Повышение эффективности инновационных процессов в рамках объединенного информационного пространства инновационной деятельности РФ и вертикальной мобильности общества за счет использования краудсорсинга

Ровных Е.А.1
1 Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 15 (Август 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

Развитие инновационной деятельности в России является значимым фактором, обеспечивающим конкурентоспособность производимых товаров и технологий. Современные достижения информационных технологий обеспечивают возможность формирования объединенного информационного пространства инновационной деятельности РФ. Использование краудсорсинга в рамках объединенного информационного пространства инновационной деятельности позволит ускорить и удешевить инновационную деятельность в России, повысить вертикальную мобильность общества.

Ключевые слова: инновационная деятельность, технологический уклад, информационная революция, краудсорсинг, социальный лифт, объединенное информационное пространство инновационной деятельности



Введение

В условиях глобального финансового кризиса, обострения геополитической борьбы и мировой конкуренции производство инновационных товаров и технологий является важнейшим фактором, обеспечивающим инвестиционную привлекательность экономики России, снижение ее зависимости от экспорта природных ресурсов, а также экономическую безопасность страны.

Потребности и возможности развития инноваций во многом зависят от существующего технологического уклада. Согласно определению С. Ю. Глазьева, технологический уклад представляет собой целостное и устойчивое образование, в рамках которого осуществляется замкнутый цикл, начинающийся с добычи и получения первичных ресурсов и заканчивающийся выпуском набора конечных продуктов, соответствующих типу общественного потребления. Комплекс базисных совокупностей технологически сопряженных производств образует ядро технологического уклада (Глазьев, Дементьев, Елкин, и др., 2009).

Доминирующий в настоящее время пятый технологический уклад характеризуется развитием микроэлектроники и информационных технологий. Одновременно с действующим пятым технологическим укладом формируется шестой, характеризующийся развитием нанотехнологий и биотехнологий [1].

Доля производительных сил пятого технологического уклада в разных странах различна: в настоящее время в США около 60%, в России– порядка 10% [2]. Таким образом, Россия существенно отстает в конкурентной борьбе за лидерство в пятом технологическом укладе.

Ряд исследователей, таких как Паршев А.П., Ф. Хилл, К. Гэдди, отмечают, что значимым фактором, влияющим на себестоимость продукции, является климат, который в России не совсем благоприятен: среднегодовая температура составляет -5,5°С, для климата на всей территории России характерно отчетливое разделение года на холодный и теплый сезоны и большие перепады температур.

Среднегодовые температуры в странах с развитой промышленностью находятся в диапазоне от +8 до +23 °С, что является благоприятным как для жизни людей, так и для капитального строительства и эксплуатации в том числе объектов промышленной и транспортной инфраструктуры.

Отставание в борьбе за лидерство в пятом технологическом укладе, холодный климат, значительные расстояния от производственных центров до потребителей и морских портов, введенные экономические санкции являются факторами, которые значимо снижают конкурентоспособность товаров, произведенных в России, и делают крайне сложным завоевание лидерства среди товаров, аналогичных тем, что выпускаются конкурентами.

В условиях низких таможенных барьеров или их отсутствия конкурировать отечественным товарам в ценовой конкурентной борьбе с аналогичными товарами из стран Юго-Восточной Азии и Европы очень сложно. Отсутствие возможности рентабельного производства приведет к выводу капитала и его инвестициям в доходные предприятия зарубежных конкурентов, закрытию отечественных промышленных предприятий после исчерпания их производственно-технологического ресурса. Деградация промышленного комплекса будет являться причиной невозможности обеспечить экономическую безопасность России.

Развитие человечества характеризуется несколькими революционными преобразованиями общественных отношений, обусловленных значимыми изменениями в сфере обработки информации. Первая информационная революция произошла после появления речи и возможности коммуникаций, обеспечивших формирование отношений людей в группах и сохранение накопленных в ходе коммуникаций знаний.

Появление письменности стало причиной второй информационной революции. Письменность дала возможность долговременно хранить и передавать без искажений знания от поколения к поколениям.

Основой для третьей информационной революции послужило изобретение книгопечатания. Печать книг обеспечила массовость письменной информации, стало одним из катализаторов развития науки и образования.

Изобретение таких технологий передачи информации, как фотография, звукозапись, телефон, радио, телевидение существенно повысило скорость обмена информацией, частично заместило непосредственное общение людей, обеспечило возможность оперативной фиксации событий и стало причиной четвертой информационной революции.

Очередная, пятая информационная революция вызвана появлением интернета, различных вычислительных машин, автоматизированных технологий и «умных» систем, а также проникновением информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека.

Развитие инновационной деятельности сегодня осуществляется в условиях завершения пятой информационной революции и перехода от «индустриального общества» к «обществу информационному». Происходит кардинальная смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений.

Формирование информационного общества происходит одновременно со становлением информационно-экономического пространства, которое, в свою очередь, является условием и фактором превращения информации в общественно значимый и доступный ресурс, а также средой широкомасштабных информационных взаимодействий.

Достижения информационных технологий революционно изменили наш жизненный уклад – то, как мы учимся, работаем, отдыхаем, делаем покупки, воспитываем детей. Интернет становится не только инструментом быстрого обмена информацией, но средой для работы и отдыха, а также фактором, существенно влияющим на мобильность людей. Значимость информационных технологий неуклонно возрастает, это позволяет исследователям говорить об информационном обществе как о «сетевом обществе», «обществе информационных технологий», а современную экономику определять как «сетевую».

Формирование национального объединенного пространства инновационной деятельности на основе достижений современных информационных технологий за счет трансграничности и виртуального характера позволит обеспечить интеграцию и концентрацию интеллектуальных ресурсов в России, а также значительно ускорить и удешевить разработку инноваций, повысить динамику их диффузии. Переход к информационному пространству инновационной деятельности полностью отвечает задачам формирования экономики, основанной на знаниях, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов и производстве товаров, имеющих мировые аналоги в неблагоприятных климатических и географических условиях.

Под объединенным информационным пространством инновационной деятельности РФ для целей настоящей статьи понимается обособленная, защищаемая виртуальная территория, являющаяся государственным ресурсом, обеспечивающая в рамках инновационной деятельности консолидацию отношений сбора, производства, распространения и потребления информации индивидами, их группами (организациями) и государством на основе единых принципов и общих правил, информационных ресурсов и средств их обработки с использованием общих централизованных баз данных.

Основными субъектами объединенного информационного пространства инновационной деятельности РФ являются:

- индивиды – студенты, аспиранты, ученые, физические лица, имеющие креативное мышление, профильные эксперты и консультанты;

- группы индивидов или их организации – формальные (научные институты и учреждения, фонды, компании и предприятия) и неформальные группы, в том числе виртуальные;

- элементы инновационной инфраструктуры: технологические платформы, экономические кластеры, технопарки и наукограды;

- государство в лице своих структурных единиц (такие министерства, как: Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство обороны РФ, Министерство энергетики РФ, Министерство сельского хозяйства, Министерство образования и науки РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального строительства РФ, Министерство природных ресурсов и экологии, такие организации, как Агентство Стратегических Инициатив, Фонд Перспективных Исследований, Фонд «Сколково» и др.).

Национальное информационное пространство инновационной деятельности возможно построить в виде специализированной профессионально ориентированной социальной сети, обеспечивающей перенос людьми, группами и организациями деловой активности и взаимодействия в виртуальное пространство в режиме реального времени. Информационное пространство инновационной деятельности должно обеспечивать интересантов сервисами, позволяющими ускорить свою деятельность на всех этапах процесса получения и сбыта инновационных результатов.

Одним из инструментов, обеспечивающих решение задач по ускорению и удешевлению инновационной деятельности, а также мобилизации и концентрации человеческих ресурсов в рамках объединенного информационного пространства инновационной деятельности, является краудсорсинг (Акаев, 2014; Бэйкер, 2012; Гончарова, 2012; Егерев, Захарова, 2015; Ковригина, Маркова, 2014; Коган, 2012; Крылывец, Михайлов, 2013; Кузьмин, Высоковская, 2015; Нестик, 2014; Полутин, Седлецкий, 2012; Румянцева, 2009; Селиверстова, 2014; Супрунова, Мисинева, 2012; Тегин, Усманов, 2012; Юлдашева, 2013; Chandler, Kapelner, 2013; Digout, Azouri, Decaudin, Rochard, 2013; Felin, Zenger, 2014; Franzoni, Sauermann, 2014; Gambardella, Panico, 2014; Martinez, 2015). Под краудсорсингом понимают процесс решения различных задач силами неопределенных добровольцев, часто координирующих свою деятельность с использованием достижений информационно-коммуникационных технологий, либо передачу им выполнения некоторых производственно-хозяйственных функций. Краудсорсинг – часть того, что Эрик фон Хиппель называет «инновацией с расчетом на пользователя», при которой компании-производители полагаются на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей, но и в определении изделий и усовершенствований, которые бы удовлетворили эти потребности [3].

Краудсорсинг дает возможность увидеть свои идеи реализованными или получить общественное признание их адекватности, но бесплатно или за совершенно небольшие деньги.

В рамках объединенного пространства инновационной деятельности РФ краудсорсинг может быть реализован в различных вариантах:

- организация конкурсов: объявляется конкурс, размещается задание на информационном ресурсе, являющемся частью информационного пространства; субъектами информационного пространства предлагаются решения и осуществляются оценки предложений коллег; в результате отбирается лучшее решение, которое вознаграждается. При этом усилия остальных участников конкурса по созданию альтернативных решений и их отсеву остаются неоплаченными.

- компенсация недостатка человеческих ресурсов компаний, учреждений при пиковой производственно-хозяйственной загрузке: перед любым руководителем при обосновании штатной численности подразделений возникает задача: на какую нагрузку ее рассчитывать. При минимуме штатных сотрудников в случае возникновении каких-либо экстраординарных задач у компании или учреждения отсутствуют достаточное количество человеческих ресурсов для их решения в требуемые сроки. При достаточном количестве штатных сотрудников для решения возникающих время от времени экстраординарных задач в ходе обычной производственно-хозяйственной деятельности возникает недозагрузка сотрудников и, как следствие, неэффективное использование фонда оплаты труда. Очень часто выбирается некий средний вариант, который, как правило, обеспечивает некоторый резерв для решения экстраординарных задач и ведет к определенным потерям фонда оплаты труда, но все равно недостаточный для их решения в требуемые сроки и требуемым качеством. Использование краудсорсинга позволит минимизировать количество штатных сотрудников, повысить скорость и гибкость компании, учреждения при компенсации воздействия различных факторов внешней среды. При решении возникающих экстраординарных задач в условиях дефицита собственных человеческих ресурсов компания или учреждение может выступить в качестве краудсорсингового агрегатора. Краудсорсинговый агрегатор обычно осуществляет декомпозицию задачи на более мелкие задачи, каждую из которых предлагается решить желающим добровольцам, а затем осуществляет агрегацию результатов. Использование такого подхода позволяет в короткие сроки решать объемные трудно автоматизируемые задачи, а также получать более интересные результаты и решения, которые другим путем получить практически невозможно.

- совместное формирование общих данных и их использование: под совместным использованием данных подразумевается краудсорсинговое выполнение проекта и предоставление данных для коллективного просмотра. Например, речь может идти о сборе информации о проблемах городского хозяйства и инфраструктуры, поиске пропавших людей и животных, составлении добровольцами топографических и иных карт и т.п.

Одним из недостатков краудсорсинга, ограничивающим его применение, является не всегда достаточная мотивация людей. Обычно работа людей не оплачивается вообще никак, либо оплачиваются только наиболее удачные из предложенных решений задач или вариантов выполнения работ. Интересный вариант поощрения участников краудсорсинговых проектов применяется в проекте «Активный гражданин», где за участие в различных опросах можно получать баллы, которые затем обменивать на различные городские услуги.

Для эффективного применения краудсорсинга в рамках объединенного информационного пространства инновационной деятельности требуется более совершенная система мотивации, способная, в том числе, решать задачи повышения социальной мобильности общества, особенно ее вертикальной составляющей и ее прозрачности.

В самом общем смысле под социальной мобильностью понимают приобретение индивидом новой общественной роли, его переход в иной социальный слой вследствие изменения его статуса (или статуса социальной группы индивида). Питирим Сорокин определил социальную мобильность как любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

В современной литературе в материалах, посвященных исследованию ротации элит, часто используют термин «социальный лифт». Выделяют следующие основные социальные лифты:

- армия;

- религиозные организации;

- школа и научные организации;

- политические группы и партии;

- искусство;

- пресса, телевидение, радио;

- экономические организации;

- семья.

К сожалению, в современной России большинство социальных лифтов, существовавших во времена СССР, перестали работать, а социальные лифты постсоветского общества еще в полной мере не сформировались. Основным социальным лифтом последних десятилетий в России являлись политические группы и партии и экономические организации.

В современной России практически никакой из социальных лифтов не гарантирует продвижения по социальной лестнице. Движение сейчас происходит не системно, обычно за счет личных связей, лояльности, родственных отношений, финансовому положению, а в некоторых случаях национальности. В условиях практически полного отсутствия механизмов, ограничивающих доступ к восходящей вертикальной мобильности (социальное сито), несистемное продвижение ведет к расслоению общества и нарастанию социальной напряженности. Возникающая социальная напряженность разрушительным образом влияет на национальную безопасность страны и конкурентоспособность экономики.

Ясин Е.Г. утверждал, что, кроме наличия политической конкуренции, элиты должны постоянно пополняться притоком лучших и обновляться с помощью исправно функционирующих социальных лифтов, а балласт не должен накапливаться. Только в этом случае демократия останется демократией и не выродится в олигархию или бюрократию (Ясин, 2005).

В последние несколько лет произошло восстановление роли армии в качестве социального лифта, значительно укрепилась роль религиозных организаций, семьи, а также роль прессы, телевидения и радио. Все еще находятся в неработоспособном состоянии такие важные социальные лифты, как школа и научные организации, искусство.

Традиционно образование считалось самым надежным и эффективным социальным лифтом, который везет только наверх, что являлось мощнейшим стимулом молодым людям для хорошей учебы в школе, вузе, а в последствии для занятий научными исследованиями. Без наличия высокообразованных людей невозможно инновационное развитие страны и успех в мировой конкурентной борьбе. Сегодня наличие хорошего образования зачастую никак не способствует вертикальному продвижению, что существенно снижает мотивацию к его получению и, как следствие, инновационный потенциал страны.

Сегодня подавляющее большинство российской молодежи не имеет социальных гарантий не только на перспективу карьерного роста, но и на получение достойной (по способностям и образованию) работы. А если молодой человек лишен житейской перспективы, у него отсутствует мотивация на личностное и профессиональное развитие. В такой ситуации необходимость реально действующего в стране социального лифта, в основе которого находится образование, очевидна, не менее очевидна необходимость корректировки работы таких социальных лифтов, как политические группы и партии и государственные экономические организации.

Использование в рамках объединенного информационного пространства инновационной деятельности РФ такого инструмента, как краудсорсинг, позволит не только ускорить и удешевить разработку инновационных процессов, то и позволит улучшить функционирование таких социальных лифтов, как политические группы и партии, государственные экономические организации, школа и научные организации.

На информационные ресурсы объединенного информационного пространства инновационной деятельности РФ государственными учреждениями, организациями, а также экономическими организациями, управляемыми государством, должны размещаться задания для зарегистрированных пользователей, связанные как с оценкой уже подготовленных решений и инициатив, так и задания, связанные с их разработкой (или разработкой отдельных их частей).

При регистрации пользователь заполняет анкету, в котором указывает свой образовательный уровень, имеющиеся компетенции и навыки. С учетом указанных пользователем данных он допускается до участия в работе над размещаемыми заданиями. Успешность предлагаемых решений определяют заказчики и краудсорсинговые агрегаторы с учетом оценок данных другими пользователями. За предложенные удачные решения и активное участие пользователям начисляются баллы, которые обязательно учитываются при приеме на работу в государственные учреждения, организации, а также экономические организации, управляемые государством, баллы также учитываются при продвижении на вышестоящую вакансию, а также при получении различных грантов на исследования и научные разработки.

Продвижение вверх по социальной лестнице, основанное на понятной логике и правилах, будет являться значимой мотивацией, способствующей вовлечению большего количества людей из всех регионов страны в решение различных административных и производственно-хозяйственных задач, созданию новых рабочих мест, а также инновационной активности, концентрируемой на важных для страны направлениях.

Прозрачность и обоснованность позволит повысить доверие к руководителям и специалистам, получившим свои рабочие места на основе своих реально подтвержденных способностей, знаний и умения их эффективно применять.

Заключение

Реализация проекта по развитию инновационной деятельности и повышению эффективности социальных лифтов в рамках объединенного информационного пространства инновационной деятельности РФ с использованием такого инструмента, как краудсорсинг, может быть реализована в форме государственно-частного партнерства (ГЧП). Под ГЧП понимают совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Бизнес осуществляет разработку и обеспечивает функционирование информационного ресурса. Рентабельность операционной деятельности информационного ресурса и возврат сделанных инвестиций обеспечивает платный доступ к ресурсу (абонентская плата) и к его сервисам субъектам объединенного информационного пространства инновационной деятельности. Государство разрабатывает и утверждает необходимый и достаточный пакет документов, детально регламентирующий работу информационного ресурса и обеспечивающий обязательность использования результатов активности пользователя на сайте в реальной жизни. Государство получает прозрачный и эффективно функционирующий механизм удешевления и ускорения процессов инновационной деятельности, вовлечение и концентрацию усилий географически удаленных друг от друга экспертов и специалистов, а также отбор на возникающие вакансии и формирование кадрового резерва (вертикальную мобильность).

Объединенное информационное пространство инновационной деятельности РФ призвано играть значительную стимулирующую роль в развитии инновационной деятельности страны, создать возможности для повышения инвестиционной привлекательности экономики России, ее конкурентоспособности и достойного места среди стран лидеров в шестом технологическом укладе.

[1] Формирование шестого технологического уклада: проблемы и перспективы (2014, 5 декабря). Журнал «Международная жизнь».

[2] Там же.

[3] Определение понятия «Краудсорсинг» // Википедия. Свободная энциклопедия.


Страница обновлена: 29.10.2024 в 09:08:45