Современные тенденции и проблемы регулирования инновационной деятельности в Азербайджане

Шукюров Н.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (66), Июнь 2012

Цитировать:
Шукюров Н.С. Современные тенденции и проблемы регулирования инновационной деятельности в Азербайджане // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 6. – С. 20-26.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17773061
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Исследуются характерные черты влияния научно-технической революции на уровень развития национальной экономической системы. Эффективность формирования и реализации инновационных процессов связывается с деятельностью научно-исследовательских учреждений, университетов, НИОКР, а также с действенностью государственного регулирования. Рассматриваются основные цели инновационной политики государства, методы государственного регулирования, оценивается решение организационно-экономических проблем, связанных с инновациями, перечисляются основные задачи формирования и развития инновационной инфраструктуры, пути и направления совершенствования национального инновационного развития в Азербайджанской Республике.

Ключевые слова: наука, инновационная инфраструктура, технология, национальная инновационная система, инновация, технологические новшества



Инновация как процесс, изменяющий тип воспроизводства, качество социально-экономических отношений, создает новую инновационно направленную экономику, имеющую своеобразную форму, критерии накопления и структуры богатства. Ныне можно говорить о формировании инновационной экономики. При этом на передний план выступает интеллектуализацияроста производства, то есть рост ВВП обусловлен выпуском и реализацией наукоемкихтоваров иуслуг.

Инновационная политика, ее цели и методы

Й.Шумпетер в «Теории техническогоразвития» рассматривалинновацию как экономическое влияние технического изменения [4]. Он исследовал суть инновационного предпринимательстваи основытеории инновационныхпроцессов.Ученый отметилроль предпринимателя и назвал его «координатором между новшеством и изобретением». Анализ инновацийпоказывает, что они выполняют функции социально-экономического характера. В целом инновации способствуют воспроизводству и стимулированию [5 [. Функция воспроизводства показывает, что инновациявыступает как важный источник финансирования.Денежные доходы от инновации создают предпринимательскую прибыль, котораявыступает как источникфинансовых ресурсов и в то же время как мера эффективности инновационного процесса.

Как известно, система мер государства, связанных синновацией,проявляетсяв соответствующей политике. Инновационная политика государства, будучи составной частью социально-экономической политики, направлена на развитиеистимулирование инновационной деятельности ихарактеризуется созданиемновой или усовершенствованнойпродукции на основе технического процесса. Основные цели инновационной политики классифицируются следующем образом:

- создание экономических, юридических и организационныхусловий для инновационнойдеятельности, обеспечивающей рост конкурентоспособности местных товаров;

- развитие научно-технического потенциала,его эффективное размещениеи использование;

- повышение роли науки и техники в развитии экономики страны, реализация важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных изменений в материальной сфере;

- усиление обороноспособности страны, а также личной, общественнойи государственной безопасности;

- законодательное обеспечение в контексте реальных экономических, социальных и политическихусловий.

Политика, в области инновационной деятельности, как и в других областях социально-экономической жизни,осуществляется прямыми и косвенными методами регулирования. Кпрямым методам государственного регулирования инновационной деятельности относятся [2]:

- финансирование НИКОРи инновационных проектов(общегосударственных,межотраслевыхи социальных, фундаментальных и прикладных исследований) за счет государственного бюджета;

- разработка прогнозов развития науки и техники, в том числе оценка тенденцииисреднесрочного развития инновационных процессов;

- формированиегосударственнойинновационной инфраструктуры (центров распространения новшеств, инновационных бирж,научно-технических библиотек,информационныхсетей и т.д.);

- защита прав интеллектуальной собственности;

- принятие антимонопольных мер в инновационной сфере;

Стимул для новшества

Ввоздействии государства на инновационные процессыособое значение приобретают инструменты стимулирования кооперации промышленных предприятий. В этой области существуетуже сформировавшийся зарубежный опыт. Так, например, в Канадекакпрямой инструментстимулированияинноваций используются государственные гарантии при получениикредитов в коммерческих банках или государственное прямое финансирование инновационного процесса. В Японии применяется бюджетное субсидирование и льготное кредитованиегосударственных корпораций и центров,государственных отраслевых научно-исследовательскихинститутов, осуществляющих создание инноваций совместно с частными фирмами на основе принципа государственно-частного сотрудничества. В Германии осуществляется прямое финансирование долгосрочных исследований по приоритетным научным направлениям, характеризующихся высокой степенью неопределенности [6]. К косвенным методам государственного регулирования инновационной деятельности относятся нижеследующие [2]:

- налоговые льготы;

- политика ускоренной амортизации;

- льготное кредитование;

- государственная помощь финансовому лизингу;

- меры стимулирования франчайзинга и т.д.

Налоговые инструменты – это один из основных элементов в системе косвенного регулирования. Налоги как один из источников формирования государственного бюджета и как инструмент стимулирования экономического развития могут при определенных условиях сдерживать рост. Поэтому при формировании прибыли их влияние должно быть, по крайней мере, нейтральным. В этих условиях применение налоговых льгот, особенно адресных льгот, выступает как эффективный метод косвенного регулирования (стимулирования) инновационной активности. Этот подход на опыте Китая наблюдается более отчетливо. В КНР налоговые каникулы, более низкие налоговые проценты способствуют высокой эффективности при разработке и внедрении новшеств [7].

Наука в стратегических направлениях

Решение организационно-экономических проблем, связанных с инновациями, как в бывших союзных республиках, так и в Азербайджане есть реальное требование времени. В настоящее время в целях повышения эффективности научной деятельности Национальной академии наук (НАН), увязки фундаментальных и прикладных исследований, предпринимаются определенные меры. Учитывая это в целях повышения роли науки и техники в решении важных социально-экономических проблем, роста информационных запасов государства и ускорения процессов инновации, в Азербайджане был подготовлена стратегия развития научного сектора. С этой точки зрения основные направления развития науки следующие:

- повышение эффективности фундаментальных исследований, выполненных в научно-исследовательских учреждениях, вузах, обеспечение применения их результатов в социально-экономических и других областях;

- защита научно-технического потенциала, его развитие, эффективное использование для охраны здоровья населения и обеспечения экологической безопасности, роста информационных запасов государства и ускорения инновационных процессов.

- усиление увязки научно-исследовательской и практической деятельности, осуществляемой в научных учреждениях и вузах;

- осуществление конкурсного отбора целевых комплексных программ в научных учреждениях для их финансирования;

- направление местных кадров на учебу и прохождение практики в зарубежных странах.

Инфраструктурная составляющая

- Одной из основных проблем особой значимости в области инновационной деятельности является инновационная инфраструктура. В целом инновационная инфраструктура есть взаимно связанная и взаимно дополняющая друг друга организационная система, каковая имеет различную организационно-юридическую форму. Кроме того, она обеспечивает, реализацию этапов инновационного процесса начиная от технологического приспособления до научных исследований [7]. Инновационная инфраструктура считается одним из основных элементов инновационной системы. Основные задачи формирования и развития инновационной инфраструктуры:

- остановка спада производства путем восстановления структуры экономики и изменения номенклатуры выпускаемой продукции;

- повышение конкурентоспособности товаров местного производства и привлекательности экономики;

- защита и развитие научно-технического потенциала.

Наиболее важным элементом формирования инновационной инфраструктуры считаются небольшие инновационные центры. Уровень развития национальной экономики позволяет считать целесообразным использование трех моделей инновационных центров для нашей республики:

- национальные технопарки;

- региональные инновационные центры;

- территории, имеющие высокие технологии.

Основной целью создания национального технопарка считается привлечение национального научно-технического потенциала к процессам по приоритетным областям современной науки, дополнительных средств путем коммерческой реализации научных исследований для будущего развития этих областей. Основной целью создания региональных инновационных центров считается активизация инновационных процессов с широким спектром технологического направления в регионах Азербайджана. Субъекты инновационной инфраструктуры и действующие на базе совместных предприятий с иностранными компаниями по выпуску высокотехнологичной продукции потребительского назначения считаются территориями, имеющими высокие технологии.

Создание информационно-аналитического центра по инновационной деятельности в сфере информационного обеспечения тоже крайне целесообразно. Основные функции этого центра заключаются в сборе, обработке, анализе и распространении информации инновационного характера для всех заинтересованных субъектов, а также в распространении идей информационного общества путем подготовки и размещения соответствующих материалов в средствах массовой информации. Для обеспечения деятельности центра необходимо оснастить его современными компьютерами, средствами обработки и передачи информации, выхода в Интернет.

Выводы

Большая часть инновационных проектов в развитых странах с рыночной экономикой реализуются частными компаниями разного уровня и масштаба. Реализация коммерческих инновационных проектов выступает, как лучшее решение производственно-коммерческих задач компаний. Инновация как другая составная часть современного воспроизводственного процесса предполагает получение реализованного практического коммерческого эффекта в максимизации прибыли других субъектов инновационного процесса и фирмы-инкубатора. Высокая экономическая активность обеспечивается ведущей ролью государства на научно-техническом рынке, отражается в определении национальных приоритетов и активном влиянии на процесс инновационного развития с помощью системы стимулирующих механизмов. Поэтому система стимулирования инновационной деятельности должна помочь решению двух задач в области экономики:

- повышение конкурентоспособности высокотехнологических секторов экономики с учетом общей активизации инновационной составляющей;

- возможность выхода на мировой рынок.

Необходимо учитывать стратегические факторы, такие как анализ внешней среды, размещение ресурсов и корпоративная стратегия. Развитие новых технологий считается актуальным направлением в процессе принятия стратегических решений. Так, реализация стратегии, как правило, приводит к разработке и появлению на рынке новых товаров или созданию новых технологий. Таким образом, в настоящие время инновации определяют перспективные направления развития, и инновационная и стратегическая деятельность предприятия тесно связана с развитием рынка.


Источники:

1. Атакишиев М.Д., Сулейманов Г.С. Инновационный менеджмент [Текст]. – Баку: 2005.
2. Национальная стратегия по информации и коммуникационной технологии во имя развития Азербайджанской Республики [Текст]. – Баку, 2003.
3. Велиев Д.А. Интеграция в глобальную экономику Азербайджана [Текст]. – Баку, 2008.
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития [Текст]. – М.: Прогресс, 1982.
5. Гончаренко Л.П. Инновационная политика [Текст]. – М.: КНОРУС, 2009.
6. Картенко В.А. Управления интеллектуальной собственностью на предприятии [Текст]. – Ростов-на-Дону: 2007.
7. Вланк И.А. Основы инновационного менеджмента [Текст]. – М.: Прогресс: 2008.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 13:03:18