Исследование содержания понятия soft-skills

Арбатская Е.А.1, Тарханова Е.Г.1
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43057204
Цитирований: 11 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования содержания понятия «soft-skills» («мягкие навыки»), проведенного посредством обзорного анализа доступных на Elibrary.ru публикаций, отобранных по ключевому слову «soft-skills». В рамках работы были выявлены родовое понятие, девять существен-ных признаков и три функции soft-skills, что позволило авторам сформулиро-вать научное определение исследуемого явления. Сформированное определе-ние soft-skills, в свою очередь, позволит продолжить исследование «мягких навыков» и в дальнейшем выявить, какие из них наиболее актуальны в про-фессиональной деятельности менеджеров. Также это понятие ляжет в основу изучения эффективности методов, с помощью которых мягкие навыки фор-мируются у обучающихся и оцениваются в рамках учебного процесса. Буду-щие исследования soft-skills на примере программы бакалавриата по направ-лению «Менеджмент», по мнению авторов данной работы, позволят повысить качество профессиональной подготовки современного руководителя.

Ключевые слова: мягкие навыки, родовое понятие, существенные признаки, функции

JEL-классификация: E24, O15, I26



Введение

Природа и масштаб проблемы. Наличие в экономике волнообразных тенденций развития является доказанным фактом. Кроме больших циклов, объясняемых введением инноваций, в экономике существуют средние и малые. В практической деятельности организаций в качестве одной из основных причин возникновения указанных малых волн считается проблема запаздывания информации при принятии решений (подробнее об этом в [2] (Bazhenov, 2013)). При этом запаздывание информации и, соответственно, принятия решений, на наш взгляд, может возникать как по объективным, так и по субъективным причинам. Реальность самоизоляции в условиях распространения коронавирусной инфекции служит примером действия объективных факторов, которые не могут быть изменены в конкретных организациях. При этом чаще всего принятие решений и движение информации замедляются из-за наличия субъективных ограничений. Здесь можно привести пример.

Английский изобретатель и один из «отцов» железнодорожного строительства Дж. Стеферсон не обладал способностью выражать свои мысли при отстаивании эффективности своих изобретений. Из-за этого, в частности, ему не были выделены средства британским парламентом на реализацию передовых изобретений, и ко всему прочему, его окрестили «простым мечтателем». Изобретения в итоге были воплощены в жизнь только благодаря большей сговорчивости ливерпульских купцов [9, с. 22] (Gyunter, 1930).

Представляется, что можно привести много таких примеров из практической деятельности организаций. При решении подобных проблем, по мнению авторов, высока важность того, что сейчас принято называть soft skills (мягкие навыки). Низкий уровень развития указанных навыков замедляет процесс принятия решений, снижает скорость реагирования на действие факторов среды организации. Soft skills сотрудников организации можно сравнить со смазкой в механических системах: если такой смазки мало, то организация работает неэффективно и в итоге может прекратить свое существование. Высокий уровень развития soft skills может сократить длину малых циклов и повысить эффективность работы предприятий, а также сделать более «дружественной» среду для людей в целом.

Последние нововведения в российской системе образования направлены в том числе на формирование и развитие soft skills у подрастающего поколения. Это действительно нетривиальная задача, поскольку считается, что эти навыки формируются в течение жизни человека и во многом обусловлены его личными качествами. При этом отмечается, что вузы в новых условиях должны решать задачи повышения качества образования и степени удовлетворенности не только обучающихся, но и работодателей [19, с. 196] (Ozernikova, Butakova, 2015).

Контекст, цели и задачи исследования. Вопросы, затрагивающие проблему формирования soft skills, широко обсуждаются в литературе. Среди способов развития данных навыков и внеучебная и проектная деятельность обучающихся, и особые формы проведения занятий и заданий, например, интересен подход, предполагающий использование метафоры в образовательном процессе при формировании межкультурной компетентности [27] (Trofimova, Terekhova, 2015). Soft skills предлагают формировать и посредством специальных дисциплин (например, «Самоменеджмент», «Персональный менеджмент», «Навыки личной эффективности», «Управление личной эффективностью»), и в рамках классических предметов в учреждениях среднего, среднего специального и высшего образования. Однако пониманию того, насколько тот или иной способ эффективен, препятствует отсутствие четкого представления о тех soft skills, которые необходимо формировать и развивать у обучающихся. В свою очередь, отмеченную выше проблему сложно решить из-за отсутствия единого определения понятия soft skills и его признаков. Прояснение этих вопросов и является целью данной работы.

Исследование проводится в контексте существующих представлений о том, что должно входить в научное понятие. Мы будем основываться на работах, где предлагается выявлять родовые понятия и существенные признаки анализируемых дефиниций (подробнее о формулировании понятий в [3] (Bezrukova, 2012)), а также их функций (подробнее о видах понятий в [28]) как реальных объектов.

Таким образом, цель исследования – выявить родовое понятие, отличительные признаки и функции soft skills, на основе чего сформулировать их научное определение.

Задачи исследования сводятся к следующему:

1) определить методы и процедуру исследования;

2) определить источник информации и критерии отбора публикаций;

3) идентифицировать определения soft skills в выявленных публикациях;

4) идентифицировать родовое понятие, существенные признаки и функции soft skills в этих определениях;

5) провести сравнительный анализ найденных родовых понятий, функций и признаков;

6) определить уровень квалификации авторов тех публикаций, в которых содержатся определения рассматриваемого понятия;

7) выявить часто повторяющиеся родовые понятия, функции и признаки soft skills;

8) сформулировать определение данного понятия, содержащее выявленные существенные признаки и функции.

Проблемы исследования. Пробелы предыдущих исследований сводятся к тому, что определения представляются на основе общих представлений авторов о том, что такое soft skills. Причем эти представления зачастую основываются не на выявлении их существенных признаков, а на простом перечислении соответствующих навыков. Кроме того, зачастую в исследованиях не используется системный подход, позволяющий сформулировать строгие научные определения: их части, как правило, необходимо по крупицам собирать по тексту статьи, что значительно усложняет анализ.

Проверяемая гипотеза. В рамках данного исследовании авторами было принято решение изучить научные публикации на предмет наличия в них определений, признаков и функций soft skills. Логично предположить, что другие авторы уже определяли сущностные характеристики указанных навыков в сравнении с hard skills. При этом эти признаки не собраны в рамках одной работы и отличаются друг от друга. Исходя из данных предпосылок, сформулируем ряд гипотез исследования.

Гипотеза 1: родовым к термину soft skills является понятие «способность».

Гипотеза 2: существенными признаками навыков, позволяющими разграничить soft skills и hard skills, являются: процедура реализации, направленность действия и процесс формирования.

Гипотеза 3: элементы определений, не относящиеся к признакам, могут являться функциями soft skills.

Обзор литературы. Данное исследование напрямую связано с публикациями на эту тему, поскольку предполагает их обзорный анализ. По данным ресурса «Научная электронная библиотека еLIBRARY.RU», запрос на ключевое слово soft skills выдает 256 статей в журналах, доступных для прочтения [23]. В целях снижения семантических ограничений рассматривались источники только на русском языке. Все указанные публикации – с 2010 г. То есть интерес к проблематике формирования и развития soft skills усилился в последнее десятилетие, что, на наш взгляд, можно связать с образовательными реформами и внедрением компетентностного подхода к обучению.

В целом указанные работы посвящены разным проблемам и сферам деятельности. К основным проблемам, которые рассматриваются в этих публикациях, относятся выявление роли, методов формирования и оценки отдельных видов soft skills, а также их изменение в условиях цифровой и постиндустриальной экономики. Вопросы формирования и развития soft skills волнуют специалистов по преподаванию иностранных языков [6, 18, 26] (Gazizulina, 2019; Menshenina, Pozdnyakova, 2019; Sultanova, 2016), специалистов в области психологии [22] (Popova, Karpova, 2018) и педагогики [7, 13, 14, 15, 16, 20, 30] (Igumnova, 2019; Korshunova, 2019; Kruglova, Smaznova, 2018; Labzina, Menshenina, 2019; Osipova, Gafurova, Rudnitskiy, 2019; Yarkova, Cherkasova, 2016), менеджмента [10, 11, 17, 24, 29] (Demidova, 2019; Emelyanova, Voronina, 2018; Larionov, Sheremeteva, Barinova, 2019; Svetnik, Koroleva, 2019; Chistnikova, 2016), управления персоналом [4, 8, 12, 21, 25] (Blinov, Esenina, Satdykov, 2018; Gizatullina, Shatunova, 2019; Zhadko, 2011; Platonova, Mikhina, 2018; Selezneva, 2019) и др. Таким образом, виден общий интерес к этому явлению. Качество исследовательской части работ также отличается, поскольку их авторами являются как обучающиеся разного уровня образования, так и практики, соискатели научной степени, научные работники и работники системы образования разной квалификации. Большая часть этих источников не содержит определений и признаков soft skills. Только в 90 из них таковые обнаружены и взяты на рассмотрение. В том числе в 37 статьях представлены все три элемента научного понятия (родовое понятие, признаки и функции), в 37 – два элемента в различных комбинациях, в 16 – только один (в основном родовое понятие). Данные статьи публиковались авторами разной квалификации. Ее средний уровень составляет 66,5% от максимально возможной. В списке источников представлены работы только авторов с ученой степенью ввиду большого их числа.

Методология исследования. Для формирования научного определения понятия soft skills воспользуемся системным подходом. Как указано выше, для этого надо определить родовое понятие, функции рассматриваемого объекта и существенные признаки.

Поскольку данное исследование строится на обзоре существующих источников по ключевому слову soft skills, в найденных публикациях необходимо найти хотя бы один из указанных согласно системному подходу элементов научного понятия (родовое понятие, функция или существенный признак). Если в публикации указаны свойства hard skills, то представляется целесообразным, основываясь на методе сравнения, противопоставить его признаки и заменить их на противоположные для soft skills.

При этом могут возникнуть трудности по различению существенных признаков и функций soft skills. Изначально в качестве гипотезы к числу общих существенных признаков навыков как таковых были отнесены следующие:

1) процедура навыка, понимаемая нами как способ реализации действий. Отвечает на вопрос: «Как реализуются навыки?»;

2) направленность навыка – возможные разновидности действий. Отвечает на вопрос: «Что включают навыки?»;

3) формирование навыка – процесс возникновения и развития навыка. Отвечает на вопрос: «Как формируются навыки?».

При рассмотрении soft skills выявлялись разные варианты указанных существенных признаков. Наличие в определении назначения навыков рассматривалось в качестве функций.

Поскольку существуют семантические нюансы, представляется целесообразным обобщить синонимичные родовые понятия, существенные признаки и функции, сгруппировав их по смысловому содержанию.

Основная часть

Результаты. В ходе исследования было получено три результата, которые позволят достичь поставленной цели.

1. Выявлены родовые понятия, используемые разными авторами при определении soft skills, и составлен их рейтинг в зависимости от частоты повторения в публикациях (табл. 1). Наиболее используемыми при этом оказались понятия «навык» и «качество». Следующим по частоте использования является термин «компетенция».

Таблица 1

Повторяемость родовых понятий

Родовое понятие
Частота
Навык
37
Качество
36
Компетенция
21
Характеристика
6
Способность
4
Умение
4
Атрибут личности
2
Привычка
2
Стиль мышления
2
Жизненная позиция
1
Установка
2
Черта характера
2
Особенность характера
1
Свойство
1
Талант
1
Ценность
1
Источник: составлено авторами на основе [23].

Такое многообразие трактовок свидетельствует о терминологической неопределенности и несформированности теоретической базы soft skills, что также подтверждает актуальность данного исследования.

2. В результате распределения всех выявленных в научных статьях признаков soft skills по трем группам в соответствии с гипотезой исследования (процедура, направленность и формирование навыка) удалось определить формулировки обобщенных отличительных признаков soft skills.

В группу «процедура навыка» в результате распределения выявленных в публикациях признаков soft skills вошли следующие: сложность формализации, независимость от знаний, непредсказуемость контекста проявления (табл. 2).

Таблица 2

Признаки soft skills по группе «процедура навыка»

Признак
Используемые в публикациях варианты и синонимы
Сложность формализации
Не поддаются точному описанию; сложно показать; наглядно не демонстрируются; сложно демонстрировать; плохо измеримы; не поддаются количественному измерению; сложно измерить; неизмеримость; тяжело просчитываемые; тяжело оценить; абстрактность; трудноотслеживаемость; сложно отследить; не формализованы; не входят в состав должностных инструкций и квалификационных характеристик; неалгоритмизуемость; не описаны в инструкциях; не поддаются автоматизации; меньшая формализованность; не сертифицируются
Непредсказуемость контекста проявления
Гибкость; непредсказуемость контекста; отсутствие прямой связи с производством; непредсказуемость неформальной квалификации; нерутинность; быстро меняющийся контекст проявления; критичность в стратегической перспективе; востребованность в долгосрочной перспективе
Независимость от знаний
Независимость от знаний; невозможность подтвердить дипломом; независимость от приобретаемых знаний; отсутствие прямой связи со знаниями
Источник: составлено авторами на основе [23].

При этом, исходя из представленных данных (табл. 2), можно сделать вывод, что наиболее часто в публикациях встречаются указания на сложность формализации процедуры soft skills.

В группе «направленность» выделены такие признаки soft skills, как универсальность и социально-гуманитарный характер, результаты представлены далее (табл. 3).

Таблица 3

Признаки soft skills по группе «направленность навыка»

Признак
Используемые в публикациях варианты и синонимы
Универсальность
Универсальный характер; сквозные; неузкоспециализированные; не отождествимы с конкретными конструкциями; унифицированность; кроссфункциональность; неспециализированность; применимость в большинстве жизненных ситуаций; нужны в бизнесе и в жизни; применяются в любой сфере; применяются в любом виде деятельности; независимость от специфики и направления деятельности; независимость от деятельности; любая деятельность; нет связи со сферой деятельности; надпредметность; надпрофессиональность; междисциплинарность; необусловленность профессией; несвязанность с предметной областью; нет связи с профессиональными качествами; метапредметность
Социально-гуманитарный характер
Социально-гуманитарный характер; социально-личностный характер; подразумевают взаимодействия между людьми; личная, социальная, межличностная, межкультурная направленность; социально-психологическая направленность; относятся к личности; связь с межличностным общением; личностная направленность; общекультурность; направленность на личность; важность EQ; относятся к личности; связь с личностными качествами; связь с личными качествами; связь с социальными задачами; личностная направленность; социальная направленность; менеджерская направленность; основываются на персональным и личных качествах; межличностный характер; межличностная и умственная направленность; связь с личностными и умственными качествами; связь с коммуникациями; связь с социально-психологическими качествами; направленность на межличностные, межгрупповые, и заканчивая межэтническими, межконфессиональными и межцивилизационными взаимодействиями; связь с социальными навыками; связь с поведением; социальная и коммуникативная направленность
Источник: составлено авторами на основе [23].

В группу «формирование» вошли следующие признаки soft skills: обусловленность врожденными характеристиками, зависимость от жизненного опыта, неустойчивость и медленное развитие (табл. 4).

Таблица 4

Признаки soft skills по группе «формирование навыка»

Признак
Используемые в публикациях варианты и синонимы
Обусловленность врожденными характеристиками
Обусловленность личностными качествами; данность от рождения; зависят от личности; связь с общими установками; связь с врожденными качествами; зависимость от характера; врожденность; глубокая интеграция в индивидуума; основанность на метакомпетенциях; базовость
Зависимость от жизненного опыта
Приобретаемость в опыте; формируемость на личном опыте; созданы в процессе воспитания; создаются средой; связь с обязанностями; развитие дополнительными образовательными программами; зависимость от опыта; изучаемость на опыте; изучаемость при меняющейся социальной среде; приобретенность; адаптация методов формирования под ситуацию
Неустойчивость
Неустойчивы; подверженность обратному развитию
Медленное развитие
Медленное развитие; длительность развития; большие усилия для развития,
не представляется момент; не поддаются планомерному обучению
Источник: составлено авторами на основе [23].

При этом обусловленность врожденными характеристиками и зависимость от жизненного опыта связаны с возникновением soft skills, а неустойчивость и медленное развитие – с особенностями развития soft skills.

3. Выявлены и обобщены функции soft skills (интеграция в общество, профессиональная реализация, самоактуализация) в зависимости от сферы их приложения: социальной, профессиональной и личной (табл. 5).

Таблица 5

Функции soft skills

Социальная сфера
Профессиональная сфера
Личная сфера
Интеграция в общество
Профессиональная реализация
Самоактуализация
обеспечивают:
эффективное межличностное взаимодействие
эффективную реализацию профессиональных компетенций
гармоничное развитие личности
эффективные коммуникации
принятие оптимальных решений в широком спектре неформализованных задач
самореализацию
адаптацию
эффективное взаимодействие специалистов и работу в команде
высокое качество жизни
социализацию
высокую конкурентоспособность на рынке труда
удовлетворенность жизнью
успешное профессиональное самоопределение
личную продуктивность (эффективность)
эффективную профессиональную адаптацию
эффективное управление любыми жизненными ситуациями
Источник: составлено авторами на основе [23].

Таким образом, высокий уровень развития soft skills обеспечивает и делает более эффективными процессы интеграции в общество, профессиональной реализации и самоактуализации, позволяя человеку полнее выявлять, развивать и использовать свой личностный потенциал. При этом сам факт возможности деления функций soft skills и, соответственно, их актуальности для различных сфер жизнедеятельности человека подтверждает такой ранее выявленный отличительный признак soft skills по направленности навыка, как универсальность.

Обобщение основных выводов. По результатам исследования в качестве родового понятия soft skills было принято понятие «качество», так как использовалось в исследованиях наиболее часто, наряду с навыком и компетенцией. При этом определять навык через навык не представляется целесообразным и научно обоснованным, так как это не позволяет раскрыть сущность явления. Понятие «компетенция» включает в себя навык как один из элементов, наряду со знанием и умением, а также может быть определено через понятие «способность». При этом понятие «способность» определяется через «качество», следовательно, является видовым понятием по отношению к понятию «качество». В связи с этим авторами данной работы при определении soft skills предлагается использовать родовое понятие «качество».

Кроме того, выяснилось, что родовое понятие уточняется девятью существенными признаками и тремя функциями soft skills, что в целом можно представить в виде следующей схемы (рис.).

Рисунок. Структура soft skills как научного понятия

Источник: составлено авторами.

На основе этого авторами было сформулировано следующее определение soft skills. Soft skills – это совокупность сложно формализуемых непосредственно независимых от знаний универсальных неустойчивых качеств личности социально-гуманитарного характера, которые обусловлены ее врожденными характеристиками, медленно развиваются в процессе накопления жизненного опыта и проявляются в условиях непредсказуемого контекста, обеспечивая интеграцию человека в общество, профессиональную реализацию и самоактуализацию личности.

Соотнесение ключевых выводов с первоначальной гипотезой. Гипотеза 1 об использовании в качестве родового понятия термина «способность» не подтвердилась мнениями авторов публикаций. В большей части статей soft skills определяются через понятия «навык», «качество» и «компетенции».

Гипотеза 2 относительно трех общих признаков навыков, по которым можно выделить отличительные признаки soft skills, подтвердилась. Все признаки soft skills, идентифицированные при проведении исследования, удалось разбить на группы: процедура, направленность и формирование.

Гипотеза 3 подтвердилась. В имеющихся определениях то, что первоначально авторы данной работы причисляли к признакам и отвечало на вопрос о назначении soft skills, было отнесено к их функциям.

В ходе анализа публикаций было обнаружено, что «полноценных» определений понятия soft skills было очень мало. Зачастую при попытке уточнить содержание soft skills не указывалось даже родовое понятие. В рамках проведенного исследования было выявлено 11 таких публикаций (табл. 6).

Таблица 6

Частота использования родовых понятий по публикациям

Количество родовых понятий
Количество публикаций
0
11
1
48
2
21
3
7
4
3
Источник: составлено автором на основе [23].

Ни в одной из публикаций не был представлен полный набор выявленных функций soft skills. В более чем 70% публикаций указывается только одна из выявленных функций (табл. 7).

Таблица 7

Частота использования функций по публикациям

Количество функций
Количество публикаций
0
16
1
68
2
8
3
0
Источник: составлено автором на основе [23].

В большей части выявленных определений содержатся 1–3 признака, а в трети работ таковые выделить не получилось (табл. 8).

Таблица 8

Частота использования признаков по публикациям

Количество признаков
Количество публикаций
0
30
1
26
2
19
3
10
4
4
5
2
7
1
Источник: составлено автором на основе [23].

Несмотря на указанные ограничения теоретической части работ, с помощью их анализа удалось выявить достаточно логичные признаки и функции, что дало возможность сформулировать определение понятия soft skills с научной точки зрения.

Исследование добавляет к основной базе знаний следующее. Если отталкиваться от классификации определений, предложенной в [28], то можно сделать вывод о преобладании в источниках перечислительных определений, поскольку сущность soft skills описывалась через рассмотрение их видов. Сформулированное нами понятие отражает особенности так называемых генетических (через уточнение процесса формирования), целевых (поскольку указывает на функции), квалифицирующих (из-за указания на направленность проявления навыков) и операциональных (при указании на процедуру реализации) определений [28].

Сильные и слабые стороны исследования. Сильными сторонами данного исследования видятся рассмотрение всех 256 имеющихся и доступных на момент проведения исследования в системе eLIBRARY.RU публикаций, а также научный подход к формулировке понятия.

Слабыми сторонами является субъективизм авторов данной статьи при анализе субъективных же формулировок, приведенных в указанных публикациях. Кроме того, сложно говорить, насколько надежными и достоверными являются методы подобного теоретического исследования.

Заключение

Важность результатов. Знание родового понятия, функций и существенных признаков soft skills дает возможность очень конкретно подходить к группировке всех навыков, разграничению soft skills и hard skills. Данное положение представляется важным в связи с тем, что методы формирования soft skills и hard skills должны быть различными и учитывать специфику каждого вида навыков. При отсутствии четкого понимания сущности навыков сложно говорить о повышении эффективности образовательного процесса в целом, а также трудно оценить качество процесса формирования и уровень развития у обучающихся soft skills.

Понимание области и необходимости дальнейших исследований. В образовательном процессе при подготовке менеджеров, по мнению авторов данной работы, необходимо делать акцент на формировании определенных soft skills с учетом требований заинтересованных сторон, что подтверждается результатами исследования, проведенного Баевой О.Н. и Шерстянкиной Н.П. [1] (Baeva, Sherstyankina, 2018). В связи с этим, на наш взгляд, также актуальна проблема оценки soft skills. В целом проблеме оценивания компетенций у обучающихся посвящена работа Братищенко В.В., который подчеркивает ее актуальность в связи с появлением новых требований к оценке компетенций в современных условиях перехода к Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) [5, с. 811] (Bratishchenko, Keshikov, 2016). Особую сложность данная проблема представляет для тех компетенций, которые связаны с «мягкими навыками», или soft skills, что обусловлено их специфическим характером, главным образом сложностью их формализации. Авторам данной работы представляется целесообразным посвятить дальнейшие исследования решению отмеченных проблем. До проведения данного исследования у авторов отсутствовало однозначное представление о сущности soft skills. Сформированное определение soft skills позволит в дальнейшем определить совокупность «мягких навыков», наиболее актуальных для менеджеров, а также станет базой при изучении эффективности методов, с помощью которых они могут формироваться, а также оцениваться в рамках учебного процесса. Применение результатов настоящего и последующих исследований посредством их внедрения в образовательный процесс по направлению «Менеджмент» должно существенно повысить качество профессиональной подготовки современного руководителя.


Источники:

1. Баева О.Н., Шерстянкина Н.П. Выявление востребованных на рынке труда компетенций: опыт эмпирического исследования // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 835-850. – doi: 10.18334/et.5.3.39426 .
2. Баженов О.В. Цикличность развития экономики для целей стратегического планирования промышленной организации // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2013. – № 2. – c. 4-12. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=19435209.
3. Безрукова Е.И. Логико-синтаксический аспект дефиниционных отношений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 4(15). – c. 30-33. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=17865793.
4. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сатдыков А.И. Развитие квалификации педагогических кадров профессионального образования в условиях цифровой экономики // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2018. – № 1(37). – c. 6-9. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=34990887.
5. Братищенко В.В., Кешиков К.А. Модель с латентными параметрами для оценивания компетенций студентов по данным текущей успеваемости // Известия Байкальского государственного университета. – 2016. – № 5. – c. 811-817. – doi: 10.17150/2500-2759.2016.26(5).811-817 .
6. Газизулина Л.Р. Развитие мягких навыков в ходе иноязычной подготовки аспирантов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2019. – № 4 (56). – c. 275-279. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=42498644.
7. Ганпанцурова О.Б. Профессионально важные качества и индивидуализация как результат формирования компетенций soft-skills у студентов разных профессиональных направлений // Смальта. – 2019. – № 1. – c. 31-35. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=38516816.
8. Гизатуллина А.В., Шатунова О.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее Образование сегодня. – 2019. – № 5. – c. 14-20. – doi: 10.25586/RNU.HET.19.05.P.14 .
9. Гюнтер Г. Железная дорога: ее возникновение и жизнь. / пер. с нем. - Москва: 5-ая тип транспечать НКПС Пролетарская, 1930. – 243 c.
10. Демидова Е.В. Гибкие навыки в системе личностных компетенций менеджера // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2019. – № 3 (55). – c. 100-108. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=41587002.
11. Емельянова Н.А., Воронина Е.А. Конкурентоспособность специалиста: ожидания и стратегии будущих менеджеров // Психолого-педагогические исследования. – 2018. – № 4. – c. 53-64. – doi: 10.17759/psyedu.2018100406.
12. Жадько Н.В. «Мягкий» навык как единица содержания интенсивного профессионального и бизнес обучения // Научные исследования в образовании. – 2011. – № 8. – c. 19-22. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=16539522.
13. Игумнова О.В. «Жизненные» и «гибкие» навыки обучающихся: границы применимости понятий в педагогике // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. – 2019. – № 4 (8). – c. 25-38. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=41652086.
14. Коршунова В.В. Практики формирования soft skills воспитанников ДОУ: опыт сибирского региона // Вестник педагогических инноваций. – 2019. – № 2 (54). – c. 80-85. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=38502628.
15. Круглова З.Ф., Смазнова И.А. Компетенция «лабораторный медицинский анализ» в чемпионатном движении Worldskills // Профессиональное образование и рынок труда. – 2018. – № 3. – c. 35-37.
16. Лабзина П.Г., Меньшенина С.Г. Герменевтический подход как методологическая основа развития гибких навыков студента технического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2019. – № 4 (44). – c. 117-136. – doi: 10.17673/vsgtu-pps.2019.4.8 .
17. Ларионов В.Г., Шереметьева Е.Н., Баринова Е.П. Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика // Трансформация терминологии, компетенций и знаний в условиях цифровой экономики. – 2019. – № 4. – c. 21-28. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-4-21-28.
18. Меньшенина С.Г., Позднякова Г. Формирование гибких навыков студентов бакалавриата в процессе обучения иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2019. – № 3 (43). – c. 106-115. – doi: 10.17673/vsgtu-pps.2019.3.9.
19. Озерникова Т.Г., Бутакова Т.А. Качество образования – приоритет развития университета // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. – № 2. – c. 196-205. – doi: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).196-205 .
20. Осипова С.И., Гафурова Н.В., Рудницкий Э.А. Формирование soft skills в условиях социально общественных практик студентов при реализации образовательной программы в идеологии Международной инициативы CDIO // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 4 (40). – c. 91-101. – doi: 10.32744/pse.2019.4.8 .
21. Платонова Р.И., Михина Г.Б. Актуальность soft skills в профессиональном плане будущих специалистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – № 4 (25). – c. 177-181. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=36745379.
22. Попова Е.И., Карпова Н.В. Особенности психологического сопровождения наркозависимых в процессе немедикаментозной реабилитации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – № 1 (22). – c. 302-304. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=32694544.
23. Результаты поискового запроса // Научная электронная библиотека Elibrary.ru. – URL: https://www.elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 30.03.2020)
24. Светник Т.В., Королева И.Б. Метод рефлексии в обучении менеджменту на программах бакалавриата // Бизнес. образование. право. – 2019. – № 2 (47). – c. 355-361. – doi: 10.25683/VOLBI.2019.47.261.
25. Селезнева Е.Н. Инновационные компетенции в образовательно-воспитательных стратегиях повышения профессионального мастерства // Журнал института наследия. – 2019. – № 4 (19). – c. 8. – doi: 10.34685/HI.2019.99.71.003 .
26. Султанова А.П. Особенности развития англоязычной компетенции в мультикультурном академическом пространстве Германии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 12-5. – c. 40-43. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=27519752.
27. Трофимова Е.Л., Терехова Т.А. Возможности использования метафоры в формировании межкультурной компетентности // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. – № 4. – c. 708-716. – doi: 10.17150/1993-3541.2015.25(4).708-716 .
28. Философский энциклопедический словарь. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/9767/%D0%9E%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%95%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95 (дата обращения: 30.03.2020)
29. Чистникова И.В. Социально-психологическое развитие человеческого капитала как фактор производительности труда // Метеор-Сити. – 2016. – c. 32-35. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=27276673.
30. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2016. – № 4. – c. 222-234. – doi: 10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234 .

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:39