Влияние управления интеллектуальной собственностью на экономический потенциал предпринимательски ориентированных профессиональных спортивных клубов

Хамитов Т.Р.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать:
Хамитов Т.Р. Влияние управления интеллектуальной собственностью на экономический потенциал предпринимательски ориентированных профессиональных спортивных клубов // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 5. – С. 2433-2442. – doi: 10.18334/epp.14.5.120929.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918284

Аннотация:
Инновации и творчество играют важную роль в мире спорта. В спорте услуги по управлению портфелем интеллектуальной собственности (ИС) всегда актуальны. Например, патенты поощряют технологические достижения, улучшающие спортивное оборудование. Авторские права приносят доходы, необходимые болельщикам и вещателям для покрытия дорогостоящих расходов на трансляцию спортивных мероприятий по всему миру. Кроме того, права интеллектуальной собственности (ПИС) составляют основу соглашений о лицензировании и мерчандайзинге, которые в дальнейшем помогают получать доходы для поддержки развития спортивной индустрии. Букмекерские контракты выходят на новый уровень значимости в работе предпринимательски-ориентированных клубов, так как являются основными спонсорами не только лиг, но и самых популярных клубов. Самим клубам для построения своей стратегии необходимо учитывать действующую ситуацию в работе Лиги, которая может быть изменен с помощью частных кейсов.

Ключевые слова: инновации, интеллектуальная собственность, технологические достижения, авторские права, патенты, спонсорский контракт, букмекерская контора

JEL-классификация: О31, О32, О33, O34



Введение

Будучи самым популярным видом спорта в мире, футбол питает индустрию, которая ежегодно приносит миллиарды долларов дохода. Возможности получения коммерческой прибыли от игры выходят далеко за рамки продажи билетов.

На сегодняшний день компании и другие корпоративные агенты готовы извлечь выгоду для продвижения своих товаров и услуг, и создания предложений, которые несколько лет назад были просто немыслимы.

В футбольном бизнесе активы, которые обсуждаются и лицензируются, по сути, нематериальны. Имена, логотипы, гербы, талисманы и другие отличительные знаки являются предметом лицензионных и торговых соглашений. Изображения игр занимают центральное место в весьма прибыльной сфере футбольных трансляций. А использование изображений спортсменов, в свою очередь, оговаривается посредством рекламных контрактов и других спонсорских сделок. Все это представляет собой аспекты интеллектуальной собственности (ИС). Защита этих активов имеет основополагающее значение для всех сторон, участвующих в бизнесе. Именно поэтому футбол и интеллектуальная собственность неразрывно связаны между собой.

Различные права интеллектуальной собственности имеют разное значение в футболе:

Товарные знаки – обеспечивают защиту знаков происхождения, чтобы не вводить потребителей в заблуждение;

Авторское право – защищает оригинальные произведения, обычно художественные, литературные, драматические или музыкальные произведения. Под оригинальностью мы обычно подразумеваем проверку «собственного интеллектуального творчества автора»;

Права на базу данных – отдельное право, защищающее инвестиции в получение, проверку и представление содержимого базы данных. Возникает автоматически при создании;

Патенты – защищают новые продукты или процессы, как правило, в течение 20 лет после подачи заявки и процесса экспертизы (при соблюдении определенных критериев – новые, инновационные, пригодные для промышленного применения, не исключено) [1].

Цель исследования

При проведении исследования появилась необходимость в изучении особенностей в управлении интеллектуальной собственностью в спортивном клубе. Сами объекты интеллектуальной собственности представляют собой рынки не только знаний и труда, но и капитала. Под интеллектуальной собственностью понимают монополию автора на использование своих результатов, полученных в ходе интеллектуальных исследований, а также использование полученных данных третьими лицами исключительно при получении разрешения от владельца [3].

Деятельность профессионального футбольного клуба может выражаться, как вид экономической деятельности, зависящий от результатов высокотехнологичной промышленности, включающей в себя внедрение наукоемкой продукции, изменения в управлении не только бизнес-направлениями, но и нематериальными активами, что отображено на рисунке ниже.

Была выявлена базовая модель управления интеллектуальной собственностью клуба и включает в себя три направления, которые представлены в таблице ниже.

Таблица 1. Управление интеллектуальной собственностью клуба

Управление интеллектуальной собственностью клуба
Промышленная собственность
Закрытая документационная информация
Авторские права
Промышленные образцы и изобретения
Коммерческие секреты в производстве и новинки
Научные программы
Патенты не только на изобретение в игре, но и в обслуживании матча
Тренировочный процесс: селекция клуба
Учебно-методические разработки
Логотип и эмблемы: товарные знаки
Управление брендом, фан-клубом, миссией и философией
Программы для ЭВМ
Источник: составлено автором на основе: [2]

В качестве современных примеров в управлении интеллектуальной собственностью на российском рынке стоит выделить появление «Отдела науки и развития» в футбольном клубе ЦСКА, который стал первым среди всех клубов российского спорта. Клуб занимается не только разработкой новых учебно-методических материалов, но и стимулирует улучшение тренировочного процесса, которое происходит с появлением изобретений. Данные пример является знаковым, так как поворачивает движение модели с вертикальной пути на горизонтальный, когда все три основных направления взаимосвязаны и улучшают друг друга.

Спорт используется высокой степенью лояльности к продукту или бренду, и болельщики вряд ли поменяют любимый клуб из-за плохого результата матча. Потребители товаров для дома имеют огромный выбор и охотно переключают бренды по соображениям цены или качества, в то время как бренд в спорте не меняется преданными болельщиками [10].

Таким образом, целью исследования является изучение влияния процесса управления интеллектуальной собственностью на экономический потенциал предпринимательски-ориентированных профессиональных спортивных клубов.

Материалы и методы исследования

В настоящее время работа клуба направлена на несколько направлений, особенно на управление корпоративным имиджем футбольного клуба, которое включает в себя не только уровень репутации, но и мнение партнеров, болельщиков, СМИ, которое зависит от работы по следующим категориям: информационный портал, бренд, фан-клуб, селекция, трансляция матчей.

Управление клубом тесно связано с улучшением значимости корпоративного имиджа футбольного клуба, где особо отмечаются следующие категории в управлении:

- информационным порталом (миссия, философия клуба, управление знанием);

- брендом (инфраструктурой, стадионом и т. д.);

- фан-клубом;

- селекцией клуба (составы: тренерский, основной, дублирующий);

- трансляцией матчей;

- товарными знаками, фирменными наименованиями (логотипами, эмблемами).

Для изучения спортивного клуба необходимо учитывать работу и приоритеты всей лиги. В 2023 году РПЛ создала стратегию, которая была сформирована с помощью SWOT-анализа, продемонстрированного в таблице ниже.

Таблица 2. SWOT-анализ РПЛ

Недостатки
Снижение не только посещаемости стадионов, но и просмотров по ТВ, что влияет на возможность привлечения новых спонсоров.
Недостатки
Слабый бренд, который не является узнаваемым для жителей всей страны.
Недостатки
Отсутствие собственного бюджета, который мог бы распределяться на развитие
Угрозы
Снижение количества важных и принципиальных матчей
Угрозы
Стремление жителей страны экономить на развлечениях
Угрозы
Отсутствие инструментов для восстановления посещаемости до введения паспорта болельщика.
Угрозы
Уход международных компаний, который вынуждает бороться за российских рекламодателей
Угрозы
Уменьшение государственной поддержки
Угрозы
Необходимость создания нового контента в борьбе за поколение Z.
Сильная сторона
Самая большая доля зрителей в российском спорте
Сильная сторона
Продвинутая инфраструктура у большого количества клубов
Сильная сторона
Появление рекордных контрактов по спонсорам и медиа-правам.
Возможности
Новые заинтересованные в долгосрочном сотрудничестве партнеры
Возможности
Развитие новых продуктов, а также сфер, которые могут быть развиты: медиаконтент, фестивали, сувениры
Возможности
Свободные окна для экспериментов и новых турниров
Источник: составлено автором на основе: [4]

Для развития всей лиги необходимо улучшить уровень вовлеченности каждого клуба. В данном исследовании в качестве примера используется ПФК ЦСКА, который является одним из самых популярных клубов страны.

Что касается общих финансовых результатов, то отчетность клуба за 2022 год отображена на рисунке ниже «рис.1»

Рисунок 1. Финансовый отчет ПФК ЦСКА 2022

Источник: составлено автором на основе: [5]

Бросается увеличение себестоимости продаж в денежном плане, но сокращение в процентном соотношении по сравнению с предыдущим сезоном. Валовая прибыль увеличилась, но все еще находится в отрицательном показателе.

Кроме того, стоит отметить переход части клуба от ВЭБ в компанию «Баланс эссет менеджмент», которая занимается созданием инвестиционного продукта с использованием недвижимости клуба, которая влияет на убытки в отчетности. По новым правилам бухгалтерской отчетности клуб обязан отражать стадион «ВЭБ Арена», который снижается по стоимости в связи с рыночной стоимостью и амортизационными отчислениями. Стадионы у многих клубов в России не находятся на балансе клуба, поэтому данный показатель не является основополагающим для прямого сравнения отчетов в лиге.

Результаты исследования и их обсуждение

Развитие бренда и увеличение численности болельщиков тесно связано со спонсорскими контрактами, которые занимаются не только инвестициями, но и определяют работу клуба, направленную на привлечение зрителей. Футбольные клубы, особенно крупные, постоянно ищут способы укрепить свой бренд, чтобы удовлетворить потребности преданных болельщиков и привлечь новых [8]. Инновационные букмекерские компании создают простые в использовании продукты, а выдающаяся персонализированная ценность создает ведущее предложение для клиентов. Стратегия сосредоточена на победе в трех областях: продукт, ценность и маркетинг.

До 2017 года рынок спонсорских контрактов в России не был связан с букмекерскими конторами, которые сейчас определяют российский спорт. Данные, представленные в таблице ниже, сигнализируют о высоком уровне важности букмекерских контор, которые заинтересованы в спорте для привлечения новых клиентов.

Таблица 3. Примеры взаимодействий букмекерских контор и российского спорта

Команда/Лига
Спонсор
Сумма контракта
Срок контракта
Активности
РПЛ
Винлайн
2,76 млрд
До конца сезона 25-26
Лига супергероев, наружная реклама. Ютуб-шоу, артисты на разогреве, итоговая премия
Спартак
Винлайн
350 млн
До конца сезона 2025/26
Сайт, приложение, призы лучших игроков, перепись болельщиков
Зенит
Винлайн
250 млн
До конца сезона 2022/23
Быстрый проход на стадион, название трибуны
Ак Барс
Винлайн
200 млн
до конца сезона 2024/25
Обновление Арены, мерч с помощью парашютов, коллекция одежды
Кубок России
Фонбет
2,4 млрд
сезон 2022/23
Рост призовых, матч звезд.
КХЛ
Фонбет
1,5 млрд
до конца сезона 2024/25
Студия болельщика, матч звезд, выступление артистов
Динамо
БетБум
1 млрд
до конца сезона 2025/26
Магазин в ГУМе, игровые зоны
Первая Лига
Мелбет
500 млн
до конца сезона 2024/25
Проекты: проход с улыбкой, вторая карьера, цифровая система рекомендаций.
СКА
Лига Ставок
500 млн
до конца сезона 2024/25
Активности на трибунах.
Пари НН
Пари
450 млн
до конца сезона 2024/25 с возможностью продления
Нейминг, шоу дронов, коллекция футболок, Форма с дизайном города
Источник: составлено автором на основе: [6]

Стоит отметить, что только один клуб перешел к неймингу всей структуры, но даже этот факт не дает возможность получить самый выгодный контракт. Кроме того, значительная разниц в контрактах между лигами и отдельными клубами, так как появление на всех матчах лиги дает возможность покрыть большое количество регионов страны. Стоит отметить, что не каждая контора готова к сотрудничеству с каждым клубом, так как все имеют разные ценности и направленность в работе. Разделять одни и те же ценности и согласовывать проекты — это все равно что создавать партнерство, в котором в конечном итоге выигрывает каждая сторона.

Для определения зависимости спорта от букмекерских контор стоит обратить внимание на рисунок ниже «рис.2».

Рисунок 2. Использование центральных мест на футболках для размещения логотипа спонсоров

Источник: составлено автором

Многие клубы размещают несколько спонсоров на футболке, но самые популярные места делятся между букмекерскими и государственными компаниями. В сезоне-2023/24 75% клубов РПЛ реализовали основные места на футболках с помощью букмекерских контор, когда другие четыре клуба разместили логотип государственной корпорации.

Кроме того, стоит отметить стабильное присутствие государственных компаний на футболках «рис.3», а также рост присутствия букмекерских контор, которые появились только в 2017 году, хотя свою основную деятельность начали вести намного раньше.

Рисунок 3. Использование центральных мест на футболках для размещения спонсоров

Источник: составлено автором

После изученного материал выше стоит подробно рассмотреть ПФК ЦСКА, так как он не был представлен в списке самых успешных кейсов сотрудничества спорта и букмекеров. Кроме того, большая часть клуба принадлежит государственной корпорации ВЭБ РФ, которая не направлена на сотрудничество с физическими лицами, поэтому центральное место на футболке было продано в спонсорский пакет букмекерской конторе, которая в этом заинтересована.

Выводы

Сегодня спорт стал настоящим сектором экономики, и его коммерческое значение значительно возросло. Права ИС внесли значительный вклад в этот рост. Профессиональные спортивные клубы и лиги российских спортивных мероприятий тщательно продумывают шаги, которые необходимо предпринять, чтобы оно присоединилось к остальному миру в углублении связи между интеллектуальной собственностью и спортом. Для этого необходимо улучшить использование брендов, реализовать существующие законы об интеллектуальной собственности в спорте и, где это необходимо, создать законы об интеллектуальной собственности, специфичные для спорта. Это создаст стимул для экономического развития различных национальных спортивных ассоциаций/спортивных мероприятий, увеличит индивидуальную прибыль отдельных спортсменов в стране.

Поскольку ценность спортивного бизнеса во всем мире продолжает расти, растут и возможности правообладателей коммерциализировать свою интеллектуальную собственность. Например, недавний всплеск популярности киберспорта и метавселенной могут изменить положение команд и спортсменов [7]. Правообладателям необходимо подумать о том, как лучше всего защитить свои права в этих новых и незнакомых условиях. Например, при рассмотрении вопроса о ребрендинге или запуске нового продукта правообладатели в спортивной индустрии должны учитывать следующее:

виды активов интеллектуальной собственности, которые могут быть применимы в их деятельности;

ключевые территории, где они планируют использовать свою интеллектуальную собственность в краткосрочной и среднесрочной перспективе;

важность проведения проверок на получение разрешения на интеллектуальную собственность и обращения за советом к экспертам перед запуском нового продукта или услуги.


Источники:

1. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Управление интеллектуальной собственностью. / Учебное пособие. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 132 c.
2. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Управление интеллектуальной собственностью в футбольных клубах: техники стратегии и тактики (на примере муниципального учреждения ФК «Рубин») // Актуальные проблемы экономики и права. – 2014. – № 2. – c. 31-42.
3. Калятин В.О. Право интеллектуальной собственности. Правовое регулирование баз данных. - М.: Издательство Юрайт, 2017. – 186 c.
4. РПЛ разработала стратегию-2027 с токенами и индексом удовлетворенности. Sportrbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sportrbc.ru/news/6491b7789a794750201f75ad?from=copyhttps://sportrbc.ru/news/6491b7789a794750201f75ad.
5. Финансовая активность АО «ПФК ЦСКА». Tinkoff.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tinkoff.ru/business/contractor/legal/1027739880893/financial-statements/.
6. Десять крупнейших букмекерских контрактов в российском спорте. Vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/sport/football/articles/2023/07/04/983619-10-krupneishih-bukmekerskih-kontraktov-v-rossiiskom-sporte.
7. Trademark and ip toolkit. Inta.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.inta.org/wp-content/uploads/public-files/perspectives/industry-research/WFS_TOOLKIT_120522.pdf.
8. Toma S.G., Catana S. The value of brand in the football industry // Annals - Economy Series, Constantin Brancusi University, Faculty of Economics. – 2021. – p. 27-31.
9. Tantalo C., Priem R.L. Value creation through stakeholder synergy // Strategic Management Journal. – 2016. – № 2. – p. 314-329. – doi: 10.1002/smj.2337.
10. The special features of sport: A critical revisit. Sciencedirect.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1441352309000692.
11. Entertainment plc Annual Report & Accounts 2022. Flutter.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.flutter.com/media/pzuc0n0y/flutter-entertainment-plc-annual-report-accounts-2022.pdf.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:09:06