Развитие корпоративной культуры и гибких компетенций в контексте цифровой трансформации компании
Багдыков К.Т.1, Шевченко Д.А.2
1 Акционерное общество «Синара-Транспортные Машины»
2 Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону
Скачать PDF | Загрузок: 27 | Цитирований: 12
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 6 (Июнь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48778340
Цитирований: 12 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Развитие цифровых технологий является одним их основных факторов изменений в деятельности компаний разных секторов экономики. Процесс цифровой трансформации в компании затрагивает всех её сотрудников, и уровень эффективности цифровизации деятельности напрямую зависит от отношения сотрудников к изменениям в компании. Для определения степени влияния сотрудников на эффективность процесса цифровой трансформации в компании был проведен анализ корпоративной культуры компании и выявлены его взаимодействия с процессом цифровизации. Выявлено, что ключевыми факторами цифровизации являются способность сотрудников адаптироваться к изменениям в привычных бизнес-процессах и лояльность к решениям руководства. Без принятия сотрудниками установленных правил ни одно ИТ-решение не работает. В условия быстроизменяющейся окружающей среды компаниям важно создавать самоуправляемые команды, для эффективного функционирования которых необходимо формировать ИТ-инфраструктуру. При развитии корпоративной культуры необходимо иметь понятную стратегию компании. Каждый в компании должен понимать, куда компания двигается, какое его место в бизнес-процессах и каких результатов планируется достичь. Также важно делать упор на развитие сотрудников, улучшать их hard- и soft-skills, увеличивать их финансовую и нефинансовую мотивацию, предлагать различные социальные преференции.
Ключевые слова: корпоративная культура, организационная культура, цифровизация, цифровая трансформация, soft-skills, hard-skills, гибкие компетенции
JEL-классификация: M11, M21, O31
Введение
В современном мире цифровизация оказывает значительное влияние на деятельность почти каждой компании всех сфер экономики. Анализ большого массива данных, быстроизменяющаяся внешняя среда, необходимость оперативного взаимодействия с клиентами, поиск сложных логистических решений – эти и многие другие факторы влияют на необходимость проведения цифровой трансформации в компаниях.
В зависимости от размера компании меняется сложность принимаемых цифровых решений и используемых технологий. Если для небольших предприятий могут быть применимы готовые стандартизированные цифровые решения, которые можно подключить по подписке, то для среднего и крупного бизнеса необходимы собственные решения ввиду большого количества требований и специфики бизнес-процессов. Такие решения являются дорогостоящими, однако эффективность их внедрения не всегда удовлетворяет руководство компаний.
Любое изменение в компании требует от персонала адаптации к новым условиям в их повседневных бизнес-процессах. Чем выше уровень лояльности к решениям руководства, тем больше персонал готов принимать изменения. Если сотрудники не готовы адаптироваться к изменениям и принимать решения руководства, то эффективность процесса цифровизации значительно снижается. Способность сотрудников принимать изменения характеризует качество корпоративной культуры и уровень развития гибких навыков персонала.
Важность организационной культуры как фактора успешной цифровизации бизнеса рассматривается в работах Алиевской Н.В. [1], Лаврентьевой И.В. [2], Романовой О.С. [3], Родина О.А. [4] и других авторов. В ряде публикаций анализ трансформации корпоративной культуры в условиях цифровизации фактически смещается в сферу исследования цифровой культуры как «набора поведенческих паттернов и убеждений, способствующих внедрению цифровых технологий, развитие новых цифровых знаний и умений среди трудовых ресурсов» [5]. Более того, иногда утверждается, что «в организационном плане цифровая трансформация – это и есть прежде всего создание цифровой культуры» [6]. Многие исследователи, исходя из трендов и современных проявлений цифровизации, формулируют требования к системам управления компаний, связанные с трансформацией корпоративной (организационной) культуры [7], предлагают отдельные цифровые решения для совершенствования коммуникаций и мотивации сотрудников [8], перемещения акцента с иерархии управления на взаимодействие заинтересованных сторон [9]. Вместе с тем выстраивание организационной культуры в компании является длительным итеративным процессом, требующим системного формирования не только соответствующей среды, но и индивидуальных характеристик сотрудников. Данный аспект требует дополнительного исследования.
В этой связи в рамках исследования предполагается обосновать направления развития гибких навыков сотрудников как основной составляющей корпоративной культуры компании с позиции влияния на процессы цифровизации в компании. Данная задача, имеющая существенное прикладное организационно-методическое значение для отечественных компаний разных секторов экономики, пока недостаточно представлена в публикациях российских экономистов.
Методология исследования включает общенаучные методы познания, в частности, структурный и сравнительный анализ, группировки, системный подход, метод экспертных оценок.
Научная новизна исследования состоит в обосновании направлений развития гибких навыков как составляющей организационной культуры компании, способствующих успешной цифровой трансформации бизнеса.
Авторами выдвигается следующая гипотеза: в системе мероприятий по развитию корпоративной культуры компании цифровая трансформация бизнеса актуализирует развитие гибких навыков персонала, повышающих устойчивость, лояльность и адаптивность кадрового потенциала в изменяющихся внешних и внутренних условиях хозяйственной деятельности.
Основная часть
Под корпоративной культурой принято понимать совокупность общих ценностей и норм поведения, признанных работниками компании [10]. Важными элементами корпоративной культуры компании являются как ценности, которые разделяют сотрудники компании, так и социально-психологический климат, характеризующийся системой отношением сотрудников внутри компании [11].
Как отмечают Туркулов А.В. и Бугаева М.В., в число составных элементов системы отношений входят: отношение руководства к работникам, работников к руководству, отношения сотрудников между собой, персонала в целом к работе. Они выделяют две основные задачи, возлагаемые на организационную культуру:
· обеспечение интеграции сотрудников и внутреннего единства коллектива;
· приспособление предприятия или организации к условиям и факторам внешней социально-экономической среды [12].
Первая задача решается путем установления социальных норм и правил в компании, установлением уровня открытости рабочих коммуникаций, налаживанием систем взаимодействия и обмена информацией.
Решение второй задачи обусловлено зависимостью от внешней среды, и для эффективного функционирования компании вынуждены под неё подстраиваться. Мы живем в эпоху ускоренного прогресса: компаниям необходимо быстро адаптироваться к меняющееся среде [13]. С появлением цифровых технологий образуются новые бизнес-модели, организации нового типа. Раннее, чтобы заработать миллиард, компаниям требовались десятки лет. Сегодня многие компании, основанные на цифровых инновациях (Snapchat, WhatsApp, Uber и т.д.), проходят этот путь за пару лет. Согласно исследованиям компании Gartner, крупные компании утроят темпы автоматизации бизнес-процессов к 2024 г. Согласно отчету компании Business Wire под названием «Анализ мирового рынка роботизации бизнес-процессов. Размер рынка, доли и тренды» ожидается, что денежный объем мирового рынок роботизации бизнес-процессов будет составлять до 26,6 млрд. долл. к 2027 г., увеличиваясь ежегодно на 40,6 % в год [14].
Для обеспечения адаптации компании под внешнюю среду с наименьшими негативными последствия необходимо устанавливать общие цели компании, в достижении которых должны принимать участие все сотрудники компании; определять миссию компании и стратегию её достижения; устанавливать четкие и понятные критерии эффективности функционирования компании; разрабатывать понятную систему мотивации.
Важно, что стратегия и миссия компании должны быть понятны всем сотрудникам, определять их место в бизнес-процессах, в том числе с учетом происходящих трансформаций внутри компании [15]. Стратегию рекомендуется пересматривать раз в 3-5 лет, однако ввиду значительных изменений во внешней среде (пандемия COVID-19, санкции и т.д.) большинство отечественных компаний вынуждены пересматривать свою стратегию чаще. В то же время корпоративная культура не может изменяться по воле руководства, является достаточно стабильной. В связи с этим она может вступать в противоречие с текущей ситуацией и динамично меняющейся политикой компании. Любые изменения требуют в первую очередь поддержки со стороны сотрудников. В противном случае они могут восприниматься негативно, что проявляется в саботаже работниками исполнения их прямых обязанностей, росте текучести кадров и в иных негативных последствиях.
Каждый сотрудник компании должен чувствовать себя частью общего коллектива, который разделяет ценности компании и стремится к достижению общих целей. Для развития и поддержания уровня корпоративной культуры кадровые службы проводят работу по разным направлениям деятельности. Данные направления приведены в таблице 1.
Таблица 1
Направления деятельности компании для развития корпоративной культуры (составлено по материалам исследования)
Направление
|
Содержание
|
Результаты
|
Мотивация
|
Может
быть как материальная, так и нематериальная. К материальной относятся премии
и иные выплаты за достижения результатов сотрудника, отдела и компании в
целом. К нематериальной мотивации могут относиться: возможность карьерного
роста, стажировки, обучение за счет компании и т.д.
|
Повышение
заинтересованности персонала в результатах работы, увеличение вовлеченности
сотрудников в деятельности компании, увеличение привлекательности компании на
рынке труда.
|
Информирование
сотрудников о текущей деятельности компании
|
Каналов
информирования существует большое количество, от новостных рассылок по
электронной почте, до тематических групп в социальных сетях и мессенджерах.
|
Сотрудники
компании знают, что происходит в компании, в каком направлении она развивается.
Это помогает сотрудникам лучше понимать своё место в бизнес-процессах внутри
компании.
|
Поддержка
трудовых инициатив сотрудников
|
Любой
сотрудник в компании должен иметь возможность реализовать свои идеи. К
примеру, сотрудник может увидеть проблему в своей работе или иных
бизнес-процессах изнутри и предложить руководству решение.
|
При
поддержке подобного рода инициатив компания может решать задачи по повышению
эффективности труда, а сотрудники могут реализовать свои идеи и попробовать
себя в новой роли.
|
Предоставление
социального пакета и помощь в трудных жизненных ситуациях
|
Социальный
пакет, ДМС, отпуск по личным обстоятельствам.
|
Предоставление
компанией социального пакета и помощь в трудных жизненных ситуация может быть
важным конкурентным преимуществом компании. Осознание сотрудников, что
компания их не бросит в трудной жизненной ситуации, может значительно
повысить лояльность сотрудников к компании.
|
Общий
внерабочий досуг
|
Мероприятия
вне рабочего времени, в которых участвуют сотрудники компании: спортивные
соревнования, интеллектуальные игры (шахматы, викторины) или иной досуг.
|
Помогают
сотрудникам лучше узнать друг друга и повысить сплоченность коллектива.
Приятным бонусом для сотрудников могут быть небольшие подарки (например,
подарочный сертификат), что также может положительно повлиять на лояльность
сотрудников к компании.
|
Корпоративная культура компании особенно важна в период экономической нестабильности как во внутренней среде компании, так и во внешней среде. При стабильной и развитой корпоративной культуре в период экономической нестабильности компания может привлекать лучших специалистов на рынке, сохранить «ядро» трудового коллектива, снизить количество внутренних конфликтов и сохранить имидж компании как для сотрудников, так и для партнёров. На сегодняшний день внешняя среда компаний диктует новые условия ведения бизнеса, что требует от самого бизнеса постоянной адаптации под новые реалии рынка, в т.ч. в области цифровой трансформации и корпоративной культуры.
Современная корпоративная культура в условиях цифровизации, т.н. «Corporate Culture 4.0» в силу требований цифровой трансформации связана с такими ценностями и понятиями, как гибкость, простота, открытость, смелость, клиентоориентированность, плоские иерархии, уважение, доверие, культура обратной связи [16]. То есть в корпоративной культуре важное значение приобретают не только hard-skills, но и soft-skills сотрудников.
Hard-skills («жесткие навыки») – это профессиональные навыки, которые приобретает сотрудник в процессе профессионального обучения и получения опыта работы. Можно сказать, что уровень профессиональных компетенций напрямую сопоставим с уровнем hard-skills. Данные навыки являются основополагающими в профессиональном развитии сотрудника, их необходимо развивать. Soft-skills («гибкие навыки») – это совокупность умений человека, связанных с личностными качествами, которые важны для профессиональной деятельности, работы в организации: коммуникативные навыки, умение адаптироваться, трудовая этика, лидерство и т.д.
Для решения задачи улучшения социально-психологического климата в организации первоочередное значение имеет система развития soft-skills. Она формируется из таких компонентов, как саморазвитие, обучение в процессе работы (копирование опыта других и реализация лучших моделей поведения), усложняющиеся задания и тренинги, формирование восходящих коммуникаций, коучинг и наставничество, обучение вне рабочего места - мастер-классы, обучающие семинары, тренинги, деловые игры и бизнес-симуляции (тимбилдинг), центры оценки [11].
Внедрение цифровых технологий обязательно требует от сотрудников гибкости, умения подстраиваться. Низкий уровень soft-skills у сотрудников негативно сказывается на скорости цифровизации. Зачастую низкие soft-skills имеются у возрастных сотрудников, что, естественно, связно с отсутствием необходимости развития данных навыков ранее. Создание и цифровизация системы формирования и развития soft- и hard-skills сотрудником – это важный инструмент повышения уровня корпоративной культуры компании.
Одним из организационных способов обеспечения процесса цифровой трансформации бизнеса является создание самоуправляемых команд. Наличие таких команд помогает снизить контроль за реализацией проектов и ключевых задач со стороны топ-менеджмента компании путем переноса ответственности за результаты на лидеров команд.
Однако для организации работы таких команд необходимо соответствующее технологическое обеспечение, т.е. предоставление возможности быстрых коммуникаций (сервисы видео-конференций, IP телефония и т.д.) и автоматизации рутинных бизнес-процессов. В большинстве российских компаний часто встречаются систематически повторяющиеся по определенным поводам формальные и неформальные мероприятия для сотрудников. Это могут быть планерки, циклические совещания (регулярные совещания на одну и туже тему), празднование дней рождений и государственных праздников. С учетом ограничений личных коммуникаций в условиях пандемии цифровизация подобного рода мероприятий стала важной составляющей в работе самоуправляемых команд.
Реализация любых цифровых решений требует от сотрудников изменений в привычных им бизнес-процессах. В таком случае важную роль играет корпоративная культура компании. К примеру, если в компании принято правило ставить и исполнять задачи в определенной операционной системе, то саботирование сотрудниками данного правила и следование ими привычному порядку организации работы (к примеру, ставить и исполнять задачи по электронной почте) приведет к неэффективному внедрению автоматизации таск-менеджмента в компании. Любое ИТ-решение требует от сотрудников исполнения принятых неформальных правил, условностей и договоренностей внутри коллектива.
В компаниях с развитой корпоративной культурой принятие новых правил и условностей проходит менее болезненно или вообще безболезненно, что способствует ускорению темпов цифровизации и увеличению её эффективности.
Заключение
Таким образом, ключевыми факторами цифровизации являются способность сотрудников адаптироваться к изменениям в привычных бизнес-процессах и лояльность к решениям руководства. Лояльность к руководству формируется путем развития рассмотренных направлений корпоративной культуры: общий внерабочий досуг, информирование сотрудников о текущей деятельности компании, мотивация, помощь в трудных жизненных ситуациях, поддержка трудовых инициатив сотрудников и предоставление социального пакета. Адаптацию сотрудников к изменениям в привычных бизнес-процессах возможно развить путем развития soft-skills персонала, что на данный момент представляется важнейшим условием успешной реализации проектов цифровой трансформации бизнеса.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности крупных производственных компаний, в том числе в государственном секторе экономики, в контексте проведения цифровой трансформации бизнеса и организационного развития персонала.
Источники:
2. Лаврентьева И.В., Руденко Д.С. Организационная культура как управленческий инструмент в условиях развития цифровизации // Вестник Челябинского государственного университета. – 2019. – № 11(433). – c. 132-137. – doi: 10.24411/1994-2796-2019-11114.
3. Романова О.С. Переход от традиционного к новому пониманию организационной (корпоративной) культуры // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. – 2020. – № 19(35). – c. 138-143.
4. Родин О.А. Новые функции цифровой организационной культуры // Современная экономика: проблемы и решения. – 2021. – № 8(140). – c. 130-140. – doi: 10.17308/meps.2021.8/2660.
5. Шарафуллина Р.Р., Габитов И.М., Байкова Э.Р. Влияние корпоративной культуры на трудовые ресурсы в условиях цифровизации // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2021. – № 6(162). – c. 174-179.
6. Трофимова Н.Н. Формирование цифровой культуры как инновационный процесс развития цифрового общества // Этносоциум и межнациональная культура. – 2021. – № 9(159). – c. 29-37.
7. Радченко Р.В., Шевцов В.В., Чернышенко В.Н. Корпоративная культура на основе данных // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 78-4. – c. 59-62. – doi: 10.18411/trnio-10-2021-145.
8. Дмитриева С.А. Цифровая трансформация корпораций // Наука и общество. – 2018. – № 3(32). – c. 42-46.
9. Грошев И.В., Жерегеля А.В., Школьный Д.В. Менеджмент организационной культуры в условиях цифровизации предприятий // Управление. – 2019. – № 2. – c. 33-38. – doi: 10.26425/2309-3633-2019-2-33-38.
10. Гаспарович Е.О. Корпоративная культура и социальная ответственность: диагностика, планирование, развитие. / Учебно-методическое пособие: в 2 частях. Ч. 1. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 332 c.
11. Верещагина Л.С. Повышение благоприятности социально-психологического климата на основе развития soft- и hard-компетенций в условиях цифровизации экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – № 3(77). – c. 82-85.
12. Туркулов А.В., Бугаева М.В. Организационная культура как фактор повышения эффективности управления персоналом в контексте цифровизации экономики // Экономический рост как основа устойчивого развития России: Сборник статей V-ой Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию образования налоговых органов РФ. Курск, 2020. – c. 448-452.
13. Астахина Э.А., Литвиненко А.И. Переход к экспоненциальной организации как фактор повышения эффективности бизнеса в эпоху цифровой транcформации // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития: Сборник научных статей Межрегиональной научно-практической конференции. Курск, 2019. – c. 53-58.
14. Kogan G., Myers N., Gaydon D., Boyle D. Advancing Digital Transformation. Strategic Finance. [Электронный ресурс]. URL: https://sfmagazine.com/post-entry/december-2021-advancing-digital-transformation.
15. Слепцова Е.В. Трансформация организационной культуры в условиях цифровой экономики // Общество: политика, экономика, право. – 2021. – № 11(100). – c. 46-50. – doi: 10.24158/pep.2021.11.5.
16. Klein B., Zirnig C. Corporate Culture 4.0 // Ökologisches Wirtschaften. – 2019. – № 3. – p. 30-34. – doi: 10.14512/OEW340330.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 21:52:16