Новый методический подход к вычислению уровня теневой экономики

Новрузов В.Т.1, Талыбов Н.М.1, Ахмедов Г.И.1
1 Палата Аудиторов Азербайджанской Республики, Баку

Статья в журнале

Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)

Цитировать:
Новрузов В.Т., Талыбов Н.М., Ахмедов Г.И. Новый методический подход к вычислению уровня теневой экономики // Теневая экономика. – 2021. – Том 5. – № 2. – С. 113-124. – doi: 10.18334/tek.5.2.112381.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46338657

Аннотация:
В целях реализации поручений и рекомендаций Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева по усилению борьбы с теневой экономикой, повышению прозрачности, усилению общественного контроля, реализации эффективных антикоррупционных мер и реструктуризации контроля на основе международного опыта с учетом вызовов новой эпохи в последние годы Палатой Аудиторов Азербайджанской Республики было подготовлено большое количество рабочих документов. Одним из таких документов является “Дорожная карта по сокращению теневой экономики в Азербайджанской Республике” подготовленная с учетом рекомендаций участников научно-практической конференции (13.09.2019 г. Баку). Одним из основных нововведений Дорожной Карты является разработанная методика измерения теневой экономики, имеющая большое научное и практическое значение. Методика, представленная в данной статье, будет полезна специалистам, занимающимся измерением теневой деятельности не только в Азербайджане, но и по всему миру, так как показатели указанные здесь являются точными измерителями теневой деятельности.

Ключевые слова: экономика, теневая деятельность, сокращение, объем теневой экономики, занятость

JEL-классификация: E26, J46, O17

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Без оценки масштабов теневой экономики невозможно определить реальную картину экономической ситуации в той или иной стране либо провести эффективную государственную политику в управлении экономикой. Правительство, международные финансовые институты, банки, а также научные сообщества заинтересованы в более реалистичной оценке размеров и динамики теневой экономики.

Учет размеров теневой экономики необходим для правильного формирования представлений о размерах и динамике макроэкономических процессов в каждой стране, а также для раскрытия механизма экономической деятельности, определения результатов экономических реформ и оценки перспектив. Следует отметить, что методы оценки, используемые официальными статистическими агентствами в разных странах для определения теневой экономики, обычно существенно отличаются от методов соответствующих международных организаций, в том числе Международного валютного фонда, Всемирного банка и ACCA (Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров). Статистика Азербайджана использует термин «ненаблюдаемая экономика» в соответствии со стандартами международных организаций, которые также включают такие виды деятельности, как теневая, незаконная и неформальная. Как правило, его объем рассчитывается условно с учетом сложных особенностей теневой экономики [16].

Главная цель данного исследования – разработка новых подходов по определению масштабов теневой экономики в той или иной стране для того, чтобы в дальнейшем принять правильные меры по сокращению ее уровня.

Зарубежные и отечественные ученые уделяют пристальное внимание как исследованию феномена «теневая экономика», так и проблеме определения масштабов теневой экономики на макроуровне. Среди них необходимо отметить работы С.Ю. Барсуковой [1] (Barsukova, 2004), В.Ю. Бурова [2, 3] (Burov, 2014; Burov, 2019), Е.О. Дмитриевой, Е.В. Дробот [7] (Dmitrieva, Drobot, 2018), А.В. Костина [8] (Kostin, 2011), А.П. Киреенко [11], А.А. Мага [10] (Maga, Nikolau, 2019), А.К. Худайназарова [4] (Burov, Khudaynazarov, Mamatkulov, 2020), Де Сото Э. [6] (De Soto, 1995), Ф. Шнайдера [15] и др.

Анализ

Примеры из разных стран показывают, что выводы органов официальной статистики и международных организаций о размерах теневой экономики иногда расходятся в 2–3 раза. Другими словами, оценки размеров теневой экономики иногда могут быть необъективными.

Недавние успешные экономические реформы в Азербайджанской Республике, включая ограничение денежных выплат, устранение уклонения от уплаты налогов, сокращение неформальной занятости, очень важны с точки зрения поднятия борьбы с теневой экономикой на качественно новый уровень [17].

Необходимость борьбы с теневой экономикой растет из-за современной глобализации и связанного с ней фактора облегчения пересечения межгосударственных границ, что создает благоприятные условия для транснациональной организованной преступности. Все это требует не только принятия текущих мер против проблемы теневой экономики, но и разработки государственной политики и усовершенствованной концепции в этой сфере. Актуальность этой проблемы связана также с тем, что в Азербайджанской Республике недостаточно развиты межотраслевые исследования или комплексные программы, посвященные анализу и устранению теневой экономики. Анализ государственных программ и национальных планов действий, принятых в нашей стране по повышению прозрачности и борьбе с коррупцией, показывает, что они демонстрируют важность выявления характеристик теневой экономики и необходимость борьбы с ней с точки зрения политической воли.

Теневая экономика – сложное экономическое явление, которое не позволяет точно измерить ее уровень и не имеет общепринятого определения [13] (Shnayder Fyu, Enst, 2002).

Известно, что методы измерения масштабов теневой активности в основном делятся на два типа: микрометоды (прямые) и макрометоды (косвенные). Микрометоды обычно основаны на изучении результатов опросов и специальных опросов. Недостатком этого метода является то, что респонденты обычно склонны к преднамеренному искажению фактов. Неспособность таких прямых методов определить полный масштаб теневой экономики привела к популярности использования косвенных макрометодов. В результате проведенного анализа был выявлен ряд недостатков и нерешенных проблем при использовании как микро-, так и макрометодов. В этом смысле наша главная цель – определить более совершенную методологию измерения теневой экономики на макроэкономическом уровне.

Макрометоды в основном основаны на агрегированных макроэкономических показателях официальной статистики, данных налоговых и финансовых служб. На первый взгляд, применение макрометодов позволяет лучше оценить и измерить теневой сектор экономики.

В мировой практике на макроуровне размер теневой экономики оценивается по следующим направлениям [14] (Khalitovna, 2012):

1. Производственный сектор. Сюда входят нефть, нефтепереработка, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, промышленное производство, товары народного потребления.

2. Экспорт и импорт (внешнеторговое посредничество). Сравнение таможенных данных о количестве товаров, пересекающих границу предприятиями, занимающимися экспортом и импортом товаров.

3. Денежные измерения. Сравнение денежных показателей при отправке или получении каких-либо товаров, равен ли проданный товар капиталу, поступающему в страну.

4. Информация о теневой экономике международных организаций по странам. Сравнение полученных данных с разными методами измерения теневой активности, а также внимание к направлениям исследований.

5. Информация о занятости. Определение количества рабочих мест с использованием данных переписи, регулярной статистики, налоговой и социальной отчетности, отражающей количество сотрудников. Количество людей, работающих полный рабочий день, и продукт, приходящийся на одного работника, позволяют определять продукт и добавленную стоимость с учетом теневой занятости как дополнительного дохода для определенных секторов. В первую очередь следует использовать разницу между фактическим и официально зарегистрированным уровнем занятости. Кроме того, основное внимание уделяется заявкам на пособие по безработице и тем работодателям, у кого люди могут найти работу после подачи заявления.

6. Информация о расходах и доходах. Расходы, доходы, показатели государственных инвестиций в разные проекты и сравнение их уровня с уровнем доходов от одних и тех же проектов. Сравнение реальных доходов населения с реальным уровнем, т.е. тот факт, что малооплачиваемые люди тратят достаточно денег, чтобы жить, доказывает, что теневая экономика компенсирует нехватку денег для нормальной жизни человека.

7. Государственные отчеты о доходах и расходах. В нефтяном и ненефтяном секторах – доходы и расходы, а также доходы и расходы на начало и конец отчетного периода.

8. Обязательства. За последние 5 лет общий уровень обязательств должен определяться как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов. Затем уровень теневой активности определяется на основе информации о просроченных или безнадежных долгах.

Следует отметить, что в мировой практике для точной оценки теневой экономики используются следующие методы [9] (Kosach, 2016):

- балансовый метод;

- метод несоответствий;

- метод по показателю занятости («итальянский» метод);

- методика расчета макроэкономических показателей, основанная на определении максимально возможного значения;

- денежный метод;

- метод технологических коэффициентов;

- экспертный метод;

- структурный метод;

- метод мягкого моделирования (оценка детерминант);

- факторный метод;

- метод оценки Всемирного банка;

- метод обследования;

- метод программного моделирования.

Предлагаемый подход

Разнообразие используемых методов показывает, что не существует единой методики количественной оценки параметров теневой экономической деятельности, достоверности результатов. Признание невозможности точной оценки характера теневой экономики позволяет нам применять интервальный подход в нашей работе, то есть мы определяем нижнюю и верхнюю границы на основе расчетов с использованием вышеуказанных методов. Другой вариант достижения объективности и реалистичности оценки – вычисление среднего значения на основе результатов, полученных с помощью макрометодов, или объединение его с определением результатов примененных методов и их вычисление на основе конкретных изображений.

На основе описанных выше методов мы выделили новый метод расчета теневой активности. Чтобы свести воедино полученные индикаторы, необходимо объединить полученную информацию по индикаторам теневой деятельности и провести углубленный анализ, подробно описанный в отчете, с целью прояснения проблем той или иной страны. Предлагается следующая формула для расчета теневой активности в результате изученных материалов:

[(A + B + J + V) – (C + D + E + Y + T)] / L * 100% = S

А – расходы населения за расчетный период;

B – сумма вкладов в банки за расчетный период;

J – разница между суммой денег, поступающей в страну и переведенной в другие страны;

V – национальная и иностранная валюта, хранящаяся у населения (на начало периода);

C – доходы населения и чистая прибыль предпринимателей (без учета прибыли, налога на прибыль и социальных отчислений);

D – сумма кредитов, выданных населению за расчетный период (за вычетом суммы погашенных кредитов);

E – размер выданного депозита и процентов по вкладам;

Y – доход от туризма (количество туристов, количество дней, прожиточный минимум, средняя арендная плата);

T – разница (отрицательная или положительная) в национальной и иностранной валюте, удерживаемая населением на начало периода;

L – валовой внутренний продукт страны в манатах;

S – уровень теневой экономики в стране за расчетный период в процентах от ВВП.

Подробное объяснение индикаторов, представленных в приведенной выше формуле, приводится ниже:

А – расходы населения за расчетный период:

- расходы на питание;

- коммунальные расходы;

- транспортные расходы;

- расходы на зарубежный туризм;

- прочие бытовые расходы;

- расходы на приобретение и ремонт движимого и недвижимого имущества;

- расходы на образование и здравоохранение;

- прочие расходы на проживание.

B – сумма вкладов и вложений, возвращенных банкам и кредитным организациям в течение расчетного периода:

- сумма вложений;

- средства, потраченные на покупку облигаций и других ценных бумаг;

- денежные средства, потраченные на акции, инвестиции и доли участия физических лиц.

J – разница между денежными переводами и денежными переводами:

– списывать деньги с населения на любые цели и из страны. Деньги, отправляемые населением в страну на любые цели.

V – национальная и иностранная валюта, хранившаяся у населения (на начало периода).

C – доходы населения и прибыль от частного предпринимательства (без налогов и других обязательных платежей):

- заработная плата;

- доходы от непредпринимательской и предпринимательской деятельности (дивиденды, проценты, сборы, роялти и др.);

- доходы и прибыль физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

- налоги и другие обязательные платежи удерживаются и уплачиваются с указанных сумм.

D – сумма кредитов, выданных населению за расчетный период, т.е. общая сумма кредитов за расчетный период.

E – сумма выданного депозита и процентов по вкладам.

Y – доход от туризма (включая стоимость проживания и аренды).

Т – разница между национальной и иностранной валютой, хранившаяся у населения на начало периода.

L – валовой внутренний продукт страны, для которой производится расчет.

Пример расчета:

A = 75 000 000 000 $

B = 15 000 000 000 $

V = 5 000 000 000 $

J = 10 000 000 000 $

C = 50 000 000 000 $

D = 5 000 000 000 $

E = 4 000 000 000 $

T = 5 000 000 000 $

Y = 6 000 000 000 $

L = 100 000 000 000 $

35% = 35 000 000 000 $ / 100 000 000 000 $ * 100%

Результат

По последним оценкам Международного валютного фонда и известного профессора Фридриха Шнайдера, размер теневой экономики в Азербайджане в 2015 году составил 43,66% ВВП [20] (Leandro, Friedrich, 2018).

При этом, по оценкам ACCA, объем теневой экономики в Азербайджанской Республике в 2016 году составил 67% ВВП.

Сошлемся на материалы конференции «Борьба с теневой экономикой: как важный фактор экономического развития», проведенной Счетной палатой Азербайджана. Согласно подсчетам Фридриха Шнайдера на данной международной научно-практической конференции по данной теме, объем теневой экономики в Азербайджанской Республике в 2019 году составил 44,6% ВВП.

По нашим расчетам, объем теневой экономики в Азербайджане в 2019 году составил 34,1% ВВП.

Согласно предложенной методике, при тесной поддержке Центрального банка и Госкомстата уровень теневой экономики в Азербайджанской Республике в 2019 году составил 34,1%, а не 67%, как показали международные организации и зарубежные эксперты (ACCA, МВФ, Фридрих Шнайдер и др.).

Это связано с тем, что расчеты международных организаций основываются не на показателях, отражающих текущую реальность, а на опросах и экспертных данных из неизвестных источников, что существенно влияет на уровень результатов.

С другой стороны, предлагаемый новый подход, характеризующийся своей сложностью, включает важные факторы, которые служат для получения более точного показателя, включая такие важные показатели, как производство, потребление, внешние связи и платежный баланс.


Источники:

1. Барсукова С. Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. - Москва: ВШЭ, 2004. – 448 c.
2. Буров В. Ю. Теоретические аспекты исследования коррупции и ее взаимодействие с теневой экономикой // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. – 2014. – № 2. – c. 5-11.
3. Буров В.Ю. Опыт Российской Федерации по противодействию оттоку капитала за рубеж и легализации доходов, полученных преступным путем // Теневая экономика. – 2019. – № 3. – c. 153-164. – doi: 10.18334/tek.3.3.41329.
4. Буров В.Ю., Худайназаров А.К., Маматкулов И.А. Теневая экономика в Узбекистане: оценка ее размера и структуры на основе выборочного опроса предприятий // Теневая экономика. – 2020. – № 1. – c. 23–46. – doi: 10.18334/tek.4.1.41511.
5. Глотов В.И., Русакович М.В., Колгушкин А.И. Методы оценки теневой экономики. / лекция / Глотов В. И., Русакович М. В., Колгушкин А. И.; Общероссийская общественная организация "Российская академия естественных наук". - Москва: Российская акад. естественных наук, 2017. – 23 c.
6. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. - Москва: Catallaxy, 1995. – 319 c.
7. Дмитриева Е.О., Дробот Е.В. Теневая экономика: угрозы и последствия // Теневая экономика. – 2018. – № 1. – c. 9-16.
8. Костин А. В. Опыт измерения теневой экономики в Западной литературе // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Социально-экономические науки». – 2011. – № 4. – c. 33-43.
9. Косач О.Ф. Современные методы аналитической оценки теневой экономики и их совершенствование // Бухгалтерский учет и анализ. – 2016. – № 11. – c. 37-41.
10. Мага А.А., Николау П. Э. Анализ масштабов теневой экономики в Республике Узбекистан // Теневая экономика. – 2019. – № 2. – c. 115–126. – doi: 10.18334/tek.3.2.40936.
11. Теневая экономика и уклонение от уплаты налогов. / монография / А. П. Киреенко, Д. Ю. Федотов, Е. Н. Невзорова [и др.]. - Иркутск: ИрГУПС, 2017. – 202 c.
12. Уханов В.В. Подходы к определению понятия и сущности теневой экономики и анализу ее масштабов // Российское предпринимательство. – 2017. – № 22. – c. 3405-3418.
13. Шнайдер Фю, Энст Д. Скрываясь в тени, Рост подпольной экономики. / Серия "Вопросы экономики". - МВФ, Вашингтон, 2002. – 23 c.
14. Халитовна Л.Э. Косвенные измерители теневого сектора экономики // Журнал “Альманах современной науки и образовани. – 2012. – № 4 (59). – c. 234-236.
15. Шнайдер Ф., Энст Д. Скрываясь в тени. Рост подпольной экономики. Сайт МВФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/ external/pubs/ft/issues/issues30/rus/issue30r.pdf/ (дата обращения: 11.09.2019).
16. Azərbaycan Respublikasında Kölgə İqtisadiyyatının Azaldılmasına dair Yol Xəritəsi. 2019, 102 səh.
17. Kölgə İqtisadiyyatına qarşı mübarizə: İqtisadi inkişafın mühüm amili kimi. Beynəxalq elmi-praktik konfrans, 2019.
18. Erdinç Z. The Reasons of Underground Economy, Its Results, Methods and the Turkish Case // Business & Economic Policy. – 2016. – № 1. – p. 15-21.
19. Łabendowicz O., Žukauskas V. Unraveling shadow economy // Fundacja Industrial. – 2015. – № 3. – p. 156.
20. Leandro M., Friedrich S. Shadow Economies around the world: What did we learn over the last 20 years? // IMF Working Papers. – 2018. – № 18(17). – p. 76. – doi: 10.5089/9781484338636.001.
21. Maira C.G. The Non-Observed Economy in Uruguay. / Report. - Banco Central del Uruguay and International Monetary Fund, 2015. – 1-30 p.
22. Mogensen G.V., Kvist H.K., et al. The shadow economy in Denmark 1994: measurement and results. - Copenhagen, Rockwool Foundation Research Unit: Distributed by Danmarks Statistik, 1995.
23. Paraskevi K., Colin C.W., Athanassios V., Kyriakos S. Shadow Economy: Definitions, terms and theoretical considerations // Advances in Management & Applied Economics. – 2019. – № 5. – p. 35-57.
24. Thomas J.J. Informal economic activity. - Ann Arbor, University of Michigan Press, 1992.

Страница обновлена: 03.04.2024 в 08:23:37