Innovative approaches in the development of industrial parks of foreign countries
Voytyuk V.N.1
1 Западный филиал РАНХиГС РЦ ВШГУ, Russia
Download PDF | Downloads: 30 | Citations: 1
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 2 (April-June 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=42936813
Cited: 1 by 05.09.2022
Abstract:
The article analyzes the effectiveness of the institute of industrial parks at different stages of economic development in foreign countries.
The purpose of this work is to substantiate new global trends in the development of industrial parks in an innovative economy, as well as to identify links between the level of growth of investment attractiveness of industrial parks and the level of their government support.
The research methodology is based on the works of domestic and foreign authors devoted to the theoretical justification of the economic feasibility of localization of industrial enterprises in local territories.
The analysis of the main prerequisites for the creation and functioning of industrial parks in foreign countries shows that this form of consolidation of production forces on the local territory allows to implement a strategy to maximize the profit of an individual industrial enterprise, as well as to ensure the achievement of high indicators of socio-economic development of the local territory as a whole. However, today, scientific and technical development, based on the intensive growth of technologies and universal digitalization, radically shifts the priorities in the strategy for the development of industrial parks in the direction of technoparks.
The conclusions and recommendations of the study can be used by public agencies and local self-governing bodies in the development of spatial planning strategies for local territories, development institutions, and associations in order to make a justification for investment development programs.
Keywords: industrial park, investment potential, investment risk, concentration of productive power, government support
JEL-classification: B12, D02, D24, E22, R58
Введение
Исторический опыт создания и функционирования промышленных парков как формы консолидации производственных комплексов с целью максимизации прибыли путем оптимизации эффективного использования ресурсов и локализации организаций, участвующих в единых цепочках создания добавленной стоимости, свидетельствует о наличии объективной необходимости в научном подходе к решению задачи управления процессами формирования инвестиционной привлекательности обособленных территорий. Такое решение требует не только создания методического инструментария, позволяющего реализовать на практике функцию управления процессами внутри системы, но и обеспечения возможности эффективной поддержки создания и функционирования указанных систем со стороны государства.
Динамично развивающаяся мировая экономика требует поиска новых инновационных методов управления инвестиционной привлекательностью локальных территорий с целью повышения их инвестиционного потенциала и снижения инвестиционных рисков с учетом применения лучших практик в области создания и управления функционированием промышленных парков и технопарков высоких технологий как инструмента динамичного социально-экономического территориального развития.
Теоретические предпосылки создания промышленных парков
С научной точки зрения задача создания локальных промышленных зон (промышленных парков) может быть выражена как объективная необходимость научного подхода к решению важнейших социально-экономических задач. К таким задачам прежде всего можно отнести:
- эффективное текущее и перспективное планирование социально-экономического развития регионов;
- оптимизация пространственного планирования на региональном и муниципальном уровне.
Одним из первых обратил внимание на эффективность концепции размещения производительных сил по территориальному признаку Иоганн Генрих фон Тюнен в своей работе «Изолированное государство» (1826 г.). Именно в ней он отметил в качестве основной силы, действующей на распределение систем хозяйства в пространстве, рынок. В этой же работе Тюнен развивает важную мысль о выгодности приобретения земли с производственными активами по отношению к покупке земли и создания таких активов по причине сокращения сроков уплаты процентов «на капитал, необходимый для возведения построек» [1, с. 29].
Дальнейшее обоснование эффективности локализации производства вблизи рынков сырья и сбыта было изложено в работах Альфреда Вебера. В своих исследованиях, изложенных в опубликованной им в 1909 году работе «О теории размещения промышленности» [2], он рассматривает уже не только фактор транспортных издержек, положенных в основу модели локационного треугольника яркого представителя немецкой классической политической экономии Карла Вильгельма Фридриха Лаунхардта, представленной в его работе «Практика эффективного размещения предприятий» (1882 г.), но и расширяет список факторов, влияющих на расположение производства, до трех:
1) транспортные издержки;
2) затраты на рабочую силу;
3) агломерационные/деагломерационые силы [3, с. 78] (Morozova, 2001).
Иную оценку факторов целесообразности локализации производственных сил по территориальному признаку дал в своей книге «Принципы экономической науки» Альфред Маршал [4] (Marshall, 1993). В качестве ключевого параметра эффективности им было предложено рассматривать не сокращение издержек, а производительность труда и формирующие его факторы: совместный рынок квалифицированной рабочей силы, взаимную торговлю расположенных в «промышленном районе» компаний и межфирменное разделение труда. Именно эти факторы, по мнению А. Маршала, формируют в промышленном районе специфический климат, определяющий рост производительных сил.
Хотелось бы упомянуть позицию американского экономиста Уолтера Айзарда, предложившего в своей работе «Методы регионального анализа: введение в науку о регионах» [5] (Izard, 1966) в качестве основной движущей силы размещения производственных предприятий в промышленных зонах близость таких территорий к рынкам сбыта.
Данная проблематика нашла свое отражение в работах многих отечественных и зарубежных авторов, таких как Гранберг А.Г. [6] (Granberg, 1985), Глушко А.А. [7] (Glushko et al., 2003), Бандман М.К. [8] (Bandman, Malov, Melentev, 2002), Мельников В.С. [9] (Melnikov, 2003), Шорохов В.П. [10] (Shorokhov, Kolkin, 2007), Тинберген Я. [11] (Tinbergen, 1971), Перру Ф. [12] (Perru, 2007), Будевиль Ж. Р. [13] (Budevilyu,1970), Ласуэн Х. Р. [14] (Lasuen, 2010), Потье П. [15] (Pottier, 1963) и Ричардсон Х. [16] (Richardson, 1973).
Количество теорий, моделей и исследований, касающихся вопросов размещения производительных сил, подтверждает наличие огромного интереса к ним со стороны научного сообщества, представляющего различные школы (неоклассическая, кумулятивная, новые теории).
Анализ предпосылок и основных процессов создания и функционирования промышленных парков в зарубежных странах
Попытка найти законы, описывающие причинно-следственные связи процесса размещения и развития производительных сил в пределах отдельных территорий, продолжается и в наши дни. Однако организация и размещение промышленных производств на локальной территории в форме промышленного парка были осуществлены вне теоретических научных обоснований. Принято считать, что история создания и функционирования промышленных парков берет свое начало с 1896 года, когда преуспевающий тридцатисемилетний финансист Эрнест Тера Холли, сделавший состояние на перепродаже земли, приобрел земельный участок площадью 100 000 м2, примыкающий к манчестерскому каналу. Это была совершенно новая для того времени бизнес-модель, предполагающая создание промышленной зоны (промышленного парка) путем осуществления долгосрочных инвестиций в инженерную и транспортную инфраструктуру с последующим предоставлением готовых производственных площадок сторонним инвесторам. Модель себя оправдала. И доказательством тому тот факт, что и сегодня Trafford Park является одним из самых успешных промышленных парков мира. Именно в нем через 14 лет Генри Форд разместит свой первый автомобильный завод. Сегодня, по официальной отчетности управляющей компании Trafford Park (Trafford Park - Vision and Implementation Report) [17], на территории промышленного парка осуществляют свою деятельность более 1400 компаний, а численность работников превышает 35 000 человек.
Промышленные парки как центры притяжения инвестиций уже давно стали не только успешной бизнес-моделью для частного капитала, но и эффективным инструментом органов власти по привлечению инвестиций в региональную экономику. В то же время результаты анализа подходов к созданию и развитию индустриальных парков в разных странах имеют существенные различия. Так, промышленные парки в США, Канаде и Европе, имея более чем столетнюю историю, в большинстве своем являются частными, а их развитие основано на кооперации с предприятиями и организациями за пределами парка. Огромное значение придается развитию социальной и культурной инфраструктуры, развитию на территории парков эко-среды.
В странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Япония, Китай, Гонконг, Тайвань, Сингапур и Корея, характерной чертой создания и развития промышленных парков, начавшегося в 70-х годах прошлого века, является активное участие государства в форме финансирования строительства инфраструктурных объектов на территории парка и последующего субсидирования затрат резидентов парка. По данным отчета ООН (UNIDO) [18], только в странах, входящих в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН): Малайзия, Таиланд, Сингапур, Камбоджа, Бруней, Индонезия, Мьянма (Бирма), Лаос, Вьетнам и Филиппины, - функционируют 893 промышленных парка, 2 эко-индустриальных парка и 25 технологических парков.
Чуть позже началось развитие промышленных парков в Индии и Турции, где преобладают государственные промышленные парки, управляемые государственными корпорациями развития. Наиболее известные парки данных стан представлены в таблице.
Таблица
Наиболее динамично развивающиеся промышленные парки мира
№
|
Наименование
промышленного парка
|
Площадь
|
Суммарные
инвестиции
|
Количество
резидентов
|
Количество созданных
рабочих мест
|
1
|
Alberta's Industrial Heartland (Канада)
|
582
км2
|
13
млрд USD
|
более
40
|
31
000
|
2
|
ILM Business Park (США)
|
56,6
га
|
50,5
млн USD
|
105
|
508
|
3
|
Westfalenhütte (Германия)
|
45
га
|
200
мл. EURO
|
нет
дан-ных
|
1
000
|
4
|
Tseung Kwan O
Industrial Estate (Гонконг)
|
75
га
|
1,2
млн USD
(2017-2018) |
680
|
13
000
|
5
|
MidAmerica Industrial Park (США)
|
36
км2
|
18,5
млн USD
|
80
|
4
500
|
6
|
Jubail
Industrial City (Саудовская Аравия)
|
80 км2
|
9,3
млрд USD
|
155
|
9
800
|
7
|
Chempark (Германия)
|
11 км2
|
нет
данных
|
60
|
45 000
|
8
|
Marquis Industrial (Канада)
|
1,16
га
|
2,5
млн USD
|
7
|
1
092
|
9
|
Suzhou Industrial Park (Китай)
|
100
км2
|
50
млрд USD
|
79
|
11
000
|
Последние десятилетия отчетливо показали различия в целеполагании развития промышленных парков. Так, создание промышленных парков на территории европейских стран и США изначально преследовали своей целью локализацию средств производства на ограниченной территории, обладающей наибольшим инвестиционным потенциалом и минимальным уровнем транспортных издержек и инвестиционных рисков. Как правило, в основу управленческого решения о создании промышленного парка были заложены принципы модели В. Лаунхардта, представленные в его работе «Практика эффективного размещения предприятий» (1882 год) [28] как задача размещения производства (проблема трех точек), где производится один вид продукции, удельные издержки постоянны, существует один рынок сбыта, источник сырья и источник энергетических ресурсов. Ключевое значение транспортных издержек для эффективного размещения производства подтверждается и в работах профессора Киотского университета Фудзита Масахиса [29]. В результате промышленный парк обеспечивает рост промышленного производства товаров/услуг, максимально снижая издержки, обусловленные его географическим положением.
В отличие от данной концепции, промышленные парки, создающиеся в азиатских странах, в качестве основной концепции продвигают необходимость концентрации научного и технологического потенциала. В результате чего промышленные парки, как правило, трансформируются в форму технологических и инновационных парков, а конечным результатом их создания является не товарная продукция промышленных предприятий, а результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, опытные образцы, технологии и иные результаты НИОКР). Нельзя не присоединиться к мнению старшего преподавателя Академии экономических исследований (г. Бухарест) Ионы Ангела. В своей статье «Интеллектуальный капитал. Анализ и оценка и нематериальных активов» [30] (Anghel, 2008) обоснованность данного вектора развития обусловлена тем, что «в новой экономической конкуренции активы знаний обеспечивают устойчивое конкурентное преимущество».
Заключение
В настоящее время в США и странах Европы наблюдается прекращение увеличения количества промышленных парков. Часть из ранее созданных перешли из стадии зрелости в стадию реиндустриализации, в основу которой положен переход к высокотехнологической, высокоинтеллектуальной промышленности. Но по-прежнему выпуск промышленной продукции является основным целеполаганием развития промышленного парка.
Азиатские страны идут по пути развития интеллектуального потенциала, стимулируя НИОКР инновационных технологий и материалов. Указанное направление развития локализации производительных сил стратегически более правильно, так как именно результаты инновационных разработок будут востребованы промышленностью в качестве «драйвера роста». И в качестве площадки таких разработок выступают промышленные технопарки. В опубликованной Принстонским университетом книге Кристины Гринхалх и Марка Роджерса «Инновации, интеллектуальная собственность и экономический рост» [31, с. 87-107] выделены целевые инструменты («оси») построения и управления инновационными системами как на уровне науки и бизнеса, так и на уровне государства.
Показателен и изложенный в учебнике Тодаро М. П. [32, c. 124] (Todaro, 1997) положительный опыт правительства Кореи по устранению «провалов рынков технологии и квалифицированной рабочей силы», основанный на активном использовании налогового стимулирования,
Нельзя не отметить, что инвестиционные циклы создания промышленного парка и промышленно-технологического парка значительно отличаются. Если в первом случае необходимо создание большого количества инженерных сетей и обеспечение доступа резидентов промышленного парка к значительным объемам потребляемых энергетических ресурсов (электроэнергия, водоснабжение, водоотведение, включая очистку промышленных стоков, газоснабжение, теплоснабжение), то технологический парк имеет более стандартизированный набор объектов строительства (офисные здания, лабораторные и R&D комплексы). Указанные объекты не требуют мощных инженерных сетей и на эксплуатационной фазе потребляют значительно меньше энергетических ресурсов.
В странах ЕАЭС (за исключением России) развитие промышленных парков находится в зачаточном состоянии, а государственная политика в отношении данной формы развития производственных комплексов не закреплена на законодательном уровне.
Вот почему предметом дальнейшего научного поиска в данной исследуемой области должны стать разработки динамических систем управления как процессами создания промышленных парков, так и систем управления их деятельностью с учетом лучших мировых практик и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
Заключение
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1) Становление и развитие института индустриальных (промышленных) парков в различных странах имеет характерные отличия, связанные с периодом формирования условий и предпосылок для локализации производственных сил на ограниченных территориях, а также общих тенденциях социально-экономического развития регионов и отдельных стран.
2) Развитие данной формы организации промышленных производств имеет ярко выраженные фазы развития. Как правило, на начальной фазе преобладает экстенсивная форма, когда количество промышленных парков в стране растет. Затем наступает фаза интенсивного развития, при которой увеличение количества промышленных парков замедляется, а рост промышленного производства происходит за счет оптимизации форм и методов управления активами, расширения механизмов взаимодействия парков с органами власти и обществом.
3) Развитие индустриальных парков на современном этапе развития мировой экономики должно осуществляться на основе инновационных подходов и методов, предполагающих перенос акцентов с производства товаров в сторону разработки технологий. Именно они сегодня являются драйверами экономики и определяют эффективность в разрезе снижения издержек и повышения производительности.
References:
Anghel Ion (2008). Intellectual Capital and Intangible Assets Analysis and Valuation Theoretical and Applied Economics. (3). 75-84.
Bandman M.K., Malov V.Yu., Melentev B.V. (2002). Otsenka resursnogo i transportnogo potentsiala v protsesse integratsii regionov Rossii (mezhotraslevoy podkhod) [Assessment of the resource and transport potential in the process of integration of Russia's regions (cross-sectoral approach)] (in Russian).
Budevilyu Zh.R. (1970). Ekonomicheskie prostranstva [Economic spaces] (in Russian).
Glushko A.A., Ryabinina L.I.Glushko A.A., Ryabinina L.I. (2003). Territorialnaya struktura khozyaystva stran [The territorial structure of the countries' economy] (in Russian).
Granberg A.G. (1985). Dinamicheskie modeli narodnogo khozyaystva [Dynamic models of national economy] (in Russian).
Izard U. (1966). Metody regionalnogo analiza: vvedenie v nauku o regionakh Methods of Regional Analysis: an Introduction to Regional Science (1960) [Methods of Regional Analysis: an Introduction to Regional Science (1960)] (in Russian).
Lasuen Kh. R. (2010). Urbanizatsiya i ekonomicheskoe razvitie: vremennoe vzaimodeystvie mezhdu geograficheskimi i otraslevymi klasterami [Urbanization and economic development: temporal interaction between geographical and sectoral clusters]. Spatial Economics. (1). 68–104. (in Russian).
Marshall A. (1993). Printsipy ekonomicheskoy nauki [The principles of economic science] (in Russian).
Melnikov V.S. (2003). Investitsionnyy risk v analize investitsionnogo klimata i privlekatelnosti [Investment risk in the analysis of investment climate and attractiveness]. Siberian Financial School. (3). 99–105. (in Russian).
Morozova T.G. (2001). Regionalnaya ekonomika [Regional economy] (in Russian).
Perru F. (2007). Ekonomicheskoe prostranstvo: teoriya i prilozheniya [Economic space: theory and applications]. Spatial Economics. (2). 77–93. (in Russian).
Pottier P. (1963). Axes de communication et developpement economique Revuecconomique. (14). 58-132.
Richardson H.W. (1973). Regional Growth Theory
Shorokhov V.P., Kolkin D.N. (2007). Otsenka konkurentosposobnosti regiona [Assessment of the competitiveness of the region]. Problems of forecasting. (1). 92–101. (in Russian).
Tinbergen Ya. (1971). Nekotorye usovershenstvovaniya chastichnogo mezhotraslevogo balansa [Some improvements of partial input-output balance]. Regionalnaya nauka o razmeschenii proizvoditelnyh sil. (3). 57—62. (in Russian).
Todaro M.P. (1997). Ekonomicheskoe razvitie [Economic development] (in Russian).
Tyunen I.G. (1926). Izolirovannoe gosudarstvo [Isolated state] (in Russian).
Updated background brief on the development of Hong Kong Science Park and Industrial Estates, and the policy on re-industrialization. Retrieved May 16, 2019, from https://www.legco.gov.hk/yr17-18/english/panels/ci/papers/
Страница обновлена: 06.05.2025 в 17:33:35