Оценка экономико-правового содержания современных бумажных денег
Молчанов А.В.1, Анищенко А.В.1, Выборный А.А.1
1 Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55929847
Аннотация:
В современных условиях глобализации экономических и иных отношений в мире возникают новые вызовы и угрозы. На этом фоне получили значительное распространение специфические финансовые угрозы, обусловленные отсутствием эталона покупательной способности у современных «бумажных» денег и их отрывом от объективной материальной основы – от товара-эквивалента. Весьма остро данная проблема проявляется не только в экономике и финансах, но и в праве, в частности, в сфере уголовного права при квалификации преступных деяний экономической направленности.
В процессе исследования рассмотрена теоретико-методологическая проблема современных бумажных денег. Проведён экономико-правой анализ сущности и содержания категории «деньги». Актуализирована постановка научной проблемы в исследуемой области. Анализ сущности и содержания категории «деньги» позволил выявить проблему современных интерпретаций, используемых для их отражения
Ключевые слова: деньги, бумажные деньги, эталон стоимости, мера стоимости, документ
JEL-классификация: E41, E42, E51
Введение. Во второй половине ХХ века классические «деньги» как товар, стоимость которого объективно связана с его потребительской ценностью/стоимостью, а также с добавленной при его производстве стоимостью, исчезли, и вместо них остались только бумажные дериваты или суррогаты. Такие бумажные суррогаты изначально, когда они были документарным отражением «денег», в теории назывались «бумажные деньги» [19; 30; 31]. Позже, когда юридически исчез золотослитковый или серебряно-слитковый эквивалент (золотые или серебряные монеты) и, соответственно, эталон покупательной способности – «бумажные деньги» в теории и на практике стали называться «деньги» [29], что принципиально извратило родовую сущность данной категории. Сегодня, с отказом от денежного товара-эквивалента и при отсутствии эталона покупательной способности ни юристы, ни экономисты, и, в общем случае, никто не может четко объяснить, что же такое «деньги» [20].
Это, в свою очередь, не позволяет объективно соотносить возможности национальных финансовых систем с потребностями их реальных секторов экономики, отчего получаются «псевдоденежные финансовые пузыри» с неизбежными разрушительными эффектами, такими как дефолты, разнообразные кризисы, развитию которых, в значительной степени, способствуют и различные информационные технологии в сфере финансов. Недостаточная теоретическая разработанность указанной проблемы и потребности практики обуславливают необходимость ее исследования.
Цель исследования: совершенствование экономико-правового анализа денежного обращения в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) выявление противоречий в существующей теоретико-методологической основе экономико-правового анализа денежного обращения;
2) постановка научной проблемы экономико-правового анализа денежного обращения в переходных условиях трансформации сложившегося миропорядка;
3) формулировка исходных теоретических положений и методологических принципов решения проблемы.
Объект исследования: деньги и денежное обращение в России в переходных условиях трансформации сложившегося миропорядка.
Предмет исследования: сущность и содержание категории «деньги» в современных условиях.
Новизна исследования заключается в постановке научной проблемы экономико-правового содержания категории «деньги» и анализа денежного обращения в переходных условиях трансформации сложившегося миропорядка, в обоснования пути ее решения как нового научного направления.
Методы исследования: в работе наряду с общеэкономическими методами использованы методы экономико-правового анализа и исследования операций, а также другие методы.
Информационная база исследования: труды отечественных и зарубежных ученых в области проблем денег и денежного обращения; нормативные правовые документы и документы стратегического планирования Российской Федерации; выступления высшего руководства России и др.
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы в деятельности заинтересованных органов власти при совершенствовании системы денежного обращения России, а также в научных и образовательных процессах по профильным направлениям.
Теоретико-методологическая проблема. Формирование структуры и появление особенностей денег и денежного обращения в любой стране происходит под влиянием большого количества социально-экономических факторов: как внешних, так и внутренних, которые зачастую используются как показатели экономического развития страны.
Такая взаимосвязь денег и показателей экономического развития страны обусловлена тем, что роль денег в экономике не ограничивается рамками простого эквивалента товарных отношений, обменных, распределительных и накопительных процессов. Деньги, наряду с их основным предназначение, служат инструментом:
- мотивации трудовой деятельности;
- интеграции труда в процессе производства;
- организации предпринимательства;
- формирования кругооборота капитала;
- балансирования спроса и предложения;
- регулирования воспроизводства пропорций валового внутреннего продукта (ВВП) страны;
- перемещения капитала и т. д.
На основе результатов анализа функций денег можно заключить, что как универсальный инструмент государственного регулирования рыночной экономики, деньги служат главной стимулирующей категорией. При этом, влияние денег и организация денежного обращения на рыночную экономику не является однозначным и односторонним.
С помощью денег может быть достигнут эффект как значительного интенсивного развития предпринимательства и рыночных хозяйственных структур при условии их разумного и сбалансированного использования с учетом интересов личности, общества и государства [21], так и большой разрушительный эффект для экономики страны, когда для высших органов государственного управления служба внешнему «суверену», которая имела место во второй половине 80-х годов и в течении всего периода 90-х годов ХХ века, становилась превыше интересов собственной страны и ее народа.
Организация, структура и особенности денежного обращения на территории страны неразрывно связаны с протекающими в ее экономике процессами как на макро-, так и на микроуровнях, поэтому анализ эволюции денежного обращения в Российской Федерации представляет одну их фундаментальных основ теоретико-методологической составляющей механизма стратегического планирования и прогнозирования, а также «комплексного механизма защиты финансового суверенитета и обеспечения финансовой безопасности страны» [26].
Несмотря на очевидную, контекстно понимаемую сущность словосочетания «денежные средства», которое широко используется в уголовном и ряде других разделов права как синоним понятию «деньги» [3; 4; 6] в юридической науке, а в равной степени и экономической науке, не является устоявшейся, однозначной, достаточно научно проработанной категорией, которая не имеет общепринятой дефиниции и не имеет правового закрепления своего определения.
Таким образом, категория «деньги», утратив материальную основу в современном теоретическом представлении, превратилась в образное выражение, и является неопределённой в своем смысловом содержании.
Весьма остро данная проблема проявляется не только в экономике и финансах, но и в праве, в частности, в сфере уголовного права при квалификации преступных деяний экономической направленности, поскольку неопределенность шкалы покупательной способности нарицательной стоимости не позволяет корректно определять величину или степень экономического ущерба, нанесенного в результате совершения противоправных действий экономической направленности [4; 16], что является принципиально важным для оценки уровня угроз криминально-коррупционной направленности для экономической безопасности Российской Федерации [8; 11; 28] и затрудняет выработку эффективных мер нейтрализации этих угроз в особенности в современных условиях трансформации ранее сложившегося монополярного мироустройства [13; 14; 15; 32].
Экономико-правовые предпосылки анализа проблемы сущности и содержания категории «деньги». Уточнение теоретической сущности рассматриваемого выражения может быть осуществлено исходя из следующих предпосылок относительно сущности и содержания «наличных денег», которые отражены в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле», гл. 1. «Общие положения», ст. 1. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», п. 1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
– «денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки» [7].
Результаты комплексного (лингвистического, юридического и экономического) анализа содержания нормы, изложенной в пп. а), п. 1, ст. 1, гл.1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», показывают, что наличные деньги являются:
– во-первых, носителем только нарицательный стоимости, которая отражает количественный номинал, неопределенный в отношении покупательной способности этой нарицательной стоимости или, хотя бы, денежной единицы;
– во-вторых, наличные деньги не обладают потребительской стоимостью как товар;
– в-третьих, затратная стоимость производства наличных денег, выраженная через единицу (или ее долю) нарицательной стоимости исчезающие мала по сравнению с величиной их нарицательный стоимости;
– в-четвёртых, по формальным признакам с юридической точки зрения наличные деньги в виде банкнот и монет Банка России, фактически являются документами, отражающим неопределенные в отношении покупательной способности этих денег, обезличенные по субъекту и товару обязательства эмитента наличных денег, который как правило является собственником носителей этих обязательств.
Доказательством сформулированных положений в части сущности и содержания современных наличных денег могут служить следующие, законодательно закрепленные определения категории «документ»:
– третий абзац, ст. 1. «Основные понятия», гл. I. «Общие положения» Федерального закона № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»: «документ – материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения [9];
– пункт 11, ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель» [10].
Наряду с этим также можно выделить следующие признаки, характерные для наличных денег как документа:
1. На наличных деньгах указан источник, дата, основное содержание – величина нарицательной стоимости.
2. Наличие защиты от подделок и копирования.
3. В соответствии с «ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования» к характеристикам документа относятся – общие требования, аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования. Отражение данных признаков или характеристик также можно найти на наличных деньгах [12].
Более того, наличные деньги, как документы, можно считать «документарными ценными бумагами» исходя из определения ценных бумаг, которое отражено в норме Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая), гл. 7. «Ценные бумаги», ст. 142. «Ценные бумаги» п. 1:
«Ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги).
Ценными бумагами признаются также обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса (бездокументарные ценные бумаги)» [2].
При этом, Федеральным законом N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в ст. 1. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», устанавливается:
– «пункт 1. валюта Российской Федерации:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
– в пункте 5. к валютным ценностям относятся только иностранная валюта и внешние ценные бумаги» [7].
Изложенным требованиям, предъявляемым к ценным бумагам, в полной мере соответствуют законодательно закрепленные требования, предъявляемые фактически к любым национальным денежным средствам, в том числе и к рублю, за одним исключением одной особенности – эмитентом рублей является государство в лице Центрального банка Российской Федерации [1], который и определяет вид, порядок учета и выпуска соответствующих банковских билетов и иные требования [5].
Наряду с изложенным следует отметить, что по формальным юридическим признакам рубль обладает также следующими свойствами:
А. По признаку отношения к собственности:
– пункт 1, ст. 209. «Содержание права собственности», Часть 1. Гражданского кодекса Российской Федерации: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом» [2].
– Статья 128. «Объекты гражданских прав», Часть 1. Гражданского кодекса Российской Федерации: «К объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага» [2].
Исходя из результатов анализа указанных статьей, можно сделать следующие выводы:
1. Владельцем носителей наличных денег является Центральный банк страны-эмитента.
2. Пользователем и распорядителем нарицательной стоимости наличных денег является лицо, у которого они находятся в данный момент времени.
3. Пользователь и распорядитель нарицательной стоимости наличных денег является обезличенный субъект, документально не определяемый и не фиксируемый. Иными словами, по субъекту пользования и распоряжения нарицательной стоимости наличных денег деньги как документ является обезличенным.
Б. По признаку отношения к конкретному товару:
– пункт 1. ст. 140. «Деньги (валюта)», Часть 1. Гражданского кодекса Российской Федерации: «Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации» [2].
Исходя из указанной нормы, рубль является средством платежа (и только) без относительно к конкретному товару и цели платежа. Поэтому наличные деньги можно рассматривать как документ, определяющий отношение обезличенного пользователя и распорядителя нарицательной стоимости к обезличенному товару с учётом величины нарицательный стоимости.
В. По признаку отношения к объему приобретаемого товара, услуги, или совершаемых платежей: нормативное правовое закрепление отсутствует.
Постановка научной проблемы. Из результатов обзора норм права, опосредующих деньги (валюту) следует, что в российском праве деньги (рубль) определены лишь как вещь, разновидность ценных бумаг и как средства платежа. При этом, объемы платежей, совершаемых по нарицательной стоимости денег, а также объемы приобретаемых или продаваемых товаров услуг за нарицательную стоимость денег или денежных единиц ни нормативно, ни физически в привязке к какому-либо материальному эталону не устанавливаются.
Эти объемы определяются субъективно или произвольно при реализации финансовых или иных экономических отношений на рынке. Такая неопределенность покупательной способности рубля и произвольность ее формирования явилась результатом прямого отказа в 1991 году от золотослиткового и иного ценностного или материального обеспечения покупательной способности рубля (нарицательной стоимости наличных денег) и привязки рубля к резервным валютам (евро и доллару США) как эталонам, также не имеющим золотослиткового и иного ценностного или материального обеспечения их покупательной способности [24].
Аналогичным образом фактически определяется покупательная способность практически всех денег в мировой экономике. В связи с этим, современные деньги как носители нарицательный стоимости являются неопределенной экономической мерой стоимости товаров и услуг, в отличие от труда человека как объективной основы меры стоимости или материальных денег как товара, связанного, в частности, с биметаллическим (золотослитковым и серебрянослитковым) эквивалентом.
Из приведенных теоретических положений вытекает научная проблема определения экономико-правового содержания категории «деньги» и анализа денежного обращения в переходных условиях трансформации сложившегося миропорядка.
Сущность и содержание категории «деньги» и проблема современных выражений, используемых для ее отражения. Исходя из результатов выполненных рассуждений и сформулированных предпосылок, можно предложить следующую дефиницию категории «деньги» в современном представлении: деньги – это документ, устанавливающий обязательства государства в лице центрального банка в отношении обезличенного лица по отношению к обезличенному товару в неопределенном объеме относительно нарицательной стоимости.
Предложенная дефиниция категории «деньги» отражает значимые экономические и юридические свойства современных денег и раскрывает их прикладную сущность.
В свете изложенной дефиниции категории денег целесообразно обратить серьезное внимание на появление новых, нетерминологических выражений, отражающих феномен денег, нарицательная стоимость которых записывается на иных, в том числе электронных, магнитных, оптических и других носителях. При этом, зачастую происходит подмена понятий, отражающих классификацию денег по носителю нарицательной стоимости (бумажные деньги, металлические деньги, золотые деньги, серебряные деньги и т.д.) образными выражениями, источниками которых обычно является реклама и средства массовой информации, когда рекламодатели или журналисты в целях написания привлекательных для сознания людей текстов пытаются использовать различного рода умозрительные или образные выражения, искажающие сущность и содержание описываемых объектов, но звучащих громко и как бы красиво. К таким образным выражениям можно отнести множество нарицательных имен, возникающих в описаниях «денег» на новых носителях или имитируемых с использованием новых технологий:
– «цифровые деньги» (цифры – это специальные знаки для написания чисел и нарицательная стоимость любых денег в количественном отображении всегда может быть записана и, как правило, записывается в цифрах);
– «виртуальные деньги» (виртуальный от латинского virtualis – возможный) – воображаемые объект или состояние, которые реально не существуют [18]. Применять данное нарицательное имя к реально существующим деньгам на электронных носителях принципиально некорректно;
– «криптовалюта» (крипто от греч. kryptos – тайный – скрытый), часть сложных слов, указывающая на какое-либо скрытое, тайное действие или состояние (например, криптозащита) [23]. Любые деньги, в особенности на бумажных носителях, в целях обеспечения их защиты от копирования и подделки имеют скрытые знаки и иные элементы, то есть, при изготовлении любых денег применяется, как правило, криптозащита, и по этому признаку они представляют собой «криптовалюту», а не только деньги, нарицательная стоимость которых в виде записей или специальных программ отражается на электронных носителях или в электронной среде) и т.д.
В связи с вышеизложенным следует отметить очевидное: в русском, как и в любом другом языке объекты, явления, предметы и иные феномены отражаются словами, являющимися носителями сущностей этих объектов, явлений и предметов, а люди мыслят словами, при этом, назови объект другим словом и в сознании людей изменится его сущность.
Следовательно, отражение денежного феномена другими нетерминологическими словами, образными и контекстными выражениями изменяет их сущность в сознании человека, что делает последнего незащищенным перед различного рода мошенничеством и манипуляциями.
В свете этого целесообразно вместо образного выражения «цифровой рубль» использовать понятие «электронный рубль», родовая сущность которого, по аналогии с понятиями «бумажный рубль», «металлический рубль» или монета, однозначно отражает носитель соответствующих денег.
В рассматриваемом вопросе слово «цифровой» некорректно использовать в качестве описания денежной формы, потому что слово «цифра» обозначает всего лишь способ кодирования или записи чисел, отражающих нарицательную стоимость. Даже на существующих наличных деньгах присутствует две формы кодирования нарицательной стоимости – в виде цифр и в виде букв, пример такого кодирования приведен ниже на рисунке.
Рисунок 1. Пример существующих денег на бумажном носителе («бумажных денег»), в образном представлении одновременно являющихся и «цифровыми» или «числовыми»
(что более понятно) и «буквенными» или «текстовыми»
Источник: [17].
«Электронные деньги» отличаются от традиционных наличных бумажных или металлических денег лишь носителем: в первом случае – это бумага (рис. 1) или металл; во втором случае – это электронные средства (для денег, существующих в виде записей) или электронная среда (для денег, существующих в виде программ). При этом, если первые деньги называют «бумажными деньгами» и монетами, то во втором случае они должны называться «электронные деньги» и ни как иначе.
Заключение
На основе изложенных результатов выполненного анализа можно уверенно констатировать, что в рамках экономической модели, сложившейся в первые десятилетия существования обновленной России, находящейся практически под полным внешним управлением, благодаря навязанному ей в 90-е годы прошлого столетия механизму денежного обращения, не приходится говорить о достижении финансового суверенитета и обеспечении финансовой безопасности страны.
Кроме того, в условиях высокого уровня долларизации российской экономики, экспорт инфляции доллара США также становится существенным фактором чрезмерного увеличения денежной массы, то есть валютной инфляции в экономике страны и, как следствие – обесценивания рубля.
Стремление России уйти от сложившейся в 90-е годы прошлого столетия модели хозяйствования вызвало жесткое противодействие со стороны «коллективного Запада», перешедшее в настоящее время в гибридную войну с развязыванием локальных боевых действий на территории Украины. При этом, вопреки своим желаниям, «коллективный Запад» не смог достичь своих целей и вернуть Россию под свой тотальный контроль или даже убрать с мировой арены, исключить из мировой экономики.
Сегодня создаются необходимые предпосылки для практической реализации механизма денежного обращения, независимого от внешнего управления, что нашло, отражение, в частности, в организации международных расчетов за рубли с использование российской платёжной системы «МИР» [22].
Эффективная реализация данного направления неразрывно связана с наведением порядка в смысловом и научном отображении важнейшей экономической категории «деньги», а также в привязке российского рубля к ценностному эквиваленту и определению эталона покупательной способности единицы нарицательной стоимости – рубля. Без выполнения этих изначальных базовых необходимых условий говорить о успешном развитии российской экономики не приходится.
Следует также акцентировать внимание и на том, что «российский законодатель» до сих пор еще не принял необходимых нормативных правовых актов по защите финансового суверенитета России. «Финансовый суверенитет как категория экономической безопасности в условия членства России в Банке международных расчётов (БМР) и других международных финансово-экономических организаций (МФЭО) трансформируется, при этом, его основополагающие принципы, состоящие в свободе выбора методов, для отстаивания национальных финансово-экономических интересов государства сохраняются» [27]. «Исполнение Россией обязательств МФЭО, связанное с членством приводит к обременению государства относительно обеспечения как финансовой, так и экономической безопасности» [25]. Наибольшие риски сосредоточены в части членства, когда страна не может влиять на принятие решений, но несет на себе все бремя исполнения обязательств. Российская валюта продолжает находиться под давлением денежно-кредитной политики стран-эмитентов мировых резервных валют, основными из которых являются доллар США и евро. Подобное обстоятельство разрушает конкурентоспособность российской экономики, и негативно влияет на все внутренние экономические процессы, включая падение покупательной способности рубля и инфляцию российской валюты.
Источники:
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/?ysclid=lllkf6c919953766632 (дата обращения: 27.07.2023 г.).
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/456057755?marker=65E0IS (дата обращения: 27.07.2023 г.).
4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/?ysclid=lllkny602u145512332 (дата обращения: 30.07.2023 г.).
5. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/?ysclid=lllkqsb5cf332437534 (дата обращения: 30.07.2023 г.).
6. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 26.04.2023) «Об исполнительном производстве». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/?ysclid=lllkt03uas263613816 (дата обращения: 30.07.2023 г.).
7. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О валютном регулировании и валютном контроле». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/?ysclid=lllkuyu8ts331118062 (дата обращения: 30.07.2023 г.).
8. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/01fbae25b3040955277cbd70aa1b907cceda878e/ (дата обращения: 30.07.2023 г.).
9. Федеральный закон от 29.12.1994 N 77-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «Об обязательном экземпляре документов». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5437/?ysclid=lllkyjfg3j976767659 (дата обращения: 30.07.2023 г.).
10. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/?ysclid=llll0sbbq6404599688 (дата обращения: 30.07.2023 г.).
11. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/?ysclid=llll2mx8w5203907543 (дата обращения: 30.07.2023 г.).
12. Приказ Ростехрегулирования от 12.03.2007 N 28-ст ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования. [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/gost-r-iso-15489-1-2007-natsionalnyi-standart-rossiiskoi/gost-r-iso-15489-1-2007/?ysclid=llll67m9ko819345928 (дата обращения: 30.07.2023 г.).
13. Абалкин Л.И. Стратегический ответ России на вызовы нового века. - М.: Экзамен, 2004.
14. Анищенко А.В. Россия в системе глобальных рисков // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2011. – № 6. – c. 103-105.
15. Анищенко Е.В. Безопасность России в условиях социально-экономических реформ // Финансовая аналитика (научно-практический и информационно-аналитический сборник). – 2014. – № 14(200). – c. 51-62.
16. Анищенко В.Н., Хабибулин А.Г., Анищенко Е.В. Расследование экономических преступлений. Теоретико-методологические основы экономико-правового анализа финансовой деятельности. - М.: ЮРАЙТ, 2018.
17. Банк России. Банкноты. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/cash_circulation/banknotes/100rub/?tab.current=y2022 (дата обращения: 27.07.2023).
18. Грицанов А. А., Галкин Д. В., Карпенко И. Д. Виртуальная реальность. / Новейший философский словарь / Сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. — 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом, 2003.
19. Красавина Л.М. Денежное обращение и кредит при капитализме. - М.: Финансы и статистика, 1989. – 158 c.
20. Ефимов В. Экономика из науки превратилась в средство заклинания стихий // Невское время. – 2008.
21. Караваева И. В., Лев М.Ю. Государственное управления в сфере национальной безопасности: актуальные проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 1109-1143.
22. Караваева И. В., Лев М.Ю. Результирующие проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 711-736.
23. Криптовалюты в реальном времени. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/crypto/ (дата обращения: 30.07.2023 г.).
24. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г., Вайвер Ю.М. Диверсификация золотовалютных резервов банка России в контексте экономической безопасности государства // Экономическая безопасность. – 2019. – № 3. – c. 225-236. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100641.
25. Лев М. Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Эволюция глобального управления экономическими процессами в контексте международных организаций с позиции национальной безопасности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1583-1614.
26. Лещенко Ю.Г. Финансовая безопасность Российской Федерации в условиях финансовой глобализации // Экономическая безопасность. – 2018. – № 3. – c. 237-248. – doi: 10.18334/ecsec.1.3.100546.
27. Лещенко Ю. Г. Сотрудничество Российской Федерации с Банком международных Расчетов в контексте экономической безопасности государства // Экономическая безопасность страны, регионов, организаций различных видов деятельности: Материалы Третьего Всероссийского форума в Тюмени по экономической безопасности, Тюмень, 20–21 апреля 2022 года / Отв. редактор Д.Л. Скипин. – Тюмень: ТюмГУ-Press. Тюмень, 2022. – c. 92-97.
28. Молчанов А.В. Анищенко В.Н. Финансовая безопасность страны: проблемы и перспективы // Экономическая безопасность финансовой системы: Сб. научных трудов. / Под ред. Заслуженного экономиста России, д.э.н., профессора А.В. Молчанова - М.: АЭБ МВД России. Москва, 2007.
29. Юзвович Л.И., Марамыгин М.С., Князевой Е.Г. Финансы, денежное обращение и кредит. / учебник. - Екатеринбург: Изд-во Урал. федер. ун-та, 2019. – 355 c.
30. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 1168 c.
31. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 478 c.
32. Хабибулин А.Г., Анищенко В.Н. Криминальные и финансовые угрозы реализации социально-экономических реформ и проектов в России (экономико-правовой анализ). / Монография. - М.: Изд-во Московского университета, 2014.
Страница обновлена: 28.10.2024 в 23:29:25