Цифровая компетентность как основа конкурентоспособности работника на рынке труда агропромышленного комплекса в условиях киберэкономики
Анищенко А.Н.1, Левина Е.В.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 25 | Цитирований: 11
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45706902
Цитирований: 11 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Целью данной статьи является анализ цифровых компетенций работников агропромышленного сектора в условиях киберэкономики.
Предметом исследования выступает процесс развития цифровых компетенций работников агропромышленного сектора в условиях цифровой экономики.
Методология проведенного исследования представлена методами анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, полученные результаты представлены в соответствии с научно-методическими требованиями.
Полученные результаты: в статье определено, что низкий уровень цифровой грамотности является одним из основных факторов, препятствующих фермерам выбирать цифровые решения, поскольку они борются за определение того, что существует, и видят непосредственную ценность в реализации. Особенно остро встает проблема цифровизации сельского хозяйства и дефицита специалистов, обладающих цифровыми компетенциями для обслуживания цифровой техники и киберфизических устройств, применяемых в сельском хозяйстве. Формирование цифровых компетенций должно стать целью инженеров, а разработка механизма достижения этой цели – главной задачей государственной кадровой политики, науки и образования. Для развития цифровых компетенций работников сельского хозяйства в рамках Ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» осуществляется внедрение отраслевой электронной образовательной среды «Земля знаний». Следующим шагом освоения новых технологии, изменения подходов к обучению и повышению своей компетентности должна стать система повышения квалификации, предусматривающая различные формы: посещение курсов (раз в 5 лет), стажировки, участие в методической и экспериментально-исследовательской деятельности. Именно стажировка мастеров производственного обучения является обязательной и неотъемлемой частью повышения квалификации и приобретения ими практических навыков работы с новейшим и высокотехнологичным оборудованием и программным обеспечением.
Применение. Полученные результаты могут быть использованы в оценке компетентностного уровня работников АПК и разработке рекомендаций по развитию персонала и приобретению цифровых компетенций.
Ключевые слова: цифровая экономика, киберэкономика, агропромышленный комплекс, цифровые компетенции, конкурентоспособность работника
Финансирование:
Статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Социально-экономическое и научно-технологическое развитие на различных уровнях управления в отраслях, комплексах и сферах деятельности национального хозяйства России».
Введение
Повышение эффективности аграрного сектора в России невозможно без использования информационных, или умных технологий. Современный мир вступил в эпоху масштабной цифровой трансформации всех отраслей экономики и сфер общественной жизни. Появившееся в последнее время большое количество интеллектуальных устройств позволяет найти максимально эффективное решение многих проблем удаленно и непосредственно влиять на производительность труда в традиционно низкорентабельных отраслях.
Проблема цифровизации экономики и ее аграрного сектора относится к системным проблемам и требует тщательной подготовительной работы, в том числе формирования кадрового потенциала, новых моделей адекватного развития этого сектора. Сфера занятости сельского хозяйства является наиболее консервативной с точки зрения внутренних механизмов воспроизводства человеческих ресурсов и в то же время наиболее восприимчивой к трансформационным процессам.
Развитие сельского хозяйства в современных условиях происходит с упором на цифровизацию отрасли, которая будет способствовать как повышению производительности труда, так и росту ее рентабельности. Внедрение информационных технологий в сельскохозяйственную отрасль осуществляется на всех этапах производственного цикла [24, с. 4] (Popkova et al., 2020, р. 4). Работа в этом направлении уже ведется министерством агропромышленного комплекса РФ, но есть и проект национальной программы «Цифровое сельское хозяйство» и дорожная карта FoodNet (Smart Agriculture).
По данным LinkedIn, навыки, необходимые для облачных вычислений, статистического анализа, интеллектуального анализа данных и презентации, а также проектирования пользовательских интерфейсов, входили в десятку наиболее востребованных компетенций в корпоративном секторе в 2017 году [29]. Согласно последним исследованиям, каждый доллар, инвестированный за последние 30 лет в цифровые технологии, привел к увеличению ВВП на 20 долл. Это почти в семь раз превышает среднюю доходность нетехнологичных инвестиций за тот же период [22].
В настоящее время растет потребность в нетрадиционных сельскохозяйственных навыках трудовых ресурсов, таких как технологические, научные и управленческие компетенции, которые также обладают более зрелыми цифровыми возможностями [4, 6] (Groshev, Grosheva, Bezuevskaya, 2019; Kruglov, Kruglova, 2019). Пандемия коронавируса COVID-19 ускорила внедрение цифровых технологий в производственные процессы для того, чтобы иметь возможность к продолжению работы. Таким образом, роль образования в подготовке инженерных кадров для работы в сельском хозяйстве с учетом требований развития цифровизации АПК становится все более актуальной.
Целью данной статьи является анализ цифровых компетенций работников агропромышленного сектора в условиях киберэкономики.
Предметом исследования выступает процесс развития цифровых компетенций работников агропромышленного сектора в условиях киберэкономики.
Обзор литературы
Проблемам цифровизации сельского хозяйства посвящены труды многих авторов, в том числе Алтухова А.И., Дудина М.Н., Анищенко А.Н. [1] (Altukhov, Dudin, Anishchenko, 2020), Лясникова Н.В. [9, 10] (Lyasnikov, 2018; Lyasnikov, Anishchenko, 2020), Шутькова А.А. [19, 20] (Shutkov, Anishchenko, 2019; Shutkov, Dudin, Anishchenko, 2019), Скворцова Е.А., Скворцовой Е.Г., Санду И.С., Иовлева Г.А. [15] (Skvortsov, Skvortsova, Sandu, Iovlev, 2018), Осипова В.С., Боговиз А.В. [11] (Osipov, Bogoviz, 2017), Щетининой И.В., Стенкиной М.В. [21] (Shchetinina, Stenkina, 2017), Левиной Е.В. [7] (Levina, 2019) и др.
Новые тенденции и механизмы развития агропромышленного комплекса нашли отражение в концепции ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство», разработанного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в рамках программы развития сегмента до 2024 года. Проникновение умного сельского хозяйства и животноводства постепенно меняет модель трудоустройства и установки работников агропромышленного комплекса. Цифровая трансформация должна затронуть все сферы и отрасли сельского хозяйства – от подготовки к производству до реализации конечной продукции потребителям. Основными препятствиями на пути успешной информатизации сферы являются низкий уровень автоматизации и механизации крестьянских хозяйств, отсутствие резервных фондов для приобретения сельскохозяйственной техники, отсутствие правовой базы регулирования практики применения цифровых технологий и пр. [24, с. 6] (Popkova et al., 2020, р. 6).
Цифровое сельское хозяйство обладает потенциалом для содействия более экономически, экологически и социально устойчивому сельскому хозяйству при более эффективном достижении сельскохозяйственных целей страны. Как информационно- коммуникационные технологии (ИКТ), так и сельское хозяйство являются важными факторами, способствующими достижению Целей устойчивого развития (ЦУР).
Цифровые компетенции – это общий термин, используемый для описания или объяснения способности (гражданина, студента, преподавателя и т.д.) использовать информационные технологии (ИТ) в конкретном контексте. Обычно, когда речь заходит об определении, описании или объяснении этой способности использовать ее, в литературе встречаются различные наименования, такие как цифровые компетенции, цифровые навыки, электронные компетенции или электронные навыки, а также навыки или компетенции XXI века. Цифровая компетентность – это способность не только понимать и использовать цифровые технологии и системы, но и обладать уверенностью, чтобы использовать их творчески, критически и без посторонней помощи.
Результаты исследования
По данным Росстата, в 2019 г. в отрасли сельского хозяйства, лесного хозяйства, охоты и рыболовства было занято 5,9% от всех занятых, или 4 244 тыс. чел., в 2005 г. – 10,1%, или 6902 тыс. чел. [17]. Динамика изменения занятости населения РФ в отрасли сельского хозяйства, лесного хозяйства, охоты и рыболовства в 2017–2019 гг. представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика изменения занятости населения РФ в отрасли сельского хозяйства, лесного хозяйства, охоты и рыболовства в 2017–2019 гг.
Источник: составлено авторами на основе [17].
Несмотря на продолжающееся снижение уровня занятости в российском аграрном секторе, проблема регулирования трудоустройства высвобождаемых работников пока не стоит остро. Однако в ближайшее время особую актуальность приобретет задача перехода к более производительным технологиям, формирования кадрового потенциала с цифровыми компетенциями разного уровня [8] (Legchilina, 2019).
Проникновение умного сельского хозяйства и животноводства постепенно меняет модель трудоустройства и установки работников агропромышленного комплекса.
Информационные технологии в агропромышленном комплексе позволяют существенно повысить производительность труда, снизить себестоимость сельскохозяйственной продукции и повысить уровень рентабельности отрасли в целом.
Фермерская деятельность в современных условиях подразумевает принятие различных решений, для успешной реализации которых необходима информационная база. По мнению экспертов, недостаток информации для принятия решений приводит к потерям урожая до 40% при посадке и выращивании сельскохозяйственных культур. Также ученые выяснили, что климатические факторы, а также другие природные факторы, которые могут вызвать потери урожая, поддаются управлению при помощи автоматизированных систем управления (Hi-Tech Management) [14, 18] (Frolov, Pavlova, 2019). В настоящее время фермер имеет возможность контролировать природные факторы, проектировать точные бизнес-процессы и, более того, прогнозировать математически точный результат [23, c. 16] (Ognivtsev, 2018, р. 16). Изменения коснутся животноводческой отрасли в части перехода от управления инцидентами к проактивному управлению всем производственным циклом.
Как показывает передовой опыт, цифровая трансформация бизнес-модели сельскохозяйственного производства способствует повышению конкурентоспособности сельского хозяйства и переводу отрасли на инновационный путь развития. Сегодня цифровые технологии являются залогом формирования устойчивого агропромышленного комплекса, развития сельских территорий, повышения эффективности фермерских хозяйств, научно-технических и инновационных прорывов на региональном уровне.
Цифровизация и автоматизация производственного процесса в сельском хозяйстве создает запрос на новый тип персонала агропромышленного комплекса с новыми компетенциями (например, в области создания/использования программных продуктов, работы с робототехникой). Это, в свою очередь, предъявляет требования к системе образования и компетентностной модели работника. В качестве цифровых инноваций, наиболее востребованных в сельском хозяйстве, можно выделить информационные системы управления растениеводством и животноводством, ориентированные на функции планирования, учета и прогнозирования [28, c. 9] (Subaeva, Nizamutdinov, Mavlieva, 2000, р. 9). В то же время культурные ограничения и недостаток образования, в том числе консерватизм работников и их нежелание принимать инновации, по утверждению исследователей, выступают главными сдерживающими факторами развития сельского хозяйства [28] (Subaeva, Nizamutdinov, Mavlieva, 2000).
Современные инновации в электронном сельском хозяйстве используют новые технологические разработки, такие как искусственный интеллект (например, распознавание болезней растений), сенсорные сети (например, «Интернет фермерских вещей») и блокчейн-технологии (например, для прозрачности пищевой цепи), в основном ориентированы на более крупные фермерские хозяйства.
В то же время процент проникновения высоких технологий в российском аграрном секторе пока довольно низкий – около 10–12% по сравнению с мировыми лидерами. Например, в Австралии, Израиле, США, Канаде и Голландии IT-решения в сельском хозяйстве применяются достаточно широко, с каждым годом появляется все больше компаний, которые стремятся максимально автоматизировать свое производство, в том числе к ним относятся и аграрные товаропроизводители.
Система цифровых компетенций – это список из 21 компетенции и навыков, которые Европейская комиссия определила необходимыми для того, чтобы европейские граждане были достаточно компетентны в области цифровых технологий. В этой структуре излагаются основные навыки, примеры того, как использовать эти навыки, и задачи, которые человек должен уметь выполнять.
Структура разбита на 5 областей компетенции, каждая из которых обладает определенным навыком (табл. 1).
Рисунок 2. Цифровые компетенции работников
Источник: составлено автором на основе [27].
Каждая область содержит от 3 до 6 навыков для освоения, разделенных на уровни навыков базового, промежуточного или опытного пользователя. Эти навыки включают в себя: просмотр, поиск и фильтрацию информации, сотрудничество по цифровым каналам, защиту цифровых устройств и многое другое.
В целом цифровая компетентность охватывает знания и навыки, необходимые работнику для использования информационно-коммуникационных технологий как в личной, так и в профессиональной жизни.
В мелкомасштабном сельском хозяйстве базовая цифровая грамотность в отношении новых технологий, таких как мобильные телефоны, имеет важное значение для улучшения доступа к информационным услугам.
Работники сельскохозяйственной отрасли осознают ценность сбора больших данных, и хотя сбор данных растет, остаются значительные барьеры в понимании того, какие данные требуются в сборе данных в цифровом виде и интерпретации этих данных для обеспечения максимального использования [12, 13] (Saveleva, 2019).
В условиях массового внедрения цифровых технологий в агропромышленный комплекс будет наблюдаться повышение спроса на специалистов, обладающих соответствующими навыками, в том числе «дата-сайентистов», работающих с Big Data, а также в экспертов по геодезии и метеорологии, инженеров и техников [12]. Также эксперты прогнозируют рост спроса на специалистов по управлению беспилотниками, дронами, используемыми на сельскохозяйственных полях [12].
Пути образования и профессиональной подготовки специалистов сельского хозяйства находятся в противоречии между отражением текущих условий в отрасли и включением ориентированного на будущее цифрового и технологического обучения [4, 16] (Groshev, Grosheva, Bezuevskaya, 2019; Uraev, Safargaliev, 2018).
Таким образом, цифровая грамотность – это первый шаг к тому, чтобы работники сельскохозяйственных предприятий смогли понять, как это может быть использовано для улучшения сельского хозяйства. В настоящее время развитие и непрерывное обучение кадров для агропромышленного комплекса осуществляют непосредственно агрохолдинги [12].
В рамках ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» осуществляется внедрение отраслевой электронной образовательной среды «Земля знаний» с целью дистанционного обучения работников сельского хозяйства и обмена опытом среди обучающихся [2, c. 13]. Данный проект реализуется на базе следующих высших учебных заведений: Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева, Княгининский университет, Ставропольский государственный аграрный университет, Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина и др. До 2021 г. планируется обучить 55 000 специалистов [3, c. 22] (Goldina, Iovlev, 2020).
В рамках обучения проводятся видеолекции ведущих экспертов России, проверочные тесты. Обучение проводится дистанционно в формате изучения материалов и контроля знаний и получения образовательного сертификата [26].
Модули для обучения работников сельского хозяйства на базе платформы «Земля знаний» представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Модули для обучения работников сельского хозяйства на базе платформы «Земля знаний»
Источник: составлено автором на основе [26].
Учреждения профессионального образования должны осуществлять подготовку специалистов, которые смогут работать с обработкой данных, поддержкой цифровых платформ управления и цифрового оборудования сельского хозяйства.
Заключение
Человеческие ресурсы являются важнейшим стратегическим ресурсом для развития цифровизации АПК. В то же время требования к рабочей силе постоянно растут. Запрос на компьютерную грамотность работников сельского хозяйства будет и в дальнейшем набирать актуальность, что потребует соответствующей подготовки и переподготовки. В этом контексте наибольшую роль как в обеспечении кадрами аграрного сектора экономики, так и в содействии внедрению новых технологий должно играть государство.
Основными факторами, влияющими на уровень цифровизации сельского хозяйства, являются как экономическая, так и фактическая недоступность современных технологических инструментов для российских аграриев из‑за ограничительного импорта технологий и отсутствия квалифицированных ИТ-специалистов в агропромышленном комплексе. Эти факторы препятствуют полномасштабной интеграции сельского хозяйства в цифровую среду.
Для повышения цифровой компетенции работников сельскохозяйственной отрасли необходимо как содействие государства в повышении квалификации сельскохозяйственных работников, так и саморазвитие их цифровой компетентности.
Источники:
2. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: официальное издание. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 48 с. (с.13)
3. Голдина И.И., Иовлев Г.А. Цифровое сельское хозяйство: состояние и перспективы // Научно-технический вестник технические системы в АПК. – 2020. – № 1 (6). – С. 21-27.
4. Грошев А.Р., Грошева Т.А., Безуевская В.А. Нечетко-множественный прогноз образовательных результатов на основе показателей использования цифровых образовательных ресурсов // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 1025-1036. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40985.
5. Карев А.В. Негативные эффекты цифровизации // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 197-201. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100638.
6. Круглов Д.В., Круглова О.Д. Особенности кадрового обеспечения в условиях цифровизации // Лидерство и менеджмент. – 2019. – Том 6. – № 4. – с. 479-486. – doi: 10.18334/lim.6.4.41299.
7. Левина Е.В. Цифровые кадры для аграрного сектора экономики России: дефицит и проблема подготовки // Экономика и социум: современные модели развития. –– 2019. – Том 9. – № 4 (26). – С .441-456.
8. Легчилина Е.Ю. Регулирование изменений в социально-трудовых отношениях в условиях цифровизации // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 1. – с. 89-102. – doi: 10.18334/et.6.1.40493.
9. Лясников Н.В. Цифровой аграрный сектор России: обзор прорывных технологий четвертого технологического уклада // Продовольственная политика и безопасность. – 2018. – Том 5. – № 4. – с. 169-182. – doi: 10.18334/ppib.5.4.41295.
10. Лясников Н.В., Анищенко А.Н. Цифровой франчайзинг: инструмент развития в отраслях, комплексах и сферах деятельности национального хозяйства России // Проблемы рыночной экономики. – 2020. – № 1. – С. 81-89.
11. Осипов В.С., Боговиз А.В. Переход к цифровому сельскому хозяйству: предпосылки, дорожная карта и возможные следствия // Экономика сельского хозяйства России. – 2017. – № 10. – С. 11-15.
12. Ракуль Е. Как вырастить кадры для АПК будущего [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://expert.ru/south/2020/06/kak-vyirastit-kadryi-dlya-apk-buduschego/ (дата обращения 07.09.2020)
13. Савельева Е.А. Механизмы регулирования оплаты труда в условиях единого цифрового рынка труда ЕАЭС // Экономика Центральной Азии. – 2019. – Том 3. – № 4. – doi: 10.18334/asia.3.4.41191.
14. Сельское хозяйство встало на путь технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iksmedia.ru/news/5417075-Selskoe-xozyajstvo-vstalo-na-put (дата обращения 07.09.2020)
15. Скворцов Е.А., Скворцова Е.Г., Санду И.С., Иовлев Г.А. Переход сельского хозяйства к цифровым, интеллектуальным и роботизированным технологиям // Экономика региона. – 2018. – Т. 14. – № 3. – С. 1014-1028.
16. Ураев Н.Н., Сафаргалиев М.Ф. Кастомизация цифрового менеджмента в сфере реализации продукции // Экономика Центральной Азии. – 2018. – Том 2. – № 1. – doi: 10.18334/asia.2.1.38728.
17. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения 07.09.2020)
18. Фролов В.Г., Павлова А.А. Системные эффекты реализации инновационно-инвестиционно сбалансированной промышленной политики в условиях цифровой экономики // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 2919-2936. – doi: 10.18334/eo.9.4.41479.
19. Шутьков А.А., Анищенко А.Н. Рецензия на монографию «Управление рисками в сельском хозяйстве в условиях цифровой трансформации» (Моторин О.А., Горбачев М.И. и др.) // Продовольственная политика и безопасность. – 2019. – Том 6. – № 4. – doi: 10.18334/ppib.6.4.41483.
20. Шутьков А.А., Дудин М.Н., Анищенко А.Н. Развитие инновационной деятельности в апк: био-инжиниринг и интеллектуальные машины // Экономика и социум: современные модели развития. – 2019. – Т. 9. – № 1 (23). – С. 5-21.
21. Щетинина И.В., Стенкина М.В. Взаимодействия субъектов АПК в условиях цифровой экономики // АПК: Экономика, управление. – 2017. – № 10. – С. 23-33.
22. Digital Spillover – Measuring the true impact of the digital economy (Huawei Technologies Co. Ltd/Oxford Economics, 2017).
23. Ognivtsev, A.B.: The concept of the digital platform of the agro-industrial complex. Int. Agric. J. 2(362), 16–22 (2018)
24. Popkova E. et al. (eds.) Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality. Springer, 2020. – 1055 p. (p. 4)
25. Zabelina O.V., Mirzabalaeva F.I., Sankova L.V. Readiness of agricultural workers to develop new competencies and change the employment model in the conditions of digitalization // Web of Conferences. – 2020. – № 176. – p. 9.
26. Digital Agro [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goldenautumn2020.ru/upload/iblock/36f/ %D0 %94 %D0 %B8 %D0 %B4 %D0 %B6 %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BB %20 %D0 %90 %D0 %B3 %D1 %80 %D0 %BE %20- %20 %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %89 %D0 %B0 %D1 %8F %20 %D0 %BF %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B7 %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F.pdf (дата обращения 07.09.2020)
27. Acommon European Digital Competence Framework for Citizens [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.na-bibb.de/fileadmin/user_upload/na-bibb.de/Dokumente/06_Metanavigation/01_Ueber_uns/06_ECVET/DIGCOMP_brochure_2014_.pdf (дата обращения 07.09.2020)
28. Subaeva A.K., Nizamutdinov M.M., Mavlieva L.M. Changes of the agricultural staff potential in the transition to digital agriculture // BIO Web of Conferences. – 2000. – № 17, 00178 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.1051/bioconf/20201700178FIES 2019 (дата обращения 07.09.2020)
29. Top skills that can get you hired in 2017 LinkedIn [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.blog.linkedin.com (дата обращения 07.09.2020)
Страница обновлена: 02.12.2024 в 15:03:31