Инновационные подходы в развитии промышленных парков зарубежных стран
Войтюк В.Н.1
1 Западный филиал РАНХиГС РЦ ВШГУ, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)
Цитировать:
Войтюк В.Н. Инновационные подходы в развитии промышленных парков зарубежных стран // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 641-652. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100910.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42936813
Цитирований: 1 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
Статья посвящена анализу эффективности функционирования института промышленных парков на разных этапах экономического развития зарубежных стран.
Цель работы - обоснование новых мировых трендов развития промышленных парков, в условиях инновационной экономики, а также идентификация связей между уровнем ростом инвестиционной привлекательности промышленных парков и уровнем их поддержки со стороны государства.
Методология исследования основана на работах отечественных и зарубежных авторов, посвященных теоретическому обоснованию экономической целесообразности локализации промышленных предприятий на локальных территориях.
Анализ основных предпосылок создания и функционирования промышленных парков на территории зарубежных стран свидетельствуют о том, что данная форма консолидации производственных сил на локальной территории позволяет реализовать как стратегию максимизации прибыли отдельного промышленного предприятия, так и достижения высоких показателей социально-экономического развития локальной территории в целом. Однако сегодня, научно-техническое развитие, основанное на интенсивном росте технологий и всеобщей цифровизации, коренным образом смещает приоритеты в стратегии развития промышленных парков в сторону технопарков.
Выводы и рекомендации исследования могут быть использованы государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при разработке стратегий пространственного планирования локальных территорий, институтами развития, и ассоциативными объединениями с целью принятия обоснования программ инвестиционного развития
Ключевые слова: промышленный парк, инвестиционный потенциал, инвестиционные риски, концентрация производительных сил, государственная поддержка
JEL-классификация: B12, D02, D24, E22, R58
Введение
Исторический опыт создания и функционирования промышленных парков как формы консолидации производственных комплексов с целью максимизации прибыли путем оптимизации эффективного использования ресурсов и локализации организаций, участвующих в единых цепочках создания добавленной стоимости, свидетельствует о наличии объективной необходимости в научном подходе к решению задачи управления процессами формирования инвестиционной привлекательности обособленных территорий. Такое решение требует не только создания методического инструментария, позволяющего реализовать на практике функцию управления процессами внутри системы, но и обеспечения возможности эффективной поддержки создания и функционирования указанных систем со стороны государства.
Динамично развивающаяся мировая экономика требует поиска новых инновационных методов управления инвестиционной привлекательностью локальных территорий с целью повышения их инвестиционного потенциала и снижения инвестиционных рисков с учетом применения лучших практик в области создания и управления функционированием промышленных парков и технопарков высоких технологий как инструмента динамичного социально-экономического территориального развития.
Теоретические предпосылки создания промышленных парков
С научной точки зрения задача создания локальных промышленных зон (промышленных парков) может быть выражена как объективная необходимость научного подхода к решению важнейших социально-экономических задач. К таким задачам прежде всего можно отнести:
- эффективное текущее и перспективное планирование социально-экономического развития регионов;
- оптимизация пространственного планирования на региональном и муниципальном уровне.
Одним из первых обратил внимание на эффективность концепции размещения производительных сил по территориальному признаку Иоганн Генрих фон Тюнен в своей работе «Изолированное государство» (1826 г.). Именно в ней он отметил в качестве основной силы, действующей на распределение систем хозяйства в пространстве, рынок. В этой же работе Тюнен развивает важную мысль о выгодности приобретения земли с производственными активами по отношению к покупке земли и создания таких активов по причине сокращения сроков уплаты процентов «на капитал, необходимый для возведения построек» [1, с. 29].
Дальнейшее обоснование эффективности локализации производства вблизи рынков сырья и сбыта было изложено в работах Альфреда Вебера. В своих исследованиях, изложенных в опубликованной им в 1909 году работе «О теории размещения промышленности» [2], он рассматривает уже не только фактор транспортных издержек, положенных в основу модели локационного треугольника яркого представителя немецкой классической политической экономии Карла Вильгельма Фридриха Лаунхардта, представленной в его работе «Практика эффективного размещения предприятий» (1882 г.), но и расширяет список факторов, влияющих на расположение производства, до трех:
1) транспортные издержки;
2) затраты на рабочую силу;
3) агломерационные/деагломерационые силы [3, с. 78] (Morozova, 2001).
Иную оценку факторов целесообразности локализации производственных сил по территориальному признаку дал в своей книге «Принципы экономической науки» Альфред Маршал [4] (Marshall, 1993). В качестве ключевого параметра эффективности им было предложено рассматривать не сокращение издержек, а производительность труда и формирующие его факторы: совместный рынок квалифицированной рабочей силы, взаимную торговлю расположенных в «промышленном районе» компаний и межфирменное разделение труда. Именно эти факторы, по мнению А. Маршала, формируют в промышленном районе специфический климат, определяющий рост производительных сил.
Хотелось бы упомянуть позицию американского экономиста Уолтера Айзарда, предложившего в своей работе «Методы регионального анализа: введение в науку о регионах» [5] (Izard, 1966) в качестве основной движущей силы размещения производственных предприятий в промышленных зонах близость таких территорий к рынкам сбыта.
Данная проблематика нашла свое отражение в работах многих отечественных и зарубежных авторов, таких как Гранберг А.Г. [6] (Granberg, 1985), Глушко А.А. [7] (Glushko et al., 2003), Бандман М.К. [8] (Bandman, Malov, Melentev, 2002), Мельников В.С. [9] (Melnikov, 2003), Шорохов В.П. [10] (Shorokhov, Kolkin, 2007), Тинберген Я. [11] (Tinbergen, 1971), Перру Ф. [12] (Perru, 2007), Будевиль Ж. Р. [13] (Budevilyu,1970), Ласуэн Х. Р. [14] (Lasuen, 2010), Потье П. [15] (Pottier, 1963) и Ричардсон Х. [16] (Richardson, 1973).
Количество теорий, моделей и исследований, касающихся вопросов размещения производительных сил, подтверждает наличие огромного интереса к ним со стороны научного сообщества, представляющего различные школы (неоклассическая, кумулятивная, новые теории).
Анализ предпосылок и основных процессов создания и функционирования промышленных парков в зарубежных странах
Попытка найти законы, описывающие причинно-следственные связи процесса размещения и развития производительных сил в пределах отдельных территорий, продолжается и в наши дни. Однако организация и размещение промышленных производств на локальной территории в форме промышленного парка были осуществлены вне теоретических научных обоснований. Принято считать, что история создания и функционирования промышленных парков берет свое начало с 1896 года, когда преуспевающий тридцатисемилетний финансист Эрнест Тера Холли, сделавший состояние на перепродаже земли, приобрел земельный участок площадью 100 000 м2, примыкающий к манчестерскому каналу. Это была совершенно новая для того времени бизнес-модель, предполагающая создание промышленной зоны (промышленного парка) путем осуществления долгосрочных инвестиций в инженерную и транспортную инфраструктуру с последующим предоставлением готовых производственных площадок сторонним инвесторам. Модель себя оправдала. И доказательством тому тот факт, что и сегодня Trafford Park является одним из самых успешных промышленных парков мира. Именно в нем через 14 лет Генри Форд разместит свой первый автомобильный завод. Сегодня, по официальной отчетности управляющей компании Trafford Park (Trafford Park - Vision and Implementation Report) [17], на территории промышленного парка осуществляют свою деятельность более 1400 компаний, а численность работников превышает 35 000 человек.
Промышленные парки как центры притяжения инвестиций уже давно стали не только успешной бизнес-моделью для частного капитала, но и эффективным инструментом органов власти по привлечению инвестиций в региональную экономику. В то же время результаты анализа подходов к созданию и развитию индустриальных парков в разных странах имеют существенные различия. Так, промышленные парки в США, Канаде и Европе, имея более чем столетнюю историю, в большинстве своем являются частными, а их развитие основано на кооперации с предприятиями и организациями за пределами парка. Огромное значение придается развитию социальной и культурной инфраструктуры, развитию на территории парков эко-среды.
В странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Япония, Китай, Гонконг, Тайвань, Сингапур и Корея, характерной чертой создания и развития промышленных парков, начавшегося в 70-х годах прошлого века, является активное участие государства в форме финансирования строительства инфраструктурных объектов на территории парка и последующего субсидирования затрат резидентов парка. По данным отчета ООН (UNIDO) [18], только в странах, входящих в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН): Малайзия, Таиланд, Сингапур, Камбоджа, Бруней, Индонезия, Мьянма (Бирма), Лаос, Вьетнам и Филиппины, - функционируют 893 промышленных парка, 2 эко-индустриальных парка и 25 технологических парков.
Чуть позже началось развитие промышленных парков в Индии и Турции, где преобладают государственные промышленные парки, управляемые государственными корпорациями развития. Наиболее известные парки данных стан представлены в таблице.
Таблица
Наиболее динамично развивающиеся промышленные парки мира
№
|
Наименование
промышленного парка
|
Площадь
|
Суммарные
инвестиции
|
Количество
резидентов
|
Количество созданных
рабочих мест
|
1
|
Alberta's Industrial Heartland (Канада)
|
582
км2
|
13
млрд USD
|
более
40
|
31
000
|
2
|
ILM Business Park (США)
|
56,6
га
|
50,5
млн USD
|
105
|
508
|
3
|
Westfalenhütte (Германия)
|
45
га
|
200
мл. EURO
|
нет
дан-ных
|
1
000
|
4
|
Tseung Kwan O
Industrial Estate (Гонконг)
|
75
га
|
1,2
млн USD
(2017-2018) |
680
|
13
000
|
5
|
MidAmerica Industrial Park (США)
|
36
км2
|
18,5
млн USD
|
80
|
4
500
|
6
|
Jubail
Industrial City (Саудовская Аравия)
|
80 км2
|
9,3
млрд USD
|
155
|
9
800
|
7
|
Chempark (Германия)
|
11 км2
|
нет
данных
|
60
|
45 000
|
8
|
Marquis Industrial (Канада)
|
1,16
га
|
2,5
млн USD
|
7
|
1
092
|
9
|
Suzhou Industrial Park (Китай)
|
100
км2
|
50
млрд USD
|
79
|
11
000
|
Последние десятилетия отчетливо показали различия в целеполагании развития промышленных парков. Так, создание промышленных парков на территории европейских стран и США изначально преследовали своей целью локализацию средств производства на ограниченной территории, обладающей наибольшим инвестиционным потенциалом и минимальным уровнем транспортных издержек и инвестиционных рисков. Как правило, в основу управленческого решения о создании промышленного парка были заложены принципы модели В. Лаунхардта, представленные в его работе «Практика эффективного размещения предприятий» (1882 год) [28] как задача размещения производства (проблема трех точек), где производится один вид продукции, удельные издержки постоянны, существует один рынок сбыта, источник сырья и источник энергетических ресурсов. Ключевое значение транспортных издержек для эффективного размещения производства подтверждается и в работах профессора Киотского университета Фудзита Масахиса [29]. В результате промышленный парк обеспечивает рост промышленного производства товаров/услуг, максимально снижая издержки, обусловленные его географическим положением.
В отличие от данной концепции, промышленные парки, создающиеся в азиатских странах, в качестве основной концепции продвигают необходимость концентрации научного и технологического потенциала. В результате чего промышленные парки, как правило, трансформируются в форму технологических и инновационных парков, а конечным результатом их создания является не товарная продукция промышленных предприятий, а результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, опытные образцы, технологии и иные результаты НИОКР). Нельзя не присоединиться к мнению старшего преподавателя Академии экономических исследований (г. Бухарест) Ионы Ангела. В своей статье «Интеллектуальный капитал. Анализ и оценка и нематериальных активов» [30] (Anghel, 2008) обоснованность данного вектора развития обусловлена тем, что «в новой экономической конкуренции активы знаний обеспечивают устойчивое конкурентное преимущество».
Заключение
В настоящее время в США и странах Европы наблюдается прекращение увеличения количества промышленных парков. Часть из ранее созданных перешли из стадии зрелости в стадию реиндустриализации, в основу которой положен переход к высокотехнологической, высокоинтеллектуальной промышленности. Но по-прежнему выпуск промышленной продукции является основным целеполаганием развития промышленного парка.
Азиатские страны идут по пути развития интеллектуального потенциала, стимулируя НИОКР инновационных технологий и материалов. Указанное направление развития локализации производительных сил стратегически более правильно, так как именно результаты инновационных разработок будут востребованы промышленностью в качестве «драйвера роста». И в качестве площадки таких разработок выступают промышленные технопарки. В опубликованной Принстонским университетом книге Кристины Гринхалх и Марка Роджерса «Инновации, интеллектуальная собственность и экономический рост» [31, с. 87-107] выделены целевые инструменты («оси») построения и управления инновационными системами как на уровне науки и бизнеса, так и на уровне государства.
Показателен и изложенный в учебнике Тодаро М. П. [32, c. 124] (Todaro, 1997) положительный опыт правительства Кореи по устранению «провалов рынков технологии и квалифицированной рабочей силы», основанный на активном использовании налогового стимулирования,
Нельзя не отметить, что инвестиционные циклы создания промышленного парка и промышленно-технологического парка значительно отличаются. Если в первом случае необходимо создание большого количества инженерных сетей и обеспечение доступа резидентов промышленного парка к значительным объемам потребляемых энергетических ресурсов (электроэнергия, водоснабжение, водоотведение, включая очистку промышленных стоков, газоснабжение, теплоснабжение), то технологический парк имеет более стандартизированный набор объектов строительства (офисные здания, лабораторные и R&D комплексы). Указанные объекты не требуют мощных инженерных сетей и на эксплуатационной фазе потребляют значительно меньше энергетических ресурсов.
В странах ЕАЭС (за исключением России) развитие промышленных парков находится в зачаточном состоянии, а государственная политика в отношении данной формы развития производственных комплексов не закреплена на законодательном уровне.
Вот почему предметом дальнейшего научного поиска в данной исследуемой области должны стать разработки динамических систем управления как процессами создания промышленных парков, так и систем управления их деятельностью с учетом лучших мировых практик и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
Заключение
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1) Становление и развитие института индустриальных (промышленных) парков в различных странах имеет характерные отличия, связанные с периодом формирования условий и предпосылок для локализации производственных сил на ограниченных территориях, а также общих тенденциях социально-экономического развития регионов и отдельных стран.
2) Развитие данной формы организации промышленных производств имеет ярко выраженные фазы развития. Как правило, на начальной фазе преобладает экстенсивная форма, когда количество промышленных парков в стране растет. Затем наступает фаза интенсивного развития, при которой увеличение количества промышленных парков замедляется, а рост промышленного производства происходит за счет оптимизации форм и методов управления активами, расширения механизмов взаимодействия парков с органами власти и обществом.
3) Развитие индустриальных парков на современном этапе развития мировой экономики должно осуществляться на основе инновационных подходов и методов, предполагающих перенос акцентов с производства товаров в сторону разработки технологий. Именно они сегодня являются драйверами экономики и определяют эффективность в разрезе снижения издержек и повышения производительности.
Источники:
2. Вебер А. Den Standort Der Industrien, Vol. 1: Reine Theorie Des Standorts; Mit Einem Mathematischen Anhang, Published April 21st 2018 by Forgotten Books p. 273;
3. Морозова Т.Г. Региональная экономика: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2001. – 472 с. -С.78–92.
4. Маршалл А. Принципы экономической науки, Т.1. Пер с англ. – М.: Т.1, Прогресс, 1993. – 358 с.
5. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах Methods of Regional Analysis: an Introduction to Regional Science (1960) / Пер. с англ. В. М. Гохмана, Ю. Г. Липеца, С. Н. Тагера. — М.: Прогресс, 1966. — 660 с.
6. Гранберг А.Г. Учебное пособие - М.: Экономика, 1985. - 240 с.
7. Глушко А.А., Рябинина Л.И. Учебное пособие - Владивосток: ДВГУ, 2003. – 173 с.
8. Бандман М.К., Малов В.Ю., Мелентьев Б.В. Оценка ресурсного и транспортного потенциала в процессе интеграции регионов России (межотраслевой подход) // Природно-ресурсный потенциал азиатской России и сопредельных стран: пути совершенствования использования: Тез. материалов международной научной конференции - Иркутск : Институт географии СО РАН, 2002. - C. 5-6.
9. Мельников В.С. Инвестиционный риск в анализе инвестиционного климата и привлекательности // Сибирская финансовая школа. – 2003. - № 3 – С. 99–105.
10. Шорохов В.П., Колькин Д.Н. Оценка конкурентоспособности региона // Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 1. — С. 92–104.
11. Тинберген Я. Некоторые усовершенствования частичного межотраслевого баланса // Региональная наука о размещении производительных сил. - 1971. - № 3. — С. 57—62.
12. Перру, Ф. Экономическое пространство: теория и приложения. // Пространственная экономика. – 2007. – № 2. – С. 77–93.
13. Будевилью Ж.Р. Экономические пространства - Париж, ПУФ, 1970. - 126 с.
14. Ласуэн, Х. Р. Урбанизация и экономическое развитие: временное взаимодействие между географическими и отраслевыми кластерами // Пространственная экономика. — 2010. — № 1. — С. 68–104.
15. Pottier P. (1963). Axes de communication et developpement economique. Revuecconomique. vol. 14, pp. 58-132.
16. Richardson H.W. (1973). Regional Growth Theory. London: 264.
17. Trafford Park Masterplan. Vision and Implementation Report. A Report for the Trafford Economic Alliance. EKOS with CBRE, URBED and WSP /EKOS Consulting (UK) Ltd, 2 Mount Street, Manchester M2 5WQ [Электронный ресурс]. URL: https://www.trafford.gov.uk/ (дата обращения: 06.10.2019).
18. Economic zones in the ASEAN/Industrial parks, Special economic zones, ECO industrial parks, Innovation districts as strategies for industrial competitiveness. United Nations. Industrial Development Organization. 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.unido.org/sites/default/files/ 2015-08/UCO_Viet_Nam_Study_FINAL_0.pdf/ (дата обращения: 06.05.2019).
19. Портал «Alberta's Industrial Heartland» [Электронный ресурс]. URL: https:// industrialheartland.com/ (дата обращения: 10.05.2019).
20. Портал «WilmingtonBiz INSIGHTS» [Электронный ресурс]. URL: http://www.wilmingtonbiz.com/insights/ julie_wilsey/business_is_growing_at_the_ilm_business_park/ (дата обращения: 16.05.2019).
21. Портал «GARBE Industrial Real Estate» [Электронный ресурс]. URL: http://www. garbe-westfalenhuette.de/ (дата обращения: 16.05.2019).
22. Updated background brief on the development of Hong Kong Science Park and Industrial Estates, and the policy on re-industrialization / [Электронный ресурс]. URL: https://www.legco.gov.hk/yr17-18/english/panels/ci/papers/ (дата обращения: 16.05.2019).
23. Портал «MidAmerica Industrial Park» [Электронный ресурс]. URL: https:// maip.com/ (дата обращения: 16.05.2019).
24. Портал «BECHTEL» [Электронный ресурс]. URL: https://www.bechtel.com/ projects/jubail-industrial-city/ (дата обращения: 16.05.2019).
25. Портал «MEED» [Электронный ресурс]. URL: https://www.meed.com/jubail-industrial-city-3/(дата обращения: 16.05.2019).
26. Портал «Royal Commission for Jubail & Yanbu» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rcjy.gov.sa/en-US/Jubail/ (дата обращения: 16.05.2019).
27. Портал «CHEMPARK» [Электронный ресурс]. URL: https://www.chempark.de/de/ (дата обращения: 16.05.2019).
28. Launhardt, W. (1882) Die Bestimmung des zweckmässigsten Standortes einer gewerblichen Anlage, Zeitschrift des Verlines deutscher.
29. Fujita M., Krugman P., Venables A. J. (1999). The Spatial Economy: Cities, Regions, and International Trade. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 367.
30. Anghel Ion. (2008). Intellectual Capital and Intangible Assets Analysis and Valuation. Theoretical and Applied Economics, 3(520), 75-84.
31. Greenhalgh Ch., Rogers M. (2010). Innovation, intellectual property, and economic growth. Princeton Univ. Press, 384.
32. Тодаро М.П. Экономическое развитие: Учебник / Пер. с англ. С.М. Яковлева, Л.З. Зевина – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. – 671 с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:04:50