Интеграция региональных предприятий в состав федеральных корпоративных структур: выгоды и потери

Смирнов Д.Ю.1, Кузнецов В.В.1
1 Омский государственный технический университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 5 (Март 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Смирнов Д.Ю., Кузнецов В.В. Интеграция региональных предприятий в состав федеральных корпоративных структур: выгоды и потери // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 5. – С. 701-710. – doi: 10.18334/rp.16.5.136.

Аннотация:

Настоящее исследование посвящено оценке влияния на экономику региона процесса интеграции региональных предприятий в корпоративные структуры и холдинги федерального уровня. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны этого процесса с помощью инструментов SWOT-анализа, а также вносится ряд предложений по оптимизации данного процесса с учетом интересов всех участников региональной экономической деятельности.

Ключевые слова: региональная экономика, предприятия малого и среднего бизнеса, корпоративные бизнес-структуры, влияние корпоративных процессов на экономику, корпоративные интеграции и поглощения



Понятие “экономическая самостоятельность регионального предприятия” раскрывается через дихотомию “управляющая инстанция - рынок”. Если деятельность регионального предприятия детерминируется внешней по отношению к данному предприятию “управляющей инстанцией” (органы государственного управления, отраслевые органы управления, иные хозяйствующие субъекты), то данное предприятие утратило свою экономическую самостоятельность. И, наоборот, региональное предприятие сохраняет свою экономическую самостоятельность, если основным регулятором, определяющим его финансовое и хозяйственное состояние, является рынок.

В современных условиях потеря региональными предприятиями своей экономической самостоятельности, как правило, обусловлена деятельностью интегрированных структур федерального уровня. Под интегрированной корпоративной структурой следует понимать группу юридически или хозяйственно самостоятельных предприятий, ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов или договорных отношений для достижения общих целей [4, с.11].

Можно выделить следующие основные формы включения региональных предприятий в состав интегрированных структур федерального уровня:

- первый и наиболее распространенный способ экономического подчинения региональных предприятий интегрированными структурами – это приобретение крупного пакета обыкновенных акций, значительной доли участия или получение иным образом доминирующего положения в уставном капитале регионального предприятия. В результате региональное предприятие становится одним из участников федерального холдинга;

- второй способ интеграции региональных предприятий в состав интегрированных структур – это включение региональных предприятий в финансово-промышленные группы. В отличие от холдинга во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности;

- третий способ экономического подчинения региональных предприятий – это их реорганизация в форме присоединения к интегрированной структуре и образование на базе региональных предприятий обособленных подразделений интегрированной структуры (филиалов, отделений и т.д.). В данном случае региональное предприятие теряет не только свою экономическую самостоятельность, но и правовую независимость.

Зачастую третий способ завершает процедуру поглощения регионального предприятия интегрированной структурой. В Омской области значительное количество региональных предприятий утратило экономическую самостоятельность именно в результате использования данного способа включения региональных предприятий в состав интегрированных структур. В частности, в феврале 2007 года Президент РФ подписал указ о создании вертикально-интегрированной структуры по производству ракетно-космической и авиационной техники на базе ФГУП “ГКНПЦ им. М.В. Хруничева”, в соответствии с которым к Центру им. М.В. Хруничева присоединилось омское производственное объединение “Полет”. В конце 2007 года производственное объединение “Полет” вошло в состав ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" в качестве филиала [3].

В августе 2007 года было принято решение о вхождении “ОМО им. П.И. Баранова” в состав ФГУП “Научно-производственный центр газотурбостроения “Салют”. В марте 2011 года “ОМО им. П.И. Баранова” стало филиалом ФГУП “НПЦ газотурбостроения “Салют” [2]. «Манрос-М», крупнейшее молочное предприятие Омской области, является филиалом ОАО «Вимм-Билль-Данн». Один из крупнейших региональных банков Омска ОАО “Омскпромстройбанк” стал филиалом “Омский” ОАО «ОТП Банк».

Потеря экономической самостоятельности региональными предприятиями является существенным фактором, детерминирующим социально-экономическое развитие региона.

Для того чтобы оценить “плюсы” и “минусы” утраты экономической самостоятельности региональными предприятиями в результате их вхождения в состав интегрированных структур федерального уровня целесообразно применить SWOT-анализ [5].

Основные преимущества для предприятий региональной экономики, возникающие вследствие их включения в состав интегрированных структур:

- региональные предприятия, интегрированные в федеральные структуры, являются более устойчивыми экономически и финансово, по сравнению с региональными предприятиями, сохранившими свою экономическую самостоятельность;

- интегрированные региональные предприятия в большей степени защищены от циклических кризисов перепроизводства, сезонных колебаний потребительского спроса и т.д.;

- федеральная структура способна защитить входящие в ее состав региональные предприятия от исполнительного производства и угрозы банкротства.

Появление данных преимуществ обусловлено тем, что интегрированная структура – это не механическая сумма компаний, а организованная система, в рамках которой взаимная интеграция порождает мощный синергетический эффект для региональных предприятий в виде:

- сокращения издержек;

- получения более широкого доступа к финансовым ресурсам;

- расширения возможностей по внедрению новых, прогрессивных технологий, оборудования, методов организации труда;

- оптимизации процессов управления;

- гарантированных поставок сырья и комплектующих;

- стабильного спроса на выпускаемую продукцию.

Стабильность финансового состояния региональных предприятий, в свою очередь, благотворно сказывается на всем региональном экономическом комплексе. Возрастающая устойчивость региональных предприятий, включенных в интегрированные структуры, положительно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса региона. Устойчивость входящих в интегрированные корпоративные структуры региональных предприятий обеспечивает стабильность регионального рынка труда.

“Слабые” стороны процесса потери региональными предприятиями своей экономической независимости связаны, главным образом, с тем, что включение высокорентабельного, а, следовательно, обеспечивающего значительные поступления в региональный бюджет от налога на прибыль, регионального предприятия в состав интегрированного холдинга зачастую приводит к существенному снижению поступлений от данного налога в бюджет субъекта Российской Федерации.

В случае присоединения регионального предприятия в качестве обособленного подразделения к интегрированной структуре данная структура по-прежнему продолжает платить налог на прибыль в бюджет субъекта РФ по месту нахождения регионального предприятия, ставшего обособленным подразделением. Однако ряд объективных условий может привести к снижению поступлений от налога на прибыль в бюджет субъекта РФ в результате влияния следующих факторов:

- рассчитанная в среднем по составным элементам интегрированной структуры норма прибыли может оказаться меньше, чем норма прибыли на реорганизуемом региональном предприятии;

- среднесписочная численность работников и средний уровень заработной платы в составных элементах интегрированной структуры может превышать аналогичные показатели в реорганизуемом региональном предприятии;

- средняя остаточная стоимость амортизируемого имущества в составных элементах интегрированной структуры также может оказаться выше, по сравнению с этой же стоимостью в реорганизуемом региональном предприятии.

Вместе с тем, основную угрозу для регионального бюджета представляют не эти объективные основания, а та налоговая политика, которая, как правило, проводится в рамках крупной интегрированной структуры. В большой многоотраслевой межрегиональной интегрированной структуре гораздо больше возможностей для того, чтобы “спрятать” прибыль, по сравнению с аналогичными возможностями моноотраслевого, расположенного на территории одного субъекта РФ предприятия.

В случае включения регионального предприятия в состав холдинга или финансово-промышленной группы в качестве самостоятельного юридического лица региональное предприятие при определенных условиях может войти в состав консолидированной группы налогоплательщиков [1]. Факторы, детерминирующие снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет субъекта РФ в случае включения регионального предприятия в состав консолидированной группы налогоплательщиков, аналогичны ранее рассмотренным факторам подобного снижения, возникающего в случае присоединения регионального предприятия к интегрированной структуре в качестве обособленного подразделения.

Потенциальные возможности, возникающие в результате включения регионального предприятия в состав интегрированной структуры, связаны с привлечением инвестиций в данное предприятие и в экономику региона в целом:

- прямой положительный эффект для предприятия заключается в увеличении объема и ассортимента выпускаемой продукции, модернизации оборудования, увеличении количества занятых, расширении ареала сбыта продукции и т.д.;

- прямой положительный эффект для региональной экономики и финансов состоит в уменьшении безработицы на уровне субъекта РФ, увеличении объемов регионального валового продукта, росте доходов регионального и местных бюджетов и т.д.;

- косвенный мультипликативный эффект, вызываемый инвестициями в региональное предприятие, связан с тем, что модернизируемое предприятие, благодаря инвестициям, способно стать своеобразной “точкой роста” для региона.

Можно выделить две основные группы источников дополнительных инвестиций. Первый источник – это финансовые ресурсы самой интегрированной структуры, инвестируемые в модернизацию и реконструкцию регионального предприятия. Вторая группа источников возможных инвестиций в региональное предприятие связана с инвестиционными ресурсами федерального центра, прежде всего, средствами федерального бюджета (федеральная адресная инвестиционная программа, ведомственные целевые программы и т.д.), а также средствами различного рода инновационных фондов, формируемых и распределяемых на федеральном уровне (Венчурный инновационный фонд, государственные корпорации «Роснанотех», «Ростехнологии», Внешэкономбанк и т.д.).

Включение региональных предприятий в состав крупных, имеющих общегосударственное значение, интегрированных структур, обладающих значительными лоббистскими возможностями и влиянием на федеральное правительство и отраслевые министерства, существенно повышает шансы региональных предприятий на получение инвестиционных ресурсов федерального центра.

Потенциальные угрозы для региональной экономики, обусловленные потерей экономической независимости предприятиями, локализованными на территории региона, заключаются в нарушении комплексности социально-экономического развития региона, монополизации региональных рынков, подчинении политической региональной элиты интегрированными структурами.

В настоящее время понятие комплексности региональной экономики тесно связано с понятием кластеризации экономики региона. Комплексность регионального экономического развития находит свое конкретное материальное воплощение в формировании в регионе эффективно функционирующих кластеров. Однако полноценно функционировать территориальный кластер может только при условии включения в его состав экономически самостоятельных предприятий.

Региональное предприятие способно воспользоваться синергетическим эффектом, порождаемым территориальной интеграцией, только в случае, если обладает возможностями принимать самостоятельные решения по всем вопросам финансовой и хозяйственной деятельности. В рамках корпоративных интегрированных структур наиболее важные производственные, коммерческие, финансовые решения принимает не региональное предприятие, а управляющая инстанция. Основная задача управляющей инстанции состоит в том, чтобы добиться максимального синергетического эффекта в рамках всей интегрированной структуры. Максимизация синергии в рамках интегрированной корпоративной структуры зачастую требует одних действий со стороны регионального предприятия, а получение максимального синергетического эффекта в рамках территориальной интеграции предполагает совершенно иные действия регионального предприятия. Как результат, региональное предприятие, даже включенное по формальным признакам в территориальный кластер, в действительности выпадает из этого кластера.

Еще одной потенциальной угрозой, связанной с включением региональных предприятий в состав интегрированных структур, является монополизация регионального рынка сырья и готовой продукции. Обладая потенциалом, превышающим потенциал региональных предприятий, интегрированная структура начинает господствовать на региональном рынке, устраняя конкурентов или договариваясь с ними.

Наконец, потеря субъектом Российской Федерации своей экономической независимости может обернуться потерей региональными элитами политической независимости. Корпоративные интегрированные структуры начинают доминировать не только в экономике региона, но и в его властных структурах.

Подводя общий итог, можно отметить, что потеря экономической самостоятельности региональными предприятиями в результате их включения в федеральные интегрированные структуры приводит скорее к отрицательному, чем положительному результату для экономики региона. “Минусы” данного процесса очевидны: потеря контроля со стороны региональных властей над финансами региона, сокращение поступлений налоговых доходов в региональный бюджет, угроза формированию и развитию региональных кластеров. “Плюсы” рассматриваемого процесса не столь очевидны и, скорее, представляют собой потенциальные возможности, чем явно выраженные преференции: в случае совместного успешного лоббирования со стороны интегрированной структуры и региональных властей федеральный центр может направить дополнительные инвестиционные ресурсы в развитие регионального предприятия.

Таблица 1

Матрица SWOT анализа интеграции региональных предприятий в интегрированные структуры федерального уровня

Сильные стороны
Возможности
Региональные предприятия, интегрированные в корпоративные структуры, по сравнению с предприятиями, сохранившими свою экономическую самостоятельность, являются более устойчивыми финансово и экономически, в большей степени защищены от циклических кризисов перепроизводства, сезонных колебаний потребительского спроса, исполнительного производства, банкротства
Увеличение инвестиций в предприятие и в экономику региона за счет финансовых ресурсов как самой интегрированной структуры, так и федерального центра
Слабые стороны
Угрозы
Существенное снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации
Угроза формированию и развитию региональных кластеров, монополизация регионального рынка сырья и готовой продукции, потеря региональными элитами политической независимости

Для того чтобы противостоять негативным последствиям интеграции региональных предприятий в интегрированные структуры федерального уровня региональные власти должны стать инициаторами объединения экономически самостоятельных региональных предприятий в структуры, интегрированные на уровне региона.

Под региональными интегрированными структурами следует понимать совокупность хозяйствующих субъектов, локализованных на территории одного субъекта Российской Федерации и объединяющих свои финансовые и производственные ресурсы с целью достижения не только частнохозяйственных, но и региональных интересов [6, с.90].

Региональная интеграция представляет собой сложный, многоэтапный, длительный процесс. Сложность данного процесса обусловлена тем, что в рамках региональной интеграции необходимо добиться согласованности трех, часто не совпадающих интересов: частнохозяйственного, отраслевого, регионального.

Очевидно, что частнохозяйственные интересы и интересы регионов по многим позициям не только не совпадают, но противоречат друг другу. В первую очередь, это касается вопросов, связанных с налоговыми платежами в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Частнохозяйственный интерес детерминирует стремление предприятия использовать различные схемы оптимизации налогообложения, позволяющие сократить выплаты в бюджеты всех уровней, в том числе в региональный и местные бюджеты. Региональный интерес, напротив, заключается в максимизации объема финансовых ресурсов, мобилизованных в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Однако региональная интеграция может явиться основой для успешной реализации частнохозяйственного интереса. Полученный в рамках региональной интеграции синергетический эффект является важным фактором снижения издержек региональных предприятий и обеспечивает их успех в конкурентной борьбе с локализованными в других регионах предприятиями.

Одно из необходимых условий создания эффективно работающей региональной интегрированной структуры – это соблюдение этапности построения данной структуры. Процесс формирования успешно функционирующей региональной интегрированной структуры разбивается на два этапа, длительных по времени, распадающихся на несколько подэтапов каждый.

Первый этап заключается в построении эффективных, генерирующих значительный синергетический эффект территориальных кластеров. Второй этап состоит в том, чтобы на базе доказавших свою жизнеспособность и эффективность территориальных кластеров сформировать региональные интегрированные структуры.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:49:42