Межфирменная кооперация как стратегический вектор инновационного развития высокотехнологичных компаний Центральной Азии

Малашкина О.Ф.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2018)

Цитировать:
Малашкина О.Ф. Межфирменная кооперация как стратегический вектор инновационного развития высокотехнологичных компаний Центральной Азии // Экономика Центральной Азии. – 2018. – Том 2. – № 3. – С. 109-118. – doi: 10.18334/asia.2.3.111558.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44644361

Аннотация:
Компании Центральной Азии во многом отстают в плане инновационного развития от зарубежных представителей бизнеса, особенно в сфере внедрения инноваций и технологий. Ввиду этого для стратегического развития необходима межфирменная кооперация, которая позволяет сократить расходы на технологии, повысить уровень инновационного развития. Именно поэтому в настоящее время часто идет разделение труда между разработчиками инноваций, которые обладают потенциалом по генерированию идей, созданию продуктовых образцов, но не имеют достаточных средств на их массовое производство и сбыт, а также компаниями, готовыми вкладывать средства в массовый выпуск интересных для них инноваций. Выводы. В целом можно сказать о том, что межфирменная кооперация является важным направлением развития высокотехнологичных компаний, так как из-за необходимости большого количества финансовых затрат они вынуждены кооперировать свои усилия для получения взаимовыгодных плюсов. При этом особая важность использование данного кооперирования выявляется при реализации стратегических планов.

Ключевые слова: межфирменная кооперация, инновации и технологии, высокотехнологичные компании, стратегическое развитие, затраты на НИОКР

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Инновации и технологии в последнее время становятся наиважнейшим фактором развития компаний, данным направлениям должны уделять внимание даже средние и малые предприятия, однако именно для крупных и ведущих компаний они становятся основным элементом конкурентоспособности. Тем не менее важно сказать о том, что огромные затраты финансовых средств на инновационные разработки, а также на их внедрение в практику часто становятся серьезным испытанием для любой организации. Поэтому в настоящее время немного деформируется модель внедрения и использования новых технологий, если раньше крупные компании привлекали необходимые кадры, самостоятельно генерировали научные разработки и исследования, создавали опытные образцы и запускали новые товары, то есть полностью контролировали всю производственную цепочку. Сейчас большее развитие получают различные межфирменные кооперации, привлечение к работе сторонних организаций для оптимизации производственного процесса [2–4] (Zhuparova, 2016; Zaikina, Kurdyukova, 2017; Lyasko, 2017).

Конечно, предприятию можно заниматься всем самостоятельно, но это приводит к глобальным проблемам, первой из которых является часто необоснованно высокие затраты на разработку и внедрение инноваций. Характерно то, что срок жизни и полезного действия какой-либо инновации и технологии постоянно сокращается, поэтому затраты часто не полностью или в недостаточном объеме окупаются. Часто предприятия не могут эффективно внедрить новые решения, правильно распоряжаться своей интеллектуальной собственностью. Произошли серьезные изменения в деловой среде, теперь важны не столько сами инновации и технологии, а скорость их реализации и практического внедрения в целях получения максимально возможной прибыли. Поэтому объединение усилий нескольких крупных предприятий может существенно сэкономить их средства, ускорить процесс внедрения в практику, при этом все они смогут получить достаточную прибыль.

Результаты исследования. Развитие сотрудничества между корпорациями-партнерами в современных условиях открытых инноваций выступает в качестве основного элемента большинства современных бизнес-моделей. Предприятия успешно развивают разнообразные виды межфирменного взаимодействия, что является залогом их успешного функционирования и повышения конкурентоспособности.

Особую роль межфирменная кооперация играет в сфере высокотехнологичных производств инноваций, в стратегическом развитии компаний данных отраслей. При этом хоть финансовые ресурсы и являются главным фактором ее развития, есть и другие, которые также очень важны. Часто эффективный выпуск продуктовых инноваций возможен только от компаний, обладающих мощными нематериальными активами (узнаваемость бренда). Помимо этого существенное значение уделяется динамичности и гибкости при реализации инноваций на практике.

Для повышения конкурентоспособности многими высокотехнологичными предприятиями применяется стратегия развития успешных стартапов. Поэтому осуществление инвестиций в НИОКР часто ассоциируется с возможностью развития компании в будущем и сохранения конкурентных позиций на мировом и национальном рынке. Однако в настоящее время есть серьезные трудности в данной сфере, а также существует острая необходимость постоянного усовершенствования и оптимизации даже инновационных товаров. Поэтому инновационный потенциал, а главное, эффективность его использования и реализации на практике повышают свое значение в деятельности предприятий. На рисунке 1 представлены затраты на НИОКР в 2018 г. ведущих корпораций США.

Рисунок 1. Затраты на НИОКР в 2018 г. ведущих корпораций США

Источник: [8, 9] (Tsvetkov, Shutkov, Dudin, Lyasnikov, 2018).

Из рисунка видно, что крупные корпорации США вкладывают значительные средства в научные разработки, в основном данные компании относятся к таким высокотехнологичным отраслям, как разработка программного обеспечения, автомобилестроение, электроника и фармацевтика. Представители данных отраслей должны на постоянной основе думать о внедрении разнообразных инноваций, разрабатывать новые продукты и заниматься их совершенствованием.

На рисунке 2 представлены основные сферы, в которых работают компании, осуществляющие существенные затраты на инновации.

Рисунок 2. Расходы предприятий на НИОКР по отраслям экономики

Источник: [8] (Tsvetkov, Shutkov, Dudin, Lyasnikov, 2018).

Как видно из рисунка, ведущими отраслями экономики, для которых характерны существенные затраты на НИОКР, являются:

- электроника, разработка программного обеспечения – 49%;

- розничная торговля, хостинг – 21%;

- фармацевтика – 17%.

Именно в этих отраслях и функционирует большинство транснациональных предприятий. При этом активному развитию инноваций и технологических разработок в розничной торговле способствует развитие продажи товаров через интернет. Многие предприятия и компании дают возможность приобретать их товары из официальных интернет-магазинов покупателям из любого географического региона, где есть возможность подключения к Сети, а также действуют международные компании по перевозке грузов.

Одной из наиболее распространенных форм межфирменной кооперации стало сотрудничество со стартапами, данной возможностью пользуются более 50% современных высокотехнологичных компаний [1] (Abramov, Avdonin, Batkovskiy, Batkovskiy, 2010).

Страны Центральной Азии во многом существенно отстают от ведущих мировых держав в области развития технологий и инноваций, однако большинство из них понимают существенное значение данных сфер. Например, активно исследуются данные вопросы в Казахстане.

В настоящее время Казахстан является государством с экстенсивно развивающейся экономикой, ключевое место в которой занимает добыча природных ресурсов и их экспорт. Однако на государственном уровне осознается важность развития высокотехнологичных компаний и создаются условия для их эффективного развития и функционирования. Можно говорить о том, что Казахстан находится в индустриальной фазе развития, однако необходимо учитывать скорый переход к постиндустриальному обществу, которое базируется на развитии инноваций и технологий [6, 7] (Panzabekova, Andreeva, 2017; Simonova, Samoylova, 2017).

Опыт Казахстана интересен тем, что активное развитие межфирменной кооперации происходило благодаря инициативе органов государственного управления, поэтому был создан государственный холдинг «Самрук», который объединил многие крупнейшие государственные предприятия Казахстана. Данный холдинг должен заниматься вопросами устойчивого развития Казахстана и повышения эффективности экономики, помимо этого одним и ключевых направлений его работы является отбор и финансирование наиболее интересных инновационных проектов.

Тем не менее можно выделить ряд существенных недостатков межфирменной кооперации, которую проводят органы государственного управления:

1) высокие коррупционные риски. Есть вероятность, что будут финансироваться проекты, которые будут непосредственно интересны лицам, принимающим решения. Могут вкладываться средства в заранее неэффективные проекты в целях «отмывания» денег;

2) скорость принятия решений и начала реализации инновационных проектов немного медленнее, чем у частных предприятий. Каждый проект должен быть тщательно утвержден, а эффективность проверена несколько раз, процесс согласования слишком долгий, а в настоящее время именно скорость внедрения инноваций и технологий во многом определяет их эффективность;

3) недостаточная квалификация управляющего персонала. В основном главными лицами в таких предприятиях являются эффективные государственные управленцы, которые недостаточно компетентны в области управления хозяйствующими субъектами и законах свободного рынка, поэтому возможны серьезные ошибки с их стороны.

В целом можно сделать вывод о том, что эффективность работы государственных коопераций в области внедрения инноваций и технологий вызывает существенные сомнения, хотя у данных предприятий есть и свои плюсы:

1) возможность привлечения к работе лучших научных сотрудников государственных исследовательских институтов и университетов с широкой материальной базой, позволяющей вести разработку более эффективно;

2) обладание существенными финансовыми ресурсами, которые может предоставить государство для реализации действительно интересных и эффективных проектов.

В целом проведенное исследование эффективности деятельности холдинга в 2013 году показало, что зарубежные аналоги получают большую прибыль на уровень затрат. Однако работа по повышению эффективности детальности холдинга и поиск путей оптимизации его работы ведется на постоянной основе.

Поэтому, по нашему мнению, государство должно более активно использовать косвенные меры по развитию инноваций и технологий, которые будут заключаться:

1) в снижении уровня налогообложения компаний, которые активно занимаются разработкой и внедрением инноваций, в особенности относящихся к малому бизнесу;

2) повышение уровня защиты интеллектуальной собственности предприятий, ужесточение наказаний в области промышленного шпионажа и за нарушение авторских прав. Предприятие, которое активно занимается разработкой инноваций, должно быть абсолютно уверено в защите своих авторских прав, иначе пропадает смысл затраты финансовых и производственных ресурсов на их разработку;

3) повышение уровня защиты заключаемых контрактов, обеспечение интересов участников межфирменной кооперации в области технологий и инноваций. Предприятия, особенно небольшие, реализующие проекты совместно с крупными предприятиями, должны чувствовать себя в безопасности, знать, что их права будут защищены.

Все это будет способствовать развитию межфирменной кооперации в области инноваций и технологий.

В связи с некоторым отставанием Казахстана от уровня развития инноваций в ведущих странах интересным вопросом является развитие международной межфирменной кооперации.

Имеются разнообразные возможности повышения уровня инновационного и технологического развития с помощью международной межфирменной кооперации для компаний Казахстана и других стран Центральной Азии:

1) покупка различных технологий у иностранных предприятий, включающих все необходимые составные части для полного внедрения и установки их компании-покупателю. В настоящее время разнообразные технологии и инновации могут выступать в качестве товара, многие предприятия реализуют свои ноу-хау другим компаниям, повышая их уровень технологического развития. Это выгодно обоим предприятиям, одно из них получает новые технологии и инновационные решения, второе – прибыль за их продажу и внедрение в процессы компаний-покупателей;

2) участие в различных совместных проектах с международными предприятиями. В ходе таких проектов представители компаний могут перенять разнообразный опыт у зарубежных предприятий;

3) привлечение иностранных предприятий к реализации совместных проектов на территории Казахстана. Часто наличие определенных трудовых или иных ресурсов делает интересной ту или иную страну для реализации совместных проектов с представителями данного государства.

Использование международной межфирменной кооперации является важным фактором развития инноваций и технологий на территории Центральной Азии.

Интересны для развития международные межфирменные кооперации и для Узбекистана. Благодаря такой кооперации многие развивающиеся государства смогли перейти от экспорта простого сырья к экспорту различных компонентов, полуфабрикатов или вообще готовой продукции, что привело к росту их доли в мировом экспорте.

Для предприятий Узбекистана использование международной межфирменной кооперации могло бы стать ключевым фактором технологического и инновационного развития, повысить качество производимой продукции, стать источником получения новых технологий, а главное, мотивацией к последующему развитию. Все это позволит им производить продукцию, которая будет интересна потребителям из других государств [5] (Ochilov, Zhumaeva, 2017).

Заключение контрактов с зарубежными предприятиями позволит гарантировать необходимую загрузку имеющихся производственных мощностей, обеспечит стабильный сбыт готовой продукции, а значит, и стабильную детальность на протяжении долгосрочного периода.

Активное развитие международной межфирменной кооперации было использовано многими государствами для развития собственного производства, при этом не только развивающимися странами, но и развитыми.

Заключение

В настоящее время в странах Центральной Азии высокотехнологичные предприятия отстают от уровня предприятий ведущих государств мира, поэтому эффективным инструментом их стратегического развития может стать международная межфирменная кооперация, которая позволит получить следующие плюсы:

1) доступ к новым технологиям и инновациям;

2) возможность работы сотрудников со специалистами в области инноваций и технологий предприятий других государств, повышения их уровня и получения новых знаний;

3) стратегическое развитие предприятий за счет загрузки производственных мощностей и организации сбыта готовой продукции;

4) сокращение расходов в области формирования технологий и инноваций.

Для развития межфирменной кооперации среди высокотехнологичных предприятий ряд шагов должен быть сделан и со стороны государства:

1) сокращение налоговой нагрузки для предприятий, которые работают в высокотехнологичной сфере на территории государства (как отечественных, так и иностранных);

2) специальные таможенные льготы при ввозе высокотехнологичной продукции и оборудования на территорию государства;

3) формирование оптимальных условий для работы наукоемких и инновационных компаний.

Все это будет способствовать повышению уровня инновационного развития государств Центральной Азии, формированию на их территории высокотехнологичных предприятий.


Источники:

1. Абрамов Е.Г., Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Батьковский М.А. Диагностика и мониторинг экономической устойчивости предприятий радиоэлектронного комплекса с учетом оценки их инновационного потенциала // Электронная промышленность. – 2010. – № 3. – c. 51-71.
2. Жупарова А.С. Инновации: барьеры и факторы развития в республике Казахстан // Вестник университета Туран. – 2016. – № 1(69). – c. 33-36.
3. Заикина Е.А., Курдюкова Г.Н. Организационно-экономическая модель сетевой межфирменной кооперации в сфере технического перевооружения и реконструкции // Экономические науки. – 2017. – № 147. – c. 50-54.
4. Ляско А.К. Конкурентоспособность, кооперация и соперничество в межфирменных стратегических альянсах // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 10(57). – c. 339-342.
5. Очилов Ш.Б., Жумаева З.К. Основные направления развития инноваций в республике Узбекистан // Инновационное развитие. – 2017. – № 6(11). – c. 45-47.
6. Панзабекова А.Ж., Андреева Г.М. Развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере Казахстана // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2017. – № 1. – c. 34-41. – doi: 10.17586/2310-1172-2017-10-1-34-41 .
7. Симонова В.Л., Самойлова А.А. Развитие межфирменного взаимодействия // Журнал экономической теории. – 2017. – № 3. – c. 165-170.
8. Цветков В.А., Шутьков А.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Цифровая экономика и цифровые технологии как вектор стратегического развития национального агропромышленного сектора // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2018. – № 1. – c. 45-64.
9. Global Innovation 1000. Most Innovative Companies. [Электронный ресурс]. URL: https://www.strategyand.pwc.com/innovation1000.

Страница обновлена: 10.01.2024 в 16:11:07