Организационно-экономический механизм обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей горюче-смазочными материалами
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 2 (Январь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Бережной В.Г. Организационно-экономический механизм обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей горюче-смазочными материалами // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 2. – С. 263-274. – doi: 10.18334/rp.16.2.65.
Аннотация:
В статье описан сформированный организационно-экономический механизм реализации программы обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей горюче-смазочными материалами.
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственно-частное партнерство, горюче-смазочные материалы, государственная программа развития сельского хозяйства
Постановление Правительства РФ от 05.03.2010 №129 [1], которым было установлено, что исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления были вправе заключать с поставщиками горюче-смазочных материалов (ГСМ) соглашения о снижении или поддержании цен при поставке сельхозтоваропроизводителям отдельных видов ГСМ, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ, действовало на протяжении 3 лет (с 2009 по 2012 г.).
Потребление горюче-смазочных материалов
Предоставление существенных скидок на нефтепродукты привело к галопирующему ежегодному росту объемов поставки нефтепродуктов по льготным ценам и опережающему его росту объемов упущенной выгоды нефтяных компаний, связанному с увеличением процента скидки на нефтепродукты.
Утвержденный c 2013 года механизм, когда в качестве базовой поддержки сельхозпроизводителей будет поддержка доходности в расчете на гектар пашни, а необходимый объем средств на ГСМ будет заложен в этой субсидии, привел к отрицательной динамике потребления ГСМ. Объем поставленных аграриям нефтепродуктов в 2013 году катастрофически сократился в сравнении с 2012 годом болеем чем в 3 (!) раза: с 2 955 тыс. т до 959 тыс. т (см. табл. 1).
Таблица 1. Информация о поставках нефтепродуктов сельхозтоваропроизводителям в 2009-2013 годах [2]
Год
|
Поставлено нефтепродуктов, тонн
|
Процент прироста объемов поставки
|
Упущенная выгода нефтяных компаний,
млрд. руб. |
Процент прироста упущенной выгоды
|
2009
|
1 092 000
|
|
2,0
|
|
2010
|
2 207 042
|
102,1 %
|
5,0
|
150 %
|
2011
|
2 638 722
|
19,6 %
|
18,5
|
270 %
|
2012
|
2 955 458
|
12,0 %
|
24,0
|
30 %
|
2013
|
959 000
|
-67,6 %
|
-
|
-
|
Для успешного развития государственно-частного партнерства, направленного на обеспечение горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей, необходимо сформировать организационно-экономический механизм, определяющий:
- организационные условия, реализация которых обеспечит действенность всей структуры;
- алгоритм действий, позволяющий добиться требуемого результата;
- инструментарий для контроля за ходом реализации программы обеспечения горюче-смазочными материалами.
Под организационно-экономическим механизмом развития государственно-частного партнерства, направленным на качественное обеспечение горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей, предлагаем понимать сложную взаимозависимую совокупность элементов, организационно, экономически и технологически связанных между собой, в соответствии с алгоритмом и с использованием инструментария, специально разработанными для решения поставленных тактических задач. При этом результат выполнения определенного этапа алгоритма используется также в качестве источника информации для выполнения следующего этапа алгоритма.
Государственно-частное партнерство в обеспечении ГСМ
Анализ практической реализации программы обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей горюче-смазочными материалами, действовавшей в Российской Федерации в 2009-2012 годах, формирует основу предлагаемого механизма развития государственно-частного партнерства при обеспечении горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволяя сформулировать основные организационные условия (принципы), которые необходимо соблюдать при управлении таким государственно-частным партнерством.
1. Принцип разделения ответственности и рисков, предполагающий разделение ответственности и рисков между нефтяными компаниями, сельскохозяйственными товаропроизводителями и государственными (федеральными, муниципальными) структурами в соответствии с положениями, отраженными в заключенных соглашениях.
2. Принцип долговременного сотрудничества, базирующийся на том, что производственные базы нефтяных компаний (нефтебазы, пункты налива, АЗС), обеспечивающие снабжение сельскохозяйственных товаропроизводителей нефтепродуктами, и производственные объекты агропромышленных предприятий с сельскохозяйственными угодьями и пашнями являются объектами, расположенными стационарно и на длительный срок, а удовлетворение потребности в горюче-смазочных материалах в сельском хозяйстве всегда будет одной из самых приоритетных задач.
3. Принцип взаимного доверия и стратегической надежности, позволяющий, несмотря на то, что подписанные контракты и соглашения не могут включать себя описание всех возможных ситуаций и поворотов событий, участникам государственно-частного партнерства чувствовать себя уверенным в выполнении сторонами всех взятых на себя обязательств, в том числе, за счет гарантий со стороны других участников партнерства и четкой законодательной базы. При этом необходимо создание таких условий управления партнерством, при которых возможно добиться стабильного режима работы с учетом особенностей производственной деятельности участников партнерства.
4. Принцип приоритета инноваций, нацеливающий на постоянное внедрение новейших технологий в целях снижения стоимости поставляемых нефтепродуктов и энергоемкости единицы сельскохозяйственной продукции для оптимизации расходов сельскохозяйственных предприятий. В основном снижение энергозатрат должно происходить через обновление парка сельскохозяйственной техники, реализацию инновационных проектов в агропромышленном комплексе.
5. Принцип общности интересов, обусловленный партнерским характером взаимоотношений, подразумевающим общие интересы и цели всех сторон государственно-частного партнерства.
6. Принцип экономической эффективности, предусматривающий экономическое развитие сельскохозяйственных предприятий и нефтяных компаний, стимулирующий на рост производства основных видов сельскохозяйственной продукции и нефтепродуктов, обеспечивающий повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве и топливно-энергетическом комплексе для обеспечения их устойчивого развития, а также позволяющий увеличивать объемы потребления сельскохозяйственными товаропроизводителями нефтепродуктов только через увеличение объемов производства продукции.
7. Принцип социальной направленности, заключающийся в необходимости повышения уровня жизни сельского населения, социального развития сельских регионов, улучшения социально-демографической ситуации в них.
8. Принцип корректного планирования, выражающийся в необходимости учитывать длительность реализации партнерства на краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный периоды и создание таких условий управления государственно-частным партнерством, при которых издержки его участников от некачественного планирования стремятся к нулю.
9. Принцип высокой степени экологичности, отражающий способность участников государственно-частного партнерства наносить минимальный вред окружающей природе в связи с использованием в производстве загрязняющих веществ (нефть, нефтепродукты).
10. Принцип оптимальности принятия решений, исходящий из того, что обязательным условием сотрудничества является совместное обсуждение и подготовка управленческих решений с возложением взаимной ответственности на всех участников государственно-частного партнерства, заинтересованных в его реализации.
11. Принцип научного подхода, означающий, что способы и методы решения задач государственно-частного партнерства должны быть научно обоснованы и применяться с пониманием фактической и теоретической совокупности. Данный принцип основывается на непрерывном сборе, получении, изучении, анализе, обобщении, разделении всех видов информации, имеющих отношение к партнерству.
12. Принцип достоверности информации, подразумевающий предоставление участниками государственно-частного партнерства на всех этапах сотрудничества достоверной информации с целью своевременного и корректного анализа последствий такого сотрудничества и анализа рисков и угроз экономической безопасности участников.
13. Принцип оперативного и системного контроля, основанный на комплексной системе базовых показателей, отражающих результат государственно-частного партнерства, и аналитической системе, позволяющей осуществлять непрерывный контроль за ходом реализации заключенных соглашений.
Для благополучной реализации государственно-частного партнерства при обеспечении горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей необходима эффективная координация его реализации со стороны государства с привлечением всех заинтересованных сторон, опирающаяся на перечисленные организационные принципы.
Управление государственно-частным партнерством при обеспечении ГСМ
Основываясь на практическом опыте осуществления поставок нефтепродуктов сельскохозяйственным товаропроизводителям путем заключения соглашений о сотрудничестве предлагаем следующий алгоритм формирования и совершенствования управления государственно-частным партнерством при обеспечении горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей.
I этап. Сбор, структурирование и анализ информации, осуществляемые федеральными органами государственной власти Российской Федерации (Министерство энергетики, Министерство сельского хозяйства) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием нефтяных компаний, сельскохозяйственных товаропроизводителей, банков, страховых компаний, железнодорожных перевозчиков.
II этап. Взаимный обмен информацией в рамках единой информационной системы государственно-частного партнерства.
III этап. Анализ достоверности информации, что представляется необходимым в целях исключения как злоупотреблений со стороны заинтересованных лиц, так и экономических рисков и угроз для участников партнерства.
IV этап. Формирование области общих интересов путем согласования деталей партнерства всеми его участниками, направленное на решение определенных тактических задач, последующее заключение соглашений.
V этап. Непрерывный мониторинг хода реализации партнерства, выполняемый в рамках той же единой информационной системы государственно-частного партнерства.
VI этап. Промежуточная и окончательная оценки результативности хода реализации государственно-частного партнерства при обеспечении горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей, сравнение и сопоставление результатов с прогнозными показателями.
В обязательном порядке эффективное управление процессом реализации такого партнерства предполагает возможное изменение интересов сторон и анализ полученных результатов партнерства. В связи с этим в системе управления партнерством необходимо предусмотреть возможность разработки и использования новых, более совершенных моделей партнерства, а также обновление перечня инициатив его участников.
Вышеперечисленные организационные принципы и этапы реализации государственно-частного партнерства при обеспечении горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей направлены на достижение установленных стратегических целей и тактических задач партнерства.
При этом целесообразно в рамках действующей межведомственной информационной системы внедрить отдельный модуль, связанный с обеспечением сельскохозяйственных товаропроизводителей горюче-смазочными материалами. Внедрение такого модуля позволит федеральным и региональным органам государственной власти эффективно управлять государственно-частным партнерством, получать в режиме онлайн актуальную и своевременную информацию о ходе реализации соглашений, подготавливать управленческие решения по корректировке модели партнерства.
Разумеется, что внедрение такого модуля возможно только при соблюдении всех условий информационной безопасности системы, обеспечивающих конфиденциальность, целостность и доступность информации:
‑ компьютерная безопасность, которую возможно обеспечить комплексом технологических и административных средств в отношении технических устройств и ресурсов;
‑ безопасность данных, достигаемая путем обеспечения правомерности доступа пользователей к информации, исключая неавторизованные и несанкционированные (случайные или умышленные) попытки доступа к данным (возможно путем применения электронных подписей и ключей);
‑ безопасное программное обеспечение, осуществляющее обработку данных в системе;
‑ безопасность коммуникаций, включая системы связи и передачи данных, технические средства сбора и передачи информации.
Система доступа к информации в данном модуле может быть многоуровневой и гибко настраиваться под каждую группу пользователей.
Естественно, что единовременный доступ всех групп пользователей (федеральные ведомства, субъекты Российской Федерации, нефтяные компании, сельскохозяйственные предприятия, банки, страховые компании, железнодорожные перевозчики) существенно ускорит обмен информацией, облегчит процедуру контроля за финансово-хозяйственной деятельностью участников государственно-частного партнерства в рамках установленных показателей.
Предлагаемая система показателей устойчивого развития государственно-частного партнерства при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей горюче-смазочными материалами состоит из доступных и рассчитываемых значений, предусматривающих использование базы данных модуля межведомственной информационной системы.
Непосредственно оценка эффективности влияния государственно-частного партнерства на данные показатели основывается на сравнении полученных результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций с плановыми показателями (пороговыми значениями), а также с фактическими показателями деятельности в прошлых периодах. В предлагаемой системе оценки предусматривается использование показателей нескольких видов: абсолютные, относительные, временные, динамические и статические показатели.
Показатели для агропромышленного комплекса
Количество новых сельскохозяйственных предприятий. При этом необходим контроль за количеством закрывающихся крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе из недавно созданных, поскольку для успешного функционирования таких хозяйств необходима поддержка со стороны государства и по другим направлениям: возмещение части затрат и части процентной ставки, предоставление грантов и субсидий и т.д.
Инвестиции в новое оборудование и технологии, сопровождаемые высокой стоимостью оборудования для производства и переработки в сельском хозяйстве, длительным сроком поставки оборудования, невысокой рентабельностью производства и зачастую слабым финансово-экономическим состоянием сельскохозяйственных товаропроизводителей, не позволяющее осуществлять выплаты в короткие сроки без привлечения кредитных средств.
Привлеченные кредитные ресурсы на приобретение ГСМ, отражающие результаты взаимодействия сельскохозяйственных организаций с предприятиями банковской сферы, позволяющего также обеспечить нефтяные компании гарантиями своевременной и полной оплаты за поставляемые нефтепродукты.
Показатели социального развития, позволяющие обеспечить комфортные условия для проживания и работы в сельской местности: развитие газификации путем строительства газораспределительных сетей, организация водоснабжения, улучшение жилищных условий (особенно для молодых семей и молодых специалистов), строительство объектов социальной инфраструктуры: физкультурно-оздоровительные комплексы, объекты культуры и пр.
Застрахованные площадь угодий и поголовье, отражающие результаты взаимодействия сельскохозяйственных организаций с предприятиями страховой сферы, позволяющего компенсировать убытки, возникающие при резких природных катаклизмах (засуха, наводнение и т.п.).
Показатели финансово-хозяйственной деятельности, включающие в себя численность работников, среднемесячная зарплата, рентабельность сельскохозяйственных предприятий.
Отдельно следует выделить показатели для таких наиболее крупных секторов агропромышленного комплекса, как растениеводство и животноводство.
Растениеводство: объем посевных площадей, объем потребления ГСМ (кг/Га), объем производства продукции (руб./кг ГСМ), количество сельскохозяйственной техники (трактора, сеялки, плуги, культиваторы, комбайны), готовность и техническое состояние сельскохозяйственной техники.
Животноводство: поголовье животных; объем потребления ГСМ (кг/голову), объем производства продукции (руб./кг ГСМ), удельный вес племенного скота (%); готовность и техническое состояние оборудования.
Показатели для сбытовых предприятий нефтяных компаний
Положительный эффект от участия сбытовых предприятий нефтяных компаний в государственно-частном партнерстве может быть выражен в группе Показателей финансово-хозяйственной деятельности, включающих в себя:
‑ объем оптовой реализации ГСМ;
‑ выручку от оптовой реализации ГСМ;
‑ покупную стоимость нефтепродуктов;
‑ валовой доход;
‑ прибыль от реализации;
‑ среднюю цену реализации ГСМ;
‑ среднюю стоимость приобретения ГСМ;
‑ снабженческо-сбытовую наценку;
‑ удельные издержки на 1 т реализованных ГСМ.
В случае отклонения вышеперечисленных фактических показателей от заданных планируемых пороговых значений состояния экономической безопасности предприятий агропромышленного и топливно-энергетического комплексов осуществляется корректировка модели государственно-частного партнерства, выдвигаемых участниками партнерства инициатив с использованием косвенных (преимущественно экономических) и прямых (преимущественно административных) методов.
При этом административные методы не должны предполагать материального стимулирования или, наоборот, неотвратимости нанесения финансового ущерба. Применение прямых методов (государственных инвестиций, субсидий и кредитов, ценового регулирования и т.п.) должно опираться на силу государственной власти, действующее законодательство и может быть связано с использованием мер запрета, разрешения и/или принуждения.
Экономические методы регулирования (таможенные тарифы, индикативное планирование, управление налоговой нагрузкой и др.), наоборот, должны расширять свободу выбора. Использование каждого из них будет оборачиваться для участников партнерства дополнительным стимулом.
В общем механизме государственного регулирования экономические методы должны определять всю структуру (конструкцию) партнерства, а административные методы должны лишь дополнять ее, устраняя негативные эффекты.
Координационный совет или орган государственно-частного партнерства
Для эффективного использования прямых (экономических) и косвенных (административных) методов желательно создать координационный совет или орган государственно-частного партнерства.
Основными функциями данного координационного органа будут формирование долгосрочных и краткосрочных целей государственно-частного партнерства, формирование приоритетных задач партнерства, разработка и реализация тактических задач, заключение соглашений о сотрудничестве, анализ результатов государственно-частного партнерства и выработка рекомендаций по совершенствованию условий сотрудничества.
Государственно-частное партнерство при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей горюче-смазочными материалами – это совокупность социальных и экономических отношений между субъектами предпринимательства и органами государственной власти, обусловленных аграрной и топливно-энергетической политикой государства, направленных на долгосрочное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей требуемым количеством горюче-смазочных материалов с целью обеспечения продовольственной безопасности страны на основе развития отечественного производства.
Социальная ориентация экономических отношений в агропромышленном комплексе опирается на общие стратегические долгосрочные интересы партнеров, обусловленных необходимостью решения части вопросов агропромышленной политики государства, связанных с проблемами обслуживания сельского хозяйства. Развитие государственно-частного партнерства в этом случае предполагает стратегический характер, взаимную заинтересованность сторон, социальную направленность интересов, взаимную ответственность субъектов, согласованность целей и задач.
Заключение
Развитие стратегического государственно-частного партнерства при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей горюче-смазочными материалами объективно обусловлено необходимостью совместными усилиями государства и частного бизнеса создавать и реализовывать проекты партнерства, предусматривающие все этапы от производства нефтепродуктов до снабжения ими отдельного сельскохозяйственного предприятия.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:50:08