Фундаментальные основы современного понимания теневой экономики
Ханчук Н.Н.1
1 Забайкальский государственный университет, Россия, Чита
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)
Цитировать:
Ханчук Н.Н. Фундаментальные основы современного понимания теневой экономики // Теневая экономика. – 2021. – Том 5. – № 3. – С. 157-166. – doi: 10.18334/tek.5.3.112901.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46551989
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Работа посвящена разработке фундаментальных основ и практических приложений использования результатов исследования теневой экономики с применением инструментария современных областей научного знания.
В статье проанализированы фундаментальные основы и предложено современное понимание теневой экономики; обобщен теоретико-методологический инструментарий исследования теневой экономики. Сделаны выводы о том, что теневая экономика – это эволюционирующее явление, вокруг которой выстраивается стройная теория теневой экономики, но существуют теоретические неопределенности и методологические островки, которые стоит использовать для укрепления указанной теории.
Ключевые слова: теневая экономика; теория теневой экономики
JEL-классификация: E26, J46, O17
Введение
Как показывает историко-экономический обзор, теневая экономическая деятельность наблюдалась на любой исторической дистанции в различных социально-экономических системах в разных формах, видах и масштабах, которые усиливаются в переходные эпохи, в военные годы, в кризисы и периоды возрастания социально-экономической и иной неопределенности.
Используя теоретические положения и методологический инструментарий современных областей научного знания в исследовании теневой экономики в системе социально-экономических отношений, автор ставит задачу проанализировать фундаментальные основы современного исследования и понимания явления «теневая экономика».
Основная часть
Прежде чем попытаться раскрыть теоретические основы исследования теневой экономики, ответить на вопрос об основных причинах ее возникновения и развития, необходимо отметить тот факт, что в данной статье мы будем рассматривать именно теневую, а не криминальную экономику. «Основным аргументом является тот факт, что теневая экономика имеет как позитивные, так и негативные последствия, в то время как криминальная экономика является полностью деструктивным явлением. Теневой экономики присущ дуализм, что выражается в ее двойственной роли: позитивной – сглаживание отрицательных условий по развитию бизнеса; негативной – антисоциальное перераспределение доходов общества и уменьшение его благосостояния, снижение эффективности системы управления экономикой» [4] (Burov, 2014).
Пристальное внимание ученых к ТЭ способствовало формированию отечественных и зарубежных научных школ с определенными подходами ее изучения как специфического сектора экономической системы. В общем виде все подходы сгруппированы в литературе следующим образом:
1. Экономический подход (исследование ТЭ на глобальном, макро- и микроуровнях).
2. Правовой подход (уклонение от официальной или государственной регистрации, от государственного контроля; противоправный характер ТЭД).
3. Учетно-статистический подход (главный критерий – отсутствие регистрации этой деятельности официальной статистикой).
4. Криминологический подход (наносимый обществу вред).
5. Комплексный подход (сочетание указанных критериев).
6. Кибернетический подход (рассмотрение ТЭ как саморегулируемой и управляемой системы).
Теневая экономика как понятие выросла, во-первых, из экономики, объектом которой является хозяйственная деятельность (хозяйствование), и науки, исследующей ее теоретические основания. Во-вторых, как любая наука, ТЭ обращается к философским – онтологическим и гносеологическим корням. ТЭ предстает как явление: она первично возникла через деятельность, которая трактуется как онтологическая категория [11] (Khanchuk, 2019), она есть (реальна), она существует (современна), она данность, она универсальна [1, 6] (Barsukova, 2004; Danilova, 2014).
С позиций гносеологии, исследования в области ТЭ формируются в специальную отрасль научных знаний – теорию теневой экономики, включающую в себя теневую экономическую деятельность (ТЭД), теневые экономические отношения (ТЭО), и собственно ТЭ. Современная теория ТЭ требует дальнейшего развития и усиления научной составляющей за счет активной разработки самой «теории теневой экономики» и эффективной организации исследований в этой области с формированием семейства именно теории теневой экономики [9, с. 12] (Predborskiy, Kuntsevich, 2013, р. 12) с привлечением знаний и инструментария смежных экономических отраслей.
Обращение к семейству экономических наук позволило обнаружить две различные группы «теорий тенизации экономики»: с одной стороны, это исследования функциональной структуры теневой экономики, ее механизмов, методов, схем деятельности, методов оценки, стадий развития, трансформаций, а с другой – исследования теневой экономики отдельных отраслей сфер деятельности, рынков, регионов, стран, развития отдельных структурных сегментов теневой экономики в определенных сферах, рынках, регионах и т.д.» [9, с. 12] (Predborskiy, Kuntsevich, 2013, р. 12).
Признавая все разнообразие и несогласованность понятийно-терминологического аппарата исследований теневой экономики, подчеркнем, что авторы разделяют теневую и криминальную экономику. В основании такого разделения лежит дуализм ТЭ. В теневом секторе производятся товары и услуги, разрешенные законом, но без их учета [5] (Burov, 2017).
ТЭ проявляется как скрытая с функциями перераспределения, неформальная с функциями производства и реализации экономических благ и нелегальная с функциями перераспределения, производства и реализации экономических благ. Криминальная экономика является следствием стремления индивидуума к обогащению с использованием преступных методов, ее функции носят исключительно деструктивный характер, и она наносит экономический, нравственный ущерб [4, с. 24] (Burov, 2014, р. 24).
ТЭД, ТЭО и ТЭ ‒ значимые категории для широкого круга ученых и наук. По существу, они выступают операционными понятиями с определенными смыслами, что предопределяет многообразие подходов к определению самих этих категорий и сопряженных с ними понятий, тем самым формируют междисциплинарность исследований ТЭ.
ТЭД, как трактует современный экономический словарь, – это есть «законная, требующая регистрации экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, не учитываемая в их официальной отчетности, как правило, приводящая к снижению платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Объединяет производство теневой продукции, а также потери продукции и ресурсов по вине работников».
ТЭО – это совокупность экономических отношений в скрытых и неафишируемых процессах производства, распределения и перераспределения экономических ресурсов и благ, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей. ТЭД не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это своего рода экономическая «модель», включающая уклонение от налогов, самозанятость (народную экономику).
Анализ отечественных и зарубежных источников по проблемам ТЭ показал, что все понятийные определения данного явления необходимы авторам для нужд каждого конкретного исследования, что вполне правомерно. Правда, накопленный потенциал исследований ТЭД, ТЭО, ТЭ требует, на наш взгляд, общей «картины мира» теневой экономики через уточнение современного понимания теневой экономики.
Представляет интерес оценка, с которой можно согласиться: в исследовании теневой компоненты деятельности экономических субъектов экономическая теория совершила «дрейф» от неоклассики с ее аксиоматикой методологического индивидуализма к институционализму с его концепцией оппортунистического поведения [9] (Predborskiy, Kuntsevich, 2013). В реальных условиях оппортунизм в экономическом поведении хозяйствующих субъектов не только усиливается, но и приводит к резкому возрастанию экономической и иной неопределенности в силу возникающих в процессе «теневизации» экономики дополнительных вызовов и угроз [3, с. 715–724] (Blokhina, Olkhovskiy, 2018, р. 715–724).
Рассматриваемые в литературе «группировки» подходов «пронизаны антропологическим подходом», первичным по определению. Человеческая природа, как общеизвестно, эволюционирует в направлении усложнения восприятия человеком мира и себя в нем, его поведения и многого другого. Человек, следуя своим интересам, т. е. будучи по природе эгоистом, становится на позиции рациональности своего поведения, стремясь максимизировать свое благосостояние и/или иногда в целях выживания.
Трансформация теневой деятельности в теневую экономическую деятельность происходила, как нам представляется, при постепенном и длительном переходе от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. Позднеродовая община, по всей вероятности, создавала условия такого перехода, а первобытная соседская община как качественно новый этап по сравнению с родовой общиной закрепила этот переход [6] (Danilova, 2014).
Фундаментальная причина ТЭД лежит в самой человеческой природе, в его сознании и оппортунистическом поведении, адаптационных механизмах и т.д. Именно поэтому уход в «тень», теневая деятельность, теневая экономическая деятельность имманентно присущи любому виду человеческой деятельности [11] (Khanchuk, 2019).
Рассмотрение глубинных оснований ТЭ, механизма ее внутреннего и внешнего функционирования, взаимодействия ее элементов между собой и с внешней средой требует использования функционального анализа. Обращение к основным функциям системы ТЭ на уровнях ее внутреннего и внешнего функционирования предполагает исследование происходящих в системе ТЭ трансформационных преобразований, а именно: изменений форм проявления, содержание, набор функций и их приоритетность для более точного и полного понимания теневой экономики.
Современные исследования в большинстве своем при выяснении причин зарождения и развития теневой деятельности видят эту причину как «реакцию на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно нарушителю» [4] (Burov, 2014). Одним словом, «тень» в экономике связывается с государством. Экономическая история подтверждает, что государство, едва возникнув, стало налагать на своих подданных обязательства и ограничения, что побудило подданных уходить в «тень», тем самым способствуя рождению теневой деятельности, теневой экономики [7, с. 113–120] (Ivakhnyuk, 2017, р. 113–120).
Государство, особенно современное, – мощный институт, зачастую провоцирующий и заставляющий своими решениями «искать тени». Современные исследования показывают: теневая составляющая усиливается, когда государство не может и/или не хочет регулировать хозяйственную деятельность таким образом, чтобы правила деятельности были четко прописаны и экономические субъекты могли оптимизировать свои интересы и не уходить в серую зону.
Анализ отечественных и зарубежных источников по проблемам ТЭ показал, что понятийные определения данного явления необходимы авторам для нужд каждого конкретного исследования, что вполне правомерно. Правда, накопленный потенциал исследований ТЭД, ТЭО, ТЭ требует, на наш взгляд, общей «картины мира» теневой экономики. Для этого следует, прежде всего, уточнить современное понимание теневой экономики.
Теневая экономика – это сложившийся и используемый в науке и практике термин, поливариантный, сложный, с многообразными формами проявления (коррупция, отмывание денежных средств, уклонение от уплаты налогов, неформальная занятость и т.д.), вовлеченными субъектами, этапами хозяйственной деятельности на различных уровнях социально-экономических систем. ТЭ – это термин, противоречивый по содержанию и производный по факту явления теневой деятельности, которая трансформировалась в систему научных экономических категорий ТЭД, ТЭО и закрепилась как теневая экономика с ее главным, наряду с другими, признаком – скрытым характером, не позволяющим современному государству контролировать этот сектор общественного воспроизводства экономических благ.
«Поиски в этом направлении способны привести ученых к новому источнику сведений, необходимых для своевременного ее обнаружения, точного определения масштабов и минимизации возможных негативных последствий» [2] (Belov, Soboleva, 2018).
Заключение
1. Теневая экономика (ТЭ) предстает как явление, т.е. она первично возникла через деятельность, которая трактуется как онтологическая категория, она есть (реальна), она существует (современна), она данность, она универсальна. Теневая экономика как явление, возникнув в древние времена, функционирует в настоящее время.
2. Исследования в области ТЭ гносеологически формируются в специальную отрасль научных знаний – теорию теневой экономики, включающую в себя теневую экономическую деятельность (ТЭД), теневые экономические отношения (ТЭО) и собственно ТЭ.
3. Исторически теневая экономическая деятельность имманентно присуща любому виду человеческой деятельности. Она наблюдалась на любой исторической дистанции в различных социально-экономических системах в разных формах, видах и масштабах, которые усиливаются в переходные эпохи, в военные годы, в кризисы и периоды возрастания социально-экономической и иной неопределенности.
4. Считая теневую экономику предметным полем экономической науки, приоритет отдаем экономической теории, которая в исследовании теневой компоненты деятельности экономических субъектов совершила «дрейф» от неоклассики с ее аксиоматикой методологического индивидуализма к институционализму с его концепцией оппортунистического поведения, что предпочтительно для понимания мотивов ТЭД и постоянного воспроизводства ТЭО и ТЭ.
5. Сформированная триада – ТЭД, ТЭО, ТЭ как общий научный тезаурус теневой экономики – значимые категории для широкого круга ученых и наук. По существу, они выступают операционными понятиями с определенными смыслами, что предопределяет многообразие подходов к определению самих этих категорий и сопряженных с ними понятий.
Дальнейшее развитие методологического обеспечения изучения сущности теневой экономики должно быть основано на построении специальной теории. Определение основных закономерностей функционирования и развития ее предмета, а также системного понятийно-категориального аппарата и инструментария.
Суть разработки «теории теневой экономики», в том числе в составе семейства экономических наук, имеет значение, прежде всего, в связи с тем, что использование системно-методологических возможностей экономической науки позволяет на начальных стадиях процесса комплексного исследования наиболее глубоко, всесторонне раскрыть причинно-следственные связи функционирования феномена теневой экономики.
Источники:
2. Белов А. В., Соболева Г. В. Изучение теневой экономики на основе анализа средств массовой информации // Вестник СПбГУ. Экономика. – 2018. – № 1.
3. Блохина Т.К., Ольховский В.В. Современные тенденции распространения нестандартной занятости на российском рынке труда // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 715-724. – doi: 10.18334/et.5.3.39424.
4. Буров В.Ю. Теневая экономика и малое предпринимательство: теоретические и методологические основы исследования. / монография / В. Ю. Буров; Забайкал. гос. ун-т. - Чита: ЗабГУ, 2014. – 204 c.
5. Буров В.Ю. Теоретические основы исследования теневой экономики: ретроспективный анализ // Теневая экономика. – 2017. – № 2. – c. 57-72. – doi: 10.18334/tek.1.2.37712.
6. Данилова В.Ю. История первобытного общества. / Учебное пособие. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014.
7. Ивахнюк И.В. В чем причина неэффективности российской миграционной политики? – Ответ искать в истории // Миграция и социально-экономическое развитие. – 2017. – № 2. – c. 113-120. – doi: 10.18334/migration.2.2.38483.
8. Латов Ю. В. Неформальная экономика как глобально-историческое явление // Теневая экономика: экономический и социальный аспекты: Пробл.-темат. сб. М.: ИНИОН. 1999. – c. 13–29.
9. Предборский В.А., Кунцевич В.П. Теория теневой экономики в системе современных экономических наук // Экономика и управление. – 2013. – № 2(34). – c. 12.
10. Фролов, Д.П., Иванютина, О.В. Институциональная методология анализа теневой экономики: дискуссионные вопросы // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 35 (218). – c. 73-78.
11. Ханчук Н.Н. Теневая экономическая деятельность как историческая категория // Теневая экономика. – 2019. – № 3. – c. 191–202. – doi: 10.18334/tek.3.3.40937.
Страница обновлена: 26.07.2024 в 13:50:19