К вопросу о повышении эффективности управлением государственной собственностью, находящейся в распоряжении ФСИН
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 1 (Январь-Март 2014)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21505797
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье приводится краткая характеристика государственной собственности, находящейся в распоряжении Федеральной службы исполнения наказаний, подчеркивается ее важность для осуществления правоприменительной деятельности. Вместе с тем показывается, что на уровне управления, правового и научного обеспечения учет, распоряжение и использование федеральной собственности во ФСИН находится не на должном уровне. Это позволило автору внести ряд предложений, направленных на повышение эффективности управлением государственной собственностью, находящейся в распоряжении ФСИН.
Ключевые слова: государственная собственность, Федеральная служба исполнения наказаний, ФСИН, эффективность управлением государственной собственностью, находящейся в распоряжении ФСИН
В теории управления, равно как и в смежных науках – теории организации, менеджменте и других, описание принципов и проблем управления строится на основании того, что любая социальная система имеет в своем составе субъект и объект управления. В этой связи необходимо вспомнить, что управление – специфический вид взаимодействия между образующими некоторую систему взаимосвязанными объектами, каждый из которых выступает в роли управляющего объекта и (или) управляемого объекта [1].
После Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», которым введена трехзвенная типология федеральных органов исполнительной власти: министерства, федеральные службы и федеральные агентства, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) наряду с другими органами государственной власти осуществляет функции по управлению государственной собственностью.
Исходя из социального назначения, место ФСИН в органах государственного управления, ее деятельность связана, прежде всего, с такой важнейшей функцией государства, как исполнение правоприменительной деятельности. Важнейшим направлением этой деятельности выступает не только отбывание вынесенного судом наказания, но и подготовка к нормальной жизни в обществе после освобождения.
Как отмечается рядом исследователей, основой перевоспитания осужденных в условиях отбывания наказания является производственная деятельность [2, 3]. Помимо этого в условиях функционирования органов и учреждений ФСИН осуществляется еще целый ряд социальных и правоприменительных процессов. Это и охрана, и медицинское, и образовательное обеспечение почти 674 тыс. осужденных к отбыванию наказания в исправительных учреждениях.
Для исполнения функций правоприменительной деятельности Федеральная служба исполнения наказаний России располагает свыше чем 4000 объектами и группами объектов государственной собственности.
Однако, как выяснено в процессе исследований, порядок учета, управления, распоряжения и использования федеральной собственности в ряде территориальных Управлений федеральной службы (Краснодарском, Ростовском, Нижегородском, Московском) находится не на должном уровне [4].
Причиной этого является, в первую очередь, отсутствие отстроенной системы управления субъектами, управляющими и контролирующими использование государственной собственности, находящейся в распоряжении ФСИН. Если органы и учреждения ФСИН замыкаются на территориальные управления, которые через Управления Федеральных округов подчиняются Центральному органу, то управление государственной собственностью осуществляется Федеральным казенным учреждением «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ ЦГИ и ЖБОФСИН), предметом и целью деятельности которого являются учет основных фондов учреждений и органов УИС. Он же обеспечивает рациональное использование имущества УИС, находящегося в федеральной собственности. Хотя совершенно очевидно, что уровень полномочий Центрального органа ФСИН и ФКУ ЦГИ и ЖБОФСИН совершенно различный. Территориальные органы не имеют в своем составе структур, уполномоченных осуществлять контроль за использованием государственной собственности.
Более того, в научных исследованиях эта важная тема тоже не находит своего развития. Например, Э. Карпов в своей работе, посвященной финансовому контролю в уголовно-исполнительной системе, не затрагивает проблемы нарушений в сфере управления государственной собственностью, находящейся в распоряжении УИС [5].
Диссертационное исследование П. Подъяблонского [6], посвященное аналитическому обеспечению деятельности УИС, не касается вопросов контроля за рассматриваемой нами сферой деятельности.
В работах, посвященных производственному сектору уголовно-исполнительной системы России, тоже не рассматривается данная проблема [7]. Представляется, что ведомственная политика ФСИН в области управления государственной собственностью должна преследовать цели:
– повышения эффективности управления государственным имуществом на базе детальной правовой регламентации процессов управления;
– полной инвентаризации объектов государственной собственности, находящейся в распоряжении УИС, разработке и реализации системы учета этих объектов;
– классификации объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления ими;
– установке целей управления для каждого объекта управления (группы объектов);
– обеспечению контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, управляющих этим имуществом.
Исходя из изложенного предлагаем создание в центральном аппарате Федеральной службы исполнения наказаний Департамента управления и взаимодействия с государственными органами в сфере федеральной собственности, в территориальных органах Управления ФСИН – Отделов контроля за распоряжением и использованием государственной собственности.
Создание данной системы требует организации оптимального правореализационного процесса в рассматриваемой сфере. Его началом можно считать реализацию предложений по дополнению Приказов ФСИН от 31 июля 2007 года № 419 «Об утверждении Положения о рейтинговой оценке работы территориальных органов уголовно-исполнительной системы по тыловому обеспечению», от 31 января 2011 года № 40 «Об оценке деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний при инспектированиях».
Источники:
2. Шлыков В.В. Производственная деятельность как основа трудовой адаптации осужденных к лишению свободы// Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. –2007.–No4,
3. Погудин О.А., Чернышов И.Н. О льготном исчислении срока отбывания наказания осужденным к лишению свободы // Уголовное право. –2013.–No4.
4. Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.03.2008 по делу No А43-29109/2007-13-775, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений
5. Карпов Э. Государственный финансовый контроль в уголовно-исполнительной системе (финансово-правовой аспект):Автореферат диссер. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. –Москва,2009.
6. Подъяблонский П. Функционирование структурных подразделений учреждений и органов Уголовно-исполнительной системы, осуществляющих аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности (организационно-правовой аспект):Автореферат диссер. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. –Рязань,2011.
7. Шлыков В.В. Пенитенциарное производство в России ХХ века: историко-правовое исследование// Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. –2012.–No1.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:51