Механизмы гармонизации интересов субъектов корпоративных отношений и разрешения проблем развития российских корпораций
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 24
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (84), Декабрь 2013
Цитировать:
Ланская Д.В. Механизмы гармонизации интересов субъектов корпоративных отношений и разрешения проблем развития российских корпораций // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 12. – С. 126-132.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034648
Цитирований: 24 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассматриваются противоречия, порождающие проблемы современной корпорации, и способы их разрешения, анализируются эволюция базовых институтов (власти и собственности) корпорации, трансформация института власти корпорации, механизмы развития корпорации на основе гармонизации интересов субъектов корпоративных отношений и построения конфигурации капиталов.Ставится проблема построения эффективной конфигурации капиталов (капиталограммы), адекватной системе действующих стратегий развития корпорации. Формулируется гипотеза исследований.
Ключевые слова: информационные технологии, инвестиции, человеческий капитал, экономика знаний, корпорация, институты развития, фиктивный капитал, совет директоров, действительный капитал, корпоративная собственность, конфигурация капиталов, объектная и субъектная структура корпорации¸ потребности, ядро капиталов
Вектор эволюции совета директоров компании и механизмов согласования интересов субъектов корпоративной собственности базируется на их экономической и другой гармонизации, одной из направлений которой выступает построение эффективных капиталограмм.
Трансформация базовых институтов корпорации
В основе институциональной структуры любой экономической системы лежат два фундаментальных института – власть и собственность.
Противоположность института собственности и института власти задает исходный пункт и общую направленность процесса формирования всей институциональной структуры корпорации. На наш взгляд, формирование такой институциональной структуры должно исходить из следующего методологического алгоритма:институт, прежде всего, должен быть «прописан» в сложившейся системе экономических отношений, соотнесен с уже имеющимися организациями и действующими нормами. В этом отношении фундаментальный институт корпоративной собственности еще далеко не сформирован. Его границы сводятся к упоминанию в учредительных документах корпорации количественных пределов тех или иных сделок с корпоративным имуществом, соответствующих полномочиям исполнительного органа, совета директоров и т.п. Для устойчивого и эффективного взаимодействия корпоративных власти и собственности необходим генерирующий тип воспроизводства отношений корпоративной собственности.
Корпоративная собственность, поскольку она отчуждена от процесса воспроизводства и включена в циклическое движение с целью передела формальных прав собственности на основании предъявленных полномочий власти, характеризуется неразвитостью своей внутренней структуры.
Корпорации, действующие в экономике знаний, демонстрируют трансформацию института власти. Изменяется само основание власти – им становится знание [4]. Э. Тоффлер следующим образом характеризует трансформацию института власти в экономике, основанной на знаниях: «Внутри крупных корпораций служащие приобретают доступ к знаниям, некогда монополизированным руководящей администрацией. И поскольку знания перераспределяются, то же самое происходит и с властью, на них основанной» [10].
Знания, воплощенные в человеческом капитале техноструктуры, становятся основанием не только для власти внутри корпорации, но и для общего рыночного успеха корпоративного бизнеса. Вместе с тем они порождают проблему закрепления техноструктуры в составе корпорации.
Техноструктура обеспечивает устойчивость системы корпорации и ее способность адаптироваться к переменам.
Инвестиции в человеческий капитал техноструктуры осуществляются одновременно из нескольких источников (бюджетных, корпоративных, публичных и частных), а совокупный результат их принадлежит носителям человеческого капитала: менеджерам, специалистам, консультантам и т.п. Владельцы человеческого капитала свободны в своем выборе и могут выйти за рамки корпоративных отношений, если последние не обеспечивают их интересы [4, 7, 8].
Владельцы интеллектуального человеческого капитала должны взаимодействовать с корпорацией на основе длительных контрактов, учитывающих масштабы и специфику источников инвестиций в развитие такого рода капитала. Чем больше объем корпоративных инвестиций, тем больше должны быть сроки действия контрактов с представителями техноструктуры. Если данное условие соблюдается, то формируется особый механизм взаимной защиты интересов корпорации в целом как инвестора в развитие человеческого капитала и представителя техноструктуры как владельца (владельцев) данного капитала. В случае возникновения конфликта интересов двух указанных выше сторон корпорация осуществляет продажу контракта уходящего из ее состава представителя техноструктуры и тем самым возвращает себе ранее инвестированные ресурсы.
Власть, основанная на знании, должна эффективно комбинировать ресурсы администрирования, управления финансовыми потоками и управления потоками новой информации [12].
Одним из первых на проблему несоответствия между материальными активами, которые отражаются в балансе; и нематериальными (воплощенными в знании), которые не находят отражения в балансе, но оказывают существенное влияние на стоимость компаний обратил внимание Л. Барух.
Обязанностью совета директоров является обеспечение полноты и достоверности представляемой акционерам информации и пресечение любых попыток со стороны исполнительного органа ввести в заблуждение пользователей.
Представляется, что совет директоров должен обладать специальной информационно-аналитической инфраструктурой, например, службой стратегического контроллинга [4, 11], обеспечивающей его адекватной информацией и независимыми системными оценками (рисунок 1).
Механизмы развития корпорации через формирование конфигурации капиталов
Механизм развития корпорации и расширенного воспроизводства человеческого капитала основывается на методологических принципах гармонизации экономических отношений и интересов их субъектов, а также вариантов развития вертикали власти корпорации [4].
В практике деятельности корпорации нашли применение следующие варианты развития вертикали власти:
- технологически обусловленный вариант (по технологическим переделам исходного ресурса с добавлением все более сложных этапов, например, ОАО «Ростелеком» к сети телефонной связи добавляются сети подвижной (мобильной) и спутниковой связи, интернет и т.д. Это разные технологические цепи, но есть общий многомерный мегабизнес-процесс, стратегические соответствия между которыми неравномерны);
- виртуально-технологический вариант, когда к одному виду бизнеса добавляются несвязанные с ним и технологически, и организационно, и информационно, и институционально поддерживающие его виды бизнеса (например, ОАО «Мечел»);
- виртуальный, когда связи между различными видами бизнеса в структуре корпорации носят финансовый характер (например, ОАО «Базовый элемент» – между отделениями нет технологической связи и стратегических соответствий);
- ментальный, базирующийся на единстве взглядов и видения проблем бизнеса и на включении в единый поток знания (например, «КонсультантПлюс»).
Особенность предлагаемой структуры капиталов корпорации заключается в формировании в ней некоторых конфигураций [9] капиталов (капиталограмм), представляющих собой «решетки», состоящие из:
- «ядра» капиталов, включающего материальную компоненту, финансовый, человеческий и технологический капиталы;
- «бахромы» или обрамления «ядра»из капиталов виртуальной компоненты: рыночного (клиентского), инновационного, социального, организационного и структурного капиталов;
- средовых капиталов, что образуют сферуиз ментального, культурного, информационного, интеллектуального и институционального капиталов.
Под капиталограммой мы понимаем эффективную комбинацию вещественной компоненты и финансового капитала и виртуальной компоненты (нематериальных видов капиталов), а также социально-коммуникативных связей, институтов (норм, традиций, процедур), организации (опыт, культура, модели), создаваемых при активном участии человеческого и особой роли интеллектуального капитала, лежащих в основании вертикали власти и конкурентных преимуществ корпорации (рис. 1).
В результате использования капиталограмм в бизнесе получается бизнес-структура с явными признаками гармоничности всего множества как внутренних процессов функционирования, так и внешних воздействий. Именно за счет гармоничности возникает эффект создания того нового свойства, которого раньше не было, но которое обеспечивает на рынке несомненные преимущества перед конкурентами. Оказывается, что если соединить и согласовать эти составные части в единую гармоничную структуру, то как следствиевозрастает «иммунитет»корпорации по отношению к внешним и внутренним разрушительным факторам.
Гармонизация отношений субъектов корпоративных отношений и капиталов формирует качественно новые условия функционирования и развития корпораций.
Вывод
Формирование гармоничной капиталограммы, состоящей из вещественной, виртуальной и средовой компонент и имеющей различную топологию,создает условия для разрешения противоречий и решения проблем в современной корпорации, гармонизации корпоративных отношений, что в конечном счетеприведет к повышению качествауправленческих решений и создаст условия для снижения вероятности наступления кризисных явлений в деятельности корпораций.
Внастоящее время исследовательские усилия сосредоточены на разработке технологии синтеза капиталограмм (топологии, структурного состава, критериев гармоничности и др.).
Источники:
2. Гэлбрейт Дж. К. Экономические идеи и цели общества. – М.: Прогресс, 1979.
3. Ермоленко А.А. Интегральный субъект в лице современной России // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2008. – Том 6. – № 4.
4. Ермоленко В.В. Интеллектуальный человеческий капитал в обеспечении принятия уникальных управленческих решений в корпорации: теория, методология и инструменты. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012.
5. Кастельс М. Информационная экономика: экономика, общество и культура/Под ред. О.И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.
6. Клейнер Г.Б. Стратегия системной гармонизации экономики России // Экономические стратегии. 2008. – №№5– 6 [Электронный ресурс]. // http://www.kleiner.ru/arpab/0008.html (дата обращения: 01.08.2013).
7.Константинов Г.Н. К экономике знаний [Электронный ресурс] // http://www.veshk.ru/press/publications/ showOne/24/1/ (дата обращения: 01.10. 2013).
8.Мау В. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики, 2012. – №7.
9.Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации/Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2002.
10. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – М.: АСТ, 2003.
11. Фалько С.Г. Контроллинг: Учебник / А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова; под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. – М.: Финансы и статистика, 2006.
12.Экономика, основанная на знаниях: Учебное пособие/ Под общ. ред. А.Л. Гапоненко. – М.:РАГС, 2006.
13.Investor Opinion Survey on Corporate Governance. London: McKinsey&Company, June 2000.
Страница обновлена: 17.07.2024 в 12:33:36