Цифровая компетентность как основа конкурентоспособности работника на рынке труда агропромышленного комплекса в условиях киберэкономики
Анищенко А.Н.1, Левина Е.В.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 72 | Цитирований: 11
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45706902
Цитирований: 11 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Целью данной статьи является анализ цифровых компетенций работников агропромышленного сектора в условиях киберэкономики.
Предметом исследования выступает процесс развития цифровых компетенций работников агропромышленного сектора в условиях цифровой экономики.
Методология проведенного исследования представлена методами анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, полученные результаты представлены в соответствии с научно-методическими требованиями.
Полученные результаты: в статье определено, что низкий уровень цифровой грамотности является одним из основных факторов, препятствующих фермерам выбирать цифровые решения, поскольку они борются за определение того, что существует, и видят непосредственную ценность в реализации. Особенно остро встает проблема цифровизации сельского хозяйства и дефицита специалистов, обладающих цифровыми компетенциями для обслуживания цифровой техники и киберфизических устройств, применяемых в сельском хозяйстве. Формирование цифровых компетенций должно стать целью инженеров, а разработка механизма достижения этой цели – главной задачей государственной кадровой политики, науки и образования. Для развития цифровых компетенций работников сельского хозяйства в рамках Ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» осуществляется внедрение отраслевой электронной образовательной среды «Земля знаний». Следующим шагом освоения новых технологии, изменения подходов к обучению и повышению своей компетентности должна стать система повышения квалификации, предусматривающая различные формы: посещение курсов (раз в 5 лет), стажировки, участие в методической и экспериментально-исследовательской деятельности. Именно стажировка мастеров производственного обучения является обязательной и неотъемлемой частью повышения квалификации и приобретения ими практических навыков работы с новейшим и высокотехнологичным оборудованием и программным обеспечением.
Применение. Полученные результаты могут быть использованы в оценке компетентностного уровня работников АПК и разработке рекомендаций по развитию персонала и приобретению цифровых компетенций.
Ключевые слова: цифровая экономика, киберэкономика, агропромышленный комплекс, цифровые компетенции, конкурентоспособность работника
Финансирование:
Статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Социально-экономическое и научно-технологическое развитие на различных уровнях управления в отраслях, комплексах и сферах деятельности национального хозяйства России».
Введение
Повышение эффективности аграрного сектора в России невозможно без использования информационных, или умных технологий. Современный мир вступил в эпоху масштабной цифровой трансформации всех отраслей экономики и сфер общественной жизни. Появившееся в последнее время большое количество интеллектуальных устройств позволяет найти максимально эффективное решение многих проблем удаленно и непосредственно влиять на производительность труда в традиционно низкорентабельных отраслях.
Проблема цифровизации экономики и ее аграрного сектора относится к системным проблемам и требует тщательной подготовительной работы, в том числе формирования кадрового потенциала, новых моделей адекватного развития этого сектора. Сфера занятости сельского хозяйства является наиболее консервативной с точки зрения внутренних механизмов воспроизводства человеческих ресурсов и в то же время наиболее восприимчивой к трансформационным процессам.
Развитие сельского хозяйства в современных условиях происходит с упором на цифровизацию отрасли, которая будет способствовать как повышению производительности труда, так и росту ее рентабельности. Внедрение информационных технологий в сельскохозяйственную отрасль осуществляется на всех этапах производственного цикла [24, с. 4] (Popkova et al., 2020, р. 4). Работа в этом направлении уже ведется министерством агропромышленного комплекса РФ, но есть и проект национальной программы «Цифровое сельское хозяйство» и дорожная карта FoodNet (Smart Agriculture).
По данным LinkedIn, навыки, необходимые для облачных вычислений, статистического анализа, интеллектуального анализа данных и презентации, а также проектирования пользовательских интерфейсов, входили в десятку наиболее востребованных компетенций в корпоративном секторе в 2017 году [29]. Согласно последним исследованиям, каждый доллар, инвестированный за последние 30 лет в цифровые технологии, привел к увеличению ВВП на 20 долл. Это почти в семь раз превышает среднюю доходность нетехнологичных инвестиций за тот же период [22].
В настоящее время растет потребность в нетрадиционных сельскохозяйственных навыках трудовых ресурсов, таких как технологические, научные и управленческие компетенции, которые также обладают более зрелыми цифровыми возможностями [4, 6] (Groshev, Grosheva, Bezuevskaya, 2019; Kruglov, Kruglova, 2019). Пандемия коронавируса COVID-19 ускорила внедрение цифровых технологий в производственные процессы для того, чтобы иметь возможность к продолжению работы. Таким образом, роль образования в подготовке инженерных кадров для работы в сельском хозяйстве с учетом требований развития цифровизации АПК становится все более актуальной.
Целью данной статьи является анализ цифровых компетенций работников агропромышленного сектора в условиях киберэкономики.
Предметом исследования выступает процесс развития цифровых компетенций работников агропромышленного сектора в условиях киберэкономики.
Обзор литературы
Проблемам цифровизации сельского хозяйства посвящены труды многих авторов, в том числе Алтухова А.И., Дудина М.Н., Анищенко А.Н. [1] (Altukhov, Dudin, Anishchenko, 2020), Лясникова Н.В. [9, 10] (Lyasnikov, 2018; Lyasnikov, Anishchenko, 2020), Шутькова А.А. [19, 20] (Shutkov, Anishchenko, 2019; Shutkov, Dudin, Anishchenko, 2019), Скворцова Е.А., Скворцовой Е.Г., Санду И.С., Иовлева Г.А. [15] (Skvortsov, Skvortsova, Sandu, Iovlev, 2018), Осипова В.С., Боговиз А.В. [11] (Osipov, Bogoviz, 2017), Щетининой И.В., Стенкиной М.В. [21] (Shchetinina, Stenkina, 2017), Левиной Е.В. [7] (Levina, 2019) и др.
Новые тенденции и механизмы развития агропромышленного комплекса нашли отражение в концепции ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство», разработанного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в рамках программы развития сегмента до 2024 года. Проникновение умного сельского хозяйства и животноводства постепенно меняет модель трудоустройства и установки работников агропромышленного комплекса. Цифровая трансформация должна затронуть все сферы и отрасли сельского хозяйства – от подготовки к производству до реализации конечной продукции потребителям. Основными препятствиями на пути успешной информатизации сферы являются низкий уровень автоматизации и механизации крестьянских хозяйств, отсутствие резервных фондов для приобретения сельскохозяйственной техники, отсутствие правовой базы регулирования практики применения цифровых технологий и пр. [24, с. 6] (Popkova et al., 2020, р. 6).
Цифровое сельское хозяйство обладает потенциалом для содействия более экономически, экологически и социально устойчивому сельскому хозяйству при более эффективном достижении сельскохозяйственных целей страны. Как информационно- коммуникационные технологии (ИКТ), так и сельское хозяйство являются важными факторами, способствующими достижению Целей устойчивого развития (ЦУР).
Цифровые компетенции – это общий термин, используемый для описания или объяснения способности (гражданина, студента, преподавателя и т.д.) использовать информационные технологии (ИТ) в конкретном контексте. Обычно, когда речь заходит об определении, описании или объяснении этой способности использовать ее, в литературе встречаются различные наименования, такие как цифровые компетенции, цифровые навыки, электронные компетенции или электронные навыки, а также навыки или компетенции XXI века. Цифровая компетентность – это способность не только понимать и использовать цифровые технологии и системы, но и обладать уверенностью, чтобы использовать их творчески, критически и без посторонней помощи.
Результаты исследования
По данным Росстата, в 2019 г. в отрасли сельского хозяйства, лесного хозяйства, охоты и рыболовства было занято 5,9% от всех занятых, или 4 244 тыс. чел., в 2005 г. – 10,1%, или 6902 тыс. чел. [17]. Динамика изменения занятости населения РФ в отрасли сельского хозяйства, лесного хозяйства, охоты и рыболовства в 2017–2019 гг. представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика изменения занятости населения РФ в отрасли сельского хозяйства, лесного хозяйства, охоты и рыболовства в 2017–2019 гг.
Источник: составлено авторами на основе [17].
Несмотря на продолжающееся снижение уровня занятости в российском аграрном секторе, проблема регулирования трудоустройства высвобождаемых работников пока не стоит остро. Однако в ближайшее время особую актуальность приобретет задача перехода к более производительным технологиям, формирования кадрового потенциала с цифровыми компетенциями разного уровня [8] (Legchilina, 2019).
Проникновение умного сельского хозяйства и животноводства постепенно меняет модель трудоустройства и установки работников агропромышленного комплекса.
Информационные технологии в агропромышленном комплексе позволяют существенно повысить производительность труда, снизить себестоимость сельскохозяйственной продукции и повысить уровень рентабельности отрасли в целом.
Фермерская деятельность в современных условиях подразумевает принятие различных решений, для успешной реализации которых необходима информационная база. По мнению экспертов, недостаток информации для принятия решений приводит к потерям урожая до 40% при посадке и выращивании сельскохозяйственных культур. Также ученые выяснили, что климатические факторы, а также другие природные факторы, которые могут вызвать потери урожая, поддаются управлению при помощи автоматизированных систем управления (Hi-Tech Management) [14, 18] (Frolov, Pavlova, 2019). В настоящее время фермер имеет возможность контролировать природные факторы, проектировать точные бизнес-процессы и, более того, прогнозировать математически точный результат [23, c. 16] (Ognivtsev, 2018, р. 16). Изменения коснутся животноводческой отрасли в части перехода от управления инцидентами к проактивному управлению всем производственным циклом.
Как показывает передовой опыт, цифровая трансформация бизнес-модели сельскохозяйственного производства способствует повышению конкурентоспособности сельского хозяйства и переводу отрасли на инновационный путь развития. Сегодня цифровые технологии являются залогом формирования устойчивого агропромышленного комплекса, развития сельских территорий, повышения эффективности фермерских хозяйств, научно-технических и инновационных прорывов на региональном уровне.
Цифровизация и автоматизация производственного процесса в сельском хозяйстве создает запрос на новый тип персонала агропромышленного комплекса с новыми компетенциями (например, в области создания/использования программных продуктов, работы с робототехникой). Это, в свою очередь, предъявляет требования к системе образования и компетентностной модели работника. В качестве цифровых инноваций, наиболее востребованных в сельском хозяйстве, можно выделить информационные системы управления растениеводством и животноводством, ориентированные на функции планирования, учета и прогнозирования [28, c. 9] (Subaeva, Nizamutdinov, Mavlieva, 2000, р. 9). В то же время культурные ограничения и недостаток образования, в том числе консерватизм работников и их нежелание принимать инновации, по утверждению исследователей, выступают главными сдерживающими факторами развития сельского хозяйства [28] (Subaeva, Nizamutdinov, Mavlieva, 2000).
Современные инновации в электронном сельском хозяйстве используют новые технологические разработки, такие как искусственный интеллект (например, распознавание болезней растений), сенсорные сети (например, «Интернет фермерских вещей») и блокчейн-технологии (например, для прозрачности пищевой цепи), в основном ориентированы на более крупные фермерские хозяйства.
В то же время процент проникновения высоких технологий в российском аграрном секторе пока довольно низкий – около 10–12% по сравнению с мировыми лидерами. Например, в Австралии, Израиле, США, Канаде и Голландии IT-решения в сельском хозяйстве применяются достаточно широко, с каждым годом появляется все больше компаний, которые стремятся максимально автоматизировать свое производство, в том числе к ним относятся и аграрные товаропроизводители.
Система цифровых компетенций – это список из 21 компетенции и навыков, которые Европейская комиссия определила необходимыми для того, чтобы европейские граждане были достаточно компетентны в области цифровых технологий. В этой структуре излагаются основные навыки, примеры того, как использовать эти навыки, и задачи, которые человек должен уметь выполнять.
Структура разбита на 5 областей компетенции, каждая из которых обладает определенным навыком (табл. 1).
Рисунок 2. Цифровые компетенции работников
Источник: составлено автором на основе [27].
Каждая область содержит от 3 до 6 навыков для освоения, разделенных на уровни навыков базового, промежуточного или опытного пользователя. Эти навыки включают в себя: просмотр, поиск и фильтрацию информации, сотрудничество по цифровым каналам, защиту цифровых устройств и многое другое.
В целом цифровая компетентность охватывает знания и навыки, необходимые работнику для использования информационно-коммуникационных технологий как в личной, так и в профессиональной жизни.
В мелкомасштабном сельском хозяйстве базовая цифровая грамотность в отношении новых технологий, таких как мобильные телефоны, имеет важное значение для улучшения доступа к информационным услугам.
Работники сельскохозяйственной отрасли осознают ценность сбора больших данных, и хотя сбор данных растет, остаются значительные барьеры в понимании того, какие данные требуются в сборе данных в цифровом виде и интерпретации этих данных для обеспечения максимального использования [12, 13] (Saveleva, 2019).
В условиях массового внедрения цифровых технологий в агропромышленный комплекс будет наблюдаться повышение спроса на специалистов, обладающих соответствующими навыками, в том числе «дата-сайентистов», работающих с Big Data, а также в экспертов по геодезии и метеорологии, инженеров и техников [12]. Также эксперты прогнозируют рост спроса на специалистов по управлению беспилотниками, дронами, используемыми на сельскохозяйственных полях [12].
Пути образования и профессиональной подготовки специалистов сельского хозяйства находятся в противоречии между отражением текущих условий в отрасли и включением ориентированного на будущее цифрового и технологического обучения [4, 16] (Groshev, Grosheva, Bezuevskaya, 2019; Uraev, Safargaliev, 2018).
Таким образом, цифровая грамотность – это первый шаг к тому, чтобы работники сельскохозяйственных предприятий смогли понять, как это может быть использовано для улучшения сельского хозяйства. В настоящее время развитие и непрерывное обучение кадров для агропромышленного комплекса осуществляют непосредственно агрохолдинги [12].
В рамках ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» осуществляется внедрение отраслевой электронной образовательной среды «Земля знаний» с целью дистанционного обучения работников сельского хозяйства и обмена опытом среди обучающихся [2, c. 13]. Данный проект реализуется на базе следующих высших учебных заведений: Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева, Княгининский университет, Ставропольский государственный аграрный университет, Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина и др. До 2021 г. планируется обучить 55 000 специалистов [3, c. 22] (Goldina, Iovlev, 2020).
В рамках обучения проводятся видеолекции ведущих экспертов России, проверочные тесты. Обучение проводится дистанционно в формате изучения материалов и контроля знаний и получения образовательного сертификата [26].
Модули для обучения работников сельского хозяйства на базе платформы «Земля знаний» представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Модули для обучения работников сельского хозяйства на базе платформы «Земля знаний»
Источник: составлено автором на основе [26].
Учреждения профессионального образования должны осуществлять подготовку специалистов, которые смогут работать с обработкой данных, поддержкой цифровых платформ управления и цифрового оборудования сельского хозяйства.
Заключение
Человеческие ресурсы являются важнейшим стратегическим ресурсом для развития цифровизации АПК. В то же время требования к рабочей силе постоянно растут. Запрос на компьютерную грамотность работников сельского хозяйства будет и в дальнейшем набирать актуальность, что потребует соответствующей подготовки и переподготовки. В этом контексте наибольшую роль как в обеспечении кадрами аграрного сектора экономики, так и в содействии внедрению новых технологий должно играть государство.
Основными факторами, влияющими на уровень цифровизации сельского хозяйства, являются как экономическая, так и фактическая недоступность современных технологических инструментов для российских аграриев из‑за ограничительного импорта технологий и отсутствия квалифицированных ИТ-специалистов в агропромышленном комплексе. Эти факторы препятствуют полномасштабной интеграции сельского хозяйства в цифровую среду.
Для повышения цифровой компетенции работников сельскохозяйственной отрасли необходимо как содействие государства в повышении квалификации сельскохозяйственных работников, так и саморазвитие их цифровой компетентности.
Источники:
2. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: официальное издание. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 48 с. (с.13)
3. Голдина И.И., Иовлев Г.А. Цифровое сельское хозяйство: состояние и перспективы // Научно-технический вестник технические системы в АПК. – 2020. – № 1 (6). – С. 21-27.
4. Грошев А.Р., Грошева Т.А., Безуевская В.А. Нечетко-множественный прогноз образовательных результатов на основе показателей использования цифровых образовательных ресурсов // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 1025-1036. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40985.
5. Карев А.В. Негативные эффекты цифровизации // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 197-201. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100638.
6. Круглов Д.В., Круглова О.Д. Особенности кадрового обеспечения в условиях цифровизации // Лидерство и менеджмент. – 2019. – Том 6. – № 4. – с. 479-486. – doi: 10.18334/lim.6.4.41299.
7. Левина Е.В. Цифровые кадры для аграрного сектора экономики России: дефицит и проблема подготовки // Экономика и социум: современные модели развития. –– 2019. – Том 9. – № 4 (26). – С .441-456.
8. Легчилина Е.Ю. Регулирование изменений в социально-трудовых отношениях в условиях цифровизации // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 1. – с. 89-102. – doi: 10.18334/et.6.1.40493.
9. Лясников Н.В. Цифровой аграрный сектор России: обзор прорывных технологий четвертого технологического уклада // Продовольственная политика и безопасность. – 2018. – Том 5. – № 4. – с. 169-182. – doi: 10.18334/ppib.5.4.41295.
10. Лясников Н.В., Анищенко А.Н. Цифровой франчайзинг: инструмент развития в отраслях, комплексах и сферах деятельности национального хозяйства России // Проблемы рыночной экономики. – 2020. – № 1. – С. 81-89.
11. Осипов В.С., Боговиз А.В. Переход к цифровому сельскому хозяйству: предпосылки, дорожная карта и возможные следствия // Экономика сельского хозяйства России. – 2017. – № 10. – С. 11-15.
12. Ракуль Е. Как вырастить кадры для АПК будущего [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://expert.ru/south/2020/06/kak-vyirastit-kadryi-dlya-apk-buduschego/ (дата обращения 07.09.2020)
13. Савельева Е.А. Механизмы регулирования оплаты труда в условиях единого цифрового рынка труда ЕАЭС // Экономика Центральной Азии. – 2019. – Том 3. – № 4. – doi: 10.18334/asia.3.4.41191.
14. Сельское хозяйство встало на путь технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iksmedia.ru/news/5417075-Selskoe-xozyajstvo-vstalo-na-put (дата обращения 07.09.2020)
15. Скворцов Е.А., Скворцова Е.Г., Санду И.С., Иовлев Г.А. Переход сельского хозяйства к цифровым, интеллектуальным и роботизированным технологиям // Экономика региона. – 2018. – Т. 14. – № 3. – С. 1014-1028.
16. Ураев Н.Н., Сафаргалиев М.Ф. Кастомизация цифрового менеджмента в сфере реализации продукции // Экономика Центральной Азии. – 2018. – Том 2. – № 1. – doi: 10.18334/asia.2.1.38728.
17. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения 07.09.2020)
18. Фролов В.Г., Павлова А.А. Системные эффекты реализации инновационно-инвестиционно сбалансированной промышленной политики в условиях цифровой экономики // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 2919-2936. – doi: 10.18334/eo.9.4.41479.
19. Шутьков А.А., Анищенко А.Н. Рецензия на монографию «Управление рисками в сельском хозяйстве в условиях цифровой трансформации» (Моторин О.А., Горбачев М.И. и др.) // Продовольственная политика и безопасность. – 2019. – Том 6. – № 4. – doi: 10.18334/ppib.6.4.41483.
20. Шутьков А.А., Дудин М.Н., Анищенко А.Н. Развитие инновационной деятельности в апк: био-инжиниринг и интеллектуальные машины // Экономика и социум: современные модели развития. – 2019. – Т. 9. – № 1 (23). – С. 5-21.
21. Щетинина И.В., Стенкина М.В. Взаимодействия субъектов АПК в условиях цифровой экономики // АПК: Экономика, управление. – 2017. – № 10. – С. 23-33.
22. Digital Spillover – Measuring the true impact of the digital economy (Huawei Technologies Co. Ltd/Oxford Economics, 2017).
23. Ognivtsev, A.B.: The concept of the digital platform of the agro-industrial complex. Int. Agric. J. 2(362), 16–22 (2018)
24. Popkova E. et al. (eds.) Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality. Springer, 2020. – 1055 p. (p. 4)
25. Zabelina O.V., Mirzabalaeva F.I., Sankova L.V. Readiness of agricultural workers to develop new competencies and change the employment model in the conditions of digitalization // Web of Conferences. – 2020. – № 176. – p. 9.
26. Digital Agro [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goldenautumn2020.ru/upload/iblock/36f/ %D0 %94 %D0 %B8 %D0 %B4 %D0 %B6 %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BB %20 %D0 %90 %D0 %B3 %D1 %80 %D0 %BE %20- %20 %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %89 %D0 %B0 %D1 %8F %20 %D0 %BF %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B7 %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F.pdf (дата обращения 07.09.2020)
27. Acommon European Digital Competence Framework for Citizens [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.na-bibb.de/fileadmin/user_upload/na-bibb.de/Dokumente/06_Metanavigation/01_Ueber_uns/06_ECVET/DIGCOMP_brochure_2014_.pdf (дата обращения 07.09.2020)
28. Subaeva A.K., Nizamutdinov M.M., Mavlieva L.M. Changes of the agricultural staff potential in the transition to digital agriculture // BIO Web of Conferences. – 2000. – № 17, 00178 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.1051/bioconf/20201700178FIES 2019 (дата обращения 07.09.2020)
29. Top skills that can get you hired in 2017 LinkedIn [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.blog.linkedin.com (дата обращения 07.09.2020)
Страница обновлена: 01.08.2025 в 04:47:25
Download PDF | Downloads: 72 | Citations: 11
Digital competence as the basis of employee competitiveness in the labour market of the agro-industrial complex in the cyber economy
Anishchenko A.N., Levina E.V.Journal paper
Economics and society: contemporary models of development (РИНЦ)
опубликовать статью
Volume 10, Number 3 (July-september 2020)
Abstract:
The purpose of this article is to analyze the digital competencies of workers in the agro-industrial sector in a cyber economy.
The subject of the research is the process of developing digital competencies of workers in the agro-industrial sector in the digital economy.
The research methodology is presented by methods of analysis and synthesis, comparison, classification and generalization. The results obtained are presented in accordance with scientific and methodological requirements.
Results. It is identified that low level of digital knowledge is one of the main factors discouraging farmers from choosing digital solutions because their main purpose is to define what exists; and they see immediate value in implementation. The problem of digitalization of agriculture and the shortage of specialists with digital competencies for servicing digital technology and cyber-physical devices used in agriculture is especially acute. The digital competencies should be the goal of engineers; and the development of a mechanism for achieving this goal should be the main task of the state personnel policy, science and education. For the development of digital competencies of agricultural workers within the framework of the Departmental project "Digital Agriculture", the sectoral electronic educational environment "Land of Knowledge" is being introduced. The next step in developing new technologies, changing approaches to learning and improving one's competence should be a system of advanced training, which provides for various forms, such as attending courses (once every 5 years), internships, participation in methodological and experimental research activities. It is the internship of industrial training masters that is a mandatory and integral part of professional development and their acquisition of practical skills in working with the latest and high-tech equipment and software.
Application. The results obtained can be used to assess the competence level of agro-industrial complex workers and develop recommendations for personnel development and obtaining digital competencies.
Keywords: digital economy, cyber economy, agro-industrial complex, digital competencies, employee competitiveness
Funding:
Статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Социально-экономическое и научно-технологическое развитие на различных уровнях управления в отраслях, комплексах и сферах деятельности национального хозяйства России».

Россия, Москва