Понимание и роль социальной политики в социально-экономической сфере современного государства

Хун Ц.1
1 Оренбургский государственный институт менеджмента

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2014)

Цитировать:
Хун Ц. Понимание и роль социальной политики в социально-экономической сфере современного государства // Экономика, предпринимательство и право. – 2014. – Том 4. – № 3. – С. 9-13. – doi: 10.18334/epp.4.3.407.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=24399972
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В предлагаемой статье рассмотрены проблемы понимания и современной роли социальной политики в социально-экономическом пространстве России. Отмечается, что социальная политика представляет собой сравнительно «молодое» направление деятельности органов власти.  Роль социальной политики в современном обществе возрастает, более того, общество переходит от представлений о затратности и безвозвратности социальных расходов к понятиям человеческого капитала, инвестициям в социальную сферу, признавая тот факт, что более надежного вложения ресурсов, чем рациональное финансирование социальной сферы, на сегодня не существует.

Ключевые слова: социальная политика, социальные группы, благосостояние, социально-экономические модели



Социальная политика решает текущие и перспективные проблемы общества, учитывает интересы различных слоев, содействует социальному прогрессу. Экономически для общества социальная политика, на первый взгляд, не выгодна, но на самом деле, если учитывать то факт, что люди представляют сегодня ключевой ресурс экономики любой страны, можно найти здесь и экономические мотивы. Значение социальной политики в экономическом развитии с каждым годом возрастает.

Понятие «социальная политика» появилось на рубеже 19-20 веков. Социальная политика получает распространение в середине 20 века, когда формируется концепция «социального государства».

Актуальной задачей было и остается стремление дать определение категории «социальная политика». В западных источниках под «социальной политикой» понимают междисциплинарную область знаний, включающую в себя изучение политики, философии, истории, социологии и экономики социальных организаций. В толковом социологическом словаре утверждается, что социальная политика – это сфера деятельности, включающая экономику, социально-правовую, политическую и социологическую экспертизу способов, которыми политика органов власти затрагивает жизнь индивидуумов и общество в целом.

В советской и российской научной литературе термин «социальная политика» имеет несколько этапов развития. В середине семидесятых годов XX столетия данная политика связывалась с «линией» партийно-государственного аппарата. В середине восьмидесятых годов это понятие получает новое значение, ориентированное в большей степени на нужды граждан. В девяностых годах XX века социальная политика начинает ассоциироваться с понятием «социального государства». В целом можно заключить, в советское время социальная политика была привязана к «деятельности партии и государства по управлению развитием социальной сферой общества». В связи с этим, основными задачами социальной политики являлись:

· рост благосостояния, повышение уровня жизни людей, развитие условий труда;

· социальная справедливость как основной принцип социальных взаимодействий;

· расширение связей между социальными группами населения;

· сближение и гармонизация умственного и физического труда, городского и деревенского образа жизни;

· развитие межкультурных коммуникаций.

Значимыми компонентами социальной политики можно считать: характер взаимосвязи с общегосударственной политикой, общественной идеологией; специфика объекта и субъектов политической жизни; методы и инструменты влияния на социальные отношения; нормативно-правовая база отношений в социальной сфере.

Определение понятия «социальная политика» предлагалось также Заславской Т.И., которая рассматривала ее как систему мер государства по поддержанию тех общественных слоев и групп, которые в силу сложившихся причин оказываются в более трудном социальном положении, по сравнению с другими, испытывают страдания от обстоятельств и не могут собственными силами улучшать свое положение.

Исследования в области социального управления привели к пониманию того, что осуществление социальной политики с ориентацией на национальные интересы государства отвечает запросам демократического сообщества, представляет собой систему управленческих воздействий на жизнедеятельность различных слоев населения с целью объединения и сплочения общества, обеспечения стабильности на основе гармонизации социально-трудовых, социально-культурных и иных отношений.

Социально-экономическим моделям, используемым в разных странах, свойственна определенная специфика в зависимости от уровня социально-экономического развития, исторических особенностей и национальных традиций. Сегодня выделяют четыре основные модели.

Континентальная или германская модель. Эта модель предполагает высокие объемы перераспределения национального продукта через бюджет (около половины), создание страховых фондов за счет работающих фирм и предпринимателей, расширенная система социального взаимодействия (партнерства), курс на обеспечение полной занятности. Данная модель, помимо Германии, имеет место в Бельгии, Австрии, Швейцарии, Франции.

Англосаксонская модель образовалась и используется в Великобритании, Канаде, Ирландии. Здесь отмечается более низкий уровень перераспределения национального продукта через бюджеты органов власти (менее 40%), пассивный характер государственной политики в сфере занятности, отмечается большое участие частных общественных организаций в оказании социальных услуг.

Средиземноморская модель осуществляется в странах юга Европы. Объем национального продукта, перераспределяемый через централизованные финансы, здесь различается между странами от высокого в Греции и Испании (более половины) до невысокого в Италии. Социальная политика преимущественно адресная, затрагивающая социально незащищенные категории граждан. Однако необходимо отметить, что в последние годы, связанные с кризисными явлениями, социальная политика стран Южной Европы серьезно скорректирована в сторону ужесточения социальных выплат и мероприятий, что не свойственно этой модели и, вероятно, носит временный характер.

Скандинавская модель применяется в странах Северной Европы. Для модели свойственны активная социальная политика, ориентация экономической деятельности государства на повышение социального благосостояния как количественно, так и качественно, самые высокие объемы перераспределения национального продукта через бюджет, перспективный, упреждающий характер социальной политики государства. Государство же и выступает основным источником финансирования социальных расходов.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений ее реализации. Обозначим компоненты (инструменты) социальной политики:

· социальная защита населения;

· социальное страхование;

· регулирование заработной платы;

· обеспечение занятости;

· жилищная политика.

Сегодняшнюю социальную ситуацию в российском обществе можно охарактеризовать как неустойчивую.

Выводы

Основными тенденциями, которые активно воздействуют на социальную сферу российского государства выступают:

· существенное экономическое неравенство населения, которое порождает расслоение российского общества и серьезную напряженность в отношениях меду группами;

· сохраняющиеся макроэкономические диспропорции, не позволяющие в полной мере использовать трудовые ресурсы страны, а также значительное социально-экономическое расслоение субъектов Российской федерации.

· невысокие темпы роста и неравномерность формирования человеческого капитала на территории страны;

· отсутствие четкого представления о перспективах социально-экономического развития, действенных приоритетов (например, развитие нанотехнологий в современных и традиционных отраслях);

Согласно современным исследованиям, социальная политика России в сложившихся условиях требует корректировки в двух направлениях:

· она должна быть увязана с приоритетными социально-экономическими направлениями развития (которые еще находятся в стадии формирования), что потребует сосредоточения «социальных инвестиций» на данных направлениях;

· необходимо признать высокий уровень социального неравенства и принять ряд действенных, но взвешенных мер по его преодолению (ориентиром здесь может служить опыт западных стран, необходимо также избежать дугой крайности – социального иждивенчества).

Достигнутые успехи в области перехода к социально-страховым инструментам социальной политики необходимо закрепить путем дельнейших институциональных преобразований в социальных сферах.


Источники:

1. Аверин А. Н.Государственная и муниципальная социальная политика / А.Н.Аверин, А.М. Бабич, Н.А. Волгин. –М.: Кнорус, 2013. –1014 с.
2. Население. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:37:31