Инвестиционный кризис в России и перспективы «инвестиционного бума»

Брынцев А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (42), Июнь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Брынцев А.Н. Инвестиционный кризис в России и перспективы «инвестиционного бума» // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 6. – С. 3-7.

Аннотация:
В 1913 году в России были настоящий парламент и независимая судебная система. В экономическом смысле она сильно уступала более развитым державам, таким, как: Германия, Великобритания, Франция и США, но по некоторым оценкам, располагала вторым в мире (по величине) валовым национальным продуктом, чуть опережая Германию, Великобританию и Францию. Однако это во многом объяснялось численностью ее граждан и просторами России. В расчете на душу населения российский ВНП был равен трети немецкого и четверти американского. Это отставание России было источником серьезных переживаний для царских министров и образованных россиян. Но и через семьдесят лет (в 1980 году) несмотря на все гигантские жертвы, экономика Советского Союза продолжала занимать второе место в мире, а валовой продукт на душу населения все равно составлял треть от американского и немецкого. Но как все изменилось сегодня! Россия откатилась далеко назад.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный кризис, инвестиционный бум



В 1913 году в России были настоящий парламент и независимая судебная система. В экономическом смысле она сильно уступала более развитым державам, таким, как: Германия, Великобритания, Франция и США, но по некоторым оценкам, располагала вторым в мире (по величине) валовым национальным продуктом, чуть опережая Германию, Великобританию и Францию. Однако это во многом объяснялось численностью ее граждан и просторами России. В расчете на душу населения российский ВНП был равен трети немецкого и четверти американского. Это отставание России было источником серьезных переживаний для царских министров и образованных россиян. Но и через семьдесят лет (в 1980 году) несмотря на все гигантские жертвы, экономика Советского Союза продолжала занимать второе место в мире, а валовой продукт на душу населения все равно составлял треть от американского и немецкого. Но как все изменилось сегодня! Россия откатилась далеко назад.

Анализ Всемирного банка показывает: в 2000 году Российская экономика занимала 14-е место в мире, пропустив вперед такие страны, как Испания, Южная Корея и Бразилия. По валовому продукту на душу населения Россия была отброшена на 95-е место, средний американец или немец дает экономике в 11 раз больше, чем средний россиянин. Другими словами, в ходе двух последних десятилетий экономическая мощь России рассыпалась с такой скоростью, какой еще не знала мировая история.

Прошло более 10 лет с того дня, как Россия впала в состояние социально-экономического кризиса, начавшегося в 1990 году. С 1989 года объем промышленного производства сократился в два с половиной раза, объем сельского хозяйства ‑ почти в два раза, инвестиции ‑ в четыре раза, ВВП ‑ в 1,8 раза, а реальные доходы, по крайней мере, почти вдвое. В 2001 году мы по многим цифрам возвращаемся к периоду до 17 августа 1998 года. Но выдавать эти показатели за подъем экономики России никак нельзя. Стоит всегда помнить, что глубина нашего падения за десять лет ‑ это падение производства в два с половиной раза.

Что касается реальных доходов на душу населения, то после 17 августа 1998 года нет никакого улучшения. В сентябре 1998 года они были меньше на 30% по отношению к сентябрю 1997 года, в мае 1999 года ‑ меньше на 23% по отношению к маю 1998 года. И в 2000 году в области реальных доходов на душу населения сильных изменений не произошло. Только к концу 2001 года при жесткой целевой политике уровень жизни периода 1997 года был восстановлен.

Необходимо помнить, что падение уровня жизни сопровождается ростом безработицы. В России 10,5 миллиона безработных. Это более 14% от всего работоспособного населения. В Европе обычный уровень ‑ 8%-10%, в США ‑ 5%. При разумной экономической политике с 2001 года в стране могло бы начаться некоторое оживление экономики. Под оживлением следует понимать прирост производства на 6-8% в год. Когда падение с 1990 года столь велико, то 2%-4% прироста в год ‑ это ничтожно мало. Показателем же «хорошего» подъема станут 8% прироста производства в год. Но для этого потребуются серьезные меры. И, прежде всего, ‑ решение четырех крупнейших и взаимосвязанных задач.

Во-первых, необходимо значительную часть собственности рыночным, законным путем передать от неэффективных собственников к эффективным.

Для развития производства необходимы деньги, а их неэффективным собственникам никто не даст. В России востребован новый этап приватизации. Так, например, во Франции с 1995 года приоритетом в государственной экономической политике стало привлечение иностранных инвестиций. Одной из главнейших задач французского правительства была борьба с безработицей. Выяснилось, что за счет внутренних резервов обеспечить всех желающих рабочими местами невозможно. Уже через год во французскую экономику поступило 168 млрд. долларов инвестиций, т.е. в 8 раз больше, чем в 1980 году. Это позволило Франции создавать 20 тыс. новых рабочих мест в год. А всего иностранные предприятия во Франции обеспечивают занятость более 2 млн. человек.

Во-вторых, требуются изменения существующей налоговой системы России. Необходимо снять налоговое бремя с предприятий, дать им возможность создавать резервы для развития производства.

В- третьих, необходимо реструктурировать все долги предприятий, так как нельзя, будучи всем должным, обеспечивать оживление и подъем экономики; следует не брать штрафы и пени, пока предприятия не встанут на ноги.

В-четвертых, необходимы изменения в социальной сфере. В настоящее время из бюджета приходится оплачивать 70% жилищно-коммунальных расходов, выплачивать пенсии 38 млн. пенсионеров и т.д. Нам нужно в несколько раз поднять зарплату и на этой основе ввести полную оплату людьми жилья, перейти на личные пенсионные счета, ввести реальную медицинскую страховку. В условиях глубокого кризиса господствует стратегия выживания. В этих условиях даже краткосрочные инвестиции резко сокращаются.

Инвестиционный климат определяется рядом важнейших факторов:

‑ политическими и коммерческими рисками;

‑ внутриполитической и экономической стабильностью;

‑ общим состоянием и тенденциями в развитии законодательства (прежде всего, его стабильность);

‑ четкостью административных процедур;

‑ степенью развитости рыночной инфраструктуры.

В целом по этим параметрам радикальных сдвигов не произошло, что позволяет говорить о сохранении неблагоприятного климата для иностранных инвестиций. Факты, лежащие в основе этого, связаны, главным образом, с неопределенностью, установленной правовым и административным режимами, неблагоприятными для иностранных инвесторов.

Правовая практика допускает разное толкование одних и тех же положений законодательства различными ведомствами и регионами, а зачастую и полное забвение ранее принятых решений. Количество и ставки налогов слишком велики с точки зрения нормального бизнеса. Существуют расхождения в порядке исчисления налогов в России и других странах. До сих пор не выработано четкого разграничения полномочий между центром и регионами по вопросам собственности, пользования недрами, формирования бюджета, сбора налогов. В отношении иностранных инвестиций, несмотря на Указ Президента РФ от 27.09.93 г., местные власти по-прежнему вводят собственные ограничения.

Заметную роль играют барьеры и ограничения, существующие на российском рынке ценных бумаг. К их числу относятся:

‑ недостаток надежной информации об акционерных обществах, включая финансовую информацию об управлении предприятиями;

‑ во многом негативное отношение руководства компаний к собственным акционерам, выражающееся, в частности, в скандалах по поводу регистрационной деятельности;

‑ неразвитость депозитарного обслуживания;

‑ низкая ликвидность фондового рынка.

По данным Госкомстата, на 1 апреля 2002 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 21717 предприятий с иностранными инвестициями (по данным Государственной регистрационной палаты при Минэкономики РФ число таких предприятий на 1 апреля с.г. превысило 23 тыс.).

В общем объеме российского экспорта доля продукции предприятий с иностранными инвестициями составила 4,5%, импорта ‑ 6,6%, реализации на внутреннем рынке ‑ 9%.

В товарной структуре экспорта основное место занимают топливно-энергетические товары, в основном нефть, целлюлозно-бумажные изделия (деловая древесина, целлюлоза, газетная бумага), металлы (прокат черных металлов, алюминий, никель).

В импорте преобладают продовольственные товары (около 60%), продукция обрабатывающей промышленности (более 20%).

В административной области неблагоприятный инвестиционный климат выражается в отказе от единого органа, осуществляющего политику one-stop shopping в отношении иностранных инвестиций, в отсутствии четких процедур одобрения инвестиционных проектов, в необходимости согласования вопроса о реализации проекта со многими ведомствами.

Вместе с тем необходимо отметить некоторые сдвиги в сторону улучшения инвестиционного климата. По некоторым оценкам западных и российских экспертов, риск вложений в России стал постепенно снижаться. Стали улучшаться макроэкономические показатели: так, в первом полугодии 2000 года темп прироста промышленного производства достигал 11%, ВВП ‑ 7,5%. К положительным чертам можно отнести нарастание динамики вложений в основной капитал. Например, в мае 2000 года их прирост составил, согласно данным Госкомстата России, 17,1%. В настоящее время наблюдается процесс наращивания и замены предприятиями физически и морально устаревшего оборудования. Об этом говорит заметное оживление импорта.

Положительная динамика импорта ‑ один из вернейших признаков экономического роста и структурной перестройки (даже, несмотря на укрепление валюты и усиление иностранной конкуренции на внутреннем рынке). Позитивная динамика импорта стала следствием роста внутреннего спроса экономики. Однако динамика импорта сейчас значительно меньше, чем в аналогичные периоды докризисных лет. Это свидетельствует лишь о частичном восстановлении платежеспособного внешнего спроса экономики.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:48:43