Технопарки как основа формирования национальной инновационной системы
Гюльмамедов Р.Г.1
1 Азербайджанского государственного экономического университета
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 1 (Январь 2016)
Цитировать:
Гюльмамедов Р.Г. Технопарки как основа формирования национальной инновационной системы // Креативная экономика. – 2016. – Том 10. – № 1. – С. 35-44. – doi: 10.18334/ce.10.1.2237.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25600527
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос формирования национальной инновационной системы на основе научных технопарков. В результате анализа опыта развитых стран выявлены и обобщены ключевые проблемы, получена качественная оценка эффективности создания научных технопарков для социально-экономического развития страны. Предложено две модели технопарков, которые могут стать плодородным полигоном в развитии малой и средней инновационной собственности. Данное исследование будет интересно для тех, кто занимается инновационным маркетингом и менеджментом.
Ключевые слова: научно-технический прогресс, технопарк, инновация
Введение
Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах. Доля прироста валового внутреннего продукта за счет инноваций в этих странах составляет более 75%. По оценкам экспертов 1% прироста ВВП дает в экономически развитых странах 0,7% прироста дохода бюджета [1, 8].
Именно поэтому обеспечение устойчивого инновационного развития экономики развивающихся и неразвитых стран позволит решить такую важную задачу, как поддержание конкурентоспособности и достижение высокого уровня и качества жизни населения. В настоящее время перед всеми государствами этих стран стоит общая задача модернизации – перехода к постиндустриальной, информационной и инновационной экономике, ориентированной, прежде всего, на внутренние нужды. Но стартовые условия модернизации экономик этих стран различны [2, 8, 10].
Опыт развитых стран
Основой национальной инновационной системы является научно-технический и кадровый потенциал, государственная поддержка, выгодная инвестиционная среда, что и нашло свое неоспоримое подтверждение в практике многих развитых стран. В этих странах «инновационная сфера», реализуемая в форме технопарков, сосредоточила в себе самые лучшие научно-технические ресурсы и действует в экономическом подъеме движущей силой для выхода на новый уровень развития. В настоящее время в передовых странах мира концентрированность в узком кругу основной части носителей знаний и умений заменяется качеством численного эффекта, появляются новые идеи, обеспечивается продолжительное и устойчивое социально-экономическое развитие с эффективным применением инноваций [3, 10].
На рисунке 1 показан образец модели, отражающий формирование и развитие экономики знаний в инновационном регионе. Сущность модели заключается в том, что в основе любого успеха, достигнутого путем коммерческой эксплуатации науки, техники и инноваций с целью социального благосостояния, стоит человеческий капитал. Инвестиции, вложенные в этот вид капитала, в конечном счете создают благоприятные условия для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, нацеленных на социальное развитие региона и расширение бизнес-сферы.
Рисунок 1. Модель формирования и развития
в инновационном регионе экономики знаний [6]
Эффективность инновационной системы страны и инновационного сектора экономики во многом определяют конкурентоспособность самой страны. В ежегодном рейтинге конкурентоспособности стран, составленном швейцарским исследовательским центром IMD, для 59 ведущих стран мира первую десятку составляют в 2013 году: 1–2 места Гонконг и США, 3 – Швейцария, Сингапур, Швеция, Канада, Тайвань, Норвегия, Германия и ОАЭ. Попадание в десятку ОАЭ определяется огромными доходами от нефти и газа и их запасами, высокой диверсификацией экономики (на долю нефтегазовой отрасли в ВВП приходится меньше 10%). Остальные страны – это страны с высокой долей инновационной экономики и венчурного бизнеса, с высокой долей креативного класса и высокотехнологической, наукоемкой продукции в ВВП и экспорте. В рейтинге Всемирного экономического форума по глобальной конкуренции за 2012–2013 годы первая десятка состоит также из стран с постиндустриальной инновационной экономикой и высоким качеством человеческого капитала: Швейцария, Сингапур, Швеция, Финляндия, США, Германия, Нидерланды, Дания, Япония, Великобритания [4].
ВВП – один из ключевых количественных показателей экономического развития, применяемый во всем мире для наиболее общей характеристики результатов экономической деятельности страны за тот или иной период времени (обычно за год), темпов и уровня развития экономики.
Часто ВВП рассматривается в качестве показателя уровня жизни населения. Согласно данным Всемирного банка, мировым лидером по объему экономики остаются Соединенные Штаты Америки – 15 094 000 млн долл. Экономика Китая, которая два года назад опередила экономику Японии, составляет 7 298 097 млн долл, то есть уже почти половину от американской. Япония, с размером экономики 5 867 154 млн долл, находится на третьем месте. Далее идут: Германия (3 399 589 млн долл), Франция (2 612 878 млн долл) и Великобритания (2 435 174 млн долл. Видно, что опять первая десятка состоит из стран с высокой долей инновационной экономики и высокотехнологической, наукоемкой продукции [5].
Таблица
Баланс платежей за технологии за 2013 г., млн долл. США [7]
Страна
|
Поступления
от экспорта технологий
|
Выплаты по импорту
технологий
|
Сальдо платежей
за технологии
|
США
|
120 361
|
84 453
|
35 908
|
Япония
|
34 102,4
|
5 622,7
|
28 479,7
|
Великобритания
|
48 874,7
|
26 299,8
|
22 574,9
|
Германия
|
62 901,7
|
54 447,3
|
8 454,4
|
Канада
|
2 556,8
|
549,4
|
2 007,4
|
Франция
|
5 188,3
|
3 233,5
|
1 954,8
|
Италия
|
18 564,5
|
16 825,3
|
1 739,2
|
В отличие от развитых стран, во многих других странах мира система национальной инновации в научно-исследовательских учреждениях в основном формируется на базе проведенных исследовательских работ за счет средств государственного бюджета. На рисунке 2 показана примерная модель, отображающая подход «сверху-вниз», в котором с целью развития экономики уделяется больше внимания государственному сектору без использования социальных и людских ресурсов. В этих регионах основная часть средств, выделенных из государственного бюджета, направляется на местную экономику, в частности, на развитие инфраструктуры. Предложенная схема ярко демонстрирует несостоятельность данного подхода с точки зрения развития экономики.
Рисунок 2. Модель подхода «сверху-вниз», характерная для регионов,
которые не имеют человеческих ресурсов [6]
Мировой опыт показывает, что не существует альтернативы созданию технопарка для оказания помощи малому и среднему бизнесу с инновационным уклоном, выхода на рынок конечного продукта коммерческих научно-технических и конструкторских проектов, привлечения зарубежных фирм и потенциальных инвесторов к развитию инновационной собственности, создания коммерческих связей между разработчиками технологий и инвесторами, привлечения местных и зарубежных инвестиций к инновационно-технологическим проектам на разных этапах развития, создания новых рабочих мест, подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих международным опытом, проводимых совместных исследовательских проектов, формирования региональной и инновационной системы, передачи технологических и информационных ресурсов, предоставления различных услуг малым предприятиям, занимающимся инновационной собственностью, создания условий возникновения новых учреждений, повышения особого веса ИКТ в развитии общей экономики и для других таких же социально-экономических целей, способствующих развитию в развивающихся странах [3, 8, 9].
Возможности и перспективы технопарков
Богатый и успешный опыт развитых стран свидетельствует о том, что технопарк может послужить осуществлению следующих целей для оказания помощи в развитии малой и средней инновационной собственности:
- обеспечение эффективности инновационной системы;
- обеспечение сбалансированного союза централизации и независимости, инициативы и подчинения;
- обеспечение стратегического управления оперативной деятельностью и ресурсами;
- объединение трех главных участников инновационного процесса – новатора, инвестора и производителя;
- создание и развитие инкубаторов малого технологического бизнеса;
- создание и развитие контроля качества, сертификации и сектора передачи технологий;
- оптимизация деятельности в зависимости от особенностей инновационного проекта;
- независимое производство малогабаритных инновационных продуктов и уникальных оборудований.
При условии, если будет создан технопарк, продуманный в рамках экономических, географических, интеллектуальных, естественных, политических возможностей страны и опирающийся на мировой опыт, то в ходе его деятельности для формирующегося информационного общества станет возможным:
- оказание помощи национальному сегменту развития по ИКТ;
- осуществление заказов на новые технологии и оборудования государством для приоритетных областей социально-экономического развития;
- создание выгодных условий для производства и потребления современных технологий в сфере различного рода государственных привилегий;
- осуществление заказов на приемлемых условиях современных технологий для производства местными и иностранными компаниями, действующими в стране;
- оказание помощи при предотвращении утечки мозга;
- создание возможностей оперативного выхода на региональный рынок в области свободного преимущества импорта и экспорта;
- создание учебно-практического центра в области ИТ для учебных заведений;
- создание благоприятных условий для функционирования малых предприятий, намеренных заниматься инновационным предпринимательством;
- формирование зоны для осуществления научно ориентированных инновационных проектов иностранных и местных ИТ компаний.
Проведенный анализ еще раз подтверждает, что для создания в развивающихся странах оправдывающей себя модели технопарка, следует проводить фундаментальные исследования в следующих направлениях:
- изучить текущее состояние ИТ индустрии;
- изучить потребность в новых технологиях;
- изучить текущее состояние ИТ оснащенности;
- изучить удовлетворительность нормативно-правовых актов;
- изучить состояние текущего налогового режима для ИТ;
- изучить состояние текущего таможенного режима для ИТ;
- изучить налоговый и таможенный опыт иностранных ИТ парков;
- проводить классификацию и мониторинг ИТ кадров;
- изучить состояние инновационно направленного предпринимательства по ИТ;
- изучить направления интереса инвесторов к ИТ сектору.
Параллельно с этим для регулирования будущей деятельности технопарка должна быть создана необходимая нормативно-правовая база, соответствующая законодательству страны:
- закон о технопарке;
- устав и концепция развития;
- положение о политике аренды;
- положение о правилах экспертизы проектов;
- паспорт инновационных проектов;
- научно-техническое обоснование проектов;
- бизнес-план проекта.
Одним из главных пунктов в данном случае является разработка гарантированных государством льгот, обеспечивающих эффективную деятельность технопарка. Эти преимущества отличаются друг от друга в зависимости от уровня развития страны и выбранной модели, а также требуют основательного анализа для предотвращения в дальнейшем столкновений с бюрократическими барьерами государственных чиновников, характерных для развитых стран. Привилегии должны быть обусловлены нижеследующими разумными параметрами:
- налог на прибыль – Х% скидки – время скидки;
- налог на добавленную стоимость – Х% скидки – время скидки;
- налог на прибыль по заработной плате – Х% скидки – время скидки;
- общественные и социальные страховые взносы – Х% скидки – время скидки;
- налог на недвижимость – Х% скидки – время скидки;
- налог на рекламу – Х% скидки – время скидки;
- экологический налог – Х% скидки – время скидки;
- земельный налог – Х% скидки – время скидки;
- другие сборы и платежи – Х% скидки – время скидки.
После успешного прохождения всех этих этапов для создания технопарка, который сможет стать ведущим фактором в общем развитии развивающихся стран, можно предложить две общие модели, основанные на следующих принципах:
- самофинансируемый технопарк, способствующий развитию ИТ промышленности за счет привлечения местных и зарубежных инвестиций, формируя благоприятную среду для ИКТ сектора (льготы с государственным обеспечением);
- технопарк, находящийся под государственной опекой, будет способствовать развитию ИТ промышленности за счет прямых инвестиций государства в технопарк, а также государственных, налоговых и таможенных льгот.
Рассмотрев опыт развитых стран, можно прийти к мнению, что независимо от того, какая из этих общих моделей будет выбрана, технопарки добиваются успеха в тех странах, где государство поддерживает научно-техническое развитие и такие факторы, как оптимизация хозяйственной системы, достижение научно-технического прогресса, становятся главными целями в общем развитии страны.
Заключение
Проведенный анализ показывает, что в информационном обществе для формирования национальной инновационной системы необходимо:
1. Ускорение внедрения технологических инноваций в субъектах малого и среднего предпринимательства. Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства путем обеспечения инновационной среды для проектирования и внедрения информационных технологий в регионе в целом, в том числе в различных секторах экономики.
2. Развитие человеческих ресурсов. Осуществление различных образовательных программ для развития человеческих ресурсов, их IT-знаний, навыков и опыта.
3. Повышение новых капиталовложений. Создание инновационных и благоприятных, требующих мало риска бизнес-условий для местных, региональных и глобальных технологических предприятий и компаний.
4. Поощрение экспорта. Создание бизнес-пространства, поддерживающего производство и экспорт инновационного оборудования, продукции и услуг программного обеспечения.
Источники:
2. World of R&D 2014.
3. International Association of Science Parks and Areas of Innovation website.
4. International Institute for Management Development website.
5. Past Forward: The Future of Global Economics [Electronic resource] // Finance and Development. – 2014. – Mode of access: https://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2014/09/pdf/fd0914.pdf
6. Regional Research Intensive Clusters and Science Parks: Report [Electronic resource] / European Commission. – 2008. – Mode of access: https://ec.europa.eu/research/regions/pdf/publications/sc_park.pdf
7. Теребова С.В. Центр трансфера технологий как инструмент инновационного развития территории // Креативная экономика. – 2015. – Т. 9. – № 7. – С. 837-850. – doi: 10.18334/ce.9.7.500
8. Глобальная трансформация инновационных систем. – Москва: ИМЭМО РАН, 2010. – 163 с.
9. Index of Silicon Valley [Electronic resource] / Joint Venture Silicon Valley Network, Silicon Valley community foundation. – 2013. – Mode of access: https://www.jointventure.org/images/stories/pdf/index2013.pdf
10. The Global Technology Revolution 2020, In-Depth Analyses: Technical Report [Electronic resource] / R. Silberglitt, P.S. Antón, D.R. Howell [et al.]; RAND Corporation. – 2006. – Mode of access: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/technical_reports/2006/RAND_TR303.pdf
Страница обновлена: 14.07.2024 в 09:48:29