Системный подход к планированию и реализации социально-экономического развития
Король С.П.1
1 Кубанский государственный технологический университет, Россия, Краснодар
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44691224
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассмотрено развитие отраслей экономики с учетом анализа условий реально существующей внешней и внутренней среды с пониманием роли системного подхода к решению поставленных задач социально-экономического развития страны, принимая во внимание внутреннюю структуру управления.
Обоснована роль отраслевого экономического развития как основы государственного социально-экономического развития.
Предложен механизм реализации системного подхода на различных уровнях управления, включая государственный, отраслевой, региональный уровни и производственной организации..
Ключевые слова: отрасли экономики, инновационное развитие, экономическая безопасность, экономическая эффективность, системный подход, уровни управления, этапы реализации
JEL-классификация: O31, O32, O33, O10
Введение
Экономическими основами происходящего развития действующих и вновь возникающих отраслей народного хозяйства, а также предвидения и планирования их стратегического развития будут существующие финансовая, материально-производственная и ресурсная базы. Развитие должно отвечать новым вызовам и основным чертам экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года. «Современное понимание национальной экономической безопасности поставлено в контекст долгосрочных целей социально-экономической модернизации страны, продолжения экономических реформ, институциональной трансформации» [1, с. 8] (Gorodetskiy, 2018, р. 8). Социально-экономическое развитие страны в целом, каждой отдельной самостоятельной территории (региона), науки, отрасли экономики, производственного комплекса, бизнес-организации, менеджмента и проч. в условиях реально существующей внешней и внутренней среды связано с пониманием важной роли системного подхода к решению поставленных задач. Национальная система управления развитием является составной частью общего стратегического развития страны с государственным стратегическим прогнозом и планом. Научное предвидение вероятностных событий, фактов, процессов и действий должно приводить к социально-экономическому развитию и исключать нестабильность и возможные негативные результаты в системе стратегического и более краткосрочного развития, учитывая мнение автора статьи, что «непредсказуемость и нестабильность переходной эпохи существенно повышают риски развития» [1, с. 14] (Gorodetskiy, 2018, р. 14).
Системный подход к инновационному развитию отраслей экономики с учетом анализа интересов партнеров, конкурентов и всех участников этого процесса, принимая во внимание внутренние структуры их управления, будет способствовать планомерному решению задач экономического прогресса. Систему инновационного развития в отраслях экономики и их структурных подразделениях целесообразно направлять на улучшение технико-технологических и экономических характеристик. Основными ориентирами выступают рост производственных мощностей этих организаций и увеличение выпуска продукции, конкурентоспособной на внутреннем и зарубежном рынках, рациональное использование ограниченных и новых видов ресурсов, безопасность труда, повышение производительности труда, сокращение энергопотребления и экологичность производства, оптимальная логистика. В качестве объекта системного исследования принято развитие отрасли в целом, включая инновационные мероприятия. При этом целесообразно учитывать влияние этих мероприятий на развитие отрасли на протяжении всего их жизненного цикла или блока взаимосвязанных мероприятий на деятельность каждого участника, находящегося на различных уровнях управления и в различных организационных структурах управления. Целью комплексного авторского исследования явилось выявление и рассмотрение направленности инновационных мероприятий, организационных уровней взаимодействия участников и формирующейся экономической эффективности в системе отраслевого экономического развития РФ. В процессе исследования использовались методы когнитивного моделирования, системного, экспертного и статистического анализа.
Экономическая безопасность и защита национальных экономических интересов от вызовов и угроз, опасностей и рисков
С целью обеспечения надежной защиты национальных экономических интересов от вызовов и угроз, опасностей и рисков появляется необходимость выполнения анализа экономической эффективности каждого инновационного мероприятия, что в основном обусловлено стремлением получения суммарного результата по иерархии управления и временным периодам, совпадающим для участников выполнения этого мероприятия. Полученный результат будет способствовать более полному и углубленному исследованию факторов влияния на экономическую эффективность и в дальнейшем управлению выявленными факторами, качественно и количественно влияющими на ход и сроки выполнения каждого планируемого инновационного мероприятия.
Система обеспечения экономической безопасности и государственного стратегического планирования увязывается с интеграцией стратегий социально-экономического развития страны и ее регионов, стратегии зон опережающего развития, экологической безопасности, национальной безопасности, стратегии внешней политики и внешнеэкономической деятельности. Новый федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. включает организационно-методологическую среду для формирования сбалансированной системы управления рисками социально-экономического развития в свете задач экономической безопасности страны. Такая система состоит из взаимосвязанных документов стратегического планирования и включает прогнозы, стратегии, планы, проекты, программы. Предусматривается, что документы каждого последующего уровня базируются на прогнозах и результатах предыдущего уровня, то есть от прогноза к стратегиям, от стратегий к плану и программам без нарушения последовательности.
Экономическая безопасность – это эффективная и надежная защита национальных экономических интересов от вызовов и угроз, опасностей и рисков, системного кризиса, любых внешних и внутренних экономических ограничений. Развитие научных представлений об экономической безопасности обновляет перечень вызовов и угроз, что и нашло отражение в новой Стратегии экономической безопасности РФ [2]. Непредсказуемость и связанная с этим явлением неопределенность настоящего периода экономического развития повышают риски дальнейшего развития. Поэтому в новой стратегии экономической безопасности поставлена задача создания национальной системы управления рисками экономической безопасности. Национальная система управления рисками связана с государственным стратегическим прогнозом и планом, стратегиями национальной и экономической безопасности и основывается на научном предвидении вероятных событий, фактов, процессов, действий. В России образована негосударственная организация «Русское общество управления рисками (РусРиск)», разработавшая Декларацию российского научного общества анализа риска об установлении предельно допустимого уровня риска в интересах безопасности [3].
В настоящее время еще недостаточно сформированы количественные индикаторы экономической безопасности стратегического планирования со значениями на среднесрочных этапах, что препятствует наблюдению за реализацией приоритетных направлений отраслевых и даже государственных планов развития [4] (Krasilnikov, 2016). В то же время с целью нейтрализации международных экономических угроз и защиты национальных интересов целесообразно при планировании создания новых инвестиционных и инновационных проектов осуществлять прогнозирование рисков в системе оценки экономической эффективности инвестиционных и инновационных решений [5] (Nagomedzyanov, Nagomedzyanov, 2015).
Экономическая эффективность реализации инвестиционных и инновационных решений
В общем виде инновационная деятельность может быть представлена в виде сложной системы, что позволяет к анализу ее состояния и выбору перспективного направления развития применять методы системного анализа. При выборе направления развития системы необходимо учитывать влияние вероятностных факторов, присущих каждой отрасли в разной степени в зависимости от открытости системы внешней среде. Открытость внешней среде во многом зависит от номенклатуры продукции, ее объема, количества внешних и внутренних отраслевых потребителей, связей с поставщиками всех видов материальных, технических, энергетических ресурсов, наличия профессиональных кадров, логистических решений. К факторам влияния внешней среды можно отнести и развитие инфраструктуры, а также состояние инженерной подготовки и экосреды в зоне, вовлекаемой в решение поставленной задачи планируемым инновационным проектом. Таким образом, названные основные факторы позволяют рассматривать варианты решений поставленной задачи на этапах прогнозирования (технико-экономического обоснования) и стратегического планирования, отдавая приоритет различным критериям оценки и ориентируясь на выполнение стратегического плана развития отрасли экономики в целом. Следующими последовательно выполняемыми этапами будут проектирование и реализация программы (проекта) с учетом условий коммерциализации продукции.
Экономическое развитие отрасли, рассматриваемое как выполнение ряда определенных задач государственного экономического развития, это система, имеющая в своем составе большое количество элементов, факторов и событий, вызываемых внутренней и внешней средой, учет которых наиболее полно можно выполнить методом когнитивного моделирования. Факторы, отклоняющие систему от целевого результата (вероятностные), могут появляться на различных этапах внедрения инновационного решения, начиная от проектирования и далее по мере реализации проекта, подготовки ресурсной базы, коммерциализации продукции, а также могут совпадать во времени и приводить к концентрации затрат, или их появление будет локальным. С целью распределения средств на финансирование проекта и необходимых для этого всех видов ресурсов по срокам реализации проекта в целом следует определить их потребность в каждый отдельный период времени выполнения мероприятия, включаемого в программу (проект), что позволит выявить объем и равномерность их потребления, а также периоды возможной концентрации потребления ресурсов. Полученные результаты распределения потребления ресурсов по времени используются для оценки возможности поставки этих ресурсов участниками реализации проекта. Ресурсное обеспечение является одним из ключевых факторов, учитываемых при формировании вероятностных решений в календарных планах реализации программ (проектов). Главной задачей выполнения планируемых инновационных мероприятий в составе программ (проектов), как и самих программ по экономическому развитию отраслей экономики, признается обеспечение организационно-технологической надежности их реализации, начиная от этапа прогнозирования и завершая ее реализацией или целевым завершением [6, 7] (Todosiychuk, 2015; Kuzyk, Kushlin, Todosiychuk, Yakovets et al., 2006).
Внедрение инновационных решений во все сферы экономической деятельности государства потребует привлечения не только финансовых и ресурсных затрат, но и временного периода, продолжительность которого в большинстве случаев будет зависеть от многочисленных факторов, появляющихся и при совместной деятельности участников инновационного процесса, обычно не связанных общими интересами в производственной деятельности. Координация их деятельности в реализации инвестиционных и инновационных программ является важнейшей функцией управления, обеспечивающей получение конкретных технико-экономических результатов, так как целевое завершение каждого проекта чаще всего становится базой для следующего этапа инновационного развития данной отрасли экономики или другой отрасли и даже нескольких отраслей. Таким образом, при реализации программ (проектов), формируемых на государственном уровне и отраслевых уровнях управления, предстоит координировать слабоструктурированные системы, объединенные одним общим или несколькими инновационными мероприятиями разной направленности, такой как, например, технологическая, ресурсная, организационная [8] (Khrustalev, Makarenko, 2007).
Инновационное развитие государственной экономики во многом зависит от отраслевого инновационного развития каждой отрасли экономики и существенно от развития такой отрасли экономики, как строительство, обеспечивающей создание и развитие материально-технологической базы практически всех отраслей экономики, в том числе и инновационное. Следует сделать вывод, что строительная отрасль в своем развитии должна учитывать, что ее производственные мощности и инновационное развитие должны также обеспечивать планируемые различные направления инновационного развития других отраслей экономики, создавая необходимые соответствующим отраслям производственные объекты, проводя реконструкцию действующих объектов или их техническое перевооружение [9] (Korol, 2020). В каждой отрасли экономики необходимо выявить, рассмотреть и провести планирование по всем уровням управления развития материально-технической базы и соответствующих инновационных мероприятий. Для реализации каждого мероприятия формируется система взаимодействующих элементов, конкретно позволяющая учитывать основные факторы, влияющие на выбор исполнителей, ресурсы, сроки выполнения, экономические результаты (рис. 1). Механизм действия представляется опирающимся на строительную отрасль как отрасль экономики, создающую не только основу материально-технической базы, но и инновационное развитие каждой отрасли экономики.
Рисунок 1. Направленность инновационных мероприятий в системе отраслевого экономического развития РФ
Источник: составлено автором.
Российская экономика на современном этапе развития и задачи развития
Разработка научно обоснованной стратегии развития и реалистический план ее реализации требуют расстановки нужных приоритетов. Одним из наиболее значимых направлений в настоящее время служит инновационное развитие отраслей экономики. На понимание сложности решения стоящей проблемы системными методами ориентирует и рассмотрение зарубежного опыта, его анализа и выводов. Результаты такого исследования следует адаптировать к условиям текущего и стратегического экономического развития в нашей стране.
Анализ зарубежного опыта приводится в научных публикациях на протяжении ряда лет, в которых достаточно полно отражается инновационное развитие по ряду направлений экономики зарубежных стран и данные по соответствующим направлениям по нашей стране в сопоставимые периоды времени [10, 11] (Erokhina, 2012). Указанные в исследовании годы и дальнейшие годы не показали существенных экономических изменений, что дает возможность учитывать полученную информацию при выработке стратегических направлений развития.
Инновационное развитие можно характеризовать позициями различных стран в международных рейтингах, в том числе и России. «В настоящее время известно несколько комплексных показателей (интегральных индексов), характеризующих уровень развития экономики, основанной на знаниях. Они показывают различия между странами в уровне использования инноваций и информационных технологий» [12, с. 56] (Rodionova, 2015, р. 56). К таким индексам относят индекс экономики знаний, индекс инновационного развития (или глобальный инновационный индекс), индекс готовности стран к сетевой экономике, индекс конкурентоспособности в глобальной экономике, по которым наша страна занимает разные, в основном не ведущие места. Однако Россия готовится к положительным изменениям в инновационном социально-экономическом развитии. Оценка инновационного развития по индексу инновационного развития «Глобальный инновационный индекс» (ГИИ, Global Innovation Index), ГИИ-2020 сформирован на основе 80 показателей, объединенных в семь направлений анализа, по 131 стране позволяет провести анализ тенденций инновационного развития этих стран и России. Россия в Глобальном инновационном индексе – 2020 (ГИИ-2020) заняла 47-е место, опустившись на один пункт по сравнению с прошлым годом, но с учетом увеличения количества стран в рейтинге можно заключить, что положение нашей страны фактически не изменилось [13].
Темпы и экономическая эффективность инновационного развития в значительной степени зависят от взаимодействия всех участвующих в реализации инновационных проектов, которые и являются инвестиционными проектами или проектами, содержащими инновационные решения различной направленности, такой как модернизация, техническое перевооружение и структурная перестройка российской экономики на основе использования новейших технологий. Ограниченный объем источников инвестиций, ориентируемый в основном на внутренние резервы и факторы, в настоящий
период интенсивной модернизации экономики страны рекомендует выбирать модели модернизации со сравнительно небольшим сроком их осуществления [14] (Pavlov, 2015). Рассматривая реально сложившееся положение в инновационном развитии стран в целом, можно сделать вывод о системном подходе к решению проблемы, о чем свидетельствует и пример расчета индекса инновационного развития по значительному количеству показателей, позволяющих провести анализ тенденций инновационного развития различных стран [15] (Afuah, 2014). О системном подходе к развитию экономики стран, основанной на новых знаниях, свидетельствует и оценка развития многими интегральными индексами. Основными факторами экономического роста, по опыту западных стран, выступает инвестиционная деятельность с параметрами новейших технологий. За последние годы в большинстве европейских стран уже не менее четверти прироста ВВП достигается за счет инновационного фактора [16] (Lavrovskiy, Luzin, 2015). Состояние инновационной активности в экономике России также можно оценить на основе анализа статистических данных.
Приведенные подходы к успешному инновационному развитию зарубежных стран ориентируют нас на системное решение проблемы государственного инновационного развития, получение коммерческой выгоды и экономической эффективности. Ограниченные инвестиционные возможности государства и участников всех уровней управления должны быть объединены на реализацию государственных инновационных программ. Таким образом, на каждом уровне планирования выполняется координация по каждому участнику программы сроков начала и окончания выполнения планируемого объема работ при условии обеспеченности производственными мощностями и всеми видами ресурсов для их выполнения. Так, функционируют комплексные потоки, когда их участники (элементы системы) объединены не технологическими параметрами, а только организационно сроком завершения проекта (программы). В больших программах могут быть выделены очереди, представляющие собой часть результата выполнения данной программы, которая необходима для осуществления параллельно выполняемых программ (проектов) данной отрасли экономики или заинтересованных в результатах других отраслей экономики. Кроме того, результат завершения программы может служить сроком начала следующей программы с учетом результатов предшествующей программы. При формировании очередей выполнения программ можно выделить и такой объем их выполнения, который позволит получить промежуточную товарную продукцию, что сокращает сроки окупаемости инвестиций.
Отраслевое экономическое развитие как основа государственного экономического развития
Экономическое развитие страны связано в первую очередь с отраслевым развитием. Именно отраслевое развитие является информационной базой для постановки задач направления развития в необходимых объемах и имеющихся финансовых средствах, материально-технических, трудовых, энергетических и других ресурсов. Прежде чем решить поставленные вопросы, предстоит определиться с инновационностью продукции в данной отрасли или ее удельным весом в общем объеме продукции или инновационными мероприятиями в создании продукции отрасли без изменения характеристик продукции, но получая экономическую эффективность. Экономическая эффективность может быть получена за счет увеличения объема производства, его инновационности и качества производимой продукции, а также ее востребованности на внутреннем и внешнем рынках сбыта, снижения себестоимости в целом, улучшения охраны труда, логистики, экологичности.
Темпы и экономическая эффективность инновационного развития отраслей экономики и производственных организаций зависят и от заинтересованности в результатах причастных к реализации участников [17] (Osipov, Kuzubov, 2018). Можно обратить внимание и на практику отечественных и зарубежных стран, использующих систему лизинговых отношений с внебюджетными инновационными фондами для ускорения развития экономики не только в деятельности малых и средних фирм, но и транснациональных корпорациях [18] (Faskhiev, 2015).
Инновационные решения могут быть внедрены одновременно или локально в производство, технологии, организацию, трудо- и энергосбережение, транспортные схемы. Они проявляют экономическую эффективность не только в разных объемах на разных этапах создания продукции, но и формируются за счет разных факторов, таких как снижение затрат на управление производством, сокращение времени производственного цикла, трудоемкости, потребности в ресурсах. Каждый фактор может давать не только положительный экономический эффект, но и быть убыточным. Анализируя основные названные факторы и, возможно, дополнительно выявленные в ходе проведения анализа, можно получить информацию о количественной величине эффекта по каждому анализируемому фактору, как положительному, так и (или) отрицательному. В этом случае нас будет интересовать либо суммарный результат эффектов, либо оценка может производиться по наиболее значимому критерию для данной программы (проекта). Например, при недостатке трудовых ресурсов может иметь приоритет вариант, сокращающий трудоемкость изготовления продукции, а при недостатке энергоресурсов следует отдать приоритет менее энергоемкому производству.
Каждую инновационную программу (проект) целесообразно рассматривать по нескольким уровням экономической эффективности, таким как народнохозяйственный, региональный, отраслевой, производственной организации или строительной организации. Каждый вид эффекта может присутствовать либо по какой-то причине отсутствовать, либо могут проявляться все виды одновременно и иметь разную величину, но быть положительным либо полезным. Предлагается в анализ включать и взаимодействие подразделений отраслевой экономики (заказчик) с отраслевой организацией подрядчиком (строительный комплекс). Их взаимодействие существенно влияет не только на экономическую эффективность результата выполнения каждого проекта и программ, но и на технологически обоснованное время их реализации. Так, необходимо учитывать реально существующие производственные мощности строительной отрасли и их планируемое развитие, ее оснащение и технологическую специализацию, потребность различного вида ресурсов. Это позволит обеспечить планируемое создание производственной база для реализации развития отраслей экономики вообще и на инновационной основе, позволяющей увеличение объема выпуска востребованной продукции, или обеспечивать переход на инновационные виды продукции, а также требуемое сочетание объемов каждого из этих видов продукции. Сроки выполнения программ становятся сроками начала получения экономической эффективности по ряду показателей либо сроками включения полученных результатов в выполнение программ дальнейшего развития. Таким
образом, все отраслевые программы экономического развития следует координировать по срокам их начала, периода выполнения и завершения, с возможностями взаимодействия в этот период с отраслями экономики и их производственными мощностями, на базе которых планируется выполнение программ. Следует координировать и обеспеченность всеми видами ресурсов для будущего производства, предусмотренного реализацией программы, с учетом потребности в, возможно, новых ресурсах и дополнительного увеличения ресурсов за счет завершения параллельно выполняемых программ в данной отрасли или других отраслях.
Методологические основы реализации системного подхода к развитию отраслей экономики
Рассматривая экономическое развитие РФ как систему, имеющую общие цели и задачи развития, нужно учитывать, что все элементы такой системы взаимосвязаны (рис. 1). Элементы системы и их связи требуют организации системы управления, обеспечивающей согласованность действий элементов такой системы. Государственные органы управления выбирают стратегию экономического развития и выбирают отрасли экономики, способные осуществить это развитие, определяют выделение возможных финансовых ресурсов и использование существующего хозяйственного механизма. Проблема реализации этой стратегии решается отраслевыми подразделениями одним из основных методов управления, а именно планированием выполнения поставленных задач государственным планом.
Каждый участник выполнения государственной задачи или в рамках одной из задач программы (проекта) последовательно по ступеням управления, начиная от отраслевого уровня управления и далее регионального, регионального комплекса предприятий и предприятий-исполнителей с возможной достоверностью, исходя из имеющейся и поэтапно открывающейся информации, должен разрабатывать самостоятельно план. Временные уровни планирования также опираются на информационную базу, которой располагают органы управления, и включают стратегические планы, на основе которых разрабатываются среднесрочные планы, уточняющие решения стратегического плана и определяющие основные этапы выполнения стратегических планов. Следующим этапом планирования будет годовой план, обеспечивающий выполнение задач, поставленных среднесрочными планами и основанный на конкретных условиях его выполнения, а именно: графики производства работ, обеспеченность всеми видами ресурсов в необходимых объемах и требуемых сроках поставок с последующей детализацией его в месячные и суточные планы.
Для решения рассматриваемой проблемы, по нашему предложению, было бы целесообразно формирование центра отраслевого экономического и инновационного развития с включением в состав экспертно-координационных и рабочих групп по аналогии с формированием центра пространственного анализа при департаменте планирования территориального развития Минэкономразвития РФ. В качестве аналога можно рассмотреть «План реализации Стратегического пространственного развития РФ на период до 2025 г.» (утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. №3227-р). Формулирование ряда пунктов этого постановления может быть аналогичным при решении проблемы эффективного развития отраслей экономики. Например, подготовка предложений по созданию механизма взаимодействия, разработка методических рекомендаций, подготовка предложений по механизму синхронизации государственных программ РФ и государственных программ субъектов РФ, обеспечивающему достижение целей и решение задач взаимодействия в выполнении программ (проектов). Далее предусматривается формирование центра анализа по трансформации экономического развития отдельных отраслей экономики, сопровождение мониторинга развития, внесение предложений по совершенствованию системы экономических показателей оценки, подготовка предложений по созданию государственной и отраслевой информационной базы системы планирования экономического развития, обеспечивая мониторинг Стратегии экономического развития. Аналогия пунктов приведена в редакции автора с формулированием применительно к рассматриваемой в статье проблеме экономического развития отраслей экономики. Центр отраслевого экономического и инновационного развития с включением в состав экспертно-координационных и рабочих групп можно организовать и при таких департаментах: департамент развития и инвестиций, специальных программ и проектов, государственных программ и капитальных вложений, развития секторов экономики, бюджетного планирования и государственных программ, мониторинг реализации национальных программ, планирования территориального развития [19].
Таким образом, рассмотрение приведенной методологической основы плана реализации Стратегического пространственного развития РФ на период до 2025 г. и его привязка к решению поставленной в статье проблемы могут служить примером формирования направления организации системного подхода к развитию отраслей экономики, включая и инновационное развитие. Представляет интерес и вопрос возможности использования информации таких департаментов, как макроэкономического развития, государственного регулирования в экономике, корпоративного управления, инвестиционной политики и государственных инвестиций, финансовый департамент. Ориентируясь на названия департаментов, можно прогнозировать, что при своем функционировании перечисленные департаменты могут содержать необходимую информацию для решения поставленной задачи системного подхода к развитию экономики отраслей экономики. В этом случае получаем горизонтальную информационную связь при прогнозировании, формировании, рассмотрении и приемке решения по реализации соответствующих программ экономического развития отраслей экономики с учетом и экономического развития регионов. На следующих уровнях управления будет проводиться организация выполнения программ (проектов) с необходимой корректировкой, учитывающей изменения ситуации и временных периодов планирования.
Заключение
Национальная система управления развитием является составной частью общего стратегического развития страны с государственным стратегическим прогнозом и планом. Научное предвидение вероятностных событий, фактов, процессов и действий должно приводить к социально-экономическому развитию и исключать нестабильность и возможные негативные результаты в системе стратегического и более краткосрочного развития.
Рассматривая экономическое развитие РФ как систему, имеющую общие цели и задачи развития, нужно учитывать, что все элементы такой системы взаимосвязаны и требуют управления, обеспечивающего согласованность действий элементов такой системы. Государственные органы управления выбирают стратегию экономического развития и отрасли экономики, способные осуществить это развитие, определяют выделение возможных финансовых ресурсов и использование существующего хозяйственного механизма.
Систему инновационного развития в отраслях экономики и их структурных подразделениях целесообразно направлять на улучшение технико-технологических и экономических характеристик: рост производственных мощностей организаций, увеличение выпуска продукции, конкурентоспособной на внутреннем и зарубежном рынках, рациональное использование ресурсов, безопасность труда, повышение производительности труда, сокращение энергопотребления и экологичность производства, оптимальная логистика.
Неопределенность настоящего периода экономического развития повышает риски дальнейшего развития. Национальная система управления рисками связана с государственным стратегическим прогнозом и планом, стратегиями национальной и экономической безопасности и основывается на научном предвидении вероятных событий, фактов, процессов, действий, что при системном подходе к экономическому развитию следует оценивать при планировании каждого этапа развития.
Главной задачей выполнения планируемых инновационных мероприятий в составе программ (проектов), как и самих программ по экономическому развитию отраслей экономики, признается обеспечение организационно-технологической надежности их реализации, начиная от прогнозирования и завершая ее реализацией или целевым завершением. Для решения рассматриваемой проблемы, по нашему предложению, было бы целесообразно формирование центра отраслевого экономического и инновационного развития с включением в состав экспертно-координационных и рабочих групп на уровне государственных структур, занимающихся разработкой документов стратегического планирования, осуществляющих нормативное и методическое обеспечение в сфере стратегического планирования, а также информационное сопровождение процессов стратегического управления.
Источники:
2. Указ Президента РФ от13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» Дата публикации:15.05.2017. Номер публикации: 0001201705150001 (дата обращения 30.09.2020).
3. Декларация российского научного общества анализа рисков об установлении предельно допустимого уровня риска. www.rrms.ru. (дата обращения 12.10.2020).
4. Красильников А. Цели и методы измерения рисков в системах интегрированного риск-менеджмента // Проблемы теории и практики управления, 2016, № 4, – С. 95-106.
5. Нагомедзянов Ю.А., Нагомедзянов Г.Ю. Анализ риска и выбор наилучшей альтернативы // Менеджмент в России и за рубежом. 2015, № 4, – С. 3-7.
6. Тодосийчук А.В. Наука как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления, 2015, № 1. – С. 13-27.
7. Кузык Б.Н, Кушлин В.И., Тодосийчук А.В., Яковец Ю..В. и др. Прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года с учетом мировых тенденций. – М. Институт экономических стратегий, 2006. 49 с.
8. Хрусталев Е.Ю., Макаренко Д.И. Когнитивные технологии в теории и практике стратегического управления // Проблемы теории и практики управления, 2007, № 4. – С. 25-33.
9. Король С.П. Управление инвестиционными и инновационными проектами развития материально-технической базы отраслей экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 927-940.
10. Ерохина Е. Управление инновационной деятельностью в России: микро-, мезо- и макроуровни // Проблемы теории и практики управления, 2012, № 5. – С. 49-58.
11. Статистические сборники «Регионы России. 2018» «Основные характеристики субъектов Российской Федерации»: http://www.gks.ru/ /free_doc/doc_2018/region/subject.rar (дата обращения 30.09.2020).
12. Родионова И. Инновационное развитие: позиции России в международных рейтингах. // Проблемы теории и практики управления, 2015, № 1. – С. 55-60.
13.Глобальный инновационный индекс – 2020. //https://issek.hse.ru/news/396120793.html.
14. Павлов К. Импортозамещающая модель модернизации российской экономики // Проблемы теории и практики управления, 2015, № 1.– С. 88-97.
15. Afuah A. Business Model Innovation: Concepts, Analysis, and Cases, Routledge, 2014, 376 p.
16. Лавровский Б., Лузин Р. Динамика продукта и инвестиций: опыт европейских стран // Проблемы теории и практики управления 2015, № 10. С. 45-55.
17. Осипов В., Кузубов А. Оценка инновационного развития промышленных предприятий и пути его развития // Проблемы теории и практики управления, 2018, № 1, – С. 89-97.
18. Фасхиев Х. Системный подход к управлению инновационной деятельностью предприятия // Проблемы теории и практики управления, 2015, № 4, – С. 44-54.
19. Официальный сайт Минэкономразвития России. Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС 77-61745 от 30.04.15. www/economy.gou.ru (дата обращения 10.11.2020).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:43