Психология инновационных конфликтов в организации
Оболонский Ю.В.1, Зазыкин В.Г.2
1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2015)
Цитировать:
Оболонский Ю.В., Зазыкин В.Г. Психология инновационных конфликтов в организации // Вопросы инновационной экономики. – 2015. – Том 5. – № 4. – С. 287-302. – doi: 10.18334/inec.5.4.2104.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25868004
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Инновационная деятельность, то есть внедрение чего-то нового и передового, является обязательным условием эффективной деятельности и развития любой организации.
Изменения происходят в экономике, законодательстве, политике, расстановке сил. Эти изменения требуют приспособления к ним. Такое приспособление также связано с инновационной деятельностью. Иными словами, без нововведений никак нельзя.
Следует отметить, что у каждого человека своя «оптимальная доза» восприятия и продуктивной переработки новизны.
Ключевые слова: конфликт, инновационная деятельность, новизна, психологический характер, психологические установки
Деятельность любой организации; осуществляемой в условиях конкурентной среды; выдвигает немало требований; выполнение которых является залогом у спешности конкуренции. Важнейшим из них является инновационная деятельность. Инновационная деятельность; то есть внедрение чего-то нового и передового; является обязательным условием эффективной деятельности и развития любой организации. В организационной психологии и психологии управления постоянно подчеркивается важная закономерность: если организация не развивается; не стремится повысить эффективность своей деятельности; не «растет»; то обязательно найдутся некие силы; будут действовать определенные условия; которые станут «свертывать» организацию; будут стремиться к ее поглощению или ликвидации. В условиях рыночной экономики такими условиями и силами является конкуренция. Конкуренты побеждают за счет деятельности с опережением; об этом свидетельствует мировая практика. А это опережение достигается; прежде всего; за счет нововведений. В ситуации острой конкуренции; когда конкуренция честная; без монополизма и протекционизма; любая организация; чтобы выжить; должна постоянно развиваться; повышать свою эффективность; без нововведений это невозможно. К тому же мы живем в постоянно меняющемся мире. Изменения происходят в экономике; законодательстве; политике; расстановке сил. Эти изменения требуют приспособления к ним. Такое приспособление также связано с инновационной деятельностью. Иными словами; без нововведений никак нельзя.
Инновации бывают различных видов – экономическими; техническими; организационными; социальными и системными (Зайцев; 2014). По характеру изменений выделяют следующие виды инноваций:
- прогрессивные; повышающие эффективность деятельности организации; улучшающие взаимодействия и отношения и пр.;
- регрессивные (непродуманные инновации; авантюры); внедрение которых приводит к негативным результатам;
- стагнационные; то есть практическое отсутствие инноваций; застой или формальные; не дающие результатов.
По своему масштабу инновации бывают:
- локальные; то есть осуществляемые на уровне отдельной организации или ее какого-то подразделения;
- системные; осуществляемые на крупных объединениях; в отраслях; в регионах или стране.
Необходимость периодической инновационной деятельности хорошо осознается практически всеми. Однако; как свидетельствует практика управления; никакое нововведение не осуществляется «гладко»; без проблем и «шероховатостей». Заметим; не зависимо от вида инноваций их внедрение объединяет одно: в организациях по отношению к любой инновации у персонала возникает сложное отношение; которое может вызвать развитие значимых противоречий; появление психологических барьеров к нововведениям; приводящие к серьезным конфликтам [1].
Сложное отношение к инновациям обусловлено осознанием действия ряда проблем. Обычно они технические; экономические или организационные; но немало самых острых из них – психологического характера. Опыт инновационной деятельности свидетельствует; что многие люди вообще медленно адаптируются к нововведениям; причем гораздо медленнее; чем происходят сами изменения. Но это лишь часть проблемы. Новизна; даже если она имеет позитивные последствия; все равно часто воспринимается настороженно; а то и враждебно. Все это имеет самое прямое отношение к организационным нововведениям. Недаром в теории организаций был отмечен феномен «неразумности организаций» (А. Пригожин): организации всегда склонны сопротивляться нововведениям; даже если они повышают эффективность их функционирования; а это приводит к конфликтам.
Отчего возникают психологические проблемы; связанные с новизной? Отметим некоторые главные причины:
- сложное и противоречивое отношение людей к новизне как таковой;
- вероятность риска; а; следовательно; и потерь (риски точно просчитать очень сложно);
- боязнь совершить ошибки вызывает повышенную непродуктивную психическую напряженность;
- шаблонность мышления; стремление действовать в соответствии с привычными схемами (так психологически комфортнее; менее затратно);
- нововведения часто требуют формирования новых навыков и умений; а это длительный; трудоемкий и напряженный процесс.
Более подробно отмеченные психологические причины сопротивления инновациям нами будут рассмотрены позже. Чтобы нововведения в организации проходили «гладко»; в приемлемые сроки и с минимальными потерями; и без конфликтов; необходимо обязательно учитывать эти психологические факторы сопротивления нововведениям; компенсировать их; создавать психологические условия позитивного отношения к нововведениям (Шевченко С.Г.; Садовников Э.Э. 2014; Крюкова; 2014).
Остановимся подробнее на главной психологической причине; а именно: отношению к новизне. Психологические исследования свидетельствуют; что отношение к новому всегда отличалось своеобразием и противоречивостью. С одной стороны; в любом новом хорошо просматривается поиск чего-то хорошо знакомого; старого. Вспомним; крылатые высказывания: «новое – это хорошо забытое старое»; «ничто не ново под Луною»; «все течет; ничего не изменяется» и пр. С другой стороны; именно с новым люди связывают надежды на позитивные изменения.
Заметим; что человек без новизны; наверное; просто не сможет жить в силу действия природнообусловленной информационной потребности. Об этом свидетельствуют психологические эксперименты по сенсорной депривации: когда испытуемых полностью изолировали; лишали привычного потока внешней информации; возможности определить время; у них начинали появляться галлюцинации. То есть включались защитные механизмы нашего сознания и этим старались компенсировать отсутствие новизны. Вероятно; без этого могло произойти разрушение психики.
В то же время переизбыток новизны (обилие новой информации; новых впечатлений и пр.) может привести так же к психотравмирующим последствиям. В ситуации действующих на современного человека огромных информационных потоков; психику нередко следует оберегать от избытка не очень значимой информации. Видимо этим и руководствовались владельцы мировой системы элитных отелей; построивших разных странах практически одинаковые комфортабельные отели. Их постояльцам – солидным деловым людям – не надо тратить свое «драгоценное время» на ориентацию в пространстве отеля; свою психическую энергию на мало значимую новизну. Им комфортнее быть в привычной обстановке. И это себя полностью оправдало.
Следует отметить; что у каждого человека своя «оптимальная доза» восприятия и продуктивной переработки новизны. От чего она зависит? Считается; что в первую очередь от пола и возраста. В психологических исследованиях индивидуальных различий подчеркивалось; что большинство женщин в силу своего «здорового консерватизма» более настороженно относятся к новизне; в отличие от мужчин; многие из которых вообще склонны к экспериментам.
Люди с возрастом в массе своей так же настороженно относятся к новизне. Именно они особенно любят пословицу; гласящую что «лучшая новость – это отсутствие новостей». Молодежь; в отличие от них; новизну склонна воспринимать как явление положительное; даже с энтузиазмом; связывая с ней надежды лучшее. Наверное; отсюда и психологические истоки юношеского максимализма с его извечным стремлением «сломать старое».
Отношение к новизне обусловливается личностными и характерологическими особенностями человека. Люди с большим креативным потенциалом; с творческой направленностью личности позитивно воспринимают новизну; мысленно формируя позитивные стратегии развития. Несомненно; важную роль в восприятии новизны имеют и некоторые акцентуации характера. В частности; положительно коррелируют с новаторством повышенные шизоидность; феминизированность; а отрицательно – педантичность; психастения; ипохондрия.
Восприятие нового и отношение к нему; несомненно; зависит и от «профессионального типа» личности. Отмечено; что многие «люди науки»; независимо от возраста; отличаются инновационной направленностью; поэтому и отношение к новизне у них практически всегда заинтересованное. Хотя нередко встречаются люди весьма консервативные; приверженцы только своей научной школы. Высокий интерес к новому неизменно проявляют и представители бизнес-сообществ. Это и понятно: инновации помогают победить в конкурентной борьбе. Если же деятельность носит рутинный алгоритмизированный характер; где мало места для профессионального творчества; где сформированы «автоматизированные» навыки и умения; она делает человека весьма консервативным и ригидным; отрицательно относящимся к любой новизне.
Заметим; что индивидуальные; профессиональные и половозрастные особенности человека в зависимости от их соотношений и связей могут давать своеобразный «кумулятивный эффект» отношения к новизне. Отсюда пассивно-защитное поведение и разнонаправленный радикализм от его характерного «Долой!»; «Запретить!» до «Ура! Да здравствует!».
Восприятие новизны и формирование отношения к ней прямо связаны с положительной или отрицательной психологической установкой. Сила ее действия весьма велика. Психологическая установка уменьшает степень неопределенности; поэтому-то в новых и незнакомых условиях становится легче ориентироваться; принимать решения. Психологические установки; таким образом; способствуют избирательности восприятия; выступая как своеобразные «призмы»; через которые мы как бы смотрим на мир. Психологическая установка может так же способствовать и поляризации восприятия; когда немного знакомое становится хорошо знакомым; а менее знакомое может вообще показаться совсем неизвестным. Отмеченное действие психологической установки весьма важно в свете обсуждаемой проблемы. Нельзя допускать; чтобы в процессе инноваций психологическая установка формировалась стихийно; это может привести к необоснованному негативизму по отношению к нововведениям. Соответствующую психологическую установку необходимо формировать с учетом вышеназванных психологических особенностей отношения к новизне. Это является важной задачей психологического сопровождения инновационной деятельности.
При обсуждении психологических особенностей отношения к новизне; следует помнить; что с новизной обычно связывают определенные ожидания характера изменений. Это очень важно для успеха инновационной деятельности в организациях. Если говорить об ожиданиях; обусловленных нововведениями в организации; то они главным образом связаны так называемыми «элементами производственной ситуации»; вернее оценкой их изменений. Этим изменениям «элементов» проявляется повышенное внимание. Что собой представляют данные «элементы»? Представим их:
- характер деятельности;
- величина заработной платы;
- интенсивность и напряженность труда;
- нормирование труда;
- возможность выполнения новых заданий;
- возможность резервировать собственные ресурсы;
- возможность влиять на ход производственного процесса;
- отношения по «вертикали» и по «горизонтали»;
- численность персонала.
Данные «элементы» являются своеобразными реперными точками; основой оценок нововведений. Направленность их изменений является важным основанием для субъективного оценивания нововведений как позитивных или негативных. Анализируя предлагаемые нововведения; многие задают вполне резонные вопросы – будет лучше или хуже? Если хуже; то в чем это проявится? Насколько? Будет ли как-то компенсировано ухудшение? И прочее.
Субъективное оценивание нововведений зависит не только от характера изменений и ожиданий. Оно обусловливается отмеченными выше индивидуальными особенностями восприятия новизны и отношения к ней. В результате этого «сложения» можно ожидать весьма широкого спектра реагирования на нововведения в организации. И хотя каждый работник в процессе нововведений реагирует на них; вообще говоря; по-своему; все же отмечено определенное сходство реагирования у разных групп. Исследования; проведенные в различных организациях; в которых осуществлялись нововведения; позволили выявить пять таких групп; объединенных именно общих психологическим сходством реагирования на нововведения; которое может привести к конфликтам. Это группы противников нововведений; скептиков; нейтралов; сторонников и энтузиастов. Рассмотрим их психологические характеристики.
Противники нововведений. Их восприятие нововведений и отношение к ним резко отрицательное. Обычно; это относительно немногочисленная группа – не более 20% от численности всего персонала; но весьма активная. Психологические обследования представителей данной группы показали; что отрицательное отношение к нововведениям – это скорее их позиция. Их ожидания от нововведений обычно негативные; независимо от их характера и возможных последствий. При этом; наряду с реалистическими и объективными оценками последствий изменений; у них существуют и тенденциозные; обусловленные отрицательными психологическими установками. Эти установки являются скорее проявлением личностных особенностей. В психологическом отношении противники нововведений могут быть весьма консервативными и недоверчивыми; многое зависит от характера нововведений; хотя среди них имеются и весьма квалифицированные специалисты. Сформированные ранее профессиональные навыки и умения они не склонны менять; так как это потребует мобилизации интеллектуальных и волевых ресурсов; а они привыкли работать с требуемой эффективностью; но без особого напряжения.
Противники оказывают активное сопротивление нововведениям; формируя оппозицию. Используют любые возможности; чтобы торпедировать нововведение. В таком противоборстве умело используют любые формальные поводы; фиксируют внимание на ошибках и «нестыковках»; преувеличивая их значимость и выдавая их за следствие неудачного нововведения. В открытой полемике избегают доказательной аргументации; прибегая к психологическим уловкам; манипулируют общественным мнением. Активно формируют сторонников. Именно они и являются главными участниками конфликтов.
Скептики; или вербальные противники. Они склонны критиковать любое нововведение; высказывать сомнения в его эффективности; приводя доказательства порой в весьма остроумной форме. Этим самым они серьезно влияют на общественное мнение в коллективе. В то же время реальных действий; направленных против нововведений; они не предпринимают; ограничиваясь словесными баталиями. Обычно это второстепенные участники конфликтов.
Нейтралы. Обычно это самая большая группа (до 40% сотрудников); у которых внешне проявляемое отношение к нововведениям весьма индифферентное. В психологическом плане это весьма разношерстная группа. В этой группе немало «середнячков»; лишенных профессиональных амбиций; которые либо как-то приспособятся к новым условиям; либо перейдут на другую работу. Однако углубленные психологические исследования показали; что в этой группе имеется немало сильных специалистов с большим профессиональным потенциалов; которые умело резервируют свои возможности; «не выкладываются» и могут легко адаптироваться к любым нововведениям. В силу каких-то обстоятельств они не заинтересованы в высоко эффективной деятельности и профессиональном росте в данной организации. Такие люди должны стать особым объектом работы психологов. В инновационных конфликтах они; как правило; не участвуют.
Сторонники нововведений. Они обычно в целом весьма положительно оценивают нововведения; поддерживают их; но «на словах»; но мало инициативны в практической реализации проекта. Нередко они высказывают сомнения в эффективности нововведения; но при этом полагают; что возникающие проблемы решаемы. Иногда даже предлагают варианты решений. Сторонники могут стать второстепенными участниками конфликтов.
Энтузиасты. Обычно это работники с новаторским складом личности; поэтому они поддерживают практически любое нововведение. Их немного; обычно не более 20% от всех работающих. Если нововведение имеет очевидные недостатки; готовы вносить коррективы и изменения «по ходу дела». Активно стремятся преодолеть любые трудности и преграды на пути к внедрению. Своим энтузиазмом стараются «заразить» других членов коллектива. Вступают в психологическое противоборство с противниками и скептиками; поэтому могут стать главными участниками конфликтов.
Психологические особенности отношений персонала к нововведениям; ожидания; надежды и опасения; степень информированности и многое другое сильно влияют на ситуацию в организации. В результате может возникнуть обстоятельства; которые способствуют или препятствуют внедрению нововведений; причем немало из них могут привести к сильным конфликтам. Такие обстоятельства возникают по двум причинам:
- очевидного ущерба от нововведения большинству работающих в организации;
- недостаточной информированности о грядущих нововведения; отсутствием должной психологической подготовки персонала.
Первая причина; безусловно; приводит к конфликтам интересов. Вторая причина может быть устранена; в результате чего инновационных конфликтов можно избежать. Рассмотрим эту ситуацию подробнее.
Собственно; это наиболее часто встречающаяся ситуация; возникающая вследствие технократизма мышления руководителей или хозяев организации. Итак; если персонал не имеет четких представлений о сути и содержании нововведений; планируемых изменениях у части персонала; в основном; противниках и скептиках обязательно возникнут негативные ожидания. Эти негативные ожидания усугубляются недоверием к руководству; которое; по их мнению; формально подходит к «и без того сомнительному делу». Негативные ожидания; возможные варианты развития событий активно обсуждаются персоналом. Если и в этом случае персонал не получает достоверную информацию о предстоящем нововведении; если с людьми не проводится разъяснительная работа; тогда начинают возникать и функционировать слухи. Данные слухи обычно бывают двух видов: слух-желание и слух-пугало. Слух-желание отражает то; что персонал хотел бы; чтобы произошло. Слух-желание начинает активно циркулировать и; если он не подтверждается; то превращается в слух-пугало. Слух-пугало обычно весьма эмоционально рисует мрачные картины будущего организации; которое возникнет из-за «этого сомнительного нововведения». В силу высокой эмоциональности; слух-пугало быстро привлекает внимание; начинает активно циркулировать; «обогащаться новой достоверной информацией». В результате число противников нововведения начинает активно возрастать.
Данные слухи дезорганизуют профессиональные взаимодействия; формируют отрицательные установки на нововведения; поэтому препятствуют их внедрению. Функционирование слуха-пугала и слуха-желания приводят к формированию комплексов опасений; то есть устойчивых негативных ожиданий того; что в результате нововведения ситуация только ухудшится. Комплексы опасений тесно связаны с отмеченными выше «элементами производственной ситуации»; поэтому опасаются усложнения самой работы; повышения интенсивности и напряженности; снижения заработной платы; сокращения штатов и пр. Если и в данной ситуации не предпринимаются никакие меры по устранению комплексов опасений; они только усиливаются и превращаются в психологические барьеры по отношению к нововведению. Психологические барьеры при нововведениях – явление настолько значимое; а сила их действия столь велика; что они заслуживают специального рассмотрения.
Психологические барьеры – это мотивационные факторы; препятствующие осуществлению инновационной деятельности. Они представляют собой сложное психологическое явление; аккумулирующее в себе негативные ожидания; отрицательные психологические установки; комплексы опасений; личностные факторы и пр. Главное все это создает отрицательную мотивацию и негативное отношение к нововведениям. Проще говоря; это сила сопротивления нововведениям. В силу того; что мотивы являются важным регулятором деятельности; активность людей направляется против нововведений. В то же время чаще встречаются ситуации; когда отмечается негативная направленность не против самого нововведения как такового; а против отдельных моментов; связанных с ним. Это в свою очередь обусловило возникновение различных по своему виду и содержанию психологических барьеров. Среди психологических барьеров; возникающих у персонала при организационных нововведениях наиболее распространенными являются следующие психологические барьеры: некомпетентности; увеличения нагрузки; компенсации; вознаграждения; навыка и привычки; «шефа»; изменения места работы; марки (имиджа; престижа); идиллии (социального уюта) и др. Данные психологические барьеры формируют устойчивое негативное отношение к нововведениям; в результате чего число противников нововведений увеличивается; а это приводит к конфликтам.
Нами были перечислены основные психологические барьеры. Другие либо тесно связаны с ними; либо не имеют большого значения для организации.
Таков сценарий возможного развития событий; если не уделяется достаточного внимания информационной и психологической подготовке к нововведениям.
Каковы общие характеристики инновационных конфликтов? Отметим их. Инновационные конфликты обычно начинаются как деловые; лихорадящие и кратковременные; но могут принимать и более сложные формы. Если такие конфликты затягиваются они быстро превращаются в сильные эмоциональные и разрушительные. В инновационных конфликтах активно циркулируют слухи; которые только усиливают их эмоциональный накал. В них быстро формируется образ врага; который сознательно блокирует интересы других. Отсюда конфликтующие стороны склонны действовать решительно.
Инновационные конфликты в организациях всегда межгрупповые; поэтому связаны с консолидированными дружными действиями. Когда оппонентом является группа; у его участников возникает ощущение силы; уверенности; поэтому их конфликтные действия отличаются решительностью и последовательностью. Конфликтующие стороны стремятся увеличить свои ряды за счет тех; кто занял нейтральную позицию по отношению к инновациям; это увеличивает ощущение силы. К тому же создаются условия для формирования благоприятного общественного мнения.
Возникшие инновационные конфликты сложно разрешать на компромиссной основе; но это является обязательным.
Для предупреждения инновационных конфликтов необходимо; в первую очередь; создавать информационную среду и формировать соответствующие внутренние условия у персонала для положительного восприятия нововведений. Каково содержание психологического сопровождения такой деятельности?
В первую очередь необходимо создание надежной информационной основы нововведений. Персонал должен заранее знать; какие грядут нововведения; что и как изменится. При этом надо быть предельно откровенными и честными. Данная информационная основа должна отличаться следующими характеристиками:
- достоверностью информации;
- необходимой и достаточной полнотой;
- возможностью осуществления предвосхищения;
- доступностью изложения;
- персональной ответственностью за содержание информации.
В содержательном отношении информационная основа должна соответствовать отмеченным ранее «элементам производственной ситуации»; которые связаны с ожиданиями перемен.
Во-вторых; необходимо формирование положительной психологической установки на планируемые нововведения. Данная психологическая установка формируется главным образом путем разъяснения преимуществ планируемых нововведений. Надо наглядно продемонстрировать те выгоды; которое сулит нововведение для организации и для них. При этом следует объяснять; что любое нововведение имеет гетерохронный характер; поэтому возможны временные сложности и ухудшения. Если планируется существенное изменения условий и оплаты труда; то следует рассказать о компенсациях. Если для персонала выгоды от инноваций практически нет; надо говорить честно; чтобы люди заблаговременно имели возможность выбора.
В-третьих; следует предоставить персоналу возможность участвовать в обсуждении нововведений; а в некоторых случаях и влиять на них. Особое внимание следует уделить работе со скептиками и противниками нововведений.
В-четвертых; для того; чтобы сложные нововведения происходили безболезненно; рекомендуют их осуществлять поэтапно. На первом этапе рекомендуется всесторонне обсуждать саму идею нововведения. На втором – осуществлять экспериментальное или опытное внедрение. На третье более масштабное внедрение. На четвертом с учетом имеющегося опыта и корректив – окончательное внедрение.
В-пятых; в процессе обсуждения идеи нововведения и его реализации целесообразно осуществлять мониторинг «общественного мнения» или психологического климата организации. Данный мониторинг позволит оперативно вносить необходимые коррективы; осуществлять «поправку» с учетом отношений «человеческой составляющей» организации.
Отмеченное существенно снизит вероятность возникновения организационных конфликтов при нововведениях.
[1] Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. М.: ЦИТП 1992; Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. М.: Луч, 1992 и др.
Источники:
2. Смульский С.В. Безопасность человека в условиях перемен // Живая психология. — 2014. — № 1(3). — С. 48-50.
3. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. — М.: ЦИТП, 1992.
4. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. —М.: Луч, 1992.
5. Оболонский Ю.В. Формирование команды антикризисного управления организацией. — М.:АПКиППРО , 2008. — 100 с .
6. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. —М.: МПА, 1995.
7. Климов Е.А. Конфликтующая реальность в работе с людьми: психологический аспект. — М.: МПСИ, 2001.
8. Коваленко Б.В . Психология конфликта: Учебное пособие. — М.: МОСУ, 2000.
9. Кох Н.А. Конфликтология. — Екатеринбург, 1996.
10. Оболонский Ю.В. Акмеологические условия и факторы управления организационными конфликтами. — М.: МААН, 2012. — 155 с.
11. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. — СПб: ПИТЕР, 2005.
12. Кожевников И.С. Путь к разумному мышлению // Живая Психология. — 2014. — №4.
13. Шевченко С.Г., Садовников Э.Э. Конфликты в сфере управления: типы и способы разрешения в условиях кризиса // Российское предпринимательство. — 2014. — № 23 (269). — c. 102-112.
14. Крюкова Е.А. Алгоритмы работы с конфликтами в организации // Российское предпринимательство. — 2013. — № 8 (230). — c. 115-119.
15. Зайцев А.В. Особенности функционирования высокотехнологичного предприятия в инновационной экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2014. —№ 1. — С. 21-35.
Страница обновлена: 05.08.2024 в 16:34:46