Проблемы стимулирования инновационного развития России

Стоцкий Е.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Апрель 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45838242
Цитирований: 11 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
Устойчивое развитие экономики и повышение привлекательности российских компаний на мировом рынке являются ключевыми задачами в рамках национальной инвестиционной политики России. Однако стоит учитывать, что инвестиционная политика государства должна включать в себя комплексный набор мер, позволяющий создать одинаковые условия для благоприятного развития хозяйствующих субъектов, что в дальнейшем должно привести к наращиванию темпов роста инновационной активности и улучшению экономических показателей, создавая при этом лучшие условия жизни населения. Не смотря на все положительные черты инновационной деятельности, переход к инновационному типу социально-экономического развития на сегодняшний день еще не произошел. Основной причиной этому явилось недостаточное стимулирование инновационной деятельности как внутри компаний, так и со стороны государства. В данной статье автором были рассмотрены и разделены на группы факторы, оказывающие влияние на инновационную деятельность организации. Была сформирована комплексная структура элементов, оказывающих влияние на инновационную деятельность промышленного предприятия. Предложено собственное понимание структуры расширенной формы инновационного процесса. Предложения, сформулированные в работе, могут служить исходной базой при разработке стратегий стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий как на корпоративном, так и на институциональном уровне.

Ключевые слова: инновационная стратегия, инновационная деятельность, стимулирование инноваций

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

Актуальность проблематики статьи. Для перехода экономики России к инновационной модели социально-экономического развития было выпущено распоряжение правительства «О стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года», в котором обозначены проблемы инновационной деятельности в России и этапы, согласно которым будет происходить решение данных проблем.

Однако неблагоприятные события, такие как санкции западных стран, COVID-19 и снижение цен на нефть, значительно осложнили ситуацию в инновационной сфере и ограничили объем финансовых ресурсов, направляемых на развитие инновационных проектов, как со стороны государства, так и со стороны финансовых институтов и частного бизнеса.

Цель статьи заключается в исследовании источников стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий в условиях экономического кризиса.

Объектом исследования является инновационная деятельность российских предприятий.

Гипотеза исследования заключается в утверждении, что существующие на сегодняшний день механизмы стимулирования инновационной деятельности в России не являются в достаточной степени эффективными, что делает невозможным достижение стратегических ориентиров инновационного развития России.

Научная новизна исследования состоит в обосновании необходимости разработки дополнительных источников стимулирования инновационной деятельности. Выделены ключевые факторы, оказывающие влияние на инновационное развитие отечественных предприятий. Разработана структура расширенной формы инновационного процесса.

Вопросами инновационного развития экономики занималось множество исследователей, наиболее актуальными являются работы таких авторов, как Г. Алоян [1] (Aloyan, 2019), О. Голиченко [2] (Golichenko, 2011), Л. Гончаренко [3] (Goncharenko, Savina, 2014), С. Губанов [4] (Gubanov, 2015), Р. Нижегородцев [5] (Nijegorodsev,2018), В. Плотников [6] (Plotnikov, Medved, 2013), Т. Погодина [7] (Pogodina, 2014), А. Привалов [8] (Privalov, 2012), А. Сафиуллин [9] (Safiulin, 2013), А. Татаркин [10] (Tatarkin, 2013), Т. Тищенко [11] (Tischenko, 2019), Р. Хансевяров [12] (Hansevyarov, 2015), В. Цветков [13] (Tsvetkov, 2014), И. Цыпин [14] (Tsipin, Shedko, 2011), С. Ильина [15] (Ilyina, 2016), О. Москвина [16] (Moskvina, 2019), Е. Петренко [17] (Petrenko, Denisov, Koshebaeva, Koroleva, 2019), Д. Рожкова [18] (Rojkova, 2019), Н. Тюкавкин [19] (Tukavkin, Kurnosova, 2019), С. Чехломин [20] (Chexlomin, Axyanova, 2019) и др.

Результаты и обсуждения

В России на сегодняшний день в отличие от западных стран объем продукции, признанной инновационной, в общем объеме выпуска продукции составляет лишь около 8%. Исходя из сложившейся ситуации, правительство выделило следующие направления развития инновационной деятельности в РФ в стратегической перспективе:

1) необходимо организовать стабильное стимулирование государственных центров инновационной деятельности и частных компаний, являющихся монополистами с своей отрасли, и привлечь их к участию в программах, способствующих инновационному развитию на федеральном и региональном уровне;

2) предоставить компаниям, придерживающимся типу ведения бизнеса, основанному на инновационной деятельности, свободный доступ к получению грантов на проведение приоритетных видов инновационной деятельности на конкурсной основе;

3) поддерживать проведение корпоративных исследований путем обеспечения доступа к технологиям и исследовательскому оборудованию в государственных учреждениях науки, а также поддерживать доступными услуги по сертификации инновационной продукции;

4) совершенствовать уже используемые и создавать новые инструменты поддержки инновационной деятельности частных предприятий с позиции законодательной и налоговой базы осуществления инновационной деятельности;

5) стимулировать финансирование банками и прочими финансовыми институтами инновационных видов деятельности и предприятий, осуществляющих инновационную деятельности;

6) оптимизировать таможенные пошлины и процедуры для предприятий, осуществляющих экспорт инновационной продукции, товаров, работ и услуг [14] (Tsipin, Shedko, 2011).

Пакет санкций со стороны запада значительно ограничил возможности отечественных компаний доступа к иностранным финансовым ресурсам. В свете данных событий были выпущены законодательные акты, направленные на снижение зависимости от импорта зарубежных товаров, в том числе инновационных технологий, что должно повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Санкции запада были направлены преимущественно на топливно-энергетический комплекс, в частности на компании нефтегазовой отрасли, которые были ограничены в сотрудничестве с западными компаниями по вопросам разработки месторождений полезных ископаемых и переработки сырья [8, 12] (Privalov, 2012; Tsipin, Hansevyarov, 2015).

Схожая ситуация сложилась на агропромышленных компаниях, предприятиях перерабатывающей отрасли и, естественно, в оборонно-промышленной отрасли. С точки зрения инвесторов, это отличная возможность для инвестиций в отечественные компании, так как западные санкции ограничили предложение продукции и создали новые рынки сбыта для продукции российских производителей [3] (Goncharenko, Savina, 2014).

Связующим звеном между элементами инновационной деятельности внутри страны является национальная инновационная система, она оказывает значительное влияние в инновационном развитии страны [1, 5] (Aloyan, 2019; Nijegorodsev, 2018).

Однако инновационная активность сама по себе не может привести к экономическому росту, для получения результатов наряду с инновационной активностью должны присутствовать:

1) актуальная научно-исследовательская, опытно-конструкторская, инженерная и производственная инфраструктура [10] (Tatarkin, 2013);

2) штат работников, обладающих опытом во внедрении и использовании инновационных технологических решений на предприятии;

3) актуальные на сегодняшний день разработки и научно-технические достижения в той сфере, где предприятие планирует осуществлять инновационную деятельность;

4) современные адаптивные методы управления предприятием, направленные на инновационное развитие [13] (Tsvetkov, 2014).

«Инновационная активность, – по мнению С.А. Ильиной, – проявляется через инновационные процессы – целенаправленную деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, технологических и организационно-управленческих новшеств» [15] (Ilyina, 2016).

Инновационный процесс нельзя рассматривать в изоляции, на него воздействует большое число внешних факторов, оказывающих влияние на его итоговый результат. Исходя из типа взаимодействия с внешними факторами, инновационный процесс можно разделить на 3 формы, основные характеристики которых представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сущность форм инновационного процесса, основанного на взаимодействии с внешними факторами

Форма инновационного процесса
Взаимодействие с внешними факторами
Характеристика
Натуральная
Отсутствует
Предусматривает создание и использование инновации внутри той организации, в которой оно создано
Товарная
Ограниченное
Инновация принимает товарную форму и выступает предметом купли-продажи
Расширенная
Открытое
Формирование новых производителей нововведений на основе интеграции, кооперация и конкуренция между производителями инновации
Источник: составлено автором по данным источника [9] (Safiulin, 2013).

При более детальном рассмотрении каждой формы инновационного процесса становится очевидно, что самой перспективной является расширенная. Причиной этому послужило то, что данная форма воспроизводства позволяет получить максимальный полезный эффект с точки зрения социально-экономического развития путем активизации межкорпоративных связей в сфере инноваций [16, 19] (Moskvina, 2019; Tukavkin, Kurnosova, 2019).

Расширенная форма инновационного процесса состоит из множества этапов, которые могут идти друг за другом в порядке выполнения, проходить параллельно и объединяться в более крупные узлы. Отношения между этапами расширенной формы инновационного процесса продемонстрированы на рисунке 1.

Рисунок 1. Этапы расширенной формы инновационного процесса

Источник: составлено автором по данным источника [11] (Tischenko, 2019).

В основе взаимосвязи этапов инновационного процесса лежит структура жизненного цикла инновации, а именно проектирование инновации, создание опытного образца, промышленная оптимизация, стадия производства, коммерциализация инновации и устаревание.

Внедряя инновационные решения в производственный процесс, компании осознанно принимают на себя больший уровень риска, ожидая с течением времени получить преимущества над конкурентами в отрасли или получить доступ к новым рынкам сбыта [4, 6] (Gubanov, 2015; Plotnikov, Medved, 2013).

Основываясь на имеющихся ресурсах, предприятия стараются выбрать более подходящие для них модели организации инновационной деятельности, к примеру, такие как:

1) заключение договоров с учреждениями – подрядчиками по проведению инновационной деятельности, основываясь на требованиях предприятия;

2) формирование подразделений внутри компании, занимающихся инновационной политикой и осуществляющих инновационную деятельность в рамках нужд предприятия.

Экономические показатели, характеризующие инновационную деятельность коммерческих предприятий, тесно связаны с государственными и частными стимулирующими инструментами, такими как налоговые льготы, государственные субсидии, предоставление грантов, участие в международных программах сотрудничества, стимулирование спроса путем государственных закупок и т.д. [17] (Petrenko, Denisov, Koshebaeva, Koroleva, 2019).

Классификационная структура факторов, оказывающих влияние на стимулирование инновационной деятельности предприятия, представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Факторы, стимулирующие инновационную деятельность предприятий

Источник: составлено автором по данным источника [7] (Pogodina, 2014).

Стимулирование инновационной деятельности является лишь одним из элементов, оказывающих влияние на инновационную деятельность промышленного предприятия. Комплексная структура элементов, оказывающих влияние на инновационную деятельность промышленного предприятия, представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Элементы инновационной деятельности промышленного предприятия

Источник: составлено автором по данным источника [2] (Golichenko, 2011).

Существует огромное множество вариантов классификации элементов инновационной деятельности. Однако деление данных элементов на внутренние и внешние является наиболее распространенным среди научного сообщества. К внешним элементам инновационной деятельности относят рыночную конкуренцию, уровень спроса и предложения, политику государства в сфере инновационной деятельности и стабильность законодательной базы [18, 20] (Rojkova, 2019; Chexlomin, Axyanova, 2019).

Группа внутренних элементов инновационной деятельности состоит в первую очередь из научно-исследовательских кадров и инновационных технологий. К внутренним элементам также можно отнести свободные финансовые ресурсы предприятия, его отраслевую принадлежность, внутренние экономические отношения между подразделениями компании и инструменты, связывающие внутренние и внешние факторы инновационной деятельности предприятия.

Заключение

Переход экономики страны к инновационному типу социально-экономического развития неразрывно связан с инновационным развитием предприятий топливно-энергетического комплекса, являющегося основой экономики России. Промышленным предприятиям РФ, без сомнения, придется искать поддержку как среди внутренних, так и среди внешних элементов осуществления инновационной деятельности для достижения целей, поставленных стратегией инновационного развития.

Наиболее эффективными внешними факторами стимулирования инновационной деятельности предприятия являются улучшение инновационной инфраструктуры и налоговое стимулирование инноваций. Со стороны внутренних факторов особое внимание стоит уделить созданию долгосрочной инновационной стратегии и развитию человеческого капитала, основываясь на запросах предприятия.


Источники:

1. Алоян Г.Н. Применение современных информационно-коммуникационных технологий в организации инновационной деятельности // Инновационное развитие экономики. – 2019. – № 3(57). – c. 12-15.
2. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. - Москва: Наука, 2011.
3. Гончаренко Л.И., Савина О.Н. Актуальные вопросы формирования инвестиционной привлекательности региона на современном этапе развития российской экономики // Экономика. Налоги. Право. – 2014. – № 5. – c. 117-125.
4. Губанов С.С. Системный кризис и выбор пути развития России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2015. – № 2(38). – c. 23-41. – doi: 10.15838/esc/2015.2.38.2 .
5. Нижегородцев Р.М. Инновационное развитие российской экономики в «новой нормальности» внешних угроз // Друкеровский вестник. – 2018. – № 3(23). – c. 264-274.
6. Плотников В.А., Медведь А.А. Институциональные аспекты формирования инвестиционного климата в Российской Федерации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2013. – № 6-1(185). – c. 135-143.
7. Погодина Т.В. Оценка и направления повышения инновационной активности отраслей промышленности России // Вестник Удмуртского университета. – 2014. – № 4. – c. 85-89.
8. Привалов А.И. Законодательные аспекты формирования инновационного климата // Современная наука. – 2012. – № 2. – c. 91-93.
9. Сафиуллин А.Р. Инновационная активность как фактор социально-экономического развития (на примере развитых стран) // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2013. – № 1. – c. 236-243.
10. Татаркин А.И. Инновационные источники пространственного развития Российской Федерации // Инновации. – 2013. – № 3(173). – c. 10-17.
11. Тищенко Т.В. Анализ деятельности российских институтов развития по стимулированию инноваций // Креативная экономика. – 2019. – № 1. – c. 105-114. – doi: 10.18334/ce.13.1.39731.
12. Хансевяров Р.И. Современные подходы к формированию и развитию инновационных систем // Экономические науки. – 2015. – № 124. – c. 48-52.
13. Цветков В.Я. Формирование инновационного потенциала // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 3(9). – c. 14-19.
14. Цыпин И.С., Шедько Ю.Н. и др. Стратегия и тактика развития экономики России до 2020 года на федеральном и региональном уровнях. / Монография. - Москва: ВГНА Минфина России, 2011. – 481 c.
15. Ильина С.А. Сущность и согласование основных категорий инновационного менеджмента // Интернет-журнал НАУКОВЕДЕНИЕ. – 2016. – № 5(360. – c. 26.
16. Москвина О.С. Пространственная поляризация как фактор инновационного развития регионов Российской Федерации // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2937-2952. – doi: 10.18334/eo.9.4.41425.
17. Петренко Е.С., Денисов И.В., Кошебаева Г.К., Королева А.А. Перспективы бизнес-моделей: «голубые океаны», менеджмент предпринимательской деятельности, инновации на стороне спроса и устойчивое развитие // Креативная экономика. – 2019. – № 12. – c. 2327-2336. – doi: 10.18334/ce.13.12.41358.
18. Рожкова Д.В. Межрегиональная оценка уровня инновационного развития экономики Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 753-762. – doi: 10.18334/vinec.9.3.41023.
19. Тюкавкин Н.М., Курносова Е.А. Теоретические подходы к исследованию категории «инфраструктура обеспечения инновационной деятельности» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1329-1340. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41323.
20. Чехломин С.В., Аксянова А.В. Инновационная активность организаций в России и факторы, влияющие на нее // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1459-1468. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41214.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:36