Особые экономические зоны портового типа в России и Объединенных Арабских Эмиратах

Демидова И.А.1
1 Ульяновский государственный технический университет

Статья в журнале

Экономические отношения
Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Демидова И.А. Особые экономические зоны портового типа в России и Объединенных Арабских Эмиратах // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 425-436. – doi: 10.18334/eo.10.2.110294.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43076856

Аннотация:
В статье представлена сравнительная характеристика особых экономических зон портового типа (ПОЭЗ), созданных на базе аэропортов, в России и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Количество зарегистрированных резидентов ПОЭЗ в ОАЭ в тысячи раз превышает количество резидентов ПОЭЗ в России, даже несмотря на высокую стоимость регистрации компании в ПОЭЗ ОАЭ, повышенные требования к минимальному уставному капиталу и необходимость лицензирования всех видов деятельности. В статье выделены основные параметры особых экономических зон (ОЭЗ) оказывающие влияние на степень инвестиционной привлекательности. Проанализированы преимущества и недостатки инвестирования в ПОЭЗ ОАЭ и России. Сформулированы основные проблемы, тормозящие развитие ОЭЗ портового типа в России. Приведены рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности ОЭЗ портового типа в России.

Ключевые слова: портовые особые экономические зоны в, особые экономические зоны, инвестиционная привлекательность

JEL-классификация: F15, H54, O57



Введение

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует единственная особая экономическая зона портового типа (далее – ПОЭЗ), расположенная на территории Ульяновской области на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный».

ПОЭЗ «Ульяновск» осуществляет свою деятельность на протяжении 11 лет, что составляет почти четверть законодательно определенного максимального срока создания таких зон (как известно, особые экономические зоны (ОЭЗ) в России создаются на 49 лет) [1]. За это время ПОЭЗ смогла доказать свою результативность и зарекомендовать себя в качестве эффективного механизма привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики [2] (Drobot, Makarov, Avtsinova, Zhuravleva, 2019). По оценке Министерства экономического развития России, деятельность ПОЭЗ «Ульяновск» за 2018 год признана эффективной, а показатель эффективности за все время существования ПОЭЗ «Ульяновск» составил 93% [3].

В целях дальнейшего повышения эффективности деятельности ПОЭЗ необходимым представляется изучение и использование положительного опыта работы ПОЭЗ в других странах. Автор предполагает, что повышение эффективности функционирования ПОЭЗ «Ульяновск» и рост ее инвестиционной привлекательности возможны путем заимствования эффективных инструментов развития ПОЭЗ, используемых в ОАЭ.

ОАЭ являются одним из мировых лидеров как по количеству созданных ОЭЗ, так и по степени их эффективности. На протяжении нескольких лет именно ОЭЗ Dubai Multi Commodities Centre (DMCC) из ОАЭ занимает первое место в рейтинге мировых ОЭЗ [4]. ПОЭЗ в ОАЭ имеют высокую инвестиционную привлекательность: за 11 лет функционирования резидентами ПОЭЗ «Ульяновск» стали только 32 компании, в то время как в ОЭЗ портового типа в ОАЭ количество зарегистрированных инвесторов превышает 10 000. Именно в столице ОАЭ находится штаб-квартира Всемирной организации свободных экономических зон (World Free Zones Organization (World FZO) [5]).

Изучением проблем функционирования ОЭЗ в России занимались ряд исследователей, среди которых Дробот Е.В., Ярикова Е.В. [6] (Drobot, Yarikova, 2019), Макаров И.Н. [2] (Drobot, Makarov, Avtsinova, Zhuravleva, 2019), Жаркова Н.Н. [7] (Zharkova, 2017), Булавко О.А. [8] (Bulavko, 2020). Юрьева А.А. [9] (Yureva, 2019), Грошев А.Р., Пелихов А.Р., Пермяков П.Ю. [10] (Groshev, Pelikhov, Permyakov, 2019), Фурщик М.А. [11] (Furshchik, Lysenko, 2010), Журавлева О.В. [12] (Zhuravleva, 2019), Аксенова М.А. [13] (Aksenova, Zhuravleva, Menshchikova, 2018), Ягольницер М.А., Колобова Е.А. [14] (Yagolnitser, Kolobova, 2018). Фурщик М.А. [11] (Furshchik, Lysenko, 2010), Журавлева О.В. [12] (Zhuravleva, 2019) в своих работах затрагивали характеристики ОЭЗ в зарубежных странах, однако полного сравнительного исследования функционирования ПОЭЗ в ОАЭ и в России не проводилось, что объясняет научную новизну настоящей статьи.

Целью настоящего исследования является проведение сравнительного анализа функционирования ОЭЗ портового типа в России и ОАЭ и формирование рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности ПОЭЗ в Ульяновской области.

ПОЭЗ в ОАЭ

Всего в ОАЭ функционируют три ПОЭЗ на базе аэропортов: Dubai Airport Free Zone (DAFZA) [3], расположенная в Дубае, Sharjah Airport Free Zone (SAIF Zone) [4], расположенная на территории аэропорта Шарджи, и Abu Dhabi Airport Free Zone (ADAFZ) [5] в Абу-Даби. Информация о деятельности ПОЭЗ в ОАЭ приведена автором с официальных сайтов ПОЭЗ, а также с сайта об ОЭЗ в ОАЭ [6] (Drobot, Yarikova, 2019) и официального сайта федерального налогового органа ОАЭ [7] (Zharkova, 2017).

ПОЭЗ в ОАЭ отличают глобальные и региональные коммуникации с превосходными транспортными связями (морскими, наземными и воздушными), развитая инфраструктура мирового класса, существенная поддержка деятельности ПОЭЗ со стороны государственных органов. ПОЭЗ предоставляют компаниям-резидентам налоговые и таможенные льготы: резиденты ПОЭЗ освобождены от уплаты подоходного налога, корпоративного налога, уплаты ввозных и вывозных таможенных пошлин (за исключением товаров, продаваемых на рынке ОАЭ), для резидентов доступны услуги таможенного поста 24 часа в сутки 7 дней в неделю (24/7). Кроме того, товары, перемещаемые между ПОЭЗ, и услуги, оказываемые внутри ПОЭЗ, не облагаются НДС. При этом, если компания поставляет товары или оказывает услуги лицам, находящимся за пределами ОЭЗ, НДС уплачивается по общей ставке 5%.

Важным преимуществом ведения бизнеса в ПОЭЗ для иностранных инвесторов является возможность перемещать средства и капиталы, приобретенные или вложенные на территории ОАЭ, на родину без каких-либо ограничений, в то время как для субъектов, ведущих свою деятельность в ОАЭ вне ОЭЗ, предусмотрены строгие ограничения, касающиеся репатриации капитала. Иностранные инвесторы могут воспользоваться и другим преимуществом, доступным только для резидентов ОЭЗ: компания-резидент ОЭЗ может на 100% находиться в иностранной собственности, тогда как на территории ОАЭ вне ОЭЗ компании обязаны не менее 51% долевого участия предоставлять гражданам ОАЭ.

Однако ведение деятельности в ОЭЗ сопряжено для инвестора с некоторыми существенными тратами: при регистрации компании в ОЭЗ инвестор уплачивает специальный регистрационный сбор в размере 7000 дирхам (136 566,75 руб. по курсу ЦБ РФ на 26 мая 2020 г. [8] (Bulavko, 2020)), а также должен ежегодно оплачивать лицензию (торговую, сервисную или промышленную) в размере не менее 7500 дирхам (146 321,53 руб. по курсу ЦБ РФ на 26 мая 2020 г. [8] (Bulavko, 2020)). Несмотря на высокий регистрационный сбор и существенные требования к минимальному размеру уставного капитала, ПОЭЗ в ОАЭ привлекли большое количество резидентов.

Наиболее успешными в ОАЭ являются портовые зоны SAIF ZONE и DAFZA. Остановимся на них подробнее.

Sharjah Airport Free Zone (SAIF Zone)

SAIF Zone основана в 1995 году и является первой сертифицированной в соответствии с ISO 9001 свободной зоной в мире. В настоящее время резидентами зоны являются более 8 000 компаний из 150 стран. Резидентом SAIF Zone может стать любая компания, вне зависимости от осуществляемого вида деятельности. SAIF Zone предлагает инвесторам арендовать готовые комфортные офисы и склады для ведения бизнеса (браунфилд) либо взять в аренду земельный участок для строительства необходимых помещений (гринфилд). Также SAIF Zone оказывает услуги по строительству необходимой инфраструктуры по заданию инвестора с учетом всех современных требований, предъявляемых к строительству объектов инфраструктуры высокого класса.

SAIF Zone привлекает инвесторов, прежде всего, своим удачным расположением: ПОЭЗ располагается на территории важнейшего транспортного узла ОАЭ и Дальнего Востока – международного аэропорта Шарджи. Пассажиропоток аэропорта в 2019 году составил 13 615 053 человек, грузооборот – 148 751 тонн [9] (Yureva, 2019). Аэропорт имеет прямое авиасообщение с 70 странами мира.

Важнейшим преимуществом SAIF Zone является и колоссальная поддержка со стороны государственных органов: ПОЭЗ гарантирует резидентам быстрое решение всех административных процедур, с которыми сталкивается компания в процессе своей деятельности. Так, большинство государственных услуг для бизнеса резидент SAIF Zone может получить в режиме одного окна в течение всего одного часа. Выдача лицензий, необходимых для ведения отдельных видов деятельности, осуществляется в течение одного рабочего дня.

Кроме того, для еще более оперативного решения всех административных вопросов, возникающих в ходе деятельности организации, SAIF Zone разработала и внедрила личный кабинет инвестора с доступом через мобильное приложение. В личном кабинете инвестор может получить или продлить визу, внести изменения в устав компании (изменить наименование компании, сменить директора, виды деятельности и т.д.), а также получить иные государственные услуги.

В качестве дополнительного преимущества SAIF Zone предлагает инвесторам возможность комфортного проживания инвесторов и сотрудников компаний на территории ПОЭЗ: на территории доступно для аренды современное комфортное жилье, организовано круглосуточное питание для всех сотрудников, работают торговые центры, аптеки, спортивные залы, пять раз в день осуществляются автобусные перевозки сотрудников до центра города.

SAIF Zone отличает высокий минимальный размер уставного капитала: 150 000 дирхам, или 2 926 430 руб. по курсу ЦБ РФ на 26 мая 2020 г. [8] (Bulavko, 2020)), что, однако, не мешает данной ПОЭЗ оставаться одной из популярнейших в мире.

Dubai Airport Free Zone (DAFZA)

ПОЭЗ DAFZA расположена рядом с территорией международного аэропорта Дубай. Аэропорт Дубая – это крупнейший логистический центр в ОАЭ: пассажиропоток за 2019 год составил 86,4 млн пассажиров, грузопоток – 2 514 918 тонн [10] (Groshev, Pelikhov, Permyakov, 2019). Аэропорт является штаб-квартирой Всемирной организации свободных экономических зон (World Free Zones Organization (World FZO)), объединяющей свободные зоны, индустриальные парки, а также ОЭЗ всего мира. Целью деятельности World FZO является помощь инвесторам в выборе инвестиционных площадок по всему миру, а также поддержка и развитие института ОЭЗ посредством обмена опытом и знаниями между участниками организации.

ПОЭЗ DAFZA основана в 1996 году, в настоящее время насчитывает более 1600 компаний-резидентов и обеспечивает внушительные 4,7% от всего ВВП Дубая. ПОЭЗ открыта для любых торговых, сервисных и промышленных предприятий. Как и SAIF Zone, ПОЭЗ DAFZA предлагает инвесторам работу по системе браунфилд, гринфилд, осуществляет строительство зданий по заданию инвестора.

Для удобства инвесторов DAFZA разработала специальный портал онлайн-обслуживания с личным кабинетом для упрощения взаимодействия резидентов с управляющей компанией и государственными органами. Через онлайн-портал инвестору доступно более 250 видов государственных услуг. Стоит отметить, что все государственные услуги оказываются в режиме одного окна, что существенно повышает скорость оказания государственных услуг, избавляет инвестора от очередей в государственных органах и бумажной волокиты.

Минимальный уставный капитал компании-резидента DAFZA существенно меньше, чем в SAIF Zone, и сопоставим по величине с требованиями для российских компаний: 1000 дирхам (19 509,54 руб. по курсу ЦБ РФ на 26 мая 2020 г. [8] (Bulavko, 2020)).

ПОЭЗ «Ульяновск»

ПОЭЗ «Ульяновск» создана на территории аэропорта «Ульяновск-Восточный» в 2009 году. В настоящее время аэропорт практически не функционирует: за 2019 год грузооборот составил всего 436 тонн, а пассажирооборот лишь 497 человек [11] (Furshchik, Lysenko, 2010). Основным аэропортом в Ульяновской области является аэропорт «Баратаевка», однако и у него показатели загруженности невысоки: грузооборот за 2019 год составил 265,35 тонн, пассажирооборот – 334 119 человек [11] (Furshchik, Lysenko, 2010).

В ПОЭЗ «Ульяновск» запущено 1300 кв. м офисов по системе браунфилд, к концу 2020 года планируется запустить еще 1800 кв. м. Необходимые помещения можно получить в собственность, арендовать или получить в лизинг. 426 га земли доступно для строительства по системе гринфилд. Также у ПОЭЗ «Ульяновск» имеется возможность строительства необходимой инвестору инфраструктуры по техническому заданию заказчика. Для оперативной поставки и отправки грузов на территории ПОЭЗ работает таможенный пост в режиме 24/7.

Компаниям-резидентам ПОЭЗ предлагает существенные налоговые льготы: так, налог на прибыль составляет всего 2% в течение первых 10 лет, далее – 15,5% (против 20% для нерезидентов), налог на землю и транспорт не уплачивается в течение первых 10 лет, налог на имущество не уплачивается первые 15 лет.

Взаимодействие с государственными органами компании-резиденты ПОЭЗ осуществляют на общих основаниях, дополнительных преференций и системы единого окна не предусмотрено. Характер взаимоотношений ОЭЗ с государственными органами хорошо прослеживается на примере получения компаниями-резидентами юридического адреса: до сих пор ПОЭЗ не присвоен корректный юридический адрес, в графе «улица» значится «ПОРТОВАЯ ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧ». Местные налоговые органы объясняют данную опечатку ошибкой системы (противоречием в программе между классификаторами адресов ГАР и КЛАДР). Вследствие данной ошибки резиденты вынуждены каждый раз подтверждать свой юридический адрес официальным письмом из налогового органа, что существенно осложняет процесс ведения бизнеса, получения государственных услуг и взаимоотношения с контрагентами.

ПОЭЗ «Ульяновск» имеет существенные проблемы с транспортной доступностью: зона существенно отдалена от города (около 15 километров), а жилые помещения на территории ПОЭЗ отсутствуют. Кроме того, доставка сотрудников общественным транспортом до территории ПОЭЗ не осуществляется, на территорию ПОЭЗ можно добраться только на личном или корпоративном транспорте (один раз в день). Инфраструктура на территории практически отсутствует: нет магазинов, аптек, пунктов питания.

Сравнительная информация по функционированию ОЭЗ в России и ОАЭ приведена в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика ОЭЗ в России и ОАЭ

Критерий сравнения
SAIF Zone
DAFZA
Ульяновск
Год создания
1995
1996
2009
Количество резидентов
более 8000
более 1600
32
Минимальный размер уставного капитала (руб. по курсу ЦБ РФ на 26 мая 2020 г. [8] (Bulavko, 2020))
2 926 430
19 509,54
10 000
Пошлина при регистрации компании в ПОЭЗ (руб. по курсу ЦБ РФ на 26 мая 2020 г. [8] (Bulavko, 2020))
136 566,75
136 566,75
Не взимается (только 800 руб. при регистрации компании в налоговом органе)
Срок получения статуса резидента с момента подачи заявки
24 часа
2 рабочих дня
Несколько месяцев
Величина ставки НДС
5% (0% на все операции внутри ОЭЗ)
5% (0% на все операции внутри ОЭЗ)
18% (0% при реализации товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны (СТЗ), 0% для оказания услуг, проведения работ на территории ОЭЗ)
Налоговая нагрузка (кроме НДС) в % от налоговой нагрузки при общей системе налогообложения
5%
5%
Около 10%
Таможенные пошлины (ввозные и вывозные)
Не уплачиваются (за исключением товаров, продаваемых на рынке ОАЭ)
Не уплачиваются (за исключением товаров, продаваемых на рынке ОАЭ)
Не уплачиваются
Режим работы таможенного поста
24/7
24/7
24/7
Транспортная доступность ОЭЗ
Рейсовый автобус 5 раз в день
Регулярный рейсовый автобус
Корпоративный транспорт 1 раз в день
Возможность арендовать готовый офис/склад
Есть
Есть
Есть
Возможность построить офис/склад
Есть
Есть
Есть
Единое окно для решения административных вопросов
Есть
Есть
Отсутствует
Личный кабинет резидента (включая мобильное приложение)
Есть
Есть
Отсутствует
Источник: официальный сайты SAIF Zone (https://www.saif-zone.com/), DAFZA (https://www.dafz.ae/en/corporate), ПОЭЗ «Ульяновск» (http://ulsez.com/).

Таким образом, у ОЭЗ портового типа в ОАЭ и России есть много общих характеристик: все ПОЭЗ предоставляют резидентам существенные налоговые льготы, освобождают от уплаты ввозных и вывозных таможенных пошлин, дают возможность работы по системе гринфилд, браунфилд, строить необходимые объекты инфраструктуры по заданию инвестора, обращаться в таможенный пост в режиме 24/7.

Слабым местом ПОЭЗ «Ульяновск» является, безусловно, отсутствие поддержки со стороны государственных органов, длительный срок решения административных вопросов. Для решения данной проблемы необходимо создать специальное единое окно для обращения по всем вопросам с возможностью отслеживания статуса рассмотрения, расширить перечень оказываемых в электронном виде государственных услуг. Кроме того, страдает и оперативность взаимодействия инвесторов с управляющей компанией. Решить данный вопрос можно по примеру ОАЭ, разработав онлайн-портал с доступом с мобильных устройств.

Повысить инвестиционную привлекательность ОЭЗ «Ульяновск» можно и с помощью развития инфраструктуры зоны: построить на территории ОЭЗ жилье для сотрудников, пункты питания, магазины, аптеки, организовать регулярное транспортное сообщение с зоной.

Предоставляемые для резидентов ПОЭЗ «Ульяновск» налоговые льготы не имеют постоянный характер – существенные налоговые послабления инвестор ощутит только в первые 10 лет работы компании. Данный фактор снижает инвестиционную привлекательность ПОЭЗ – крупные инвесторы не готовы вкладывать средства в строительство объектов промышленности на столь короткий период. Пролонгация действия налоговых льгот на весь период работы ПОЭЗ помогла бы решить данную проблему.

Указанные изменения в совокупности с низким порогом для открытия компании в ПОЭЗ по сравнению с ОАЭ помогут сделать ПОЭЗ «Ульяновск» привлекательным местом ведения бизнеса для иностранных инвесторов.

Заключение

Таким образом, по итогам проведенного исследования автор приходит к выводу, что за 25 лет функционирования ПОЭЗ в ОАЭ этой стране удалось выработать эффективные инструменты и механизмы развития ПОЭЗ и привлечь большое количество иностранных инвесторов. Однако не все инструменты можно перенять и применить в ПОЭЗ «Ульяновск-Восточный»: к примеру, повысить обороты аэропорта «Ульяновск-Восточный» до показателей аэропорта Шарджи или Дубая с целью создания активного транспортного узла и улучшения логистики представляется экономически нецелесообразным. По мнению автора, для повышения инвестиционной привлекательности и привлечения капиталов в ПОЭЗ «Ульяновск» необходимо по примеру ПОЭЗ в ОАЭ:

1. Упростить порядок получения статуса резидента ПОЭЗ, ускорить данный процесс за счет сокращения бюрократических процедур, ограничить его одним месяцем с момента подачи заявки на регистрацию в качестве резидента.

2. Предоставить резидентам возможность получать все государственные услуги в режиме единого окна со специальными сокращенными сроками получения государственных услуг.

3. Разработать специальный личный кабинет резидента ПОЭЗ «Ульяновск» с доступом через мобильные устройства для оперативного решения всех административных вопросов с управляющей компанией.

4. Осуществить строительство жилых помещений и необходимой для комфортной работы и жизни инфраструктуры на территории ПОЭЗ «Ульяновск» или в непосредственной близости от нее.

5. Организовать регулярное транспортное сообщение с ПОЭЗ «Ульяновск».

6. Продлить действие существующих налоговых льгот для резидентов ПОЭЗ на весь срок функционирования ПОЭЗ (49 лет).


Источники:

1. п. 6 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 25.07.2005, № 30 (ч. II), ст. 3127.
2. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Авцинова А.А., Журавлева О.В. Совершенствование методики экспертной оценки бизнес-плана проекта для резидентов особых экономических зон // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. – с. 1137-1150.
3. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2018 год и за период с начала функционирования особых экономических зон. // Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/2019062808 (дата обращения: 26 мая 2020).
4. fDi’s Global Free Zones of the Year 2019 – the winners // FDIIntelligence. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fdiintelligence.com/article/75879 (дата обращения: 26 мая 2020).
5. World Free Zones Organization. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldfzo.org/ (дата обращения: 26 мая 2020).
6. Дробот Е.В., Ярикова Е.В. Институциональный анализ организации государственно-частного партнерства в реализации инфраструктурных проектов // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 2989-3000.
7. Жаркова Н.Н. Интеграция кластера и особой экономической зоны как инструмент реализации Концепции 2020 // Экономика, предпринимательство и право. – 2017. – Том 7. – № 2. – с. 95-102.
8. Булавко О.А. Особые экономические зоны как катализатор развития российской промышленности // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 987-996.
9. Юрьева А.А. Развитие региональной социально-экономической политики в контексте формирования конкурентоспособных межрегиональных кластеров // Экономика и социум: современные модели развития. – 2019. – Том 9. – № 1. – с. 38-50.
10. Грошев А.Р., Пелихов Н.В., Пермяков П.Ю. Кластерные инициативы: противоречия и особенности в управлении процессами кластеризации региональной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 355-370.
11. Фурщик М. А. Портовые особые экономические зоны в России или ПОЭЗ по-русски//Транспорт Российской Федерации. – №2 (27). – 2010г. С. 12-16.
12. Журавлева О.В. Зарубежный опыт создания и развития индустриальных парков. / Глобальная трансформация России в эпоху цифровизации: проблемы, особенности, тенденции Материалы XIII международной научно-практической конференции. – Елец, 2019. – с. 21-26.
13. Аксенова М.А., Журавлева О.В., Меньщикова В.И. Модель развития особых экономических зон в России. / Ученые записки Российской академии предпринимательства. Научно-практическое издание. – Т. 17. – № 1. – М., 2018. – с. 9-17.
14. Ягольницер М.А., Колобова Е.А. Измерение влияния институциональных условий на образование инновационных кластеров в регионах России // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 4. – с. 661-678.
15. Dubai Airport Free Zone. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dafz.ae/ (дата обращения: 26 мая 2020).
16. Sharjah Airport Free Zone. [Электронный ресурс]. URL: https://www.saif-zone.com/ (дата обращения: 26 мая 2020).
17. Abu Dhabi Airport Free Zone. [Электронный ресурс]. URL: http://www.adafz.ae (дата обращения: 26 мая 2020).
18. UAE Free Zones. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uaefreezones.com/ (дата обращения: 26 мая 2020).
19. Federal tax authority UAE/ [Электронный ресурс]. URL: https://www.tax.gov.ae/ (дата обращения: 26 мая 2020).
20. Курсы валют к доллару США на заданную дату // Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/seldomc/sc_daily/ (дата обращения: 26 мая 2020).
21. Airport Statistics // Sharjah Airport. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sharjahairport.ae/en/business/media-center/airport-statistics/?statistics-for-year-2019 (дата обращения: 26 мая 2020).
22. Dubai International retains number one rank as world's busiest hub for international passengers // The National. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thenational.ae/business/aviation/dubai-international-retains-number-one-rank-as-world-s-busiest-hub-for-international-passengers-1.974319 (дата обращения: 26 мая 2020).
23. Объемы перевозок через аэропорты России // Федеральное агентство воздушного транспорта. [Электронный ресурс]. URL: https://favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-osnovnie-proizvodstvennie-pokazateli-aeroportov-obyom-perevoz/ (дата обращения: 26 мая 2020).

Страница обновлена: 30.08.2020 в 17:49:53