«Город науки» как имидж постиндустриального города
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (52), Апрель 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15619463
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Маркетинг территорий в постиндустриальном периоде есть важный элемент экономического развития. Автором исследуются механизмы продвижения постиндустриальных городов как «городов науки». Популяризация науки происходит не столько с целью повысить образование населения, сколько с целью расширить за счет научной сферы спектр желаний городских жителей как потенциальных потребителей.
Ключевые слова: креативность, экономика знаний, имидж, территория, стратегия продвижения, маркетинг территории, маркетинг города, город науки, постиндустриальный город
В постиндустриальной экономике значительное число больших и малых городов мира выбирают новую маркетинговую стратегию и выстраивают имидж конкурентоспособного «города знаний» или «города науки». Речь при этом идет не обязательно о наукоградах в традиционном смысле, развивающих наукоемкие отрасли, а просто о постиндустриальных городах, в которых наука рассматривается как фактор местной экономики и как основа экономического процветания региона [Heßler, 2007].
«Города науки»
Идея «города науки» заключается в эффективном менеджменте локально представленных имиджевых, интеллектуальных, финансовых, материальных и иных ресурсов, связанных с научной сферой [Carillo, 2005; Hohn/Meyer, 2010]. В «городах науки» целенаправленно поддерживаются и развиваются контакты вузов и исследовательских центров с бизнесом, представителями власти, деятелями культуры и широкой общественностью с целью продвижения образа города, развивающегося благодаря научным знаниям. Наука и образование становятся ключевыми факторами долгосрочных перспектив развития города или региона и определяют как идеальную стратегическую цель, так и шаги на пути к ее достижению.
«Город науки» стремится к продвижению научной культуры для того, чтобы, с одной стороны, стимулировать креативность собственных жителей, информировать их о научных возможностях, представленных в городе в теории и прикладных аспектах, и формировать круг потребителей этих возможностей внутри своего региона. С другой стороны, «город науки» конкурирует с другими муниципальными образованиями, избравшими тот же путь собственного продвижения внутри страны и за ее пределами, за туристические, финансовые и информационные потоки. Сферами конкурентной борьбы при этом становятся:
а) качество локальной культуры (ее уникальность, живость, этническое разнообразие, социальная толерантность);
б) насыщенный рынок труда (рабочие места и дополнительные возможности для работников наукоемких отраслей);
в) локальные инфраструктурные объекты и привлекательные для работников наукоемких отраслей возможности досуга (развлекательные мероприятия, спортивный и культурный досуг и т.п.) [Martinez, 2005].
В «городах науки» на первый план выходят взаимоотношения науки и города, городских жителей.
Эти взаимоотношения простираются от преобладающей социальной стратификации до традиций непосредственных контактов ученых и населения, а также от потенциальных выгод, которые город может предложить науке, до имиджевых и экономических преимуществ, которые наука может обеспечить городу. Продвижение города как «города науки» позволяет провести инвентаризацию научных ресурсов и возможностей, осознать сильные и слабые стороны региона, создать контактные сети между наукой, экономикой, муниципалитетами и культурой.
Научные знания и городская среда
«Города науки» стремятся сделать научные знания частью повседневной культуры, поэтому потенциал взаимопроникновения научной и городской среды рассматривается в разных плоскостях. Например, само архитектурное пространство города говорит о месте науки в обществе, о том, каким образом генерируются знания и какие знания приветствуются.
Общественные предпочтения отражаются в конкретных зданиях, помещениях и территориальном планировании так же, как и в культивировании тех или иных научных отраслей.
Так, социальное и коммуникативное поле проявляется в географическом пространстве в преобладании удобных/неудобных для социального общения мест, в том, для каких участников общения организованы эти места и с какой целью они используются [Heßler, 2007]. Кроме социального и коммуникативного поля, большое значение имеет и поле символов, связанное с ценностными представлениями жителей и являющееся ключевым для городской идентичности [Визгалов, 2008].
Повседневный пласт научной культуры проявляет себя в «городах науки» в потоках идей, теорий, научных работ и в перемещении научных кадров. При этом имеют значение не столько конкретные маршруты, сколько технические, социальные и политические возможности трансфера [Heßler, 2007].
Особое значение в «городах науки» приобретают места, в которых знания генерируются, накапливаются, трансформируются и передаются другим через обучение. Сюда относятся, с одной стороны, традиционные учреждения (музеи, библиотеки, университеты и научные центры и т.п.), а с другой – сообщества любителей, клубы по интересам и другие источники производства «неформальных» знаний.
Что касается технической оснащенности «города науки», то одной из его ключевых характеристик является недорогой доступ к коммуникационным сетям и широкополосному Интернету и наличие регулярно обновляемых порталов общественно релевантной информации с дружественным интерфейсом [ср. Ergazakis et al., 2005].
Стратегически продвижение научной культуры в массы проходит по следующим линиям:
• от научного монолога к диалогу с широкой общественностью;
• от теоретизирования к практическому опыту;
• от «сухих» фактов к занимательной и развлекательной презентации.
Решающим фактором в успешном продвижении «городов науки» является поддержка со стороны политических институтов, так как от политических решений зависит распределение городских финансовых потоков. Поскольку научные работники слабо представлены в руководящих структурах, то для налаживания контактов между наукой, политикой и бизнесом целесообразно подключать маркетинговые либо пиар-агентства [Hohn/Mayer, 2010].
Билефельд – «город знаний»
В качестве примера рассмотрим кампанию продвижения германского города Билефельда как «города знаний». Несмотря на то, что это небольшой город и не мировой научный центр, стратегия по продвижению выбранного имиджа является достаточно успешной.
Билефельд – университетский город с почти 800-летней историей и населением в 330 тыс. жителей (среди которых 30 тыс. – студенты) на территории федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. Университет был основан в 1968 г., кроме него есть 6 высших учебных заведений и филиал Высшей церковной школы г. Вупперталь/Бетель.
Маркетингом города в Билефельде занимается подрядная организация «Bielefeld Marketing GmbH», в рамках которой с 2008 года существует «Бюро по науке» для продвижения научного потенциала Билефельда.
Маркетинговое агентство Билефельда действует на основе договора с городской администрацией и финансируется из городского бюджета. «Бюро по науке» видит свою миссию в создании привлекательного образа университетского города за счет открытия новых научных возможностей в городе для студентов, научных кадров и городских жителей, а также за счет выстраивания связей между наукой и городским управлением, экономикой и культурой.
Конкурентами Билефельда в сфере продвижения «городов науки» являются в настоящее время десятки университетских городов Германии и других стран с численностью студентов от 30 до 50 тыс. человек. Численность всего городского населения и площадь городов в данном случае не имеют решающего значения, но для налаживания связей между различными научными, культурными, экономическими и административными учреждениями небольшие города обладают преимуществом в связи с обозримостью числа релевантных учреждений и большей простотой манипулирования городским пространством. В то же время небольшие города испытывают трудности с диверсификацией и быстрой сменой культурного предложения, с объемами финансирования, а также не всегда имеют резерв сильных сторон (например, в экологии, медицине, высоких технологиях и т.д.) для выстраивания привлекательного имиджа [ср. Hohn/Mayer, 2010].
Мероприятия по продвижению Билефельда как «города науки» включают разовые и регулярные события с целью популяризации научной культуры, медиа- и интернет-присутствие, участие в выставках и конкурсах, выпуск рекламно-имиджевой продукции и установление связей с представителями власти, культуры и экономики. Одним из главных событий является фестиваль науки «GENIALE» под девизом «Станьте умнее!». Мероприятие продолжительностью в одну неделю представляет собой проект институтов и культурно-досуговых учреждений Билефельда. Вся территория города превращается в институтский кампус, улицы и площади в лаборатории, а музеи в исследовательские центры.
Фестиваль «GENIALE» проходит при финансовой поддержке Евросоюза и Министерства экономики земли Северный Рейн-Вестфалия.
В рамках стратегического продвижения города как «города науки» Билефельд в 2010 г. принял участие в общегерманском конкурсе за звание «Города науки2011» и занял 2-е место с призовым фондом в 50 тыс. евро. Выступив вполне успешно в конкурентной борьбе с более чем 30 претендентами, Билефельд показал, что в постиндустриальном периоде благодаря креативности прекрасные шансы имеют и небольшие города с ограниченными материальными ресурсами.
Вывод
В заключение еще раз подчеркнем, что «города науки» не обязательно представляют собой наукограды, но они всегда ориентированы на продвижение науки в массы. При этом популяризация науки происходит не столько с целью повысить образование населения, сколько с целью расширить за счет научной сферы спектр желаний городских жителей как потенциальных потребителей.
Источники:
2. Carrillo F.J., editor. Knowledge Cities: approaches, experiences and perspectives. – Publisher: Butterworth-Heinemann, 2005.
3. Ergazakis K., Metaxiotis K., Psarras J. An Emerging Pattern of Successful Knowledge Cities Main Features // Carrillo F.J., editor. Knowledge Cities: approaches, experiences and perspectives. – Publisher: Butterworth-Heinemann, 2005.
4. Heßler M. Die kreative Stadt: Zur Neuerfindung eines Topos. – Verlag [transkript], 2007.
5. Hohn. S., Meyer C. Erforschung der positiven Effekte der Netzwerkbildung bei Kommunen, die am Wettbewerb «Stadt der Wissenschaft» teilgenommen haben. Evaluationsbericht. – FH Osnabrück, 2010. – [Электронный ресурс] // http://www.stadtder-wissenschaft.de/pdf/stadt_der_wissenschaft_evaluationsbericht.pdf>
6. Martinez S.D. A Comparative Framework for Knowledge Cities // Carrillo F.J., editor. Knowledge Cities: approaches, experiences and perspectives. – Publisher: Butterworth-Heinemann, 2005.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 07:03:33