Методическое обеспечение оценки влияния рынка труда на экономику региона (на примере Пермского Края)

Царенко И.В.1
1 Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2016)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=28307609
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В данной статье рассматривается процесс осуществления оценки влияния рынка труда на экономику региона, обусловленный тем, что при наличии на рынке труда региона диспропорции между требованиями работодателей к вакансии и профессиональным и квалификационным составом безработных, региональный рынок труда заполняется невостребованными работниками, что приводит к формированию устойчивых групп населения, испытывающих трудности в поиске работы. Как следствие, снижается уровень жизни значительной части населения, длительное время находящегося в поиске работы. Данная ситуация отрицательно сказывается на экономике региона в целом. На рынок труда региона оказывают непосредственное влияние такие социально-экономические системы, как экономическая специализация региона и его геополитическое положение, образовательный и профессиональный уровень населения, развитие малого предпринимательства. Матричная модель Shell/DPM была адаптирована автором для анализа и позиционирования социально-экономических систем Пермского края. Предложенная матрица может использоваться в качестве алгоритма для оценки влияния рынка труда на экономику региона.

Ключевые слова: экономический рост, квалификация, уровень безработицы, специализация, матрица, вакансия, образовательный уровень

JEL-классификация: O18, J23, R23



Введение

Безработица является результатом неэффективного функционирования всей системы социально-трудовых отношений в регионе: экономических, социальных, профессиональных и т.д.

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что при наличии на рынке труда региона диспропорции между требованиями работодателей к вакансии и профессиональным и квалификационным составом безработных региональный рынок труда заполняется невостребованными работниками, что приводит к формированию устойчивых групп населения, испытывающих трудности в поиске работы. Как следствие, снижается уровень жизни значительной части населения, длительное время находящегося в поиске работы. Данная ситуация отрицательно сказывается на экономике региона в целом.

Проблему влияния регионального рынка труда на экономику региона изучали отечественные ученые, такие как Л.В. Родионова, А.Я. Троцковский, Т.Н. Пигина, М.А. Баранов, О.А. Ситниченко и многие другие.

Объектом исследования является региональный рынок труда и инструменты, которые обеспечивают влияние рынка труда на экономический рост региона.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе функционирования регионального рынка труда.

Цель статьи: разработать методические подходы оценки влияния рынка труда на экономику региона.

Методами исследования, применяемыми в настоящей статье, стали системный подход, метод сравнительного анализа статистических данных, проблемный подход.

Научная новизна: автором разработана матрица «портфельного» анализа, которая позволяет позиционировать региональные социально-экономические системы в зависимости от сочетания таких характеристик развития рынка труда, как уровень общей безработицы и уровень официально заявленных вакансий и разрабатывать рекомендации по совершенствованию регулирования регионального рынка труда и непосредственно корреспондирующей с ней сферы подготовки и переподготовки кадров в экономике региона.

Предложенная матрица может использоваться в качестве алгоритма для оценки влияния рынка труда на экономику региона.

Исследование оценки влияния рынка труда на экономику региона

Функционирование экономики региона связано с рядом социально-экономических показателей региона (количеством рабочих и вакантных мест, средней заработной платы, величины прожиточного минимума, численности трудоспособного населения и т.д.). Очевидно, что функционирование рынка труда в первую очередь оказывает влияние на экономическое развитие региона. Справедливо и обратное: хозяйственные взаимосвязи региона оказывают непосредственное влияние на количество рабочих мест, их квалификационный и образовательный состав, величину заработной платы.

Безработица возникает в результате превышения предложения рабочей силы над спросом на нее. Главным показателем, характеризующим состояние рынка труда в регионе, и применяемым в процессе анализа тенденций развития рынка труда и экономики, служит показатель уровня безработицы.

В настоящее время в статистическом наблюдении России используются две методики определения уровня безработицы. Методика, используемая службой занятости, рассчитывает уровень безработицы как отношение числа граждан, зарегистрированных в службе занятости к общему количеству экономически активного населения в регионе [1] (Pigina, 2015).

Недостатком такого подхода является тот фактор, что в расчете уровня безработицы не учитываются граждане, не обращавшиеся в службу занятости, или те, безработные, которым по каким-либо причинам отказано в постановке на учет. Вторая методика определения уровня безработицы, которая примется Международной организацией труда (МОТ) и базируется на выборочных обследованиях лиц в трудоспособном возрасте, также имеет ряд недостатков, потому что при обследовании домохозяйств в число безработных включается та часть населения, которая задействована в теневом секторе экономики [2] (Rodionova, Trotskovskiy, 2011).

Таблица 1 – Основные социально-экономические показатели Пермского края (составлено автором на основе статистических данных)

Наименование показателя
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Численность экономически активного населения, тыс. чел.
2631
2633
2634
в том числе экономически активного, тыс. чел.
1327
1309
1304
Количество безработных, тыс. чел.
20,9
25,4
20,3
Уровень безработицы, %
1,56
1,98
1,28
Общее количество предприятий, шт.
77496
76708
83822
Количество убыточных предприятий, шт.
2441
2326
2657
Доля убыточных предприятий, % к общему числу предприятий
31,5
30,3
31,7
Количество малых предприятий, шт.
4191
4350
4312
Доля малых предприятий к общему числу предприятий, %
5,0
6,1
5,1

За рассматриваемый период наибольших значений показатель уровня безработицы достиг в 2015 г. (1,98 %) [3]. Так рынок труда Пермского края отреагировал на экономический кризис, вызванный падением цен на нефть, ростом курса доллара, санкционным давлением [4] (Mrazov, Sorokin, 2015).

Одной из причин значительного роста безработицы в 2015 г. является возросшая экономическая активность населения. Несмотря на снижение экономически активного населения Пермского края в 2015 г. до 1309 тыс. чел. против 1327 тыс. чел. в 2014 г., лица трудоспособного возраста, которые в условиях экономического подъема были заняты в теневой экономике или занимались предпринимательством без регистрации в налоговых органах, в условиях падения доходов были вынуждены изменить приоритеты и выйти на региональный рынок труда, увеличив предложение рабочей силы [4] (Mrazov, Sorokin, 2015).

Доля убыточных предприятий в Пермском крае имеет стабильно высокое значение от 30,3 % до 31,7 %, то есть практически третья часть предприятий края является убыточными.

Важнейшим направлением формирования предложения рабочей силы является высвобождение работников, которое происходит в результате структурных преобразований в экономике региона и ликвидации убыточных и низкорентабельных предприятий, что еще более увеличивает предложение рабочей силы на рынке труда Пермского края.

Уровень социально-экономического развития Пермского края зависит от ряда факторов [5].

1. Геополитическое положение. Пермский край, расположенный на востоке европейской части РФ, богат полезными ископаемыми: нефтью, газом, минеральными солями, золотом, алмазами, хромитовыми рудами, различными строительными материалами. Нефтегазовый производственный комплекс региона направляет свою продукцию на экспорт. Пермский край является крупнейшим экспортером калийных удобрений. Для использования преимуществ геополитического положения региону необходимо наличие трудовых ресурсов надлежащего количества и качества и современных средств производства.

2. Экономическая специализация региона. Ведущими отраслями специализации Пермского края являются машиностроение, химия и нефтехимия, металлургия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Экономическая специализация региона является очень востребованной на внутреннем и внешнем рынке.

3. Процессы на рынке труда. Ситуация на рынке труда Пермского края имеет как положительную, так и отрицательную тенденцию. Несмотря на рост заявленных вакансий в 2016 г., наблюдается отток кадров в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, связан с низким уровнем оплаты труда. Недостатком рынка труда является диспропорция между количеством безработных граждан и количеством имеющихся вакансий и качественная диспропорция: предприятиям необходимы специалисты не той профессии и не той квалификации, которые имеют безработные.

4. Образовательный и профессиональный уровень населения. Производство высокотехнологичной продукции, такой как авиационные и ракетные двигатели, топливная аппаратура, нефтепромысловое оборудование, аппаратура цифровых и волоконно-оптических систем передачи информации, нуждается в высококвалифицированных кадрах. Для этого в соответствии с реализацией проекта «Модернизация образования» на 2016 г. практикуется привлечение в пермские организации высшего образования талантливых выпускников школ, в том числе из других регионов; привлечение в вузы Пермского края ведущих российских и зарубежных ученых для проведения лекций, семинаров, мастер-классов; из года в год растет количество студентов, обучающихся на условиях целевой подготовки. В 2016 г. их количество составило 2521 человек [5].

5. Развитие малого предпринимательства. Из таблицы 1 видно, что в 2015 г. наблюдался небольшой рост количества малых предприятий в Пермском крае (4350 против 4191), а в 2016 г. их количество уменьшилось до 4312 предприятий. Данная тенденция является негативной для региона, поскольку малое предпринимательство обеспечивает занятость населения региона, способствует повышению дохода населения, обеспечивает развитие конкурентных отношений в регионе, то есть имеет важное значение для устойчивого экономического развития Пермского края. Кроме того, удельный вес малых предприятий составляет 5-6 % в общем количестве предприятий, что ничтожно мало [6] (Baranov, 2016).

Приведенная на рисунке модель портфельного анализа Shell/DPM, разработанная Британско-Голландской химической организацией Shell, в которой каждый из квадрантов матрицы описывает существенно раз­личные ситуации, требующие особого подхода [7] (Fama, 1965). Данная модель была адаптирована нами для анализа и позиционирования социально-экономических систем Пермского края. Одно из главных преимуществ модели Shell/DPM состоит в том, что она решает проблему объединения качественных и количественных переменных в единую параметрическую систему [8] (Efremov, 1998).

На рисунке 1 приведена модель позиционирования социально-экономических систем региона на основе матрицы Shell/DPM.

Перспективы отрасли региона
100
Экономическая специализация Пермского края
Геополитическое положение региона
Максимально использовать геополитическое положение региона для углубления экономической специализации

Образовательный и профессиональный уровень населения
Реализация проекта «Модернизация образования»
Подготовка необходимого количества специалистов высокой квалификации для высокотехнологичных отраслей
0
Развитие малого предпринимательства
Процесс подготовки и переподготовки безработных для экономики региона
Уменьшение диспропорций между спросом и предложением на рынке труда


0

100


Конкурентоспособность региона
Рисунок 1 – Позиционирование социально-экономических систем региона на основе матрицы Shell/DPM [Составлено автором]

Из рисунка 1 видно, что конкурентным преимуществом Пермского края являются экономическая специализация и геополитическое положение региона. Необходимо максимально использовать геополитическое положение региона для углубления экономической специализации [9] (Yarbaeva, Markov, 2015).

Однако, реализации этой задачи препятствует образовательный и профессиональный уровень населения, который не соответствует потребностям высокотехнологичных экспортных отраслей [10] (Scarpeta, 2014). Для этой цели реализуется региональная программа «Модернизация образования», но основной упор в этой программе делается на обучение студентов, а не на повышение квалификации безработных граждан. Повышение образовательного уровня населения при помощи программы «Модернизация образования» имеет конечную цель – подготовку необходимого количества специалистов высокой квалификации для высокотехнологичных отраслей [11] (Sitnichenko, 2014).

Развитие малого предпринимательства в регионе также играет важную роль в устойчивом экономическом развитии Пермского края и имеет своей целью уменьшение диспропорций между спросом и предложением на рынке труда.

Важную роль для уменьшения диспропорции между спросом и предложением на рынке труда является процесс переподготовки и повышения образовательного уровня для безработных граждан региона [12] (Borisova, Yakovlev, 2015).

Оба эти фактора, развитие малого предпринимательства в регионе и процесс переподготовки и повышения квалификации безработных граждан, имеют конечную цель – уменьшение диспропорций между спросом и предложением на рынке труда и экономический рост региона [13] (Dunford, 2015).

Уменьшение диспропорций между спросом и предложением на рынке труда и подготовка необходимого количества специалистов высокой квалификации для высокотехнологичных отраслей являются ступенями для осуществления основной цели – максимального использования геополитического положения региона для углубления экономической специализации и достижения экономического роста Пермского края [14] (Davis, 2014).

Таким образом, предложенная матрица может использоваться в качестве алгоритма для оценки влияния рынка труда на экономику региона.

Результаты исследования

Автором разработана матрица «портфельного» анализа, которая позволяет позиционировать региональные социально-экономические системы в зависимости от сочетания таких характеристик развития рынка труда, как уровень общей безработицы и уровень официально заявленных вакансий и разрабатывать рекомендации по совершенствованию регулирования регионального рынка труда и непосредственно корреспондирующей с ней сферы подготовки и переподготовки кадров в экономике региона.

Предложенная матрица может использоваться в качестве алгоритма для оценки влияния рынка труда на экономику региона.

Выводы и заключение

Эффективность рынка труда Пермского края требует значительного роста, поскольку имеется диспропорция между требованиями, предъявляемыми к работникам со стороны работодателей и квалификационным составом безработных и граждан, ищущих работу. Причиной такой диспропорции является низкое качество образования, поверхностность профессиональных знаний, недостаточное овладение квалификационными навыками. Вместе с тем, крупные промышленные предприятия Пермского края используют в своей деятельности современное сложное оборудование, инновационные технологии, поэтому требования, предъявляемые к потенциальным работникам со стороны работодателей, растут в геометрической прогрессии.

Если работодатели не могут найти на рынке труда работников определенных, необходимых им профессий, или нужной квалификации, то из‑за незаполненных вакансий снижается использование производственного потенциала, снижается темп роста производительности труда и конкурентоспособность организации в целом. а поскольку данная ситуация является типичной для многих организаций, то замедляется экономический рост экономики региона.


Источники:

1. Пигина Т.Н. Безработица как показатель социально-экономического развития региона (на примере Республики Хакасия) // Российское предпринимательство. – 2015. – № 6. – С. 843-852.
2. Родионова Л.В., Троцковский А.Я. Региональный рынок труда: проблемы формирования, прогнозирования и регулирования // Известия алтайского государственного университета. – 2011. – № 2-1. – С. 298-307.
Основные социально-экономические показатели Пермского края. [Электронный ресурс]. URL: http://www.permsovprof.ru/dejatelnost/socialnoe-partnerstvo/statisticheskie-dannye/socialno-jekonomicheskie-pokazateli-permskogo-kraja.html.
4. Мразов Ю.Г., Сорокин О.Н. Инновационный бизнес России в условиях санкций // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. – 2015. – № 1(17). – С. 104-106.
Федеральная служба государственной статистики по Пермскому краю. [Электронный ресурс]. URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ru/statistics/employment/.
Баранов М. А. Связь развития малых предприятий с экономическим ростом в Пермском крае. / Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – 136–140 с.
7. Fama E. F. Portfolio Analysis in a Stable Paretian Market // Portfolio Analysis in a Stable Paretian Market. – 1965. – № 11.
Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель Shell/DPM. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/press/management/1998-3/07.shtml.
9. Ярбаева Т.А., Марков А.В. Механизмы повышения эффективности перерабатывающих предприятий // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. – 2015. – № 1(17). – С. 116-120.
10. S. Scarpeta Employment Effects of Product and Labour Market Reforms: Are there Synergies // Economic Journal. – 2014. – № 122. – С. 558.
11. Ситниченко О.А. Особенности регулирования трудоустройства выпускников вуза // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 12-2. – С. 159-164.
12. Борисова А.В., Яковлев А.В. Особенности учета основных факторов макроэкономического риска при оценке стоимости бизнеса // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. – 2015. – № 1(17). – С. 45-48.
13. M. Dunford Theorising regional economic performance and the changing territorial division of labour // Regional Studies. – 2015. – № 37(8). – С. 839–854.
14. Davis, S. J. Labor Market Flows in the Cross Section and Over Time // Journal of Monetary Economics. – 2014.
15. Antonetti P., Maklan S. Social identification corporate irresponsibility: a model of stakeholder punitive intentions // British journal of management. – 2016. – № 3. – С. 583-605.

Страница обновлена: 30.10.2024 в 09:53:07