Развитие рынка фармацевтической продукции и принципы логистического менеджмента (на примере ООО «Фарм-Сервис», г. Казань)

Табакчи Г.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (42), Июнь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Табакчи Г.А. Развитие рынка фармацевтической продукции и принципы логистического менеджмента (на примере ООО «Фарм-Сервис», г. Казань) // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 6. – С. 85-89.

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 5/2003.) Для успешного выживания на рынке в условиях постоянно обостряющейся конкуренции работа фарм-маркета должна быть гибкой и динамичной. Имея оптимальные пространственные параметры в организации бизнеса, фарм-маркету необходимо решать и тактические задачи. Для этого был внедрен новый подход в работе с клиентами.

Ключевые слова: Республика Татарстан, фармацевтический рынок, фармацевтика, логистический менеджмент, фармацевтическая продукция



Для успешного выживания на рынке в условиях постоянно обостряющейся конкуренции работа фарм-маркета должна быть гибкой и динамичной. Имея оптимальные пространственные параметры в организации бизнеса, фарм-маркету необходимо решать и тактические задачи. Для этого был внедрен новый подход в работе с клиентами.

Забота о клиентах – главный показатель в работе любых фирм, оказывающих услуги населению, особенно такого сектора, как фармацевтика. Поэтому к работе в торговых залах были привлечены квалифицированные консультанты, которые стали помощниками покупателей при поиске необходимых им препаратов. За счет увеличения доли парафармацевтической продукции, детских товаров, товаров для будущих мам удалось расширить товарный ассортимент. Была организована служба доставки товаров на дом, а также введен прием заказов на лекарственные средства. Начала функционировать система дисконтных карт, по которым покупатель может получить скидку не только в фарм-маркете, но и в любой аптеке или киоске аптечной сети «Фарм-Сервис». Аптека перешла на круглосуточный режим работы, что позволило потребителям пользоваться ее услугами в любое время суток.

Следующим шагом по внедрению новых форм и методов работы на рынке фармацевтической продукции явилось открытие в мае 2002 года первого в республике Татарстан аптечного супермаркета. Сочетание традиционной аптеки с рецептурным и безрецептурным отделами и отделом «открытой» продажи, характерных для супермаркетов, позволило значительно увеличить объем предлагаемого ассортимента и услуг. Основным постулатом деятельности супермаркета стало максимальное удовлетворение запросов потребителей, независимо от того, требуются им в конкретный момент лекарственные средства или нет. В супермаркете работают отделы диетического, диабетического, спортивного питания; отделы по уходу за больными; секции, специализирующиеся на средствах реабилитации; отделы гигиены для мужчин и женщин; семейный отдел; отделы с профилактическими и лечебными чаями и бальзамами; есть обширный детский отдел, включающий детское питание, средства ухода за детьми, детскую одежду и мебель; наконец, отделы косметики (в том числе, лечебной) и парфюмерии, оптики и фотоуслуг. Новые формы организации также требовали внедрения новых технологий - так удалось осуществить практическое применение компьютерного учета с использованием штрихкодирования.

Эффективная деятельность аптек и аптечных магазинов обеспечивается за счет грамотного руководства системой распределительной логистики ООО «Фарм-Сервис». Распределение функций в рамках этой логистической системы управления можно представить в виде пирамиды (рис.1).

I уровень

Генеральный директор

II уровень Финансовый директор

Исполнительный директор

III уровень

Руководители подразделений

(заведующие аптек)

Менеджер розничной сети

Зав.складом, начальник отдела кадров

Исполнители

Рис.1. Иерархия управления фирмы ООО “Фарм-Сервис”

Рассмотрим логистическую систему элементов управления более подробно.

I уровень ( интуитивный, креативный) – генеральный директор фирмы. Его основные функции: руководство, в соответствии с действующим законодательством, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия; ответственность за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности; организация работы и эффективного взаимодействия всех структурных подразделений; ориентация их деятельности на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов; повышение эффективности работы предприятия; рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли; обеспечение высокого качества и конкурентоспособности производимой продукции и т.д.

На II уровне (рациональном, управленческом) действуют финансовый директор и исполнительный директор фирмы. В компетенцию финансового директора входят следующие вопросы: выполнение работы по осуществлению финансовой деятельности предприятия, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами заданий производственного плана; формирование и распределение доходов и накоплений предприятия и их использование по обязательствам перед государственным бюджетом; финансирование затрат на расширенное воспроизводство, социальное обеспечение и материальное стимулирование работников; разработка, исходя из технико-экономических показателей производственного плана, проектов перспективных и годовых финансовых планов, прогнозов поступления денежных средств на счета предприятия; определение размеров доходов и расходов, поступлений и отчислений средств, взаимоотношений предприятия с бюджетом, налоговыми органами, банками; составление балансов доходов и расходов, кассовых планов и кредитных заявок.

В обязанности исполнительного директора входит оформление договоров с поставщиками, коммунальными службами, арендаторами и т.д.

III уровень (эмпирический) образуют руководители подразделений: заведующие аптеками, заведующий складом, менеджер розничной сети. Они занимаются заказом товара для аптек и аптечных киосков. Начальник отдела кадров осуществляет прием и увольнение сотрудников, оформляет личные дела, ведет учет трудовых книжек, составляет график отпусков и т.п.

Наконец, основание пирамиды составляют сотрудники фирмы, которых условно можно поделить на две большие группы:

  • Провизоры и фармацевты, которые занимаются реализацией лекарственных средств в отделах, консультанты.
  • Обслуживающий персонал. Сюда входят операторы, водители-экспедиторы, электрики, разнорабочие и т.п.
  • Таким образом, вся пирамида представляет собой логистическую структуру управления экономическими и товарными потоками фирмы, обеспечивающую достижение общефирменных целей с наименьшими затратами ресурсов. Целью логистики предприятия является оптимизация экономических потоков. Эти потоки реализуются в следующей системе координат:

    - единство руководства, когда функции общего управления системой принимает на себя управляющий предприятием (генеральный директор);

    - единство планирования, разработка стратегии предприятия, когда объектами планирования выступают сквозные экономические потоки фирмы;

    - общность целей и сопряжение интересов всех подразделений фирмы, когда оптимизация и рационализация экономических потоков подчинены главным целям, стоящим перед фирмой, и все компоненты приобретают общефирменный статус;

    - единство логистических потоков для достижения непрерывности процесса закупок, транспортировки, складирования и поставки потребителю;

    - единство экономических результатов всех составных частей (подразделений), обусловленное стремлением к достижению наилучших показателей деятельности фирмы.

    На наш взгяд, деятельность одной фармацевтической компании является зеркальным отражением состояния рынка фармацевтической продукции. Современное развитие фармацевтического бизнеса требует использования нового научно-практического направления – логистики. Это эффективное управление материальными, информационными, финансовыми и сервисными потоками, которое способствует достижению корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов. Внедрение методов логистического менеджмента в практику фармацевтического бизнеса позволяет значительно сократить все виды запасов продукции, ускорить оборачиваемость капитала, снизить себестоимость продукции и, в конечном итоге, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей качественными товарами и высоким уровнем сервиса.

    Таким образом, эффективность использования принципов логистики в решении корпоративных внутрифирменных задач позволяет на примере деятельности ООО «Фарм-Сервис» сделать вывод о необходимости использования логистики в развитии фармацевтического бизнеса и ее безусловной результативности.


    Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:02:46