Современное состояние и перспективы электронной коммерции

Гарипов Г.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (12), Декабрь 2007

Цитировать:
Гарипов Г.В. Современное состояние и перспективы электронной коммерции // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 12. – С. 13-20.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9591956
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Сегодня все чаще приходится слышать о втором «буме» инвестирования в «русский Интернет», или «Рунет». При этом не совсем понятно, что следует считать первым. История инвестиций идет параллельно истории самого «Рунета», и делить на периоды эту сферу довольно затруднительно. В 2000 году инвестиционная компания ru-Net Holdings вложила 5 млн. 280 тыс. долл. в компанию «Яндекс», получив 35,72% ее акций за счет дополнительного выпуска этих ценных бумаг. Эта же компания (ru-Net Holdings) инвестировала 1,8 млн. долларов в самый крупный и по сей день онлайн-магазин России – Ozon.ru.

Ключевые слова: электронная коммерция, инвестиции, стартап



Сегодня все чаще приходится слышать о втором «буме» инвестирования в «русский Интернет», или «Рунет». При этом не совсем понятно, что следует считать первым. История инвестиций идет параллельно истории самого «Рунета», и делить на периоды эту сферу довольно затруднительно. В 2000 году инвестиционная компания ru-Net Holdings вложила 5 млн. 280 тыс. долл. в компанию «Яндекс», получив 35,72% ее акций за счет дополнительного выпуска этих ценных бумаг. Эта же компания (ru-Net Holdings) инвестировала 1,8 млн. долларов в самый крупный и по сей день онлайн-магазин России – Ozon.ru

Первой российской телекоммуникационной компанией, вышедший на IPO [1], стал холдинг РБК в 2002 году. Три года спустя (в июне 2005) их примеру последовал Рамблер. В целом же оценить объем инвестиций в Рунет за последние 6-10 лет крайне сложно; открытой статистики этого сектора нет, многие компании скрывают свою причастность к нтернет-инвестированию, независимо от статуса – инвестор или реципиент.

Аналитики инвестиционного центра «ФИНАМ» приводят следующие цифры: «Если говорить о сделках M&A (слияния и поглощения) на сумму более 1 млн. долларов в нтернет-секторе, то, по нашим оценкам, их количество сейчас не превышает 25. Общая сумма сделок – до 150 млн. долларов. Основной же объем сделок в Рунете приходится на сегмент до 300 тыс. долларов. Здесь в настоящее время, по приблизительным оценкам, совершено более 280 сделок (не считая мелких, до 50 тыс. долларов) на общую сумму около 100 млн. долларов.

С развитием и ростом Рунета расширяются и сферы инвестирования. Если на начальном этапе инвесторов больше интересовали поисковые технологии, то сегодня в сферу интересов финансистов попадают социальные сети и блоги [2], системы интернет-рекламы, электронные СМИ, новостные порталы и т.д.

Инвестиционный холдинг «ФИНАМ», начавший инвестиции в IT-проекты в 2002 году, на сегодня в пуле приобретенных активов имеет такие крупные для Рунета проекты, как «Бегун», «Мамба», издатель игр «Бука», платежная система MoneyMail. Всего же в работе находится более 20 проектов коммуникационной отрасли. По словам Дмитрия Серебренникова, руководителя дивизиона «Инвестиционный» данного холдинга, срок окупаемости вложений во всех случаях не превысил одного года. Сейчас в сфере интересов холдинга находятся хостеры [3], домовые сети, интернет-компании, новостные агрегаторы [4] и ряд других сегментов «электронного рынка».

Есть мнение, что главной проблемой инвестирования в Рунет является не неспешность инвесторов, а недостаток подлинно достойных проектов, денег и команд. Сейчас в Интернете бизнес вполне реальный, проекты прибыльные, в отличие от 1998-2000 годов.

Денис Калинин, генеральный директор «Рамблер Интернет Холдинга» называет другие проблемы, мешающие активному инвестированию в Рунет: «В первую очередь устаревшее финансовое регулирование. Помимо этого – несоответствие законодательной базы реальным проблемам интернет-бизнеса в России».

Рамблер являет собой один из самых успешных инвестиционных проектов Рунета. В 2005 году оборот интернет-направлений Rambler Media увеличился до $14,81 млн., демонстрируя 112% прироста по сравнению с 2004 годом.

В прошлом году компания Rambler заключила предварительное соглашение с eHouse Holding о покупке 51% акций интернет-ресурса Damochka.ru за 6 млн. долларов. Damochka.ru — одна из крупнейших социальных сетей в русскоязычной зоне Интернета. Портал имеет более 1,7 млн зарегистрированных пользователей и свыше 700 тыс. активных пользователей. Совершение данной сделки констатирует факт, что российский Интернет-рынок стал больше прислушиваться к западному. И это не удивительно. На Западе ещё в далёком 1998 году существовал сайт www.classmates.com.

Отличный пример первой масштабной российской национальной социальной сети, полностью основанной на данном западном сайте, – это одноклассники.ру.

В начале сентября 2007 года латвийская компания Forticom приобрела 25% доли российской социальной Интернет-сети «Одноклассники.ru», сообщает газета «Коммерсантъ». Ее эксперты оценивают сделку в 10 миллионов долларов. Генеральный директор Forticom Виталий Рубштейн и продавец актива социальной сети предприниматель Альберт Попков подтвердили «Коммерсанту» факт сделки, но наотрез отказались сообщить ее условия.

И, если пресловутая социальная сеть не нуждается в представлениях нашим пользователям, то о латвийской компании Forticom нужно добавить пару слов. Она является крупнейшим контент-провайдером [5] в Прибалтике с долей на рынке около 70%. У нее есть социальная сеть One.lv с двумя с половиной миллионами пользователей, которая работает в Эстонии и Латвии.

Сайт «Одноклассники.ру» функционирует с марта 2006 года. То есть, прошло чуть более полутора лет, а его ориентировочная стоимость уже достигла 40 миллионов долларов при количестве зарегистрированных пользователей более 6 миллионов человек. Но ведь ещё год назад никто даже не мог предвидеть такого грандиозного успеха.

Также можно привести пример первой сверх успешной мировой социальной сети www.myspace.com, успеха которой ещё в мире никому не удалось достигнуть. В июле 2005 года News Corporation, принадлежащая Руперту Мердоку, в которую входят CNN и NBC news, купила социальную сеть MySpace.com за 580 миллионов долларов и не прогадала, по сегодняшней оценке стоимость данного ресурса составляет более 1,5 миллиардов долларов при числе пользователей свыше 110 миллионов.

В этом году основатели MySpace.com Крис Девольф и Том Андерсон получили награду Webby в номинации «Прорыв года».

Стоит отдельно заметить, что численность интернет-аудитории в 2005 году составила 1 миллиард человек.

Сегодня всем ясно, что любая медиа-компания не может существовать без одной-двух собственных социальных сетей!

Западные венчурные компании видят будущее Интернет за WEB 2.0, иначе бы они не вкладывали «сумасшедшие» деньги в это направление.

Исследование, проведенное американскими организациями PricewaterhouseCoopers (PwC) и National Venture Capital Association (NVCA), показало, что в первом квартале этого года Web 2.0 компании в сумме получили $870 млн., что больше, чем $786 млн. в четвертом квартале 2005 г.

Специалисты PwC отмечают, что род деятельности поддерживаемых компаний довольно широк: начиная от программного обеспечения и IT-технологий и заканчивая не потребительски ориентированным и компаниями типа Riverbed и Netli, которые нельзя отнести к WEB 2.0, но эти организации занимаются продвижением данных интернет-технологий, что позволило им получить финансовую помощь. Семь из десяти WEB 2.0 компаний, получивших самые крупные инвестиции, расположены в Кремниевой Долине (Silicon Valley), Калифорния, США.

Развитие блогосферы (онлайновых дневников и социальных сетей) в российском «Рунете» за последний полтора года увеличилось в несколько раз. Крупные компании как mail.ru, rambler.ru инвестируют большую часть средств в социально направленные проекты в сети. Социальные сети могут нести в себе разную направленность: деловые социальные сети помогут найти работу, выбрать бизнес контакты (работников, партнёров, работодателей), предлагать свои услуги и товары.

В социальных сетях, направленных на знакомства и развлечения, может быть использован хидден маркетинг (ненавязчивая привязка рекламы в онлайн-дневниках). Но какой бы не была направленность сети, она остаётся местом общения, поиска интересов и внедрения бизнес-моделей электронной коммерции.

Самый известный ресурс по размещению видео в интернете youtube.com используeт простую модель социальной сети – загрузку видео-контента [6] на сайт пользователями с дальнейшим обсуждением и голосованием ими же за лучшее видео. Однако продуманной бизнес-модели у него не было. А подключённая к нему система обмена ссылками (adsense от google), которая платит за клики на размещённые ссылки на сайте автоматически, добавляемые гуглом, не могла окупить и 10% от ежедневного трафика в 1 млн. долларов, формируемого Интернет-пользователями (на сайт в среднем заходит 3 миллиона человек в день).

Успех данного ресурса во многом никто не мог представить, но, просуществовав около 8 месяцев, данный ресурс был приобретён компанией google за 1,5 миллиарда долларов. Google чётко увидел бизнес-модель, а именно: вставку в каждом видеоролике небольшой рекламы. Но самое главное, googwill-компании вскоре могут перегнать по ее объему крупные телеканалы.

Очень важно, что ко всем социальным сетям применим термин краудсорсинг, который впервые был введённый писателем Джеффом Хауи (Jeff Howe) и редактором Марком Робинсоном (Mark Robinson) журнала Wired.

В то время, как в аутсорсинге, работа отсылается за рубеж, чтобы можно было воспользоваться более дешёвой рабочей силой таких стран, как Индия или Китай, в краудсорсинге вообще платить ни за что не нужно. Всю необходимую работу делают в принципе неоплачиваемые или малооплачиваемые профессионалы-любители, которые и будут тратить своё свободное время на создание контента, решение проблем, или даже на проведение исследований и разработку.

Проекты с открытыми исходными кодами, такие как Linux, MySQL, или браузер [7] Firefox являются самыми знаменитыми формами краудсорсинга. Даже Wikipedia является одним из самых известных краудсорсинг-проектов. Но не только фришные проекты [8] пользуются этим видом разработки.

Коммерческие проекты, вроде Procter & Gamble, формулируют для решения свои задачи в социальных сетях и на сайте InnoCentive, предлагая взамен большие денежные вознаграждения более 90 000 «решателям» [9]’, которые и составляют парк учёных с задворок P&G.

В сети даже существует специальный блог, рассказывающий о креативности толпы, и всё более набирающих силу любительских проектах. Вы спросите к чему это все? В последнее время этой тактикой начали пользоваться все кому не лень. Недавно Google перевёл «себя» с помощью переводчиков-любителей. А вот теперь и WordPress… А это уже тенденция. Есть над чем задуматься.

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что инвестиции в новые проекты в большинстве своём должны идти с Запада. Беря данный опыт за основу, инвесторы могут проанализировать тенденции роста аналогичных западных проектов и, учитывая тенденции роста выбранной отрасли в российском сегменте Интернет-рынка, реализовывать инвестиционные проекты.

Сейчас многие крупные игроки Рунета выбирают сферу вложений на долгосрочную перспективу. Связано это с постепенным привлечением количества посетителей на сайты и постепенным внедрением в него бизнес-моделей. Инвесторы и владельцы сайтов понимают, что решение таких очевидных проблем как доставка товара, оплата через новые удобные, но ещё мало воспринимаемые платёжные системы является временной преградой.

Рунет меняется с каждым днём. Медленное, но стабильное привыкание граждан к совершению покупок товаров и услуг через Интернет происходит. Многие фирмы теряют деньги и время на осуществление бизнеса, игнорируя Интернет, недооценивая его возможностей в помощи управления счетами, поисками, маркетинговыми исследованиями и совершениями сделок.

В ближайший год всё больше уже действующих Интернет-магазинов будут программно упрощать процедуру заказа, и совершенствовать его визуальную сторону.

Важно отметить также и быстрорастущую российскую социальную сеть, в которой некоторые компании получают колоссальный результат.

Развитие таргентинговой рекламы, то есть нацеленной на потенциальных клиентов, через социальные сети, поисковики, новостные порталы оказывает сильное влияние на повышение отдачи от проектов.

Влияние на общественное мнение уже давно используется на все 100% на Западе, у российского Интернета, как и у западного, с годами и в перспективе складывается объективное преимущество перед телевидением и прессой. Уже сейчас Рунет обогнал радиовещание.

Также важна перспектива сливания некоторых западных проектов с российскими, так как в сети нет границ, а рынок российского Интернета может стать лакомым кусочком для западных инвесторов.

Ещё одной главной проблемой русского Интернета является его пока еще недостаточная доступность пользователям из регионов и несколько высокая стоимость его использования. Однако уже во многих общественных местах приема пищи (кафе, фаст-фуды и т.п.) люди могут подключаться к Интернету бесплатно. И неоспорим тот факт, что это повышает посещаемость этих заведений.

Необходимо отметить серьёзные изменения в законодательной базе, например, это касается административного регулирования массовых рассылок (спама), защиты интеллектуальной собственности. Тем не менее, пока предотвратить различные ухищрения сложно. Для этого в основу закона должен быть заложен порядок взаимодействия людей в сети, как это сегодня делается на Западе.

Таким образом, свое настоящее развитие электронная коммерция получит лишь в том случае, если, во-первых, будут успешно разрешены все главные проблемы российской правовой системы и, во-вторых, если произойдёт постепенное осознание выгоды и удобства участия российских пользователей Интернета в сетях электронной коммерциализации бизнеса.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:23:55