Организационно-экономические механизмы управления собственностью промышленных корпоративных образований

Бородин Д.В.1
1 Филиал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» — Дмитровский институт непрерывного образования, г. Дмитров

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 2 (Январь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

Представлены элементы корпоративной системы – подсистемы организационно-экономического механизма. Организационно-экономический механизм управления собственностью рассмотрен в качестве экономической категории, которая обусловливает отношения распоряжения и владения имуществом. Доказано, что эмпирическая и теоретическая проработка возможности самоорганизации формирующихся и ранее сформированных организационно-экономических систем сегодня для России имеет большое значение.

Ключевые слова: корпорация, экономическая политика, организационный и экономический механизмы, промышленные корпоративные образования



Корпорации были и остаются сложными субъектами хозяйствования. Методы управления формированием и развитием, которые используются в корпоративном строительстве сегодня, базируются на довольно абстрактном представлении о том, что корпорацией называется крупная организационно-экономическая и финансовая система. При описании такой системы используются базовые понятия «организационно-экономический механизм», «экономический механизм», «хозяйственный механизм», «финансовый механизм», «рыночный механизм», «структура», «иерархия», «структурная иерархия», «собственность», «экономические интересы», «производственный менеджмент» и прочее.

Но вследствие глобализации мировых экономических процессов происходит перманентное усложнение экономических, организационных, технологических и правовых систем. Наиболее распространенным стало определение, в котором организационно-экономическая система выступает сложной взаимозависимой совокупностью элементов; организационно (экономически, технологически) взаимосвязанных подсистем. При этом системе высокого уровня начальным ресурсом служат конечные результаты деятельности элементов или звеньев систем более низкого ранга.

Отличить экономическую систему любого уровня можно по признаку наличия измеряемых и явных связей между экономическими феноменами разного рода, которые можно группировать и классифицировать. Само понятие организационно-экономического механизма формулируется обнаруженными при этом зависимостями (влияниями).

Что такое организационно-экономические механизмы?

Понятие механизма включает в себя последовательность процессов и состояний, которые определяют какое-либо явление или действие. Также так называют систему либо устройство, которое в каком-нибудь виде деятельности определяет порядок [1]. Под хозяйственным механизмом понимается совокупность экономических институтов, структур, методов и форм хозяйствования. В современном экономическом словаре эта категория толкуется как совокупность структур организации, конкретных методов и форм управления и правовых норм, при помощи которых реализуются процесс воспроизводства и экономические законы, которые действуют в конкретных условиях [7]. В трактовке А. Кульмана экономический механизм определяется по природе исходного явления или по конечным результатам серии явлений; автор уточняет: составляющие элементы механизма, это, одновременно, исходное и завершающие явления в совокупности со всем процессом, происходящим между ними в интервале. Иначе говоря, можно назвать организационно-экономический механизм определенной последовательностью или совокупностью экономических явлений [6].

Те экономические механизмы, которые формируются на основе детерминированных и стохастических взаимосвязей экономических явлений и которые обусловлены их временнóй последовательностью, подразделяются на организационно-экономические механизмы открытого и закрытого типа. К открытому типу относится: рыночный механизм ценообразования, механизм сбалансированности национальной и мировой экономики, финансовый механизм государства, корпораций, организаций и корпоративных образований. В конечном результате функционирования механизмов такого рода обновляется состояние базового явления, которое исследуется. Механизмы закрытого типа характеризуются воспроизведением в новых условиях хозяйствования исходных экономических явлений, можно назвать их мультипликативными механизмами, то есть механизмами с чередованием циклов экономического развития, или с сезонным колебанием ценовой конъюнктуры на различные виды товаров и услуг и прочее.

Процесс формирования и развития экономических механизмов практически всегда связан с функционированием разнообразных организационных систем. Сюда можно отнести институциональные образования с транснациональными мирохозяйственными связями, национальные экономики в отдельных государствах, территориальные и отраслевые комплексы, корпоративные бизнес-структуры, отдельные корпорации с их филиалами, представительствами и прочими структурными подразделениями.

Базовый механизм организационного управления или механизм функционирования организационной системы, это довольно сложный комплекс процедур, положений, правил и инструкций, регламентирующий поведение лиц, которые разрабатывают и принимают решения на каждом этапе функционирования организации. Также классифицируются базовые механизмы как приоритетные, многоканальные, согласованные, прогрессивные и открытого управления. Приоритетные при этом дополнительно могут выступать как прогрессивные, конкурсные, противозатратные [2].

Отношения собственности в современной сложной иерархической системе служат основным элементом, базой для любого варианта организационно-экономического механизма управления. А его формирование и развитие предполагает учет и баланс интересов всех сторон: как государства, так и общества, включая производственный менеджмент и эффективных собственников. Особенное место в управлении собственностью интегрированных бизнес-структур или крупных корпоративных образований в связи с этим занимает проблема формирования эффективного организационно-экономического механизма с анализом его воздействия на государство, менеджмент, кредиторов и прочих участников корпоративных отношений. При этом в исследовании нуждаются эндогенные и экзогенные факторы, заданные в обоснованных интервальных границах финансовых параметров.

Формируются методы управления организационно-экономическими системами при учете понятийного аппарата и сущности становления организационно-экономического механизма. В этом случае термин «организационно-экономический механизм управления сложной организационной системой» подразумевает наличие взаимозависимой совокупности: форм и методов оперативного и тактического управления; форм и методов экономического управления при мотивации системы стимулирования; рычагов и методов для формирования самоорганизующейся системы параметров управления; системы обоснованных ограничений административного и финансового характера; информационной системы для формирования нормативной и законодательно-правовой баз управленческих решений.

При исследованиях сложных организационных систем комплекс задач, которые возникают при формировании организационно-экономической системы и ее развитии, разделяют на задачи по изучению динамики свойств механизма развития с его элементами и задачи по формированию организационно-экономического механизма с предварительно заданными параметрами и свойствами.

Первого типа задачи направлены на выбор оптимального транспарентного показателя, с максимальной объективностью отражающего процессы оптимальной работы механизма. Набор конкретных показателей главным образом обусловлен мониторингом и при использовании во многом определяется по уровню затрат времени и финансов.

Задачи второго типа связаны с построением экономической системы, для их решения необходимо изучение многих аналогов организационно-экономических механизмов и учет факторов взаимозависимости внутрисистемных элементов, а также самой системы с макро- и микро-средой, институциональной и хозяйственной.

Финансовый механизм

Организационно-экономический механизм предприятия И.Т. Балабанов трактует как финансовый механизм, систематическое действие финансовых рычагов, которое выражается в планировании, организации и стимуляции использования финансов [2]. Р.С. Сайфулин и А.Д. Шеремет считают элементами финансового механизма:

- финансовые рычаги, которыми можно считать цену, прибыль, дивиденды, налоги и прочее;

- финансовые отношения, которые возникают при инвестировании, кредитовании, текущем финансировании, налогообложении, страховании, начислении фонда оплаты труда и его выплате и пр.;

- финансовые методы, которые служат базой для формирования, учета и контроля финансовых ресурсов, распределение денежных средств (к примеру, выручки от продаж);

- обеспечение управления: нормативно-правовое, законодательное, методическое и информационное [8].

Т.А. Владимирова считает, что финансово-экономический механизм сложной системы содержит согласованную систему критериев, целей, условий и опирается на информационную поддержку, конкретные правила финансового, технологического и информационного взаимодействия с внешней средой и между собой элементов; методы формирования управляющих параметров (планы, цены, нормативы); методы оперативного и финансового управления; финансовые и административные ограничения деятельности хозяйствующих субъектов во внутрисистемной и во внешней среде [4].

В.И. Грицыком и В.В. Косминым финансовый механизм характеризуется как совокупные формы, методы и способы организации финансовых отношений, к примеру, финансирование, стимулирование, мобилизация финансовых ресурсов, которые для создания благоприятных экономическому и социальному развитию условий применяются социумом [5].

Для формирования организационно-экономических механизмов используют методы экспериментального апробирования, наблюдения, имитационного моделирования, экономико-математического моделирования и прочие.

В условиях глобализации экономики, сопровождающейся ужесточением конкуренции и интенсивным развитием информационных технологий, в своем развитии сложные организационно-экономические системы, прежде всего, отталкиваются от цели деятельности, от того, какие необходимые для этого ресурсы имеются в наличии, как соответствуют конечному результату выбранные критерии эффективности, есть ли баланс между интересами собственников, персонала корпораций и государства. Для разных уровней иерархии характерны конкретные, их специфические особенности.

Первостепенное значение для формирования целей развития в любой национальной экономике имеют проблемы, которые связаны с уровнем ВВП, эффективностью использования собственности, местом на мировом рынке производства продукции и пр. Для достижения поставленных целей важно учитывать ресурсные ограничения, которые формируются за счет политических, экономических, географических и экологических факторов. От периода времени, характеризующего этапы жизненного цикла системы, зависит конкретизация целей.

К примеру, стратегическими целями для корпоративного образования могут быть внутре- и внешне-рыночные уровни позиционирования, максимизация стоимости бизнеса или величина консолидированной прибыли. Принятыми ресурсными ограничениями могут выступать в таком случае ценовые ограничения, уровень монополизации, квалификация персонала и прочее. Организационно-экономический механизм управления собственностью в качестве экономической категории, которая обусловливает отношения распоряжения и владения имуществом, отечественными экономистами практически не рассматривается.

Выше рассматривались понятия хозяйственного, экономического и финансового механизмов, которые применяются для исследования указанных экономических категорий при использовании научного и практического инструментария. Учитывая рассмотренные подходы и общее семантическое значение понятия «механизм» и исходя из системной связи между его организационно-экономическими элементами, позволяющей управлять динамикой результирующих показателей, можно назвать организационно-экономический механизм управления собственностью иерархической системой связанных элементов или их групп по типам, способов их взаимодействия (с интеграцией и дезинтеграцией), под влиянием и в ходе которых гармонизируются и уравновешиваются экономические интересы государства, собственников, кредиторов, персонала, включая менеджмент, и общества.

В конечном результате функционирования такого механизма формируется рациональный финансовый план государства, в том числе сбалансированные налоговыми и неналоговыми поступлениями бюджеты: консолидированные бюджеты субъектов и федеральный государственный бюджет. Таким образом, при равновесии экономических интересов всех участников формируется стратегия экономического развития и обеспечивается высокий уровень капитализации с постоянным экономическим ростом.

Интенсивность приближения к цели главным образом определяется условиями оптимальности. Как указывалось выше, многое зависит от временных условий и особенностей экономических интересов участников. К примеру, для собственников оптимальность выражается в росте рыночной стоимости корпорации, для менеджмента и наемных сотрудников – стабильное функционирование предприятия, что обеспечивает стабильный рост текущего потребления, при этом основным критерием мотивации деятельности выступает материальное вознаграждение. Оптимальность для государства состоит в стабильном и достаточном поступлении налогов в бюджет. Цель государства как участника – налоговые и неналоговые поступлений в бюджет, т.е. государственный экономический интерес. Налоговые поступления формируются всеми (кроме льготников) плательщиками налогов по действующему законодательству. Высокую долю доходов бюджета формирует сдача в аренду, продажа (приватизация), передача оперативное управление или в хоз. ведение государственной собственности.

Организационно-экономический механизм способствует взаимодействию между элементами и более сложных систем, в том числе и тех, которые частично относятся к внешней среде. В принципе, можно считать любую систему производным от внешней среды, из которой она выделена.

Выделение системы из среды

Процесс выделения системы из среды обусловлен в основном целевой направленностью, основными векторами развития финансовых и экономических отношений определенного временного периода. Само по себе выделение и позиционирование организационно-экономической системы в каком-либо отношении (экономическом, территориальном, правовом, финансовом) имеет цель формирования. Цель определяется соответствующими постановлениями, законами, распоряжениями, положениями, программами и прочими нормативными актами, которые обычно регламентируют разные аспекты и направления хозяйственной деятельности.

Такими экономическими отношениями и осуществляется практическое взаимодействие между внутрисистемными элементами и самой системой – с внешней средой. Системная взаимосвязь элементов и степень их внутреннего взаимодействия предопределяется ограничениями, продиктованными внешней средой всей системе в процессе ее выделения. Ограничители системы задают ее степень свободы: степень хозяйственной (правовой) самостоятельности в договорной работе участников, а также при проведении независимой финансовой или ценовой (затратной) политики.

Способность системы к самоорганизации предопределяет степень ее экономической свободы. Самоорганизация выступает результатом взаимодействия системы с внешней средой и результатом внутрисистемного взаимодействия разных ее элементов. При исследовании таких взаимодействий устанавливается определенная цикличность развития системы. Важно выявить при этом причинно-следственные взаимосвязи и их последовательность, характерную для определенных этапов развития экономической системы, а кроме того стохастичность, детерминированность ее поведения в случае смены цикла, этапа развития системы. Чтобы выявить механизм такого влияния, следует рассматривать все явления и параметры в совокупности, выделяя в наиболее существенных логику взаимовлияния.

Эмпирическая и теоретическая проработка возможности самоорганизации формирующихся и ранее сформированных организационно-экономических систем сегодня для России имеет большое значение. В современных условиях, когда различные формы собственности мирно сосуществуют, в условиях интеграции и постоянной смены процессов приватизации и частичной национализации крупных государственных предприятий, возникает значительное число юридических лиц, которые объединяются в группы, холдинги и ассоциации, поэтому многократно возрастает важность соблюдения баланса между интересами эффективных собственников и государства. Нужно заметить, что имеют место и обратные, дезинтеграционные процессы.

В последние годы государство усиливает собственную позицию посредством увеличения участия в крупных холдинговых структурах российского транспорта и промышленности. Это «Газпром» и «Сибнефть» в добывающей отрасли; РАО «ЕЭС России» и «Мосэнерго» в отрасли энергетики; ОПК в машиностроении; в авиационной промышленности стратегией развития отрасли на принципах партнерства частников и государства планируется создание холдинга. Глобальную конкуренцию на мировом рынке выдерживают только крупные корпорации с большим количеством собственности, материальных, финансовых, человеческих ресурсов, в связи с этим государство активно наращивает собственные хозяйственные активы.

Экономической политикой правительства в настоящее время предусматривается создать специальную инфраструктуру государственных инвестиций в экономику. Сформирован Инвестиционный фонд, кроме чего с государственным участием прогнозируется создать: инновационный фонд развития отраслей экономики; инвестиционный фонд с целью поддержки технологий информационно-коммуникационного характера; венчурный инновационный фонд.

С целью усовершенствования институционального окружения и обеспечения управляемости бюджетного процесса, Кабинетом министров в обозримой перспективе запланировано расширение системы финансовых институтов, с помощью которых в национальную экономику будут направляться государственные инвестиции. 11 октября 2014 г. Правительством России принята программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования. [2]

Предполагается принять новые государственные целевые программы развития территориально-отраслевых кластеров с высокими технологиями, при этом финансирование их инфраструктуры предусматривается за счет средств федерального бюджета на 30% и региональных на 70%; создать для повышения мотивации российского промышленного экспорта государственный специализированный экспортно-импортный банк с привлечением Росэксимбанка и Внешнеэкономбанка к участию в уставном капитале.

Вышеназванные целевые программы необходимо с максимальной прозрачностью реализовывать на базе стандартных методов целевого программирования. Дополнительно к разработке планов и графиков проводимых мероприятий и привлечению ответственных исполнителей, требуется прогнозирование ожидаемых результатов и обоснование количественных показателей их экономической оценки.

Для динамичного развития национальной экономики необходимо пропорциональное и адекватное развитие всех ее звеньев, а если при оценке эффективности участия государства отсутствует детализированный подход, это заканчивается дисбалансом экономических интересов государства и собственников, что не позволяет согласовать в реальном времени определенные организационно-экономические решения. Усложняется проблема отсутствием реальных возможностей для учета ожидаемых последствий в экономике и оценки влияния этих последствий на мотивацию участников, в процессе разработки необходимых решений по слиянию либо разделению крупных корпоративных образований.

Необходимо предусматривать соответствующие резервы, которые позволят маневрировать финансово-экономическими источниками, чтобы обеспечить согласованные действия для соблюдения интересов всех без исключения участников крупных транспортных и производственных корпораций. В противном случае и в корпоративных образованиях, и непосредственно в национальной экономике неизбежно усугубление кризисных явлений.

Все исследователи вопроса сходятся на мысли, что ключевые отечественные проблемы сконцентрированы именно в сфере экономики. То, что функции государственного управления и хозяйственной деятельности сосредоточены в базовых отраслях, то, как стимулируются процессы формирования корпоративных образований с часто преобладающим участием госсобственности, увеличивается присутствие государства в крупном холдинге, сформированном в ходе приватизации ранее, выводит проблему учета государственных интересов на новый уровень. С одной стороны, необходимо совершенствование управления собственностью, с другой, для обеспечения стабильности экономического роста – соблюдение экономических интересов всех заинтересованных лиц и участников хозяйственного оборота.

На основании структуры акционерных капиталов, которая сформирована собственниками корпоративного образования, образуется организационно-управленческая структура корпорации с распределением полномочий среди высшего менеджмента соответственно уровню управленческой иерархии.

Интегрированные бизнес-структуры, исходя из видов корпоративной собственности их участников, можно разделить на такие группы по типу базовых структурных схем: вертикально-интегрированные; горизонтально-интегрированные, смешанные формы интеграции корпоративных образований. Поиск эффективного способа интеграции форм собственности с целью концентрации факторов производства и рациональной кооперации, разработка эффективного механизма для управления корпоративным строительством – это важнейшее направление в совершенствовании подходов к образованию и развитию в отечественном бизнесе крупных интегрированных структур.

Для создания плеяды эффективных собственников необходимо не только изменение границ ответственности, но и запуск новых механизмов производственно-экономических взаимоотношений между участниками. Применение правильно разработанной организационной модели позволит оказывать оперативное воздействие на результирующие показатели финансовой и производственной деятельности и организаций-участников, и корпорации в целом.

Заключение

1. Современные процессы организационного реформирования естественных монополий национальной экономики работают над повышением эффективности управления путем развития конкуренции, выделяют конкурентные и монопольные виды деятельности и повышают конкурентоспособность продукции.

2. Для того чтобы научиться принимать адекватные управленческие решения, уже недостаточно простого практического опыта и хорошей профессиональной интуиции. Эффективные, рациональные меры возможно предпринять только при управлении изменениями с применением экономико-математического моделирования, многовариантных расчетов, способных повысить эффективность хозяйствования и оптимизировать процесс внутриорганизационного управления производственно-экономическими процессами.

3. Многоцелевой выбор ресурсосберегающих и организационно-технологических решений необходим, в том числе, для реструктуризации собственности. При этом принимаемые решения должны применяться к конкретной группе организаций, объединенных по определенным признакам (отраслевым, функциональным, территориальным), на основе качественных и количественных показателей эффективности управления.

4. Сегодня реформированием собственности в Российской Федерации создаются необходимые условия правового и организационно-экономического характера для раскрытия синергетического потенциала, таких перспективных современных институциональных образований, как корпоративные структуры, с целью эффективного сочетания экономических интересов всех собственников.

5. Общественное производство может строиться как система рациональной структуры собственности участников, которые функционируют на принципах самопланирования, самофинансирования, самоуправления, в сочетании с предприятиями крупного и малого бизнеса позволит ускорить социальное развитие и вывод экономики России из кризиса.

[1]Экономический словарь [Электронный ресурс]. –

Режим доступа:http://abc.informbureau.com/html/oicssenoaaiiue_iaoaieci.html.

[2] Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. N 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/laws/acts/81/49485252.html.


Страница обновлена: 30.10.2024 в 00:35:02