Приграничное сотрудничество как фактор развития регионов (на примере российско-казахстанского приграничья)

Боброва В.В., Рогова В.В.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать эту статью:



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Приграничное сотрудничество XXI века является одним из важнейших ключевых факторов, благодаря которому государство становится активным участником интеграционных процессов с целью формирования общих рынков. Взаимодействие приграничных регионов с позиции win-win обеспечивает развитие глубоких и устойчивых связей, благодаря которым впоследствии удается удовлетворять потребности обеих сторон. Через активизацию взаимоотношений на уровне приграничных областей происходит стимулирование интеграционных процессов, что требует комплексного подхода к решению возникающих проблем в области приграничного сотрудничества. Это подтверждает российско-казахстанский опыт, тесное взаимодействие стран позволяет сформировать качественные и многочисленные внешнеторговые связи между участниками внешнеэкономической деятельности сопредельных стран, обеспечивая стабильное развитие в данной сфере.

Литературный обзор. Актуальность и многогранность потенциала приграничного сотрудничества регионов изучается в трудах как российских, так и зарубежных исследователей. Особый интерес представляет анализ развития приграничных регионов в условиях интеграции, который проводится учеными с помощью разных подходов и методов. Результаты проведенных научных исследований свидетельствуют о неодназначности приграничного положения как фактора социально-экономического развития регионов. Государственные границы влияют на развитие приграничных районов и страны в целом через свои фундаментальные свойства – барьерность и контактность [3]. Приграничные территории – это территории, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями [2]. Результаты исследований приграничных территорий сложно обобщать. Это связано, прежде всего, с национальными особенностями законодательства, уровнями экономического развития, политического влияния, инфраструктуры, религии, культуры. Все это и формирует уникальность процесса взаимодействия между граничащими территориями различных государств как на микро- так и макроуровне. Разная степень взаимодействия приграничных регионов со смежными странами и их регионами, отражается на их экономическом развитии.

Таблица 1

Определения «приграничных регионов», представленные исследователями

Автор
Определение «приграничных регионов»
Межевич Н.М., Ткачев С.А.
«это регионы, имеющие двойственный характер, выступающие одновременно периферией собственной страны и связующим центральным звеном с зарубежным пространством» [1] (Mezhevich, Tkachev, 2021, p. 39-42).
Арсентьева И.И.
«это территории, которые прилегают к границам различных государств и наделены рядом особых приграничных функций, в связи с чем имеют специфические особенности» [2] (Arsentieva, 2012, p. 24-29).
Вардомский Л.Б.
«это регионы, примыкающие к сухопутной границе, либо пограничным регионам или территориальным водам, по которым проходит линия разграничения территории государства; содержащие участок пограничной зоны» [3] (Vardomsky, Golunov, 2002).
Бакланов П.Я
«это территории, непосредственно прилегающие к государственной границе, испытывающие на себе наибольшее влияние границы и соседней страны и обладающие особым, дополнительным потенциалом развития и международного сотрудничества» [4] (Baklanov, 2018, p. 19-24).
Бильчак М.В.
«это территория, осуществляющая регулярное взаимодействие с приграничными территориями сопредельных государств на уровне экономических, культурных, правовых связей на принципах относительной взаимодополняемости потенциала и ресурсов с соблюдением взаимных интересов» [5] (Bilchak, 2014, p. 11-20); [6] (Dubrovina, 2018, p. 97-102).
Кузавко А.С.
«к приграничным регионам относят территории в установленных административных границах субъектов страны. Однако прямое соседство может распространять свое влияние и вглубь национальной территории. Это может быть связано со спецификой гравитационного влияния экономически более развитых центров, а также с неразвитостью транспортной инфраструктуры» [7] (Kuzavko, 2023, p. 108-130).
Источник: составлено авторами по данным источников [1] (Mezhevich, Tkachev, 2021, p. 39-42); [2] (Arsentieva, 2012, p. 24-29); [3] (Vardomsky, Golunov, 2002); [4] (Baklanov, 2018, p. 19-24); [5] (Bilchak, 2014, p. 11-20); [6] (Dubrovina, 2018, p. 97-102); [7] (Kuzavko, 2023, p. 108-130).

Проанализировав представленные определения, можно выделить следующие общие признаки: территориальное расположение, наличие государственной границы, особые условия развития, специфические особенности, обусловленные взаимодействием с регионами сопредельного государства в различных сферах. Таким образом, приграничные регионы определяются как расположенные вдоль государственной границы и соседствующие с другим государством территории, на развитие которых оказывают влияние политические, экономические, исторические, языковые, институциональные и инновационные факторы двух граничащих государств. «Стоит отметить и недооцененную роль культурных и лингвистических факторов, способствующих созданию ментального базиса для двусторонних отношений, что отражено в исследовании Хмелевой Г.А., Курниковой М.В., Мекина М.А.» [8] (Khmeleva, Kournikova, Mekin, 2022, p. 2949-2962).

Разный уровень взаимодействия приграничных регионов соседних стран отражается на их экономическом развитии. Для определения эффекта приграничности в условиях интеграции предложено теоретико-методическое обоснование выбора подхода к интеграции, основанного на типологии приграничных регионов российско-казахстанского приграничья как по отраслевому, так и географическому признаку.

Целью исследования является идентификация проблем социально-экономического развития приграничных регионов и их дифференциация в зависимости от территориальной приближенности к экономически развитым территориям (центру).

Научная новизна. Авторы попытались обосновать, что с увеличением числа различий между приграничными регионами, увеличивается число ниш для совместного сотрудничества. Обозначены зоны для сотрудничества и конкуренции для регионов сопредельных стран (казахстанского приграничья).

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что на развитие приграничных территорий влияет уровень социально-экономического развития территориальных образований, находящихся по другую сторону границы.

Понимание и системное исследование этих аспектов представляют важный шаг в практической реализации Основных направлений евразийской экономической интеграции до 2025 г. (на период до 2030 гг.), где каждый регион мог бы реализовать свой потенциал в полной мере.

Для анализа потенциала приграничного сотрудничества применены методы статистического и системного анализа, элементы сравнительного подхода. В работе проведен сравнительный анализ социально-экономического положения приграничных регионов, входящих в казахстанское приграничье, как с российской, так и с казахстанской стороны, с целью выявления возможностей для расширения интеграционных процессов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Благодаря развитию приграничных связей сопредельные государства могут достичь успехов в реализации совместных проектов, направленных на повышение уровня жизни населения приграничных территорий, уровня экономической устойчивости и национальной безопасности, культурное и образовательное сотрудничество, минимизацию экономических, экологических, политических рисков. Важность регионального взаимодействия в экономических вопросах постоянно растет. Россия активно налаживает взаимовыгодные отношения с граничащими странами, причем в этом контексте наиболее выделяется партнерство с Казахстаном, что подтверждается данными внешнеторговой деятельности, отраженными в таблице 2.

Таблица 2

Доля приграничных субъектов Российской Федерации в совокупном объеме внешней торговли с Республикой Казахстан, %

Годы
Доля приграничных субъектов Российской Федерации в совокупном объеме внешней торговли с Республикой Казахстан
Экспорт
Импорт
2019
21,3
29,8
2020
20,4
30,9
2021
21,1
35,6
2023*
20,5
30,8
*Статистические данные по внешней торговле Российской Федерации с другими странами за 2022 год отсутствуют ввиду приостановления их публикации Федеральной таможенной службой (ФТС).

Источник: [12] Официальный сайт Федеральной таможенной службы России https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 22.10.2024).

«Приграничная территория России и Казахстана занимает значительную часть евразийского пространства. Этот трансграничный регион охватывает территорию в 3500 км с запада на восток, а также простирается на 1500 км от севера к югу. Государственная граница между Россией и Казахстаном занимает первое место в мире по протяженности сухопутных границ и достигает величины приблизительно в 7600 км вдоль суши и водоемов» [9] (Sokolov, Rudneva, 2022, p. 154-167). Рассматривая данное пространство по административно-территориальному устройству, выделяют 12 субъектов Российской Федерации и 8 казахстанских регионов, представленных на рисунке 1.

PS 7580924 (VIP) 2.png

Рисунок 1. Приграничные регионы Российской Федерации и Республики Казахстан

Источник: [9] (Sokolov, Rudneva, 2022, p. 154-167).

В исторической ретроспективе трансграничный регион приобрел уникальные характеристики, благодаря географическому размещению, развитию схожих экономических принципов, структуре расселения, а также благодаря взаимодействию в сферах трудовой активности и культурного обмена. Работа по межрегиональному взаимодействию началась в первой половине 20-ого века под эгидой СССР, когда была запущена кампания по интенсивному освоению новых территорий на основе централизованно разрабатываемых экономических стратегий. Примером успешной интеграции нескольких отраслей служит проект «Урало-Кузнецкий металлургический комбинат». Он не только способствовал объединению Уральского региона, Западной Сибири и Казахстана в сфере промышленного производства, но и положил начало появлению масштабных международных производственных альянсов, обогатив тем самым экономический и социальный ландшафт региона.

Интенсивное развитие в зоне, граничащей между Россией и Казахстаном, наблюдается в местах, где были расположены ключевые производственные узлы, возведенные в эпоху СССР, а именно в регионах, таких как Поволжье, Урал и Западная Сибирь. В таблице 3 представлены удельные веса приграничных субъектов России в совокупном объеме товарооборота Российской Федерации с Республикой Казахстан.

Таблица 3

Доля приграничных субъектов Российской Федерации в общем товарообороте приграничных регионов с Республикой Казахстан, %


Регионы
2019
2020
2021
2023*
Челябинская область
44,92
40,48
44,84
42,97
Новосибирская область
12,27
14,07
14,73
14,5
Алтайский край
9,44
10,00
9,28
9,20
Самарская область
9,26
9,01
7,87
7,90
Омская область
7,63
8,12
6,26
6,85
Оренбургская область
5,08
6,15
5,68
5,47
Волгоградская область
3,96
3,12
3,89
3,91
Саратовская область
3,71
4,68
3,63
4,56
Курганская область
1,71
2,02
0,93
1,73
Тюменская область
1,37
1,58
2,01
2,00
Астраханская область
0,43
0,31
0,26
0,31
Республика Алтай
0,23
0,48
0,65
0,50
*Статистические данные по внешней торговле Российской Федерации с Республикой Казахстан за 2022 год отсутствуют ввиду приостановления их публикации Федеральной таможенной службой (ФТС).

Источник: составлено авторами по данным таможенной статистики [12].

Для детального анализа детерминант, воздействующих на социоэкономическую ситуацию территорий, находящихся вблизи границ, прилегающие области были разбиты на три крупных региона, проиллюстрированных на рисунке 2.

PS 7580924 (VIP) 3.png

Рисунок 2. Макрорегионы российско-казахстанского приграничья

Источник: составлено авторами.

К концу XX века, в результате создания единых экономических зон на территориях, располагающихся вблизи государственных границ, возникли ключевые производственные узлы и зоны интеграции промышленных предприятий разнообразных специализаций. В пределах Российской Федерации черная металлургия получила развитие в таких городах, как Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Первоуральск, Новотроицк. В Казахстане ключевые позиции в данном секторе занимают Актобе, Павлодар и Экибастуз. Производство цветных металлов распределено следующим образом: на территории России основные центры - Челябинск и Карабаш, в то время как в Казахстане - Усть-Каменогорск, Зыряновск и Павлодар.

Вторая половина двадцатого столетия характеризуется созданием крупных промышленных объектов, среди которых выделяются Западно-Сибирский нефтедобывающий комплекс, газовый комплекс в Оренбуржье, а также энергетические и металлургические заводы в Павлодаре и Экибастузе, специализирующиеся на цветной металлургии Восточно-Казахстанский (Рудно-Алтайский) комплекс, и промышленные узлы в Челябинске, Актюбинске и Костанае. Несмотря на то, что данные регионы существенно способствовали экономическому развитию как Казахстана, так и России благодаря активному росту производственных мощностей, экономика этих стран в значительной степени зависела от добычи и экспорта сырья, что отразилось на структуре доходов федеральных бюджетов, демонстрируя невысокий уровень переработки произведенных товаров.

Анализируя текущий этап экономического взаимодействия, важно отметить соглашение о сотрудничестве, заключенное в 1993 г., направленное на поэтапное создание территории без тарифных ограничений в рамках единого интеграционного экономического поля. Однако невозможность достижения ожидаемых результатов этого соглашения спровоцировала заключение интеграционных документов между Россией, Беларусью и Казахстаном.

С распадом Советского Союза появилось новое направление связей – постсоветское взаимодействие, ставшее ключевым вектором внешнеполитической стратегии Российской Федерации. В этом контексте Республика Казахстан выделяется как ведущий стратегический союзник России, опираясь на глубокие культурные, экономические и исторические связи и наличие обширной общей границы.

«2001 год ознаменовался для российско-казахстанского региона новым договором, объединяющим стран-участниц Евразийского экономического сообщества. Впоследствии заключение именно данного соглашения сыграло ключевую роль в создании ныне действующего Евразийского экономического союза (ЕАЭС). «Значительный шаг на пути к интеграционному взаимодействию был сделан в 2007 году, когда Россия, Беларусь и Казахстан подписали документ о создании единой таможенной зоны, что привело к запуску Таможенного союза в 2010 году и к отмене таможенного контроля на внутренних границах, перенося его на внешние границы» [9] (Sokolov, Rudneva, 2022, p. 154-167). Эволюция данного процесса достигла новой стадии с ратификацией в 2015 году договора о ЕАЭС, который эффективно устранил экономические препятствия для свободного товарооборота. Сегодня, российско-казахстанские интеграционные инициативы играют ключевую роль. Объем двусторонних соглашений, подписанных сопредельными государствами, превышает триста единиц. Правительства обеих стран активно разрабатывают и реализуют совместные программы межрегионального и трансграничного сотрудничества, нацеленные на продвижение российско-казахстанских отношений, а также затрагивающие важные аспекты на уровне экономики и торговли, научного прогресса, развития человеческих ресурсов, рационального использования природопользования и обеспечения экологической стабильности на сопредельных территориях.

Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что российско-казахстанское приграничное пространство следует рассматривать как интегрированную геоэкономическую зону с устойчивыми экономическими отношениями, сложившимися в историческом контексте. «Граничащие территории обычно демонстрируют различные уровни взаимодействия, определяемые комплексом внешних и внутренних факторов. Эти взаимодействия могут варьироваться от активного сотрудничества до полного отсутствия взаимного интереса, что подчеркивает исследование О.М. Роя» [10] (Roy, 2022, p. 148-162). Важно отметить наличие социоэкономических и природно-ресурсных отличий в российско-казахстанском приграничье, что представляет основу для детализированного районирования данных территорий. Для такого районирования академическое сообщество предлагает множество подходов, среди которых особый интерес представляет классификация, основанная на анализе отраслевой структуры экономики приграничных областей.

Структура экономики регионов формируется из направлений, классифицируемых по значимости их вклада в региональную экономику, на основе видов экономической деятельности.

Особенности экономического развития приграничных российских регионов, граничащих с Казахстаном, позволили выявить и осуществить классификацию различных типов, указанных в таблице 4.

Таблица 4

Типология приграничных регионов России и Казахстана по отраслевому признаку

Типы регионов
Регионы (области)
Критерии
Российская Федерация
Республика Казахстан
Аграрно-промышленные
Курганская
Костанайская
В отраслевой структуре экономики представлен развитый промышленный сектор, специализирующийся на продукции машиностроения, металлообработки, производстве медицинской техники, оборудования для пищевой, химической, нефтехимической и электротехнической промышленности. Кроме вышеназванных отраслей в областях Казахстана развито производство нефтепромыслового и горнодобывающего оборудования.
Природно-климатические условия способствуют развитию аграрного производства.
Аграрный сектор представлен растениеводством и животноводством, наибольший удельный вес занимает производство зерновых культур в регионах России. Для Казахстана характерно развитие животноводства.
Саратовская
Восточно-Казахстанская
Волгоградская

Аграрно-сервисные
Республика Алтай

Наличие высокоразвитого аграрного сектора, который представлен в равной степени и животноводством, и растениеводством. При этом доходы от туристской деятельности занимают немалую долю в бюджетах регионов.
Алтайский край
Аграрные

Северо-Казахстанская
Обширные площади сельскохозяйственных угодий заняты под посевами зерновых и зернобобовых культур, которые занимают свыше 25% от общего сбора этих культур в Казахстане.
Топливно-сырьевые
Оренбургская

Значительные объемы добычи нефти, газа, торфа. Богаты полезными ископаемыми, что способствует развитию обрабатывающего производства: металлургия, нефтехимия, агрохимия и производство строительных материалов.
Тюменская
Астраханская
Промышленные
Самарская
Атыраусская
Регионы отличает развитое обрабатывающее производство, на долю которого приходится свыше 30% ВРП. Основные направления: производство транспортных средств, химической и нефтехимической продукции, металлургия, машиностроение и станкостроение, металлообработка, атомная энергетика, пищевая и легкая промышленность, горнодобывающая промышленность, производство строительных материалов.
Челябинская
Абайская

Актюбинская
Западно-Казахстанская
Омская
Павлодарская
Сервисные
Новосибирская

Главный транспортно-логистический центр Сибири и Дальнего Востока, обеспечивающий связь между европейской частью России и странами Азии: Китаем, Монголией и Казахстаном. Наличие большого количества инфраструктурных объектов различного уровня и направлений.
Источник: составлено авторами.

Приграничные территории Казахстана характеризуются более однообразной отраслевой структурой. Развитие сектора услуг ограничено из-за недостатка городов с населением более миллиона человек, поскольку в крупных населённых пунктах число жителей не достигает 500 тысяч.

Приграничные регионы характеризуются различной степенью экономического и социального развития. Основной детерминант, определяющий динамику развития приграничных территорий, это экономический потенциал прилегающих государств.

«Непосредственная территориальная близость одного государства с другим в рамках заранее определенных административных границ не влечет за собой равномерное влияние приграничного эффекта на всем пространстве сопредельного региона. Этот феномен обуславливает необходимость в усилении эффективности управления развитием социальной и экономической сфер на подобных территориях, а также в вопросах минимизации препятствий и использования возможностей, предоставляемых приграничным положением» [7] (Kuzavko, 2023, p. 108-130).

Приграничные регионы Казахстана демонстрируют более высокую степень развития по сравнению с другими территориями страны, что в основном обусловлено тремя областями: Атырауской, Западно-Казахстанской и Павлодарской, где валовой региональный продукт на душу населения значительно превышает средние показатели по Казахстану. Российские регионы, хотя и выделяются в меньшей степени относительно общегосударственного уровня, большинство из них характеризуется высокой степенью индустриализации. На данный момент доходы от экспорта природных ресурсов играют ключевую роль в стимулировании экономического роста приграничных территорий. В частности, выручка от экспорта газа, нефти и их производных формирует свыше половины всего объема экспортных доходов.

Учитывая географическое расположение описываемых регионов, нашим исследованием обозначено четыре макрорегиона, детально представленных в таблице 5: западный, центральный, северный и восточный – группа областей, отличающихся наличием как благоприятных и развитых территорий, так и зон, характеризующихся низким уровнем экономического развития и низким уровнем освоения.

Таблица 5

Районирование приграничных территорий России и Казахстана по географическому признаку

Географическое размещение
Приграничные регионы
Критерии
Российская Федерация
Республика Казахстан
Западный район
Астраханская
Актюбинская
Наиболее крупная территория занимает 39% площади и 44% всего населения приграничного пространства. Высокая плотность населения, наиболее освоенная территория. Уровень экономического развития существенно опережает другие территории. Преобладают богатые и освоенные регионы.
Основные направления экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие отрасли, услуги (логистика, торговля). Присутствует приграничная ассиметрия в уровне территориальной освоенности.
Волгоградская
Атырауская
Самарская
Западно-Казахстанская
Саратовская

Оренбургская

Центральный район
Курганская
Костанайская
Данный регион занимает 17% территории и 19% численности населения. Регионы, входящие состав района, относительны бедны. Ведущими отраслями являются: сельское хозяйство, присутствуют обрабатывающие промышленности, а также развиты сферы коммерции и логистические услуги. Это сравнительно развитая территория, однако её экономический потенциал отстает от средних показателей. Относительно освоенная территория с уровнем развития ниже среднего.
Челябинская
Северо-Казахстанская
Северный район
Новосибирская
Павлодарская
Область занимает четверть территориального пространства и населения в рамках трансграничного региона, при этом численность населения распределена равномерно. Освоенный тип, уровень экономического развития позволяет характеризовать как относительно развитая территория. Экономика диверсифицирована. Структура представлена как в производственным сектором, так и сферой услуг. Не наблюдается значимых различий в условиях жизни и экономики по обеим сторонам границы.
Омская
Тюменская

Восточный район
Алтайский край
Восточно-Казахстанская
Недостаточно развитый в экономическом отношении район. Он занимает 21% площади трансграничного региона. Плотность населения является низкой и составляет 13 % от общего количества. Район создает менее 10% ВРП. Основа экономики - добывающие производства, наличие обрабатывающих производств, торговли, логистики. Характеристика региона: наименее освоенный и экономически развитый
Республика Алтай
Абайская
Источник: составлено авторами.

Приграничные территории России и Казахстана характеризуется значительными различиями в уровнях социально-экономического развития. В ходе проведенного анализа определено несколько ключевых характеристик, свидетельствующих о разнообразии этого региона. Более развитые экономические центры сосредоточены в западной и северной частях границы, что обусловлено их высокой степенью освоения. В то же время менее развитые районы существенно уступают в плане экономического роста, однако существуют исключения, такие как Саратовская и Волгоградская области, где несмотря на высокую степень освоения территории, экономическое развитие не соответствует этому уровню. В контрасте с указанными примерами стоят Атырауская и Западно-Казахстанская области на западной стороне, которые, несмотря на относительно низкий уровень освоенности, демонстрируют ведущие позиции в экономическом положении.

Выделяются ведущие регионы, играющие ключевую роль в характеристике экономических районов, сформированных вокруг них. Например, в структуре западного экономического района выделяются Астраханская, Оренбургская, и Самарская области как регионы-лидеры. Для северного района характерны Тюменская и Павлодарская области. В контексте экономического неравенства, стоит отметить менее развитые районы с депрессивным социально-экономическим статусом, например, в Восточном экономическом районе такими являются Республика Алтай, Восточно-Казахстанская область, а в Центральном - Костанайская, Северо-Казахстанская и Курганская области. Экономически развитые районы, такие как Западный и Северный, демонстрируют значительную разницу в уровне развития приграничных регионов, в отличие от отстающих Центрального и Восточного районов, где различия между приграничными регионами минимальны.

В настоящее время активизация экономического и социального развития приграничных зон России осуществляется на основе ключевых принципов, изложенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года. Этот документ структурирует российское пространство по принципу деления на макрорегионы, что позволяет более эффективно управлять ресурсами и инфраструктурой каждого из них. Регионы, имеющие общие границы с Казахстаном, входят в следующие макрорегионы: Южный, Волго-Уральский, Уральско-Сибирский и Южно-Сибирский, что отмечено в аналитическом обзоре А.А. Ахаева [11] (Ahaev, 2020, p. 76-79).

PS 7580924 (VIP) 1.png

Рисунок 3. Макрорегионы российско-казахстанского приграничья, включая экономические центры и перспективные центры роста

Источник: составлено авторами.

Основные экономические центры, находящиеся в непосредственной близости к границе с Республикой Казахстан, представлены шестью городами: Волгоградом, Новосибирском, Омском, Самарой-Тольятти, Тюменью и Челябинском. В стратегии развития особое внимание уделяется определению и развитию городов как ключевых точек экономического роста, которые, наряду с вышеупомянутыми, также находятся вплотную к казахстанской границе. В связи с этим акцент сделан на Астрахань, Саратов, Оренбург, Магнитогорск и Барнаул, как показано на рисунке 3. В стратегиях подчеркивается, что укрепление партнерских отношений между прилегающими регионами оказывает ключевое влияние на всестороннее развитие этих социально и экономически значимых территорий.

В соответствии с Прогнозной схемой территориально-пространственного развития страны до 2030 года Казахстан придерживается консервативного подхода касаемо развития своих макрорегионов, руководствуясь принципом их сегментирования по секторальной принадлежности на фоне экспортных ориентиров. Разделение макрорегионов происходит таким образом: Атырауская, Актюбинская и Западно-Казахстанская области классифицируются как добывающие, Восточно-Казахстанская и Павлодарская области определяются как индустриальные, в то время как Костанайская и Северо-Казахстанская области получают статус индустриально-аграрных регионов.

Стремление к долгосрочной устойчивости в промышленно развитых областях требует глубокой структурной и технологической трансформации. Это обуславливается необходимостью внедрения инновационных, высокотехнологичных и интенсивных научных исследований в производственные процессы, а также проведением глобального обновления уже действующих предприятий. В то же время регионы, объединяющие промышленное и сельскохозяйственное производство, будут стремиться к развитию экологически чистого аграрного сектора, развитию аквакультуры и созданию производственных мощностей, ориентированных на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках трансграничного сотрудничества приграничные регионы сталкиваются с рядом сложностей. Авторами была предпринята попытка выявить ключевые экономические препятствия, влияющие на развитие и взаимоотношения приграничных областей. Детальное исследование проблематики позволило определить основные трудности, среди которых были выделены: транспортно-логистические барьеры, структурные производственные проблемы, обусловленные недостаточным уровнем развития производств и их низкой диверсификацией. Также существенной проблемой для межрегионального сотрудничества является слабая интеграция предприятий в экспортную деятельность ввиду возникающих трудностей при выходе на зарубежные рынки.

Для преодоления возникающих проблем регионы разрабатывают свою политику на основе комплексного плана стратегического развития, рассчитанного на длительный период. Анализ методов решений свидетельствует об определенном сходстве используемых подходов к определенным типам проблем, однако каждая территория обладает индивидуальными характеристиками, которые предрасполагают к применению тех или иных вариантов решения проблем. Некоторые регионы акцентируют свое развитие на дальнейшей специализации в существующих отраслях. Тем временем территории, обладающие высоким научным потенциалом, процветают через инновации и прогресс в области передовых технологий. Другие же регионы направляют усилия на расширение и диверсификацию своего промышленного и отраслевого портфеля. Встречающиеся у различных территорий общие вызовы могут служить платформой для кооперации и совместной работы над их преодолением. В рамках межгосударственных отношений уровень развития приграничных регионов играет ключевую роль в ускорении процессов интеграции между странами.


Страница обновлена: 08.12.2024 в 18:56:16