Организация процесса обучения персонала на предприятиях оборонно-промышленного комплекса в современных условиях
Трофимов О.В.1, Саакян А.Г.1
1 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2020)
Цитировать:
Трофимов О.В., Саакян А.Г. Организация процесса обучения персонала на предприятиях оборонно-промышленного комплекса в современных условиях // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 12. – С. 3763-3774. – doi: 10.18334/ce.14.12.111491.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44691262
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье проведен анализ особенностей менеджмента оборонно-промышленных предприятий в условиях распространения коронавирусной инфекции. Выделены возможные меры по стабилизации сложившейся ситуации на оборонных предприятиях РФ. Предложены возможные меры по снижению затрат и по повышению конкурентоспособности оборонно-промышленных предприятий в условиях распространения коронавирусной инфекции. Они связаны с внедрением современных производственных концепций, таких как бережливое производство, 20 ключей к совершенствованию бизнеса, шесть сигм, кайдзен. Выделены проблемы, сдерживающие внедрение данных концепция на оборонных предприятиях. Отмечена необходимость обучения персонала новым концепциям как внутри предприятия, так и в предлагаемом учебном центре «Производственные концепции: вызовы времени» на базе одной из кафедр ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Ключевые слова: цифровая экономика, оборонно -промышленный комплекс, Covid-19, коронавирусная инфекция, 20 ключей к совершенствованию бизнеса, шесть сигм, кайдзен, бережливое производство, наставничество
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00781
JEL-классификация: M53, M54, M59
Введение
C марта 2020 года почти во всех странах мира начала распространятся коронавирусная инфекция COVID-19, которая привела к ускорению процесса цифровизации экономики РФ, изменила принципы ведения бизнеса, повлияла на социальную сферу и систему здравоохранения. Хотя летом 2020 года пандемия стала терять свои масштабы и число заражений шло на спад, осенью 2020 года опять наблюдается увеличение числа заболевших.
По состоянию на декабрь 2020 года в РФ зарегистрировано более 2,9 млн случаев и скончались более 50 тыс. человек, а число проведенных тестов – уже более 87 миллионов [1]. На основе вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что пандемия является кризисом, затронувшим всю экономику, в том числе и предприятия оборонно-промышленного комплекса РФ.
Актуальность темы связана с тем, что негативные факторы внешней среды из-за пандемии диктуют новые условия работы для оборонных предприятий РФ. Это не только забота о здоровье сотрудников, но и грамотный антикризисный менеджмент, связанный и со снижем затрат за счет внедрения современных концепций в сфере производства, и с переходом на диверсификацию из-за снижения объема государственного оборонного заказа (ГОЗ).
Цель статьи – представить обзор результатов исследований, который позволил бы сделать более четкими и обоснованными ответы на вопросы относительно антикризисного менеджмента в условиях распространения коронавирусной инфекции, показывая возможности в достижении успеха не только в условиях кризиса в экономике, но и в условиях изменения политики государства в сфере закупки вооружений и военной техники. На основе результатов, полученных нами ранее [2–4] (Saakyan, 2020; Trofimov, Saakyan, 2019; Trofimov, Saakyan, 2018), наш анализ опирается на методологию исследований, которую развивают теоретики и практики в сфере «бережливого производства», «Шесть сигм», «Кайдзен» [5–9] (Vume, Dzhons, 2020; Pestereva, 2020; Massaki Imai Gemba kaydzen, 2020; Dzheykob, Bergland, Koks, 2020; Massaki Imai Kaydzen, 2020).
Методологическую основу данного исследования составляют системный подход, а также методы анализа, структурно-функциональный, обобщения и сравнения. Гипотеза заключается в том, что для повышения своей конкурентоспособности оборонным предприятиям надо внедрять современные производственные концепции, но перед их внедрением необходимо грамотное обучение персонала данным концепциям как внутри предприятия, так и вне его. Научная новизна заключается в том, что предложен новый подход к обучению персонала предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Нижегородской области на базе предлагаемого учебного центра «Производственные концепции: вызовы времени» на базе одной из кафедр ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», где работники не только слушают лекции о передовых производственных концепциях, но и в реальных условиях получают опыт их применения.
Результаты исследования и их обсуждение
В современных условиях грамотный антикризисный менеджмент должен быть направлен на минимизацию потерь, в том числе из-за возможных рисков срывов выполнения государственного оборонного заказа (закрытия границ, плохой работы поставщиков комплектующих и пр.).
Конечно, менеджмент в условиях пандемии в первую очередь включает в себя набор превентивных мер, направленных на обеспечение максимальной защиты работников ОПК РФ во время работы от заражения коронавирусной инфекцией, например, дезинфекция мест общественного пользования, периодическое обеззараживание воздуха, контроль за состоянием работников путем измерения температуры, обеспечение средствами индивидуальной защиты. Данные меры помимо предотвращения всплеска заболеваемости позволяют снизить уровень социальной напряженности на рабочем месте. Также среди наиболее популярных предупреждающих мероприятий следует выделить отмену командировок, деловых встреч, массовых мероприятий (в том числе и культурно-развлекательных), перевод отдельных категорий сотрудников на удаленную работу в онлайн-режиме [2, с. 69] (Saakyan, 2020, р. 69).
Однако ключевой задачей в условиях пандемии для российских оборонных предприятий является молниеносная диверсификация. Пандемия показала, что необходима организация российского производства медицинского оборудования, инструмента, средств защиты врачей, средств дезинфекции. И именно предприятия ОПК смогли в кратчайшие сроки развернуть производство медицинского оборудования на своих производственных мощностях.
На сегодняшний день особенно важно грамотно подойти к организации производства для обеспечения дальнейшего функционирования предприятий ОПК РФ. Для борьбы с потерями, снижения затрат, ориентации на качество необходимо внедрение на предприятиях ОПК новых производственных концепций, которые доказали свою эффективность в мировых компаниях. К таким концепциям можно отнести «Бережливое производство», «Точно вовремя», «Шесть сигм», «Кайдзен» [5–9] (Vume, Dzhons, 2020; Pestereva, 2020; Massaki Imai Gemba kaydzen, 2020; Dzheykob, Bergland, Koks, 2020; Massaki Imai Kaydzen, 2020).
Для того чтобы определить проблемы, с которыми сталкиваются предприятия ОПК Нижегородской области при внедрении современных производственных концепций, осенью 2020 года было проведено исследование путем анкетирования руководителей на двух предприятиях – АО «НППО им М.В. Фрунзе», ПАО «Завод им. Г.И. Петровского». В результате были получен вывод, что при внедрении современных производственных концепций оборонные предприятия сталкиваются со следующими проблемами, которые можно разделить на 2 группы:
1. Общие для большинства промышленных предприятий:
· нехватка знаний о современных концепциях производства у сотрудников, а также и практического опыта их использования;
· «технические» проблемы, которые связаны с грамотным встраиванием новых производственных концепций в существующий производственный процесс;
· сопротивление переменам со стороны персонала, то есть желание «работать по-старому», так как существующие процессы понятны;
· нехватка финансовых средств на внешнее обучение персонала новым производственным концепциям.
2. Специфические, характерные именно для предприятий ОПК:
· особенности существующих бизнес-процессов из-за высокой наукоемкости и ресурсоемкости продукции, длительный производственный цикл;
· наличие достаточно сложной системы кооперации между предприятиями комплекса при изготовлении продукции военного назначения, которая затрудняет обучение всех сотрудников;
· зависимость предприятия от финансирования работ по государственному оборонному заказу.
Для решения данных проблем необходимо обучение сотрудников оборонных предприятий инструментам и принципам современных производственных концепций. Надо отметить, что на ряде крупных предприятий ОПК Нижегородской области, включенных в интегрированные структуры (например, НАЗ «Сокол», АО «Нижегородский завод 70-летия Победы»), существуют корпоративные центры, где осуществляется обучение персонала [3, с. 1475] (Trofimov, Saakyan, 2019, р. 1475).
Однако на большинстве оборонных предприятий современные производственные концепции не применяются. Учитывая тот факт, что сегодня ОПК Нижегородской области включает в себя 52 предприятия разных отраслей, то концепция «Бережливое производство» успешно применяется только на 15% предприятий комплекса. Это незначительный показатель.
На маленьких или средних оборонных предприятиях Нижегородской области нецелесообразно создавать команду преподавателей, нести затраты на оплату коммунальных расходов корпоративных центров обучения, поэтому целесообразно создание учебного центра «Производственные концепции: вызовы времени» на базе одной из кафедр ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева».
Основная цель центра – сформировать навыки выявления и устранения потерь на своих рабочих местах. Этот центр необходим как для повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий ОПК, так и для практических занятий со студентами старших курсов, прививания старшеклассникам культуры бережливого производства, работы над качеством.
Надо отметить, что в современных условиях происходят изменения содержания/контента и формы обучения персонала. Постепенно происходит переход от традиционных, классических образовательных технологий, которые ориентированы на монолог и пассивное восприятие лекции, к инновационным на основе проектной работы и изучения полных данных цифрового следа обучающихся. В основе инновационных образовательных технологий лежат методы игрового моделирования, проектная работа в командах.
Цифровой след – это постоянно пополняемый набор данных, включающий как значения традиционных показателей (текущая, промежуточная и итоговая аттестация, посещение занятий и своевременность сдачи различных заданий и т. д.), так и тексты, созданные самими обучающимися. В их числе рефераты и обзоры литературы, курсовые, отчеты по практикам, описания учебных и научных проектов, выпускные квалификационные работы, эссе и мотивационные письма на конкурсы. Именно из этих текстов (по сути, контента расширенного электронного портфолио) современные методы анализа данных позволяют извлечь объективную информацию для диагностики профессиональной компетентности обучающегося и выявить факторы, которые повлияли на ее формирование. Эта информация используется для построения образовательных модулей, построения для каждого обучающегося своей образовательной траектории развития – это рекомендации по конкретным онлайн-курсам, книгам, статьям, которые он должен пройти и прочесть, чтобы достичь собственной образовательной цели.
Учебный центр центра «Производственные концепции: вызовы времени» – это учебно-производственная площадка, на которой участники не только слушают теорию о передовых производственных концепциях, но и в реальном производственном процессе получат опыт применения этих концепций. Обучение должно быть построено таким образом, что на основе реального производственного процесса участники могут на практике применить те или иные новые подходы, научиться формулировать и решать проблемы, балансировать бизнес-процессы.
Одна из особенностей предлагаемого центра «Производственные концепции: вызовы времени» – это моделирование в нем процесса производства продукции, условия которого приближены к реальным. В ходе обучения участники собирают условный продукт, распределяя между собой профессии и производственные процессы. Вся работа выполняется в два этапа: привычными методами, без подсказок преподавателей, а затем с использованием современных производственных концепций.
Руководителям данная форма занятий позволит понять потенциал повышения эффективности в тех процессах, которые находятся в их зоне ответственности, замотивирует их к изменениям. Рядовым сотрудникам – увидеть потери в повседневных операциях, правильно организовывать свое рабочее место, получить навыки работы у тренера, сократить время протекания процесса, уменьшить запасы на рабочем месте.
Прикладное обучение позволяет наиболее эффективно передавать навыки и методы разнообразных производственных концепций, повышать эффективность производственных и управленческих процессов, производительность труда.
Преподаватели центра «Производственные концепции: вызовы времени» могут проводить на предприятиях ОПК специальную образовательное-консультационную программу – это аудит рабочих мест для выявления возможностей совершенствования производства. На этой основе могут быть сформированы специальные проекты и команды, которые представят руководству предприятий ОПК варианты решения поставленных перед ними задач. При этом сотрудники центра «Производственные концепции: вызовы времени» могут сопровождать и реализацию сформированных проектов.
На основе аудита рабочих мест сотрудники центра «Производственные концепции: вызовы времени» разрабатывают проекты «Эффективная организация рабочих мест и визуализация по совершенствованию рабочих мест на основе концепции 5S «Гемба Кайдзен», которая включает в себя пять шагов по наведению порядка на рабочем месте – это уборка, упорядочение, маркировка, стандартизация и усовершенствование организации рабочего процесса [7, с. 114] (Massaki Imai Gemba kaydzen, 2020, р. 114). Для эффективного внедрения концепции 5S «Гемба Кайдзен» необходима разработка специальных контрольных листов, которые представляют собой список вопросов или характеристик, упрощающих оценку проделанной работы. То есть каждое рабочее место должно быть сертифицировано по условиям соответствия системе 5S. Контрольные листы могут отличаться друг от друга: могут быть для индивидуальной самооценки и для командной работы, для оценки, занимающей всего одну минуту, и для углубленного изучения процесса внедрения 5S, для рабочих мест и помещений коллективного использования, для рядовых работников, аудиторов, линейных руководителей и начальников отделов, цехов. Один из возможных вариантов контрольного листа оценки рабочего места на соответствие системе 5S представлен в таблице 1.
Таблица 1
Контрольный лист сертификации рабочего места по системе 5S
Характеристика
|
Аттестуемое рабочее место
|
Примечание
| |||
1
|
2
|
N
| |||
1.
Оборудование
| |||||
1.1.
Поверхность оборудования вымыта
|
|
|
|
| |
1.2.
Вращающиеся механизмы смазаны
|
|
|
|
| |
1.3.
Оборудование оснащено
средствами для уборки
|
|
|
|
| |
1.4.
Оборудование окрашено в соответствии
со стандартом предприятия (СП)
|
|
|
|
| |
2.
Оснастка и ее
внутренняя организация
| |||||
2.1.
Поверхность вымыта и окрашена в соответствии со СП
|
|
|
|
| |
2.2. Оснастка располагается
в соответствии с планировкой цеха
|
|
|
|
| |
2.3. На
поверхности и внутри отсутствуют отходы
|
|
|
|
| |
2.4. Предметы
находятся на своих местах и имеют бирку, номер
|
|
|
|
| |
3.
Приспособления
| |||||
3.1.
Приспособления с весом до 10 кг
располагаются в шкафах и стеллажах возле рабочего места
|
|
|
|
| |
3.2.
Месторасположение приспособлений
обозначено бирками
|
|
|
|
| |
3.3.
Приспособления с весом более 10
кг располагаются поддонах в радиусе до 10 метров от рабочего места
|
|
|
|
| |
3.4.
Месторасположение обозначено
краской на полу
|
|
|
|
| |
4. Закрепленная за рабочем местом территория
| |||||
4.1.
Наличие зонирующей разметки
|
|
|
|
| |
4.2.
Отсутствуют предметы, не относящиеся к рабочему процессу
|
|
|
|
| |
4.3.
Отсутствуют предметы без идентификации и определенного места
|
|
|
|
| |
4.4.
На рабочем месте отсутствуют отходы производства
|
|
|
|
| |
4.5.
Стены, пол возле рабочего места без загрязнений
|
|
|
|
| |
5. Стенд рабочего места
| |||||
5.1.
Общая информация о рабочем месте
|
|
|
|
| |
5.2.
Цепочка помощи рабочему
|
|
|
|
| |
5.3.
Карта рабочего места с указанием приспособлений
|
|
|
|
| |
5.4.
Фото – эталоны зон рабочего места
|
|
|
|
| |
5.5.
Инструкции по обслуживанию оборудования и по технике безопасности
|
|
|
|
| |
5.6. График уборки рабочего
места с распределением обязанностей
|
|
|
|
|
Также на предприятиях ОПК, которые планируют внедрять современные производственные концепции, необходимо создать комитеты по развитию производственной системы на уровне высшего руководства, четко поставить цели преобразований, внедрить стандарты деятельности, состоящие из таких стратегических направлений, как безопасность, качество, производственный контроль, затраты и корпоративная культура.
Одна из перспективных форм организации труда в цехах – это внедрение командной формы организации труда, так как небольшие сплоченные коллективы могут стать в дальнейшем фундаментом развития современных оборонных предприятий. Их основная цель – снижение затрат, повышение эффективности и производительности труда, улучшение качества.
Большое внимание должно уделяться вовлеченности сотрудников в реализацию новых производственных концепций, так как сами сотрудники должны стать носителями революционных преобразований по улучшению производственного процесса.
С этой целью целесообразно проводить на предприятиях ОПК конкурсы проектов по улучшениям, в которых может принять участие любой сотрудник независимо от стажа, должности, возраста и т. д. Одна из задач – вовлечь рабочих в процесс улучшения производства. Поэтому целесообразно разработать «Систему подачи предложений для улучшений», по которой каждый сотрудник может подать кайдзен-предложение и при этом получить вознаграждение (например, вознаграждение за саму идею и за реализованное предложение).
Еще одна проблема, требующая решения руководителями предприятий ОПК, – это старение персонала. Поэтому необходимо привлечение молодых специалистов путем работы с ведущими вузами и сузами, которые готовят молодые кадры по техническим специальностям. Однако на рабочем месте молодой специалист сталкивается с рядом трудностей, имеющих как личностный, так и социальный характер. Это неуверенность, сомнение в своей компетентности из-за недостаточности умений и знаний, недостаток или отсутствие опыта, необходимость освоения новых видов деятельности, например нового оборудования, технологий и др.
Молодой специалист не знает, почему он должен что-то делать, часто не знает, как это делать, не понимает, чего от него ожидают. Молодому специалисту необходимо быть удовлетворенным выполняемой работой и ее условиями. Необходимо испытывать интерес к работе, чувствовать возможности своего профессионального развития, реализации своего потенциала, перспективы своего карьерного роста.
В этом большую роль играет внутреннее обучение, которое проводит с молодым специалистом наставник. Наставник – это лицо, которое осуществляет индивидуальное или групповое профессиональное обучение молодых специалистов непосредственно на рабочем месте. При этом в таком обучении акцент делается не на теоретическом обучении, а на формировании и (или) совершенствовании практических умений и навыков (hard skills, soft skills).
Развитие наставничества – это один из вариантов перехода от традиционной модели обучения к личностно-ориентированной, направленной на создание необходимых условий для развития и проявления личностных функций, способности человека к саморазвитию. Личностно-ориентированная модель обучения, реализуемая в форме наставничества, предполагает активную позицию молодого специалиста предприятия ОПК, наличие у него внутренней мотивации к совершенствованию своей профессиональной деятельности, общение с наставником в форме диалога и сотрудничества, базирующихся на поддержке и взаимоуважении.
В настоящее время кроме использования традиционного подхода к наставничеству необходимо внедрять такие «неформальные» методы, как коучинг (coaching); обучение методом шедоуинга (jobshadowing); методом секондмента (secondment); методом баддинга (buddying); скаффолдинга как особого типа процесса инструктирования, менторинга и др.
Заключение
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что в условиях распространения коронавирусной инфекции в Российской Федерации действуют и разрабатываются необходимые меры государственной поддержки промышленных предприятий. Применять антикризисные мероприятия также должны и руководители самих оборонных предприятий, чтобы минимизировать негативные последствия от пандемии. Большую роль в этом играет процесс снижения затрат за счет грамотного внедрениях хорошо зарекомендовавших себя за рубежом производственных концепций, таких как «Бережливое производство», «Шесь сигм», «Кайдзен». Авторы выявили 2 группы проблем, сдерживающие внедрение современных производственных концепций в деятельность предприятий ОПК. Для решения данных проблем необходимо наладить процесс обучения сотрудников как на рабочем месте, так и вне его в предлагаемом учебном центре «Производственные концепции: вызовы времени» на базе одной из кафедр ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева». Возможные направления дальнейших исследований авторов связаны с разработкой методик оценки эффективности процесса обучения персонала как на рабочем месте, так и в новом учебном центре.
Источники:
2. Саакян А.Г. Управление предприятиями оборонно-промышленного комплекса России в условиях пандемии/Сборник «Инновационные технологии управления». Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции.- Н. Новгород. 2020.С.69-71.- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44361450
3. Трофимов О.В., Саакян А.Г. Внедрение бережливого производства для повышения эффективности деятельности оборонных предприятий Нижегородской области // Креативная экономика. – 2019.- Том 13. – №7.- С.1475-1482. - URL: https://creativeconomy.ru/lib/40826
4. Трофимов О.В., Саакян А.Г. Функционирование промышленных предприятиях в условиях цифровой экономики// Фундаментальные исследования. – 2018.- №8.- С.122-126. – URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42250
5. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании .- М.: Альпина Паблишер, 2020.- 472с.
6. Канбан и «точно вовремя» на Toyota. Менеджмент начинается на рабочем месте/ перевод Пестерева Е..- М.: Альпина Паблишер, 2020.- 214с.
7. Массаки Имаи Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества. - М.: Альпина Паблишер, 2020.- 414с.
8. Джейкоб Ди, Бергланд С., Кокс Дж. Новая цель. Как объединить бережливое производство, шесть сигм и теорию ограничений. – М.:Манн, Иванов и Фербер, 2020.- 431с.
9. Массаки Имаи Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний. - М.: Альпина Паблишер, 2020.- 274с.
10. ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)// Электронный фонд правовой и нормативно- технической документации. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200133736 (дата обращения 20.12.2020)
Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:10:50