продовольственной безопасности. Страны, присоединившиеся к Декларации, «подтвердили свою приверженность достижению мировой продовольственной безопасности, работе по устранению причин голода и сокращению вдвое числа голодающих к 2015 году» [9]. Таким образом, были определены обязанности государств по обеспечению продовольственной безопасности отдельных стран. Это означает, что эти правительства должны мобилизовать необходимые технические и финансовые ресурсы для обеспечения своей продовольственной безопасности.
Продовольственная безопасность является частью системы национальной безопасности государства и создает условия для социально-экономической безопасности. В свою очередь, концепция продовольственной безопасности имеет социально-экономический и политико-экономический характер. «Социально-экономический» характер – способность государства обеспечивать своих граждан основными продуктами питания в соответствии с принятыми в стране нормами; «политико-экономический» характер означает мобилизацию внутренних ресурсов и агроклиматических условий для организации снабжения населения продовольствием. «В настоящее время в мире производится в среднем 300 кг зерна на каждого человека в год, что означает запас продовольствия ниже среднего, а глобальная продовольственная безопасность в целом не соответствует современным требованиям» [16].
В 1979 году FAO UN разработала план формирования глобальной системы продовольственной безопасности, который предусматривает:
- «утверждение политики создания продовольственных запасов зерна странами мира;
- определение критериев развития национальных продовольственных ресурсов и приобретение их части нуждающимися странами в соответствии с обязательствами по глобальной продовольственной безопасности;
- помощь странам, испытывающим нехватку продовольствия;
- принятие специальных мер для оказания помощи нуждающимся странам в создании национальной системы продовольственной безопасности;
- коллективная помощь для развивающихся стран по продовольственной безопасности» [3] (Akhmedov, 2014).
Следует подчеркнуть роль многих международных организаций в решении глобальной продовольственной проблемы. Одна из наиболее важных таких организаций – Всемирный Продовольственный Совет (ВПС). ВПС участвует в реализации комплексных мер в области продуктов потребления, продовольственной безопасности, торговли продуктами питания и продовольственной помощи.
Основными задачами этой организации являются увеличение производства продуктов питания в развивающихся странах и регионах, обеспечение эффективного распределения продовольственных ресурсов через реализацию определенных мероприятий, направленных на улучшение торговли и покупательского спроса, а также обеспечение глобальной системы продовольственной безопасности.
Продовольственная безопасность отдельных стран не ограничивается национальной структурой и приобретает все более глобальный характер. С этой точки зрения формирование системы продовольственной безопасности Азербайджанской Республики требует, прежде всего, использования возможностей международных организаций.
Оценка уровня удовлетворения потребностей населения в основных продуктах питания, стратегии и тактики продовольственной безопасности имеют различные характеристики в разных странах. Продовольственная безопасность Азербайджанской Республики является одной из важнейших систем жизнеобеспечения страны. Научные исследования в этой области представляют как теоретический, так и практический интерес. Решение этой проблемы является одним из условий сохранения суверенитета страны, экономической безопасности и социальной стабильности в обществе. Без обеспечения продовольственной безопасности невозможно обеспечить национальную безопасность. В этом случае стабильность является основой продовольственной безопасности. Чтобы оценить уровень удовлетворения потребностей населения Азербайджанской Республики в основных продуктах питания, очень важно рассчитать и проанализировать источники накопления этих продуктов и уровень самообеспеченности.
Продовольственная безопасность, которая является неотъемлемой частью аграрной политики страны, предполагает создание экономических стимулов для производства продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами. В связи с этим для обеспечения продовольственной безопасности страны требуются следующие меры:
- разработка целей, задач и стратегий обеспечения продовольственной безопасности;
- формирование системы мер по обеспечению продовольственной безопасности страны и механизмы их реализации;
- защита жизненно важных национальных интересов страны в области продовольствия;
- выявление и минимизация негативных факторов, влияющих на продовольственную безопасность;
- определение количественных и качественных показателей для оценки уровня продовольственной безопасности.
Одной из проблем, которые негативно влияют на продовольственную безопасность и функционирование продовольственного рынка в стране, является проблема эффективности сельскохозяйственного производства. Согласно исследованию, потребность республики в продуктах питания растительного происхождения была удовлетворена централизованным фондом в бывшем СССР. В этот период из-за низкого производства зерна в Азербайджане его потребление населением не достигло минимального уровня (230 кг). Спад в сельском хозяйстве начался с 1989 г., как и во всех районах страны, и продолжился в 90-х годах. Одной из причин является распад СССР и разрыв экономических связей между республиками. Тем не менее аграрные реформы, которые начались в Нахичевани, затем распространились по всей стране, увеличили производство и эффективность сельского хозяйства. «Сегодня мы можем с гордостью сказать, что продовольственная безопасность страны была обеспечена за счет увеличения производства многих сельскохозяйственных продуктов на каждого человека» [11] (Ibragimov, 2016).
Как отмечается, сельское хозяйство не является конкурентоспособным по сравнению с другими отраслями экономики. Поэтому государство постоянно наращивает свою экономическую поддержку в этой области. Под руководством президента Ильхама Гейдар оглы Алиева многое делается для обеспечения продовольственной безопасности в стране. А именно, предоставляются кредиты предпринимателям на льготной основе и субсидии в размере 100 Azn (азербайджанская валюта) за гектар земли (на посев зерна); обеспечивается по льготным ценам покупка удобрений, оборудования, моторных масел, автотехники в лизинг. «Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев на совещании по итогам первого полугодия социально-экономического развития регионов в 2014–2018 гг. уделил особое внимание развитию сельского хозяйства, учитывая актуальную глобальную проблему продовольственной безопасности» [15]. Для обеспечения продовольственной безопасности страны очень важно уделять пристальное внимание увеличению доли национального производства в удовлетворении потребностей населения в продуктах питания.
Обеспечение продовольственной безопасности, на наш взгляд, требует эффективного воздействия на все факторы, связанные с реализацией стратегических, национальных, экономических интересов в сфере производства и продвижения продовольственной аграрной продукции потребителям. Следует отметить, что «к 2050 году, по сравнению с текущим периодом, спрос на сельскохозяйственную продукцию, как ожидается, увеличится примерно на 60–70%» [16]. Чтобы эффективно подойти к решению этой проблемы, в нашей стране должны быть приняты необходимые меры, направленные на развитие сельскохозяйственного сектора и снижение зависимости от импорта. Снижение зависимости от импорта в стране зависит, прежде всего, от создания крупных фермерских хозяйств в аграрном секторе и увеличения государственного финансирования в этой сфере. Чтобы привлечь инвестиции в современные технологии производства и переработку сельскохозяйственной продукции в аграрном секторе, необходима разработка и реализация финансовых программ в этой области.
Среди факторов, обусловливающих экономическую эффективность продовольственного производства, можно отметить качество реформ в формировании аграрного предпринимательства, а также создание экономического механизма в части сбалансированной государственной поддержки производства. В этом направлении ключевое значение имеет создание устойчивой финансово-кредитной системы и совершенствование финансово-кредитного механизма сбыта продукции и системы обслуживания, разработка эффективной экспортной стратегии, стимулирующей развитие производственного и ресурсного потенциала, а также учет в финансово-кредитной системе отраслей и направлений производства продукции, ориентированной на экспорт.
Фактор качества продуктов питания заслуживает особого внимания и является одним из важных направлений повышения эффективности производства. Это означает, что необходим комплексный подход к данному процессу, учет всех сфер, стадий и этапов производства при реализации предусмотренных в данной отрасли мер. Повышение качества продукции –основное требование конкурентной рыночной экономики. То есть рост производства продукции, снижение ее себестоимости, сокращение производственных затрат происходят в результате конкурентного рынка. Повышение качества продукции способствует также экономии общественного труда. Эта необходимость в то же время исходит из потребностей внешнеэкономических связей. Этот вопрос требует повышения активности и компетентности всех предприятий и организаций на всех стадиях технологической цепочки – от производства до потребления продукции.
Целью государственной политики в области продовольственной безопасности является эффективное использование экономического потенциала государства для стабильного и устойчивого обеспечения потребностей населения в продовольствии.
Роль агропромышленного сектора в обеспечении страны продовольствием постоянно повышается. Поэтому аграрная политика должна исходить из стратегических целей, направленных на обеспечение перехода от снижения уровня сельскохозяйственного производства к стабилизации и росту и превращение страны по отдельным видам продукции из импортера в экспортера.
Для достижения этих задач государство должно осуществлять следующие мероприятия:
- проведение политики разумного протекционизма, обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, налогов на импортируемые продовольственные товары;
- создание благоприятного климата для инвесторов, предоставление государственных гарантий для иностранных кредиторов;
- образование платежеспособного спроса населения, воздействуя на формирование доходов основных групп населения через регулирование системы цен на продукции АПК;
- финансирование ключевых направлений науки по проблемам АПК, участие в финансировании инвестиционных проектов по созданию новых технологий, отвечающих международным стандартам.
Стратегия продовольственной безопасности предусматривает постоянный мониторинг условий и факторов, которые угрожают жизненно важным интересам в обеспечении населения продовольствием. Государственное регулирование продовольственной безопасности на исторических этапах развития общества было одним из основных стратегических направлений экономической политики государства и продолжает быть им по настоящее время.
Решение проблемы продовольственной безопасности является важной составляющей экономической безопасности и имеет особое научное и практическое значение в рыночной экономике. На современном этапе продовольственная безопасность стала глобальной проблемой во многих странах мира.
Продовольственная безопасность также является социальной проблемой. Удовлетворение спроса населения на продукты питания за счет национального производства имеет большое социально-экономическое значение. Следует отметить, что если один регион страны обеспечивает население другого региона продуктами питания и отвечает его потребностям, то развитие экономических связей между регионами расширяется. Развитие сельскохозяйственного сектора, особенно производства зерна, имеет особое значение для обеспечения продовольственной безопасности каждой страны.
Комитет международной безопасности Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН – FAO рассчитывает потребности населения мира на основе отношения производства зерна к мировому производству. Объем переходных запасов зерна, равный 60 дням мирового потребления зерна, является безопасным уровнем. В международной практике запасы зерна страны считаются безопасными, если они составляют 17–20% годового потребления населения. То есть, помимо годового потребления, зерновые ресурсы должны быть в состоянии удовлетворить потребности населения в зерне еще на 2 месяца. «Согласно общепринятой норме, если страна производит 80% основных продуктов питания, то продовольственная безопасность ее считается обеспеченной» [16].
В условиях глобализации все больше внимания уделяется главному фактору обеспечения продовольственной безопасности населения – доступности продуктов на продовольственном рынке и по оптимальной цене. Если доступность продуктов питания зависит от взаимосвязи между производством и импортом, финансовые возможности населения оцениваются по уровню ежемесячного дохода на душу населения.
В целом исследования показывают, что население мира увеличивается на 80 млн человек в год. По прогнозным оценкам, к 2050 году население планеты достигнет 9,2 млрд человек. Следует отметить, что в настоящее время в мире потребляется около 2,2 млрд тонн зерна ежегодно. В этом отношении аналитические документы FAO также показывают, что необходимо увеличить производство пшеницы и производительность на гектар в мире. «Для того чтобы обеспечить этот рост, необходимо увеличить производство пшеницы до 840 миллионов тонн к 2020 году» [10].
Как и во всех странах мира, Азербайджан проводит реформы в сельскохозяйственном секторе, основными задачами которых являются увеличение производства зерна и обеспечение продовольственной безопасности. Следующие нормативно-правовые документы способствовали реализации этих реформ:
- «Программа продовольственной безопасности Азербайджанской Республики» на 2001 год [13];
- «Государственная Программа по сокращению бедности и экономическому развитию в Азербайджанской Республике на 2003– 2005 годы» [6];
- «Государственная Программа по развитию малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике (2002–2005 годы)» [7];
- «Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики» (2004–2008, 2009–2013 и 2014–2018 годы) [8].
Проводимые в разные периоды реформы по развитию агропромышленного сектора республики, достигнутые параметры и его результаты, наличие природно-климатического и ресурсного потенциала в аграрной отрасли свидетельствуют о том, что решение проблем обеспечения продовольственной безопасности на основе национального производства в полной мере реализуемы для Азербайджана.
Заключение
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные авторские рекомендации по обеспечению продовольственной безопасности, а также пути ее повышения по стране в целом могут быть использованы при формировании региональных программ. Обеспечение продовольственной безопасности является фактором достижения устойчивого экономического роста в стране, удовлетворения общественных потребностей и поддержания политической стабильности. Реализация стратегии продовольственной безопасности должна основываться на нейтрализации воздействия неблагоприятных факторов, которые могут нарушить устойчивые и стабильные поставки продовольствия в страну.
Продовольственная безопасность каждой страны является важным элементом экономического суверенитета и безопасности. В связи с этим создание современного производственного процесса в сельскохозяйственном секторе может повысить уровень развития экономики, которая впоследствии будет источником повышения объема, разнообразия ассортимента и диверсификации структуры экспорта.
В статье «Исследование воздействия внутренних и внешних угроз на продовольственную безопасность России» авторы Вартанова М.Л. и Дробот Е.В. показали, что при положительных тенденциях, обусловленных ростом производства сельскохозяйственной продукции и сбора зерна, увеличивается экспорт зерновых из Российской Федерации, что чревато ростом цен и дефицитом на внутреннем рынке. В заключение авторы «формулируют ключевые задачи развития российского сельского хозяйства и возможности их решения» [5] (Vartanova, Drobot, 2019).
По нашему мнению, дальнейшее углубление аграрных реформ в Азербайджанской Республике и бурное развитие аграрного сектора дают основание утверждать, что в ближайшей перспективе продовольственная безопасность страны будет полностью обеспечена за счет национального производства.
Источники:
2. Аташов Б.Х. Структурные проблемы и проблемы эффективности в аграрном секторе. Баку, «Кооперация», 2017г., 536 стр.
3. Ахмедов Н.Х. Формирование рынка потребительских товаров в Азербайджане и проблемы развития. Баку, «Наука», 2014г., 332 стр.
4. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности: продовольственная самодостаточность региона при эффективно функционирующем региональном продовольственном рынке (на примере Северно-Кавказского федерального округа) // Российское предпринимательство. Выпуск 2018г. Том 19, №2.
5. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. «Исследование воздействия внутренних и внешних угроз на продовольственную безопасность России» // Продовольственная политика и безопаность. Выпуск 2019г. Том 6, №2.
6. «Государственная Программа по сокращению бедности и экономическому развитию в Азербайджанской Республике на 2003-2005 годы» Баку, 2002г. [Электронный ресурс] URL: http://republic.preslib.az/ru_a3.html (дата обращения 2.06.2020).
7. «Государственная Программа по развитию малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике (2002-2005 годы)» Баку, 2001г. [Электронный ресурс] URL: http://files.preslib.az/projects/azerbaijan/rus/gl4.pdf (дата обращения 2.06.2020).
8. «Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики» Баку. 2020г. [Электронный ресурс] URL: https://ru.president.az/articles/35693 (дата обращения 2.06.2020).
9. Государственный Комитет Статистики Нахичеванской Автономной Республики. [Электронный ресурс] URL: http://statistika.nmr.az (дата обращения: 2.06.2020).
10. Информационное агентство Интерфакс. [Электронный ресурс] Последняя редакция 2.04.2019. URL:https://www.interfax.ru/world/656715 (дата обращения 2.06.2020).
11. Ибрагимов И.Х. Аграрная экономика. Баку, 2016г., 655 стр.
12. Мамедов Г.Ш. Аграрные реформы в Азербайджане. Баку, 2011г., 352 стр.
13. «Программа продовольственной безопасности Азербайджанской Республики» Баку, 2017г. [Электронный ресурс] URL: http://afsa.gov.az/az/home (дата обращения 2.06.2020).
14. Салахов С.В. Проблемы государственного регулирования аграрного сектора. Баку, 2004г, 504 стр.
15. Указ об утверждении «Программы продовольственной безопасности» Азербайджанской Республики. Баку, 2018г, 31 стр. [Электронный ресурс] URL: https://ru.president.az/articles/30605 (дата обращения 2.06.2020).
16. Центр инвестиций ФАО. О мировых зерновых запасах и других инструментах решения проблемы нестабильности зерновых рынков [Электронный ресурс] URL: http://www.fao.org/3/a-i3338r.pdf(дата обращения 2.06.2020).
17. Экономика и управление аграрным сектором. Учебник, Баку, 2011г., 522 стр.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:51:52