Влияние информационных отношений на методы управления интеллектуальной собственностью коммерческой организации

Кунин Е.И.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В информационном обществе, где информация является ключевым ресурсом, эффективное управление интеллектуальной собственностью в сети является важной задачей. В настоящее время, с учетом трансформирующихся экономических отношений и изменяющейся социально-политической обстановкой, все большую роль при выборе методов и способов управления интеллектуальной собственностью играет вид информационных отношений деятелей, использующих единую информационную среду. Автор ставит перед собой цель по повышению эффективности подсистемы реагирования на факты нарушения авторских и смежных прав в сети. В статье классифицированы группы информационных отношений в информационной сфере и определена их связь с коммуникационными средами. Автором была конкретизирована авторская процедура определения способа взаимодействия с владельцем коммуникационной среды в части устранения нарушения (неправомерно распространяемых объектов) и рассмотрены причины гибридного существования в сети Интернет российских пользователей (процесс информационной изоляции, протекающий совместно с использованием сред, доступ к которым ограничен). Статья будет интересна научным специалистам и практикам, которые участвуют в организационном проектировании систем управления интеллектуальной собственностью коммерческих организаций

Ключевые слова: управление интеллектуальной собственностью, дистрибуция, защита авторских и смежных прав в сети, информационное обособление, цифровая трансформация, аудиовизуальные произведения

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

Для значительного количества объектов интеллектуальной собственности (ОИС) (в первую очередь аудиовизуальных произведений) основным каналом распространения (дистрибуции) выступает их размещение в части коммуникационной среды (видеохостинги, страницы сайтов в сети Интернет, размещение файлов в социальных сетях). Согласно статистическому отчету Digital 2024: The Russian Federation, по состоянию на начало 2024 года в Российской Федерации насчитывалось около 130 млн. пользователей сети Интернет [11, 12]. Численность населения страны на 1 января 2024 года по данным Федеральной службы государственной статистики составляет 146,1 млн. человек [14]. Следовательно, можно заявлять о том, что около 90% населения страны являются пользователями сети, используют различные части коммуникационной среды и вступают в различные информационные отношения в том числе и по вопросу использования ОИС.

Накопленная за 10 лет статистика с интересующими автора статьи показателями структурирована в таблице 1.

Таблица 1 – Соотношение пользователей сети Интернет в России к общей численности населения

Год составления статистики
Пользователей сети Интернет в Российской Федерации
(datareportal.com),
млн. пользователей
Население
Российской Федерации
(Росстат)
млн. человек
Процентное соотношение показателей
2015
87
146,7
59.3
2016
103
147,2
69.97
2017
105
147,6
71.14
2018
110
147,8
74.42
2019
109
147,8
73.75
2020
118
147,9
79.78
2021
124
147,0
84.35
2022
129
147
87.76
2023
127
146,4
86.75
2024
130
146,1
88.98
Источник: составлено автором на основе сведений datareportal.com и Росстат [14, 11, 12].

Актуальность темы исследования подтверждается как приведенными в рамках статьи статистическими данными, так и тем, что в отраслевом докладе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России) от 2023 года в разделе «Нелегальное потребление контента» указывается, что «нелегальное потребление остается одной из основных проблем для сегмента цифрового контента. С 2022 года к факторам развития пиратства добавилось санкционное давление и уход с российского ранка западных производителей контента», - указывается в отчете [13]. Согласно статистике, приведенной в ГОСТ Р 56824-2015 «Интеллектуальная собственность. Использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сети Интернет», «около 24% интернет-трафика во всем мире содержит контент, передача которого является нарушением интеллектуальной собственности» [3].

Тема управления интеллектуальной собственностью (ИС) и, в частности, вопросы охраны и защиты ИС, подробно освещалась в научной литературе. Так, тему влияния цифровых и коммуникационных технологий на экономику инноваций подробно рассматривают в монографии Жигалов В.И и Конотопов М.В [7]. Использование новых компьютерных технологий (НКТ) в практике деятельности предприятия по управлению ОИС исследуется в статье Еленевой Ю.Я. [5]. Сам процесс управления ИС, который включает этап защиты прав конкретизируется в статье Плис К.С. [16]. Концептуально-логическая модель создания и реализация интеллектуального продукта рассматривается в статье Паршинцевой Л.С [15].

Гражданско-правовые механизмы защиты ИС в сети становились предметом значительного количества статей за последние несколько лет, например, статьи Алиева Т.Т., Драгуновой С.А., Рубцова А.А. и др. [1, 4, 17].

Анализ источников по теме позволяет сделать вывод об атомарности исследований по системе управления ИС, в том числе в сети Интернет, и механизмам защиты ИС (чаще всего эта тема рассматривается отдельно в рамках юридических исследований). Неоднократно заявляя об особенностях регулирования оборота результатов интеллектуальной деятельности (РИД) или описывая правовые способы защиты ОИС, авторы не подходят к задаче разработки эффективных организационных алгоритмов по устранению факта неправомерного распространения ОИС в ИТКС и не учитывают особенности распространения самой информации в сети (в том числе не учитывают особенности отношений, которые могут складываться между информационными деятелями в разных частях коммуникационной среды). Детально не исследован вопрос по организационному проектированию подсистемы реагирования на факты нарушений ИС в сети (которая бы являлась частью общей системы управления ИС).

Гипотеза исследования состоит в том, что, только учитывая саму природу распространения информации в ИТКС, беря за основу специфику организационно-технического функционирования частей коммуникационной среды может быть выполнено рациональное организационное проектирование эффективной системы управления ИС в ИТКС.

Исходя из указанной проблематики, автор ставит перед собой цель по разработке классификации групп отношений в информационной сфере (инфосферы) и формированию авторской процедуры по определению способа взаимодействия с владельцами коммуникационной среды в части устранения факта нарушения прав ИС.

Элементами научной новизны обладают следующие полученные лично автором результаты: уточненная схема взаимодействия коммерческой организации с владельцами коммуникационных сред (ранее при разработке схем и классификаций не учитывались группы информационных отношений, складывающиеся между владельцем части коммуникационной среды и уполномоченным сотрудником организации) и процедура определения способа взаимодействия сотрудника коммерческой организации с владельцем коммуникационной среды в части устранения нарушения (впервые учитывается специфика информационного противоборства деятелей при разработке процедуры определения способа взаимодействия коммерческой организации с владельцем сайта). В качестве методологической основы исследования использован системный подход, включая, как общие методы научных исследований, так и специальные методы, учитывающие специфику данной предметной области. В составе общих методов научных исследований использован: системный анализ (для многоуровневого многоаспектного исследования и моделирования процесса взаимодействия информационных деятелей, участвующих в распространении информационных ОИС в инфосфере) и формально-догматический метод (для разработки классификаций по теме исследования).

Основная часть

Центральным элементом распространения информации в настоящее время являются информационно-телекоммуникационные сети (ИТКС), несомненным преимуществом которых является возможность трансграничной высокоскоростной передачи информации (трансграничность) и относительная организационно-техническая простота реализации распространения, которая позволяет производить массовое распространение ОИС с возможностью внесения изменений (динамичность) [9].

Обычной для трансграничной ИТКС является ситуация, когда, например, русскоязычный пользователь сети физически находясь на территории Республики Узбекистан является владельцем сайта, который размещен на вычислительных мощностях провайдера хостинга, расположенного на территории Германии, пользуясь при этом доменным именем в доменной зоне .com [8]. Возможность трансграничной передачи информации обусловлена как архитектурой сети, так и техническими требованиями для функционирования сайта в сети Интернет. Одним из основных факторов, способствующих трансграничной передаче информации, является снижение стоимости передачи данных и развитие технологий, таких как оптоволоконные кабели и спутники, что позволило значительно снизить стоимость передачи информации на большие расстояния.

С усилением санкционого давления преимущества трансграничной передачи минимизируются в случае применения ограничения доступа пользователей к части коммуникационной среды по признаку их обращения с сетевых адресов, использующихся на территории Российской Федерации. При этом выполняются такого рода ограничения как стороны зарубежных площадок в отношении российский пользователей, так и ограничения, выполняемые согласно процедуре Роскомнадзора в отношении иностранных ресурсов. Уже много лет прослеживается тенденция концентрации российский пользователей в рамках отечественных коммуникационных сред, которая только усиливается в последнее время [20].

Динамичность же играет роль при распространении контента в сети, позволяя выстраивать различные бизнес-модели дистрибуции. С другой стороны, именно хаотичность и открытость сети для всех пользователей (в большинстве случаев) затрудняет задачу по отслеживанию сценариев использования распространяемых ОИС. С точки зрения формы существования информация, распространяемая в сети Интернет, является визуальной и аудиальной. Форма проявления – сообщения, команды, файлы и др.

В отраслевом докладе Минцифры в разделе, связанном с цифровым контентом, указываются объемы следующих рынков: онлайн-видно, онлайн-музыка, онлайн-игры и книги, представленные в цифровом виде. Красной линией через доклад проходит тема ухода зарубежных производителей контента, а также самих площадок, на которых могли быть размещены ОИС [13].

Распространение ОИС в ИТКС используется самими авторами и иными правообладателями, как в рамках коммерческой деятельности, так и при некоммерческой популяризации своих произведений. Информационные деятели используют ИТКС, и в первую очередь сеть Интернет (в частности страницы сайтов) для распространения своих произведений различными способами, которые определяются в зависимости от типа произведения, целевой аудитории и выбранной бизнес-модели по распространению произведения. В статье, в которой рассматриваются различные бизнес-модели распространения аудиовизуального контента, указывается, что «на сегодняшний день существует более 50 видов бизнес-моделей и их гибридных решений, использующих ресурсы сети Интернет» [6].

При этом, при определении модели распространения важно учитывать и часть коммуникационной среды, которая для этого распространения будет использоваться: видеохостинги, социальные сети, авторские сайты в сети и др. В рамках статьи автор базируется на разработанной Ловцовым Д.А. архитектуре инфосферы (сферы переработки и потребления информации), развернуто представленной и описанной в трудах Дмитрия Анатольевича [10].

Несмотря на все преимущества использования сети, с популяризацией цифровой дистрибуции и увеличением количества пользователей Интернета, на первый план выходят вопросы защиты от неправомерного распространения информационных ОИС. Правообладатель, имеющий возможность самостоятельно разрешать или запрещать использование своих произведений, чаще всего стремится к их коммерческому применению [5]. Распространение информационных ОИС создает ситуацию, когда пользователь ИТКС получает доступ к РИД неправомерно, например, не оплачивая подписку на аудиовизуальный сервис правообладателя и др.

ОИС может быть размещен в части коммуникационной среды в различных форматах. Разница между размещением информационного ОИС на сайте в виде файла, ссылки на файл и использованием интегрированного плеера заключается исключительно в технических аспектах реализации и не влияет на организационно-правовую сторону взаимодействия субъектов целевых информационных правоотношений.

Размещение произведения в виде файла подразумевает загрузку аудиовизуального контента (видео, аудио) на вычислительные мощности и предоставление прямой ссылки на этот файл для скачивания или просмотра пользователю сети. Этот метод требует, чтобы пользователь скачал файл целиком перед началом воспроизведения. Такой подход может быть удобен для небольших файлов, но может вызвать проблемы с загрузкой и воспроизведением больших объемов данных.

Использование интегрированного плеера (фрейминг и (или) эмбеддинг) предполагает интеграцию на сайт специального плеера, который позволяет воспроизводить аудиовизуальные произведения непосредственно на странице сайта без необходимости их предварительной загрузки. Это обеспечивает более оперативное воспроизведение информационного ОИС. Интегрированный плеер также может предоставлять дополнительные функции, такие как управление воспроизведением, пауза/плей, перемотка и т.д., что делает его более удобным для пользователей сети Интернет (см. рис. 1).

Рисунок 1 – Схема размещения ОИС в части коммуникационной среды (на мощностях провайдера хостинга в ИТКС)

Источник: составлен автором

В целях защиты нарушенных прав, как правообладатель, так и лицензиар, получивший исключительную лицензию на авторские и (или) смежные права, стремятся удалить неправомерно распространяемую информацию, содержащую РИД, или ограничить к ней доступ. И тут на первый план выходит организационная задача по взаимодействию с представителями части коммуникационной среды. Однако, если ранее достаточно было просто использовать разработанные методы защиты ИС в сети, то сейчас они нуждаются в существенных корректировках с учетом вида информационных отношений, которые складываются между правообладателями и владельцами части среды распространения. В существующих продуктивных классификациях основных информационных отношениях выделяют: информационное обособление (информационная изоляция и информационная защита) и информационное взаимодействие (информационное соперничество и сотрудничество) (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Упрощенная схема групп информационных отношений в информационной сфере

Источник: Ловцов Д.А. [10]

Рассмотрим варианты различных видов информационных отношений и то, как это влияет на дистрибуцию ОИС. Если приводить примеры популярных существующих международных площадок для дистрибуции ОИС, то ими, на основе отчета Digital 2024: Global Overview Report, являются: YouTube, Instagram, TikTok, Facebook, размещение ОИС на сайтах, индексируемых поисковыми системами и др. [11, 12]. С учетом указанной трансграничности передачи информации, эти части коммуникационной среды пользуются популярностью и у российский пользователей сети, несмотря на полное или частичное ограничение доступа к ним. Например, такое ограничение реализуется в контексте признания компании Meta Platforms Inc. экстремисткой организацией, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации [1].

22 июня 2023 года Роскомнадзор включил 12 иностранных провайдеров хостинга в перечень компаний, подлежащих «приземлению» (под приземлением в данном случае понимается процесс открытия иностранным лицом филиала, представительства, а также размещение на своем ресурсе электронную форму для обратной связи с российскими гражданами или организациями». Однако не все компании готовы выполнять условия по «приземлению» с учетом политической ситуации в мире. Как указывает Усольцева Н.А. «Федеральный закон № 236-ФЗ, закрепивший институт «приземления» иностранных ИТ-компаний, находится в состоянии апробации практической реализации, и к нему формируется правоприменительная практика Роскомнадзора, начинается и формирование судебной практики. Естественно, что судебные позиции позволят разработать рекомендации в части уточнения и изменения Федерального закона № 236-ФЗ. Одно из возможных негативных последствий данного закона - это возможный риск ухода иностранных ИТ-компаний из российской юрисдикции в свою юрисдикцию в полном объеме» [18].

Как уже упоминалось ранее, пользователи сети используют различные коммуникационные среды для взаимодействия. Основной средой выступают сайты (страницы сайтов) в сети, поиск которых чаще всего осуществляется через поисковые системы и программные приложения. Задача создания единой классификации коммуникационных сред является сложной ввиду наличия значительного количества признаков, которые могут быть положены в основу классификации.

В зависимости от функционального предназначения (на основе критериев, сформированных в Законе об информации) следуют выделить следующие виды сайтов, которые используются для распространения информационных ОИС: социальные сети (ст. 10.6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») и аудиовизуальные сервисы (ст. 10.5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») [19].

С точки зрения взаимодействия представителя коммерческой организации, участвующего в управлении ИС, и владельца части коммуникационной среды информационные отношения следует разделить на три категории. Критерием деления служит реакция владельца части коммуникационный среды на заявление (письмо) с требованием правообладателя (представителя коммерческой организации) устранить неправомерно распространяемые ОИС.

Правообладатель <-> Белая коммуникационная среда. Вариант информационного взаимодействия (связи) (информационное сотрудничество). В случае обнаружения нарушения представитель коммерческой организации уведомляет владельца среды, который, в свою очередь, устраняет нарушение. Для «белых» коммуникационных сред в сети характерна публикация всей юридически значимой и организационной информации о компании, владельце сайта и указания контактов, на которые следует направлять заявления в случае обнаружения нарушений.

Правообладатель <-> Серая коммуникационная среда. Вариант информационного взаимодействия (информационного соперничества). Владелец коммуникационной среды знает, что действует неправомерно, но в случае получения заявления от представителя коммерческой организации устраняет конкретное нарушение. Для сред такого типа характерно сокрытие части важной юридически и организационно значимой информации о своей деятельности.

Правообладатель <-> Черная коммуникационная среда. Вариант информационного взаимодействия (радикальный вариант информационного соперничества). Владелец среды знает, что действует неправомерно, на сотрудничество с уполномоченным представителем коммерческой организации не идет, нарушения не устраняет, доступ к информации, распространяемой неправомерно, не ограничивает. Владельцы таких сред чаще всего используют абузоустойчивых провайдеров хостинга (т.е. провайдер хостинга, который не реагирует на заявления об обнаруженных нарушениях авторских и смежных прав) [8,9]. Взаимодействие с такой средой может быть опасным для коммерческой организации в случае предоставления владельцу среды информации, которая может быть отнесена к юридически значимой или к коммерческой тайне.

Соотнесение типов сред с группами информационных отношений структурирована на схеме (см. рис. 3).

Рисунок 3 – Схема взаимодействия коммерческой организации с владельцами коммуникационных сред (с точки зрения групп информационных отношений).

Источник: составлено лично автором.

Описание действий, которые представитель коммерческой организации вправе выполнить для устранения неправомерно распространяемых ОИС детализированы в Законе об информации. Способы устранения неправомерно распространяемых ОИС с учетом тех, что закреплены в Законе об информации и учитывают обычаи делового оборота: удаление информации; ограничение доступа к незаконно размещенной информации (т.е. информационному ОИС) со стороны провайдера хостинга; ограничение доступа к незаконно размещенной информации и (или) самой части коммуникационной среды со стороны оператора связи (уведомление об указанном направляется органом публичной власти по системе взаимодействия операторам связи для принятия мер по ограничению доступа). Указанные действия существуют независимо друг друга и являются способами устранения нарушения в ИТКС (см. рис. 4).

Рисунок 4 – Способы устранения неправомерно распространяемых информационных ОИС в ИТКС

Источник: составлено лично автором.

Удаление информации владельцем части коммуникационной среды и хостинг-провайдером имеет существенные различия, обусловленные их статусом и организационно-техническими возможностями. Владелец среды обладает полным контролем над информационным ОИС своего ресурса и может удалять любую информацию по своему усмотрению. Хостинг-провайдер, в свою очередь, предоставляет услуги хостинга, то есть обеспечивает размещение сайта на своих серверах. Хостинг-провайдер не имеет прямого контроля над контентом сайта, но может удалять информацию в случае нарушения условий использования его вычислительных мощностей.

Ограничение доступа к информационному ОИС означает создание организационно-технических барьеров для доступа к нему со стороны пользователей ИТКС [2]. Это может включать ограничение доступа к определенным разделам части коммуникационной среды, файлам и др. Ограничение доступа может быть временным или постоянным, а также может касаться как отдельных пользователей, так и целых групп.

Социальные сети и аудиовизуальные сервисы чаще всего будучи представителями белой коммуникационной среды указывают контактную информацию для направления заявлений на отдельных страницах сайта, посвящённых защите авторских прав. Некоторые из них, например, социальная сеть Вконтакте или Одноклассники, создают онлайн формы для направления заявления, что не отменяет возможность направить заявление письменно или в электронной форме посредством направления электронного письма [4,5]. Таким образом, на основе рассмотренной классификации информационных отношений в инфосфере, классификации типов коммуникационной среды и способов устранения неправомерно распространяемых ОИС разработана процедура определения способа взаимодействия с ним в части защиты распространяемых ОИС (см. рис. 5).

Рисунок 5 – Процедура определения способа взаимодействия с владельцем части коммуникационной среды в части устранения нарушения

Источник: составлено лично автором.

Заключение

Эффективность системы управления ИС напрямую связана с выбираемыми способами охраны и защиты ОИС. С учетом трансформирующихся экономических отношений и изменяющейся социально-политической обстановки, все большую роль при выборе методов и способов управления ИС играет вид информационных отношений деятелей, использующих единую информационную среду. Установлено, что не все части коммуникационной среды можно отнести к «белой» группе отношений. Процесс информационной изоляции пользователей, использующих российскую цифровую инфраструктуру, происходит совместно с использованием коммуникационных сред, с владельцами которых складываются отношения информационного соперничества и, в отдельных случаях, информационного противоборства. В этом случае, автор предлагает представителям коммерческих организаций, участвующих в процессе управления ИС, использовать протоколы действий, учитывающих специфику взаимодействия с такими средами и не предоставлять им избыточную информацию о своей деятельности и защищаемом ОИС, а также оперативно эскалировать уведомления о нарушении на лиц, обеспечивающих организационно-техническое функционирование среды. Указанные в рамках статьи результаты могут быть использованы при организационном проектировании подсистемы мониторинга и управления ИС в ИТКС.

[1] Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»


Источники:

1. Алиев Т. Т. Особенности реализации судебного порядка защиты интеллектуальной собственности // Проблемы научной мысли. – 2023. – № 6. – c. 70-73.
2. Городов О. А. Ответственность информационных посредников // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. – 2017. – № 7. – c. 2-8.
3. ГОСТ Р 56824-2015 «Интеллектуальная собственность. Использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сети Интернет» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 декабря 2015 г. № 2103-ст)
4. Драгунова С. А. Охрана авторских прав в сети Интернет и проблема юрисдикции // Вестник Гуманитарного университета. – 2023. – № 2(41). – c. 61-65.
5. Еленева Ю. Я., Андреев В.Н., Лисовская Е.Г. Исследование возможностей применения технологии блокчейн для управления объектами интеллектуальной собственности высокотехнологичных предприятий // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 9(150). – c. 21-30. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.09.01.002.
6. Еникеева Л. А.BUSINESS MODELS FOR AUDIOVISUAL CONTENT DISTRIBUTION IN THE INTERNET Бизнес-модели распространения аудиовизуального контента в сети Интернет // Петербургский экономический журнал. – 2021. – № 2. – c. 99-110. – doi: 10.24412/2307-5368-2021-2-99-110.
7. Жигалов В. И. Экономика инноваций и развитие в современном мире. / Монография. - Москва. Издательский дом «Научная библиотека», 2024. – 392 c.
8. Кунин Е. И. Внесудебные способы защиты интеллектуальной собственности в телематических сетях // Правовая информатика. – 1994. – № 2. – c. 93–102. – doi: 10.21681/1994-1404-2022-1-93-102.
9. Кунин Е.И. Концептуально-логическая модель информационных правоотношений владельца сайта в сети «Интернет» с информационными посредниками // Образование и право. – 2023. – № 8. – c. 343–347.
10. Ловцов Д. А. Информационная теория эргасистем. / Монография. - Москва: Российский государственный университет правосудия, 2021. – 314 c.
11. Статистический отчет. Официальный сайт Digital 2024: The Russian Federation. [Электронный ресурс]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2024-russian-federation (дата обращения: 20.12.2024).
12. Официальный сайт Digital 2024: глобальный статистический отчет. [Электронный ресурс]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2024-global-overview-report (дата обращения: 20.12.2024).
13. Интернет в России в 2022 – 2023 годах. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. Минцифры России. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/9417/ (дата обращения: 20.12.2024).
14. Численность населения. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 20.12.2024).
15. Паршинцева Л. С., Паршинцев А.А. Управление интеллектуальным капиталом высокотехнологичных компаний // Правовая информатика. – 2024. – № 3. – c. 134-148. – doi: 10.24682/1994-1404-2024-3-134-148.
16. Плис К. С. Управление интеллектуальным капиталом и интеллектуальной собственностью на предприятиях высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 11. – c. 46-51. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.11.03.005.
17. Рубцов А. А. Формирование и развитие законодательства США в области защиты авторских прав в сети «Интернет» // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – c. 57-65.
18. Усольцева Н.А. «Приземление» иностранных it-компаний в российской федерации: отдельные правовые вопросы // Вестник Сургутского государственного университета. – 2023. – № 1. – c. 98-104.
19. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. 29 июл
20. Шацкая А.Д. Контент российских телеканалов в интернете: технологии размещения и монетизации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2019. – № 6. – c. 129-154.

Страница обновлена: 11.01.2025 в 20:46:12