Обеспечение комплексной экономической безопасности техно- и промышленных парков

Кузнецова С.Н.1, Лапаев Д.Н.2
1 Нижегородский государственный педагогический университет
2 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Авторы отмечают необходимость обеспечения комплексной экономической и экологической безопасности техно- и промышленных парков, которые рассчитывают на инициативность локальных инвесторов в текущих условиях. Техно- и промышленные парки, как инструменты современной экономики, в которых используются инновационные технологические процессы, требуют решения комплекса вопросов по обеспечению экономической безопасности. Разработка паспорта безопасности парковыми структурами позволит определить уровень их готовности к возникновению и недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий. В статье рассмотрены характерные угрозы для парковых площадок в современных экономических реалиях. Оценка обеспеченности комплексной экономической безопасности парков предусматривает разделение показателей на профильные группы (проекции). Для расчета интегральной балльной оценки экономической безопасности задействованы соответствующие критерии, проведен расчет экспертами на примере техно- и промышленных парков Нижегородской области.Приведены направления дальнейшего исследования воздействия промышленных и технопарков на уровень экономической безопасности региона

Ключевые слова: экономическая безопасность, вызов, угроза, обеспечение безопасности, промышленный парк, паспорт безопасности, экология

JEL-классификация: L52, М21



Введение. Экономическая безопасность предприятия определяется состоянием эффективного предотвращения угроз, обеспечением устойчивого функционирования за счет достижения технологического суверенитета, импортозамещения, а также цифровизации и экологизации промышленного производства. Экономическая безопасность техно- и промышленных парков также предусматривает реализацию полномасштабного импортозамещения в целях формирования высокотехнологичной, конкурентной продукции, обеспечения экономической политики локализации производства, соблюдения стандартов экологической безопасности.

Цель исследования заключается в разработке механизма обеспечения безопасности и создании рациональной модели системы обеспечения комплексной безопасности, в результате чего возможно сокращение социально-экономического ущерба на объектах резидентов и управляющих компаний.

Авторы статьи наблюдают стремление промышленных парков к автономности, локальному самообеспечению, так как глобальные цепочки поставок дают сбой. Промышленные парки вынуждены отказаться от модели локализации, ориентированной на рынки сбыта в местах финальной сборки. Промышленные парки являются площадкой для локализации инвестиционных проектов. Готовая инфраструктура промышленных парков обеспечит сокращение сроков реализации промышленных проектов на территориях дружественных стран. Ускорение импортозамещения создает предпосылки для дальнейшего роста инвестиций в производства и спроса на готовые площади в промышленных парках.

Авторы статьи определяют значимость промышленных парков в обеспечении оперативного ускоренного импортозамещения, при этом существенно наличие специализированной отраслевой инфраструктуры. Авторы отмечают необходимость создания инфраструктуры для аналогичных направлений деятельности резидентов. Звеньями одной цепи являются инновации, импортозамещение, промышленные и технопарки, поэтому на создание и развитие отечественных промышленных и технопарков предусмотрено 47,5 млрд руб. на 2023-2025 гг.

Авторы видят проблему в том, что генерируемые инновации не доходят до массового производства. Создание инновационных промышленных и технопарков будет способствовать восстановлению этой цепочки. С помощью парков формируется единая информационная площадка, условия для инвестирования в инновационное производство материалов, в технологии и оборудование.

В статье рассматривается возможность создания специализированной платформы на основе саморегулирования рынка, которая способна снизить зависимость экономики от импорта, особенно в сфере критически важных технологий. Речь идет не просто об импортозамещении, а о технологическом суверенитете государства.

Инновационная составляющая играет особую роль в структуре экономической безопасности [36]. На территории техно- и промышленных парков формируются объекты технологической инфраструктуры для проведения НИОКР (научных и опытно-конструкторских разработок), опытного и серийного производства.

Исследованию экономической безопасности систем (в том числе промышленных) посвящены работы: Бобошко А.А., Бухвальда Е.М., Вовченко Н.Г., Домничева Д.Ю., Дубровского В.Ж., Кузнецова В.П., Кузнецовой С.Н., Лапаева Д.Н., Лапаевой О.Н., Макаренко Е.Н., Миронова Д.С., Митякова С.Н., Москалевой А.К., Ниворожкиной Л.И., Сенкова В.А., Строкова В.Б. и др. [4; 6-12; 15-23; 25-37].

Совокупность детерминантов, воздействующих на степень экономической безопасности техно- и промышленных парков, обозначает инновационную составляющую в структуре экономической безопасности. Далее необходимо рассчитать динамику индикаторов, определяющих способность экономики парковых территорий к устойчивому развитию, для оценки текущей ситуации и принятия решений о потенциальных угрозах, при этом проблемы безопасности рассматриваются как комплексные [1-3]. В работе проанализированы детерминанты, генерирующие угрозы экономической безопасности, проведена оценка состояния экономики, классифицировано положение техно- и промышленных парков с установлением состояния кризисности ситуации по отдельным индикативным показателям.

Индикативными показателями резидентов парков определены следующие: объем издержек на НИОКР в расчете на 1 сотрудника 161,2 тыс. руб.; средний объем издержек на НИОКР 10,3 млн руб.; количество объектов интеллектуальной собственности 1018 ед.; агрегированный объем инвестиций 24,6 млрд руб.; удельный объем инвестиций 8,9 млн руб./га.; привлечено инвестиций на 1 руб. бюджетных инвестиций в инфраструктуру 7,8 млн руб.; агрегированный объем выпуска импортозамещающей продукции 59,2 млрд руб.; агрегированный объем экспорта 13,4 млрд руб.; объем налоговых отчислений на 1 рубль агрегированных бюджетных инвестиций в инфраструктуру 3,9 руб. В условиях импортозамещения и формирования технологического суверенитета актуальность приобретают дифференцированные преференциальные режимы, льготные кредиты и сниженные налоговые ставки [5].

Выявлять перспективные инвестиционные проекты, наращивать объемы производства, формировать эффективные техно- и промышленные парки, помогает кластерная система и государственная поддержка: средства федерального бюджета 25,6 млрд руб.; регионального бюджета 34,3 млрд руб.; муниципального бюджета 1,2 млрд руб.; внебюджетные 193 млрд руб. Сопровождение импортозамещающей продукции обеспечит к 2025 году увеличение внебюджетных инвестиций за счет государственной поддержки (17,8 млрд руб.) и прирост выпуска (70,5 млрд руб.) [5].

Парками активно реализуется сырьевая и производственная кооперация. Применение инструментов кооперации связано с достижением эффектов: от сырьевой кооперации; от сбытовой кооперации; от транспортно-логистической кооперации; от производственной кооперации; от кооперации в сфере прочих услуг. На содействие импортозамещению до 2030 года планируется потратить 5,2 трлн руб.: средства инвесторов составят 2,9 трлн руб., привлечено за счет льготных кредитов 2,3 трлн руб. Государством реализуется механизм специальных инвестиционных контрактов, который предусматривает гарантии по государственным закупкам [5].

На сегодняшний день более 65% парков, созданных при господдержке, расположены в Центральном и Приволжском федеральных округах. Всего в них действуют почти 2 тыс. предприятий со штатом 40 тыс. человек. Технопарки способствуют реализации интеллектуальных проектов в сфере IT и медицины, развитию инновационных технологий в производстве.

В техно- и промышленных парках сосредоточены субъекты различной отраслевой направленности, которые являются потенциально опасными, сложными иерархическими экономическими структурами. Риски возникновения различных деструктивных событий значительны, что может привести к существенным отрицательным результатам для резидентов техно- и промышленных парков, региональных экономик и для окружающей среды; наблюдается повышение числа промышленных аварий, вызванных увеличением количества опасных объектов [22].

Важность поддержки парков обусловлена их ключевой ролью в национальной, а также региональных инновационных системах. В настоящее время отечественные парки могут применять инвестиционный налоговый вычет в отношении покупки, модернизации основных средств, что обеспечит развитие регионов и снижение диспропорции распределения подготовленных промышленных площадок.

Основная часть. В исследовании осуществлена оценка экономической безопасности на примере техно- и промышленных парков Нижегородской области.

Анализ экономической безопасности проводился по агрегированному критерию. Авторами установлена значимость критериев для расчета интегральной балльной оценки экономической безопасности. Сумма всех составляющих (проекций) экономической безопасности равна 10 (табл. 1).

Таблица 1. Балльная оценка экономической безопасности техно- и промышленных парков Нижегородской области

Составляющие экономической безопасности
Количество баллов/состояние
8-10
5-8
2-5
0-2
Финансовая
абсолютное
нормальное
неустойчивое
кризисное
Технико-технологическая
высшее
среднее
удовлетворительное
низкое
Правовая
оживленное
подавленное
депрессивное
кризисное
Информационная
высшее
среднее
удовлетворительное
низкое
Силовая
высшее
среднее
удовлетворительное
низкое
Экологическая
высшее
среднее
удовлетворительное
низкое
Источник: составлено авторами на основании экспертного опроса.

Источниками существенного числа угроз для промышленных парков являются:

– санкции, устанавливаемые иностранными государствами, что нарушает производственно-сбытовые цепочки (финансовая и технико-технологическая проекции);

– институциональные трансформации, в том числе изменение правовой базы, определённые необходимостью обеспечения национальной безопасности (правовая и информационная составляющие);

– ужесточение экологических требований, норм и стандартов (экологическая проекция);

– увеличение недобросовестных способов конкуренции (силовая составляющая).

Уровень экономической безопасности техно- и промышленных парков в Нижегородской области авторы определили, как средний, то есть, последствия внешних угроз будут существенны, но устранимы.

Число промышленных парков возрастает, совершенствуется законодательство и возрастает уровень поддержки. Но проблемы по обеспечению экономической безопасности, с которыми приходится сталкиваться частным промышленным паркам, остаются. К ним относятся:

– издержки на организацию инфраструктуры, а также амортизацию – колоссальны;

– нет единообразной практики предоставления преференций и налоговых послаблений для промышленных парков;

– не отмечается практики успешного партнёрства между государственными и частными площадками;

– нет единообразной схемы привлечения резидентов в частные промышленные парки;

– отмечается дефицит квалифицированных специалистов на территориях промышленных площадок;

–управляющие компании промышленных парков недостаточно вкладываются в рекламу;

– в погоне за преференциями от государства, мошенники, голословно называющие площадку промышленным парком, обманом привлекают резидентов;

– для организации полноценного промышленного парка требуются дешевые денежные средства;

– парк является долгосрочным и на первых этапах низкомаржинальным проектом.

Обеспечение безопасности в техно- и промышленных парках осуществляется по-разному: при поддержке государственных органов или путем создания личной системы комплексной безопасности с учетом специфики резидентов промышленных парков.

Авторами исследования отмечается необходимость получения парками паспорта безопасности с применением комплексного подхода вследствие того, что парки являются симбиозом резидентов различной опасности.

К необходимому перечню услуг управляющих компаний для обеспечения паспорта безопасности парковых структур относятся: разработка технической, проектной документации по эффективному обращению с отходами и осуществление производственного контроля.

Разрыв производственных цепочек является угрозой обеспечения экономической безопасности, что определяется нарушением функционирования производственных систем. Для достижения технологического суверенитета необходимо формировать отечественную научную, кадровую и технологическую базу критических и сквозных технологий, создавать условия для высокоинтенсивной инновационной активности техно- и промышленных парков [13; 14].

В исследовании представлена система финансирования потенциальных отраслей и структурной адаптации экономики для обеспечения комплексной экономической безопасности, в том числе, технологического суверенитета.

Потенциал роста отраслей технологического суверенитета определяется потребностью в инвестициях: высокий риск 4650 млрд руб., например, микроэлектроника; средний риск 1550 млрд руб., например, фармацевтическая промышленность; низкий риск 2400 млрд руб., например, автомобильная промышленность.

Объем инвестиций на реализацию проекта технологического суверенитета оценивается в 5,2 трлн руб. Объем финансирования в рамках создания и развития объектов инфраструктуры: однолетний проект 300 млн руб., двухлетний проект 600 млн руб., трехлетний проект 900 млн руб. Удельный объем отгруженных товаров собственного производства, работ, услуг: на десятый год реализации не менее 30 тыс. руб./м2, на пятнадцатый год реализации не менее 60 тыс. руб./м2, на двадцатый год реализации не менее 90 тыс. руб./м2 [5].

В исследовании авторы определяют, что парки могут обеспечить технологический суверенитет за счет следующих мероприятий: создания правовой основы для реализации проектов технологического суверенитета (свыше 10 млрд руб.); разработки нормативной базы для реализации сквозных технологий; создания реестра малых технологических компаний, что обеспечит к 2030 году долю отечественной высокотехнологичной продукции на уровне 75%. На реализацию высокотехнологичных проектов будет инвестировано 65 млрд руб. в 2024 году [5].

Результаты исследования. Парковые структуры обеспечивают инвесторам быстрый выход на рынок и контроль рисков и затрат. Поэтому для обеспечения экологической безопасности в регионах осуществляется строительство экологических парков, масштабирующих переработку промышленных отходов и использующих вторичное сырья, что создает новые рабочие места, привлекает инвестиции, повышает экономическую и экологическую безопасность.

Например, в Нижегородской области «СИБУР-Кстово» на 80% снизил воздействие на атмосферный воздух путем открытия новой факельной системы закрытого типа. В стадии разработки проект по переработке пыли газоочистки на выксунском заводе Объединённой металлургической компании (АО «ОМК»).

Экологические инициативы выгодны, поскольку, создавая новую добавленную стоимость, они позволяют экономить ресурсы. Нижегородскому филиалу «Т Плюс» удалось уменьшить расход топлива на 10%, выбросы парниковых газов на 2%, объемы водопользования на 20%, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты на 10%, при инвестициях в 850 млн руб.

Базис промышленных площадок составляет квалификация управляющей компании и концентрация мер поддержки резидентов в промышленных парках.

Авторами предложен ряд новаций для обеспечения экономической безопасности: введение правил квалификации управляющей компании, предоставление федеральных субсидий техно- и промышленным паркам. Локализация ряда производств и спрос на техно- и промышленные площадки с адаптацией под конкретные предприятия дополнительно возрастет. На площадках парков сформированы новые отрасли, поддерживающие экономику, а также делающие парки наукоемкими площадками в сотрудничестве с государственными компаниями.

Более 50% производственных площадей в Российской Федерации требуют обновления. Решению этой задачи призван способствовать проект промышленной реновации, который предусматривает строительство мультимодальных парков на принципах государственно-частного партнёрства [7; 8; 10].

Промышленная реновация является важным инструментом модернизации российской промышленности, реализуемый на принципах экологического, социального и корпоративного ответственного производства. Например, реновация по типу brownfield, способствует развитию экономики замкнутого цикла, когда сотни тысяч тонн отходов, полученных при сносе старых фондов, идут на переработку с последующим использованием в строительстве новых объектов. Доля парков, задействующих сервисный подход, в структуре выручки которых появилась до 30% неарендных доходов, выросла. Промышленные парки являются основой развития промышленности и экономического роста в регионах [11; 15-17].

Заключение

Создание и усиление техно- и промышленных парков способствуют формированию кластеров, где компании из одной отрасли сосредоточены на общей территории [24]. Это позволяет повысить конкурентоспособность резидентов, получать синергетические эффекты и развивать инновационные проекты внутри кластера. Такие промышленные кластеры стимулируют развитие экосистемы, способствуют сотрудничеству между компаниями, научными и образовательными учреждениями.

В настоящее время расширены параметры поддержки экологических промышленных парков в виде льготного кредитования на обеспечение ввода в эксплуатацию мощностей по переработке и производству продукции из вторичного сырья, что обеспечит рынок экологичной продукцией, сократит нагрузку на окружающую среду.

Парковые площадки формируются на высоком качественном уровне, совершенствуют инфраструктуру и условия благодаря государственным программам финансирования, что содействует привлечению инвестиций, развитию региональной экономики, устранению диспропорций, созданию рабочих мест и повышению уровня жизни [29-31].


Источники:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/?ysclid=luyq4nisxj683754177 (дата обращения: 10.04.2024).
2. Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/?ysclid=luyq1cfx7s60422054 (дата обращения: 10.04.2024).
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 16.03.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/?ysclid=luyq7zqijm125484957 (дата обращения: 10.04.2024).
4. Аленкова И.В., Лапаева О.Н. Безопасность регионов Центрального федерального округа в экономико-инновационном аспекте // Развитие и безопасность. – 2023. – № 1 (17). – c. 74-83.
5. Ассоциация индустриальных парков России. [Электронный ресурс]. URL: https://indparks.ru/upload/iblock/3ac/Overview_Industrial_parks_SEZ_Russia_2022_%20AIP.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
6. Бобошко А.А., Строков В.Б. Экономическая безопасность предприятия (организации) // Актуальные исследования. – 2023. – № 17 (147). – c. 9-11.
7. Бухвальд Е.М., Лапаев Д.Н. Вариации стратегического планирования и риски для экономической безопасности России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2022. – № 2(66). – c. 7-13.
8. Макаренко Е.Н., Вовченко Н.Г., Ниворожкина Л.И. Детерминанты развития экономики России в условиях цифровой трансформации и обеспечения технологического суверенитета. - Ростов-на-Дону: РГЭУ, 2023. – 546 c.
9. Кузнецова С.Н., Назарова А.Н., Назарова Е.Н., Некрасов М.Н., Мольков Е.Н. Зеленая экономика и устойчивое развитие промышленных парков // Московский экономический журнал. – 2023. – № 2.
10. Артемьев Н. В., Лапаев Д. Н., Корнилов Д. А., Митякова Е. В. Инновационное развитие моногородов как императив их экономической безопасности. / Монография. - Нижний Новгород: НГТУ, 2023. – 116 c.
11. Морозова Г.А., Мальцев В. А., Мальцев К. В., Лапаев Д. Н. Инновационное развитие промышленных комплексов в регионе. / монография. - Нижний Новгород: Волго-Вятская акад. гос. службы, 2010. – 160 c.
12. Полянская В. А., Романовская Е. В, Артемьева М. В Инструменты развития предприятий и организаций. / монография. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2023. – 126 c.
13. Караваева И.В., Лев М.Ю. Итоги проведения IV международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» социально-экономическая безопасность: сфера государственного регулирования и область научного знания // Экономическая безопасность. – 2020. – № 4. – c. 549-578. – doi: 10.18334/ecsec.3.4.111150.
14. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 905-924. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.
15. Кузнецов В.П., Кузнецова С.Н., Лапаев Д.Н. Теоретические аспекты развития организационно-экономического механизма формирования промышленных парков. / монография. - Казань: Познание, 2014. – 148 c.
16. Кузнецова С.Н. Промышленные парки – основа устойчивого промышленного роста в новых реалиях. / Сборник материалов XVII Всероссийской молодежной научно-инновационной школы. - Саров, 2023. – 85-86 c.
17. Кузнецова С.Н., Козлова Е.П. Оценка ESG-критериев в промышленных парках // Московский экономический журнал. – 2023. – № 5. – c. 53.
18. Кузнецова С.Н., Кузнецов В.П. Устойчивое развитие промышленных парков // На страже экономики. – 2023. – № 2 (25). – c. 49-55.
19. Кузнецова С.Н., Лапаев Д.Н. Меры поддержки промышленных парков в условиях санкционного давления // Финансовый бизнес. – 2023. – № 6(240). – c. 122-126.
20. Лапаев Д.Н. Безопасность регионов Приволжского федерального округа в экономико-инновационном аспекте // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 291-314.
21. Лапаев Д.Н., Лапаева О.Н., Поташник Я.С. Безопасность обрабатывающих производств Владимирской области в экономико-инновационном аспекте // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 3005-3018.
22. Лапаев Д.Н. Многопроекционная оценка безопасности регионов Приволжского федерального округа в экономико-инновационном аспекте // Экономическая безопасность. – 2024. – № 2. – c. 425-442.
23. Лапаева О.Н. Многопроекционная оценка состояния промышленных экономических систем. / монография. - Нижний Новгород: НГТУ, 2018. – 371 c.
24. Лещенко Ю. Г. Кластеризация экономики как фактор региональной экономической безопасности // Микроэкономика. – 2017. – № 4. – c. 29-40.
25. Миронов Д.С., Благинин В.А. Механизмы государственной поддержки в формировании и развитии полиотраслевых промышленных парковых структур // Современная научная мысль. – 2017. – № 3. – c. 117–126.
26. Миронов Д. С. Институционально-трансформационные факторы развития индустриальных парков Свердловской области: проблемы и решения // Экономика и менеджмент систем управления. – 2018. – № 4-2(30). – c. 225-239.
27. Миронов Д.С., Дубровский В.Ж. Институциональные условия и факторы выбора индустриального парка для развития инновационного бизнеса // Управленец. – 2018. – № 9 (6). – c. 99-110.
28. Митяков С.Н., Лапаев Д.Н., Митяков Е.С., Ладынин А.И. Мониторинг научно-технологической безопасности регионов России: многокритериальный анализ // Инновации. – 2022. – № 3(281). – c. 18-25.
29. Кузнецова С.Н., Козлова Е.П., Назарова А.Н., Назарова Е.Н., Некрасов М.Н. Переход промышленных парков на режим импортозамещения // Московский экономический журнал. – 2023. – № 3.
30. Кузнецова С.Н., Козлова Е.П., Некрасов М.Н., Гнездин А.В., Скороходов И.С. Промышленный парк – часть региональной промышленной политики // Московский экономический журнал. – 2022. – № 10.
31. Кузнецова С.Н., Козлова Е.П., Назарова Е.Н., Цыбуцинина И.Е., Шеленина О.В. Промышленные парки – основа инвестпроводящей инфраструктуры региона // Московский экономический журнал. – 2023. – № 10.
32. Кузнецова С.Н., Козлова Е.П., Романовская Е.В., Куваева Е.Е. Промышленные парки: перспективные инвестиции, поддерживаемые государством // Московский экономический журнал. – 2023. – № 8.
33. Сенков В.А., Домничев Д.Ю. Локализация производства как ключевой механизм реализации импортозамещения в целях обеспечения экономической безопасности предприятия // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 413-428. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117294.
34. Вакуленко Р.Я., Лапаев Д.Н., Виноградова О.В., Соколов Р.Н. Технологии преодоления экономических санкций. Иранский опыт // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. – 2022. – № 3. – c. 82-90.
35. Митяков С.Н., Лапаев Д.Н., Катаева Л.Ю., Рамазанов С.А. Устойчивое развитие и угрозы экономической безопасности // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 10 (111). – c. 111-114.
36. Городецкий А.Е., Караваева И. В. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Монография. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.
37. Kuznetsova S.N., Kuznetsov V.P., Romanovskaya E.V., Lebedeva T.E., Kozlova E.P. Application of the mechanism of public-private partnership by industrial parks in the context of the sustainable development paradigm // Smart Innovation, Systems and Technologies. – 2023. – № 625. – p. 119.

Страница обновлена: 01.12.2024 в 19:55:13