Потребительская кооперация: состояние и перспективы ее развития в условиях рыночной экономики
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (55), Июль 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Салихов Х.М., Хаметова Н.Г. Потребительская кооперация: состояние и перспективы ее развития в условиях рыночной экономики // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 7. – С. 90-95.
Аннотация:
Окончание. Начало в № 6/2004. Предприятия потребительской кооперации могут успешно функционировать только в том случае, если они готовы к конкурентной борьбе за потребителя и способны предложить ему конкурентоспособный высококачественный товар. Чтобы завоевать и сохранить превосходство на рынке, недостаточно просто предложить товар. Необходимо обладать эффективно функционирующей системой сбыта. Для успешной и длительной работы на рынке предприятие обязано разрабатывать собственную стратегию в области управления конкурентоспособностью. При этом следует учитывать экономическое состояние районного или регионального рынков, их сегментацию, расчетный уровень цен, ожидаемую конкуренцию, а также развитие перспективных рынков.
Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, потребительская кооперация
Окончание. Начало в № 6/2004
Предприятия потребительской кооперации могут успешно функционировать только в том случае, если они готовы к конкурентной борьбе за потребителя и способны предложить ему конкурентоспособный высококачественный товар. Чтобы завоевать и сохранить превосходство на рынке, недостаточно просто предложить товар. Необходимо обладать эффективно функционирующей системой сбыта. Для успешной и длительной работы на рынке предприятие обязано разрабатывать собственную стратегию в области управления конкурентоспособностью. При этом следует учитывать экономическое состояние районного или регионального рынков, их сегментацию, расчетный уровень цен, ожидаемую конкуренцию, а также развитие перспективных рынков.
Конкурентоспособность ‑ это многоаспектная категория, включающая в себя ряд синергетически взаимосвязанных элементов: информационных, управленческих, маркетинговых, финансовых и т.п. Достижение приоритетов по каждому из этих направлений обеспечивает бесспорное преимущество предприятия в конкурентной борьбе. Для предприятий потребительской кооперации такой суммарный эффект в ближайшее время маловероятен в силу множества объективных и субъективных причин. В связи с этим необходима концентрация сил на достижении стратегических, наиболее важных преимуществ системы, а также на возможности использования новых способов конкуренции.
Имеющиеся конкурентные преимущества (разветвленная материально-техническая база, опытные кадры, сложившиеся хозяйственные связи, возможность совершенствования сервисного обслуживания) реализуются не в полной мере. Обеспечение конкурентоспособности предприятия – это реализация детально проработанной экономической стратегии его развития, что предполагает эффективное достижение целей за счет рационального использования экономических методов и средств. В рыночных условиях каждое предприятие разрабатывает свою собственную экономическую стратегию. Отправной точкой при этом служит определение стратегической цели хозяйствования.
Стратегической целью и основной линией развития предприятий потребительской кооперации (ПК) должно стать, на наш взгляд, достижение финансовой устойчивости. Другими словами на данном этапе развития отечественной системы потребительской кооперации приоритетным аспектом является финансовый. Достаточность реального собственного капитала, обеспеченность собственными оборотными средствами и безубыточность способствуют решению всех других задач жизнедеятельности системы ПК (и социальных, и связанных с внедрением эффективного маркетинга и развитием инвестиций).
Основными аспектами стратегии потребительской кооперации должны стать:
‑ диверсификация деятельности, в том числе за счет освоения новых, приоритетных видов деятельности;
‑ качественная оценка конъюнктуры регионального рынка;
‑ перепрофилирование мощностей;
‑ активный маркетинг;
‑ комплексная автоматизация всех отраслей деятельности в сфере ПК;
‑ информационное обеспечение;
‑ использование преимуществ кредитной, финансовой, налоговой политики.
Выделим основные пути обеспечения конкурентоспособности предприятий потребительской кооперации:
‑ сохранение целостности системы потребительской кооперации как социально-экономической структуры;
‑ обеспечение функционирования неприбыльных, но социально значимых предприятий (перераспределение затрат);
‑ развитие форм взаимовыгодного сотрудничества с местной администрацией;
‑ обеспечение господдержки в решении социальных задач;
‑ развитие собственного производства в комплексе отраслей потребительской кооперации;
‑ развитие корпоративной культуры.
Анализ архивных материалов «Татпотребсоюза» за последние годы позволил сделать вывод о том, что деятельность потребительской кооперации Татарстана очень разнообразна. В основе ее лежит торговое обслуживание сельского населения. В районах предприятиями ПК организованы работы по сбору, заготовке и хранению сельскохозяйственной продукции, звероводству, производству товаров народного потребления. Осуществляется строительство производственных объектов, предприятий общественного питания, объектов социального значения. Заготовительная деятельность предприятий потребительской кооперации ‑ основа успешной работы перерабатывающей промышленности. Через предприятия потребительской кооперации решаются вопросы об эффективных формах сотрудничества с колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными организациями, личными подсобными хозяйствами граждан.
В целом потребительская кооперация Татарстана располагает мощной материально-технической базой по заготовке, производству, переработке и реализации заготовленной и закупленной продукции. Потребкооперация имеет широкую сеть магазинов и предприятий общественного питания в районных центрах и сельской местности республики. Все перечисленные объекты построены и введены в строй за счет собственных средств, без привлечения государственных ресурсов. Отсюда очевидно, что потребительская кооперация Республики Татарстан (РТ) обладает большим потенциалом и может характеризоваться как крупный заготовительно-производственный торговый комплекс со значительной материально-технической базой и большими товарными ресурсами, которые являются фундаментом конкурентной борьбы за место в рыночной экономике.
Для потребительской кооперации переход к рынку означает использование заложенной в самой ее сути экономической свободы. Одним из направлений развития этого процесса является научное обоснование концептуального подхода и последовательная работа по его практическому осуществлению. Без этого вся система потребительской кооперации не сможет выполнить объективно заложенные в ней функции, в полной мере включиться в социально ориентированную экономику всей страны и воспроизводиться как эффективная подсистема экономики.
Эффективное функционирование потребительской кооперации является залогом ее динамичного развития. В основу структуры экономики потребительской кооперации РТ должна быть положена принципиально новая модель, учитывающая особенности психологии пайщиков, традиции, понимание современного общества, принципы справедливости. Научно-обоснованный концептуальный подход как к потребительской кооперации в целом, так и к направлениям ее дальнейшего развития позволяет сформировать оптимальную модель системы потребительской кооперации в РТ и определить рациональный путь ее трансформации в самовоспроизводящуюся систему.
Предполагаемая новая модель социально-экономического развития ПК РТ ‑ всеобщее акционирование всех звеньев системы потребительской кооперации, что означает эволюционный переход от частичного к полному акционированию экономической, коммерческой и финансовой деятельности всех субъектов потребительской кооперации. Этот масштабный процесс должен охватить все предприятия, имеющие юридический статус акционерных обществ, а также потребительские общества, пайщиками которых могут стать юридические и физические лица потребительской кооперации.
Интеграция потребительских обществ в союзы заложит прочный фундамент для эффективной хозяйственной деятельности единой акционированной потребительской кооперации РТ, позволит предотвратить рост числа убыточных предприятий, реорганизовать недееспособную ныне структуру. Вместе с тем, акционирование системы потребительской кооперации будет:
а) стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность;
б) ограничивать не оправданные в социальном плане денежные доходы отдельных лиц;
в) сдерживать рост цен и прибылей при инфляционной сбалансированности;
г) обеспечивать рост и укрепление доходной базы.
Акционерная модель дальнейшего развития хозяйственной деятельности потребительской кооперации не противоречит Закону РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» и Соглашению между правительством Республики Татарстан и «Татреспотребсоюзом» о взаимодействии органов государственного управления и потребительской кооперации.
Такая модель устанавливает более четкие границы обеспечения потребительской кооперации централизованными кредитными ресурсами для развития отраслей ее деятельности и необходимости инвестиционного кредитования, способствует поддержке социальной сферы. В условиях акционерной формы хозяйствования предприятий и деятельности организаций потребкооперации создается мощная база для реализации их имущественных прав, ограничивается или исключается возможность незаконного изъятия имущества и других средств, повышаются требования к имущественной ответственности самих предприятий и организаций потребкооперации.
Акционерная форма организации экономической деятельности предприятий потребкооперации сможет способствовать более тесному сотрудничеству между Правительством Республики Татарстан и «Татреспотребсоюзом», а также между главами администраций городов и районов Республики Татарстан и районными потребительскими обществами (РАЙПО) в выполнении взаимных обязательств сторон по условиям сотрудничества.
Переход предприятий потребительской кооперации к акционерной форме хозяйствования нужен для того, чтобы упрочить экономическое положение предприятий как товаропроизводителей, создать для этого благоприятные финансовые и налоговые условия, шире внедрять в практику хозяйствования партнерские отношения, основанные на добросовестной конкурентной борьбе за потребителя товаров и услуг.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:51:04